70943

Жизненные ориентиры современной молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные...

Русский

2014-10-30

84.47 KB

2 чел.

Человек  и труд. 2009. № 11. С.18-19.

Жизненные ориентиры современной молодежи

Денис ПЕТРОВ

Воронежский филиал Всероссийского заочного Финансово-экономического института.        ключевые слова: молодежная безработица, жизненные ориентиры

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные (в отличие от детства) представления о тех социальных ролях, которые он может сыграть в жизни. В этот период формируются его социальные притязания, определяются дальнейшие планы. От выбора места работы или учебы, характера и скорости адаптации молодых к имеющимся условиям зависят их судьбы. Молодежный контингент включает в себя группы с разным уровнем образования и благосостояния, различными познавательными и деятельностными установками (включая мотивацию к труду). Обладающие высоким потенциалом экономической активности молодые люди далеко не всегда полностью его реализует.

Нынешние реалии вынуждают молодых людей сочетать работу и учебу. При желании в этом можно усмотреть проявление динамичности, присущей переходному периоду. Однако по большому счету от такого сочетания страдает и то, и другое. Не добавляет оптимизма отмена института распределения вузовских выпускников и нерешенность многочисленных социальных проблем, в том числе жилищных, и т.д.

Чтобы выявить вопросы, в наибольшей степени волнующие молодых воронежцев, было проведено выборочное социологическое исследование, в котором приняли участие 1200 человек в возрасте 16-29 лет. Среди них были выделены следующие группы: работающие, студенты, безработные (рисунок).

37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безработных на первое место поставили тему безработицы. Для безработных такой ответ вполне естественен, для работающих и студентов он является свидетельством их страха за свое будущее. На рост цен как на первоочередную проблему указали 34% работающих и 34,5% студентов, 14,5% безработных. Это говорит о том, что с потерей работы (их главной бедой) все другие проблемы отходят на второй план.

Если результаты наших прежних исследований свидетельствовали о том, что перспективы своего трудоустройства молодые оценивали оптимистично, то последний опрос показал значительное увеличение доли пессимистов. Главное же, существенно деформировались жизненные ориентиры.

Степень актуальности проблем в зависимости от социального статуса (оценки респондентов)

                                     Безработные    Работающие    Студенты

Желание избежать безработицы        37             34             29

Рост цен                                 40,8           34,5           24,8

 

■ Рост преступности среди молодежи и падение нравов

                                            75,5          14,5            I0

© "Человек и труд", 11/2009

Жизненные ценности молодежи, % от числа опрошенных

Ценности

Группа молодежи

работающие

студенты

безработные

Семья

14,5

33,8

23,4

Здоровье

19

12,5

10,8

Интересная работа

18

25,5

23,2

Деньги

42,3

32,3

64,3

Материальная обеспеченность

26,8

23

28,1

Проведенное исследование позволило выявить ценностные приоритеты молодых (таблица).

"Деньги" и "материальная обеспеченность" далеко обогнали и "интересную работу", и "здоровье", и "семью". Существуя в режиме выживания, многие молодые люди делают выбор между сохранением имеющегося социального положения и борьбой за более высокий статус в пользу сиюминутных интересов.

В ходе исследования были получены данные об отношении молодых к учебе и образованию вообще. Основными институтами, облегчающими социально-экономическую мобильность молодежи, ее главными "социальными лифтами" являются, как известно, система образования, а также различные формы повышения уровня профессиональных знаний и квалификации. В условиях, когда инфраструктура государственного образования во многом разрушена и полным ходом идет его коммерциализация, для значительной части молодежи доступность полноценного образования снизилась. 

Государственная молодежная политика в сфере занятости проводится на фоне ослабления материально-технической базы учебных заведений, разрушения системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие". В середине 90-х годов в Воронеже функционировало более 50 профессиональных училищ; сейчас их осталось менее 10, да и в них происходят странные процессы реорганизации и слияния, не связанные с потребностями промышленности региона. Работодатели в массе своей устранились от поддержки учебных заведений, оказывая им лишь эпизодическую помощь. Предприятия Воронежа, которые стали выходить из ступора, уже столкнулись с проблемой острой нехватки профессионально подготовленных молодых кадров. При этом имеет место существенное ужесточение требований со стороны рынка к квалификации работников и наличию профессионального опыта. Для молодежи, впервые выходящей на рынок труда, последнее превращается практически в непреодолимое препятствие.

Ожидания молодых людей, связанные с уровнем оплаты труда, остаются достаточно высокими, что в определенной степени объясняет продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда. Сложившиеся институциональные условия выводят значительную часть молодежи из сегмента эффективной занятости; их трудовая активность трансформируется в нетрудовые занятия, вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение. Работая в условиях негарантированных трудовых прав и получая теневые доходы, молодежь, по существу, лишается социальных гарантий.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) карьер, реализуемых молодежью, что связано прежде всего с сужением возможностей получения бесплатного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33047. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы 38.5 KB
  Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.
33048. Государственный финансовый контроль: Понятие, принципы, органы управления 40 KB
  Государственный финансовый контроль это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению предупреждению и пресечению: ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами капиталами а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности влекущих прямой или косвенный финансовый и или материальный ущерб государству; несоблюдения финансовохозяйственного в том...
33049. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации) 28.5 KB
  Государственные финансы: понятие структура федеральные финансы финансы субъектов федерации. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы. Государственные финансы – это система денежных...
33050. Політична свідомість, правова та моральна свідомість 13.02 KB
  Це – політична свідомість правова моральна релігійна естетична наукова свідомість тощо. Політична свідомість відображає суспільне буття найбільш безпосереднім і глибоким способом. Політична свідомість включає в себе ідеологічну і психологічну сторони. Важливу роль у регулюванні відносин між людьми відіграє правосвідомість.
33051. Характеристика свідомості 12.55 KB
  Активність свідомості проявляється в тому що людина відображає зовнішній світ цілеспрямовано вибірково. Дійсність відтворюється в свідомості людини не в дзеркальномертвому а в творчо перетвореному вигляді. Отже під активністю свідомості мається на увазі її вибірковість і цілеспрямованість яка виявляється у формуванні нових ідей в актах продуктивного уявлення в управлінні практичною діяльністю. Творчий характер свідомості в практичній діяльності людини виявляється в тому що поперше завдяки свідомості людина пізнає закони об'єктивної...
33052. Принципи діалектичного осмислення буття 14.4 KB
  Принцип об´єктивностіпоходить з атрибутивності відображення і вторинності свідомості як вищої форми відображення. Принцип об´єктивності доповнюється іншими принципами що забезпечують адекватність відображення. Цей принцип спрямовує мислення на перехід від явищ до їх сутності до пізнання закономірностей а також необхідних суттєвих зв´язків предмета що розглядається з оточуючими його предметами і процесами. Принцип історизмупотребує поперше якісної абосутнісної ретроспективизнання сутності; подругепередумовного розглядурозгляду...
33053. Закон єдності і боротьби протилежностей 15.08 KB
  Маючи обєктивний зміст закони діалектики виконують гносеологічну функцію: виступають ступенями проникнення в сутність розвитку його відтворення в обєктивній конкретній всезагальності від відображення розвитку як якісної зміни взагалі до розкриття суперечливої сутності цього процесу як єдності змін і збереження та як суперечності що розвязуються у формі поступального сходження від нижчого до вищого. Закон єдності і боротьби протилежностей один з основних законів діалектики який визнаєвнутрішнє джерело руху і розвитку в природі...
33054. Світоглядне і методологічне значення категорій 14.43 KB
  Він розглядав категорії як апріорні форми розсуду за допомогою яких розсудок упорядковує пізнавальний матеріал одержуваний за допомогою відчуттів. Кант оголосив категорії суб'єктивними формами розумової діяльності що притаманні свідомості до досвіду апріорі. Вчення про категорії найбільш розвинуте у філософії Гегеля в якого Наука логіки виступає як діалектична система філософських категорій. Заслуга Гегеля полягає саме у створенні діалектичної логіки де всі категорії взаємопов'язані переходять одна в одну і всі разом відтворюють...