7092

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

Реферат

Психология и эзотерика

Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...

Русский

2013-01-16

43.53 KB

13 чел.

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

  1.  Характеристика Средних веков

Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков – падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утвердилась в Европе, хотя отдельные элементы средневековой идеологии появились уже в III веке. Окончание эпохи – это конец XVI начало XVII в. – время возрождения искусства, светской науки, начало Реформации.

Рассматривая развитие религиозной мысли, выделяют три этапа: апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.). 

Средние века, по мнению многих ученых,  это время темноты и невежества. В то время в Европе произошел резкий упадок культуры и образованности  – в основном общество состояло из безграмотных феодалов и забытых крестьян, вся политическая, культурная и духовная жизнь была подчинена диктату христианской церкви. В то же время активно развивалась техника, было произведено много географических открытий.  В эту эпоху творили величайшие художники: Рафаэль, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Рубенс, Рембрант, писали поэты и писатели: Омар Хайям, Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес,  великие мыслители и философы: Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, родоначальники утопического социализма: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Несмотря на то, что многие века наука находилась в глубоком упадке, развитие психологической науки все-таки не прекращалось: изучались связи между физическим развитием организма и его психологическими особенностями. И  именно в среневековый период были заложены основы современной психотерапии.

  1.  Зарождение схоластики

Все образования в Европе велось в церковных школах, примитивное содержание которых подчинялось богословским идеям. Все достижения античной науки были недоступны к изучению в феодальном обществе.  В эти века психологические исследования проводились на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима.

В средневековой Европе в те времена нельзя было заниматься никакими научными исследованиями. Тем не менее, в Средние века наука развивалась в рамках  в рамках католических учреждений. Образованными людьми были главным образом лица духовного звания. Светское же образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при дворе монархов или феодалов. В основном это было преподавание основ военного искусства. Церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

В VIII в. зарождается схоластика - философия, преподававшаяся в школах средних веков, с помощью которой пытались обосновать богословие. Главный метод схоластики – изложение и комментирование текстов.

Схоластика, которая, поначалу, была прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор силлогизмов. Ученики средневековых школ заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя, обучались умению вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей. Также и церковь, которая в VI-X вв. являлась некой хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки.

Изначально схоластика базировалась на неоплатонизме, затем, начиная с XIII в., стала опираться на учение о душе Аристотеля, причем его естественнонаучный метод был отброшен, а телеологические и дуалистические моменты были чудовищно преувеличены.

Внутри схоластики также развились два течения: номинализм и реализм.

Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме. Так как наиболее общей универсалией является Бог, они тем самым доказывали первичность бытия Бога и выражали теологическую точку зрения в схоластике.

Номиналисты (от "номен" - имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами.

Наиболее радикальные номиналисты признавали только бытие единичных вещей, давая им общие названия. Общие понятия определялись ими как звуки. Умеренные номиналисты отмечали, что общие понятия возникают в процессе познания и существуют в человеческом уме. Номиналисты отрицали существование единой Божественной субстанции ("троицы"), ориентировали исследователей на отход от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления.

Господствующей была позиция реализма – объективного идеализма, номинализм в этих условиях являлся выражением материализма.

  1.  Учение Фомы Аквинского

Монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого является ярчайшим представителем зрелой средневековой схоластики ( к представителям зрелой схоластики относят Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского). Главными трудами Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Он, опираясь на учение о душе Аристотеля и учение Сократа и Платона о «мире идей», разработал учение. Учение это было канонизировано (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название "томизм", а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323).

Томизм хотя и опирался на учение Аристотеля, но складывался в противовес его материалистическим трактовкам. Фома Аквинский подчинял разум контролю веры.

Согласно пониманию Ф.Аквинского:

  1.  Душа одна и обладает отдельным от тела бытием, индивидуальна и нематериальна, хотя помещается в теле.
  2.  Душа – это чистый субъект, способный только сознавать
  3.  Душе свойственны 3 функции: растительная, животная, разум и воля. Причем первые две функции нуждаются в теле, последняя- не нуждается.
  4.  Душа является одновременно низшей из форм первого рода (чистых) и высшей – из форм второго рода.
  5.  Личность – «самое благородное во всей разумной природе души»

В его учении о познании различаются человеческое «естественное» познание и «сверхъестественное», основа для религиозной веры, откровение.

Естественное познание – познание истины посредством чувств и интеллекта, оно имеет несколько уровней: первый - образует познание через внешние (органы чувств) и внутренние познавательные органы. Внутренние познавательные органы — это общее чувство, воображение, память, орган суждения.

Второй уровень познания – интеллект, который не является частью какого-либо телесного органа. В самом интеллекте Аквинский различает ряд ступеней, на высшей  ступени - бог. 

Бог есть высшая и конечная цель познания: познается путем откровения. Разум же оказывается на службе у веры. Обладание разумом и возникающей на его основе свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе.

  1.  Выводы учения Аквината

Одним из наиболее важных результатов данного богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Вот эти пять доказательств:

  1.  Перводвигатель - все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Должен существовать первый двигатель – им является бог.
  2.  Первопричина - В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, который и является бог.
  3.  Первая необходимость. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо - бог.
  4.  Наивысшая степень совершенства. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, значит  должно существовать абсолютно совершенное существо - бог.
  5.  Телеологическое. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог.

Основные выводы учения Аквинского:

  1.   Душа бессмертна, но не вполне божественна
  2.  Душа - центр мироздания, поскольку соединяет два круга бытия
  3.  Источником знаний и поступков человека является бог
  4.  Главным методом познания души является интроспекция.

В доминиканском ордене трудами Фомы Аквинского учение Аристотеля было приближено к  христианству. Однако и монахи францисканского ордена — Бонавентура, Роджер Бэкон – также искали новые методы учения в новых условиях, когда пробуждался интерес к научному знанию, к рациональному постижению мира. Однако и их учения также были приближены к учению о боге и признавали его выше всего существующего.

В своих общих чертах философия Аквинского сходна с философией Аристотеля. Он сумел систематизировать учение Аристотеля, сумев его приспособить к христианской догме, подвергнув лишь самым незначительным изменениям. Доказательства существования бога построены на бессмысленности существования ряда, не имеющего первого члена, хотя из математики это известно, что это утверждение не верно. Примером может служить ряд отрицательных чисел, заканчивающийся числом минус единица.

Аквинского нельзя назвать исследователем, он, скорее, систематизатор учения Аристотеля. Он заранее знает истину – все в мире божественно и подчинено богу.

В противовес томистскому учению выступил номинализм. В Англии ее активным проповедником выступил  профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Он считал, что нужно отталкиваться от чувственного опыта и  ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

Развитие номинализма способствовало развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. Таким образом, зарождалась новая методология психических явлений, основанная на опытном, детерминистском подходе. 

Список использованной литературы

  1.  Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. - ISBN 5-7695-0084-0
  2.  Диалектическая психология / под ред. Е.Е.Крашенинникова. - http://kafedra.inpsy.com/kinpsy/info/2098.html
  3.  Ждан, А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: учебник для вузов -  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php
  4.  Кольцова В.А., Олейник Ю.Н.  История психологии (мультиме-дийный учебно-методический комплекс). М., 2004 - http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/3.html
  5.  Марцинковская Т. История психологии          http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37579. Коммуникативные функции музыки в рекламе 456 KB
  Музыка  это сильное средство воздействия на человеческие чувства и эмоции. Соединившись с таким мощным средством пропаганды, каким является реклама, музыка может многократно его усилить. В настоящее время рекламисты не владеют всеми выразительными средствами музыки. Максимально используя возможности музыки реклама может приобрести огромную силу воздействия.
37580. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) 918.06 KB
  Цель диссертационной работы — анализ действующей системы формирования и распределения финансовых результатов государственных унитарных предприятий МО РФ и разработка практических методик и рекомендаций по оптимизации конечных финансовых результатов деятельности военно-строительных организаций.
37581. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ 671.64 KB
  Целью диссертационной работы явилось теоретическое обоснование, формирование и практическая апробация аппарата и критериев создания инвестиционной стратегии корпорации в современных условиях. В рамках поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
37582. КОНЦЕПТ «МЕНЕДЖМЕНТ» В АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ 1.16 MB
  Импорт концепта mngement в русскую лингвокультуру. Экстралингвистические факторы процесса импорта концепта mngement. Вербальная специфика реализации концепта mngement в англоязычной управленческой коммуникации. Структура концепта mngement импортированного в русскую лингвокультуру [3.
37583. АЛЛЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ГЕНОВ-КАНДИДАТОВ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗУ У РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 1.02 MB
  Задачи исследования: Изучить распространенность и межлокусное взаимодействие полиморфных вариантов гена NRMP1 46914G C D543N C274T 146585G аллельных вариантов генов VDR B b F f IL12В 1188C IL1B 39531 2 IL1RN VNTR у русских г. Показано что структура неравновесия по сцеплению между полиморфизмами гена NRMP1 идентична у русских и тувинцев. Впервые выявлены ассоциации полиморфизма 3953А1 А2 гена IL1B c ограниченным деструктивным ТБ легких VNTR полиморфизма гена IL1RN и полиморфизма 274С Т гена NRMP1 с...
37584. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА 3.01 MB
  Концептуальнотеоретические основы формирования гражданского общества в России. Региональные аспекты формирования гражданского общества. Адаптивная готовность государственных и муниципальных служащих к работе в условиях формирования гражданского общества.
37585. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ) 818.5 KB
  Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили положения содержащиеся в трудах отечественны и зарубежных ученых экономистов в области экономической теории организационного менеджмента теории сложных систем и теории управления проектами. Москвы Центральный административный округ территории формирующие городские центры зона МКАД; в городское жилищное строительство малоэтажная и коттеджная застройка территорий города и ближайших загородных зон; г крупные городские объекты формирующие облик города и призванные быть...
37586. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 795.5 KB
  Проблемы управления федеральной собственностью [1. Федеральная собственность как объект управления [1. Анализ проблем управления федеральной собственностью в условиях переходной экономики [1. Анализ зарубежного опыта управления государственной собственностью [1.
37587. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 974 KB
  КУЛИКОВ МАКСИМ ВАСИЛЬЕВИЧ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Специальность 08. Управление процессом ПЛАНИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ на промышленном предприятии.1 Основные аспекты проблемы управления процессом реализации продукции.2 Анализ научных работ посвященных проблеме математического моделирования процесса расчетов по реализации продукции.