70949

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Об этом свидетельствует одновременно как наличие необходимого законодательного закрепления так и нарабатываемая практика фактической реализации местного самоуправления. Принципиально важным остается вопрос о том что в настоящий период времени создана необходимая нормативно-правовая...

Русский

2014-10-30

45.5 KB

0 чел.

Сибирский юридический вестник. 1999. № 3

ВОПРОСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

© 1999 г.    В.В. Яковлев

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

Местное самоуправление в РФ становится реальностью. Об этом свидетельствует одновременно как наличие необходимого законодательного закрепления, так и нарабатываемая практика фактической реализации местного самоуправления. Принципиально важным остается вопрос о том, что в настоящий период времени создана необходимая нормативно-правовая база для регулирования вопроса организации и функционирования местного самоуправления. В соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации… местного самоуправления» отнесено к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. И как следствие этого очевиден результат – принятие Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», выступающего как основной нормативно-правовой акт, регламентирующий организационную структуру местного самоуправления с точки зрения определенных базовых принципов. Следует заметить, что это не единственный законодательный акт на федеральном уровне, закрепляющий правовой статус местного самоуправления. В то же время, в большинстве субъектов РФ были приняты свои нормативно-правовые акты, посвященные вопросам местного самоуправления, организуемого на территории данного субъекта. Основным требованием, предъявляемым к этим нормативным актам является соответствие их Конституции РФ, закрепившей базовые начала местного самоуправления в РФ. Наличие этих и других нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что в момент их принятия назрела реальная необходимость правового  закрепления вопросов местного самоуправления, одновременно, они создали реальный правовой механизм функционирования местного самоуправления. И, как следствие этих процессов, в РФ начало развиваться местное самоуправление. Оно организационно оформлено и реализуется в большинстве субъектов РФ и призвано ограничивать и не допускать произвола со стороны государственной власти.

Местное самоуправление в основе которого лежит право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе органов управления обществом и государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и задач. Эта ответственность разнообразна как по основаниям ее наступления, по формам ее реализации, так и по субъектам перед которыми она наступает.  Особый вопрос в этой связи имеет ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, т. к. именно в ней в целом отражаются наиболее существенные аспекты правовой природы местного самоуправления. В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ей посвящена отдельная  ст. 48. Специфика данной ответственности заключается в том, что она не может быть отнесена ни к одному из существующих видов юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой). Другой ее особенность является то, что такого рода ответственность не обязательно наступает в результате неправомерных действий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эта ответственность имеет своего конкретного адресата – должностное лицо или орган местного самоуправления. Причем не только выборные, но и иные. Вопрос о привлечении их к ответственности перед населением решается с учетом их деятельности, направленной на защиту интересов населения муниципального образования. Форму их ответственности определяют органы и должностные лица, осуществившие назначение этих органов или лиц в порядке определенном актами местного самоуправления. Естественным следствием наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением может явиться досрочное прекращение полномочий органа или должностного лица местного самоуправления, тем самым можно сделать вывод о том, что речь идет об их отзыве.

Институт отзыва населением члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в соответствии со ст. 18 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», может быть предусмотрен в уставе муниципального образования, в том числе и  как определенная форма реализации ответственности данных выборных лиц.  Фактически, п.5 ст.18 Федерального Закона указывает лишь на возможность включения института отзыва в устав конкретного муниципального образования – « Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица…». При отсутствии нормы об отзыве в уставе муниципального образования, следует сделать вывод о том, что ответственность выборных должностных лиц, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления будет реализована в иной форме. Тем не менее, вопрос об установлении права отзыва должен быть решен самим муниципальным образованием. Единственным ограничением для применения отзыва может выступать  федеральный закон. Должна быть определена возможность введения права отзыва муниципальными образованиями в законе субъекта РФ, кроме этого это право может быть закреплено и в Конституции (Уставе) конкретного субъекта РФ. В частности, в ст. 43 Устава Иркутской области закреплено право отзывать избранных представителей. При этом оно определяется как одно из составляющих право граждан на участие в местном самоуправлении. Еще раз уточним, что речь идет именно о возможности муниципальных образований устанавливать право отзыва выборных представителей, но не все муниципальные образования ее используют. В этом вопросе имеется и еще одна проблема. Можно ли назвать отзывом выборного представителя процедуру, называемую отзывом и выражающую недоверие избирателями посредством прямого волеизъявления в ходе голосования, если в результате выражения избирателями недоверия, тем не менее, полномочия органа или выборного представителя не могут быть досрочно прекращены. Ведь конкретный механизм норм права об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления должен быть установлен в уставе муниципального образования и могут быть установлены различные последствия выражения недоверия.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления призван обеспечить эффективность решения местных задач, отнесенных к ведению местного самоуправления, а также учет и защиту  интересов местного населения. Использование данного принципа предполагает использование населением муниципального образования различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить их интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Соответственно в законодательстве и уставах муниципальных образований отражаются основания и порядок наступления ответственности перед населением. Для различных муниципальных образований эти основания являются различными. Однако в федеральном законодательстве основание для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления одно - утрата доверия. Наличие или отсутствие доверия выступает как необходимое фактическое условие легитимности  деятельности выборных представителей местного самоуправления. Термин «утрата доверия» не раскрывается в федеральном законодательстве, следовательно, содержание его должно быть отображено в региональном законодательстве и уставе муниципального образования путем закрепления самого понятия «утрата доверия», либо перечисления действий фактически свидетельствующий об утрате доверия, либо в иной форме. Семантически термин «доверие» обозначает уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-либо и основанное на этом отношение к чему-либо. Тем самым, можно сделать вывод о том, что понятие «доверие» изначально не является правовой категорией, однако, будучи закрепленной в ст. 48 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», получает правовое наполнение.

В настоящий период времени на федеральном уровне отсутствуют единые основы, регламентирующие процедуру привлечения к ответственности перед населением органов и должностных лиц местного самоуправления. Основными источниками, регулирующими эти процессы выступают законы субъектов РФ, разнообразные как по форме, так и по содержанию. Но в любом случае, следует сделать вывод о том, что эта процедура включает как минимум три  стадии: выявление мнения населения по вопросу о доверии тому или иному органу местного самоуправления. Формы выявления самые разнообразные, но они должны быть закреплены законодательством и обеспечить объективную оценку населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Второй стадией процедуры привлечения к ответственности должна выступать деятельность компетентных органов и должностных лиц направленная на принятие решения в соответствии с действующими нормами о форме ответственности. Эта стадия производна от первой и задействована лишь после констатации населением утраты доверия конкретного муниципального органа или должностного лица местного самоуправления. Целью третьей стадии является фактическое исполнение нормы права и как следствие этого наступление конкретных неблагоприятных последствий для органа или должностного лица местного самоуправления. При этом если решается вопрос о досрочном прекращении их полномочий, то необходимо здесь же решить вопрос с назначением выборов либо замещением муниципальной должности. Безусловно, на каждой из этих стадий у лиц привлекаемых к ответственности должны быть права обеспечивающие защиту их интересов.

               

PAGE  17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81221. Структура религии. Специфика религиозного сознания 24.51 KB
  Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание религиозный культ религиозная организация. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Религиозное сознание неоднородно и существует на двух уровнях: обыденный или религиозная психология: совокупность представлений установок стереотипов чувств и настроений верующих. концептуальный или религиозная идеология: система идей принципов концепций разработанная и пропагандируемая теологами и служителями церкви.
81222. Религиозный культ и религиозные организации 24.7 KB
  Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы осознаваемые в форме религиозных образов. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы предписания о том что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей оживление религиозного сознания.
81223. Религия как социальное явление. Основные функции религи 23.81 KB
  Основные функции религии. Несколько подходов к определению религии: теологический философский критический научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий своего рода универсалия общий термин; религии существуют как модификации единой первоначальной религии. Функции религии...
81225. Происхождение религии и ее ранние формы 25.23 KB
  Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Магия – совокупность представлений и обрядов в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Анимизм – вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей но и в духов природных явлений.
81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.
81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души – развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм – наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.