70885

Нетрадиционные методы преподавания общественных дисциплин

Лекция

Педагогика и дидактика

Нетрадиционные методы преподавания общественных дисциплин Использование опросов общественного мнения для повышения интереса студентов к обучению Приглашение общественно-политических деятелей на занятия. Это предполагает элементарную подготовленность студентов в вопросах методики социологических опросов.

Русский

2014-10-28

105.5 KB

1 чел.

Тема 4.       Нетрадиционные методы преподавания общественных дисциплин

  1.  Использование опросов общественного мнения для повышения интереса студентов к обучению
  2.  Приглашение общественно-политических деятелей на  занятия.
  3.   Проблемная ситуация
  4.  Ролевые игры, драма
  5.  Применение компьютеров в преподавании общественных дисциплин

4.1. Использование опросов общественного мнения

Опросы общественного мнения как метод преподавания общественных дисциплин можно использовать в учебном процессе в два способа:

  1.  Проведение социологического исследования по какой-либо проблеме (выборы мэра города, участие в опросах по референдуму и т.д.). Например, преподаватель может предложить студентам составить вопросы для проведения опросов и затем отобрать лучшие из них,
    провести интервью, проанализировать результаты и написать отчет. Это предполагает элементарную подготовленность студентов в вопросах методики социологических опросов.
  2.  Использование ответов на вопросы родственников, друзей, коллег и знакомых изучении таких вопросов  как,  например,  политическое  поведение  граждан  в демократическом обществе, политическая социализация, избирательный процесс и т.д. Этот вид работы может заинтересовать студентов, привить им некоторые дискуссионные навыки.

Достоинства этих методов состоят в том, что студенты делают больше работы вне аудитории, чем обычно. Формулирование вопросов порождает у них новые вопросы, подсказывает направления дальнейшей работы, побуждает к дополнительному чтению социологической литературы. Эта деятельность способствует большему пониманию изучаемых проблем. В первом случае группа должна быть подготовленной к проведению подобной работы. Во втором случае это не обязательно, так как собранная информация может не иметь иного значения, кроме как стимулирование дискуссии и развитие общего интереса к изучению общественных дисциплин.

4.2.Приглашение общественно-политических деятелей на занятия

Почему следует приглашать общественно-политического деятеля на занятия? Как организовать выступление?

Ф Контакт с общественным деятелем может разнообразить, заинтересовать, стимулировать, внести свежий взгляд в общую схему преподавания и обучения. Большинство, если не все обучающие стратегии, концентрированы на учителе.

Выступающий гость может способствовать расширению знаний учащихся, так как он представлять   личное   видение   проблемы,   будучи   вовлеченным   в   определенную   сферу деятельности.   Студенты   получают   «из   первых   рук»   информацию,   а   влияние   опыта приглашенного может быть более драматичным и продолжительным,  чем высказывания преподавателя по тому же вопросу.

Выступающий гость может выражать определенное мнение, которое он убежденно защищает. Сочетание двух или более ораторов, выражающих различные точки зрения на политическую проблему, тоже может быть своеобразным «опытом» для студентов.

Выступающий   может  объяснить  текущие   события   (закрытие   завода,   забастовку водителей автобусов и т.д.), дав, таким образом, студентам наиболее свежую информацию и понимание   внутренних   проблем.   При   этом  у  них   развивается   критический   интерес   к современной общественно-политической ситуации, к тому, как она освещается в средствах марсовой информации.

Многие студенты никогда не имели возможности  встретиться непосредственно с общественно-политическим деятелем и задать ему вопросы. Следовательно, они могут иметь слабое или безразличное отношение к подобным людям, недооценивать роль личности в политическом процессе. Приглашение политического деятеля дает им возможность осуществить подобный контакт, несмотря на его ограниченность, сформулировать свои собственные представления, личные решения. И, даже если общее впечатление от встречи будет негативным (скажем, руководитель местного отделения профсоюзов показался студентам круглым идиотом), это само по себе не может не быть ценным политическим уроком, поскольку может привести к изменению отношения студента к общественно-политическим событиям, послужить стимулом к его активному политическому участию.

Используя приглашенного гостя как часть обучающей стратегии, важно помнить следующее:

Будьте готовы к тому, что гость будет использовать лекционный метод, а его трудно использовать эффективно.

Убедитесь в том, что студенты подготовлены к встрече и могут ее оценить. На организацию встречи уходит много времени и сил и это должно быть частью программы обучения, которую гость может проиллюстрировать, развить и даже стать кульминационным моментом. Например, гость может говорить о демократическом общественном движении, перспективах развития города и т.д. Преподаватель может потом использовать полученную
информацию во время беседы.

Определите время приглашения для проведения беседы. Лучше всего приглашать в конце серии уроков по какой-то теме, нежели в начале изучения курса. Студенты тогда будут более   активно   задавать   вопросы,   более   информированными   для   оценки   комментариев выступающего.

- Уточните   место   встречи   с   гостем   -   зал,   библиотека   подходят   для   большого политического мероприятия; классная комната - для небольшой группы, для развития навыков демократического общения, получения информации.

- Приглашайте тех ораторов, которые хорошо выступают, кого рекомендуют или кого вы уже слушали. Не приглашайте скучных людей.

Процедура приглашения выступающего. Выбрав тему, выступающего, решив, почему и как вы хотите использовать говорящего, необходимо послать ему приглашение. Это важно, так как он должен знать, чего вы от него ожидаете. Примерный перечень пунктов для формулирования приглашения:

  1.  назвать цель и тему выступления,
  2.  сформулировать причину проведения конференции или приглашения,
  3.  описать аудиторию - пол, возраст, курс, количество студентов, специальность, по которой они обучаются,
  4.  сообщить, что студенты уже изучили и что они знают, их основные приоритеты и на каких вопросах они, вероятно, будут фокусировать свое внимание, и что, вы надеетесь, они почерпнут из беседы с приглашенным.
  5.  определить характер встречи, сообщить о других выступающих, их темах, о том, кто будет выступать первым, как долго и т.д.
  6.  сообщить место встречи, как добраться и т.д. (это можно изложить во втором письме, если приглашение принято), финансовое вознаграждение за проезд и гонорар (если возможно).

Характер встречи будет зависеть от размера аудитории, цели встречи, от того, приглашены один или два гостя и т.д. На что важно обратить внимание:

убедитесь, что аудитория будет слушать приглашенного гостя не более, скажем, 20 минут. Постарайтесь организовать ряд видов деятельности (фильм, время вопросов, обсуждения  малых группах).

ведение этих видов деятельности будет зависеть от продолжительности  встречи, скажем, один час. Если это вечернее мероприятие или оно проводится целый день, нужны соответствующие виды деятельности.

председательствуя на встрече, начните с объяснения ее цели, кратко изложите основные положения вопроса или темы. Затем представьте говорящего, указав его титулы и звания биографию. Как правило, выступающие не придерживаются регламента и очень трудно их прервать. Председатель может поиграть часами, покашлять, подвигать стул и, наконец, попросить выступающего сделать заключение. Иногда во время ответов на вопросы могут возникнуть проблемы, когда выступающий, приготовив отличную беседу по его излюбленной теме, в штыки встречает неудобные вопросы. Председательствующий ответственен за их сглаживание. Нет необходимости говорить о том, как важно оказать знаки гостеприимства (чашка чая, подвезти на машине, проводить выступающего до дверей и т.д.).

4.3. «Проблемная ситуация»  

Модель обучения, основанная на проблемной ситуации, предполагает изучение, анализ и диагноз реальной или имитационной проблемы, используется для лучшего понимания студентами существующих в реальном мире отношений в политике, праве, экономике, бизнесе, международных делах, общественной работе и т.д. Преподавание этим методом можно представить как создание активной обучающей ситуации, в которой студент учится думать быстро и решать сложные современные проблемы общественной жизни.

Пример проведения «проблемной ситуации» в группе:

Рассмотрение расизма, антисемитизма, нетерпимости и ксенофобии

Вступление:

В конце работы по созданию проблемной ситуации студенты должны показать свое понимание этих проблем в теории и практике. Проблемная ситуация дает им возможность выработать свои действия и отношение, а также оценить, что они изучили на этом занятии.

Перед студентами ставят задачу создать за указанное время программу по проблемам расизма, антисемитизма, нетерпимости и ксенофобии с тем, чтобы заставить их задуматься об этих проблемах и решить, что они смогут сделать в течение ближайших 3-6 месяцев.

Используемые материалы:

листы с краткими определениями используемых понятий и категорий,

вопросы для проведения дискуссии,

вырезки из газет,

маркеры, цветная бумага, мел,

листы с вопросами оценки работы по «проблемной ситуации».
Время проведения - 45 минут.

Размер группы -10-30 человек.

Процесс занятия:

Группы из 4-5 человек решают, для какого возраста предлагается данное рассмотрение проблемы и как использовать отведенное время. Один член группы должен быть ведущим, давать пояснения, если необходимо. Другие также могут выступать в роли ведущих, передвигаться по аудитории, участвовать в обсуждении.

Вначале студенты должны прийти к общему мнению по поводу целей: что они хотят сделать в отношении того, что они узншга о расизме, антисемитизме, нетерпимости и ксенофобии. Это может относиться к их личной или общественной жизни; потребовать больше знаний по вышеуказанным проблемам, обсуждения с друзьями и близкими и т.д.

После того, как будут предложены ответы на заданные вопросы, их предлагается обсудить в малых группах. Затем в большой группе каждый человек должен сказать, какова цель данной проблемной ситуации и как они собираются ее достигать.

Оценка. Для оценки работы студентов следует использовать критерии, которые больше всего устраивают группу. Надо оценивать не только проведение занятия, но и подготовку к нему, работу тренеров, поведение группы.

Одна из успешных методик оценки задания заключается в том, чтобы предложить выбрать из нескольких незаконченных предложений одно и продолжить его: В данный момент я чувствую... На следующем занятии я надеюсь...Самым лучшим моментом этого занятия было..

Одна вещь, которая по настоящему понравилась мне в ходе занятия.... Если бы я мог...Я думаю, мы могли бы... Я узнал... Одна вещь, которая мне не понравилась на занятии...Я бы хотел изменить.... В следующий раз мы... Этот курс был... Я хочу знать... Я могу предложить...

Вот несколько примеров проблемных ситуаций, которые можно использовать в процессе обучения.

1. «Критический инцидент»

Можно предложить студентам рассмотреть последовательность событий в цепи инцидентов, ведущих к примышленной забастовке. Студенты должны принять решение по дополнительным данным, требуемым для получения полной картины обстоятельств.

2. «Следующая ступень»

«Проблемная ситуация» разворачивается ступень за ступенью. Студенты должны предложить, что, вероятно, случится дальше. Это упражнение требует высоких способностей к анализу и синтезу.

3. «Жизненная ситуация»

Ситуация, представленная студентам, ведет их к ответу на вопрос: что следует делать дальше? Например, проблема срыва переговоров о повышении зарплаты в промышленности проверяет не только знания фактической подоплеки дела, но и способности думать быстро, правильно анализировать в стрессовых ситуациях.

4. Деловая игра

Она включает представление количественных данных (социальная защита малоимущих, миграция населения и т.д.) Студенты соревнуются в оптимальном решении, которое может иметь цифровые показатели.

5. «Основной вопрос»

Студентам предоставляют массу данных, большинство которых не относится к рассматриваемой ситуации. Их просят обозначить проблему и выделить данные, необходимые для ее решения.

6. «Разыгрывание ролей»

На основе инцидента, сообщаемого студентам, их просят играть роли главных участников (например, министра промышленности, директора завода, руководителя профсоюзов, рабочего и т.д.).

7. «Внутри кабинетное» упражнение

Например, администрация больницы по переобучению персонала в колледже повышения квалификации сталкивается с ситуацией напряжения в коллективе. Задачи студентов:

А) выбрать за 30 минут вопросы, которые они считают наиболее важными, подготовить проекты соответствующих ответов и первоначальных действий;

Б) оправдать свои решения и характер действий.

Вопросы переписки включают письма об отставке, поступающие от старшего персонала, жалобы от представителей профсоюзов, угрозы к применению действий со стороны бывших пациентов, жалующихся на невнимание к ним и т.д.

Плюсы и минусы использования в обучении «проблемных ситуаций»

Плюсы:

связь с реальностью, которая помогает мысленно выйти за пределы классной комнаты, этот    метод    улучшает    умение    студентов    находить    и    объяснять,    преодолевать несоответствия, оценивать возможные результаты решений и альтернативные процедуры, приучение студентов работать в группах, что полезно для их будущей карьеры.

Минусы:

трудности в связи с разработкой и написанием проблемных ситуаций,

большие временные затраты на их подготовку.

Однако,   все   больше   учебного   материала   по   проблемным   ситуациям   появляется   в

литературе, и это позволит даже перегруженным лекторам шире использовать их в своей работе

4.4. Ролевые игры, драма

Исполнение ролей как метод обучения предполагает импровизацию студентов в соответствии с концепциями ролей, на которые они были назначены. Исполнение ролей подобно драме, в которой каждому участнику дано амплуа, но не даны слова, которые необходимо произнести. Студенты, исполняющие роли, импровизируют свои ответы в данной ситуации.

Цель исполнения ролей в классе следующая:

дать студентам возможность на практике использовать то, что они изучили,

проиллюстрировать принципы содержания курса,

развить внутренний взгляд на содержание курса,

предоставить конкретную основу для дискуссии,

обеспечить канал для выражения чувств под маской «создания верований»,

развивать уверенность в собственных чувствах и чувствах других людей,

сохранять или вызывать интерес.

Основные черты ролевых игр

Проведение игр предполагает наличие следующих компонентов, которые нацелены на самоутверждение учащихся и студентов в обществе, развитие воображения, создание своего собственного мира игры:

  1.  структура: сценарий, роли, взаимодействие игроков,
  2.  оборудование:  игровые куски сценария, подсказки, карточки с ролями, материальное
    оборудование,
  3.  процедуры: правила для организатора игры, правила для игроков, критерии для победы,
  4.  последствия: процедуры для обсуждения - анализа после игры.

Процесс создания игры можно сгруппировать по трем направлениям - первоначальная подготовка, конструкция игры и оценка.

Технологическая схема ролевой игры может быть представлена в виде трех этапов.

1. Этап подготовки

Разработка игры (сценарий, план, общее описание, содержание инструктажа, подготовка

материального обеспечения).  Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила,

распределение ролей, формирование групп, консультации).

2. Этап проведения

Групповая работа над заданием (работа с источником, тренинг, мозговой штурм, работа с игро-техником). Межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, правила дискуссии,

работа экспертов).

3. Этап анализа и обобщения

Вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.

Преимущества от использования ролевых игр:

помогает активизировать творческий потенциал учащихся,

вырабатывает умение анализировать сложные социальные процессы,

прививает навыки коллективной работы над конкретной проблемой.

Ролевую игру лучше всего применять при рассмотрении концепций в общественных науках, а не информации как таковой. Обычно студенты рассматривают проблему с разных точек зрения, если она концептуальна - властная структура внутри кабинета, проблема политической морали, выработка баланса власти, стратегия для переговоров и т.д. Тогда ролевые игры служат для подтверждения мыслительной оценки. Как и со всеми играми, простые структуры могут вызвать сложные мыслительные конструкции, которые необходимы как условие для проведения игры.

Слабые стороны использования ролевых игр

- Стоимость подготовки, часто требуются финансовые затраты на организацию. При этом если    финансовых    затрат    и    удается    избежать,    то    временных,    по    организации    и совершенствованию игры избежать невозможно.

- Ее   эффект   может   быть   проблематичным   в   случае,   если   студенты    не   могут удовлетворительно соотнести игру с содержанием курса. Возникает вопрос о необходимости совершенствования   содержания   или,   наоборот,   о   придании   ему   тривиальности   для правдоподобия. Очень легко спутать энтузиазм, который игроки обычно чувствуют в начале
игры, с реальным потенциалом необходимости изучения социально-политического материала.
         В некотором роде этот недостаток есть результатом нашей традиционной веры в «обычные методы», которые часто ориентируют нас на точное отражение знаний по общественным наукам. Однако наибольший потенциал отрицательного опыта при использовании игр заложен в самом материале, на базе которого проходит игра.

Наиболее известные типы игр в политических науках охватывают такие темы, как законодательство, система комитетов правительства, международный кризис, внутренняя или международная конференция, «игра в политику», игра «психология принятия решений», выбора из чисто гипотетических политических ситуаций и т.д.

Легче придумать более сложные сценарии игры, после того, как педагог удостоверится, что модель, которую он представляет студентам, можно будет разыграть по ролям.

Рекомендуется использовать политические вопросы, которые обсуждаются на переговорах на конференции и назначать студентам роли лиц. ведущих переговоры, в упрощенной форме. Они готовят свой материал для переговоров и обсуждают вопросы. Полезно уменьшить число договаривающихся сторон до 5 или 4. Можно сформировать группу студентов в оценочный комитет, снабдить их детальным политическим предложением, например, по международной помощи, помощи общественному или частному сектору во внутренней экономике. Можно не давать студентам каких-то специфических ролей, они их придумывают сами в процессе игры. Очень важно, чтобы проблема была интересна студентам и побуждала их к дальнейшему приобретению знаний. Главное, чтобы они не только абсорбировали детали, но и использовали различные основания, на базе которых принимаются политические решения.

Другая основная методика - это принять гипотетическую или реальную политическую ситуацию как объект «проблемной ситуации», сконструировать 3-4 различных ролевых упражнения, чтобы показать их различные грани. Например, это можно эффективно сделать при имитации ситуации о войне, где простые упражнения были изобретены для того, чтобы разыграть деятельность военного трибунала, спланировать пропагандистскую кампанию и т.д. Так как основные детали истории «проблемной ситуации» предлагались заранее, то можно сконструировать без особой подготовки, любое количество ролевых ситуаций .

Примеры разработки игр

Как это_делать?

- Определите проблему для иллюстрации ее ролевой игрой. Например, проблема частной собственности.

-  Определите ситуацию, проблему и роли. Например, если группа изучала права человека или рассматривала право частной собственности, студенты могут подумать о ситуации, в которой кто-то лишался своей квартиры, может быть из-за принадлежности к какой-либо этнической группе или социальному слою, или вследствие несовершенства законодательства.

-  Со студентами решите, сколько человек будет участвовать в ролевой игре, сколько будет наблюдателей, будет ли игра проходить параллельно в малых группах или одна на класс. Ободрите застенчивых студентов, предложите им принять более активное участие.

-  Решите, как будет проходить игра. Например, она может быть организована следующим образом: рассказана как история, в которой повествователь обозначает сцену, а другие студенты предлагают ее развитие с точки зрения их персонажей;

как драма, в которой взаимодействуют актеры, изобретающие диалог на ходу; как суд-фарс, в котором студенты изображают свидетелей, дающих показания суду. ***   Теперь разрешите студентам подумать пару минут о ситуации и их ролях. Если нужно переставить мебель, сделайте это сейчас.

- Студенты играют роли. 5*   Во время исполнения ролей бывает полезно остановить действие в критической точке для того, чтобы спросить участников и наблюдателей о том, что происходит. Например, в ролевой игре о жестоком конфликте, спросите студентов, что они думают о том, как можно мирно разрешить данную ситуацию, попросите участников проиграть возможные варианты его мирного разрешения.

  После ролевой игры очень важно, чтобы студенты подумали о том, что сейчас было, что это не просто деятельность, но также в нем есть и обучающий момент. Например, если ролевая игра представляла собой суд-фарс со свидетелями, попросите студентов дать свое мнение о вердикте, затем обсудите этот вердикт и то, как он достигнут, чтобы подчеркнуть

   Если роли были сыграны плохо, спросите студентов, как можно их улучшить.

Помните:

Поскольку ролевые игры имитируют реальную жизнь, они могут затронуть вопросы, на которые нет простых ответов. Например, о политически верном или неверном поведении индивида. Не создавайте у студентов впечатление, что есть только один ответ на каждый вопрос. Очень важно, чтобы учитель и студенты принимали различные точки зрения как нормальное явление. Педагог не должен навязывать свое мнение в тех случаях, когда возможны различные альтернативы, он не должен стремится к консенсусу любой ценой. Однако вы можете суммировать те моменты, по которым достигнуто согласие в группе, и оставить другие моменты для обсуждения.

Ролевые игры следует применять с большим педагогическим тактом. Преподавателю следует уважать чувства студентов и общественную структуру класса. Например, ролевую игру о национальных меньшинствах нужно проводить очень взвешенно, если в классе есть их представители, с тем, чтобы эти студенты не чувствовали себя ущимленными.

Примером игры может быть социологическая игра, где студенты — граждане общества, в котором они имеют экономические или социальные роли. Например, одни являются членами политических партий, а другие имеют власть полицейских. «МЕТРО» - это игра по городскому планированию, включающая конфликты между политиками, домовладельцами, плановиками, школьными администрациями и т.д.4

Применение компьютерных игр способствует приданию ситуации реалистического содержания («Сим-сити 2000»). Так, американская программа Хантингтон-2, «Политика» имитирует деятельность групп давления в федеральной политике США. Шесть групп (включая военных, организованные профсоюзы, активистов борьбы за гражданские права) оказывают давление за/против отдельных направлений политики (например, сокращение налогов, информация о контроле за рождаемостью, контроль за состоянием окружающей среды, расширение военных программ и т.д.). Это что-то вроде слепка с модели общества США, где существуют 18 показателей социально-экономического «здоровья общества» (например, валовой национальный продукт, безработица, уровень черты бедности, военная сила). Игра способствует пониманию роли групп давления в обществе.

Ролевые игры можно проводить в форме КВН. Класс делят на команды, которые предлагают свои пути решения проблемы. Арбитры выставляют оценки. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ролевые игры можно использовать для «строительства мостов» между разными областями знаний, они могут придать вес и важность некоторым аспектам изучаемых тем. Их сильные стороны не в получении информации, а в придании глубины и в критическом подходе к тому, что уже изучено.

4.5. Использование компьютеров в преподавании общественных дисциплин

Стоимость компьютеров и малое количество компьютерных разработок не позволяют нам говорить, что компьютер - это незаменимый помощник в преподавании общественных дисциплин. Многие педагоги считают, что они лучше, чем компьютер подготовят учащихся по общественно-политическому предмету. Однако компьютеры неуклонно вторгаются в процесс обучения, и им принадлежит будущее.

В общем, использование компьютеров в учебном процессе должно преследовать три стратегические цели:

•  Они должны органически вписываться в программы обучения. В перегруженных программах преподавания общественных дисциплин компьютеры могут лишь способствовать изучению уже существующих тем, а не представлять что-либо еще умное и дополнительное.  

 Они должны обеспечивать более совершенный процесс изучения предмета по сравнению с другими методами обучения.

•  До тех пор, пока каждое учебное место не будет компьютеризировано в школе или вузе, компьютеры должны, прежде всего, предоставлять возможность групповой работы, с тем, чтобы каждый класс в 30 человек мог быть вовлечен в работу с 6-8 компьютерами

. Преимущества использования компьютера в преподавании общественных дисциплин

  1.  Исследования показали, что когда студенты работают с компьютером, преподаватели уменьшают время, которое они тратят на обучение студентов, они тратят больше времени на ускорение их процесса обучения.
  2.  Общаясь больше с отдельными студентами в малых группах, преподаватель получает больше информации об индивидуальных успехах и затруднениях студентов в изучении материала.
  3.  При   наличии   ресурсов   электронного   обучения   возможно   признавать,   вознаграждать достижения отдельных студентов.
  4.  Хорошо составленная программа компьютерного обучения социологии может больше заинтересовать студентов, нежели слова профессора, стоящего перед аудиторией.
  5.  Происходит переход от использования компьютера как средства тестовой оценки знаний студента к оценке его достижений, основанной на конечном результате и общем прогрессе студентов.

Основные направления применения компьютеров в учебном процессе в Украине

  1.  Требования к студентам использовать электронные данные в своих библиографических
    источниках.
  2.  Поощрение  студентов  к  использованию  электронной  почты  для  задавания  вопросов преподавателю и для представления выполненных заданий.
  3.  Знакомство с преимуществами и недостатками использования видеодисков и видеокассет и использование возможностей компакт-дисков.
  4.  Проведение опросов среди студентов с целью выяснения их знаний электронных средств обучения и приглашения их к выступлениям в классе.
  5.  Использования ворд-процессора для создания записей лекций, редактирование вариантов с тем, чтобы предоставить раздаточный материал для студентов.
  6.  6.Использование    компьютера    для    ведения    учета    в    больших    классах   -    список присутствующих, оценки, проведенные работы, тесты и т.д. привлечение студентов время от времени к обзору, учету.
  7.  Поощрение студентов включать наглядность как часть их дипломных и курсовых проектов - схемы и таблицы, графические диаграммы,-движущиеся и неподвижные картинки.
  8.  Введение наглядного материала - чисел, произведений искусства, текстов, представлений и т.д. Развитие критериев важности этих данных, их соотнесение с изучаемой дисциплиной.
  9.  Проведение      времени     в      компьютерных     лабораториях,      подготовка      докладов преподавателями,    подготовка   графиков   и   таблиц   для   проектора,   видео   клипов, мультфильмов,,, звуковых   и   других   материалов;   попытки   соотнести   специфические материалы с целями обучения, их интеграция.

Рассмотренные основные нетрадиционные методы преподавания следует шире использовать в учебном процессе, так как они развивают демократический стиль преподавания, помогают лучше соотнести теорию с практикой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24477. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи 43 KB
  Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.
24478. Классификация методов психологического исследования 36.5 KB
  Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.
24479. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики 28.5 KB
  Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.
24480. Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма 47 KB
  Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...
24481. Психоаналитическое направление в психологии 42.5 KB
  Структура личности по Фрейду состоит из трех компонентов – Ид Оно Эго Я и Суперэго СверхЯ. Задача Эго – адаптация к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Суперэго включает моральные запреты нормы традиционные ценности и идеалы общества. Инстинкты содержащиеся в Ид диктуют человеку желания которые входят в противоречия с содержанием Суперэго вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги.
24482. Гештальтпсихология. Описание эмпирических методов 38.5 KB
  Gestalt – целостная форма образ структура является основным в гештальтпсихологии и выступает в качестве единицы анализа сознания и психики которое обозначает целостные несводимые к сумме своих частей образования сознания. Непосредственное начало гештальтпсихологии положено проведёнными М. Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта озарения и возникшая задача оказывается решенной. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов гештальтпсихологии и резко подчеркнуло...
24483. Культурно-историческая психология. Индивидуальность 35 KB
  Культурноисторическая психология. Культурноисторическая концепция разрабатывалась Выготским и его школой Леонтьев Лурия Эльконин Запорожец и др. Согласно культурноисторической концепции в психическом развитии существует как бы две переплетенных линии. Для проверки основных положений культурноисторической теории Выготским с сотрудниками была разработана €œметодика двойной стимуляции€ с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования прослеживался механизм €œвращивания€ знаков в структуру психических функций –...
24484. Гуманистическая психология 45.5 KB
  Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека: Целостный подход к личности которую нельзя разложить на отдельные элементы рефлексы когнитивные процессы фиксации и проекции и т. внимание к индивидуальным особенностям каждой личности. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений самостоятельность и опора на себя независимость от внешних факторов –...
24485. Когнитивная психология 42 KB
  cognitio знание познание одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Исследования во многом основывались на компьютерной метафоре аналогии между преобразованиями информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. В дальнейшем центральными стали вопросы организации...