710

Социология социальной сферы: предметная область

Контрольная

Социология, социальная работа и статистика

Предмет социологии социальной сферы и место в структуре социологического знания. Функции социологии социальной сферы и уровни организации изучения социальных процессов. Понятийный аппарат социологии социальной сферы.

Русский

2013-01-06

176 KB

85 чел.

Социология социальной сферы: предметная область


1. Предмет социологии социальной сферы и место в структуре социологического знания

Теория призвана раскрыть сущность процесса воспроизводства субъектов общества в своем теоретико-методологическом выражении и обязательно в органической связи с общей теорией социологии, должна быть ориентирована на решение конкретных социальных проблем. Сегодня социальный запрос состоит в том, чтобы иметь возможность реально оценивать конкретное состояние каждого субъекта общественной жизни, преодолеть обособленность социологии от осмысления механизмов государственного управления. Именно социологам следует искать посильные ответы на вопросы о том, как лучше всего определить современность, каковы ее истоки, в чем суть главных перемен и как они воздействуют на современные траектории развития нашего общества.

При конструировании любой научной дисциплины непреложным является требование определения ее объекта и предмета, создания собственного категориального аппарата и проблематики исследования. В отраслевых направлениях социологической науки важно также конкретизировать предмет их изучения в сравнении с предметом общей социологии, найти особенные грани социального анализа общества, строго очерчивающие предметное поле частной теории.

Вместе с тем самоопределение специальной социологической теории социальной сферы не должно привести к созданию какой-то "локализованной области" социологического знания, утрачивающей коммуникативный контакт с общей теорией социологии, ее методическим аппаратом. Поэтому, прежде чем обратиться к конкретному анализу предметной области и методического аппарата социологии социальной сферы, уяснить ее роль и место в общей системе социологического знания, представляется целесообразным хотя бы в общих чертах охарактеризовать предметную область самой социологической науки как общей методологической базы для развития данной теории. К этому также обязывает и последняя дискуссия об объекте и предмете социологии, проведенная журналом "Социологические исследования" в 1990-1991 гг. Она выявила серьезные разногласия относительно толкования предмета социологической науки, сфокусировала полемику вокруг категории "социальная сфера".

В ходе дискуссии обсуждалось мнение ряда ученых, считающих, что специфической стороной общества, изучаемой социологией, является именно социальная сфера. Большинство участников дискуссии не согласилось с таким подходом, отметив его недопустимость, и каждый при этом предложил свое видение предмета социологии. Так, открывший дискуссию В.А. Ядов выделил в качестве объекта социологии "социальную реальность". С его точки зрения, "социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между много-образными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения".

Ж.Т. Тощенко настаивал на необходимости отражения в предмете качественной специфики общества, которая могла бы стать объектом именно социологического исследования. Для него этой гранью, формой проявления общества, составляющей объект исследования социологии, является гражданское общество, а предметом - "реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в реальном сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей".

Несколько иной подход к определению предметного поля продемонстрировал М.Н. Руткевич. Он предлагает для обсуждения следующее определение социологии: социология - это "наука об обществе как находящейся в развитии системе", - и полагает, что она "должна рассматриваться в двух "разрезах":

а) о структурах, связующих различные области, стороны, сферы общества как системы;

б) о структурах, связующих различные по характеру общности людей (социально-классовые, территориальные, профессиональные, этнические, демографические, конфессиональные и т.д.) и отношения между ними". При этом и в том и в другом случае речь идет "о структуре как закономерной связи элементов системы". Общество и общественные отношения рассматриваются в развитии; социология понимается как учение об общих закономерностях развития общества.

В статье "О предмете социологии как общей науке об обществе" ее авторы (А.О. Бароноев, В.Я. Ельмеев, В.И. Орлов) подчеркивали, что социология изучает общество в целом, то есть то общее, что имеется в многообразных общественных явлениях и процессах. С их точки зрения, в "роли общей науки об обществе выступает не какая либо наука, возвышающаяся над всеми науками, а одна из наук, изучающих общественную жизнь. Но ею является не любая наука, а та из них, которая с самого начала имеет прямое отношение к философии, во "владении" которой находится область всеобщего. Такой наукой в марксизме является исторический материализм. Будучи философским пониманием общества, он по этой причине приобретает свойство общесоциологической теории, общей науки об обществе". И далее: "...Предметом общей социологии, стало быть, является действительное, реально существующее в человеческой жизни общее. Но оно не есть некое формально-логическим путем образованное абстрактно-общее, помещаемое или над, или между общественными формациями. Оно составляет их реальное основание (субстанцию, закон) развития общества, которое "скрепляет" в единое целое исторический процесс и различные сферы общественной жизни. Таким образом, предмет общей социологии образует "изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования".

Многозначность подходов к определению предметной области социологии объясняется становлением ее как самостоятельной науки, стремлением осмыслить особенности современного общественного развития, отказаться от догм и компромиссов, сопровождавших процесс ее развития, а также происходящими в последнее время сдвигами в границах между социологией и другими социальными науками, проникновением социологического мышления и видения в контекст социальных дисциплин. Эти процессы свидетельствуют о некоторых весьма существенных изменениях в интеллектуальной предметной структуре социального знания вообще и социологии в частности. Изменение предмета социологического анализа в течение последних лет отмечается многими исследователями. Поэтому уточнение и обоснование предмета социологии, видимо, еще впереди.

Однако с полной уверенностью можно сказать, что невозможно все социологическое знание свести к изучению только социальной сферы. Очевидно, предмет социологии лежит глубже — в экономике, материальном производстве, политике и культуре, которые и составляют общую основу развития общества. Социологи активно изучают социальные проблемы экономической жизни, занятости, условий труда, деятельности коллективов предприятий. Все чаще они обращаются к раскрытию сущности политических процессов и явлений, связанных с решением проблем власти, участия населения в политической жизни, деятельности многочисленных партий и общественных организаций. В поле зрения социологов находится духовная жизнь общества, образование, культура, наука, искусство, религия, их интересуют собственно социальные процессы, проблемы социальной структуры, организации распределительных отношений, социального статуса, образа жизни, национальных и межнациональных отношений и т.д.

Для определения роли и места специальной теории социальной сферы в структуре социологии представляется важным рассмотрение структуры самой социологии как науки. Надо отметить, и здесь среди ученых нет единого мнения.

Большинство авторов выделяют три уровня социологического знания: фундаментальная теория (общетеоретический уровень), теории среднего уровня (уровень специальных, частных социологических теорий) и эмпирическое познание (прикладной уровень).

Основной функцией общесоциологической теории полагается изучение социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества в целом.

Теории среднего уровня рассматриваются как относительно самостоятельное социологическое познание, изучающее социальные процессы и явления на уровне конкретных социологических институтов и систем. Эмпирическое знание социальных явлений и процессов, обеспечиваемое конкретными социологическими исследованиями, представляется органическим элементом данной общественной науки. Специалистами подчеркивается взаимосвязь этих трех уровней социологического познания. И действительно, путь от теории к эмпирическому познанию может быть не только опосредованным через все промежуточные ступени, но и непосредственным. Эмпирические факты нередко дают пищу для гипотез, обобщений, служат источником нового в теории. С другой стороны, любое эмпирическое исследование, если мы хотим добиться значимых результатов, должно опираться на те или иные теоретические представления, доказывать или опровергать положения общего порядка, гипотезу, тезис. Второй уровень социологического знания, предполагающий изучение конкретных социальных проблем, выявление путей и средств их решения, очевидно также непосредственно соединен с общей социологической теорией.

Однако, как нам представляется, о трехуровневой концепции можно говорить с известной долей условности. Социология отличается внутренней сложностью, что объясняется сложностью общества как социальной системы, многообразием и специфичностью его элементов, социальных явлений. Многоступенчатость научно-теоретического знания обусловлена, в конечном счете, многоступенчатостью сущности реального мира. Мы полагаем, что адекватной оценке общества соответствует сложная многоуровневая система социологических знаний, имеющая иерархическое строение. Например, теории среднего уровня представляют целый ряд ступеней, следующих друг за другом, и могут быть расположены как особенное лишь в триаде: общее-особенное-единичное (смотри: социология социальной сферы, социология быта, социология спорта, социология медицины и здравоохранения, социология культуры, социология свободного времени, социология личности, социология семьи и т.п.)

Специальные социологические теории представляют разветвленную сеть в структуре социологического знания. Все они призваны отражать различные стороны единой, но многогранной картины социального мира. Их цель - понять реальные противоречия, существующие в различных сферах общественной жизни, спрогнозировать социальное развитие, определить наиболее эффективные способы регулирования социальных отношений. Специальные социологические теории, опосредуя и конкретизируя связи общей теории с живой, реальной действительностью, имеют главным своим предметом изучение закономерностей формирования социальной структуры общества, динамики социальных отношений, функционирования и развития социальных систем.

Социология социальной сферы - одно из отраслевых подразделений социологической науки - должна рассматриваться как относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией -целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социоинтегративной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической и другими. Социология социальной сферы призвана теоретически обеспечивать эмпирические исследования социальных отношений и процессов, выполнять важную методологическую функцию в информационно-аналитическом обеспечении управления социальной сферой и ее инфраструктурой. Под методологией, в широком смысле этого слова, мы понимаем совокупность приемов, методов социологических исследований в рамках предметного поля данной отрасли науки и их теоретическое обоснование.

Предмет социологии социальной сферы тесно связан с понятием "социальное". Учитывая значимость данной категории для специальной социологической теории социальной сферы и дискуссионность в ее определении изложим свое понимание социального.

Известно, что существует несколько подходов к определению этого фундаментального понятия. С точки зрения нашего анализа важно выделить два наиболее характерных подхода:

1. Социальное определяется как феномен бытия общества, особая реальность, которая охватывает все то, что касается субъектов жизнедеятельности (социальный статус, образ жизни, потребности, нормы, условия развития и т.п.) и проявляется в отношениях различных индивидов и групп индивидов друг к другу.

2. Социальное связывается с социальной сферой как подсистемой общества, содержанием которой является воспроизводство субъектов общественного процесса.

Мы рассматриваем социальное как отличное от социетального, как сторону социальной реальности. В нашем анализе оно связывается с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по социальному воспроизводству, сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Социальное проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества, личности в целостном единстве. Эта категория выступает основанием разработки социальных норм, целей и прогнозов общественного развития, детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей, оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции людей, их образ жизни, выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека. Вполне правомерно содержание социального связывают с понятиями социального равенства, справедливости и свободы.

Полагаем, что "социальное" присуще любой сфере жизнедеятельности общества, но проявляется в любой из них своеобразно. Определенное качество и содержание социального в каждой подсистеме общества определяется функцией, выполняемой данной подсистемой. В социальной сфере - функцией социального воспроизводства дифференцированных социальных субъектов.

Область исследований социологии социальной сферы включает изучение отношений между группами людей, занимающими неодинаковое положение в обществе, различающееся не только формами участия в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни. В рамках предметного поля этой теории находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, осознание и оценка людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Социология социальной сферы как частная социологическая теория, ориентирована на решение конкретных социальных проблем, дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и методический аппарат теории социальной сферы наилучшим образом отвечают объективному общественному требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития социальной сферы, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления.

Таким образом, структура предмета социологии социальной сферы включает в себя изучение:

•отношений, возникающих в процессе социального воспроизводства между группами людей, занимающими разное положение в обществе и различающимися не только неодинаковым участием в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, образом жизни;

•процессов распределения и распределительных отношений, структур личного потребления и потребностей деятельностного бытия человека;

•эффективности результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости;

•специфических закономерностей функционирования и рязвития социальной сферы, общих и особенных характеристик социальных механизмов управления;

•конкретных социальных проблем, регистрируемых реалий, позволяющих углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов;

•интересов, ожиданий и предпочтений различных социальных групп, осознания и оценки людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Предметная область социологии социальной сферы может "пересекаться" с предметными полями других социологических дисциплин. Среди этих частных теорий - социология труда, образования, быта, медицины и здравоохранения, физкультуры и спорта и т.п. Так, социология медицины и здравоохранения изучает социальные явления, факты, проблемы и закономерности деятельности здравоохранительных учреждений и социаль-ных отношений в области медицинского обслуживания и охраны здоровья населения. Аналогичным образом социология быта - социальные отношения, деятельность, поведение людей в сфере быта и т.п. Как видим, каждая из них изучает в общем контексте лишь какую-либо сторону воспроизводства социальных субъектов. Целостное жизнесуществование социальных субъектов составляет предметное поле социологии социальной сферы. И в этой теснейшей взаимосвязи нет ничего особенного. Как нам представляется, сохранение в социологии социальной сферы абсолютной четкости и неприкосновенности ее границ не только невозможно, но и нежелательно. С нашей точки зрения, эта теория концентрирует свое профессиональное внимание на тех жизненных стилях, социальных институтах, социальных преобразованиях, которые отвечают за социальное воспроизводство дифференцированного субъекта социальной жизни.

2. Функции социологии социальной сферы и уровни организации изучения социальных процессов

Как и другие отрасли социологического знания теория социальной сферы реализует определенные функции, обеспечивающие глубокий анализ ее специфического предмета. В ряду этих функций можно было бы назвать следующие: теоретико-познавательная, описательно-диагностическая, прогностическая, инструментальная, социоинженерная.

Основной функцией социологии социальной сферы является теоретико-познавательная. Она обеспечивает поиск и сбор нужной теоретической и эмпирической информации, преобразование этой информации и выработку знаний, дополняющих имеющиеся сведения о социальной сфере, содействует улучшению ее организации и управления, выработке, социальной политики. При этом решаются методологические, теоретические и практические задачи.

Суть описательно-диагностической функции, состоит в систематизации, описании, накоплении исследовательского материала по проблемам социального воспроизводства социальных субъектов, объяснении прошлого и настоящего социальной сферы, выявлении наиболее острых социальных проблем, позитивных и негативных тенденций ее развитая. Реализация этой функции создает основу для практических выводов и принятия управленческих решений в области социальной политики, социальной защиты населения, совершенствования организационных структур, обеспечивающих решение проблем социального воспроизводства людей.

Прогностическая функция связана с выявлением тенденций, закономерностей функционирования и развития социальной сферы, факторов ее самодвижения и разработкой краткосрочных и долгосрочных прогнозов ее "трансформации. Она является отражением потребности социальной практики в создании оптимальных условий для расширенного социального воспроизводства населения.

Инструментальная функция связана с разработкой методов социологического анализа социальной сферы, методики и техники сбора, анализа социологической информации, с выработкой социальных технологий регулирования социальных процессов, что открывает возможность автоматизации управления социальными отношениями и процессами, алгоритмизации и программирования способов анализа и оценки социальной ситуации в обществе, сбора социологической информации, принятия управленческих решений, поскольку в условиях динамического развития социальных процессов традиционные способы и процедуры социального анализа, диагностики общественных явлений становятся все менее надежными. Информатизация и компльютеризация социальной сферы, применение новых технологий, создают предпосылки эффетивного управления социальной сферой в современных условиях.

Социоинженерная функция ориентирована на внесение изменений в состояние социальной сферы, разработку моделей, описывающих механизм организационных изменений, определяющих логику решения практических управленческих задач. Она связана с деятельностью по обоснованию, планированию и реализации проектов совершенствования социальнои сферы.

Социологическая теория социальной сферы обеспечивает комплексное изучение объекта и представляет собой знание со сложной внутренней структурой, наличием различных уровней, направлений и тенденций в развитии ее предмета. В этой системе знаний следует выделить три уровня его организации: теоретический, конкретно-социологический и социоинженерный. Представляется, что социальную сферу как социально-философскую категорию нельзя изучить без общетеоретического анализа, опирающегося на философское и историческое знание, данные социальной антропологии. Теоретический уровень предполагает интерпретацию ключевых понятий и основной функции, выделение определенных компонентов, их операционализацию, анализ связей с другими сферами жизнедеятельности общества. Предмет исследования здесь рассматривается как составная часть, как компонент определенного социального целого.

Конкретно-социологический уровень исследований связан с изучением реальных проблем функционирования и развития социальной сферы, ее региональных и местных особенностей. Он оснащен присущей ему методологией, процедурой, логикой разработки аналитических и позитивных программ, разрешающих реальные противоречия, выработки рекомендаций по совершенствованию социальной политики, обеспечению адресности социальной защиты населения. Объектом исследования здесь может стать как вся социальная сфера, так и любой из ее компонентов. Социологические исследования могут вестись на макро-, мезо- и микроуровне, обеспечивая анализ реально существующих в нашем обществе социетальных, региональных социальных проблем, а также проблем микросреды.

Проблематика исследований на критическом этапе реформ определяется нарастающим противоречием между социальными потребностями общества и усиливающимся развалом социальной сферы, разрушением ее потенциала, социальной инфраструктуры, интенсивным расслоением общества, ростом доли обнищавших и маргинализирующихся слоев населения, ухудшением качественных характеристик популяции, нарастанием региональных противоречий, связанных с дифференциацией положения тех или иных территорий и населения, ухудшением социального самочувствия людей, ростом социальной напряженности, необходимостью выработки эффективной социальной политики и системы социальной защиты.

Социоинженерный уровень решает задачи изменения организационных структур, повышения компенсаторных возможностей социальной сферы, эффективности социального воспроизводства различных групп населения, социального проектирования и создания технологий организации социальных процессов.

Каждый уровень анализа и любой из аспектов предполагает свою группу целей, задач, методов исследования, раскрыть которые здесь не представляется возможным. Однако можно выделить наиболее актуальные направления социологического анализа. К ним следует отнести проблемы социальной защиты различных групп населения и типов семей, научно-информационное обеспечение анализа и прогнозирования социальных процессов в обществе и регионах. Также следует подчеркнуть, что наиболее эвристически продуктивными методами и способами анализа этих проблем в современных условиях являются мониторинг и экспертный опрос.

3. Понятийный аппарат социологии социальной сферы

Как и любая частная социологическая теория, социология социальной сферы имеет свой особый категориальный аппарат, возникший внутри самой теории и отражающий характерный именно для нее угол зрения. При этом вся система понятий включает в себя еще общенаучные и общесоциологические категории.

Из понятийного аппарата общей методологии научного познания в социологической теории социальной сферы используются такие понятия, как процесс, структура, функции, элемент, связь, развитие и др. Они используются для описания социальной сферы, ее подсистем, социальных механизмов функционирования и развития.

Из общей социологии заимствованы следующие категории: социальные отношения, социальная деятельность, социальный статус, социальная структура, социальная ситуация, социальная норма и др. Из категорий теоретической экономики - распределение, потребление, среднедушевой доход. Из социальной психологии - поведение, социальная напряженность, социальная ущемленность, социальная толерантность. Однако все они включают в себя характерный именно для социологии социальной сферы подход к анализу общественной жизни.

Поскольку именно взаимодействие таких понятий, как социальная потребность, деятельность, отношения, образует особое пространство - социальную сферу, где реализуется социальная функция общества через посредство социальных институтов и деятельность социальных субъектов, представим вначале содержательное проявление этих категорий в социологии социальной сферы.

Потребность в нашем анализе рассматривается с позиции реализации социальной подсистемой общества функции социального воспроизводства дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Полагаем, что воспроизводство возможно лишь в случае удовлетворения всей совокупности общественно значимых потребностей человека, группы. В данной специальной социологической теории потребность представляет собой отличительную черту процесса социального воспроизводства, характеризующую состояние недостатка в чем-либо, стимулирующую деятельность субъекта по его восполнению. Это осознанные человеком, объективно обусловленные запросы и нужды в необходимых для его существования материальных, духовных, социальных благах, без получения которых невозможна полноценная материальная и духовная жизнь. Деятельность по их приобретению отражается в сознании людей как их отношение к внешнему материальному миру вещей.

Потребности, вызванные необходимостью поддержания жизни, связанные с природой человека, формируются общественной обстановкой, в которой он существует. Значение каждой из потребностей не одинаково для различных категорий населения, социально-демографических групп.

Детерминанты потребностей подвижны. Их содержание, количественные и качественные параметры существенно меняются во времени (исторически и с возрастом тоже). Как правило, потребности эволюционируют в сторону их возвышения, т.е происходит диверсификация и усложнение потребностей.

В анализе социальной сферы учитывается единство и различие духовных и материальных потребностей субъектов: индивидов, семей, трудовых коллективов, различных социальных групп и институтов, общества в целом. Особо значимой для анализа социального воспроизводства является категория "социальные потребности личности". На протяжении прошедшего столетия неоднократно предпринимались попытки классификации потребности (Л. Брентано, А. Маслоу, М. Уолинс, К. Ледерер, Дж. Рист и др.). В нашем случае наиболее продуктивно представить данную категорию как совокупность витальных, или естественных, потребностей потребностей (в сне, пище, отдыхе, поддержании здоровья) и интеллектуальных, духовных (в познании, образовании, общении, в самоутверждении, политическом участии, труде, творческом самовыражении).

Первичные, или естественные, потребности имеют свои оптимальные пределы, и в этом смысле часто говорят о разумных потребностях. Они легче поддаются социологическому анализу. Интеллектуальные и духовные потребности по существу беспредельны. Они наиболее сложны в определении их объема, структуры и содержания в силу бесконечного разнообразия и сложности социокультурных отношений, которые в них реализуются. Различие социальных потребностей всегда связано с их внутренним содержанием, обусловленным различными видами социальной деятельности, социальными отношениями и процессами. Они носят общественный характер и опосредуются общественным производством и обществом, которое определяет конкретные формы их удовлетворения.

Социальные потребности каждого дифференцированного субъекта непосредственно связаны с его социальной деятельностью, которая в социальной сфере также проявляется как деятельность определенного содержания и качества. Под социальной деятельностью в социологии социальной сферы мы понимаем совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для своего воспроизводства при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальную деятельность в социальной сфере образуют не любые изменения, а лишь те, которые имеют направленный (управляемый) характер и связаны с сохранением определенной общностью самой себя, обеспечением наиболее благоприятных условий существования.

Таким образом, социальная деятельность служит целям самоорганизации, самоутверждения, самопознания той или иной общности, создания для нее наиболее благоприятных условий развития, защиты своих интересов, регулирования отношений с другими общностями по поводу воспроизводства и совершенствования присущих ей качеств в новых поколениях людей.

В процессе деятельности людей по своему воспроизводству возникают социальные отношения, которые рассматриваются нами как связи и контакты между представителями социальных групп, принимающих неодинаковое участие в экономической, политической и духовной жизни общества по поводу их образа, уровня, качества жизни, развития и в конечном счете социального самовоспроизводства.

Важными для характеристики социального воспроизводства населения являются категории "социальный статус", "доходный статус", "имущественный статус".

Понятие "социальный статус" в наиболее общем социологическом смысле отражает конкретное положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, имущественным состоянием, доходами. Социальный статус отличают от статуса личного, то есть положения, которое занимает человек в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве носителя той или иной роли. Каждый человек обладает определенным социальным статусом и в то же время совмещает несколько статусов, которые иногда приходят в противоречие друг с Другом. Социальный статус предполагает выполнение занимающим его индивидом определенной социальной функции. В этом смысле последняя оказывается динамической стороной социального статуса, ожидаемой формой поведения в зависимости от занимаемого человеком положения в обществе, группе. Индивидуальное определение социального статуса по отношению к позиции других людей или групп делает возможным относительную оценку социального статуса, проявляющуюся в феномене социального престижа. Различают предписанный социальный статус (когда человек занимает данное положение в обществе благодаря наследуемым признакам: раса, социальное положение и т.п.) и достигаемый (образование, квалификация, заслуги и т.п.)

Доходный и имущественный статусы характеризуют социально-бытовое положение индивида и его семьи. Под доходным статусом мы понимаем соотносительное положение (позицию) индивида или группы в общественной структуре в зависимости от среднедушевого дохода. Под имущественным статусом - позицию индивида или группы в зависимости от накопленного имущества (недвижимости и вещей долговременного пользования). Эти статусы детерминированы возрастом, полом, происхождением, профессией и семейным положением личности и являются решающими в определении места индивида или группы в социальной стратификации современного нам общества.

Специфическими категориями социологии социальной сферы являются такие категории, как "социальная сфера", "потенциал социальной сферы", "социальное благополучие", "социальная инфраструктура", "социальная защита", "уровень социальной защищенности", "субъекты социальной сферы", "социальная политика" и т.д. Все эти категории отражают связь нашего объекта с предметной сущностью социологии как науки. Раскроем сущностные характеристики тех из них, которые остались вне поля нашего зрения до сих пор и не будут раскрыты в следующих главах.

Наиболее общим, интегральным показателем социальной сферы, характеризующим ее функционирование и прогрессивные изменения, является такой показатель, как потенциал социальной сферы. Он создается в ходе развития общества для воспроизводства личности, семьи, коллектива, поселения и характеризует реальные возможности для удовлетворения социальных потребностей индивидов, семей, социальных групп, а также ресурсы для достижения более высокого уровня жизнедеятельности, обеспечения социального благополучия населения. В это понятие включаются не только существующие в данный момент средства и резервы, но и их предпосылки, те возможности и источники, которые могут проявиться в будущем при создании определенных условий. Таким образом, потенциал социальной сферы отражает перспективы социального воспроизводства личности, коллектива, региона.

В социологии изучение потенциала социальной сферы тесно связано с гармоническим развитием социальной инфраструктуры, которое призвано обеспечить опережающее удовлетворение потребностей человека и должно быть ориентировано на всестороннее развитие условий для поддержания трудоспособности, здоровья, образования, социальной защиты людей, их духовных потребностей и досуга. Это понятие используется в целях обеспечения социального планирования и управления социальными процессами.

Категория "социальное благополучие" характеризует уровень, качество жизни личности, семьи, группы, меру удовлетворенности материальных и духовных потребностей населения, а также социальное самочувствие конкретных людей.

Раскроем содержание еще трех важных категорий: социальной безопасности, социальной защиты и уровня социальной защищенности населения. Социальная безопасность - это такое состояние всей совокупности факторов жизнеобеспечения и воспроизводства социальных субъектов, образующих общественную целостность, которое, хотя бы на минимальных уровнях, надежно гарантирует выживание и стабилизацию общества, определяет необходимые предпосылки существования, развития, воспроизводства всей совокупности социальных субъектов общества как динамично функционирующей целостности. Среди этих факторов важнейшими являются такие как: занятость населения, социально-приемлемый уровень и качество жизни, поддержание здоровья, жилищное обеспечение, доступность образования, информации и ценностей культуры, личная безопасность, здоровая окружающая среда. Это понятие включает в себя четко и однозначно определенные минимально допустимые уровни гарантированного обеспечения по перечисленным выше факторам.

Социальную защиту мы рассматриваем как процесс реализации и обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, политические и социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она ориентирована на всех членов общества, однако ее функциональное проявление по отношению к тем или иным группам населения неодинаково. Трудоспособным и здоровым гражданам социальная защита призвана гарантировать предоставление равных возможностей жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства в условиях рыночных отношений. Всем нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения она обеспечивает предоставление в установленном законом порядке преимуществ и льгот в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную поддержку, снижение налогов. Социальная защищенность представляет собой меру выраженности социальной защиты населения.

Выводы

Создание специальной социологической теории социальной сферы связано с потребностями общественной практики. Социология социальной сферы представляет собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией - целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социокультурной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической, социозащитной, социорегулятивной.

Область исследований социологии социальной сферы включает изучение отношений между людьми как представителями социальных групп, занимающих неодинаковое положение в обществе, различающихся не только формами участия в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, возникающими в процессе воспроизводства себя и будущих поколений. В рамках предметного поля этой теории находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, групп, анализ эффективности управления социальной сферой, результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости, осознания и оценки людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Социология социальной сферы как частная социологическая теория, ориентирована на решение конкретных социальных проблем, дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и методический аппарат теории социальной сферы наилучшим образом отвечают объективному общественному требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития социальной сферы, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления.

Как особая отрасль социологического знания социология социальной сферы выполняет функции: теоретико-познавательную, описательно-диагностическую, прогностическую, инструментальную и социоинженерную. Она представляет собой знание со сложной внутренней структурой, наличием разных уровней, направлений и тенденций в развитии ее предмета. В данной системе знаний следует выделить три уровня его организации: теоретический, конкретно-социологический и социоинженерный. Проблематика исследований на критическом этапе реформ определяется нарастающим противоречием между социальными потребностями общества и усиливающимся развалом социальной сферы - разрушением ее потенциала, социальной инфраструктуры, интенсивным расслоением общества, ростом доли обнищавших и маргинализирующихся слоев населения, ухудшением качественных характеристик популяции, нарастанием региональных противоречий, связанных с дифференциацией положения тех или иных территорий и населения, проживающего в них, ухудшением социального самочувствия людей, ростом социальной напряженности, необходимостью выработки эффективной социальной политики и системы социальной защиты.

Категориальный аппарат социологии социальной сферы представлен системой общенаучных понятий, понятий общей социологии, смежных наук, занимающихся изучением социальной сферы, а также специфическими категориями: социальная сфера, потенциал социальной сферы, субъекты социальной сферы, социальная политика, социальная защита, социальное благополучие, социальная инфраструктура и т.п. При этом все категории общей социологии (социальное, социальные потребности, социальная деятельность, социальные отношения) проявляются в социальной сфере своеобразно, включают в себя характерный именно для социологии социальной сферы подход к анализу общественной жизни. Определенное их качество и содержание обусловливается основной функцией, выполняемой социальной сферой, - функцией социального воспроизводства субъектов исторического процесса. Специфические категории социологии социальной сферы отражают связь нашего объекта с предметной сущностью социологии как науки.

Предметная область социологии социальной сферы пересекается с предметными полями других специальных социологических дисциплин. Однако каждая из них изучает в общем контексте лишь какую-либо сторону воспроизводства социальных субъектов, тогда как целостное жизнесуществование социальных субъектов составляет предметное поле социологии социальной сферы.

Диапазон применения специальной теории социальной сферы широк. Она представит материалы о социальном климате реформ, о динамике интеллектуального, профессионального, духовного и физического потенциала человека, формируемого изменяющейся социальной сферой, об эффективности управления социальными процессами в обществе; даст рекомендации для определения принципов и выбора приоритетов социальной политики, выработки обоснованной и реалистичной стратегии социального развития страны.

2. Структура социальной сферы

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

Ряд исследователей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определенности сфер. Например, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями все сферы общественной жизни. Однако законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.

Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определенным углом зрения. Вместе с тем ни один из них не раскрывает всего богатства, сложности и многоплановости социальной сферы в ее реальном и предметном воплощении. Мы предлагаем принцип структуризации социальной сферы, исходя из особенностей ее социологического анализа. Вначале уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы — функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "новым русским". Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Отказ в последние годы от ранее существовавших ценностей, в центре которых стояла официальная доктирина и неофициальная установка на приоритетную ценность труда, привнесение западных нравственных установок, распространение социально привлекательной мифологемы быстрого обогащения и "красивой жизни" привели к разрушению у многих людей привычных социальных и нравственных. ориентиров в результате - непоследовательность в поведении и сознании, нестабильность в обществе на макро-, и микроуровне.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.

Полагаем, что одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения, качестве и количестве в их соотнесении с уровнем дореформенной (1991) России или развитых стран, требованиями современной цивилизации.

Последнее десятилетие отмечено стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшается состояние материальной базы для обучения школьников и студентов, лечебной деятельности врачей. Сократилось число дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений физкультуры и спорта. В кризисной ситуации находится автомобильное и железнодорожное сообщение, особенно пригородное. Наиболее тяжелое положение финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий (заводские детские сады, пионерские лагеря, столовые, поликлиники, дома отдыха и санатории). В последние годы все меньше и меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение- доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.

Как показывают наши исследования, лишь небольшое число населения пользуется услугами бытовых учреждений. Так, услугами парикмахерских, прачечных, химчистки, пошивочных ателье регулярно пользуется лишь каждая пятая из опрошенных семей, изредка - около половины, около трети - вовсе не пользуются.

Радикальные перемены коснулись государственной системы жилищного обеспечения. В условиях острого дефицита жнлья, с одной стороны, сокращается объем строительства жилья, с другой - растет объем продаж. Практически происходит рыночное перераспределение построенного в прежние годы жилищного фонда, и зачастую это происходит путем ущемления интересов слабо защищенных слоев населения, проживающих в муниципальном фонде. Отсутствие социальной защиты тех семей, которые особо остро нуждаются в жилье, ведет к усилению имущественной дифференциации населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностыо в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

• потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристикии результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

• субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

• соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Оценивая ситуацию в отраслях социальной сферы, отметим, что в них происходит серьезный спад. Результатом проводимых реформ стало ухудшение социальных показателей, характеризующих вышеперечисленные процессы, лишение основной группы населения возможности получения большой части услуг. Резкая дифференциация обеспеченности населения социально-культурными услугами связана с поляризацией доходов населения, ростом цен на товары и услуги и в результате - с сужением платежеспособного спроса широких слоев населения, а также отвлечением наиболее качественных ресурсов на удовлетворение запросов небольшой высокодоходной группы общества. Следует отметить также дифференциацию региональных социокультурных условий жизнедеятельности, что сказывается на возможностях социального воспроизводства населения и может породить конфликты между различными территориями.

Одной из острых остается проблема социального обеспечения уязвимых слоев и групп населения. Рост в последние годы почти вдвое численности пенсионеров по старости, бездомный (по разным оценкам их насчитывается сейчас от 1,5 до 2 млн. человек), беспризорников требует от государства в целях обеспечения нравственного здоровья общества, его динамичного развития в перспективе мобилизации человеческого потенциала, организации эффективной социальной поддержки этих слоев.

В условиях катастрофически ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, усиливающегося бюджетного дефицита, непрерывного роста цен, видимо, этот спад будет продолжаться и впредь, поскольку для тех кто планирует социальное развитие страны оказывается невыгодным вкладывать средства в отрасли, которые дают эффект не сразу, а в далекой перспективе. Сложившееся кризисное состояние может еще более усугубиться в связи с ростом цен на товары и услуги, энергоресурсы, ужесточением налоговой политики. Возможно наиболее острыми будут проблемы коммунального и транспортного обслуживания.

Однако, как нам представляется, законодательно должен быть установлен минимум бесплатных услуг, гарантирующих социальное выживание население и будущее нашей страны. В их состав должны войти образовательные, медицинские и транспортные услуги.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными харакхеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным Группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы. Каждый их них по-своему в нее включен.

В первой главе мы уже дали характеристику народонаселения, обратимся к характеристике социальной стратификации нашего общества в условиях перехода к рынку. Следует отметить, что российские исследователи, выстраивая социальную структуру, используют различные критерии:

разделение труда, отношения собственности; власть, престиж, доход, уровень образования. Так, по мнениют Н.М.Римашевской и И.А.Дискина, контуры новой социальной структуры общества задает степень адаптированности людей к новым экономическим и социальным реалиям, осознание различными группами и слоями своих интересов. С точки зрения этих авторов, социальная структура" в первом приближенни" выглядит следующим образом:

1) "элитно-олигархические группы", обладающие собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными корпорациями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

2) "региональные и корпоративыне элиты, обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

3) "российский верхний класс", обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими высокие западные стандарты потребления, а также притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентациями на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношении;

4) "российский средний класс , обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления; относительно высокой адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивацией; социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

5) "аутсайдеры", характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;

6) "маргиналы", характеризующиеся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

7) "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, и вполне рационально действующий вопреки легальным, сложившимся нормам хозяйственной и социально-экономической деятельности. Академик Г.В.Осипов полагает, что в россии к 1994 году "в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны. и полудеклассированных наемных работников, с другой, при весьма неустоявшемся среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем".

Примерно такого же подхода придерживается Н.Е. Тихонова. В своем выступлении на Международной теоретической конференции социологов она отмечает, что "социальная структура складывающегося общества пока будет тяготеть скорее к архаическим формам социальной структуры раннеиндустриального типа с достаточно жесткой классовой дифференциацией, чем к социальной структуре общества позднеиндустриально типа.западного образца". Автор также указывает на возможность реанимирования идеи классовой борьбы, "поскольку положение России в обозримом будущем вряд ли заметно улучшится".

С нашей точки зрения,становление рынка рождает принципиально новые общественные отношения, в том числе производственные, и новые формы собственности: частную, акционерную, общественных организаций, кооперативную, концессионную, смешанную и т.п. Это означает появление в общественной жизни новых социальных групп людей, которые характеризуются более сложным и пока не привычным сочетанием признаков, требующих осмысления. Но совершенно очевидно, что реанимация частной собственности порождает класс собственников и обостряет его отношение с наемными работниками, а имущественная дифференциация возрождает слои нищих, бедных, богатых, отличающихся друг от друга доходами и источниками его получения, а также качеством жизни.

При этом с позиций нашего анализа наиболее значимым, при построении матрицы социальной стратификации, общества, является критерий социального расслоения, когда в основу ее построения берется показатель среднедушевого дохода, В условиях рынка именно этот признак во многом определяет эффективность социального воспроизводства человека или группы. Хотя необходимо признать, что даже значительный уровень дохода, определяя потенциальные возможности саморазвития, реализации творческого потенциала, не всегда и не сразу меняет поведенческие реакции конкретных людей.

Большинство исследователей социальной структуры общества сходится на важности (в целях обеспечения политической стабильности в обществе) скорейшего формирования так называемого "среднего класса" и в то же время нереалистичности быстрого выполнения этой задачи.

Следует отметить, что четкого, единого определения категории "средний класс" нет. Главным образом это обусловлено методологическими трудностями фиксации границ данной социальной категории. В мировой практике принадлежность к "среднему классу" принято устанавливать на основе обладания личностью средним статусом и престижем. При этом основным методологическим критерием выступает размер дохода индивида, позволяющий ему иметь и поддерживать определенный средний стандарт потребления. Если взять этот критерий за основу оценки, то можно утверждать, что к началу радикальных общественных трансформаций в России "средний класс" был вполне сложившимся. В середине 80-х годов квалифицированные рабочие, интеллигенция, управленческий персонал занимали весьма весомые позиции в социальной структуре страны. Мировоззренческие установки, нравственные ценности, связанные с получением стабильного высокого дохода на основе высококвалифицированной профессионально-трудовой деятельности, отличали эти группы населения от других его категорий.

Реформы, с их серьезнейшими социальными издержками, привели к размыванию этого слоя. Цена реформ оказалась чрезмерно высокой и она превысила запас прочности этого слоя населения России. За последние годы заметно снизился уровень доходов на душу населения. Происходит процесс обнищания широких слоев населения. В зоне бедности находится почти половина россиян. Государство не гарантирует каждому члену общества прожиточный минимум. Поэтому растет число семей, которым начинает угрожать "необратимая бедность. К этой категории относятся семьи, чей душевой доход в течение трех лет не поднимается выше отметки прожиточного минимума. Кроме того, наши исследования показывают, что сравнительно быстро увеличивается число "потенциально бедных": В эту зону риска попадают в основном лица, чьи доходы превышают официально установленный прожиточный минимум не более чем на 25%. Их положение характеризуется крайней степенью неустойчивости: любое изменение обстоятельств выталкивает этих людей за черту бедности.

Расслоение общества превысило допустимые (по мировым стандартам) нормы. У 10% наиболее высокодоходного населения сосредоточилось 34% денежных доходов, у 20% - 46% денежной массы страны, а у 20% россиян лишь 4,6%.

В этих условиях крайне привлекательной выглядит идея форсированного формирования массовидного "среднего класса", который с точки зрения поддержания себя и воспроизводства будущих поколений, характеризовался бы высокой стабильностью, большими возможностями самовоспроизводства и установками на достижение более высокого уровня развития своих социальных качеств. Решение, этой стратегической задачи лежит на пути вывода из под непосредственного влияния рынка образования, культуры, управления, повышения статуса интеллигенции, обеспечения достойного уровня жизни.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство на любой ступени ее развития. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. Так, например, в префектурах округов города Москвы управление социальными процессами осуществляется Префектом и его заместителем через посредство Управления социального развития, ведающее вопросами образования, охраны здоровья населения, социального обеспечения и социальной защиты населения, культуры, досуга и спорта, молодежи и развития семьи, профилактики правонарушений, охраны окружающей среды, занятости и помощи безработным, поддержки и развития общественной активности различных социальных групп. Каждое из направлений социального развития в любом округе Москвы непосредственно обеспечивается специализированными управлениями и отделами.

На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы. Отсюда перед социологом нередко возникает необходимость идти в своем поиске не от компонентов к социальной сфере, а от социальной сферы к компонентам и на этой основе раскрывать их природу, функции, назначение.

В этом параграфе представлены лишь основные компоненты социальной сферы, поскольку количество ее элементов в процессе познания ее различных образований может изменяться в зависимости от целей исследования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42745. Изучение работы жидкостного U – образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 365 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы студенты закрепляют знания по разделам Измерение давления и Дистанционная передача сигнала теоретического курса Технологические измерения и приборы; студенты знакомятся с принципом действия устройством измерительного пневматического преобразователя разности давления 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором РПВ4. Величина давления контролируется по Uобразному манометру. измеряем давление на выходе из измерительного преобразователя 13ДД11 по образцовому...
42746. Изучение конструкции и поверки измерительного преобразователя давления типа «Сапфир – 22ДИ» 44 KB
  Цель работы – ознакомиться с принципом действия и конструкцией измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; выполнить проверку измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; приобрести навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Сапфир. Стенды предназначены для проведения лабораторных работ по поверке автоматического миллиамперметра КСУ–2 в комплекте с преобразователем давления Сапфир–22ДИ. На втором стенде установлены автоматический миллиамперметр КСУ–2 клеммы...
42747. Определение скорости движения тела в жидкости на примере осаждения твердой частицы в неподвижной среде под действием силы тяжести 78 KB
  Скорость такого равномерного движения частицы в среде называют скоростью осаждения. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ: Лабораторная установка для определения скорости осаждения частиц состоит из стеклянного цилиндра рис. Установка снабжена микрометром для определения диаметра шариков ареометром для определения удельного веса глицерина секундомером для замера времени осаждения шариков на пути между метками на цилиндре.
42748. Проектирование цеха по производству специальных красных вин 1.17 MB
  Современное оборудование позволяет перерабатывать виноград в щадящих режимах, не разрушая семян и кожицу ягод, предварительно отделив гребни. Это дает возможность вырабатывать легкие вина с великолепным вкусом, без внесения в него вредных тонов.
42750. Организация текста внутри HTML-документов с помощью таблиц 94.5 KB
  Организация текста внутри HTMLдокументов с помощью таблиц Элементы HTML для построения таблиц Для создания таблицы используется элемент TBLE. Атрибут border в открывающем теге TBLE делает видимой рамку таблицы и сетку разделяющую строки и столбцы. Между открывающим TBLE и закрывающим TBLE тегами для построения таблицы размещаются парные теги следующих элементов: 1. CPTION Текст отмеченный тегами CPTION и CPTION этого элемента выводится в виде заголовка таблицы.
42751. Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур 99.5 KB
  При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы для подключения образцового потенциометра УПИП–60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.
42752. Потери напора по длине в круглой трубе 273 KB
  Цель работы – экспериментальная иллюстрация формулы ДарсиВейсбаха определяющей связь потерь механической энергии потока жидкости по длине трубы с параметрами трубы и течения: 1 где hдл – потери напора на трение подлине м; L – длина опытного участка трубы м; d – диаметр тубы м; V – средняя скорость потока м с; – скоростной напор в живом сечении трубы м; λ – гидравлический коэффициент трения коэффициент Дарси. м3 с м3 с 1 65 000003 78 0000092 82 000037 0000492 2 62 0000029 80 0000095 0000124 3 16...
42753. Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки 71 KB
  Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки. Цель: Ознакомиться с конструкцией асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Произвести испытание асинхронного двигателя под нагрузкой научиться снимать её рабочие характеристики. Ход работы: Теоретический материал: А Асинхронный двигатель – это двигатель переменного тока у которого Б Относительное отставание скорости ротора от поля статора называется В Вращающий момент асинхронного двигателя зависит от Г Почему клемму напряжения...