7092

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

Реферат

Психология и эзотерика

Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...

Русский

2013-01-16

43.53 KB

14 чел.

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

  1.  Характеристика Средних веков

Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков – падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утвердилась в Европе, хотя отдельные элементы средневековой идеологии появились уже в III веке. Окончание эпохи – это конец XVI начало XVII в. – время возрождения искусства, светской науки, начало Реформации.

Рассматривая развитие религиозной мысли, выделяют три этапа: апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.). 

Средние века, по мнению многих ученых,  это время темноты и невежества. В то время в Европе произошел резкий упадок культуры и образованности  – в основном общество состояло из безграмотных феодалов и забытых крестьян, вся политическая, культурная и духовная жизнь была подчинена диктату христианской церкви. В то же время активно развивалась техника, было произведено много географических открытий.  В эту эпоху творили величайшие художники: Рафаэль, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Рубенс, Рембрант, писали поэты и писатели: Омар Хайям, Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес,  великие мыслители и философы: Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, родоначальники утопического социализма: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Несмотря на то, что многие века наука находилась в глубоком упадке, развитие психологической науки все-таки не прекращалось: изучались связи между физическим развитием организма и его психологическими особенностями. И  именно в среневековый период были заложены основы современной психотерапии.

  1.  Зарождение схоластики

Все образования в Европе велось в церковных школах, примитивное содержание которых подчинялось богословским идеям. Все достижения античной науки были недоступны к изучению в феодальном обществе.  В эти века психологические исследования проводились на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима.

В средневековой Европе в те времена нельзя было заниматься никакими научными исследованиями. Тем не менее, в Средние века наука развивалась в рамках  в рамках католических учреждений. Образованными людьми были главным образом лица духовного звания. Светское же образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при дворе монархов или феодалов. В основном это было преподавание основ военного искусства. Церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

В VIII в. зарождается схоластика - философия, преподававшаяся в школах средних веков, с помощью которой пытались обосновать богословие. Главный метод схоластики – изложение и комментирование текстов.

Схоластика, которая, поначалу, была прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор силлогизмов. Ученики средневековых школ заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя, обучались умению вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей. Также и церковь, которая в VI-X вв. являлась некой хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки.

Изначально схоластика базировалась на неоплатонизме, затем, начиная с XIII в., стала опираться на учение о душе Аристотеля, причем его естественнонаучный метод был отброшен, а телеологические и дуалистические моменты были чудовищно преувеличены.

Внутри схоластики также развились два течения: номинализм и реализм.

Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме. Так как наиболее общей универсалией является Бог, они тем самым доказывали первичность бытия Бога и выражали теологическую точку зрения в схоластике.

Номиналисты (от "номен" - имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами.

Наиболее радикальные номиналисты признавали только бытие единичных вещей, давая им общие названия. Общие понятия определялись ими как звуки. Умеренные номиналисты отмечали, что общие понятия возникают в процессе познания и существуют в человеческом уме. Номиналисты отрицали существование единой Божественной субстанции ("троицы"), ориентировали исследователей на отход от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления.

Господствующей была позиция реализма – объективного идеализма, номинализм в этих условиях являлся выражением материализма.

  1.  Учение Фомы Аквинского

Монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого является ярчайшим представителем зрелой средневековой схоластики ( к представителям зрелой схоластики относят Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского). Главными трудами Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Он, опираясь на учение о душе Аристотеля и учение Сократа и Платона о «мире идей», разработал учение. Учение это было канонизировано (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название "томизм", а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323).

Томизм хотя и опирался на учение Аристотеля, но складывался в противовес его материалистическим трактовкам. Фома Аквинский подчинял разум контролю веры.

Согласно пониманию Ф.Аквинского:

  1.  Душа одна и обладает отдельным от тела бытием, индивидуальна и нематериальна, хотя помещается в теле.
  2.  Душа – это чистый субъект, способный только сознавать
  3.  Душе свойственны 3 функции: растительная, животная, разум и воля. Причем первые две функции нуждаются в теле, последняя- не нуждается.
  4.  Душа является одновременно низшей из форм первого рода (чистых) и высшей – из форм второго рода.
  5.  Личность – «самое благородное во всей разумной природе души»

В его учении о познании различаются человеческое «естественное» познание и «сверхъестественное», основа для религиозной веры, откровение.

Естественное познание – познание истины посредством чувств и интеллекта, оно имеет несколько уровней: первый - образует познание через внешние (органы чувств) и внутренние познавательные органы. Внутренние познавательные органы — это общее чувство, воображение, память, орган суждения.

Второй уровень познания – интеллект, который не является частью какого-либо телесного органа. В самом интеллекте Аквинский различает ряд ступеней, на высшей  ступени - бог. 

Бог есть высшая и конечная цель познания: познается путем откровения. Разум же оказывается на службе у веры. Обладание разумом и возникающей на его основе свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе.

  1.  Выводы учения Аквината

Одним из наиболее важных результатов данного богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Вот эти пять доказательств:

  1.  Перводвигатель - все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Должен существовать первый двигатель – им является бог.
  2.  Первопричина - В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, который и является бог.
  3.  Первая необходимость. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо - бог.
  4.  Наивысшая степень совершенства. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, значит  должно существовать абсолютно совершенное существо - бог.
  5.  Телеологическое. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог.

Основные выводы учения Аквинского:

  1.   Душа бессмертна, но не вполне божественна
  2.  Душа - центр мироздания, поскольку соединяет два круга бытия
  3.  Источником знаний и поступков человека является бог
  4.  Главным методом познания души является интроспекция.

В доминиканском ордене трудами Фомы Аквинского учение Аристотеля было приближено к  христианству. Однако и монахи францисканского ордена — Бонавентура, Роджер Бэкон – также искали новые методы учения в новых условиях, когда пробуждался интерес к научному знанию, к рациональному постижению мира. Однако и их учения также были приближены к учению о боге и признавали его выше всего существующего.

В своих общих чертах философия Аквинского сходна с философией Аристотеля. Он сумел систематизировать учение Аристотеля, сумев его приспособить к христианской догме, подвергнув лишь самым незначительным изменениям. Доказательства существования бога построены на бессмысленности существования ряда, не имеющего первого члена, хотя из математики это известно, что это утверждение не верно. Примером может служить ряд отрицательных чисел, заканчивающийся числом минус единица.

Аквинского нельзя назвать исследователем, он, скорее, систематизатор учения Аристотеля. Он заранее знает истину – все в мире божественно и подчинено богу.

В противовес томистскому учению выступил номинализм. В Англии ее активным проповедником выступил  профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Он считал, что нужно отталкиваться от чувственного опыта и  ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

Развитие номинализма способствовало развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. Таким образом, зарождалась новая методология психических явлений, основанная на опытном, детерминистском подходе. 

Список использованной литературы

  1.  Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. - ISBN 5-7695-0084-0
  2.  Диалектическая психология / под ред. Е.Е.Крашенинникова. - http://kafedra.inpsy.com/kinpsy/info/2098.html
  3.  Ждан, А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: учебник для вузов -  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php
  4.  Кольцова В.А., Олейник Ю.Н.  История психологии (мультиме-дийный учебно-методический комплекс). М., 2004 - http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/3.html
  5.  Марцинковская Т. История психологии          http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40584. Структурный подход 30 KB
  Все наиболее распространенные методологии структурного подхода [9111213] базируются на ряде общих принципов [3]. В качестве двух базовых принципов используются следующие: принцип разделяй и властвуй принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач легких для понимания и решения; принцип иерархического упорядочивания принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. Выделение двух базовых принципов не означает...
40585. Проблема сложности больших систем 21.96 KB
  Единственно эффективный подход к решению этой проблемы заключается в построении сложной системы из небольшого количества крупных частей каждая из которых в свою очередь строится из частей меньшего размера и т. по отношению к проектированию сложной программной системы это означает что ее необходимо разделять декомпозировать на небольшие подсистемы каждую из которых можно разрабатывать независимо от других. Это позволяет при разработке подсистемы любого уровня держать в уме информацию только о ней а не обо всех остальных частях системы....
40586. Методология функционального моделирования SADT. Состав и функции моделей SADT 61.84 KB
  Состав и функции моделей SDT. Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг выражающих ограничения которые в свою очередь определяют когда и каким образом функции выполняются и управляются; строгость и точность. отделение организации от функции т. Методология SDT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций а затем для разработки системы которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции.
40587. Методология функционального моделирования SADT. Состав и функции моделей SADT. Типы связей 40.5 KB
  Вендрова Проектирование ПО Ход урока Организационный момент 24 мин: Приветствие оформление документов к занятию Повторение пройденного материала применяемая методика выводы1520 минзанятие 22 п.5 Сообщение темы урока постановка цели и задачи:13 мин: Методология функционального моделирования SDT; Состав и функции моделей SDT. Изложение нового материала применяемая методика: 5060 мин. лекция: Состав функциональной модели Иерархия диаграмм Типы связей между функциями Моделирование потоков данных процессов...
40588. Психологические особенности профессионального общения сотрудников ОВД 92 KB
  Чтобы профессиональное общение сотрудника ОВД было эффективным и успешным, он обязан разбираться в психологии общения, обладать умением делать выводы на основании фактов и собственных наблюдений.
40589. Создание SADT-диаграмм по произвольным проектам 48 KB
  Организационный момент 23 мин: Приветствие фиксация отсутствующих проверка санитарного состояния аудитории заполнение журнала рапортички проверка подготовленности студентов к занятию. Напоминание правил техники безопасности при работе с ПК; 2. Сообщение темы цели и задач практикума 23 мин: Цели: Приобретение навыков создания SDT моделей по методологии IDEF0. Актуализация опорных знаний и умений студентов 1015 мин: устный опрос занятие 24 п.
40590. Метод моделирования IDEF1 35.48 KB
  Сущность в методологии IDEF1X является независимой от идентификаторов или просто независимой если каждый экземпляр сущности может быть однозначно идентифицирован без определения его отношений с другими сущностями. Сущность называется зависимой от идентификаторов или просто зависимой если однозначная идентификация экземпляра сущности зависит от его отношения к другой сущности рисунок 1. Сущности Каждой сущности присваивается уникальное имя и номер разделяемые косой чертой и помещаемые над блоком. Связь может дополнительно определяться с...
40591. Создание ERD диаграмм методом IDEF I 48.5 KB
  Организационный момент 23 мин: Приветствие фиксация отсутствующих проверка санитарного состояния аудитории заполнение журнала рапортички проверка подготовленности студентов к занятию. Напоминание правил техники безопасности при работе с ПК; 2. Сообщение темы цели и задач практикума 23 мин: Цели: Приобретение навыков создания SDT моделей по методологии IDEF0. Актуализация опорных знаний и умений студентов 1015 мин: устный опрос занятие 27 п.
40592. Сущность объектно-ориентированного подхода 16.76 KB
  Объектноориентированный подход использует объектную декомпозицию при этом статическая структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Каждый объект системы обладает своим собственным поведением моделирующим поведение объекта реального мира. Абстрагирование это выделение существенных характеристик некоторого объекта которые отличают его от всех других видов объектов и таким образом четко определяют его концептуальные границы...