70871

Основы диагностики и наблюдения

Лекция

Педагогика и дидактика

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии.

Русский

2014-10-28

20.35 KB

0 чел.

Лекция № 6

Основы диагностики и наблюдения.

Социометрия.

 Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии. Предложенные ниже варианты социометрии и опросников апробированы не на одной смене и показали, что имеют право на существование и применение. Если они вам понравятся, вы можете использовать их в своей работе.
   Коллектив, группа - это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается коллектив. Каждый его член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе групповых и межличностных отношений. Для более глубокого понимания межличностных отношений в коллективе мы предлагаем провести социометрию.

    Социометрия - метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.
    В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

  1.  Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
  2.  С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
  3.  С кем бы вы хотели жить в одной палате?

  Для обработки результатов строится следующая таблица:

Фамилия

1

2

3

4

...

25

1.

Петров В.

 

2

1

3

 

1

2.

Иванов Ф.

2

 

2

2

 

2

3.

Сидоров В.

1

1

 

1

 

 

4.

Захаров С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Кириллов И.

3

3

2

 

 

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 - выбор пал два раза, 3 - выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.
   После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.
     1 зона - зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)
     2 зона - зона «предпочтения» (статус выше среднего)
     3 зона - зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)
     4 зона - зона «изолированных»
   Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.
   Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик - фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

Рисуночные тесты.

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. Это позволяет оценивать развитие человека с помощью рисуночных тестов. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне переживаний, представлений, стремлений и т.д. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.
Очень важно, что рисуночные тесты изображают, в первую очередь, не сознательные установки, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представить в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
   Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
   Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов. Эти тесты дают лишь основание для обоснованных предположений. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя – тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.

Огоньки

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька

Участники удобно устроены в кругу,

Наличие живого огня (обычно в центре круга)

Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

Необходимый эмоциональный настрой

Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона

Тема огонька актуальна для большинства участников

Возможно наличие своих традиций огонька

Дети и вожатые должны выполнять законы:

Когда говорит один - все молчат.

Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

Закон свободного микрофона.

Все сказанное на свече не должно "выноситься" за его пределы.

Огонек - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

Через центр круга переходить нельзя.

Подготовка к "огоньку" включает в себя:

личная подготовка вожатого;

подготовка отряда;

Прежде всего, вожатый ставит перед собой вопрос: "Что я хочу от сегодняшнего "огонька"? Чему научит сегодняшний "огонек" моих ребят?

Следующий этап - "Какова будет основная идея сегодняшнего "огонька"? После этого вожатый спрашивает себя: "Каково мое собственное отношение к данному делу, поступку... Чем я буду аргументировать. Только сформулировав свою собственную позицию, вожатый переходит к разработке чисто технической части "огонька" "Кому я сегодня задам вопросы"? Какие? На кого сегодня буду опираться? и т.п./ На "огоньке" вожатый может смело пользоваться дневником или записной книжкой, заглядывая туда, цитируя и т.д. Из опыта известно, что дети всегда правильно это понимают, это создает рабочий настрой, помогает вожатому избежать общих фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов. "Огонек"- это акт общения взрослого /вожатого/ и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении "огонька", как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого.

Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом.

Следующий этап подготовки отряда.

Готовит отряд к "огоньку" вожатый весь день. В точение дня вожатый тактично, как бы невзначай, говорит, обращаясь то к одному то к другому ребенку: видишь - это новое и интересное - скажи об этом на "огоньке", ладно? А то я забуду, или еще что, а у тебя хорошо получится, договорились?

Если к вожатому обращается с жалобой или предложением кто-либо, то он (если позволяет ситуация) отвечает: "Хорошо, я согласен с тобой, но давай это обсудим на "огоньке" или "Мне это тоже не нравиться, но скажи-ка, ты сегодня об этом на "огоньке", ладна? Результат не замедлит сказаться. Дети начнут видеть мир, рассуждать иногда вслух: "А. я, вот об этом скажу сегодня на "огоньке".

Виды:

Знакомства

Конфликтный

Адаптации

Анализа

Тематический, и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18971. Кодексы профессионального поведения и этики ПР-специалиста 55.5 KB
  Кодексы профессионального поведения и этики ПРспециалиста Для такой специфической доверительной основанной на межличностных отношениях сферы как ПР законодательных норм бывает недостаточно. В практике ПР нередко возникают немалые противоречия между целью и эт
18972. Эффективность рекламы и связей с общественностью 101.5 KB
  Эффективность рекламы и связей с общественностью Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах идеях и начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределённого круга лиц и ...
18973. Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций 60.5 KB
  Создание и управление комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций ИМК комплекс объединяющий средства коммуникации от рекламы до упаковки позволяющее с согласованными и убедительными сообщениями обратиться к целевой аудитории. Цель: объединить разрозн...
18974. Принципы формирования, цели и задачи бренда 53 KB
  Принципы формирования цели и задачи бренда Брэнд это название термин символ или дизайн либо комбинация всех этих понятий обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя либо группы производителей и выделяющие его среди товаров
18975. Фирменный стиль: понятие и содержание 40 KB
  Фирменный стиль: понятие и содержание Фирменный стиль это совокупность устойчиво воспроизводимых отличительных характеристик общения манер поведения традиций свойственных фирме позиционирующих ее в коммуникационном пространстве современной экономики. Фирменны...
18976. Содержание организационной (корпоративной) культуры предприятия 52 KB
  Содержание организационной корпоративной культуры предприятия Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем что организации как и нации имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами близкими по смыс...
18977. Лоббизм – эффективная ПР-технология 170.5 KB
  Лоббизм – эффективная ПРтехнология Лоббирование это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Термин происходит от английского Lobby коридор так как попытки давления на законодателей часто проводились в коридорах связанных с зако...
18978. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 128 KB
  ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ Вся информация в ЭВМ представляется в виде чисел. Выразив эти числа в какой-либо системе счисления можно получить код основанный на данной системе счисления. Для пон...
18979. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ 188 KB
  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Поскольку байт имеет 256 различных состояний то с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. Состояние байта числа от 0 до 25510 или 0 до 3778 или от 0 до FF16 при этом будет представля