70865

Методика организации коллективно-творческого дела

Лекция

Педагогика и дидактика

Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...

Русский

2014-10-28

18.83 KB

1 чел.

Лекция № 12

Методика организации КТД.

Хотелось бы сразу отметить, что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики, поэтому в ДОЛ используются, как правило, хоть широко и часто, но лишь отдельные техники КТД. (что пока частично рассмотрено в КТД в ДОЛ).

Исключениями могут быть отдельные случаи профильных смен, костяк детского коллектива которых составляют сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с традициями методики КТД.

Оптимальна же КТД, возможно, как методика для детских организаций с постоянным детским коллективом в условиях системной методики “длительной игры” (по И.Н. Жукову), но не обойдем вниманием суть методики КТД и здесь, приведя общее описание. Итак...

Организуется таким образом, чтобы:

  1.  предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;
  2.  организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель;
  3.  чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Коллективно-творческое дело это:

  1.  дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
  2.  коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;
  3.  коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Какие бывают КТД? По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

  1.  организаторские;
  2.  общественно-политические;
  3.  познавательные;
  4.  трудовые;
  5.  художественные;
  6.  спортивные.


Кратко. Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Шестая стадия – ближайшее последействие.

ОТРЯДНОЕ ДЕЛО

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. .Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять?

Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают школ, самый оптимальный выход - это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, мероприятие мероприятию рознь. Есть мероприятия, которые дети не любят. Потому что они скучные, нудные, неинтересные, примитивные, тусклые, пустые, глупые, убогие, банальные, бессмысленные и т. д. Есть отрядные дела, которые детям нравятся. Потому что они веселые, интересные, познавательные, шумные, умные, душевные, смешные, яркие, симпатичные, оригинальные и т. д. Конечно, не нравящиеся детям мероприятия лучше не проводить, лучше проводить те, которые им нравятся. В этом разделе нашей записной книжки, мы хотим вас познакомить с разными видами отрядных дел и особенностями их проведения.

Необходимость проведения тематических дней в лагере

Работа с детьми, а особенно в летний период, когда они расслаблены и настроены на отдых, заставляет следовать определенным правилам и нормам. Каждый вожатый и опытный педагог знают, что летний лагерь призван не только оздоравливать детей, но и раскрывать их таланты, помогать самоутвердиться и самореализоваться. Далеко не все знают, какие таланты, умения и навыки скрыты внутри у каждого ребенка. Многим необходимо предметно показать, как жить в большом коллективе, цену дружбы, общественного труда и своей пользы для общества. 
Ведь если пустить времяпровождение в лагере на самотек, то не долог тот час, когда в детях проснется однообразье и скука, а отсюда и «полезет» хулиганство, пошлость, грубость, лень и равнодушие.  
Конечно этого можно и нужно избегать, проявляя в полной силе все свое мастерство, находчивость, опыт и умение работать с детьми. 
Воспитатель или вожатый способен не только удивить ребенка, но и вдохновить его на новые творческие успехи. 
Правильное планирование работы поможет вам разработать разнообразные модели организации жизнедеятельности детей (тематические дни), которые должны включать в себя проблемы, актуальность и содержательную часть. 
Тематика таких дней разнообразна, как и их сценарии: 
- интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги)
- творческая (концерты, конкурс, конференции, круглый столы) 
- трудовая (труддесанты, общественная работа) 
- спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)
Разработка содержания основана на  учете многих факторов. Таких как возрастная категория подопечных, разнополость или однополость, характер пребывания в лагере (круглосуточный, дневной). 

Организация досуговой деятельности.

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.