7105

Транспортное обеспечение коммерческой деятельности

Конспект

Логистика и транспорт

Лекции по дисциплине Транспортное обеспечение коммерческой деятельности Лекция 1 - Транспортная система России Изучаемые вопросы: необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения сущность транспортных услуг, их особенно...

Русский

2013-01-16

94.48 KB

121 чел.

Лекции по дисциплине «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

Лекция 1 – Транспортная система России

Изучаемые вопросы:

1. необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения

2. сущность транспортных услуг, их особенности, значение

3. рынок транспортных услуг (практика)

4. классификация транспорта

5. глобализация транспортных путей, развитие международных транспортных коридоров (ТМК)

6. программы развития транспортной системы России

1. Необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения

Транспортное обеспечение – совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм, методов управлений транспортными операциями и процессами на всех этапах в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающих общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики.

Целью является: изучить и оценить возможности транспортного обеспечения в России для организации эффективной коммерческой деятельности в сфере товарного обращения.

Предметом является: закономерности и тенденции развития транспортно-технологических систем, методов и форм их организации и взаимодействия.

Объектом является: материально-техническая база различных видов транспорта.

2. Сущность транспортных услуг, их особенности, значение

Транспорт – 1) совокупность путей сообщений, подвижных перевозочных средств, различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу;

2) отрасль материального производства, осуществляющая перевозку людей и грузов.

Услуга – деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, которые не сводятся к передаче прав собственности на материальный продукт.

Особенности транспортных услуг:

  1.  не может существовать вне процесса;
  2.  не может накапливаться;
  3.  конкретная потребительная стоимость лишь в определенное время и на конкретном направлении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке;
  4.  спрос на транспортные услуги характеризуется значительными колебаниями;
  5.  транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания спроса.

Социальная значимость:

  1.  связывает производство и потребление;
  2.  связывает город и поселки (деревни) => комплексное развитие регионов.

Кроме того, транспорт влияет на экологию (выхлопные газы), безопасность жизнедеятельности (аварии).

4. Классификация транспорта

1) По видам

железнодорожный;

  1.  автомобильный;
  2.  морской;
  3.  воздушный
  4.  внутренний водный;
  5.  трубопроводный;
  6.  промышленный железнодорожный.

2) По назначению (структурно-функциональная характеристика):

  1.  общего пользования

В зависимости от способности перевозить разные грузы делятся на:

1. универсальный (водный, железнодорожный, автомобильный)

2. специализированный (для отдельных видов грузов, например, трубопроводный)

  1.  необщего пользования  (внутрипроизводственный, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным предприятиям)

1. внутренний (внутризаводской)

2. внешний

5. Глобализация транспортных путей, развитие международных транспортных коридоров (ТМК)

Транспорт трансформируется в крупные интернациональные комплексы, которые по форме остаются международные, а по содержанию становятся единой глобальной системой.

Развитие глобальной транспортной системы идет в следующих направлениях:

1. полное исключение перегрузки грузов в процесс его транспортировки за счет применения смешанных и комбинированных перевозок

Основа направления – укрупнение грузовых мест;

2. сокращение или исключение складской обработки грузов за счет внедрения современных методов МТО;

3. полное исключение документального потока в бумажной форме за счет внедрения электронной информационной системы;

4. упрощение или полное исключение формальностей при пересечении государственных границ международным грузовым потоком;

5. выравнивание технического уровня транспортных средств;

6. создание единой международной транспортной инфраструктуры (создание МТК);

7. унификация транспортной и таможенной документации;

8. повышение качества перевозок путем создания международных стандартов качества и систем контроля за их исполнением.

 Международный транспортный коридор (МТК) – часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки между отдельными международными географическими районами.

Включает в себя:

  1.  подвижной состав + стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении
  2.  совокупности технологических, организационных и правовых условий этих перевозок

9 критских коридоров:

  1.  Таллинн – Рига – Варшава – (Калининград – Гданьск);
  2.  Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород

* в 2003 году присоединен Екатеринбург;

  1.  Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Витебск – Киев – Одесса – Кишинев – Пловдив – Бухарест – Александруполис;

В 2000 году на II международной Евразийской конференции было принято развивать между Европой и Азией VI направлений:

1. Север – Юг (ответвление Кавказ);

2. Транссибирский (Европа – Россия – Корейский полуостров – Япония + Казахстан – Китай + Монголия - Китай)

3. Трасека (Восточная Европа – Кавказ – Черное море – Каспийское море – Центральная Азия)

4. Южный (Юго-Восточная Европа – Турция – Иран + 2 ответвления)

5. Морской (Юго-Восточная Азия – Индийский океан – Африка – Средиземное море – Европа)

6. Северный морской путь

6. Программы развития транспортной системы России

1) 2 этапа, 4,6 триллиона рублей

2) 2008 год Федеральная программа развития транспортной системы России 2010-1015 гг. 13 трил. руб. (4,7 из бюджета);

3) Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года;

4) Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года.

Варианты развития:

  1.  инерционный;
  2.  энерго-сырьевой;
  3.  инновационный.

Лекция 2 – Система управления и государственное регулирование транспортом

Изучаемые вопросы:

1. основные принципы регулирования

2. области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта

3. органы регулирования

4. методы регулирования

1. Основные принципы регулирования

Цель развития транспорта: формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение в потребностях перевозок и отвечающей требованиям безопасности, экологичности и экономичности.

Задачи:

  1.  формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий разных форм собственности;
  2.  техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных  транспортных технологий;
  3.  интеграция транспортного комплекса России в мировую транспортную систему.

Принципы:

1. транспорт – приоритетная отрасль и должна развиваться в первую очередь, так как влияет на развитие экономики;

2. равенство всех субъектов рынка при транспортном обслуживании;

3. государственное и экономическое регулирование:

  1.  организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок;
  2.  регулирование ценообразования;
  3.  налоговое регулирование;
  4.  инвестиционный контроль.

4. делегирование полномочий региональных систем управления

2. Области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта

Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.

Специфика различных видов транспорта предопределяет возможности использования и конкуренции, и взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в различных областях:

1) техническая:

  1.  согласование пропускной и перерабатывающей способности систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешенного сообщения;
  2.  учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.

2) технологическая – организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта;

3) организационная область координации (управленческая и информационные области):

  1.  разработка единой системы транспорта (его управление);
  2.  разработка нормативных документов;
  3.  оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.

4) экономическая область взаимодействия:

  1.  разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;
  2.  определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);
  3.  разработка стратегии развития транспортной системы.

5) правовая:

  1.  решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.

3. Органы регулирования

  1.  Минтранс – исполнительный орган на уровне Правительства;
  2.  Федеральные службы и органы «Федерального агентства»;
  3.  Ространснадзор;
  4.  временные комиссии (при необходимости);
  5.  Министерство транспорта Свердловской области (региональный уровень);
  6.  Межрегиональные системы;
  7.  Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  8.  Федеральная служба по тарифам.

4. Методы регулирования

1) через утверждение нормативно-правовых актов;

2) проведение контроля за соблюдением нормативно-правовых актов (Ространснадзор);

3) лицензирование отдельных видов деятельности на транспорте;

4) проведение сертификации и стандартизации технических средств и отдельных работ.

Лекция 3 – Транспортные характеристики грузов и грузовых перевозок.

Изучаемые вопросы:

1) Классификация грузов

2) Количественные и транспортные характеристики и определение веса груза.

3) Виды маркировки грузов

4) Классификация и характеристика грузовых перевозок на различных видах транспорта

5) Грузооборот, объем перевозок грузов, грузопотоки и их характеристика.

6) Показатели качества транспортного обслуживания.

 

1) По природному происхождению:

- сырье

- минеральные грузы

- п/ф

- готовые изделия.

По производственному происхождению( по отраслям):

- растениеводство

- животноводство

- птицеводство

- швейная промышленность

По физико-химическим свойствам:

- скоропортящаяся продукция

- гигроскопичные (впитывают влагу)

- грузы, впитывающие посторонние запахи

- обладающие запахом

- смерзающиеся

- убывающие.

По способу перевозки:

- бестарные( насыпные)

- бестарные новолочные

- бестарные жидкие ( перевозят наливом)

- сухие:

>насыпные

>наволочные

>тарно- штучные

- наливные.

По весовым характеристикам и габаритам:             

- легковесные

- тяжеловесные

- длинномерные.

По технологии хранения:

- грузы закрытого хранения

- грузы полузакрытого хранения

- грузы открытого хранения.

Существуют торговая, товарная, тарифные, транспортная классификации.

пример товарной классификации = гармонизированная система.

3 документа :

- унифицированная товарная номенклатура (объединенная тарифная и статистическая номенклатура)

-основные правила классификации.

Тарифная классификация грузов построена по признакам производственного происхождения грузов, по размерам ставок сторон. По ней устанавливается тарифный коэффициент грузов и определяется плата за его перевозку.

Транспортная: грузы классифицируются по способам перевозки и перегрузки.

Все грузы поделены:

- генеральные (тарноштучные)

- массовые: наливные(нефть),насыпные, наволочные, лесные

- специальные (особорежимные) опасные, скоропортящиеся, птица животные.

2) Для количественного учета, для выбора подвижного состава, для размещения в нем грузов, значение имеют:

- линейные

- объемные

- объемно-весовые характеристики

Линейные: длина, ширина, высота, диаметр.

Объемные: объем в метр (куб) =>позволяет определить вес.

Объемно- весовые: объем налива,плотность.

Определение веса грузов с помощью:

- взвешивания

- расчетные способы.

Для тарноштучных грузов:

- по стандартной таре

- по трафаретной массе

- по условной массе ( крупногабаритные штучные грузы) Пример: автомобиль.

- по обмену объема (для массовых грузов)

- по осадке судна( для водного транспорта)

3)Маркировка- нанесение специальных надписей и знаков на груз.

Производиться краской, наклеиванием ярлыков, бирок.

Маркировка бывает:

Товарная

- ставит предприятие изготовитель

- указывается род груза

- указывается товарный знак, производитель.

Грузовая

- ставиться грузоотправителем

- указывается пункт отправления, назначения

- грузоотправитель, грузополучатель

- масса объем.

Транспортная

- организация принявшая грузоперевозки

- число мест в партии груза, № товарно-транспортного документа(накладная)

Специальная :

- наносит грузоотправитель

- груз требует обыкновенных условий.

4)Все грузы можно разделить по видам транспорта: водные, воздушные и т.д.

От транспортной организации, их количества зависят виды сообщений.

Виды сообщений:

1.Месные / внутренние

- 1 транспортная организация

- груз не переоформляется

2. прямые сообщения

- не переоформляется груз.

-1 вид транспорта в нескольких организациях.

3.Смешенные сообщения

-2 вида транспорта

4.прямые смешенные сообщения

- разные виды транспорта

- груз идет по единому документу.

Виды транспортировки

- уни- (а) модальные 1 вид транспорта

- смешенная транспортировка 2 вида транспорта

- комбинированная > 2х видов транспорта

- интермодальная- несколько видов, когда 1 из перевозчиков организует поставку.

- мультимодальное лицо организует перевозку, несет за нее ответственность.

Признаки мульти и интермодальности:

- фрахта единая сквозная ставка.

- единая ответственность исполнения

- единообразный ком-правовой режим

- комплексный подход к решению финансово-экономических проблем

- мах использование телекоммуникац. сетей и систем электронного документооборота.

- единый организационно-технологический принцип управления перевозками.

- координация действий всех логистич. центров

Классификация перевозок на ж/д:

  1.  Вид сообщения

- местные (в пределах 1 дороги)  

- прямые

- смешанные

      2. От партии перевозимых грузов (по видам отправок)

!важна для определения стоимости перевозок

- вагонная (повагонная)

- мелкая отправка

- групповая

- маршрутная (наиболее дешевая) предусмотрена д/маршрута

- контейнерные (отправки в стандартных контейнерах)

       3. По структуре перевозимых грузов

- каменный уголь (до 28%)

- минеральные строительные материалы (22%)

- нефтяные грузы (18%)

- руда металлическая (11%)

- все прочие(21%) лесные(4,9%)черные металлы(5%)

Классификация внутреннего водного транспорта:

1. Вид сообщения:

- местные водные

- прямые внутренние водные

- прямые водные (река +море)

-прямые смешанные

По размеру партии:

- сборные партии (груз разных, либо 1 наим >20т.

- судовые отправки

- мелкие партии (груз весом <20т)

- грузы в контейнерах.

3.По структуре перевозимых грузов:

- сухогрузы

- наливные

- лес и дрова в платах: - лесные(5-…%)

                                      - уголь

                                      - строительные(до 75%)

                                      - удобрения

Классификация морского транспорта:

  1.  Вид сообщения:

- прямые водные

- прямые смешанные

Выделяют виды плаваний: - внутренние = каботажные( в пределах границ государства)

                                            - внешние = заграничные (между портами разных государств)   

С точки зрения организации:

- регулярное = литейное

- трамповое = чарторные рейсы = нерегул.

  1.  По размеру партии

*смотреть внутренний водный

3. По структуре

- лесные

- зерно и продукты переработки

- каменный уголь

- цемент

- строительные грузы

- прочее

Классификация автомобильного транспорта.

  1.  По виду сообщения:

- прямые: городские, пригородные, междугородние, международные, межреспубликанские, межрегиональные.

- прямые смешанные

2. По структуре:

- строительные материалы (35%)

- вскрышные породы(=грунт)

- каменный уголь (1,4%)

- металлы черные (1,1%)

- зерно (0,5%)

3. По размеру партии:

- мелкопартионные ( до 5 т) самые дорогие

- партионные (5-30т)

- массовые (>30т)

используется специализированный подвижной состав.

Классификация перевозки грузов по коэффициенту использования грузоподъемности автомобиля.

1кл….a=0,91__________1                                 a = коэф-т грузоподъемности

2кл….a=0,71-0,9_______0,8

3кл….a=0,51-0,7_______0,6

4кл….a=0,45-0,5 _________0,5

4. По видам маршрутов

- маятниковый маршрут : веерные, односторонние.

- кольцевой

6)Показатели являются основной для формирования молодой транспортной системы; для расчета подвижного состава.

Объем перевозок грузов = масса(т)

Грузопоток – объем перевозимого груза в к-л конкретном направлении –односторонний двусторонний.

Прямой (большего объема) грузопоток.

Обратный (меньшего объема) грузопоток.

Грузооборот- объем транспортной работы за к-л период.

[ т. км]

Характеризуется величиной, структурой, временем распространения, неравномерностью, повторностью.

- величина = количество;

- структура =доля каждого груза в объеме перевозок.;

- постоянные, временные, сезонные перевозки.

- неравномерность по времени суток года.

К (неравном) = Qmax / Qср

 Qср = Q1+Q2+….+Qn / n

К (неравном) = Pmax / Pср

- повторность = одни и те же грузы перевозят несколько раз

К (повтор) = Q (за опр. период времени) / Q (пр-ва, потребления)

Качество может быть измерено количественно.

Основные показатели качества:

  1.  степень удовлетворения спроса по объёму перевозок.
  2.  Регулярность перевозок.
  3.  Выполнение установленных сроков перевозки.
  4.  Степень сохранности перевозимых грузов.
  5.  Уровень безопасности перевозок.

Основные показатели качества перевозок:

  1.  Сохранность грузов

- сохранность качества грузов

- сохранность количества грузов

    2. Своевременность выполнения (надёжность)

- своевременность отправления грузов

- своевременность доставки грузов

    3. Удобство пользования системой перевозок

- подготовка грузов к перевозке

- удобство подачи заявок на перевозки

- степень участия клиента в процессе доставки

- удобство выполнения экспедирования

- удобство получения информации о перевозке

    4. Экономичность перевозок

- экономичность производства у отправителей и получателей, связанная с перевозками

- экономичность поставки

Показатели качества в России:

Степень удовлетворённости спроса

К c.y. = ∑Q факт / ∑Q план ≤ 1

К уд.с. = 0,90 – 0,94

Степень ритмичности периода

Кр = n (факт) / n (общ)

n (факт) – фактическое количество поставок, доставленных с соблюдением нормативного интервала

n (общ) – общее количество поставок за тот же период

K р = 0,75 – 0,78

Уровень выполнения сроков доставки

К с.д. = ∑Q (факт) / ∑Q (общ) ≤ 1

Q (факт) – фактический объём перевозок груза с соблюдением нормативного интервала

Q (общ) – общий объём перевезённого груза

К с.д. = 0,80 – 0,82

Степень сохранности

К (сохр) = Q (общ) – Q (потерь) / Q (общ) ≤1

К (сохр) = 0,70 – 0,75

Причины потерь грузов:

- хищение, аварии и порча в процессе транспортировки

- недостатки в подготовке грузов и подвижного состава

- нарушение в технологии грузовых работ и перевозок

- низкий уровень специализации подвижного состава и контейнеризации перевозок

Ко = α (у.с.) * k (у.с.) + α (р) * k (р) + α (ед) * k (ед) + α (с) * k (c)

Колесо качества:    

K (o)

K (уд)

K (дост)

K (ритм)

К (ср.д)

α – учитывает потребительские оценки отдельных показателей и их взаимовлияние:

α1 + α2 + …. + α (n) = 1

α (уд) = 0,40             k (уд) = 0,92 – 0,94              0,368 – 0,376

α (ритм) = 0,15         k (ритм) = 0,75 – 0,78         0,075 – 0,078

α (дост) = 0,20          k (дост) =  0,80 – 0,82         0,16 – 0,164

α (ср.д) = 0,25           k (ср.д) =  0,70 – 0,75          0,175 – 0,1875

Колесо качества 0,778 – 0,81 / ko

Лекция 4 – Железнодорожный транспорт

Изучаемые вопросы:

1)Технико-экономические особенности и преимущества ж/д.

2)Основные элементы материально-технические базы (МТБ)

3)Грузовые станции и грузовое хозяйство

4)Грузовые вагоны и их характеристика

5)Использование грузоподъемности и вместимости вагона, пути их улучшения

6)Показатели работы ж/д

7)Состояние и направление изменения МТБ ж/д транспорта

I. 1837 г. – первая ж/д

  1842 г. – Николай I (Санкт – Петербург – Царское село)

  1851 г. – запущена дорога Санкт – Петербург – Москва

  1878 г. – Свердловская ж/д

Преимущества ж/д:

  1.  возможность сооружения на сухопутной территории (тоннели, мосты);
  2.  высокая провозная пропускная способность ж/д
  3.  регулярность перевозок
  4.  перевозка различных грузов и различных партий перевозок
  5.  возможность создания прямой связи с крупными предприятиями через промышленные ж/д пути («от двери до двери»);
  6.  возможность доставки грузов на большие расстояния;
  7.  сравнительно невысокая стоимость перевозок;
  8.  возможность организовывать эффективно погрузочно-разгрузочных работ.

Недостатки ж/д:

  1.  большая капиталоёмкость (вложения);
  2.  медленная отдача (6- 8 лет окупается);
  3.  трудоёмкая производительность труда.

II. МТБ – совокупность вещественных элементов производственных сил (пути сообщения, поезда, технологические процессы) – основные фонды ж/д.

МТБ. Степень её развития оценивается:

- объёмами используемых средств

- структурой этих средств

- научно – техническим уровнем

Основные элементы МТБ:

- пути и путевое хозяйство

- грузовые станции и грузовое хозяйство

- локомотивы и локомотивное хозяйство

- вагоны и вагонное хозяйство

- средства связи, сигнализации, централизации и блокировки

- система управления движением и информационные комплексы

Путевое хозяйство:

- ж/д путь + все сооружения на нём

- переезды и путевые знаки

- предприятия

Путевое хозяйство занимает от общей инфраструктуры > 70% в основных фондах.

Характеристика путевого хозяйства:

- протяжённость

- густота (сколько км. Пути приходится на 1000 км2 территории)

- интенсивность млн т.км / км длины путей

86000 км. – протяжённость путей в России

Густота 5 км./1000 км2.

29 млн. т.км./км (1990 г), следовательно 21,7 млн.т. км./км. (2009).

Качество путевого хозяйства:

  1.  техническая характеристика = доля электрифицированных путей

43000 км (на 1990г)

48,5% (на 2001)

    2) доля двух – и много путных участков

38000 – двухпутный и более

     3)доля бесстыкового (бархатного) пути

     4) доля железобетонных шпал

30 – 35% - доля путей с ж/б шпалами

     5) степень износа

III. 4,5 тысяч ж/д станций

Грузовые станции – сложная система взаимодействующих друг с другом транспортных объектов:

  1.  сортировочные устройства
  2.  грузовой район
  3.  контейнерный терминал
  4.  специализированные площадки для различных видов грузов
  5.  ж/д пути, примыкающие к станциям.

Классификация грузовых станций:

  1.  По виду операций:

- погрузочные

- выгрузочные

- погрузочно – выгрузочные (заочная)

- перегрузочные (на другой вид транспорта, на дороги других стран, колею другой ширины).

    2. По характеру

- неспециализированные (общие)

- специализированные

    3. По объёму выполняемой работы:

- внеклассные

- 1ого класса

…..

- 6 класса

     4. По схеме путевого развития:

- тупиковые

- сквозные

- комбинированные

Операции, выполняемые на грузовых станциях:

  1.  Технические: обработка состава по прибытию и отбытию; расформирование и формирование.
  2.  Грузовые: погрузка, выгрузка.
  3.  Коммерческие: приём, выдача; взвешивание; хранение; документальное оформление перевозок; расчёты с клиентами; передача грузов на другие виды транспорта; учёт выполнения плана погрузки; финансовая и кассовая отчётность; подготовка вагонов; обслуживание ж/д путей необщего пользования.

Три основных группы устройств:

  1.   Пути и сортировочные устройства = путевое развитие

- приёмочные, отправочные пути

- сортировочные пути

- выставочные = вытяжной путь

-горки

               (2) Грузовые устройства

- склады для хранения и переработки грузов

- погрузочно – выгрузочные пути

- погрузочно-разгрузочная техника

- служебно-технические здания

- весовой путь и вагонные весы

- помещения (ремонтные мастерские)

              (3) Устройства для обработки и передачи информации

- оперативная связь (телефон, радио)

- электрическая оповестительная система

- пневматическая почта

- автоматизированная система управления станцией

IV. Типы вагонов:

- крытые

- полувагоны

- платформы (для длинномерных, крупногабаритных, лес)

- для перевозки скоропортящихся грузов (вагоны – термосы, рефреджераторы)

- цистерны (наливные грузы)

- специальные (отдельные виды грузов)

Характеристика вагона:

  1.  тип вагона
  2.  грузоподъёмность
  3.  полный объём кузова
  4.  полная длина вагона
  5.  удельная грузоподъёмность
  6.  вес тары вагона = экономичность вагона
  7.  удельный объём вагона
  8.  удельная площадь вагона

V. Основной показатель, характеризующий качество использования вагона – статическая нагрузка.

Q стат (сколько груза приходится на 1 вагон)

Q стат. = ∑Qi / N

Q стат. Зависит:

- от структуры оборота

- от состава вагонного парка

- от качества его регулирования

- от методов подготовки грузов к перевозке

Показателями, характеризующими степень грузоподъёмности, являются коэффициент использования грузоподъёмности, α определяется делением статической грузоподъёмности на грузоподъёмность вагона

K исп. = Qст / q (вагона), k исп. = 1 !!!

Технические нормы загрузки – оптимальное количество рациональным способом подготовленного груза, α (д.б.) погружено в данный тип вагона при наилучшем использовании его грузоподъёмности и вместимости.

Пути улучшения использования грузоподъёмности:

  1.  погрузка: рациональное размещение вагонов под погрузку в зависимости от их типа  и рода груза.
    1.  прессование грузов
      1.  стандартизация и реализация тары
        1.  комбинированная загрузка тяжёлых и лёгких грузов
          1.  погрузка груза с шапкой, выше уровня.

VI. Показатели работ ж/д:

  1.  Общие (для всех видов транспорта)

- объём перевозки

- грузооборот

- средняя дальность перевозки

- интенсивность

   2. Специфические

1) показатели объёма перевозок по видам сообщений (количественный показатель):

- ввоз

- вывоз

- транзит

- местные сообщения

2) качественные показатели:

- приём (ввоз и транзит)

- сдача (вывоз и транзит)

- отправление (вывоз и мест. сообщения)

- прибытие грузов

-оборот вагона

-производительность вагона

-среднесуточный пробег

Среднесуточная погрузка грузов (определ. в вагонах) Qгод отпр./Qст.ср. (365)

Лекция 5 – Автомобильный транспорт

Изучаемые вопросы:

1) Технико-экономические особенности

2) Основные элементы МТБ. Автомобильные дороги

3) Классификация подвижного состава

4) Эксплуатационно-технические качества и параметры подвижного состава

5) Эксплуатационно-технические показатели работы подвижного состава

6) Состояние автомобильного транспорта, направление его развития

I. Плюсы и минусы автомобильного транспорта:

+:

  1.  высокая скорость доставки
  2.  высокая маневренность и подвижность (автомобили быстро сосредотачивают в необходимом месте)
  3.  доставка от двери до двери
  4.  широкая сфера применения по видам и группам
  5.  менее жёсткие требования к упаковке грузов
  6.  более короткий путь движения можно выбрать.

- :

1) высокая себестоимость

2) высокий уровень загрязнения окружающей среды

3) необходимость срочной погрузки и выгрузки

4) большая трудоёмкость

5) низкий уровень производительности труда вследствие их малой грузоподъёмности.

II. Основные элементы:

а) средства сообщения (подвижной состав)

б) пути сообщения

в) предприятие, обеспечивающее его бесперебойную работу

Автомобильные дороги

  1.  общего пользования (федерального, регионального и местного значения);
  2.  не общего пользования (вневедомственные).

Автомобильные дороги по своим технико-эксплуатационным характеристикам делят на 5 классов:

  1.  Ширина 1 полосы 3,75 м.

6-8 полос

Меньше 7000 автомобилей в сутки

Усовершенствованное покрытие.

  1.  до 120 км в час.

Отличаются радиусами (есть повороты)

  1.  100 км/ч

2 полосы

Ширина полосы 3,5 м.

Облегчённые покрытия

  1.  2 полосы

80 км/ч

Больше 200 до 1000 авто в сутки

  1.  до 60 км/ч

1 полоса

Проезжая часть 4,5

Менее 200 авто в сутки.

58 км. на 1000км2 – плотность дорог в Свердловской области.

200 км. на 1000км2 – центр.

III. Грузовые автомобили делятся на:

  1.  общетранспортного назначения = бортовые автомобили, для различных грузов.
  2.  Специализированные (для перевозки отдельных видов грузов – самосвал, лесовоз, молоковоз).
  3.  Специальные (для выполнения определённых функций = автокран, пожарные авто, эвакуатор, скорая помощь).

Грузовые автомобили различаются по:

  1.  Грузоподъёмности
  2.  Проходимости
  3.  Типу кузова
  4.  Типу двигателя

По грузоподъёмности:

  1.  с особо малой (до 1 тонны)
  2.  с малой (1 – 3 тонны)
  3.  со средней (3-5 тонн)
  4.  большая (5 – 8 тонн)
  5.  особо большая (8 тонн и более)

По типу кузова:

  1.  универсальная платформа с универсальными бортами
  2.  грузофургон
  3.  самосвальный кузов (для перевозки валочных грузов)

По типу (роду) применяемого топлива:

  1.  карбюраторные
  2.  дизельные

По проходимости:

  1.  ограниченной проходимости (по хорошим дорогам)
  2.  повышенной проходимости (по грунтовым дорогам)
  3.  высокой проходимости (условия бездорожья)

IV. Эксплуатационно – технические качества и параметры подвижного состава – определяют возможности подвижного состава.

  1.  грузовместимость (внутренние размеры кузова);
  2.  удельная объёмная грузоподъёмность
  3.  удельная площадь кузова
  4.  весовая характеристика

m – масса автомобиля с водителем, заправленная;

q (н) – допускаемая масса груза к перевозке, установленная заводом-изготовителем.

q (н) + m = полная масса автомобиля

    5) Коэффициент использования

    6) проходимость

- дорожный просвет (расстояние от полотна дороги до самой нижней детали)

- радиусы продольной и поперечной проходимости

     7) динамические качества (динамический фактор – отношение силы тяги к полной массе автомобиля)

     8) устойчивость

     9) маневренность

     10) надёжность

     11) экономичность (общая и топливная)

  

V. Работа транспорта состоит из циклов: ездка, оборот.

Ездка – законченный транспортный цикл, состоящий из погрузки грузов в автомобиль, доставки до места назначения, разгрузки и подачи под очередную погрузку.

Оборот – транспортный процесс, состоящий из 1 или нескольких ездок с обязательным возвращением в исходную точку маршрута.

  1.  Показатель состава парка грузового автопредприятия;
  2.  степень готовности парка к работе;
  3.  пробег подвижного состава и его использования:

- нулевые пробеги

- пробег от гаража до места первой погрузки

- пробег от последней разгрузки до гаража

- холостой пробег (от разгрузки до погрузки)

             4. коэффициент использования пробега β;

             5. время работы подвижного состава (необходимое время + пробег);

             6. Грузоподъёмность и её использование;

             7. Скорость движения (техническая и эксплуатационная)

             8. среднее расстояние перевозки и ездки

             9. Производительность автомобиля.

Лекция 6 – Внутренний водный транспорт

1) Особенности внутреннего водного транспорта

2) Характеристика сетей водных путей

3)Речные порты и основные показатели их работы

4)Современное состояние

1)«+»

-высокая провозная способность

-низкая себестоимость перевозок(особенно массовых грузов, которые не требуют срочной доставки)

-возможность перевозить значительные партии грузов

-возможность перевозить там, где нет автомобильного и ж/д транспорта

«-»

-сезонность, т.е. не всегда можно использовать

-несовпадение направлений рек с направлением грузовых потоков

-извилистость пути, неравномерность, что удлиняет маршрут следования

-необходимость строительства гидротехнических сооружений

-низкая скорость движения

 2)Характеристика сетей водных путей

МТБ: - сеть водных путей

          - речной флот

          - речные порты

          - судоремонтные предприятия

1. Сеть водных путей: реки, озера, водохранилища, судоходные каналы, заливы, протоки.

Параметры путей: Протяженность, Густота, Интенсивность.

Россия: Протяженность-102000 км путей

             Густота – 7 км на 1000 (км2)

             Интенсивность – 0,85 млт /км путей

Водные пути: Естественные

                        Искусственные

Классификация:

-По интенсивности движения

>Интенсивное движение (30 и более судовых составов или 5 и более плотовых  составов в сутки)

>Среднеинтенсивное (до 30 судовых и 5 плотовых)

> Неинтенсивное (до 5 судовых составов)

-По условиям ветроволнового режима

«M»-h-3м, ширина 40м

«O»-h-2м, ширина 20м

«R»-h-1,2м, ширина 1,2м

«A»- все остальные меньше, (река Кама-например)

2. Классификация речного флота

-По роду выполняемой работы(назначению)

>Транспортные суда (пассажирские, грузовые, грузо-пассажирские)

>Технические суда

>Вспомогательные суда

>Промысловные суда

>Гидрографические суда

>Спортивные суда

-В зависимости от материала

>Стальные

>Легкосплавные

>Железобетонные

>Композитные

-В зависимости от наличия силовой установки

*Самоходные

*Несамоходные

По типу установки: пароходы, дизельходы, газоходы и др.

По типу хода: судоколесные, винтовые и др.

По принципу движения: водоизмещающая, на подводных крыльях и др.

Показатели использования судов:

-производительность

-транспортная работа в т/км

- ср. нагрузка на 1 тонну транспорта

3)Речные порты

В зависимости от работы все прибрежные места делят на:

-порты

-пристани

-остановочные пункты

Порт состоит из:

-береговая территория

-акватория

-причальный фронт

+участок береговой линии, имеющий оборудование для швартовки и стоянки судов

Выделяют причалы: прибытия и отплытия

1причал-1судно

Лекция 7 – Морской транспорт

Изучаемые вопросы:

1. классификация морского флота

2. показатели работы

3. классификация морских портов

4. состояние и развитие

«+»

  1.  высокая эффективность обеспечения межконтинентальных перевозок;
  2.  неограниченная пропускная способность;
  3.  незначительный расход топлива, энергии;
  4.  низкие тарифы;
  5.  высокая грузоподъемность.

«–»

  1.  зависимость от естественных географических и других условий;
  2.  необходимость создания сложного портового хозяйства на побережьях;
  3.  жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
  4.  малая частота отправок.

1. Классификация морского флота

Элементы: флот, порты, обслуживание морского флота.

1) По назначению:

*см. речной транспорт

2) По району плавания:

  1.  неограниченного морского и океанского плавания;
  2.  ограниченного (в пределах одного моря);
  3.  прибрежного (вдоль одного побережья);
  4.  суда ледового плавания (самые дорогие суда);
  5.  смешанного плавания.

Грузовые суда подразделяют на:

  1.  наливные (газовозы – до 200 и более тонн);
  2.  комбинированные (загружают в прямом и обратном направлении), например, рудонефтевозы;
  3.  сухогрузные суда;
  4.  балкеры (для навалочных грузов);
  5.  контейнеровозы;
  6.  танкеры;
  7.  суда с горизонтальной загрузкой;
  8.  лихтеровозы.

2. Показатели работы

Эксплуатационные:

1) грузоподъемность

  1.  полная (deadweight) = масса груза + судовые запасы;
  2.  чистая = масса груза + сколько груза нужно погрузить.

2) водоизмещение

= масса, объем воды, вытесняемый плавающим судном [т; м3]

3) грузовместимость

= способность вместить груз определенного объема

  1.  одинарная (объем грузовых помещений одновременно);
  2.  составная (разновременно).

4) регистровая вместимость

= вместимость судна в регистр. Регистр = 1,83 м3

Мореходные:

  1.  плавучесть;
  2.  ходкость;
  3.  поворотливость;
  4.  непотопляемость.

Эксплуатационно-экономические:

  1.  долговечность;
  2.  затраты на обслуживание и ремонт.

Показатели использования:

1) коэффициент ходового времени (время ходовое / общая продолжительность ездки)

2) коэффициент балластного времени (балластный пробег / общая продолжительность ездки)

3) коэффициент загрузки судна (фактический вес / qчист)

4) коэффициент грузоподъемности (фактический вес / qтеоретич.возможн)

3. Классификация морских портов

1) По годовой продолжительности эксплуатации:

  1.  постоянные;
  2.  временные (сезонные).

2) По хозяйственному назначению:

  1.  общего назначения;
  2.  специального.

3) По географическому местонахождению:

  1.  островные;
  2.  береговые;
  3.  устьевые;
  4.  лагунные;
  5.  водохранилищные.

4) По назначению:

  1.  транспортные;
  2.  военные;
  3.  промысловые;
  4.  порты-убежища.

5) По отношению к уровню воды:

  1.  открытые:
  2.  закрытые.

6) По отношению к международной торговле:

  1.  международные (Сингапур, Гамбург);
  2.  внутренние;
  3.  мировые.

7) По назначению:

  1.  общего назначения;
  2.  специализированные;
  3.  промышленные порты.

Классификация по трем поколениям (критерий развития):

  1.  политика развития порта;
  2.  эволюция портовой деятельности;
  3.  степень интеграции.

Порты третьего поколения возникли в 80-е годы. Услуги носят специализированный характер.

4. Состояние и развитие

480 млн. т. в год – перерабатывают сейчас в России.

Основные тенденции развития:

1. модернизация транспортного торгового флота (замена);

2. развитие специализированной инфраструктуры морских портов;

3. повышение пропускной способности портов, их коммерческой привлекательности;

4. улучшение взаимодействия морского и внутреннего водного со смешенными видами транспорта.

Лекция 8 – Воздушный транспорт

Изучаемые вопросы:

1. особенности

2. основные элементы материально-технической базы

3. современное состояние и развитие

1. Особенности

«+»

  1.  самая высокая скорость доставки.

«–»

  1.  высокие грузовые тарифы;
  2.  зависимость от погодных условий;
  3.  ограничение по размеру и весу;
  4.  зависимость от наземных служб;
  5.  удаленность аэропортов от предприятий.

2. Основные элементы материально-технической базы

1) воздушная трасса:

  1.  Московский узел управления воздушными системами;
  2.  Северо-Кавказский.

2) сама техника (самолеты и вертолеты)

В зависимости от дальности перелетов бывают дальние, ближние и региональные;

3) наземные сооружения по приему и взлету авиатехники

  1.  взлетно-посадочные полосы;
  2.  аэропорты;
  3.  аэродромы.

Узлы: ХАБН, ТСАО, ИКАО, МАК.

3. Современное состояние и развитие

Основные тенденции развития:

1. обновление парка;

2. создание новых модификационных самолетов;

3. разработка интегрированных комплексов бортового оборудования 3 и 4 поколения;

4. развитие аэродромной сети;

5. повышение качества аэронавигационного обслуживания с постепенным переходом на космические средства навигации, связи и наблюдения на основе концепций ИКАО;

6. проведение интеграции наземных бортовых и космических средств, обеспечивающих безопасность и эффективность полетов;

7. комплексирование отечественных средств ОВД с зарубежными аэронавигационными системами ГЛОНАСС.

Лекция 9 – Условия и правила перевозки на различных видах транспорта

Изучаемые вопросы:

1. нормативные акты, регулирующие грузовые перевозки

2. договор на перевозку грузов

3. документация на перевозку грузов

4. технология коммерческой работы

5. условия перевозки на различных видах транспорта

6. сроки доставки

1. Нормативные акты, регулирующие грузовые перевозки

Нормативные акты регулируют взаимоотношения между транспортными организациями и т.д.

ГК РФ – самый важный документ.

На каждом виде транспорта существует свой нормативный документ.

Железнодорожный транспорт:

  1.  устав железнодорожного транспорта – нормативно-правовой акт, содержащий нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктуры, грузоотправителей и грузополучателей;
  2.  документ, регулирующий условия перевозок грузов с учетом их особенностей, учитывая экологичность перевозок. Утверждает Минтранс.

Воздушный транспорт:

  1.  Воздушный Кодекс;
  2.  Федеральные авиационные правила, утвержденные Минтрансом;
  3.  правила воздушных перевозок, устанавливаемых перевозчиком.

Морской транспорт:

  1.  Кодекс морского транспорта.

Внутренний водный транспорт:

  1.  Кодекс внутреннего водного транспорта, утвержденный в 2001 году.

При международных перевозках требуется анализировать международные конвенции:

1. Конвенция о договоре международной перевозки грузов *1956 год Женева;

2. Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте *1924 год Брюссель;

3. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок *1929 год Варшава;

4. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках *1980 год Женева;

5. Таможенная конвенция о международных перевозках грузов (НДП).

Основные положения:

  1.  предмет договора (порядок планирования и организации);
  2.  условия приема и сдачи грузов;
  3.  порядок выполнения и сдачи грузов;
  4.  срок действия;
  5.  

Нормативные документы

накладная.

вспомогательный комплект документов

сопутствующий комплект документов

основной комплект документов

  1.  накладные;
  2.  дорожная;
  3.  квитанция.

  1.  между транспортными организациями;
  2.  внутри транспортных организаций.

Для обеспечения ответственности и сохранности грузов.

= документы, связанные с правилами перевозки грузов либо с качеством.

  1.  сертификат качества;
  2.  разрешение местных властей.

Для автомобиля:

  1.  товарно-транспортная накладная.

Для авиатранспорта:

  1.  авиагрузовая  накладная (8 экземпляров, 3 оригинала);
  2.  расписка в получении.

4. Технология коммерческой работы

Методология коммерческой работы на транспорте:

1. По месту возникновения:

  1.  на станции, на порту;
  2.  на пути следования.

2. По месту возникновения:

  1.  в порту отгрузки;
  2.  в порту погрузки;
  3.  на пути следования.

5. Условия перевозки на различных видах транспорта

  1.  связаны с обеспечением сохранности, безопасности;
  2.  эффективная перевозка грузов:

? как готовится подвижной состав;

? процесс транспортировки;

? особенности при выдаче груза.

6. Сроки доставки

Для одного водителя время работы рассчитывается следующим образом:

Для двух:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10274. БЕРКЛИ, ДЖОРДЖ - англо-ирландский философ 12.01 KB
  БЕРКЛИ ДЖОРДЖ англоирландский философ. Философия Беркли имевшая сильную религиозную почву явилась в то же время выражением нового быстро вытеснявшего схоластику духа. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и Атеизм и создать учение в котором бы гармонично соч
10275. Френсис Бекон 13.48 KB
  Френсис Бекон разработал доктрину философии основанную на опытном знании. он считал что все проблемы общества можно разрешить на основе научнотехнического прогресса. Критиковал схоластику призывал анализировать вещи. Обосновал индуктивную концепцию научного позна
10276. Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира 13.95 KB
  Познание совокупность процессов процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии теории познания. Чувственное и рациональное познание Познание распадается как бы на две половин
10277. Принцип действительности и возможности 11.53 KB
  Принцип действительности и возможности является как бы подытоживанием пройденного отрезка пути поскольку интегрирует в себе рассмотренные до сих пор модификации материи содержит их в себе в снятом виде выражает собою диалектическое развитие этого отрезка в целом в е
10278. Георг Гегель 12.14 KB
  Георг Гегель исходя из принципа развития дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. Рассматривая соотно...
10279. ГНОСЕОЛОГИЯ - критика и теория познания 39.57 KB
  ГНОСЕОЛОГИЯ философская дисциплина занимающаяся исследованиями критикой и теориями познания теория познания. В отличие от эпистемологии гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания исследователя к объекту познания
10280. Томас Гоббс - английский мыслитель 12.28 KB
  Томас Гоббс английский мыслитель последовательный материалист. Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых ...
10281. Движение - понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение 13.97 KB
  Движение понятие охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. Во-вторых движение в философии определяется как любое изменение. Движение в применении к материи – утверждал Ф. Энгельс это изменение вообще. В диалектическом материализме движение ...
10282. Диалектика ( искусство спорить, вести рассуждение) 38.94 KB
  Диалектика искусство спорить вести рассуждение один из основных методов философского познания мира базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Цель диалектического метода попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения. Предметом диа