7092

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

Реферат

Психология и эзотерика

Средневековая схоластика Ф. Аквинского Характеристика Средних веков Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков - падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утверди...

Русский

2013-01-16

43.53 KB

14 чел.

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

  1.  Характеристика Средних веков

Эпоха средневековья длилась более тысячи лет. Ученые считают началом средних веков – падение Римской империи (V век н.э.), когда христианская религия окончательно утвердилась в Европе, хотя отдельные элементы средневековой идеологии появились уже в III веке. Окончание эпохи – это конец XVI начало XVII в. – время возрождения искусства, светской науки, начало Реформации.

Рассматривая развитие религиозной мысли, выделяют три этапа: апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.). 

Средние века, по мнению многих ученых,  это время темноты и невежества. В то время в Европе произошел резкий упадок культуры и образованности  – в основном общество состояло из безграмотных феодалов и забытых крестьян, вся политическая, культурная и духовная жизнь была подчинена диктату христианской церкви. В то же время активно развивалась техника, было произведено много географических открытий.  В эту эпоху творили величайшие художники: Рафаэль, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Рубенс, Рембрант, писали поэты и писатели: Омар Хайям, Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес,  великие мыслители и философы: Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, родоначальники утопического социализма: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Несмотря на то, что многие века наука находилась в глубоком упадке, развитие психологической науки все-таки не прекращалось: изучались связи между физическим развитием организма и его психологическими особенностями. И  именно в среневековый период были заложены основы современной психотерапии.

  1.  Зарождение схоластики

Все образования в Европе велось в церковных школах, примитивное содержание которых подчинялось богословским идеям. Все достижения античной науки были недоступны к изучению в феодальном обществе.  В эти века психологические исследования проводились на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима.

В средневековой Европе в те времена нельзя было заниматься никакими научными исследованиями. Тем не менее, в Средние века наука развивалась в рамках  в рамках католических учреждений. Образованными людьми были главным образом лица духовного звания. Светское же образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при дворе монархов или феодалов. В основном это было преподавание основ военного искусства. Церкви и монастыри являлись в тот период главными очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими поколениями знания. При них и существовали школы.

В VIII в. зарождается схоластика - философия, преподававшаяся в школах средних веков, с помощью которой пытались обосновать богословие. Главный метод схоластики – изложение и комментирование текстов.

Схоластика, которая, поначалу, была прогрессивным явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор силлогизмов. Ученики средневековых школ заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя, обучались умению вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей. Также и церковь, которая в VI-X вв. являлась некой хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки.

Изначально схоластика базировалась на неоплатонизме, затем, начиная с XIII в., стала опираться на учение о душе Аристотеля, причем его естественнонаучный метод был отброшен, а телеологические и дуалистические моменты были чудовищно преувеличены.

Внутри схоластики также развились два течения: номинализм и реализм.

Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме. Так как наиболее общей универсалией является Бог, они тем самым доказывали первичность бытия Бога и выражали теологическую точку зрения в схоластике.

Номиналисты (от "номен" - имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами.

Наиболее радикальные номиналисты признавали только бытие единичных вещей, давая им общие названия. Общие понятия определялись ими как звуки. Умеренные номиналисты отмечали, что общие понятия возникают в процессе познания и существуют в человеческом уме. Номиналисты отрицали существование единой Божественной субстанции ("троицы"), ориентировали исследователей на отход от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления.

Господствующей была позиция реализма – объективного идеализма, номинализм в этих условиях являлся выражением материализма.

  1.  Учение Фомы Аквинского

Монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого является ярчайшим представителем зрелой средневековой схоластики ( к представителям зрелой схоластики относят Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского). Главными трудами Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Он, опираясь на учение о душе Аристотеля и учение Сократа и Платона о «мире идей», разработал учение. Учение это было канонизировано (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название "томизм", а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323).

Томизм хотя и опирался на учение Аристотеля, но складывался в противовес его материалистическим трактовкам. Фома Аквинский подчинял разум контролю веры.

Согласно пониманию Ф.Аквинского:

  1.  Душа одна и обладает отдельным от тела бытием, индивидуальна и нематериальна, хотя помещается в теле.
  2.  Душа – это чистый субъект, способный только сознавать
  3.  Душе свойственны 3 функции: растительная, животная, разум и воля. Причем первые две функции нуждаются в теле, последняя- не нуждается.
  4.  Душа является одновременно низшей из форм первого рода (чистых) и высшей – из форм второго рода.
  5.  Личность – «самое благородное во всей разумной природе души»

В его учении о познании различаются человеческое «естественное» познание и «сверхъестественное», основа для религиозной веры, откровение.

Естественное познание – познание истины посредством чувств и интеллекта, оно имеет несколько уровней: первый - образует познание через внешние (органы чувств) и внутренние познавательные органы. Внутренние познавательные органы — это общее чувство, воображение, память, орган суждения.

Второй уровень познания – интеллект, который не является частью какого-либо телесного органа. В самом интеллекте Аквинский различает ряд ступеней, на высшей  ступени - бог. 

Бог есть высшая и конечная цель познания: познается путем откровения. Разум же оказывается на службе у веры. Обладание разумом и возникающей на его основе свободной волей делают человека ответственным за свои поступки, ибо он в состоянии выбирать между добром и злом. Но воля иногда может побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе.

  1.  Выводы учения Аквината

Одним из наиболее важных результатов данного богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Вот эти пять доказательств:

  1.  Перводвигатель - все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Должен существовать первый двигатель – им является бог.
  2.  Первопричина - В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, который и является бог.
  3.  Первая необходимость. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо - бог.
  4.  Наивысшая степень совершенства. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, значит  должно существовать абсолютно совершенное существо - бог.
  5.  Телеологическое. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог.

Основные выводы учения Аквинского:

  1.   Душа бессмертна, но не вполне божественна
  2.  Душа - центр мироздания, поскольку соединяет два круга бытия
  3.  Источником знаний и поступков человека является бог
  4.  Главным методом познания души является интроспекция.

В доминиканском ордене трудами Фомы Аквинского учение Аристотеля было приближено к  христианству. Однако и монахи францисканского ордена — Бонавентура, Роджер Бэкон – также искали новые методы учения в новых условиях, когда пробуждался интерес к научному знанию, к рациональному постижению мира. Однако и их учения также были приближены к учению о боге и признавали его выше всего существующего.

В своих общих чертах философия Аквинского сходна с философией Аристотеля. Он сумел систематизировать учение Аристотеля, сумев его приспособить к христианской догме, подвергнув лишь самым незначительным изменениям. Доказательства существования бога построены на бессмысленности существования ряда, не имеющего первого члена, хотя из математики это известно, что это утверждение не верно. Примером может служить ряд отрицательных чисел, заканчивающийся числом минус единица.

Аквинского нельзя назвать исследователем, он, скорее, систематизатор учения Аристотеля. Он заранее знает истину – все в мире божественно и подчинено богу.

В противовес томистскому учению выступил номинализм. В Англии ее активным проповедником выступил  профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Он считал, что нужно отталкиваться от чувственного опыта и  ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков.

Развитие номинализма способствовало развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. Таким образом, зарождалась новая методология психических явлений, основанная на опытном, детерминистском подходе. 

Список использованной литературы

  1.  Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. - ISBN 5-7695-0084-0
  2.  Диалектическая психология / под ред. Е.Е.Крашенинникова. - http://kafedra.inpsy.com/kinpsy/info/2098.html
  3.  Ждан, А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: учебник для вузов -  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php
  4.  Кольцова В.А., Олейник Ю.Н.  История психологии (мультиме-дийный учебно-методический комплекс). М., 2004 - http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/3.html
  5.  Марцинковская Т. История психологии          http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1981. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ 1.15 MB
  Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза.
1982. КОРРЕКТИРОВКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗАХ 1.15 MB
  Теоретические основы формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах. Практическая реализация корректировки процесса формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах. Особенности проведения педагогического эксперимента по корректировке формирования информационной культуры экономистов специальности 060400 Финансы и кредит
1983. ЕКОНОМІКА ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ 1.15 MB
  Поняття, види і особливості природокористування. Навколишнє природне середовище. Поняття і класифікація природних ресурсів, сутність і функції статистики навколишнього середовища.
1984. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 1.14 MB
  Правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны окружающей среды. Юридическая природа уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Проблемы совершенствования правоприменительной практики и квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
1985. Управление культурными процессами на кавказских минеральных водах в XIX начале XX веках 1.14 MB
  СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НОВЫХ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.
1986. Разработка биотехнологии вакцины чумной живой сухой со сниженным количеством человеко-доз в производственной упаковке (ампуле) 1.14 MB
  Современное состояние и перспективы совершенствования эффективности чумных вакцин. Пути совершенствования биологических показателей вакцины чумной живой на этапах сведения, разлива и лиофилизации бактериальной суспензии. Смыв бактериальной массы с поверхности агара с последующим приготовлением необходимой концентрации микробных клеток, разлив, лиофилизация вакцины. Изучение реактогенности различных образцов вакцины чумной живой сухой.
1987. Политический терроризм: детерминация и формы проявления 1.13 MB
  Политический терроризм: категориальный анализ. Политический терроризм и другие виды политического насилия: грани соотношения. Политический терроризм как форма этнического экстремизма. Основные направления преодоления политического терроризма.
1988. Жанр письмо вождю в тоталитарную эпоху 1.13 MB
  Письмо вождю в русле мировой и русской эпистолярной традиции. Жанровая специфика. Причины актуализации. Письмо вождю: жанровые разновидности. Образ адресанта.
1989. Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект. 1.11 MB
  Миграция как социально-демографический процесс. Теоретические аспекты миграционных процессов. Исторические традиции и новации в миграционных процессах на Ставрополье во второй половине ХХ века. Проблемы социокультурной жизни Ставрополья через призму миграций. Национально-культурное взаимодействие мигрантов с местным населением.