70944

Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В последние десятилетия Россия претерпевает глубокие изменения в социальной политической экономической и духовной сферах общественной жизни которые сопровождаются системным кризисом. Сущность отчуждения исследователями определяется в зависимости от мировоззренческой позиции.

Русский

2014-10-30

118.93 KB

0 чел.

Хохлова А.В. СГЗ. 2009. 3. С.310-317.

Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России

В последние десятилетия Россия претерпевает глубокие изменения в социальной, политической, экономической и духовной сферах общественной жизни, которые сопровождаются системным кризисом. Современный этап общественной жизни в мировом сообществе и России характеризуется антропологическим дискурсом, касающимся часто задаваемого в наши дни вопроса: «Что происходит с человеком, и каким образом сохранить человеческое в человеке и в обществе.

В современной России происходит девальвация культурно-исторических, духовных ценностей, что приводит к нарушению формирования смыслообразующих интересов, которые должны обеспечивать включение индивида и социума в общественную жизнь.

В этих условиях определяющим фактором является отчуждение как результат отчаяния, потери веры, надежды, любви; процесс парализации и порабощения человеческого разума, вследствие чего теряется сущность личности, заключающаяся в актуализации, самореализации, позитиве, так как человек скован и неспособен на поиск себя, ему тяжело двигаться вперед.

В самом общем плане понятие «отчуждение» выражает «объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса»1. Сущность отчуждения исследователями определяется в зависимости от мировоззренческой позиции.

Г.В.Ф.Гегель определял отчуждение в контексте бытия Абсолютного Духа, который в процессе саморазвития отчуждает себя от самого себя для того, чтобы познать себя в инобытии2.

Социально-экономическую природу отчуждения наиболее полно раскрыл К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». В марксизме феномен отчуждения рассматривается в контексте формирования классового общества и классовой борьбы. При капитализме отчуждение достигает своего пика и всеобщности. К.Маркс доказывает, что существенную роль здесь играет универсализация формы товара, предпосылкой которой стало развитие полновесной денежной экономики. Деньги, пишет он, есть «образ всех других товаров, отделившийся от них, или продукт их всеобщего отчуждения»1. В этих условиях и сам человек становится товаром и отчуждается от собственной сути. Сущность отчуждения заключается в том, что человек перестает быть социальным субъектом и всецело превращается в объект социально чужой и чуждой ему воли. По мнению Н.А.Бердяева, «марксизм стремится к целостному человеку, не хочет примириться с отчуждением человеческой природы, которое происходит в капиталистическую эпоху. Но он хочет воссоздать целостного человека из раздельной, автономной сферы экономики; он находится во власти экономизма капиталистической эпохи»2.

В экзистенциальной философии С.Кьеркегора отчуждение рассматривается как результат господства разума, увлечения человека объективностью и рационализмом при забвении факта и проблем бытия и существования3. У М. Хайдеггера отчуждение определяется как «способ бытия в условиях общественности, в мире повседневных забот; отчуждение обезличивает человека, превращая его в функциональную единицу общества; происходит растворение человеческой экзистенции в отчужденных общественных нормах поведения и образе мыслей; используются общественные средства сообщения, связь (газеты), каждый уподобляется другому... »4.

Отчуждение М.Хайдеггер рассматривает через категорию «das Мап» - отчуждённое от человека общественное мнение, навязываемое ему в качестве институциональных норм, подчиняющих себе его жизнь. Второе понятие М.Хайдеггеpa, при помощи которого он выражает проблему отчужденности человека - это понятие «постав», неразрывно связанное с феноменом техники.

В.Бибихин указывает, что, по Хайдеггеру, постав - настойчивое приведение всего в природе, в обществе и человеке к «состоянию в наличии». В образе новоевропейской науки постав задолго до своего теперешнего размаха в форме техники и технологий поставил перед теорией задачу сплошного опредмечивания всей действительности1. Примером тотального господства над человеком отчужденного от него «общественного мнения» выступает общество, описанное Дж. Оруэллом.

Э.Гидденс рассматривает отчуждение как явление экономического человека. И в этом он солидаризируется с К.Марксом, однако отмечает, что сам процесс отчуждения принимает форму юридического оформления2.

В христианской философии отчуждение рассматривается как следствие отпадения человека от непосредственного общения с Богом. Утрачивая связь с Богом, человек утрачивает и собственную сущность, в том числе и духовную. А это, в свою очередь, ведет к различным формам отчужденности человека от человека и становится условием и причиной всех форм социального насилия3. Бог, по С.Л.Франку, выступает тем общим знаменателем, который снимает отчужденность между «я» и «мы», между индивидом и коллективом... Бог есть условие соборности, внутреннего единства «мы». В нем внутренняя связь и взаимопронизанность человеческого духа со всем сущим, жизнь в единстве в противоположность раздробленности и отчужденности частей природного бытия". Вне Бога господствуют «в земном плане неодолимые - силы раздора, ненависти и отчужденности между людьми»5.

По мнению Н.А.Бердяева, сам человек повинен в появлении отчуждения, связанного с господством необходимости над человеком во всех его формах и видах1. От отчуждения человека страдает не только человек и общество, но и все бытие, которое заболело и стало временным, ограниченным и отчужденным в своих частях. Позиция Н.А.Бердяева показывает, что отчуждение не только объективный, но и субъективный процесс и «внутренняя отчужденность и внешняя связанность будут возрастать по мере внешнего освобождения и насильственного соединения людей»2. В целом проблема отчуждения у Н.А.Бердяева является одной из основных, однако философ использует иное понятие для обозначения этого явления - понятие «.объективации.

Представленный обзор литературы позволяет определить сущность отчуждения. Отчуждение - это объективно-субъективный процесс утраты человеком своей сущности и свободы, ведущий к превращению человека в средство и объект внешних по отношению к нему сил, субъектов, процессов, институтов и отношений, которые становятся господствующей по отношению к человеку и конкретному обществу силой.

Исходя из классификации сфер жизнедеятельности человека и общества, ученые выделяют виды отчуждения: политическое, экономическое, социальное и духовное. Нас же интересует проблема духовного отчуждения. Но что значит духовность? Понятие духовности в современной философии, а также в других социальных и гуманитарных науках неоднозначно. Анализу понятия духовности, её типологии и структуры посвящены публикации Г.В.Платонова и А.Д.Косичева, ГА. Аванесовой.

Исследователи выделяют религиозную и светскую трактовку духовности. Они согласны с тем, что «духовность - это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям», и отмечают, что «духовность служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень духовного освоения мира человеком»4. Л.П. Буева определяет духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде»1.

А.Л.Доброхотов определяет дух в двух значениях. Это -«1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен»2.

Итак, духовное отчуждение - это процесс, состояние и результат утраты человеком своей способности постигать источники смыслополагания, смысложизненные, духовно-нравственные ценности и как следствие невозможность их воплощения в индивидуальном и общественном бытии.

Духовное отчуждение характеризуется потерей личностью самосознания, своей внутренней свободы и способности к самопознанию, самопониманию и саморазвитию.

По уровням организации общества можно выделить духовное отчуждение на личностном, социально-групповом, национально-этническом, общенациональном, цивилизационном, глобальном уровнях.

Важным условием духовного отчуждения выступает капиталистическая глобализация, которая является доминирующей в современном мире и соответственно усугубляет отчужденность человека.

Еще одним фактором роста и причиной духовного отчуждения выступают современная техника и технологии. Об этом пишет Ф.Фукуяма в работе о постчеловеческом будущем, которое станет следствием реализации современных биогенетических технологий, способных стать преодолением человека, а вместе с ним и преодолением проблемы отчуждения человека: нет человека - нет и отчуждения. Он пишет: «Мы не обязаны принимать любое такое будущее ради фальшивого знамени свободы... Мы не обязаны считать себя рабами неизбежного технологического прогресса, если этот прогресс не служит человеческим целям»1. Эту тенденцию отмечал в свое время Н.А.Бердяев, указывая, что вместе с господством техники осуществляется переход «от жизни органической к жизни организованной»2.

Источником духовного отчуждения является также усиление бюрократических государственных структур. Человечество в целом все больше и больше погружается в некую искусственную, организационно-технически-технологическую среду обитания. Эту искусственную среду обитания В.Кутырев определяет как «тектуру». Тектура есть антитеза культуре. Если культура в своих изначальных основаниях была выражением абсолютного, объективно существующего духовного мира, то тектура выражает её противоположность-виртуальность, искусственность. Наступила новая эпоха, получившая название постмодернизма - эпоха «метафизики» искусственного, бесприродного, бестелесного и бездуховного компьютерно-виртуального мира3. Особенностью современности стали и технологии манипуляции общественным и индивидуальным сознанием.

Усиливается эта тенденция феноменами массовой культуры и гедонизма, формирующими одномерного человека, который утрачивает живое общение с людьми и существует лишь в мире абстракций. Г. Маркузе духовное отчуждение понимает как механизм уничтожения трансценденции, возможности проявления человеческой экзистенции и потери времени в ходе истории4.

На процессы духовного отчуждения в современной России оказали влияние современные информационно-психологические войны. На характер и масштабы духовного отчуждения влияют новые средства ведения войны. Объектом поражения таких войн выступает индив/.;уальное и общественное сознание.

Происходит трансформация капитала. Б.Ю.Кагарлицкий полагает, что в наши дни капитал стремится подчинить не только физические силы работника, но и его творческие интеллектуальные способности1. Аналогичную позицию занимает и А.С.Панарин, который отмечает, что в наши дни формируется тотальное отчуждение элит и народа друг от друга. И эта тотальность характерна и для сферы духовного отчуждения2.

Применительно к России проблема духовного отчуждения усугубляется тем, что размывается субъектность личности и общества в современной России. Наиболее остро эту проблему обозначает С.Г.Кара-Мурза, подчеркивая, что кризис, в котором пребывает Россия, вызван демонтажем нашего народа - как его русского ядра, так и системы межнациональных связей3. Отчуждение, приняв формат технологии, активно используется в социальной борьбе, прежде всего теми, кто двойными стандартами, ложью и клеветой, сконцентрировав в своих руках СМИ и средства социальных коммуникаций, стремятся поработить мир.

Духовное одиночество современного человека толкает его на поиски способов преодоления духовного отчуждения. И что же? С.Г.Кара-Мурза отмечает, что на пути преодоления духовного отчуждения средний класс «в поисках способа преодолеть отчуждение осваивает мистические культы, создает секты и коммуны, проводящие бдения и медитации (часто с применением наркотиков). Это - реакция на безрелигиозное бытие, не удовлетворяющее неосознанные духовные запросы человека»4. Выходит, что материальное сверхпотребление не устраивает современного представителя среднего класса в России. Однако вместо него он оказывается во власти суррогатных духовных ценностей, что тоже не может быть достаточным условием в преодолении духовного отчуждения, а будет способствовать его переходу в новые формы.

Анализ социальных процессов в России показывает, что духовное отчуждение в современном мире, несмотря на большие достижения человека в науке и познании мира, не преодолено, но приняло новые формы и масштабы. Если ранее духовное отчуждение, как и отчуждение в целом носило стихийный характер, то в наши дни оно приобретает сугубо технологический характер и используется в социальной борьбе.

Возможность преодоления духовного отчуждения в современной России снижается сокращением самой вариативности перспектив человеческого развития в условиях существования капиталистического варианта глобализации, воплощающегося в форме преобладания американского образа жизни и транснациональных корпораций.

Духовное отчуждение российского общества тесно связано с социальным и цивилизационным кризисом России, возникшим после распада СССР. В современной России не завершен процесс нового цивилизационного и духовного самоопределения, а культурная и информационная экспансия ведущих стран затрудняет решение этой проблемы. Ситуация усугубляется противоположностью духовных ориентации народа и господствующих в стране социальных групп, которые по ряду характеристик невозможно определить в качестве элит.

Преодоление духовного отчуждения в современной России возможно лишь в условиях нового антропологического поворота: человек должен вернуться к самопознанию из практик внешнего освоения мира к объективно существующей реальности. Важным условием преодоления духовного отчуждения является обращение к своим духовным истокам.

А. В. ХОХЛОВА адъюнкт кафедры философии и религиоведения Военного университета

Хохлова А.В. Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России. В статье анализируются проблема духовного отчуждения и его причины в современной России. Исследуются основные подходы к определению сущности духовного отчуждения.

Ключевые слова: отчуждение, духовное отчуждение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...
26767. Гражданское общество в начале ХХ века 29.5 KB
  Изменения в мире которые происходят под влиянием индустриальной модернизации оказывают влияния и на развитие идеи гражданского общества. Социологический анализ общества представлен концепцией формальной рациональности М.Тенниса и формальной теорией общества Г. Их следует рассматривать в литературе этой проблематики поскольку они дают весьма определенные характеристики современных им общественных устройств и позволяют делать выводы о новых проблемах формирования гражданского общества.
26768. Основатели российского государства 45.5 KB
  3 Нет сведений о сделках с землей на северовостоке России до первой половины XIV века и очень немного таких сведений во второй половине этого века. Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной писал историк далекого прошлого Александр Лакиер. Можно сказать что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками которые мы наблюдали в западных странах и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого...
26769. История прогрессивных идей в России 46 KB
  В это время в России впервые появляется первое печатное издание газета Ведомости издаваемая лично Петром I. Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории какой являлась Россия привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство.2 В России таким образом оказалась чрезвычайно сильна роль мыслящего меньшинства 1 от населения страны приобщенного к просвещению....
26770. Гражданское общество в 60-е годы 39.5 KB
  Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России какихто реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть что в отличие от западных стран в России формирование основ гражданского общества началось с реформ произведенных властью добровольно. Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц увольнение из общества и принятие новых членов удаление из общества вредных и порочных членов что...