70884

Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в классе; демократия и дисциплина

Лекция

Психология и эзотерика

Студенты будут изучать то что они хотят знать и будут иметь трудности в усвоении материала который им не интересен. Студенты учатся все время то они изучает шаг степа в новом танце то иерархию в вузе то стратегию футбола и другие более или менее сложные вещи.

Русский

2014-10-28

114.5 KB

5 чел.

Тема 10.        Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в классе; демократия и дисциплина

  1.  Восприятие обществоведческих дисциплин студентами
  2.  Демократия, дисциплина и порядок в процессе обучения
  3.  Некоторые особенности психологического поведения преподавателя

10.1. Восприятие обществоведческих дисциплин студентами

Исследуя процесс обучения, западные педагоги пришли к выводу, что обучение обычно осуществляется лучше, если:

  •  обучающиеся имеют практику (что-то делают),
  •  обучающиеся испытывают чувство успеха,
  •  обучающиеся видят позитивные и негативные стороны проблемы,
  •  обучающиеся имеют предшествующие знания по предмету,
  •  обучающийся вовлечен в процесс обучения,
  •  обучающиеся делятся своим мнением и их обсуждают,
  •  обучающиеся имеют хороший план для обучения,
  •  обучение интересно и увлекательно,
  •  преподаватель - харизматическая личность и хорошо излагает материал,
  •  используются различные модели,
  •  ошибки подчеркиваются и объясняются,
  •  установлены реальные сроки учебы,
  •  обучение организовано и структурировано,
  •  обучающийся знает сферу применения своих знаний,
  •  установлены       демократические       дружеские       взаимоотношения       между

преподавателем и студентом.

Особенности запоминания материала студентами

Исследования, приводимые педагогами университета Квинз (Канада) показывают, что обучающиеся удерживают в памяти:

10% того, что они ЧИТАЮТ;

20% того, что они СЛЫШАТ;

30 % того, что они ВИДЯТ;

50% того, что они СЛЫШАТ И ВИДЯТ;

70% того, что они ГОВОРЯТ;

90% того, что они ГОВОРЯТ И ДЕЛАЮТ.

Выделяют четыре стадии эмпирического цикла обучения, которым соответствуют способы изучения учебного материала:

стадии эмпирического цикла обучения,

способы изучения

учебного материала

-   конкретный опыт

- обучение путем

интуиции

-   рефлективное наблюдение

- обучение путем

восприятия

-   абстрактная концептуализация

- обучение путем

размышления

-   активный эксперимент

- обучение путем

действия

  1.  Обучение путем интуиции предполагает изучение какого-либо специфического опыта.
    Оно, как правило, получает импульс от общения с людьми, например в ходе дискуссии, игры, и
    т.д. Преподаватель правовых дисциплин выступает здесь как помощник в обучении.

Обучение путем восприятия предполагает тщательное наблюдение перед тем, как
сделать какой-то вывод, рассмотрение проблем с различных точек зрения, проникновение

вглубь изучаемого материала. Этому виду обучения соответствуют такие формы учебного процесса как лекция, тесты, экзамены. Учитель выступает как руководитель, дающий задания.

  1.  Обучение путем размышления предполагает логический анализ идей, систематическое
    планирование в изучении материала, дедуктивное мышление - действие на основе какого-либо
    понимания ситуации. Этот вид обучения присущ теоретическому чтению, самостоятельной
    работе.  Он присутствует при четком структурированном  выражении идей.  Учитель здесь
    выступает как лицо, воспринимающее информацию.
  2.  Обучение путем действия предполагает способность к выполнению действия, риску,
    умение воздействовать на людей и события. Предпочтительные ситуации для этого вида
    обучения    -    дискуссии    в    малых    группах,    самостоятельно    выполняемые    проекты,
    индивидуальное   обучение.   Учитель   выступает   в   роли   человека,   дающего   задания   и
    объясняющего как их выполнить.

Стадиям   эмпирического   цикла  обучения   соответствуют   следующие   виды учебной деятельности:

Конкретный опыт:

лабораторные наблюдения,

первичное чтение текста,

игры, имитация,

полевые исследования,

фильмы, чтение.

Рефлексирующее наблюдение:

журналы,

дискуссии,

брейнсторминг,

вопросы для размышления,

риторические вопросы

Абстрактная концептуализация:

лекции,

курсовые,

проекты,

моделирование.

Активный эксперимент:

имитации,

проблемное изучение,

лаборатория,

полевые исследования,

проекты,

домашняя работа .

Малколм Коулз выделяет следующие результаты обучения.

  1.  Знания (получаемые на лекциях, групповых дискуссиях, при чтении).
  2.  Понимание    (приобретается    в    ходе    изучения    отдельных    проблем,    их    решения,
    демонстрационного показа).
  3.  Умения (выполнение ролей, игры, дискуссии в группах).
  4.  Отношения или чувства (проявляются при изучении отдельных проблем, критических
    случаев, в ходе экспериментальных упражнений).
  5.  Ценности (усваиваются на лекциях, в ходе дебатов, игр).
  6.  Интересы (выставки, путешествия, обсуждения)2.

Особенности   восприятия   студентами   обществоведческого   материала   базируются   на принципах обучения, важнейшие из которых:

  1.  Принцип мотивации.
  2.  Принцип оценки как мотивации к изучению предмета.
  3.  Любознательность.
    4. Компетентность.

  1.  Мотив приверженности.
  2.  Учитель как образец в познании предмета.

1. Принцип мотивации

Преподаватели знают, что изучение студентом материала и память тесно связаны с мотивацией к учебе. Студенты будут изучать то, что они хотят знать, и будут иметь трудности в усвоении материала, который им не интересен. Студенты учатся все время - то они изучает шаг степа в новом танце, то иерархию в вузе, то стратегию футбола и другие более или менее сложные вещи.

На их поведение влияют различным образом мотивы страха (негативные) и надежды (позитивные). Когда преобладают негативные мотивы, студенты будут усердно работать, однако лишь в том случае, если это единственный путь избежать нежелательных последствий. Если есть другие пути выхода из этой ситуации, они предпочтут их и потратят свое время на изобретение различных способов обмана преподавателя (жалостные рассказы о тяжестях своей жизни, составление шпаргалок и т.д.).

Разительную разницу в поведении между студентами, мотивируемыми страхом и студентами, мотивируемыми надеждой, можно проиллюстрировать следующим образом. Исследования Аткинсона и Литвина в США показали, что мужчины-студенты, которые были очень обеспокоены результатами письменного экзамена, были среди первых, которые написали контрольную работу и сделали ее хуже по сравнению с их ответами и работой в течение семестра. Студенты с положительными мотивациями к успеху (то есть те, которые не боялись и не нервничали), имели тенденцию писать работу дольше. Этот пример иллюстрирует тенденцию боящегося человека избежать ситуации, которая вызывает тревогу.

Мемо; необходимо создавать демократическую обстановку в аудитории, чтобы свести к минимуму негативные мотивы к учебе, заменить их на позитивные.

2. Оценки как принцип мотивации к изучению пердмета

Несмотря на различные ориентиры пребывания студента или школьника в учебном заведении, оценки представляют для него большую важность. Оценки -это экспертное ободрение достижений студентов в учебе, они важны для ее продолжения, для будущего трудоустройства, имеют значение для их родителей, товарищей и т.д.

Поскольку оценки важны для них, многие студенты будут изучать то. что необходимо для того, чтобы получить хорошие баллы. Если преподаватель основывает свои оценки на запоминании деталей, они их запомнят к экзамену, если они полагают, что оценки основаны на их способности интегрировать и применять принципы, они попытаются это сделать.

Наиболее действенный способ мотивации студента - это страх получения плохой отметки. Однако он лучше действует, когда угрожаемая опасность ближе, а не в отдаленной перспективе. Поэтому преподавателю, который использует мотив страха студентов от получения плохой отметки, следует чаще проводить проверочные работы (тесты, контрольные и т. д.) для большего эффекта этой мотивации.

Мемо: Использование отметок в качестве угрозы может привести скорее к уклонению от работы, а не к развитию интереса к предмету.

Американские исследователи считают, что знания студентов нужно оценивать, чтобы:

иметь обратную связь педагога со студентом,

помочь студентам учиться на своих ошибках,

• помочь студентам почувствовать силу знаний,
'•  предоставить опыт в обучении,

помочь студентам приняться за учебу,

увидеть как продвигается их учеба,

понять, что важно в учебе,

помочь обнаружить, что они не знают,

помочь обнаружить, что они пока не смогли сделать,

помочь выяснить, готовы ли они перейти к следующей стадии обучения,

помочь студентам выбрать, что делать дальше со своей учебой1.

3. Любознательность

Хотя поощрение и наказание очень часто стимулируют процесс изучения правовых дисциплин, однако революционные открытия в этой области заключаются в признании того факта, что люди любопытны и любознательны. Они ищут новый опыт, им нравится узнавать новое, они находят удовлетворение в решении задач, совершенствовании своего мастерства (например, в изучении компьютера, иностранного языка и т.д.), в получении компетентности в чем-то.

Любознательность является важным мотивом в изучении правовых дисциплин. Поэтому задача педагога - возбудить любознательность студентов и использовать ее как мотив обучения. Для этого можно, прежде всего, задавать вопросы. Американские исследователи считают, что ставить вопросы в процессе преподавания более предпочтительно, нежели давать утверждения о фактах.

Чего следует избегать при задавании вопросов?

Задавать одновременно слишком много вопросов

Задавать вопросы и отвечать на них самому

Не давать времени подумать над ответом

Задавать вопросы, ориентируясь только на самых одаренных и самых говорливых студентов

Говорить угрожающим тоном

Задавать трудный вопрос слишком рано

Игнорировать ответы

Не опираться на предыдущие ответы.

4. Компетентность

Люди получают удовольствие от того, что они хорошо делают свое дело. Учитель помогает студентам установить стандарты в обучении, к которым они будут стремиться. Для студента важно испытывать чувство уверенности в своих знаниях. Опытный педагог убедит студента в том, что его эффективность в учёбе — результат собственных усилий и способностей.

Сам учитель также имеет свои собственные стандарты в преподавании, он желает хорошо знать свой предмет и постоянно стремится к его улучшению. Это заставляет его переделывать свои лекции время от времени, что-то читать, так как это является его внутренней потребностью в самоусовершенствовании.

5. Мотив приверженности

Его связывают с чувствами студента по отношению к преподавателю. Очень многие студенты хотят, чтобы педагоги их любили. При этом многие из них страдают от конфликта между необходимостью получить хорошие отметки и потребностью в том, чтобы их все любили. Этот конфликт в основном присущ женской половине. Хорнер называл это «боязнью успеха».

Многие студенты имеют элементы конфликтного поведения. Некоторые из них выражают несогласие с преподавателем не на рациональной основе, а просто как выражение эмоций. Соответственно, студенческая апатия при изучении курса может представлять иррациональное выражение возмущения тем, что требуется что-то делать в процессе обучения.

6. Учитель как образец в познании предмета

Ваш собственный энтузиазм и ценности, которые вы разделяется, могут значительно стимулировать интерес ваших студентов к правовым наукам. При этом важно не только

то,  что  вы  говорите,  но  и  в  равной  степени  выражение  вашего  лица,  воодушевление, интенсивность голосовых связок и т.д.

Есть пословица, что чем больше учителя учат, тем меньше студенты учатся. Одна группа однажды высказалась, что, так как студенты не помнят все детали, лучше будет, если они опустят их и будут изучать только важные основные положения. Другая группа высказалась против, так как студенты забывают очень много из того, чему их учат. Но, говорят педагоги, если они собираются забывать большой процент из того, чему мы их учим, мы должны их учить большему общему материала. В противном случае они забудут также важные детали»1.

10.2 Демократия, дисциплина и порядок в процессе обучения

Часто проблемы демократии неправомерно противопоставляют важности установления в аудитории дисциплины и порядка. Можно отнести дисциплину и порядок к сфере психологического взаимодействия преподавателя и студента. В аудитории должен быть порядок, то есть все студенты должны внимать преподавателю. Для успешности учебного процесса необходима определенная степень тишины в классе.

Как достичь желаемой тишины и внимания для эффективности проведения занятий? Есть два пути достижения этой цели:

1. настаивать на строгом внимании, установить жесткий порядок и придерживаться его. Однако
этот метод имеет своих противников, которые считают, что это противоречит демокра
тическим взаимоотношениям в классной комнате, приводит к постоянным конфликтам со
студентами, которые пытаются разными способами нарушить установленный порядок.

2. Другой метод установления порядка в классе можно представить в виде трех процедур:
1.    Дайте студентам понять, что выполнение задач курса - это в основном их проблема.

2.    Дайте студентам понять, что они несут ответственность и в то же время - имеют права.

3.    Дайте студентам понять, что желаете воспринимать разумные предложения и вопросы, связанные с материалом курса.

Демократическая, а не авторитарная атмосфера в классной комнате предпочтительна, ее можно достичь экспериментируя.

Что делать со студентами, которые на лекции вяжут, спят, читают художественную литературу?

Чтобы избежать этого, следует сделать так, чтобы студенты почувствовали важность слушать ваши лекции. Этого можно достичь двумя путями.

  1.  Сделать вашу лекцию необыкновенно интересной для студентов, как только это в ваших силах.

Если вы уверены, что вы сделали все, что могли в этом направлении, посмотрите на ваши экзаменационные требования.

Почему возникают проблемы дисциплины в процессе преподавания правовых наук?

Проблемы дисциплины можно успешно решать в ходе проведения отдельных бесед (консультаций) со студентами. Студенты будут считать, что они вам интересны только в том случае, если вы будете беседовать с ними индивидуально. На Западе существует практика проведения подобных бесед в отдельных преподавательских комнатах. У нас ввиду недостатка аудиторного фонда можно рекомендовать беседы со студентами в коридоре, в аудитории после занятий, на кафедре и т.д.

Одной из основных причин проблем дисциплины является неудовлетворительная подготовка к преподаванию. Время, которое преподаватель затрачивает на подготовку к занятию, варьируется в диапазоне от 0 до нескольких часов. Некоторые преподаватели, которые не заботятся о своем рейтинге в глазах студентов, считают, что они знают все и лучше всего пустить семинарское занятие на самотек, в зависимости от того, какие проблемы могут обсуждаться. И это иногда срабатывает, поскольку преподаватели, которые так поступают, как правило, опытны, продумывают свои учебные цели и семинарское занятие, лекция не срываются. Молодому преподавателю следует порекомендовать следующие шаги в подготовке к занятиям:

Рассмотрение специфических целей дня в свете общих курсовых задач.

Обзор предыдущей работы и дискуссии прошлого дня.

Обзор заданий дня.

Чтение материала, относящегося к уроку.

Продумать работу вперед и будущие задания. Студенты любят знать, где они  находятся в выполнении учебного плана. Они ценят, если им выдают задания, его объем в начале семестра.

Выбрать методы обучения или методические приемы, которые зависят от целей обучения курса  и  помнить   о  том,  что  время  от  времени  надо  менять  темп  в  преподавании (варьировать количество заданий, виды работ и т.д.).

Разработать подсчитанный бюджет времени для каждого вида деятельности во время занятий, имея в виду, что это не догма, а руководство к действию. Выделять время для подведения итогов занятия и введения в работу следующего раза (дня).

Что делать, если вы не успели подготовиться к занятиям?

У вас были уважительные причины. Накануне вы вечер дежурили в общежитии, вас направили на длительное общественное мероприятие, вы заболели, у вас в квартире была отключена вода, свет, газ и т.д. Вот некоторые рекомендации. Как, будучи неподготовленным, тем не менее, сделать так, чтобы провести занятие успешно.

  1.  Попросите студентов провести первые 5 минут занятия, делая обзор домашнего задания и законспектированных лекций до того как написать одни вопрос, который каждый из них хотел бы обсудить на сегодняшнем занятии. Соберите вопросы. Ответьте на один-два из них. третий предложите для ответа студентам, в это время отсортируйте вопросы и то, что осталось, предложите классу для обсуждения.
  2.  Разбейте класс на небольшие группы и попросите каждую из них написать вопрос для обсуждения. Спросите первую группу о ее вопросе, обсудите его, и спросите, есть ли у других групп похожие вопросы. Ответьте на них и продолжайте в том же духе.
  3.  Попросите класс провести первые десять минут, повторяя задание или его часть, а в это время подумайте о проблеме, которую можно предложить для дискуссии. Затем разбейте класс на небольшие группы  и  обсудите  проблему.  Используйте  остаток времени для  получения сообщений от студентов по заданиям и начните следующий цикл, попросив каждую группу оценить достоинства и недостатки решения проблемы предыдущими группами.
  4.  Честно скажите классу, что вы не готовы к занятию и спросите, чем бы они хотели заняться. Не обсуждайте эту проблему долго, а займитесь чем-либо конкретно.

Какова стратегия преподавателя при пропуске лекции или семинара?

Как бы вы не старались, так случится, что вы не сможете подготовиться к занятиям и вам необходимо продумать альтернативу. Можно преложить студентам видеофильм, лектора со стороны, поручить одному-двум студентам сделать презентацию материала или даже отпустить студентов. Если вы будете делать это часто, могут возникнуть вопросы, а хотите ли вы быть педагогом, добросовестно ли вы относитесь к своим занятиям. Вот советы как поступать в этой ситуации.

Старайтесь не отменять занятия.

Скажите студентам, где вы и почему не были на занятии.

Заставляйте студентов чувствовать ответственность за процесс обучения. Этого можно достичь, если вы после замены вас вашим коллегой или лектором со стороны дадите студентам небольшое задание, скажем, написать на полстранички свои впечатления от просмотренного фильма, лекции, проведенной коллегой или от дискуссии, проведенной студентом.

Имейте запасной вариант, в случае если коллега не пришел вас заменить, нет фильма и т.д.

Попросите аспиранта, лаборанта провести занятие вместо вас.

Меняйте виды замен, если вам придется пропустить более чем одно занятие.

10.3. Особенности психологии поведения преподавателя

При отсутствии вознаграждения в условиях экономического кризиса, учитывая высокие требования для выживания в академическом мире, почему преподаватель стремится к совершенству своего труда в классной комнате?

Некоторые преподаватели получают мало удовлетворения от общения со студентами и приветствуют всякую возможность заняться другими делами, например, научной работой, от которой во многом зависит и карьера в вузе, и зарплата. Однако большинство педагогов получают значительное удовлетворение от преподавания в классе, хотя особенности культуры и существующие в вузе каноны не позволяют им открыто и бурно выражать свое удовлетворение по поводу удачной лекции или семинара. Каковы же источники удовлетворения педагога от преподавания помимо того, что он случайно услышит, что его другу сказал родитель его ученика: «мой ребенок говорит, какой хороший у них профессор»?

  1.  Для преподавателя очень важно признание студентами накопленного им потенциала знаний   о   предмете.   Преподавание   позволяет   педагогу   продемонстрировать   свои   знания, позволяет студентам оценить время и усилия, потраченные на их приобретение. Новая аудитория, которая пока не знает, сколько знает педагог, дает определенное признание мастерства по предмету. Обучение студентов тому, что знает педагог, сопряжено с удовлетворением, которое
    может   испытывать   личность,   даря   какие-то   ценности,   что   можно   сравнить,   скажем,   с приобретением подарка для друга или написанием поэмы по особому случаю. Преподавание это передача знаний, и многие педагоги импульсивно передают, что они знают, рады передать их видение предмета или факты благодарным слушателям. Преподавание на любом уровне приятно для таких педагогов. Люди, которые находят мало радости в том, чтобы давать другим, вероятно, будут получать меньше удовлетворения от преподавания, нежели щедрые натуры.
  2.  Для  некоторых  педагогов  привлекательна возможность  быть   ответственным за события. В аудитории педагог - это абсолютный монарх со значительной властью награждать, наказывать и управлять. Некоторые находят удовлетворение в том, чтобы давать студентам свободу в изучении предмета, для них удовлетворение исходит из возможности контроля или мотивировки студентов вести себя самостоятельно. Другие педагоги пытаются удовлетворить
    потребность во власти в классе, непосредственно контролируя студентов.  Они стараются сохранить за собой столько власти, сколько это возможно, разве что студенты не попытаются ускользнуть от их влияния.
  3.  Хотя преподавание в классе неизбежно требует общественного представления, игры на публику, быть впереди и в центре внимания не всегда восхитительно. Многие педагоги находят преподавание приятным, несмотря на то, что его надо исполнять стоя в одиночестве перед группой. Другие, однако, находят удовольствие в том. чтобы захватить внимание, развлекать, удивлять  аудиторию,  которая регулярно  приходит  их  слушать.  Очень часто  о  педагогах говорят,  что  они  «плохие  актеры».  Педагоги,  которые получают удовольствие от игры, вероятно, находят преподавание вознаграждением.
  4.  Многие педагоги находят истинное удовлетворение в том, чтобы выделить, рекрутировать и руководить  талантливыми  студентами в  своей  сфере.  Удовлетворение  от этого  вида деятельности постепенно возрастает вместе с ростом зрелости преподавателя. Не удивительно, что такой вид деятельности - открыть кому-либо дорогу в своей отрасли - является приятным для педагога. Кому бы не польстило иметь студента, который желает идти по его стопам?

Некоторые     учителя     получают    удовлетворение     от    установления    личностных
взаимоотношений со своими студентами как с группой.
Для этого они любят раскрываться и рассказывать в классе о своей карьере, семье и даже животных. Без сомнения, такие педагоги концентрируют внимание на своей личности («давайте поговорим о моем любимом предмете - обо  мне»),  но  здравое  количество  личностных  откровений  может  сделать  педагога  более человечным и менее запретным для студентов, а также способствовать удовлетворению педагога.

  1.  Некоторые   педагоги   поощряют   индивидуальные   взаимоотношения   с   отдельными студентами, предлагая им помощь в обучении или в проведении научного исследования. Многие студенты охотно пользуются возможностью лучше узнать преподавателя. Студенты поощряют такие взаимоотношения, по случаю приглашая профессоров на вечерники, обеды. художественные    представления    или    атлетические    соревнования.    Развитие   личностных взаимоотношений со студентами, многие из которых длятся очень долго, является одним самых
    остро-приятных моментов академической карьеры.
  2.  Преподавание  в  вузе  предоставляет  и  другие  источники  для  самоудовлетворения.
    Однако их легко нивелировать или даже полностью уничтожить посредством отрицательных чувств о студентах и преподавании.

Источники неудовлетворения педагога

  1.  Самый распространенный  способ,  каким студенты могут уменьшить удовлетворение педагога от своей работы, заключается в недостаточном познании преподаваемого курса. Иногда педагог реагирует с гневом на контрольную работу, которая не отвечает его требованиям. Установление высоких стандартов в обучении может побудить студентов работать наилучшим образом, однако педагог, который очень близко к сердцу принимает их необходимость, обречен на разочарование. Даже в самых лучших классах усвоение материала различно у разных студентов, и если педагог излишне обеспокоен тем, что изучают его студенты, то, вероятно, он
    найдет преподавание не оправдавшим надежды. Наличие высоких, но реалистических ожиданий от достижений студентов поможет сохранить энтузиазм педагога для преподавания.
  2.  Осуществление педагогического контроля за студентами часто бывает  несостоятельно. Требуя очень много от занятых студентов, педагоги обоснованно обеспокоены тем, что студенты не выполняют то, что их просят. Любой педагог боится  руководства курсом, но такая боязнь может быть больше у неопытных учителей, или у тех, кто планирует новый семестр после неудавшегося учебного года. («Что если студенты не будут читать материал? Что если они не сдадут во время
    свои дипломы, курсовые? А вдруг мои коллеги увидят мою слабость?») Возникают  вопросы и о поведении студентов в классе: («Что, если они не обратят на меня внимание? Что, если они не даже не придут в класс? Что, если они не среагируют на мои вопросы для начала дискуссии?») Вузовские  преподаватели  являются  авторитетами  в  университетах,  и  они    ответственны  за установление правил и сохранение порядка. Если методы управления студентами, используемые педагогом, оказываются неэффективными, преподавание не может приносить удовлетворение.

Неудовлетворение, происходящее от неудачи студентов выучить точно или достаточно повиноваться управлению со стороны педагога, связано с формальной ролью педагога и с обязанностями, за которые ему платят зарплату и которые, ожидается, педагог выполнит. Студенты также обладают огромным потенциалом для того, чтобы нивелировать удовольствие от преподавания путем отрицания педагога другими путями, и лично, и профессионально.

Так как каждый вузовский педагог провел значительное количество часов, совершенствуясь в своем предмете, трудно найти удовольствие, передавая знания, если студенты заявляют или намекают на то, что предмет скучный или не соответствует их ожиданиям.

Хотя студенты более вероятно атакуют содержание курса или преподавательские навыки, а не личные академические способности, педагоги также уязвимы по отношению к косвенным намекам, подслушанным замечаниям студентов, прямым анонимным атакам (записочки под дверь), которые клевещут на содержание мастерства педагога или на его интеллект.

Чем больше удовлетворения получает педагог от студентов и преподавания, тем он менее уязвим для отдельных негативных оценок.

С течением времени у педагога происходит изменение удовлетворения от различных видов деятельности. Первоначально радость от того, что он является экспертом в какой-то сфере знаний и управляет студентами, становится прочнее, если студенты с энтузиазмом реагируют на данную лекцию или дискуссия прошла на высоком уровне. Эти простые радости приносят все меньше удовлетворения, когда новизна и первоначальный успех от преподавания исчезает. Понимание индивидуальной и групповой психологии класса увеличивает сопротивляемость педагога по отношению к приводящему в недоумение, а иногда беспокоящему поведению, которое порой выказывают студенты.

Вывод:

Как педагоги, мы учимся всю жизнь. Мы можем учиться

От коллег

В результате посещения курсов повышения квалификации

От студентов

От самих себя

В этом ряду хочется отметить важность международных программ, одна из которых -«Демократическое образование» (университет Квинз) значительно способствовала расширению диапазона методических знаний в сфере преподавания правовых наук в Украине.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33939. Оценка значимости корреляционной связи 13.59 KB
  Факторная дисперсия определяется по формуле: 43 где k 1 – число степеней свободы для Остаточную дисперсию используя правило сложения дисперсий можно определить по формуле: 44 где n – k – число степеней свобод для . Число степеней свободы для общей суммы квадратов отклонений будет равно: k – 1 n – k = n – 1....
33940. Измерение связей неколичественных переменных 13.78 KB
  Например при обследовании группы населения одного из регионов России в отчетном периоде задаются вопросы: 1й вопрос – о месте проживания следует выбрать правильный ответ: 1. 2й вопрос – о принадлежности к полу следует выбрать правильный ответ: 1. Представив суммарную численность ответов на каждый вопрос буквенными символами покажем как можно построить четырехклеточную таблицу которая поможет нам в дальнейших расчетах. Взаимосвязь между ответами на два вопроса социологического обследования.
33941. Исследование и анализ сред виртуальной реальности, используемых в системах компьютерной визуализации 543 KB
  Работа посвящена исследованию и сравнительному анализу сред виртуальной реальности в связи с проектирование и разработкой систем компьютерной визуализации, предназначенных для представления больших и очень больших объемов информации, генерируемых при супервычислениях
33942. Статистическое наблюдение, понятие, этапы, задачи 12.14 KB
  В зависимости от задач и целей исследования определяются объекты наблюдения единицы наблюдения и отчетные единицы разраб программа стат. наблюдения. При подготовке наблюдения необходимо определить что подлежит изучению т. определить объект наблюдения.
33943. Программно-методологические вопросы и организационные вопросы наблюдения 12.51 KB
  Надо решить следующие вопросы: Объект наблюдения – совокупность предметов явлений у которых должны быть собраны сведения. Всякий объект массовых наблюдений состоит их отдельных единиц поэтому надо решить вопрос о том каков тот элемент совокупности который послужит единицей наблюдения. Единица наблюдения – это составной элемент объекта который является носителем признаков подлежащих регистрации и основой счета.
33944. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения 14.46 KB
  Понятие статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям процессам общественной жизни. Формы статистического наблюдения Различают две основные формы статистического наблюдения – отчетность и специально организованное наблюдение. Специально организованное наблюдение – такое наблюдение которое организуется со специальной целью на определенную дату для получения данных которые в силу различных причин не собираются статистической отчетност а также с целью проверки данных статистической отчетности....
33945. Ошибки статистического наблюдения и контроль точности информации наблюдения 13.42 KB
  Ошибки статистического наблюдения и контроль точности информации наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации это отклонения между значением показателя полученного в ходе статистического наблюдения и фактическим действительным его значением. Ошибки регистрации бывают случайные и систематические.
33946. Задачи и виды статистической сводки 12.33 KB
  Задачи и виды статистической сводки. Статистическая сводка первичная обработка данных стат. Она предполагает сведение полученной стат. Простая сводка предполагает сведение полученных данных в статистические таблицы подведение общих итогов по совокупности в целом.
33947. Метод группировок в статистике. Виды статистических группировок 11.88 KB
  Группировка это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком группировочным. группы по формам собственности социальные группы населения и т. Метод структурной группировки есть разделение однородной совокупности на группы по тому или иному варьирующему группировочному признаку. группы населения по полу возрасту месту проживания доходу и т.