70943

Жизненные ориентиры современной молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные...

Русский

2014-10-30

84.47 KB

3 чел.

Человек  и труд. 2009. № 11. С.18-19.

Жизненные ориентиры современной молодежи

Денис ПЕТРОВ

Воронежский филиал Всероссийского заочного Финансово-экономического института.        ключевые слова: молодежная безработица, жизненные ориентиры

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные (в отличие от детства) представления о тех социальных ролях, которые он может сыграть в жизни. В этот период формируются его социальные притязания, определяются дальнейшие планы. От выбора места работы или учебы, характера и скорости адаптации молодых к имеющимся условиям зависят их судьбы. Молодежный контингент включает в себя группы с разным уровнем образования и благосостояния, различными познавательными и деятельностными установками (включая мотивацию к труду). Обладающие высоким потенциалом экономической активности молодые люди далеко не всегда полностью его реализует.

Нынешние реалии вынуждают молодых людей сочетать работу и учебу. При желании в этом можно усмотреть проявление динамичности, присущей переходному периоду. Однако по большому счету от такого сочетания страдает и то, и другое. Не добавляет оптимизма отмена института распределения вузовских выпускников и нерешенность многочисленных социальных проблем, в том числе жилищных, и т.д.

Чтобы выявить вопросы, в наибольшей степени волнующие молодых воронежцев, было проведено выборочное социологическое исследование, в котором приняли участие 1200 человек в возрасте 16-29 лет. Среди них были выделены следующие группы: работающие, студенты, безработные (рисунок).

37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безработных на первое место поставили тему безработицы. Для безработных такой ответ вполне естественен, для работающих и студентов он является свидетельством их страха за свое будущее. На рост цен как на первоочередную проблему указали 34% работающих и 34,5% студентов, 14,5% безработных. Это говорит о том, что с потерей работы (их главной бедой) все другие проблемы отходят на второй план.

Если результаты наших прежних исследований свидетельствовали о том, что перспективы своего трудоустройства молодые оценивали оптимистично, то последний опрос показал значительное увеличение доли пессимистов. Главное же, существенно деформировались жизненные ориентиры.

Степень актуальности проблем в зависимости от социального статуса (оценки респондентов)

                                     Безработные    Работающие    Студенты

Желание избежать безработицы        37             34             29

Рост цен                                 40,8           34,5           24,8

 

■ Рост преступности среди молодежи и падение нравов

                                            75,5          14,5            I0

© "Человек и труд", 11/2009

Жизненные ценности молодежи, % от числа опрошенных

Ценности

Группа молодежи

работающие

студенты

безработные

Семья

14,5

33,8

23,4

Здоровье

19

12,5

10,8

Интересная работа

18

25,5

23,2

Деньги

42,3

32,3

64,3

Материальная обеспеченность

26,8

23

28,1

Проведенное исследование позволило выявить ценностные приоритеты молодых (таблица).

"Деньги" и "материальная обеспеченность" далеко обогнали и "интересную работу", и "здоровье", и "семью". Существуя в режиме выживания, многие молодые люди делают выбор между сохранением имеющегося социального положения и борьбой за более высокий статус в пользу сиюминутных интересов.

В ходе исследования были получены данные об отношении молодых к учебе и образованию вообще. Основными институтами, облегчающими социально-экономическую мобильность молодежи, ее главными "социальными лифтами" являются, как известно, система образования, а также различные формы повышения уровня профессиональных знаний и квалификации. В условиях, когда инфраструктура государственного образования во многом разрушена и полным ходом идет его коммерциализация, для значительной части молодежи доступность полноценного образования снизилась. 

Государственная молодежная политика в сфере занятости проводится на фоне ослабления материально-технической базы учебных заведений, разрушения системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие". В середине 90-х годов в Воронеже функционировало более 50 профессиональных училищ; сейчас их осталось менее 10, да и в них происходят странные процессы реорганизации и слияния, не связанные с потребностями промышленности региона. Работодатели в массе своей устранились от поддержки учебных заведений, оказывая им лишь эпизодическую помощь. Предприятия Воронежа, которые стали выходить из ступора, уже столкнулись с проблемой острой нехватки профессионально подготовленных молодых кадров. При этом имеет место существенное ужесточение требований со стороны рынка к квалификации работников и наличию профессионального опыта. Для молодежи, впервые выходящей на рынок труда, последнее превращается практически в непреодолимое препятствие.

Ожидания молодых людей, связанные с уровнем оплаты труда, остаются достаточно высокими, что в определенной степени объясняет продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда. Сложившиеся институциональные условия выводят значительную часть молодежи из сегмента эффективной занятости; их трудовая активность трансформируется в нетрудовые занятия, вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение. Работая в условиях негарантированных трудовых прав и получая теневые доходы, молодежь, по существу, лишается социальных гарантий.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) карьер, реализуемых молодежью, что связано прежде всего с сужением возможностей получения бесплатного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44219. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 665.5 KB
  Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Проблемами детского чтения считаются недостаточность специальных знаний у родителей о чтении детей о воспитании и педагогике детей экономические и финансовые причины; и др. В современных условиях очень важно позиционировать значение семейного чтения для каждого человека живущего как в нашей стране так и за рубежом....
44220. Сюжетно-дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6-го года жизни 10.48 MB
  Теоретические аспекты использования игровой деятельности детей дошкольного возраста для развития математических представлений Содержание математических представлений детей 6 го года жизни Характеристика самостоятельной деятельности детей шестого года жизни и условия применения в ней сюжетно-дидактических игр математического содержания.
44221. Сюжетно-дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 го года жизни 10.3 MB
  Теоретические аспекты использования игровой деятельности детей дошкольного возраста для развития математических представлений Содержание математических представлений детей 6 го года жизни. Характеристика самостоятельной деятельности детей шестого года жизни и условия применения в ней сюжетно-дидактических игр математического содержания.
44222. Лига Арабских государств и ее роль в Интеграционном процессе арабского мира 358.5 KB
  Следует сказать, что в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов. Они изучаются, главным образом, с точки зрения роли субъективного фактора, сознательных намерений тех или иных социальных групп, но в них не выделяются закономерности, тенденции, объективные факторы, обстоятельства.
44224. Охорона праці. Методичні вказівки 371 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання розділу дипломного проекту Охорона праці Затверджено на засіданні кафедри безпеки життєдіяльності і інженерної екології Протокол № 3 від 30. Харків ХДТУБА 2010 Методичні вказівки до виконання розділу дипломного проекту Охорона праці для студентів спеціальностей....
44225. Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств подростков 15-17 лет 505 KB
  Проблема исследования: ухудшение физических качеств школьников не занимающихся спортом. Объект исследования: физические качества школьников 1517 лет. Целью данной работы является сравнительный анализ физических качеств спортсменов лыжников и школьников не занимающихся спортом 1517 лет между собой. Для этого поставлены следующие задачи: изучить литературные источники по данной теме; изучить место лыжной подготовки в системе общего физического воспитания школьников; определить этапы исследования и развития физических качеств у лыжников...
44226. Психологическая реабилитация женщин после развода 2.94 MB
  Изучить особенности состояния женщин 25 – 32 летнего возраста после развода. Выявить особенности реакции на фрустрации, уровни тревоги и депрессии, а так же состояние самооценки женщин после развода. Определить степень потребности их в психологической реабилитации, и на основе изученного теоретического и практического материала внести коррективы в предложенные ранее программы помощи и реабилитации женщин после развода.
44227. Автоматизована система керування АСК «Радіомайстерня. Ведення обліку радіодеталей» 1.88 MB
  При цьому ємність магнітних стрічок була досить великою але за своєю фізичною природою вони забезпечували послідовний доступ до даних. Магнітні барабани надавали можливість довільного доступу до даних але були обмеженого розміру. До цього кожна прикладна програма яка потребувала зберігання даних у зовнішній пам’яті сама визначала положення кожної порції даних на магнітній стрічці або барабані і виконувала обміни між оперативною та зовнішньою пам’яттю за допомогою програмноапаратних засобів низького рівня. Крім того кожній прикладній...