70886

Использование лекции в преподавании правоведческих дисциплин

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция была и остается важнейшей частью учебного процесса и формой изложения учебного материала во всем мире. Существуют разные точки зрения на определение сущности лекции. Так, Вернер и Дикинсон определяли лекцию «как обучающую технику, с помощью которой представлен устный дискурс какого-либо предмета»...

Русский

2014-10-28

124.5 KB

2 чел.

Тема

 5.      Использование лекции в преподавании  правоведческих дисциплин

  1.  Роль лекции в обучении  правовым наукам
  2.  Структура лекции и ее виды
  3.  Некоторые советы по повышению эффективности лекций
  4.  Конспектирование лекций студентами

5.1.   Роль лекции в обучении  правоведческим  наукам

Лекция была и остается важнейшей частью учебного процесса и формой изложения учебного материала во всем мире. Существуют разные точки зрения на определение сущности лекции. Так, Вернер и Дикинсон определяли лекцию «как обучающую технику, с помощью которой представлен устный дискурс какого-либо предмета», Хейл-комитет называет лекцию «периодом обучения, занятым в основном продолжительным изложением материала лектором». Это определение подчеркивает процесс «одностороннего общения», которое очень часто критикуют педагоги.

Некоторые считают, что лекция отрицает преподавание, а ее автократическая форма и стиль неизбежно уничтожают партнерство, которое необходимо в процессе обучения. «Интеллектуальная пассивность и скука» обучающихся («Лектор - это человек, который говорит во время чьего-то сна», - этот афоризм приписывают Одену), отсутствие дискуссии противоречит свободному процессу обмена мнениями. Высказывались также точки зрения о том, что отсутствие обратной связи делает невозможным контролирование аудитории, а сама лекция оставляет мало надежд на творческий эффект обучения.

Полстолетия назад, Грин в серии опытов показал, что студенты, очевидно, изучали столько же во время чтения отрывков, сколько и от слушания такого же материала во время лекции. Блай (1972) в детальном изучении техники лекции сделала вывод, что лекции неэффективны в обучении студентов размышлению. Гулкасиан нашел (1979), что студенты, посещающие лекцию, не всегда понимают важные моменты лучше, чем неважные детали. Кинтш считает, что шутки и другие типы юмора, экстраординарные заявления, сделанные лектором, часто запоминаются студентами больше, чем его основные положения (1977).

Критики лекции часто приводят ссылки на высказывания известных ученых. Так, Ч. Дарвин отказывался посещать некоторые лекции в Кембридже потому, что «он был сыт ими в Эдинбурге». Однако он делал уточнение, что все же посещал и любил лекции Хенслоу по ботанике за их ясность и восхитительное иллюстрирование материала. А Бертран Рассел был бескомпромиссен. «Я не вижу пользы от лекции, и я сделал себе реверанс, что если когда-либо стану лектором, то не буду считать, что чтение лекций приносит пользу».

Тем не менее, лекция продолжает свою жизнь как общераспространенный способ преподавания. Типично она используется для введения материала курса, для того, чтобы дать студентам специализированную информацию, например, результаты исследований, новые тенденции или окончательное обобщение изучаемого материала. Ее сильные и слабые стороны проявляются при рассмотрении структуры лекции, планирования и изложения.

Практика показывает, что хорошо составленная, лекция, основанная на принципах активного обучения, может быть успешной в привлечении внимания студентов и в передаче информации по  правовым дисциплинам.

Именно лекция позволяет преподавателю в короткое время сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть ее наиболее важные стороны, дать анализ теоретических взглядов на проблему, указать наиболее значительные работы, посвященные изучаемой теме.

К достоинствам лекции нужно отнести также и непосредственное общение студентов с опытными преподавателями. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда играют решающую роль в усвоении учебного материала по социологии, поскольку яркое и интересное изложение учебного материала лектором способствует развитию желания у студентов глубже изучить предмет социологии.

Итак, лекция - это один из наиболее распространенных методов обучения, во время которого преподаватель дает информацию, используя главным образом односторонний способ устного общения. Более взрослые студенты учатся более охотно, если они слушают излагаемый материал, предпочитая этот вид обучения чтению.

В каких случаях уместно использовать лекцию в учебном процессе по  правоведческим наукам?

Если вы хотите ввести новый материал и вызвать интерес к предмету.

Если    необходимо    дать    современную    информацию,    скажем,    ввести     результаты президентских выборов, событий на заседаниях парламента и т.д. Быстрый прогресс знаний, сопряженный с недоступностью ряда учебников, способствует повышению роли лекции в учебном процессе, поэтому ее иногда называют «газетой преподавания».

Вы  хотите  выделить  узловые  или  ключевые  моменты  в   преподаваемом  курсе,  вам необходимо дать информацию в короткий промежуток времени, важно передать студентам базовые основы учебного материала.

Применение лекции по сравнению с другими формами учебного процесса имеет свои преимущества в курсе изучения  правовых  наук. К ним можно отнести следующее:

Лекция более экономична по времени, она может охватывать больший круг проблем, нежели семинар   и   может   быть   прочитана   большему   количеству   студентов   по   сравнению   с семинарским занятием.

Лекция может вызвать критические замечания студентов, побудить их к размышлению, более глубокому анализу современных фактов и явлений.

Лекция может доставить эстетическое удовольствие слушателям.

В то же время ее применение имеет свои минусы:

Учитель - это центр, а обучаемый относительно пассивен.

.Мало возможностей для обратной связи со студентами.

Она не позволяет охватить весь изучаемый материал, студент может это сделать только занимаясь самостоятельно.

Западные ученые выделяют следующие виды лекций: формальное устное эссе, лекция-представление, провоцирующая лекция, лекция-демонстрация, лекция-вопрос, лекция-дискуссия, лекция-чтение, лекция-лабораторная работа.

Отечественная методика преподавания подразделяет лекции на: установочные (на заочном отделении), лекции для студентов дневного или вечернего отделений, лекции спецкурса, разовые, единичные лекции, проблемного или обзорного характера, обзорные лекции перед экзаменом, лекции-эссе и т.д.

5.2.   Структура лекции и ее виды

Выбор лекции как формы обучения обусловлен ответом преподавателя на следующие вопросы: Что я хочу, чтобы студенты узнали? Что больше всего помогает студентам учиться? Какие ресурсы преподавания имеются в наличии? Каковы характеристики различных методов?

Цель лекции должна быть отражена в ее структуре. Главное определение структуры лекции будут исходить из общей стратегии обучения лектором, основываясь в ответах на вопросы: Какова цель лекции? Какова ее специфическая цель? Требует ли предмет лекции использования каких-либо других наглядных пособий кроме мела и доски? Требует ли тема лекции особого подхода?

Можно привести 4 типа стратегии лекции:

первый часто используется при изложении данных каких-то научных исследований, второй - для введения или исследования проблемы,

третий - объяснение аспекта систематизированного знания,

четвертый может быть представлен как презентация в последовательном изложении материала, ведущая по характеру логики субъекта изучения к какому-то заключению или обобщенному выводу, изложению данных каких-то научных исследований.

Примером первой стратегии может служить лекция в темах изучения «Основ демократии». Её структура требует тщательного выдвижения основного положения, данных, поддерживающих это утверждение и контраргументов. Она может иметь следующую форму:

А. Заявление о намерении и целях лекции

Б. Представление тезиса или положения

В. Объяснение тезиса, положения

  1.  Тезис представлен как предложение
  2.  Доказательство
  3.  Трудности в интерпретировании доказательств

Г. Повторное выделение тезиса и резюме (суммирование, выводы)

Д. Контротезис

  1.  Контртезис, представленный как предложение
  2.  Доказательство
  3.  Трудности в интерпретировании доказательств
  4.  Тезис в свете контр тезиса

Е. Контр тезис 2, 3 (представленный также как Е)

Ж. Повторное выделение тезиса и выводы по контр тезису

3. Заключение:

  1.  Заявление заключения
  2.  Баланс доказательств
  3.  Заключительный вывод тезиса

Второй тип стратегии, выделяемый для введения или исследования проблемы в лекции, можно интерпретировать следующим образом. Предположите, что лекционная форма была выбрана для представления группе студентов некоторых аргументов о расовых взаимоотношениях, или для решения гипотезы, рассматривающей противоречивый процесс развития демократии на примере участия рабочих в процессе принятия решений промышленного производства. Проблема, данные, аргументы, основные гипотезы и предполагаемые ответы могут быть представлены в логической структуре в виде модулей, например:

А. Заявление темы и целей лекции

Б. Заявление исследуемой проблемы, представленной в форме, понятной аудитории

В. Объяснение проблемы

  1.  Ее история
  2.  Ее составляющие черты

Ее значение

Г. Возможное решение

  1.  решение А) заявление, аргументы, обоснование
  2.  решение Б)
  3.  решение в)

Д. Повторное выделение проблемы и выводы (резюме) по предложенным решениям

Е. Применение полученных решений

Ж. Оценка обоснованности вывода, его верности или правильности

И. Заключение

  1.  Повторное выделение проблемы
  2.  Итог обоснованных решений

Третий тип стратегии структуры лекции относится к объяснению аспекта систематизированного знания. Примерами ее применения могут быть: объяснение студентам как действует и каковы функции  денежного рынка, понятие власти, гражданского общества и т.д. Эта структура будет отражать иерархические черты субъекта-предмета, как, например, в следующем примере:

А. Заявление темы или цели лекции

В. Положение 1.

1.

     а)

     б)

и)

ии) - связка

с)

      2.

а)

б)

    С. Положение 2.

        1.

                      а)

          б)

     2.

а) и) ии)

Б)

Д. Положение 11

Е. Подведение итогов, обобщение

Ф. Заключение

Четвертый, один из наиболее часто используемых типов структуры лекции, относится к презентации последовательного изложения материала, ведущего к заключению.

Эта структура ценна при объяснении ряда событий или фактов, ведущих к подведению итогов. Она особо важна в математике, логике, истории, истории социологии и т.д., где есть какая-то последовательность в изложении фактов. Для успеха этой лекционного метода необходимо частое повторение и тщательное определение терминов. Схематично она выглядит следующим образом:

А. Заявление темы и целей лекции

Б. Краткая экспозиция рассматриваемых рамок структуры лекции

В. Положение 1

Г. Связь между пунктом 1 и 2

Д. Положение 2.

Е. Обобщение

Ж. Связь (логический мостик) между положением 2 и 3

3. Положение 111

И. Обзор структуры пунктов и связок

К. Вывод, обобщения

Л. Заключение

При подготовке лекции преподавателю следует точно определять план лекции, принимая во внимание следующее: возраст и уровень знаний студентов или учащихся, тему, ресурсы и сдерживающие факторы. Это предполагает выделение времени в лекции для определения терминов, приведения примеров, иллюстраций и обобщений.

Особого внимания требует введение в лекцию, включающее четкую постановку задач. Введение - это начало речи, оно соответствует прологу в поэзии или прелюдии в музыке, расчищая путь тому, что следует далее (Аристотель). Планируя введение, необходимо учитывать сдерживающие факторы - время, характер лекционной комнаты, наличие наглядных средств. Следует принимать во внимание характер комнаты, положение трибуны, стола, доски и т.д.

Затем следует выделить количество материала, необходимого для лекции, тщательно его спланировать. Необходимо составить план лекции, который должен отражать стремление лектора поддерживать внимание аудитории (аудио-средства, способы прерывания монотонной речи, стимулы, усиливающие обратную связь и т.д.).

Некоторые авторы, например Браун, предлагают, чтобы план лекции был основан на ключевых вопросах в теме, которая должна формировать предмет лекции. Это ценный метод планирования, его можно использовать, если мало времени на подготовку лекции.

Ключевые моменты следует выражать как можно проще, иллюстрировать примерами, определениями и завершить заключением. Планирующий лекцию начинает с указания темы предмета (например, инфляции) в форме вопроса (Каковы причины инфляции?). Затем он использует свободные ассоциации для напоминания материала, связанного с темой (например, обеспечение деньгами, прессинг спроса), или выделяет некоторые узловые вопросы, которые представлены в логической форме, окончательно дополняет соответствующее вступление и заключение.

Записи лектора, к которым он обращается во время чтения лекции, могут быть в форме детального, предложение за предложением описания материала (полезно для тех, у кого мало лекционного опыта) или сложного плана, основанного на подробной канве того, что следует сказать.

В обоих случаях, особенно в первом, лектор не должен производить впечатления того, что он читает подготовленные им записи в механической форме. Некоторое спонтанное выражение мыслей или какой - то пример должны возникать даже в самой тщательно приготовленной лекции.

Американские ученые предлагают следующую схему для облегчения подговки лекции:

Дата Группа Предмет

Задачи лекции        Время -50 мин.

Время

Содержание лекции

Справочные материалы

Вспомогательные средства

5 мин.

Введение и заявление темы лекции

 

мел

15 мин.

Узловой вопрос 1:

1,2,3, …..

Учебник с. 100

5 мин.

Обобщение первого основного вопроса

15 мин.

Ключевой вопрос 2:

1,2,3….

Учебник с. 110

диапроектор

5 мин.

Обобщение ключевого вопроса 2

5 мин.

Краткий итог лекции

Вопросы

 

Молодые педагоги часто задают вопрос, как долго может длиться лекция и на какой стадии она не имеет никакого смысла? Нет золотого правила, так как порог ассимиляции знаний отличен от студента к студенту. Кто-то неспособен концентрироваться или удерживать данные после 10 минут непрерывной речи, а кто-то с легкостью усваивает содержание в течение 20 минутного сообщения. Рекомендуются паузы после 15 минут непрерывного говорения в интересах концентрации и ассимиляции предлагаемого для изучения материала по социологии. Пауза может быть использована для технических средств, например, доски, чтобы записать или обобщить первый пункт. Многие лекторы предлагают, чтобы лекция длилась не более 60 минут, после этого внимание резко падает и  быстрое усвоение знаний затрудняется .

5. 3. Некоторые советы по повышению эффективности лекций по  правовым наукам

Зарубежные ученые выделяют следующие проблемы для студентов в восприятии лекционного материала:

40% времени студенты не усваивают излагаемый материал.

Студенты удерживают в памяти 70% того, что говорится в первые 10 минут лекции, но только 20% на последних 20.

Интерес и внимание падает в то время, как лекция прогрессирует во времени.

4 месяца спустя после изучения, например, курса психологии студенты знали лишь на 8% больше, чем те, кто не посещал лекции

Очень мало сходства между студенческим и лекторскими записями лекции в плане содержания и оформления.

Для того, чтобы сделать лекцию по социологии более эффективной, молодому преподавателю следует помнить следующие советы:

  1.  Отбирайте материал, который имеет значение для студентов, тщательно его структурируйте.
  2.  Делайте лекцию короткой - 20 мин. мини-лекция, затем вводите более активную форму изучения. Делайте ваши лекции как можно более активными по способу усвоения материала.
  3.  Ограничьте число наиболее важнейших пунктов, которые следует рассмотреть в лекции, некоторые ученые считают, что не более 6.
  4.  Говорите медленно, используйте разговорный язык.
  5.  Применяйте аудио-визуальные средства для иллюстрации, усиления, пояснения.
  6.  Периодически подводите итоги сказанного.
  7.  Будьте уверены, что все вас видят и слышат.
  8.  Помогайте своим студентам лучше конспектировать лекцию. Поощряйте их записывать свои собственные рассуждения.
  9.  Используйте творчески раздаточный материал на лекциях, делайте его привлекательным и разнообразным, ставьте задачи, поясняя, как вы хотите, чтобы студенты использовали раздаточный материал.
  10.  Увязывайте содержание лекции с материалом других тем курса.
  11.  Помечайте в своих лекциях методические приемы по активизации лекции.

В процессе лекции очень важны паузы, которые могут иметь различную педагогическую роль и направлены на перерыв монотонности изложения лекционного материала.

Вот некоторые идеи, которые могут быть полезны при подготовке и проведении лекций в процессе перехода от активной к пассивной форме обучения.

1. Отдых

«Отдохните минуту» в условиях перенапряжения возможность просто отвлечься или потянуться будет полезна для студентов.

2. Чтение записей.

«Прочитайте свои записи, проверьте, не пропустили ли вы что-либо, убедитесь, что вы их понимаете.» Попросите студентов прочитать конспекты друг друга и найти там непонятные им положения или то, что можно добавить в свою тетрадь»

  1.  Предложите студентам записать  один  или два вопроса,   попросите одного-двух соседей ответить на него.
  2.  Предложите студентам прочесть раздаточный материал.

Обсудите вопрос, заданный преподавателем, в парах. Сгруппируйте студентов в пары или тройки. В начале занятий предложите студентам образовать пару с тем, кто сидит рядом. Дайте студентам знать, что во время лекции они будут обсуждать материал или решать проблему  со  своим  партнером.   Вы  можете  попросить  пары  определить  термин   (дайте определение  право), поставить вопрос, начинающийся с почему или как, решить проблему, ответить   на   ваш   вопрос   или   определить   главные   вопросы   лекции.   Для   того,   чтобы неправильная информация партнеров не осталась не исправленной, дайте сами ответ на свой вопрос, обобщите, или ответьте всему классу. Преподаватели, которые используют этот метод, говорят, что студенты могут концентрироваться, несмотря на шум, эффективно учатся друг у друга. Это изменение деятельности восстанавливает внимание студентов к лекции.

  1.  Молчаливое размышление. Предложите студентам подумать 2-3 минуты, о чем сейчас говорилось. Помолчите, чтобы не мешать студентам.
  2.  Используйте обучающие диады. Дайте задание всему потоку к следующей лекции. Оно может включать чтение, заполнение анкеты, выполнение лабораторного задания или опроса, любая другая деятельность. Попросите студентов приготовить две копии с 4-5 вопросами по заданию. На следующем занятии вы собираете вопросы с тем, чтобы оценить участие студентов и предлагаете
    ответить на некоторые вопросы, при этом образуются новые пары отвечающих студентов.
  3.  Образуйте маленькие подгруппы. Попросите свой класс образовать подгруппы из 3-4 студентов, и представьте им вопрос, который следует обсудить в течение 2-3 минут и выдать ответ. Например,  попросите  группы привести примеры,  которые  иллюстрируют  какой-либо  пункт, определите причину того или иного явления, предложите найти способы решения или изменения
    чего-то. Если размеры класса позволяют, выслушайте все подгруппы, если нет - попросите одну-две группы высказать свое мнение и спросите, как много других групп согласны с ними.
  4.  «Снежный ком».  Попросите класс разделиться на пары. Поставьте вопрос, который позволит   даже   слабому   студенту   дать   идеи   ответа.   Например,   кто   является   ведущими профессионалами, кроме архитектора, в проектировании, финансировании и строительстве здания? Попросите пары за 3-4 минуты дать ответы на этот вопрос с тем, чтобы один из них записал их на
    листе бумаги. Когда время истечет, попросите группы образовать квартеты и составить новый список с дополнением идей. При желании, квартеты могут стать октетами, объединяя восемь студентов. В конце студенты выбирают одного, который докладывает список ответов всему классу. Этот метод особенно хорош в начале семестра, так как он развивает мышление о предмете,
    позволяет преподавателю узнать,  как много студенты знают о  курсе,  помогает преодолеть изоляцию и безликость в большой аудитории, установить образец участия студентов в работе класса. Это можно повторить с более глубокомысленным вопросом на семинаре.

10. Постановка проблем. Начинайте занятие путем постановки вопросов по проблеме. Напишите их на доске, но не отвечайте на них, попросите класс проголосовать, на какую проблему вам лучше ответить. Можно также предложить ответить на вопросы в подгруппах. Это улучшает активность студентов, их самооценку.

  1.  Прерывайте лекцию «проблемным вопросом» или задайте вопрос типа правильно-неправильно, или  вопрос  с  несколькими  ответами,  один из  которых  правильный.  Если позволяют размеры класса, раздайте карточки- красные, голубые, зеленые и пусть студенты голосуют ими. Энергично задайте вопрос, требующий ответа одно слово - например, кто
    первым ввел термин  «политическая культура»,  в каком году  ...  двигайтесь по классу и вызывайте тех, кто смотрит вам в глаза.
  2.  Прерывайте лекцию для мини-письменной работы без ог/енкм._Предложите студентам написать за 1-2 мин. одно предложение о том, что они считают наиболее важным в лекции или в вопросе. Можно это предложить сделать в небольших группах.

15. Приветствуйте   студентов,   задающих   вопросы.   Если   класс   очень   большой, предложите   опустить   свои   подписанные   вопросы   в   коробочку   на   столе.    Ответьте индивидуально всем, а на некоторые вопросы ответьте в начале следующей лекции.

16. Разрешайте время для студентов записать кратко то, что было представлено влекции. Попросите студентов записать 2 или 3 ключевых положения лекции или наиболее важный по их мнению вопрос. Соберите их ответы и сделайте вывод, что они изучили.

17'. Избегайте серьезной дискуссии в конце занятия.

  1.  Иногда заканчивайте свою лекцию раньше, подводите итог, а затем проведите живую беседу об изучаемом материале, заданиях для чтения, дисциплине и т.д.

Предложите студентам написать наиболее трудную для понимания фразу или что было непонятно в лекции на листе бумаги и отдать ее преподавателю.

 

определите, хотите ли вы выяснить самое трудное в восприятии студентами по части занятия или по всему занятию.

Оставьте немного времени в конце для этой работы.

Дайте студентам заранее знать о том, что вы хотите иметь обратную связь по результатам их восприятия материала.

Раздайте листы бумаги или карточки для написания на них студентами.

Не собирайте непонятные вопросы у двери в класс, используйте коробочки на столе преподавателя.

Ответьте на эти вопросы на следующем занятии или как можно скорее.

Дополнительные идеи:

попросите студентов выделить 3 наиболее непонятые фразы в домашнем чтении

когда студенты достаточно знакомы с материалом, попросите их указать непонятные фразы и пояснить, почему они им непонятны, что вызывает затруднение.

Сообщите студентам, что некоторые из трудных вопросов, которые вы пояснили, будут включены в экзаменационные билеты.

Этот вид работы имеет преимущества.    Не   требует   подготовки,   можно   потратить   на   него   мало   классного   времени.   Это альтернативный выход- спасение для застенчивых студентов, которые боятся спросить.    Этот вид работы дает возможность учителю узнать, какие затруднения у студентов при изучении материала.

 Он напоминает учителю об интеллекте студентов и об уровне их общетеоретической подготовки. ^   Если студенты регулярно выполняют этот вид работы, они обращают больше внимания на то, как они усваивают учебный материал, Он могут привыкнуть задавать себе этот вопрос, даже если педагог не просит их это сделать.

Недостатки метода

  •  Учитель может быть разочарован, что даже после блестяще приготовленной лекции некоторые студенты его не поняли.
  •  Ряд студентов могут испытывать затруднения при выделении трудных моментов, фраз, того, что они не поняли.
  •  Выполняя постоянно эту работу, студенты могут достичь высоких результатов и педагогу может быть трудно с ходу объяснить непонятные моменты.

Советы

Не огорчайтесь, если студенты считают что-то непонятным, хотя вам кажется, что вы объяснили это предельно ясно.

Не тратьте очень много времени на эту работу в ущерб курсу.

Не давайте студентам понять, что все трудные вопросы вами будут с ходу объяснены.

Поясните, что некоторые вопросы могут быть более трудными для восприятия.

Работа в подгруппах, прерывание лекции дают студентам возможность перейти от пассивной формы обучения к активной, а преподавателю это даёт возможность лучше узнать студентов, сделать паузу.

5.4.   Конспектирование лекций студентами

Преподаватель  правоведения  может предложить школьникам или студентам небольшую беседу о том, как надо конспектировать лекции. Лекция подразумевает средство обучения и это не просто упражнение в слушании. Другая крайность - это то, что студенты пытаются записать буквально каждое слово лектора. Как отмечает Уингфельд, «мало возможности остается для глубокой обработки информации».

Студентов следует научить, что записывать и как записывать. Следует сказать, что их записи должны содержать достаточно аргументов для точного воспроизведения позже и должны иметь главные идеи и некоторые поддерживающие их положения. Лекция предполагает, что студент одновременно слушает, воспринимает, анализирует, спрашивает, выбирает и пишет. Следует порекомендовать использовать собственные сокращения, избегать писать предложения в непрерывном повествовании. После лекции порекомендуйте восстановить ее в памяти, сверится с конспектами сокурсников.

В США методический подход к конспектированию лекций, основанный на 3 фазах, называется «системой Корнела». В первой фазе, до лекции предыдущие лекционные записи просматриваются студентом. Затем он подготавливает свой конспект, выделяет большие поля в тетради для его записей, озаглавливая их как «главная колонка» и «колонка воспроизведения»

Во второй фазе, которая приходится на саму лекцию, студент записывает в главной колонке общие идеи, представленные лектором, использует сокращения, диаграммы.

Третья фаза, которая следует за лекцией, включает чтение записей, подчеркивание важных моментов и использование «колонки воспроизведения» для того, чтобы записать ключевые фразы, определения и т.д., которые были не записаны во время лекции, но студент их вспомнит при чтении «главной колонки».

Отечественная методика ориентирует студентов на следующие правила конспектирования: не старайтесь записывать дословно все, что говорит преподаватель, это невозможно и не нужно. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, записывая только самое существенное, учитесь  на слух  отделять  главное  от второстепенного.  Следует отмечать  не только определения но и факты, так как без примеров впоследствии конспект может показаться непонятным. Это можно сделать с помощью ключевых слов.

Записи должны быть логично связанными, представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.

Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, обязательно заносите их в тетрадь, выполняя аккуратно и внимательно.

Используйте подчеркивания, разные значки, оставляйте поля для последующих записей, комментариев, дополнений.

Используйте красную строку для выделения смысловых частей в записях.

Постарайтесь выработать свою собственную систему сокращений, замену знаками часто встречающихся слов. Это даст вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.

Сразу после лекции постарайтесь восстановить пропущенное, дописать, завершить выделение существенных моментов.

Важно помнить, что лекция - это не весь материал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его зазубрили, это только путеводитель в их дальнейшей самостоятельной работе с книгой.

 

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25516. Повторный брак 19.19 KB
  Во втором типе брака психологические проблемы могут возникать при отказе детей признать право отчима на полноправное место в структуре семейных отношений. Он может восприниматься ими как незваный гость отнимающий у детей часть материнского времени и любви. Жена начинает чувствовать себя обиженной и раздраженной когда новый муж позволяет себе критиковать ее детей. Она называет семью созданную мужчиной и женщиной имеющих детей от первого брака смешанной семьей.
25517. Половое воспитание в России: история и современное состояние 24.69 KB
  Кроме того по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы Гигиеническое и половое воспитание 8 кл. В постсоветский период начинают распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Появляются всё новые и новые фантастические программы оздоровления психического совершенствования эстетического развития и т. Возникла потребность в переработки программы 1982 года по данному предмету.
25518. Понятие, особенности молодой семьи 15.71 KB
  Понятие Молодая семья давно используется в демографической социологической педагогической литературе. Использовалось в постановлении ЦК КПСС и совета министров СССР от 22 января 1981 г О мерах по усилению государственной помощи семьям имеющим детей. Затем стало выделяться понятие студенческая семьясм. Молодая семья возраст каждого из супругов которой не превышает 30 лет либо не полная семья состоящая из 1 молодого родителя возраст которого не превышает 30 и одного и более детей.
25519. Семья 13.04 KB
  Существует ряд подходов определения семья: Ожегов: СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников. Традиционное определение: СЕМЬЯ – это важнейшая форма организации личной жизни вид социальной общности малая группа основанная на супружеском союзе родственных связей или усыновлении т.: СЕМЬЯ – это историческиконкретная система взаимоотношений между супругами между родителями и детьми малая социальная группа члены которой связаны брачными и родительскими отношениями общностью бытом и взаимной моральной ответственностью...
25520. Государственная поддержка семей с детьми 12.08 KB
  Виды пособий: По беременности и родам; Ежемесячные пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 15 года; Единовременное пособие женщинам ставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности до 12 недель; Единовременное пособие при рождении ребенка; Ежемесячные пособия на ребенка до достижения 16 лет на учащегося в общеобразовательном учреждении до окончания им обучения но не более чем до 18 лет; Единовременное пособие беременным женам военнослужащих проходящих военную службу по призыву;...
25522. Принятая генеральной ассамблеей ООН 13.86 KB
  1994 год – был объявлен ООН Международным годом семьи. Идеология и стратегия семейной политики разработанные ООН и закрепленные в ее резолюциях посвященным году семьи и других материалов заключается в следующем: 1 семья как важнейшая ячейка общества заслуживает внимания защиты и поддержки со стороны государства независимо от типов семей многообразия индивидуальных предпочтений и социальных условии. На основе анализа руководящих принципов по вопросам семьи разработанных комитетом по вопросам семьи ООН можно выделить наиболее важно...
25523. Проблемная семья: сущность, типы 17.45 KB
  Сущность психологического содержания понятия проблемная семья традиционно имеет как широкое так и узкое толкование в специальной литературе. Например к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью не решившую задачу дифференциации от родительской семьи не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Дисфункциональная семья семья плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции.
25524. Конструкционные сплавы черных металлов. Стали и чугуны 136 KB
  Легированная сталь — сталь, которая кроме обычных примесей содержит элементы, специально вводимые в определённых количествах для обеспечения требуемых физических или механических свойств. Эти элементы называются легирующими.