70865

Методика организации коллективно-творческого дела

Лекция

Педагогика и дидактика

Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...

Русский

2014-10-28

18.83 KB

1 чел.

Лекция № 12

Методика организации КТД.

Хотелось бы сразу отметить, что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики, поэтому в ДОЛ используются, как правило, хоть широко и часто, но лишь отдельные техники КТД. (что пока частично рассмотрено в КТД в ДОЛ).

Исключениями могут быть отдельные случаи профильных смен, костяк детского коллектива которых составляют сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с традициями методики КТД.

Оптимальна же КТД, возможно, как методика для детских организаций с постоянным детским коллективом в условиях системной методики “длительной игры” (по И.Н. Жукову), но не обойдем вниманием суть методики КТД и здесь, приведя общее описание. Итак...

Организуется таким образом, чтобы:

  1.  предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;
  2.  организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель;
  3.  чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Коллективно-творческое дело это:

  1.  дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
  2.  коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;
  3.  коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Какие бывают КТД? По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

  1.  организаторские;
  2.  общественно-политические;
  3.  познавательные;
  4.  трудовые;
  5.  художественные;
  6.  спортивные.


Кратко. Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Шестая стадия – ближайшее последействие.

ОТРЯДНОЕ ДЕЛО

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. .Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять?

Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают школ, самый оптимальный выход - это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, мероприятие мероприятию рознь. Есть мероприятия, которые дети не любят. Потому что они скучные, нудные, неинтересные, примитивные, тусклые, пустые, глупые, убогие, банальные, бессмысленные и т. д. Есть отрядные дела, которые детям нравятся. Потому что они веселые, интересные, познавательные, шумные, умные, душевные, смешные, яркие, симпатичные, оригинальные и т. д. Конечно, не нравящиеся детям мероприятия лучше не проводить, лучше проводить те, которые им нравятся. В этом разделе нашей записной книжки, мы хотим вас познакомить с разными видами отрядных дел и особенностями их проведения.

Необходимость проведения тематических дней в лагере

Работа с детьми, а особенно в летний период, когда они расслаблены и настроены на отдых, заставляет следовать определенным правилам и нормам. Каждый вожатый и опытный педагог знают, что летний лагерь призван не только оздоравливать детей, но и раскрывать их таланты, помогать самоутвердиться и самореализоваться. Далеко не все знают, какие таланты, умения и навыки скрыты внутри у каждого ребенка. Многим необходимо предметно показать, как жить в большом коллективе, цену дружбы, общественного труда и своей пользы для общества. 
Ведь если пустить времяпровождение в лагере на самотек, то не долог тот час, когда в детях проснется однообразье и скука, а отсюда и «полезет» хулиганство, пошлость, грубость, лень и равнодушие.  
Конечно этого можно и нужно избегать, проявляя в полной силе все свое мастерство, находчивость, опыт и умение работать с детьми. 
Воспитатель или вожатый способен не только удивить ребенка, но и вдохновить его на новые творческие успехи. 
Правильное планирование работы поможет вам разработать разнообразные модели организации жизнедеятельности детей (тематические дни), которые должны включать в себя проблемы, актуальность и содержательную часть. 
Тематика таких дней разнообразна, как и их сценарии: 
- интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги)
- творческая (концерты, конкурс, конференции, круглый столы) 
- трудовая (труддесанты, общественная работа) 
- спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)
Разработка содержания основана на  учете многих факторов. Таких как возрастная категория подопечных, разнополость или однополость, характер пребывания в лагере (круглосуточный, дневной). 

Организация досуговой деятельности.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1302. 30-квартирний житловий будинок 59.5 KB
  Проект на тему 30-квартирний житловий будинок виконаний згідно завдання, виданого кафедрою Архітектура будівель і містобудування, і з урахуванням вимог модульної координації роз-мірів у будинку, санітарних і протипожежних норм, а також враховані норми проектування за видами будинків і вимоги ЕБКД і СПДБ.
1303. Психологічні основи прийняття управлінських рішень керівниками освітніх організацій 83 KB
  Зміст і головні етапи прийняття управлінських рішень керівниками освітніх організацій. Чинники, які впливають на процес прийняття управлінських рішень керівниками освітніх організацій. Вимоги до прийняття управлінських рішень керівниками освітніх організацій. Колегіальний підхід до прийняття управлінських рішень керівниками освітніх організацій.
1304. Роль доврачебной помощи при несчастных случаях. Организация работ при возникновении ЧС 72 KB
  Оказание ПМП в очагах ЧС. Опыт и проблемы ликвидации ЧС системой ГО. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Основные мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени.
1305. Сенсорне сприйняття при дегустації 70 KB
  Диференціальний поріг та поріг насичення. Сутність та застосування методів парних, двопарних, трикутних порівнянь еталонів. Дегустація, експерт, споживацькі дослідження, сприятливість. Поясніть явища антагонізм, синергізм, маскування відчуттів.
1306. Динамика вырубки лесного массива 65.5 KB
  Анализ количественных закономерностей входящего потока. Плотность распределения ежегодный вырубки лесного массива. Данные для исследования были получены по официальной отчётности вырубки, направляемой в министерство промышленности.
1307. Теория материаловедение 118 KB
  Основные группы радиоматериалов. Требования, которые должны удовлетворять радиоматериалы. Классификация диэлектрических материалов. Структура звена полимера (молекулярные, элементарные звенья). Агрегатные и фазовые состояния полимеров. Физические (релаксационные состояния полимеров).
1308. Основы психологии 121.5 KB
  Предмет, объект, этапы развития психологии. Просоциальное и асоциальное поведения. Механизмы неправильного воспитания детей в семье. Психика, сознание и деятельность, их структура и функции. Основные теоретические подходы к воспитанию.
1309. Создание и использование макросов 48.5 KB
  Макрос (макрокоманда) представляет собой процедуру на языку VBA, в которой содержится запись последовательности команд или операций, выполняемых в Excel. Просмотр, редактирование и переименование макросов. Создание панели инструментов и меню пользователя. Назначение макроса графическому объекту и кнопке
1310. Числовые характеристики случайных величин 73 KB
  Математическое ожидание. Формула для вычисления математического ожидания случайной величины по плотности распределения. Дисперсией случайной величины. Среднеквадратическое отклонение случайной величины.