70950

О ПРИЧИНАХ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Каждое государство как особая форма политического образования характеризуется наличием индивидуального в некотором роде уникального механизма осуществления функций которые присущи ему вследствие наличия особенностей данной политической системы.

Русский

2014-10-30

115 KB

1 чел.

Сибирский юридический вестник. 2001. № 2.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ

©  2001 г.    М.Г. Тирских

О ПРИЧИНАХ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Каждое государство, как особая форма политического образования, характеризуется наличием индивидуального, в некотором роде уникального механизма осуществления функций, которые присущи ему вследствие наличия особенностей данной политической системы. В этом механизме можно выделить три основополагающие черты, делающие его отличным от подобных механизмов иных государств. Этими чертами являются институциональные, функциональные и методологические особенности осуществления государственного управления. Бесспорно, каждая из обозначенных черт является чрезвычайно важной в процессе реализации конкретного политического (управленческого) решения. Но функциональные особенности в большинстве случаев устойчивы и относительно стабильны, в силу их приоритетной роли в механизме построения государства и государственной власти. Институциональные особенности не играют приоритетной роли в механизме государственного управления, поскольку являются лишь определенным техническим компонентом, содержание которого во многом зависит от функций государства и методов, используемых для достижения целей государственного управления. Методологические особенности, таким образом, являются тем преобразующим компонентом рассматриваемого механизма, который позволяет повысить эффективность деятельности государства, его органов по достижению целей, стоящих перед государственной властью. При этом методологические особенности во многом зависят от функциональной составляющей, так как совокупность методов, средств, способов политического (государственного) управления, именуемая политическим режимом, проявляется в механизме только тогда, когда эти методы являются достаточно эффективными для достижения прогнозируемых целей, которых собирается добиться государство, воздействуя на различные сферы общественной жизни.

Методы государственного управления являются достаточно динамичной структурой, от изменения которой зависит и преобразование всего механизма государственного (политического) управления. Анализируя процессы трансформации методов политического управления, можно констатировать, что как таковое данное преобразование является продуктом не спонтанных процессов, не связанных с иными институтами общественной жизни, а тесно увязанным причинно-следственными связями с различными элементами (институтами) жизни общества. Необходимо отметить, что при таком воздействии может проявляться чрезвычайно много разнородных причин, которые тем или иным образом влияют на процесс смены методов государственного управления, – факторов формирования и трансформации политических режимов. Под факторами в данном случае необходимо понимать совокупность главенствующих причин (оснований), движущих сил различного характера (социального, политического, экономического, государственно-теоретического и др.), воздействующих как на сам политический режим в целом, так и на отдельные его элементы (способы, методы, средства управления), являющихся основными направляющими в процессе преобразования, смены и формирования политических режимов (как совокупности методов государственного управления) и выступающих в качестве источников, определяющих характерные признаки трансформируемых режимов. Однако, уровень воздействия тех или иных причин-факторов безусловно неоднороден, поскольку в определенных сложившихся условиях преобразование методов управления зависит от нескольких основных условий, которые оказывают ключевое влияние как на функционирование государства в целом, так и на механизм государственного управления. Иные причины либо воздействуют в наименьшей степени, не оказывая существенного влияния на процесс трансформации режимов, либо лишь уточняют отдельные характеристики методов, что так же не столь значимо для системы методов государственного управления в целом. Следовательно, характеризуя тот или иной транзитологический процесс, необходимо рассмотреть два аспекта, способных оказать большое влияние на преобразование методов государственного управления, а именно: воздействие на процесс изменения методов управления основных факторов, являющихся базовыми для большинства транзитологических переходов и влияние факторов, не входящих в число значимых для всех процессов, но определяющих некоторые существенные черты методов государственного управления.

В свете такого подхода актуальным является вопрос о выделении базовых факторов трансформации методов государственного управления. Конечно, в той или иной ситуации на первый план могут выйти причины, свойственные исключительно для данного государства, для конкретной системы государственного управления (например, культурологический, исторический и иные факторы), но в целом для анализа преобразований методов государственного управления ключевую роль играют базовые, устойчивые причины универсального характера. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос о причинах преобразования методов государственного управления, необходимо исследовать именно универсальные факторы трансформации систем методов политического управления (политических режимов).

 Очевидно, что только определенные изменения в основных сферах общественной жизни могут служить базовыми основаниями для преобразования тех или иных методов государственного управления. В качестве основных факторов трансформации методов государственного управления можно выделить четыре группы причин: экономические, политические, социальные и государственно-теоретические.

Одной из наиболее значимых причин формирования и трансформации политических режимов (как совокупности методов государственного управления), бесспорно, является экономический фактор. Экономический фактор можно охарактеризовать как совокупность причин и движущих сил в сфере экономической жизни общества и государства, противоречия которой могут привести к трансформации существующего политического режима и формированию нового, более соответствующего на взгляд общества экономическим потребностям. Экономический фактор в современном мире, построенном на первооснове экономических отношений и второстепенной роли государственной власти перед экономическими приоритетами, становится центральным в вопросе выбора того или иного метода государственного управления. Если рассматривать государственную власть, как продукт общественного взаимодействия, а экономические отношения наиболее важной их составляющей, можно прийти к выводу, что необходимость преобразования (или произошедшее преобразование) экономической системы с неизбежностью повлечет и изменения в системе государственной власти (с точки зрения корректировки ее функций, роли в экономической жизни), а значит и в системе методов государственного управления. Если даже мы не будем рассматривать государство, как необходимый продукт экономического развития общества, то, исходя только из особой значимости экономических отношений для общества, можно сделать вывод, что в определенных случаях, когда состояние экономической системы будет угрожать выживаемости общества, неизбежно произойдет преобразование как этой системы, так и политического режима.

Экономический фактор формирования и трансформации политических режимов состоит из двух базовых элементов: объективных противоречий экономической системы данного государства и субъективной оценки общества наличия таких трудностей и соотнесения их с элементами существующего государственного режима. Под объективными противоречиями необходимо понимать совокупность реально существующих явлений, вызывающих негативные преобразования в состоянии экономической системы. Так, например, любого рода экономические кризисы, способные причинить значительный ущерб обществу и государству, требуют от государственной власти и изменения некоторых средств и методов управления, то есть по сути преобразования политического режима. В данном случае изменение может затронуть как весь режим в целом и в итоге трансформировать его в иной вид политических режимов, так и коснуться только некоторых его элементов (методов) и привести, например, к разгосударствлению или усилению роли государства в экономике.

Вторым элементом является определенное отношение социума к состоянию экономической системы. Этот элемент играет главенствующую роль в преобразовании политических режимов, так как именно осознание обществом наличия причинной связи между экономическими сложностями и политическим режимом (т.е. методами управления) приводит к активизации воздействия факторов. Как таковое, это осознание должно быть подкреплено определенными характеристиками, наличие которых и приводит к трансформации режима. Любой политический режим в каждый момент времени старается сохранить свои базовые принципы. Преобразование режима может иметь место только тогда, когда сохранение этих принципов либо невозможно, либо приведет (может привести) к достаточно неблагоприятным для политической власти последствиям. То есть для реального изменения в методах, способах и средствах управления необходимо, чтобы общество осознавало, что экономические проблемы связаны непосредственно с политическим режимом, и для преодоления этих противоречий (проблем) необходимо трансформировать и методы управления (полностью или в части). Между тем такое логическое обоснование данного проявления экономического фактора формирования трансформации политического режима излишне оптимистично. Реально в трансформации политического режима под воздействием субъективно экономического фактора кроется ряд существенных проблем, как-то: неверная оценка сложившейся ситуации обществом, инерционность и недостаточная прозорливость социума.

Система причин экономического характера чрезвычайно разнородна. Существует огромное количество причин, побуждающих государственную власть к реагированию на эти угрозы посредством изменения методов управления. Представляется возможным выделить четыре относительно обособленные группы противоречий, которые создают основание экономического фактора. Это противоречия в построении экономической системы в целом; в отдельных элементах этой системы; в экономических отношениях с участием государства и, наконец, различные экономические кризисы.

Современные политические режимы характеризуются тем, что система государственного управления, в настоящее время чрезвычайно тесно связана с состоянием и развитием социальной системы. Общество, его структура, процессы, протекающие в нем, являются основанием для построения системы способов политического управления государством. В теории государства и права существуют представления о том, что осуществление государственной власти находит свое отражение в обществе, то есть общество, как раз и является тем предметом, на который осуществляется непосредственное воздействие в процессе государственного управления. Примером этому может служить нормативное регулирование тех или иных общественных отношений. Государство в лице органов, обладающих функцией нормотворчества, устанавливает правовые ограничители определенных общественных отношений и, таким образом, осуществляет и воздействие на общество и даже, в определенной мере, трансформацию общественной системы. Другим способом взаимодействия является непосредственно осуществление государственной политики. То есть то или иное государство в системе политического управления выбирает определенные направления, в которых осуществляет воздействие на общество. В различных условиях такого рода воздействия направлены либо на изменение определенных общественных отношений, либо на преобразование системы и структуры общества.

Роль социальных причин в преобразовании современных политических режимов проявляется в ряде направлений. Во-первых, политическая власть и государственное управление являются продуктом взаимодействия политической и социальной системы, а, следовательно, при некоторых изменениях в социальной системе, безусловно, произойдет и преобразование в системе государственного управления, а значит, и в политическом режиме как методе такого управления. В данном случае очевидным является тот факт, что никакое государство и никакая государственная политическая власть не могут существовать отрешенно от политической и социальной системы. Естественно, что государственная власть, будучи в первую очередь властью политической, зависит от состояния политической системы. Между тем и сама политическая система складывается как продукт действия общественной системы по вопросам осуществления руководства, управления обществом и государством. Таким образом, определенные преобразования в социальной системе могут сказаться, в первую очередь, на состоянии политической системы государства. И в этом случае весьма вероятны определенные преобразования государственной власти и политического режима.

Во-вторых, политический режим, в некоторой части выражается в воздействии на общество. Методы и средства управления и работы с социумом, формирующие политический режим, сохраняются в неизменном виде тогда, когда с их помощью удается добиться позитивных политических и идеологических результатов. В случае изменения самого общества либо его элементов существующая система методов и средств политического управления становится неэффективной, а значит, требует определенного изменения и трансформации политического режима. Политическая власть, используя определенные способы, методы управления, как уже отмечалось ранее, воздействует на управляемый объект (общество). При этом определенные общественные отношения, структура социума и т.д. могут быть преобразованы. Но развитие общества не всегда поддается определенному воздействию тех или иных средств политического управления. В этом случае государственная власть не может, используя существующие методы, выполнить некоторые из своих задач. Когда становится достаточно очевидным тот факт, что определенные способы, методы, средства политического управления, являющиеся элементами политического режима, недостаточно эффективны в существующих политических и социальных условиях, государственная власть осуществляет преобразование данных методов управления. Если число методов, подвергающихся изменению, и их значение достаточно велико, то можно говорить и об определенной трансформации политического режима. Следовательно, процессы, происходящие в обществе, преобразование общественной системы, рассматриваемые в неразрывной связи с управленческим процессом, свидетельствуют о том, что социальные факторы могут воздействовать на процесс трансформации политического режима.

В-третьих, в ряде политических режимов общество или его часть является источником политического режима (методов государственного управления) посредством самостоятельного формирования системы государственного управления. Современные демократические режимы, построенные на базе идей «гражданского общества», «народного суверенитета», «представительной демократии», подвержены изменениям в зависимости от идеологического и политического состояния социума. Преобразования внутри социальной системы приводят если не к слому режима в целом, то к изменению некоторых его признаков. Рассматриваемый случай, когда изменение социальной системы приводит к почти неизбежным преобразованиям в некоторых элементах государственного режима, в отличие от двух других ограничен в своей реализации лишь рамками некоторых режимов, обладающих определенными признаками. Ранее рассматривавшиеся факторы действовали (с большим или меньшим эффектом) во всех политических режимах. Данное же проявление влияния социальной системы на изменение политического режима важно в большей мере для тех режимов, которые характеризуются наиболее тесной зависимостью от состояния общества. Исходя из основных признаков режимов, демократия и либеральный режим являются тем полем, на котором эффективно действует данное проявление социального фактора. Действительно, демократия, с идеологической точки зрения, в вопросах формирования властных органов, использования определенных методов государственного управления, опирается на принцип следования мнению общества. То есть определенные трансформации в социальной системе вызывают изменение в балансе сил в обществе и, следовательно, инициируют процесс преобразования в методах государственного управления.

Социальный фактор формирования и трансформации политических режимов должен рассматриваться как совокупность причин, характеризующихся: наличием определенных свойств общества; состоянием и структурой социума; особой ролью некоторых социальных и профессиональных групп; присутствием систем общественного контроля над властью; протеканием определенных общественных процессов и т. д., приводящих к инициированию и активизации процесса трансформации. В каждом конкретном транзитологическом переходе, инициированном и активированном социальным фактором, могут проявиться, в той или иной мере, самые различные причины. В зависимости от конкретной исторической ситуации, состояния политической системы и пути трансформации государственного режима роль тех или иных причин, составляющих социальный фактор, комбинация их сочетаний может быть различной.

Рассматривая политические режимы, мы приходим к выводу, что те средства, методы, способы государственного управления, которые и формируют политический режим, создаются в результате наличия определенных отношений и в политической системе данного государства. Действительно, государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые ею, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.

Какова природа преобразований политического режима в зависимости от изменения политической системы? На мой взгляд, можно выделить три базовых группы причин политического характера, приводящих к смене политического режима. Такими группами являются: трансформация вследствие изменения базовой политической парадигмы и изменения субъекта-носителя власти (или базовой политической идеи этого субъекта); преобразования, происходящие по причине трансформации структуры и состава политической системы; и, наконец, преобразования, происходящие из-за возникновения или изменения иных причин политического характера.

Первая из этих групп определяет преобразования политического режима тем, что определенные методы государственного управления, составляющие политический режим, зависят от целей носителя государственной власти. В зависимости от постановки тех или иных политических задач, их изменения, государственное руководство выбирает те методы, которые могут привести к успешному достижению этих целей. Следовательно, изменение политического курса (базовой политической идеи носителя власти) может привести к изменению и государственного режима (или отдельных его элементов). Такое же изменение происходит и тогда, когда происходит смена правящего субъекта. В этом случае наблюдается два возможных пути трансформации. Получение власти субъектом, принадлежащим к тому же сегменту политической системы (например, принадлежность к той же политической партии), что в большинстве случаев может привести к изменению в отдельных признаках режима, но не к смене типа государственного режима. Получение власти субъектом, придерживающимся отличных политических взглядов и идей о методах достижения политической цели, может быть фактором к достаточно значительному преобразованию режима, вплоть до изменения его типа. Третьим проявлением этой группы является смена политической парадигмы. Однако, это лишь вероятностная теоретическая модель, так как смена парадигмы требует, чтобы вся политическая система в целом определила несколько иную систему политических целей, чем та, которая существует в данное время. Смена парадигмы возможна как определенная реакция на изменения в иных сферах. То есть в случае, если проявится активное действие экономического, социального, государственно-теоретического факторов, то политическая система, зависимая от данных сфер общественной жизни, должна отреагировать на их возникновение. Реакцией станет изменение политических (идеологических) целей, которое неизбежно вызовет необходимость корректировки методов их достижения, а значит, и определенного преобразования политического режима государства. Но фактически, в истории транзитологических переходов такого рода причины не возникают, поскольку сам по себе процесс корректировки политических задач и целей достаточно длителен и сложен. Кроме того, данный фактор не будет являться основным в силу первоначального, активного воздействия иных причин (экономического, социального и иного характера), которые и будут играть основную роль в транзитологическом переходе.

Вторая группа причин определяет в качестве основания для преобразования политического режима трансформацию структуры и состава политической системы. Государственная власть, существующая в том или ином государстве, является результатом сложного процесса взаимодействия в политической системе этой страны. Наличие однопартийной или многопартийной политической системы, уровень влияния политических элит на власть, характер отношений между субъектами политической системы (конструктивное сотрудничество или жесткая оппозиционность) – некоторые из элементов данной системы, оказывающие влияние на преобразование тех или иных признаков государственного режима. Преобразования в политической системе создают реальную возможность: во-первых, для корректировки политических целей и способов их достижения правящей политической группой (партией); во-вторых, для ослабления или усиления контроля над субъектом, обладающим государственной властью (легитимированным, установившимся в данной системе способом) со стороны иных участников политического процесса; в-третьих, для усиления или ослабления непосредственного влияния иных политических сил, включенных в управленческий процесс (парламентская оппозиция и т.д.). Если учесть, что любая политическая партия, группа стремится к полному достижению своих политических (идеологических) целей, а политическая система, представленная множеством политических групп, является определенным сдерживающим механизмом в данном процессе, то под влиянием политического фактора может происходить как «авторитаризация» режима (в случае ослабления противодействия со стороны иных субъектов политической системы), так и «демократизация» (при усилении роли иных политических групп (партий)). Таким образом, состав и структура политической системы являются важными условиями для преобразования политического режима, выбора тех или иных методов государственного управления.

Третья группа причин, проявляющихся в политическом факторе формирования и трансформации политического режима – это преобразования, происходящие из-за возникновения или изменения иных причин политического характера. Данные преобразования напрямую не связаны ни с заменой носителя государственной власти, ни с состоянием политической системы данного государства. К этим причинам можно отнести такие, как: влияние международной политической системы (особенно в рамках ЕС), действие иных субъектов международной системы по изменению государственного режима (интервенция, установление зон контроля, политическое давление, поддержка оппозиции внутри страны). Эти причины напрямую не связаны с политической системой рассматриваемого государства, но при определенных условиях могут оказать различное по своей природе воздействие. Например, инициировать преобразования в национальной политической системе (поддержка оппозиции, возникновение «агентов влияния»); ограничить деятельность данного государства на международной арене (политическая изоляция, эмбарго, экономические и другие санкции); и, наконец, непосредственное силовое воздействие или одного государства, или в рамках процедур международных организаций (в том числе оккупация территории данного государства полностью или в части, свержение политического руководства). Такого рода воздействие может увенчаться успехом и инициировать процесс преобразования как по пути демократизации (Германия 1945 г.), так и в направлении авторитаризации (Австрия 1938 г.) государственного режима, либо не возыметь должного результата и привести или к сохранению прежнего режима, или к еще большему усилению некоторых его черт (Ирак 1990 – 2000 гг.). Между тем очевидно, что политическое взаимодействие на международной арене играет чрезвычайно важную роль в инициировании и активизации процессов транзитологических переходов.

В настоящее время трансформации политических режимов (систем, методов государственного управления) являются процессом не спонтанным, а протекающим в определенных, заранее теоретически обоснованных границах. Безусловно, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования. Так, например, в случае активного воздействия экономического фактора (экономический кризис) на авторитарный режим существует две потенциальные возможности преодоления такого воздействия: постепенная либерализация экономики и демократизация режима или ужесточение государственного контроля в экономике и дальнейшая «авторитаризация» методов политического управления. Почему в некоторых государствах произошли демократические реформы, а в других – ужесточение режима? Дело в том, что кроме главенствующего фактора (в данном случае экономического) на политический режим воздействуют и иные факторы (политические, социальные), вносящие свои коррективы в транзитологический процесс. Да, огромна роль в этом процессе субъективного фактора (личного мнения носителя власти). Но данная позиция лидера вырабатывается под действием определенных теоретических (научных) оснований. Следовательно, в любых процессах транзитологических переходов, кроме спонтанных (неконтролируемые массовые выступления), огромную роль играет теоретический фактор. Этот фактор может проявляться либо как основной (чрезвычайно редко), либо как дополнительный при первоначальном воздействии других факторов. В качестве первоначальной причины трансформации теоретический фактор выступает тогда, когда, например, он является базой для формирования представлений политического лидера о позитивных признаках методов государственного управления. При этом действие других факторов либо не наблюдается, либо не оказывает решающего воздействия на процесс транзитологических преобразований.

Принципиально иное значение имеет данный фактор в случае инициирования изменения политического режима иными причинами (политическими, социальными). В этом случае можно говорить о двух возможных вариантах воздействия государственно-теоретического фактора на транзитологический процесс: во-первых, как об определенном фундаменте политических и социальных причин, и, во-вторых, как о направляющем элементе при принятии решения об изменении методов государственного управления. При рассмотрении первого из представленных проявлений необходимо отметить, что как таковой, данный фактор не рассматривается как нечто индивидуальное. В ряде социальных и политических процессов особую роль играет идеологическая, а, по сути, для анализируемых процессов - государственно-теоретическая составляющая. Каждая трансформация, вызванная изменением носителя власти или преобразованием политической системы, приводит к определенной корректировке политических целей. Для достижения этих целей необходимы особые политические методы. При этом и постановка политических целей, и предложение тех или иных методов основывается на первоначальной идеологической политической базе соответствующей политической партии, движения, группы. Таким образом, теоретический фактор является в этом случае косвенной причиной трансформационного процесса, поскольку воздействует непосредственно не на существующий государственный режим, а на иные факторы, приводящие к смене этого режима.

Второе проявление теоретического фактора сводится к определенной научной концепции о возможности существования тех или иных путей разрешения противоречий в общественной, политической, социальной жизни. То есть о потенциальных путях реформирования политического режима, изменении методов государственного управления. Такое действие теоретического фактора характерно для тех режимов, когда у носителя политической власти в стране есть реальная возможность влиять на происходящие преобразования. Как правило, в случае наличия первоначально высокой значимости политической идеологии в государственном режиме при выборе пути трансформации выбирается такое направление, которое при изменении методов государственного управления (по возможности минимальном) позволило бы сохранить устойчивость идеологии и достижение определенных ею политических целей. Между тем и в случае негативного развития ситуации, утраты контроля со стороны носителя политической власти над происходящими событиями, теоретический фактор данного вида играет важную роль. Именно на государственно-теоретическом факторе основывается большинство политических действий этого субъекта. Желание сохранить возможность государственного управления, придать устойчивые основания существующей политической линии вынуждает государственного лидера обращаться к определенным теоретическим основаниям (опыту действий власти в различных исторических проявлениях транзитологических процессов, то есть историко-теоретический фактор; выбор наиболее полезных, научно и практически обоснованных методов управления (зачастую реакционных) – управленческо-теоретический фактор и т.д.).

Большинство процессов трансформации и формирования политических режимов характеризуются наличием сразу обоих проявлений теоретического фактора, а именно: определенные государственно-правовые, социально-философские концепции, рассматривающие идеальные модели государственного режима, закладываются в основу идеологической составляющей социального или политического факторов. Государственная власть, в свою очередь, определяет свои возможные действия по нейтрализации транзитологического процесса или хотя бы для установления определенного контроля над ним (проведение «управляемого преобразования»). Степень и уровень влияния теоретического фактора в каждом из двух проявлений могут быть не идентичны. Характеристики развития процесса трансформации режима, наличие активных действий со стороны кого-либо из субъектов данного процесса может привести к преобладанию какого-то одного из этих представленных проявлений теоретического фактора.

Анализируя трансформации политических режимов, преобразования, происходящие в системах методов государственного управления, можно прийти к выводу, что в настоящий момент такие процессы являются реакцией политической системы страны на наличие значительных противоречий в социальной, экономической, политической и государственно-теоретической сферах. При этом только определенное соединение отдельных компонентов этих четырех систем формирует причины, заставляющие преобразовывать существующие методы государственного управления. Но этот процесс не является какой-либо аномалией, поскольку стремление к соответствию используемых управленческих методов реальной ситуации, сложившейся в различных сферах общественной жизни, является тем ограничителем, основой, которая позволяет сохранить устойчивость общественного и государственного механизма.

               

PAGE  90


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79588. Значимые аспекты журналистского расследования 369 KB
  Актуальность темы. Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию.
79589. Автоматизированная система управления, действующая на ЕвразЗСМК 1.91 MB
  До настоящего времени пользователи системы главным образом работали через терминалы поэтому приходилось писать программное обеспечение под нужды каждого пользователя. В настоящее время данное подразделение ДИТ занимается проблемами реинжиниринга системы управления на комбинате.
79590. Аналіз стану і розвитку фондового ринку в Україні в умовах становлення ринкових відносин 1.86 MB
  Теоретико-методологічною основою дипломної роботи є використання сучасних досягнень вітчизняних і зарубіжних вчених в економічній науці стосовно проблем функціонування фондового ринку. Статистичну базу дослідження становлять дані Державної комісії з цінних папрів та фондового ринку, Держкомстату та економічних і політичних періодичних видань.
79591. Экономико-организационная структура Красногвардейского отделения банка «Украина» 541 KB
  Для выполнения работы были использованы квартальные и ежедневные балансы отчеты о прибылях и убытках ежедневные ведомости расшифровки остатков на балансовых счетах данные об инвентаризации кредитного портфеля банка отчеты об остатках просроченной задолженности по ссудам банка информация...
79592. Коррекция агрессивного поведения школьников в сфере досуга 472.5 KB
  Цель исследования: разработать методику, направленную на снижение агрессии у детей подросткового возраста в сфере досуга Задачи исследования: В рамках теоретического анализа исследовать специфику агрессивности подростков. На основе полученных данных разработать методику работы с агрессивными подростками.
79593. АТФ индуцированное изменение внутриклеточной концентрации кальция в нейронах неокортекса крыс 3 MB
  Молекула АТФ давно известна как повсеместно распространенный источник энергии для внутриклеточного метаболизма. Но ее свойства как нейротрансмитера были обнаружены сравнительно недавно. Сегодня уже не осталось никаких сомнений, что АТФ является нейротрансмитером в автономных нейромышечных соединениях...
79594. Анализ истории развития вексельного обращения в России 520.5 KB
  Характерным примером последних являются векселя. Безусловность векселя как долгового обязательства строгость и быстрота взыскания по нему послужили основой создания других видов платежей и расчетов банкнот чеков аккредитивов.
79595. РОЗРОБКА АНТИКРИЗОВОЇ ПРОГРАМИ ПІДПРИЄМСТВА 249 KB
  У магістерській роботі розкрита сутність і принципи політики антикризового управління підприємством. Дана класифікація кризових явищ. На прикладі діючого підприємства проведено аналіз господарської діяльності та на основі отриманих даних розроблені та обґрунтовані заходи, необхідні для ефективного виводу підприємства з кризового стану.