70985

Правовой статус человека и гражданина в РФ

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данное исследование посвящено изучению ряда вопросов, касающихся проблематики правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Думается, что рассматриваемая в данной работе проблема является актуальной на современном этапе развития российского государства...

Русский

2014-10-31

72.66 KB

17 чел.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Юридический факультет

Дневное отделение

Кафедра государственного и административного права  

Курсовая работа

на тему:

«Правовой статус человека и гражданина в РФ»

Выполнил: студент 2 курса очного отделения

юридического факультета дневного       отделения

группы Ю-21

Зима А. В.

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Еремеева Е.А.

Работа сдана «__»______2011 г.

К защите допущена «__»______2011 г.

Оценка _____________________

Ульяновск 2011 г.

Содержание

Введение.3

Глава 1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина5

Понятие и элементы правового положения человека и гражданина 5

Принципы правового статуса личности9

Глава 2. Основные элементы правового статуса человека и   гражданина14

2.1 Гражданство как условие формирования статуса человека и гражданина.14

  2.2 Права и свободы человека и гражданина.18

  2.3 Обязанности граждан РФ.21

Глава 3. Факультативные элементы правового статуса личности25

3.1 Гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.25

  3.2 Ограничение прав и свобод человека и гражданина.30

Заключение.34

Использованная литература.36


Введение

В современном мире многие граждане, пользуясь всеми благами и правами, предоставляемыми им, не задумываются о том, что так было не всегда, что человечеству вообще, и российскому государству и обществу в частности, пришлось пройти долгий путь, на протяжении которого признание различных прав и свобод личности и их законодательное закрепление на государственном уровне превратились из социальной утопии в объективную необходимость. Особенно актуален этот вопрос для нашей страны, ведь на разных периодах ее истории отношение государства к человеку и гражданину неоднократно менялось коренным образом. В настоящее время в Российской Федерации идет процесс формирования нового и модернизация существующего механизма обеспечения правового статуса человека и гражданина, проводятся всесторонние исследования в этой области, но, как показывает практика, эти усилия не приводят к заметным улучшениям. Таким образом, правовое положение личности и его нормативное регулирование является одной из основных проблем правовой системы современной России, не теряющей своей актуальности.

Данное исследование посвящено изучению ряда вопросов, касающихся проблематики правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Думается, что рассматриваемая в данной работе проблема является актуальной на современном этапе развития российского государства, особенно в связи с принятием большого количества нормативных актов, так или иначе затрагивающих права, свободы и обязанности российских граждан. К примеру, Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2010), Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. от 24.04.2008) и ряд иных нормативных актов.

Данной проблематикой занимаются многие видные ученые современности. Это такие известные теоретики конституционного права, как О.Е. Кутафин, Е. И. Козлова, В. Е. Чиркин, А. В. Зиновьев, С. А. Авакьян, М. В. Баглай. Их труды, а также статьи ученых А.Н. Аринина «Права и свободы человека и эффективное развитие России», Е. Н. Хазова «Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России» и некоторых других были использованы для написания данного исследования.

Признание прав и свобод личности в различных сферах общественной жизни, регулирование вопросов гражданства, а также закрепление за человеком и гражданином определенных обязанностей, является одним из важнейших направлений развития как конституционного, так и иного законодательства в РФ. Об этом говорится в первых двух главах данного исследования. Также в первой главе уделено внимание принципам правового статуса человека и гражданина.

В третьей части работы рассматриваются факультативные элементы правового положения личности, такие как гарантии обеспечения прав и свобод и их ограничение.


Глава 1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина

  1.  Понятие и элементы правового положения человека и гражданина

Конституция Российской  Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы закрепляют основы статуса личности, определяют важнейшие связи между личностью и государством, содержат исходные начала, определяющие положение человека и гражданина в государстве и обществе, принципы их взаимоотношений. В теории конституционного права существует множество понятий правового статуса личности. Одним из наиболее удачных представляется определение Александра Владимировича Зиновьева:

«Под основами правового статуса личности следует понимать обусловленные социально-экономической сущностью общества ее права, свободы и обязанности, закрепленные нормами Конституции и федеральными конституционными законами и обеспеченные соответствующими гарантиями3

Однако, по мнению отечественного юриста Хазова Е.Н., в этом определении не нашли отражение нормы международного права и конституционная ответственность. Он предлагает следующее понятие:

«Под конституционно-правовым статусом личности следует понимать признаваемые, соблюдаемые, охраняемые и защищаемые права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией, конституционными и международными нормами права, обеспеченные соответствующими гарантиями  и конституционно-правовой ответственностью».4

Исходя из вышеизложенных определений, можно сделать вывод, что правовой статус личности состоит и характеризуется следующими основными элементами:

  1. Гражданство.
  2. Права и свободы личности.
  3. Обязанности граждан РФ.

Некоторые ученые предлагают также включить в этот список и такие элементы, как правосубъектность и гарантии прав, свобод и обязанностей личности5. Однако, обособление таких элементов как гарантии обеспечения прав и свобод личности, а также ограничения этих прав и свобод, и обозначение их таким термином, как «факультативные элементы правового статуса», видится более правильным.

Рассмотрим первый элемент правового статуса личности – гражданство.

Существует множество подходов к пониманию термина «гражданство».

М. В. Баглай пишет: «Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом».6

Подход Е. И. Козловой и О. Е. Кутафина следующий: «Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – это правовое, а не просто фактическое состояние».7

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданство – это связь, взаимоотношения между личностью и государством.

    Если лицо не является гражданином государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может. Вместе с тем, любое государство старается распространить весь комплекс прав, свобод и обязанностей на своих гpaждан, тогда как на иностранных граждан и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

Еще одним важнейшим элементом правового статуса личности являются права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина именуются основными (конституционными) потому, что они лежат в основе всех других прав и свобод, отличаются основанием возникновения, особым механизмом реализации, а также тем, что они принадлежат всему населению России и закрепляются в Основном Законе (Конституции РФ)8.

Юридически обе правовые дефиниции «основное конституционное право человека и гражданина» и «основная конституционная свобода человека и гражданина» равноценны и взаимозаменяемы. Категория «свобода» используется для определения прав человека и гражданина в области духовной, творческой деятельности и личной неприкосновенности. Посредством категории свободы сформулированы ст. 27-30, 34, 37, 44 Конституции РФ, провозгласившие свободу передвижения, свободу совести, мысли и слова, свободу труда и участия в культурной жизни общества. В формулировках остальных прав человека и гражданина используется понятие «право». Есть точка зрения, согласно которой понятия «права» и «свободы» в отдельных случаях используются как синонимы, однако чаще всего под свободой подразумевают более широкие возможности индивидуального выбора, но без конкретизации того или иного права и указания на результат осуществления. Свободами также называют политические или иные фундаментальные права .9

Однако абсолютного тождества между этими понятиями нет. Представляется, что процесс реализации конституционной свободы человека и гражданина, в отличие от конституционного права человека и гражданина, подразумевает большую степень индивидуализации выбора поведения. Однако, несмотря на равное значение субъективного момента в механизме реализации, и основное право личности, и основная свобода личности детерминированы социально-экономической структурой общества.10

Права личности – это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет, в конечном счете, к дисфункции социальной системы.

Таким образом, основные права и свободы человека и гражданина закрепляются Конституцией и защищаются государством, устанавливают наиболее важные существенные отношения между личностью и государством, определяют юридические основы свободы личности, составляют ядро статуса личности.11

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство также требует от них определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.12

  Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных проступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что понятие «правовой статус личности» является комплексным, сложным и уже долгое время остается одним из важнейших дискуссионных вопросов в науке конституционного права.

  1.  Принципы правового статуса личности.

В основу правового статуса личности и его элементов положены его основные принципы. Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, охраняемые и защищаемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.13

Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они показывают, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активна ли деятельность государства по соблюдению и охране этих прав и свобод, признает ли государство в полной мере и полном объеме те права, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, имеются ли у человека законные механизмы для защиты своих прав и свобод.14

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Принцип равноправия. Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Этот принцип проявляется в том, что все граждане:

а) пользуются равными правами и свободами;

б) несут равные обязанности;

в) не отличаются по основаниям приобретения гражданства;

г) равны перед законом и судом;

д) в равном объеме обеспечиваются действующим гарантиями.

2. Принцип гарантированности прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».15 В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.16

3. Презумпция неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2, ст. 55).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.

В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

4. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Также некоторые теоретики конституционного права выделяют такие принципы, как:

а) Принцип сочетания личных и общественных интересов.

б)Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

в) Принцип постоянного расширения и углублений прав, свобод и обязанностей.

Таким образом, принципы правового статуса личности – это те признаваемые и охраняемые правом и государством начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.


Глава 2. Основные элементы правового статуса человека и гражданина.

  1.  Гражданство как условие формирования статуса человека и гражданина.

По мнению многих теоретиков конституционного права, наиболее важным элементом правового статуса личности является гражданство Российской Федерации.

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст.2), Конституция в главе первой устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. Это обусловлено тем, что гражданство – первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.17 Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями.

Специфика отношений, возникающих в сфере гражданства, определяет необходимость их соответствующего правового регулирования. Наряду с подробным регламентированием таких вопросов гражданства как основания, способы приобретения и прекращения гражданства, принципы гражданства, порядок производства и других вопросов, важным является установление субъектов решения вопросов гражданства. Учитывая особую значимость гражданства, сложность вопросов приобретения и прекращения гражданства, их решение может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом.18

В этой связи, в законодательстве любого государства определяются органы, в компетенцию которых входит решение вопросов гражданства, устанавливается объем их полномочий, порядок производства и обжалования решений и другие необходимые вопросы. Так, согласно п. «в» ст.71 Конституции РФ, гражданство в Российской Федерации относится к ведению федерации, а п. «а» ст.89 возлагает решение вопросов гражданства Российской Федерации на Президента Российской Федерации.19 Полномочия Президента РФ в области гражданства в общем виде закреплены в статье 29 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Кроме этого, глава государства утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, а при осуществлении полномочий по делам о гражданстве (приеме, восстановлении, выходе из гражданства) Президент РФ издает указы в каждом конкретном случае.

Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»20. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 132521. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах Российской Федерации.

В преамбуле Закона о гражданстве сформулировано само понятие этого правового института.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Гражданство нередко определяется в качестве принадлежности лица к государству. Вместе с тем само по себе выражение «принадлежность к гражданству» не совсем точно передаёт смысл данного понятия. Его можно истолковывать как членство лица в государстве, что соответствовало бы смыслу ряда правовых концепций, как состояние подвластности лица, близкое подданству, нахождение лица под юрисдикцией определённого государства. В отдельных случаях гражданство определяется в качестве правовой принадлежности, постоянной правовой принадлежности.

Существенным моментом в ряде определений является указание на то, что гражданство не представляет собой ни права, ни совокупности прав, а служит лишь предпосылкой, создающей возможность применения к лицу правовых норм. В иных определениях понятия гражданства правовая связь между лицом и государством нашла своё выражение в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству либо в наличии взаимных прав и обязанностей. Причём эти права и обязанности выступают уже не как главное правовое следствие обладания гражданством, а как само гражданство. Следовательно, правовое положение гражданина характеризуется уже не в качестве проявления определённой правовой связи лица с государством, а как сама эта связь. Содержание понятия гражданства здесь сводится главным образом к субъективным правам личности. Польский юрист В. Рамус отмечал: «Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству. На практике оно означает совокупность прав и обязанностей, вытекающих для данного лица на основании его правовой принадлежности к определённому государству»22. Следует отметить, что определение понятия гражданства только как правоотношения лица и государства носит в значительной степени ограниченный характер. Некоторые авторы рассматривают гражданство, если не в качестве правового положения лица или правоотношения, то в виде правовой связи которая сама по себе представляет определённую совокупность взаимных прав и обязанностей лица и государства23.

Гражданство - это наделение гражданина не только  соответствующими правами и свободами, но и обязанностями. В Конституции России подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важнейших гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является  закрепление в п. 3 ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть также выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (п.1, ст.61).24 Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту покровительство и за ее пределами.

Таким образом, необходимо отметить, что принадлежность лица к гражданству государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами, свободами и обязанностями, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился.

  1.  Права и свободы человека и гражданина.

К числу современных актуальных проблем науки конституционного права Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Во многом это связано с тем, что мировое сообщество стало признавать права человека его высшим достоянием, требующим особой охраны и защиты в силу своей всеобщности, абсолютности и универсальности.25

Конституционные права и свободы человека и гражданина можно определить следующим образом:

«Закрепленная и гарантированная Конституцией возможность человека и гражданина пользоваться различными социальными благами для удовлетворения своих потребностей».26

Некоторые теоретики конституционного права под правами и свободами человека и гражданина понимают естественные, неотчуждаемые, соблюдаемые, охраняемые и защищаемые государством и мировым сообществом его возможности свободно и осознанно избирать вид и меру своего поведения. В идеальном варианте, права и свободы человека не должны зависеть от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Но на практике это далеко не так.

Что же касается различий между понятиями «права человека» и «права гражданина», о чем также идет полемика, то в основном ученые придерживаются мнения, что содержание их не тождественно, права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного. Права человека присущи всем от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, а права гражданина включают в себя те, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству.

Однако в наше время, как отмечает Н. И. Матузов, указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. М. С. Матейкович также высказывается о том, что «в последнее время наметилась тенденция к наделению иностранцев отдельными политическими правами. В связи с этим следует согласиться с М. В. Баглаем и В. А. Тумановым в том, что различие «прав человека» и «прав гражданина» потеряло четкие очертания». 27

Существуют различные виды классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Наиболее удачной видится классификация по основным сферам взаимодействия личности и государства. В соответствии с этим классификационным критерием можно выделить следующие подсистемы в системе основных прав и свобод российских граждан и лиц, проживающих на территории России:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Экономические права и свободы.

4. Социальные права и свободы.

5. Культурно-идеологические права и свободы.

Каждая из перечисленных групп, включает в себя ряд прав и свобод, обладающих своими особенностями.

Помимо основных конституционных прав могут предоставляться и специальные дополнительные права. Примером могут служить малочисленные народы Российской Федерации. В.А.Кряжков пишет, что данные права и свободы:

- находятся за рамками основных прав и свобод

- юридически обеспечиваются как нормативные (но не конституционные) установления

- не включаются в основы правового статуса личности и составляют специфический элемент только для представителей коренных малочисленных народов28.

Права индивидов или организаций зачастую вступают друг с другом в противоречия. Столкновения законных интересов заставляют стороны искать решения путем переговоров, соглашений, компромиссов, что иногда приводит к ограничению чьих-либо прав. В Международной декларации прав человека сказано, что осуществление основных прав может быть ограничено лишь соображениями соблюдения прав других индивидов. Учитывая экономическое и политическое состояние России в настоящее время, мы пока не живем в таком обществе, где могли бы полностью удовлетворить все свои законные потребности. Нельзя создать общество исходя из прав, вкусов, интересов индивида, его характер определен закономерностями прошлого и настоящего.

Подводя итог сказанному выше, можно сказать о том, что чрезмерное внимание к проблемам и недооценка обязанностей человека, также как и осуществление прав любой ценой, неблагоприятно влияют на отношения индивида и общества. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требует, в том числе, не только уважения к правам человека и гражданина, но и выполнения им определённых обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав.

  1.  Обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Так что же такое обязанности?

Основные обязанности гражданина - это естественные, устанавливаемые, признаваемые государством и закрепляемые Конституцией вид и мера должного (обязательного) поведения, определенные правами и свободами гражданина.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

Стоит также отметить, что в Конституции России приоритетное место занимают права и свободы человека и гражданина, а обязанности оказались на третьем плане, а по объему они занимают неоправданно ограниченное место. 29

Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

1) имеют всеобщий характер

2) не зависят от конкретного правового статуса лица

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.30

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний.

Соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы.

Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

В настоящее время осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Преодоление имеющегося в настоящее время массового уклонения граждан от воинской обязанности требует создания нормальных условий прохождения службы, искоренения такого уродливого явления, имеющего широкое распространение в армии, как "дедовщина".

Таким образом, несмотря на нормативное установление уже упомянутых и других обязанностей человека и гражданина, отсутствие их закрепления на том же уровне, что и его прав, приводит к недооценке обязанностей, что на практике отрицательно сказывается на обеспечении прав и свобод человека. Такой подход способствует искажению личной ориентации, не исключает нарушение прав и  свобод человека.

Глава 3. Факультативные элементы правового статуса человека и гражданина.

3.1Гарантии обеспечения прав и свобод личности.

Конституция РФ называет соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (ст. 2) и гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации, так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта же функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.31

Гарантии можно также определить как условия, способы и средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе существуют различные способы классификации гарантий прав и свобод человека. Как правило, авторы выделяют общие и специальные, объективные и субъективные, прямые и косвенные, государственные и общественные гарантии. В этой связи, точка зрения ученых, классифицирующих гарантии на общие и специальные, видится более правильной.

Многие авторы, разрабатывающие эту тему, относят к общим гарантиям:

- экономические;

- политические;

- социальные;

- духовные (идеологические) гарантии.

К специальным относятся:

- государственная защита;

- самозащита;

- правосудие.

Помимо названных, иногда выделяют еще гарантии организационные. Они воплощены в деятельности государственных органов, общественных организаций. Организационная деятельность служит общим условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.32

Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности. Экономические гарантии государства реализует прежде всего за счет налогов, задержка поступлений которых приводит к несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий, вносит дезорганизацию в выполнении многих государственных программ. 33

Экономические гарантии включают также развитую систему рыночных отношений, ограничение государством монополистической деятельности и поддержка конкуренции.

Политические гарантии – это, в первую очередь, развитое гражданское общество и многопартийность.

Под политическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией и законами всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. Политическая система создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества путем непосредственной демократии, осуществляемой через органы государства и через органы местного самоуправления.34

Под социальными гарантиями следует понимать социальную справедливость общества и совесть каждого человека и гражданина, благодаря которым человек и гражданин правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют. К ним также относятся: отсутствие социальных конфликтов в обществе, сглаживание неравенства между богатыми и бедными, поддержка среднего класса.

К духовным (идеологическим) гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся запрет цензуры, высокий уровень культурного развития общества, создание частных СМИ, господствующие в обществе гуманитарные и этические взгляд нравственные нормы, провозглашающие неприкосновенность человека. Следует заметить, что уважение к человеку вообще и запрет иных противоправных посягательств в частности, возникают не сразу, но в то же время они характеризуют все известные человечеству системы нравственности.

Под юридическими (специальными) гарантиями следует понимать средства и способы обеспечения прав, установленные соответственно нормативными актами государства.

Это также и закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права и обеспечение, охрана и защита их всей правоохранительной деятельностью государства и мирового сообщества.35

Первый элемент специальных гарантий, самозащита, предполагает, что каждый вправе защищать свои права и свободы не запрещенным законом путем: обращением в прокуратуру, суд, иные органы, путем необходимой самообороны.

Вторым элементом является  

К специальным гарантиям правосудия относятся:

1. Гарантии подсудности.

2. Право на юридическую помощь.

3. Презумпция невиновности.

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств.

6. Право на пересмотр приговора.

7. Гарантия от самообвинения.

8. Права потерпевших.

9. Запрет обратной силы закона.36

Соблюдение, охрана и защита прав, свобод и исполнение своих обязанностей человека и гражданина напрямую зависит от строгого исполнения всеми государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными и политическими организациями и гражданами, Конституции РФ Законов и других нормативных актов, которые призваны охранять и защищать основные права свободы и обязанности человека и гражданина.37

3.2 Ограничение прав и свобод человека и гражданина






Заключение

Конституция Российской Федерации рассматривает человека и гражданина, его права и свобoды в качестве высшей ценности. Тем самым, в ней декларируется понимание взаимоoтношений государства и личности, причем на передний план выдвигается именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом правового, конституционного государства, его oбязанностью. Устанoвленные Конституцией принципиальные положения, связанные с oтношением государства к челoвеку и гражданину, служат предпосылкой решения ряда конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Рoссийской Федерации.

Таким образoм, признание человека, его прав и свoбод высшей ценностью является основополагающей нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно-организованного общества, нo и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как правовое и конституционное.

И хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведь несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботы законодателя о создании отлаженного механизма их реализации и контроля за их исполнением приводит, как правило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае, какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась, остается лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.

Использованная литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская Газета». – №7, 21.01.2009

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в ред. от 3 января 2006 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. № 22. Ст. 2031.

3. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. № 46. Ст. 4571.

4. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России. - М., 2009

5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М., 1997

6. Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА академика РАН О. Е. Кутафина. - М., 2003-2004

7. Семенова А.Ю. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина.// Вестник Тюменского государственного университета,2006,№ 1

8. Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2

9. Ванюшин Я.Н. Современная система органов, ведающих делами о Российском гражданстве.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006,  № 13

10. Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. - СПб., 2000

11. М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007

12. Мамонтов А.Г. Гражданство Российской Федерации; Лекции. // Московский Юридический Институт. – М., 1998

13. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А. Н. Коков, М. И. Кукушкин. - М., 2004.

14. Еремеева Е.А. Проблемы взаимодействия ветвей власти в сфере защиты прав человека в субъекте РФ // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006.,№3

15. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. - И., 2000

16. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право – М., 2000, № 1.

17. Матейкович М. С. Субъективность избирательного права граждан в системе прав и свобод личности //Правоведение - М., 2003., № 1.

18. Сравнительное конституционное право // под ред. А.И.Ковлева, В.Е.Чиркина, А.Ю.Юдина. – М., 1996.

19. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: теория и практика. – СПб., 1998

20. Хазов Е. Н. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006, №1

21. Смирнов А. В. К вопросу о критериях ограничения конституционных и свобод: принцип компенсации // Журнал конституционного правосудия. – М., 2010, №1

22. Уваров А. А. Конституционные основы обеспечения прав человека в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005, №3-II.

23. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России. // Общественные науки и современность. – 2002, №1.

24. Новиков М. В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – М., 2005, №9

3 Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000. С.65-66

4 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2, с. 30-31

5 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2, с. 30-31

6 М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации М., 2007, с. 180

7 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России М., 2009, с. 199-200

8 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие М., 1997. с. 21

9 Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА академика РАН О. Е. Кутафина. М., 2003-2004, с. 25

10 Семенова А.Ю. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина.// Вестник Тюменского государственного университета, 2006,  № 1, с. 173-179.

11 Зиновьев А.В. Конституционного право России: проблемы теории и практики СПб., 2000. С.21.

12 М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации М., 2007, с. 174

13 Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000. С.68

14 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России М., 2009, с. 183

15 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская Газета». – №7, 21.01.2009

16 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России М., 2009, с. 185

17 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2, с. 32

18 Ванюшин Я.Н. Современная система органов, ведающих делами о Российском гражданстве.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006,  № 13, С. 210-212.

19 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская Газета». – №7, 21.01.2009

20 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в ред. от 3 января 2006 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2006. № 2.

21 Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

22 Мамонтов А.Г. Гражданство Российской Федерации; Лекции. // Московский Юридический Институт. – М., 1998, стр. 61-72

23 Сравнительное конституционное право. // под ред. А.И.Ковлева, В.Е.Чиркина, А.Ю.Юдина. – М., 1996, с. 100-115

24 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская Газета». – №7, 21.01.2009

25 Еремеева Е.А. Проблемы взаимодействия ветвей власти в сфере защиты прав человека в субъекте РФ// «Черные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006.,№3

26 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2,с. 40

27 Матейкович М. С. Субъективность избирательного права граждан в системе прав и свобод личности //Правоведение - М., 2003., № 1, С. 31-39.

28 Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право – М., 2000, № 1, с.20- 25.

29 Зиновьев А.В. Основы конституционного права - И., 2000, с.21.

30 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России М., 2009, с. 185

31 М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007, с. 167

32 Хазов Е. Н. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006, №1, с. 25

33 Уваров А. А. Конституционные основы обеспечения прав человека в Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005, №3-II, с. 181

34 Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, как элемент правового статуса личности в России.// «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2004, №2

35 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное право России. - М., 2009, с. 190

36 Хазов Е. Н. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. – М., 2006, №1, с.27

37 Констит гарант


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3713. Current asset management in the enterprise 172.91 KB
  Current asset management in the enterprise The crisis of 2008 still affects business-to-business companies. Many of them have problems with current assets in general and with accounts receivable in particular. In a given paper a field research is co...
3714. Флористическое разнообразие мезмайской котловины (Северо-Западный Кавказ) 258.41 KB
  Флористическое разнообразие мезмайской котловины (Северо-Западный Кавказ) Введение Северо-Западный Кавказ - один из богатейших во флористическом отношении регионов Российской Федерации, насчитывающий около 2500 видов дикорастущих аборигенных растени...
3715. Теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики как науки 207 KB
  Теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики как науки Тема 1. Введение. Специальная (коррекционная) педагогика как наука Тема 2. Связь специальной (коррекционной) педагогики с другими науками Тема 3. Понимание отклонений в разви...
3716. Позакласна робота зі світової літератури 37.27 KB
  Позакласна робота зі світової літератури План Значення й принципи організації позакласної роботи з літератури. Форми позакласної роботи: систематичні й епізодичні. Посібники для вчителя з проблеми організації позакласної роботи із ...
3717. ДНК-маркеры и их применение в генетике, селекции и растениеводстве кукурузы 123 KB
  ДНК-маркеры и их применение в генетике, селекции и растениеводстве кукурузы Вступление Одним из основных продуктов питания употребляемых мировым обществом являются культурные злаковые растения, среди которых кукуруза находится в списке лидеров по пр...
3718. Міжнародно-правова регламентація залізничних перевезень вантажів згідно Угоди про міжнародне залізничне вантажне сполучення 1951 року (УМВС) 185.5 KB
  Міжнародно-правова регламентація залізничних перевезень вантажів згідно Угоди про міжнародне залізничне вантажне сполучення 1951 року (УМВС). Характеристика Угоди Угода про міжнародне залізничне вантажне сполучення (УМВС) є відомчим міжнародним норм...
3719. Оценка воздействия или влияние на окружающую среду отходов металлургической промышленности 217.5 KB
  Введение На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало...
3720. Электропривод ножниц стана 450 401 KB
  Введение Идея создания второго крупного завода рядом с КМК возникла еще в годы первых пятилеток, но только в 1950 г. появилась возможность вернуться к вопросу о строительстве завода. В 1957г. Совет Министров СССР утвердил проектное задание на строит...
3721. Разработка цифровой интегральной микросхемы 230.5 KB
  Элементная база экономики непрерывно развивается. На смену крупногабаритному оборудованию приходит оборудование малых размеров с более точными параметрами и высокой надежностью. Такое оборудование является менее энергоемким и требует меньш...