70943

Жизненные ориентиры современной молодежи

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные...

Русский

2014-10-30

84.47 KB

3 чел.

Человек  и труд. 2009. № 11. С.18-19.

Жизненные ориентиры современной молодежи

Денис ПЕТРОВ

Воронежский филиал Всероссийского заочного Финансово-экономического института.        ключевые слова: молодежная безработица, жизненные ориентиры

Противоречивость трансформационных процессов, переживаемых российским обществом, молодежь ощущает в полной мере. Пожалуй, даже острее, нежели представители старших возрастов. Ведь именно в молодости, которая является одним из наиболее значимых жизненных этапов, человек получает реальные (в отличие от детства) представления о тех социальных ролях, которые он может сыграть в жизни. В этот период формируются его социальные притязания, определяются дальнейшие планы. От выбора места работы или учебы, характера и скорости адаптации молодых к имеющимся условиям зависят их судьбы. Молодежный контингент включает в себя группы с разным уровнем образования и благосостояния, различными познавательными и деятельностными установками (включая мотивацию к труду). Обладающие высоким потенциалом экономической активности молодые люди далеко не всегда полностью его реализует.

Нынешние реалии вынуждают молодых людей сочетать работу и учебу. При желании в этом можно усмотреть проявление динамичности, присущей переходному периоду. Однако по большому счету от такого сочетания страдает и то, и другое. Не добавляет оптимизма отмена института распределения вузовских выпускников и нерешенность многочисленных социальных проблем, в том числе жилищных, и т.д.

Чтобы выявить вопросы, в наибольшей степени волнующие молодых воронежцев, было проведено выборочное социологическое исследование, в котором приняли участие 1200 человек в возрасте 16-29 лет. Среди них были выделены следующие группы: работающие, студенты, безработные (рисунок).

37% работающих, 40,8% студентов и 75,5% безработных на первое место поставили тему безработицы. Для безработных такой ответ вполне естественен, для работающих и студентов он является свидетельством их страха за свое будущее. На рост цен как на первоочередную проблему указали 34% работающих и 34,5% студентов, 14,5% безработных. Это говорит о том, что с потерей работы (их главной бедой) все другие проблемы отходят на второй план.

Если результаты наших прежних исследований свидетельствовали о том, что перспективы своего трудоустройства молодые оценивали оптимистично, то последний опрос показал значительное увеличение доли пессимистов. Главное же, существенно деформировались жизненные ориентиры.

Степень актуальности проблем в зависимости от социального статуса (оценки респондентов)

                                     Безработные    Работающие    Студенты

Желание избежать безработицы        37             34             29

Рост цен                                 40,8           34,5           24,8

 

■ Рост преступности среди молодежи и падение нравов

                                            75,5          14,5            I0

© "Человек и труд", 11/2009

Жизненные ценности молодежи, % от числа опрошенных

Ценности

Группа молодежи

работающие

студенты

безработные

Семья

14,5

33,8

23,4

Здоровье

19

12,5

10,8

Интересная работа

18

25,5

23,2

Деньги

42,3

32,3

64,3

Материальная обеспеченность

26,8

23

28,1

Проведенное исследование позволило выявить ценностные приоритеты молодых (таблица).

"Деньги" и "материальная обеспеченность" далеко обогнали и "интересную работу", и "здоровье", и "семью". Существуя в режиме выживания, многие молодые люди делают выбор между сохранением имеющегося социального положения и борьбой за более высокий статус в пользу сиюминутных интересов.

В ходе исследования были получены данные об отношении молодых к учебе и образованию вообще. Основными институтами, облегчающими социально-экономическую мобильность молодежи, ее главными "социальными лифтами" являются, как известно, система образования, а также различные формы повышения уровня профессиональных знаний и квалификации. В условиях, когда инфраструктура государственного образования во многом разрушена и полным ходом идет его коммерциализация, для значительной части молодежи доступность полноценного образования снизилась. 

Государственная молодежная политика в сфере занятости проводится на фоне ослабления материально-технической базы учебных заведений, разрушения системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие". В середине 90-х годов в Воронеже функционировало более 50 профессиональных училищ; сейчас их осталось менее 10, да и в них происходят странные процессы реорганизации и слияния, не связанные с потребностями промышленности региона. Работодатели в массе своей устранились от поддержки учебных заведений, оказывая им лишь эпизодическую помощь. Предприятия Воронежа, которые стали выходить из ступора, уже столкнулись с проблемой острой нехватки профессионально подготовленных молодых кадров. При этом имеет место существенное ужесточение требований со стороны рынка к квалификации работников и наличию профессионального опыта. Для молодежи, впервые выходящей на рынок труда, последнее превращается практически в непреодолимое препятствие.

Ожидания молодых людей, связанные с уровнем оплаты труда, остаются достаточно высокими, что в определенной степени объясняет продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда. Сложившиеся институциональные условия выводят значительную часть молодежи из сегмента эффективной занятости; их трудовая активность трансформируется в нетрудовые занятия, вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение. Работая в условиях негарантированных трудовых прав и получая теневые доходы, молодежь, по существу, лишается социальных гарантий.

Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) карьер, реализуемых молодежью, что связано прежде всего с сужением возможностей получения бесплатного образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52107. Я і мої друзі - лідери здоровя 269.5 KB
  Так працюючи за програмою Сприяння просвітницькій роботі Рівний –Рівному серед молоді України щодо здорового способу життя я маю можливість формувати здоров’язберігаючу компетентність учнів орієнтувати дітей та молодь на здоровий спосіб життя виховувати у них відповідальне ставлення до здоров’я. Однією із дієвих форм пропаганди учасниками програми здорового способу життя серед широких учнівських мас є створення і виступи агітбригади яка є близькою і зрозумілою для всіх томущо в ній є творче вираження та активна подача великого...
52108. Was ist Deutschland für uns 38 KB
  Die Musik ist eine Kunst. Ich habe Music gern. In Deutschland können Sie Philharmonie besuchen, und schöne Music hören. Hören die Werk des bekannten Musikers. Solche wie: Iogan Bach, Ludwig van Bethoven, Brahms Johannes. Horen die Werk des Großen Musikers.
52109. Сценарий выступления агитбригады молодых творческих педагогов 88.5 KB
  Карманова Деньгиденежки затем на мотив песни группы Гринджоли Разом нас багато Разом вас багато Всіх не прогодувати Председатель ПК: ах так Ну теперь держитесь отходит в сторону зовёт членов ПК Члены Пк берут транспаранты: ПК нас защитит и ходят по сцене со словами: Разом нас багато Всіх не подолати 3 раза Министр выглядывает кусает губыприносит приказ на повышение З п председателю ПК Все радуются обнимаютсяуходят со сцены Вера Васильевна: вот это да к самому министру не побоялись поехать Ирина Владимировна:...
52110. World AIDS Day is December 1st 70.5 KB
  Ukraine has an HIV/AIDS epidemic. UNAIDS estimates the number of people infected with HIV/AIDS to be between 260 000 and 590 000. The cases of HIV have doubled every year for the past three years. Experts estimate that 1.4 percent of the adult population is HIV positive or has AIDS. This is the highest rate of infection in Eastern Europe and the CIS states. Unfortunately, it is also estimated that about 90 percent of these people don't know, and arent registered with the government thus not receiving the treatment.
52111. Оглянись внимательно вокруг 49.5 KB
  Что по вашему мнению мы должны заложить в фундамент Дома личности способности здоровье окружение Стены можно сравнить с характером человека Их каких кирпичиков по вашему мнению мы возведём стены Дома личности доброта терпение любовь дружба понимание милосердие терпение уважение целеустремленностть Что может быть светом в окошке нашего дома Умение любить людей Что украшает наш дом жизнерадостность оптимизм внешность увлечения духовность И наконец что венчает любой дом Его крыша. Все названные...
52112. Активизация учащегося на уроке как фактор повышения его эффективности 136.5 KB
  В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся [7] 2. Приемы активизации [8] Уровни познавательной активности [9] Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. [17] Факторы побуждающие учащихся к активности.
52113. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 115 KB
  Сучасний етап історичного розвитку України характеризується істотними змінами в житті її народу оновленням усіх сфер діяльності людини переоцінкою та утвердженням у свідомості нації нових світоглядних орієнтацій. Згідно із законом України Про освіту Державною національною доктриною розвитку освіти України в XXI столітті Концепцією загальної середньої освіти ми маємо здійснити кардинальний перехід від традиційного інформаційнопояснювального навчання зорієнтованого на передачу готових знань до особистісно розвивального спрямованого не...
52114. Створення на уроці умов для підвищення пізнавальної акивності учнів 130 KB
  Нові завдання шкільної освіти в Україні що спрямовані на гуманізацію та демократизацію всього навчального процесу в школі визначають нові пріоритети навчання і виховання потребують формування ініціативної особистості здатної до раціональної творчої праці. Тому ми не повинні забувати про те що сучасні діти не такі якими були ми отже вони потребують від сучасного навчання чогось нового. Формування пізнавального інтересу необхідна умова шкільного навчання. Стійкий пізнавальний інтерес ознака готовності дитини до навчання в школі.
52115. Акваріум 1.51 MB
  Мета: освітня: закріпити знання студентів про влаштування акваріуму в ДНЗ підбір рибок та правила догляду за ними.html на цій сторінці розміщені поради щодо влаштування акваріуму догляду за ним підбору риб та ін. Саме з посмішкою ви повинні заходити до малят у дитячий садок і нести їм лише позитивні емоції не забувати частіше посміхатись адже посмішка – це ключик який відкриває найпотаємніше в дитячих душах Оголошення теми і мети заняття: Сьогодні ми поговоримо про влаштування акваріуму та його мешканців. – Чи бачили ви проходячи...