70943

Жизненные ориентиры современной молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные...

Русский

2014-10-30

84.47 KB

3 чел.

Человек  и труд. 2009. № 11. С.18-19.

Жизненные ориентиры современной молодежи

Денис ПЕТРОВ

Воронежский филиал Всероссийского заочного Финансово-экономического института.        ключевые слова: молодежная безработица, жизненные ориентиры

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные (в отличие от детства) представления о тех социальных ролях, которые он может сыграть в жизни. В этот период формируются его социальные притязания, определяются дальнейшие планы. От выбора места работы или учебы, характера и скорости адаптации молодых к имеющимся условиям зависят их судьбы. Молодежный контингент включает в себя группы с разным уровнем образования и благосостояния, различными познавательными и деятельностными установками (включая мотивацию к труду). Обладающие высоким потенциалом экономической активности молодые люди далеко не всегда полностью его реализует.

Нынешние реалии вынуждают молодых людей сочетать работу и учебу. При желании в этом можно усмотреть проявление динамичности, присущей переходному периоду. Однако по большому счету от такого сочетания страдает и то, и другое. Не добавляет оптимизма отмена института распределения вузовских выпускников и нерешенность многочисленных социальных проблем, в том числе жилищных, и т.д.

Чтобы выявить вопросы, в наибольшей степени волнующие молодых воронежцев, было проведено выборочное социологическое исследование, в котором приняли участие 1200 человек в возрасте 16-29 лет. Среди них были выделены следующие группы: работающие, студенты, безработные (рисунок).

37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безработных на первое место поставили тему безработицы. Для безработных такой ответ вполне естественен, для работающих и студентов он является свидетельством их страха за свое будущее. На рост цен как на первоочередную проблему указали 34% работающих и 34,5% студентов, 14,5% безработных. Это говорит о том, что с потерей работы (их главной бедой) все другие проблемы отходят на второй план.

Если результаты наших прежних исследований свидетельствовали о том, что перспективы своего трудоустройства молодые оценивали оптимистично, то последний опрос показал значительное увеличение доли пессимистов. Главное же, существенно деформировались жизненные ориентиры.

Степень актуальности проблем в зависимости от социального статуса (оценки респондентов)

                                     Безработные    Работающие    Студенты

Желание избежать безработицы        37             34             29

Рост цен                                 40,8           34,5           24,8

 

■ Рост преступности среди молодежи и падение нравов

                                            75,5          14,5            I0

© "Человек и труд", 11/2009

Жизненные ценности молодежи, % от числа опрошенных

Ценности

Группа молодежи

работающие

студенты

безработные

Семья

14,5

33,8

23,4

Здоровье

19

12,5

10,8

Интересная работа

18

25,5

23,2

Деньги

42,3

32,3

64,3

Материальная обеспеченность

26,8

23

28,1

Проведенное исследование позволило выявить ценностные приоритеты молодых (таблица).

"Деньги" и "материальная обеспеченность" далеко обогнали и "интересную работу", и "здоровье", и "семью". Существуя в режиме выживания, многие молодые люди делают выбор между сохранением имеющегося социального положения и борьбой за более высокий статус в пользу сиюминутных интересов.

В ходе исследования были получены данные об отношении молодых к учебе и образованию вообще. Основными институтами, облегчающими социально-экономическую мобильность молодежи, ее главными "социальными лифтами" являются, как известно, система образования, а также различные формы повышения уровня профессиональных знаний и квалификации. В условиях, когда инфраструктура государственного образования во многом разрушена и полным ходом идет его коммерциализация, для значительной части молодежи доступность полноценного образования снизилась. 

Государственная молодежная политика в сфере занятости проводится на фоне ослабления материально-технической базы учебных заведений, разрушения системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие". В середине 90-х годов в Воронеже функционировало более 50 профессиональных училищ; сейчас их осталось менее 10, да и в них происходят странные процессы реорганизации и слияния, не связанные с потребностями промышленности региона. Работодатели в массе своей устранились от поддержки учебных заведений, оказывая им лишь эпизодическую помощь. Предприятия Воронежа, которые стали выходить из ступора, уже столкнулись с проблемой острой нехватки профессионально подготовленных молодых кадров. При этом имеет место существенное ужесточение требований со стороны рынка к квалификации работников и наличию профессионального опыта. Для молодежи, впервые выходящей на рынок труда, последнее превращается практически в непреодолимое препятствие.

Ожидания молодых людей, связанные с уровнем оплаты труда, остаются достаточно высокими, что в определенной степени объясняет продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда. Сложившиеся институциональные условия выводят значительную часть молодежи из сегмента эффективной занятости; их трудовая активность трансформируется в нетрудовые занятия, вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение. Работая в условиях негарантированных трудовых прав и получая теневые доходы, молодежь, по существу, лишается социальных гарантий.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) карьер, реализуемых молодежью, что связано прежде всего с сужением возможностей получения бесплатного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76956. Порядок прохождения государственной гражданской службы 28.74 KB
  Порядок прохождения государственной гражданской службы. Прохождение государственной службы это система взаимосвязанных взаимообусловленных юридических фактов вызывающих возникновение изменение и прекращение государственных служебных отношений. Элементы прохождения государственной службы: прекращение государственной службы.
76957. Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих 28.78 KB
  Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих. Юридическая ответственность государственного служащегоозначает его обязанность претерпеть определенные лишения личного имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение. Ответственность может быть дисциплинарной административной уголовной или материальной. Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности наступающей за нарушение служебной дисциплины обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение...
76958. Особенности прохождения государственной военной службы 27.01 KB
  Граждане обязаны состоять на воинском учете за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности; проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола не имеющих военноучетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе далее граждане не...
76959. Особенности прохождения государственной правоохранительной службы 26.82 KB
  Правоохранительная служба вид федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях осуществляющих функции по обеспечению безопасности законности и правопорядка по борьбе с преступностью по защите прав и свобод человека и гражданина. В частности правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и...
76960. Формы осуществления публичного управления: понятие, содержание, классификация и характеристика каждой из групп 27.86 KB
  Формы осуществления публичного управления: понятие содержание классификация и характеристика каждой из групп. Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия. Общие черты форм государственного управления: 1.являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц; 2.
76961. Правовые формы государственного управления: понятие, виды, характеристика каждой из форм 29.31 KB
  Правовые формы государственного управления: понятие виды характеристика каждой из форм. Правовая форма государственного управления это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти иного властного субъекта его представителя должностного лица осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия т. Особенности государственного управления: государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер направлено на реализацию законов и подзаконных актов; государственное управление осуществляется...
76962. Неправовые формы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение. Соотношение с правовыми формами 26.2 KB
  Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются также неправовые формы в виде организационных действий и материальнотехнических операций информирование инструктирование проведение совещаний консультаций и т. К неправовым формам государственного управления относятся организационные действия и материальнотехнические операции. Материальнотехнические операции разновидность внешнего проявления управленческой деятельности не влекущей юридических последствий направленная на обеспечение реализации правовых...
76963. Правовые акты государственного управления: понятие, признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления 30.17 KB
  Правовые акты государственного управления: понятие признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления. Правовой акт управления вид юридического акта основанное на законе одностороннее юридическивластное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение изменение и прекращение административноправовых отношений. Основные черты правового акта управления: 1.
76964. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, последствия их несоблюдения 28.36 KB
  Требования предъявляемые к правовым актам государственного управления последствия их несоблюдения. Акт государственного управления это управленческий документ содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности принятие которого влечет определенные юридические последствия. Являясь подзаконным актом акт государственного управления должен отвечать определенным...