7106

Математическое моделирование процессов рафинирования алюминиевых сплавов

Книга

Математика и математический анализ

Математическое моделирование процессов рафинирования алюминиевых сплавов Изложены: методические разработки по рафинированию алюминия и алюминиевых сплавов, методы математического моделирования при планировании экспериментов на трех уровнях фак...

Русский

2013-01-16

191.5 KB

21 чел.

Математическое моделирование процессов рафинирования алюминиевых сплавов

Изложены: методические разработки по рафинированию алюминия и алюминиевых сплавов,  методы математического моделирования при планировании экспериментов на трех уровнях факторов, алгоритм математического рафинирования, пример выполнения программы математического моделирования на ЭВМ, основные требования по выполнению исследовательских работ и оформлению отчетов.    

Учебное пособие подготовлено на кафедре «Сварочное, литейное производство и материаловедение» и в Научно-исследовательском институте плавки литейных сплавов при ПГУ. Оно предназначено для студентов всех форм обучения по специальности «Машины и технология литейного производства» и может быть полезно при выполнении исследований с применением математического моделирования.

Основные сведения по рафиниролванию алюминиевых сплавов и  методические указания по выполнению исследований

Алюминиевые сплавы широко применяется в промышленности. Положительные свойства алюминия это – легкость, высокая пластичность, коррозионная стойкость,  повышенная электропроводность

Современные требования к  литейному производству обеспечение получения отливок из сверхчистого алюминия. В связи с этим разработка новых методов рафинирования (очистки) алюминия является актуальной задачей. Перспективным способом является рафинирование металла солями.  Сущность этого метода рафинирования металла заключается в том, что отдельно производят расплавление металла и соли. В расплавленную соль, удельной вес которой меньше удельного веса металла вливают расплавленный металл. Чем меньше разность удельных весов соли и металла и меньше поверхность контакта соли и металла, тем с большей интенсивностью проводят вибрационное воздействие на расплавленную соль.

Это  позволяет снизить трудоемкость процесса рафинирования металла, получить более чистый металл, улучшить качество металла, снизить энергозатраты и стоимость очистки металла.

Проверка эффективности предложенного способа рафинирования металла (патент №2287022) осуществляется следующим образом. Производят плавку металла в тигельной печи и одновременно в другой плавят водорастворимую соль,  удельной вес которой меньше удельного веса металла в 1,5-10,5 раза, например, соль натрия, бария или калия. Температуру расплава алюминия  повышают до 800оС, затем тигель с расплавом соли подвергаем вибрации, и расплав алюминия вливают в расплавленную соль. После прохождения соли через металл и скопления соли на поверхности металла, вибрацию прекращают. Выливают расплав соли вместе с расплавом металла в тигель, в котором плавили алюминий. Далее расплавленную соль сливают с жидкого металла, и металл используют для заливки отливок. После остывания соль растворяют в воде, удаляют из раствора неметаллические материалы, выпаривают воду, сушат соль, полученную из раствора. Соль повторно можно использовать для очистки алюминия от неметаллических включений.

Выбор интенсивности перемешивания расплавленной соли зависит от разности удельных весов расплава соли и очищаемого металла, а также от поверхности контакта расплавленной соли с расплавленным металлом, требуемой степени очистки металла от неметаллических включений. Чем меньше разность удельных весов соли и металла и меньше поверхность контакта соли и металла и чем чище требуется металл, тем должна быть больше интенсивность движения размешивания расплавленной соли. Удельный вес расплава соли должен быть в 1,5-10,5 раза меньше расплавленного металла, вливаемого в расплавленную соль.

Оценку качества рафинирования металла-алюминия проводят при помощи экспериментальных данных и математической модели. В технике и технологии преимущества метода математического моделирования очевидны: оптимизация процессов, сокращение затрат на процессы, повышение качества продукции, уменьшение эксплуатационных расходов. Математическое моделирование существенно преобразует также сам характер научных исследований, устанавливая новые формы взаимосвязи между экспериментальными и математическими методами. Применение математического моделирования в литейном производстве привело к появлению большого числа программных пакетов, с помощью которых более или менее успешно решаются задачи, с которыми литейщики сталкиваются в практической работе.

Прогнозирование улучшения процессов и свойств при рафинировании расплавов алюминия рационально проводить при помощи  математического моделирования на основе  планирования экспериментов на трех уровнях факторов [4,13,14]

Преимуществами предложенной методики математического моделирования являются оригинальная разработка ортогонализации матриц, вывод формул для расчета коэффициентов ортогонализации, коэффициентов регрессии, дисперсий в определении коэффициентов регрессии, буквенное обозначение показателей степени факторов в уравнении регрессии и возможность изменять величины показателей степени факторов, добиваясь  требуемой точности математических моделей. При математическом  моделировании используются абсолютные величины факторов и показателей процесса. Уровни факторов могут быть ассиметричными и симметричными, а математические зависимости – нелинейными или линейными.

Анализ следует проводить по  компьютерной программе NW3 [13,14] , разработанной в соответствии с  эффективным алгоритмом. В этой программе объединены три программы для случаев планирования 31 (Х = 3), 32 (Х = 9), 33 (Х = 27). В зависимости от того, какая управляющая величина Х будет введена, начнет работать одна из  программ. Программы составлены так, что достигается высокая точность расчетов, осуществляется проверка расчетов. После выявления математической модели программа позволяет выполнять расчеты по модели, определять максимальные и минимальные величины показателей, строить графики зависимостей показателей от факторов.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ исследовательских лабораторных  РАБОТ                                                                 

Лабораторные работы посвящены исследованию рафинирования алюминия с применением математического моделирования на основе  планирования экспериментов на трех уровнях факторов.

Преимуществами предложенной методики математического моделирования [4] являются оригинальная разработка ортогонализации матриц, вывод формул для расчета коэффициентов ортогонализации, коэффициентов регрессии, дисперсий в определении коэффициентов регрессии, буквенное обозначение показателей степени факторов в уравнении регрессии и возможность изменять величины показателей степени факторов, добиваясь  требуемой точности математических моделей. При математическом  моделировании используются абсолютные величины факторов и показателей процесса. Уровни факторов могут быть ассиметричными и симметричными, а математические зависимости – нелинейными или линейными.

Лабораторные работы по дисциплине ««Вычислительная техника в инженерных расчетах»  согласно учебного плана для дневной формы обучения и заочной формы обучения должны выполняться в течение 17 часов аудиторных занятий. Выполняются 4 исследовательские работы. Тематика работ представлена в табл 1.

Таблица 1

Тематика лабораторных работ

Номер     работы

Тематика работы

Объем работы (час)

Примечания

№ 1

Рафинирование алюминиевых сплавов солями бария.

4

№ 2

Рафинирование алюминиевых сплавов солями натрия.

4

№ 3

Рафинирование алюминиевых сплавов солями калия.

4

№4

Рафинирование алюминиевых сплавов смесью солей

5

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ исследовательских РАБОТ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ

Цель: Изучение рафинирования алюминия с применением математического моделирования при  планирования экспериментов на трех уровнях факторов.

На первом занятии студенты должны ознакомиться с правилами техники безопасности и внутреннего распорядка лаборатории.  После ознакомления студенты должны расписаться в контрольном листе по технике безопасности.

Без росписи в контрольном листе студенты к занятиям не допускаются.

Результаты проведенных работ оформляются в виде отчета.

Отчет по работам должен содержать:

- титульный лист;

- общие сведения по очистке алюминиевых сплавов;

- общие сведения о солях натрия, калия, бария;

- описание методики и проведения работ;

- рассчитанные и определенные значения;

- анализ полученных значений и результатов.

Работы должны оформляться на стандартных листах согласно требованиям действующих ГОСТ на оформление текстовых документов. Обозначение рисунков и таблиц должно быть сквозное по тексту.

Применяемое Оборудование

Огнеупорные тигли; электрическая печь сопротивления;  формы для заливки металла, алюминий; соли натриевые.

Порядок проведения исследовательских работ

  1.  Произвести расчет объема заполнения тиглей с учетом удельного веса материалов.
  2.  Произвести плавку хлорида натрия  в тигельной печи. (Тпл = 800оС).
  3.  Произвести плавку в другой тигельной печи алюминиевого сплава.  

     (Тпл = 700оС).

  1.  Залить пробу металла.
  2.  Перегреть  оставшийся расплав металла то температуры Т = 800оС.
  3.  Влить расплав алюминия в расплавленную соль, при этом тигель с расплавом соли подвергать вибрации.
  4.  После прохождения соли через металл и скопления расплава соли на поверхности металла, вылить расплав соли вместе с расплавом металла в тигель, в котором плавили алюминий.
  5.  Расплавленную соль слить с жидкого металла.
  6.   Залить полученный образец металла.
  7.   Провести сравнительный анализ  пробного образца с полученным образцом.
  8.   Заполнить табл. 2.

                                                                                                               Таблица 2

                                Взаимодействие алюминия с солями                                                 

№ эксп.

Соль

Наблюдения

Выводы

  1.   По данным экспериментов, вычислить дисперсию опытов по программе, построить математическую модель.

АЛГОРИТМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Применительно к использованию ЭВМ разработан следующий алгоритм математического моделирования:

1.  Начало выполнения программы, ввод количества опытов по  плану, величин факторов на принятых уровнях и показателей степени в уравнении регрессии.                                       

2.  Расчет коэффициентов ортогонализации.

  1.  Ввод величин показателей процесса.
  2.  Расчет коэффициентов регрессии до их анализа.
  3.  Ввод количества опытов на среднем уровне факторов.
  4.  Расчет показателей до анализа коэффициентов регрессии.
  5.  Выявление дисперсии опытов, расчетных величин t-критерия для каждого   

     коэффициента регрессии.

  1.  Ввод табличного t-критерия.
  2.  Выявление статистически значимых коэффициентов регрессии.
  3.  Ввод табличного F-критерия.
  4.  Расчет показателей после анализа коэффициентов регрессии.
  5.  Выявление расчетной величины F-критерия и адекватности модели.
  6.  Выполнение расчетов по модели и проверка точности модели.
  7.  Вычисления показателей по математической модели с использованием циклов и построение графиков.
  8.  Конец выполнения программы.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ при математическом моделировании

  План 31 (Х = 3)                                                                             Таблица 3

Номер опыта

Факторы

Показатель Y(J)

F(J)

H(J)

1

A1

В1

Y(1)

2

В1

Е1

Y(2)

3

A1

Е1

Y(3)

ТАБЛИЦА СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ

Системное представление для анализов результатов расчетов по математическим моделям при планировании 31                        Таблица 4

Номера зависимостей и результатов

Факторы

Показатели

действительные величины

относительные величины

1

2

3

4

5

1

1.1

A1

A2

Z(1)

Z1(1)

1.2

B1

A2

Z(4)

Z1(4)

1.3

A1

B2

Z(7)

Z1(7)

2

2.1

B1

B2

Z(2)

Z1(2)

2.2

A1

E2

Z(5)

Z1(5)

2.3

B1

E2

Z(8)

Z1(8)

3

3.1

E1

A1

Z(3)

Z1(3)

3.2

E1

B2

Z(6)

Z1(6)

3.3

E1

E2

Z(9)

Z1(9)

Пример ВЫПОЛНЕНия ПРОГРАММЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Для запуска программы WN3 на решение в Microsoft QuickBASIK v4.5 необходимы следующие действия:

В меню «File» выбираем пункт «Open Program…» путем нажатия клавиши «Enter»(«Ввод») на клавиатуре или щелчком левой кнопки мыши.

В открывшемся окне выбираем файл «NW3.BAS» путем нажатия клавиши «Enter»(«Ввод») на клавиатуре или щелчком левой кнопки мыши.

В области ввода программного кода открывается текст программы NW3

В меню «Run» выбираем пункт «Start…» путем нажатия клавиши «Enter»(«Ввод») на клавиатуре или щелчком левой кнопки мыши.

Открывается окно ввода данных.

Алгоритм действий пользователя, направленный на реализацию примера математического моделирования по приведенной программе NW3, приведен в табл. 5.

                                                                                            Таблица 5

Сообщение на экране монитора

Вводимые величины 1

Комментарий

Ввод имени файла

NW31

Возможно введение произвольного имени файла

Ввод Х-количество опытов по плану

3

Х=16=42, т. к. производится планирование экспериментов на четырех уровнях

Ввод А1,Е1,В1

0.6,1,1.4

Ввод величин факторов и показателей степени производится через запятую без пробелов

Ввод,J1,O1

1,2

Ввод производится через запятую без пробелов

IF I0=6 GOTO 40-НАЧАЛО

IF I0=7 GOTO 1160-ПРОДОЛЖЕНИЕ

7

Если предыдущие значения величин введены не верно, то вводится 6; если верно, то 7

Y(1)

2

Ввод производится через точку

Y(2)

12..5

Y(3)

6

Ввод производится через точку

IF I0=1 GOTO 1160-ПОВТОРИТЬ ВВОД ПОКАЗАТЕЛЕЙ

IF I0=2 GOTO 1270-ПРОДОЛЖЕНИЕ

2

Если предыдущие значения величин введены не верно, то вводится 1; если верно, то 2

Ввод N0-количество опытов на среднем уровне факторов

4

N0 = 4

Ввод F8=N0-1

3

F8 = 4 - 1 = 3

Ввод I0

4

Ввод дисперсии опытов

Ввод U9 – ввод дисперсии опытов

0.1667

Ввод производится через точку

Ввод Т0 – табличный Т-критерий

3.182

Ввод производится через точку

Ввод F7 – табличный F-критерий

8.69

Ввод производится через точку

АДЕКВАТНО

IF I0=7 GOTO 3240 – проверка точности и расчеты по модели

IF I0=8 GOTO 40 – начало

IF I0=17 GOTO 4880 – математическая модель

IF I0=22 GOTO 7000 – вычисления показателей Z(К5) с использованием циклов и построение графиков

IF I0=9 GOTO 6830 – конец

17

IF I0=18 GOTO 2660 – переходы

IF I0=19 GOTO 3190 – переходы

IF I0=35 GOTO 1160 – ввод новых Y(J)

IF I0=44 GOTO 6830 – конец

IF I0=50 GOTO 40 – начало

IF I0=51 GOTO 3240 – проверка точности и расчеты по модели

IF I0=52 GOTO 7000 – вычисления показателей Z(К5) с использованием циклов и построение графиков

51

Ввод F(1),H(1)

0,583

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(2),H(2)

100,583

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(3),H(3)

50,293

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(4),H(4)

50,873

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(5),H(5)

50,583

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(6),H(6)

50,438

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(7),H(7)

50,728

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(8),H(8)

25,583

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(9),H(9)

75,583

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(10),H(10)

0,486

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(11),H(11)

100,486

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод F(12),H(12)

0,680

Ввод производится через запятую без пробелов

Ввод I0

14

Вычисление показателей Z(К5) с использованием циклов и построение графиков

ВВОД I0=61 GOTO 7360

61

ВВОД ПРИНЯТЫХ ВЕЛИЧИН X,F3,F4,H3,H4

10,10,0,200,80

Для использования циклов и построения графиков. Ввод производится через запятую без пробелов

ВВОД I0=90-ПРОДОЛЖЕНИЕ

90

IF I0=80 GOTO 9000-ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА

80

ВВОД Х0,Y0,K0,K3

20,180,50,100

Ввод производится через запятую без пробелов

1 Для перехода к следующей команде после  каждой последовательности данных обязательно нажимается клавиша «Enter».

результаты выполнения программы математического моделирования

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ NW3,

КОЛИЧЕСТВО ОПЫТОВ ПО ПЛАНУ

X= 3

ВЕЛИЧИНЫ ФАКТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТЕПЕНИ

A1= .6  E1= 1  B1= 1.4

J1= 1  O1= 2

КОЭФФИЦИЕНТЫ ОРТОГОНАЛИЗАЦИИ

V1=-1  U1=-1.999999  Q1= .8933322

ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ Y(J)

Y( 1 )= 2

Y( 2 )= 12.5

Y( 3 )= 6

B(J) ДО АНАЛИЗА

B( 1 )= 6.833333

B( 2 )= 13.125

B( 3 )= 7.812728

КОЛИЧЕСТВО ОПЫТОВ НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ ФАКТОРОВ

N0= 4

РАСЧЕТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Z(J) ДО АНАЛИЗА B(J)

Z( 1 )= 2.000009

Z( 2 )= 12.50002

Z( 3 )= 5.999976

F8=N0-1= 3

ПРОВЕРКА ПО РАЗНОСТИ Y(J)-Z(J)

В ПРОЦЕНТАХ (Y(J)-Z(J)) * (100/Y(J))

Y( 1 )-Z( 1 )=-8.583069E-06

(Y( 1 )-Z( 1 )) * (100 / Y( 1 )) = -4.291534E-04

Y( 2 )-Z( 2 )=-1.525879E-05

(Y( 2 )-Z( 2 )) * (100 / Y( 2 )) = -1.220703E-04

Y( 3 )-Z( 3 )= 2.43187E-05

(Y( 3 )-Z( 3 )) * (100 / Y( 3 )) =  4.053116E-04

ДИСПЕРСИЯ ОПЫТОВ U9= .09

РАСЧЕТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ T(J)

T( 1 )= 39.45227

T( 2 )= 24.74874

T( 3 )= 3.402168

ТАБЛИЧНЫЙ Т-КРИТЕРИЙ T0= 3.182

B(J) ПОСЛЕ АНАЛИЗА

B( 1 )= 6.833333

B( 2 )= 13.125

B( 3 )= 7.812728

КОЛИЧЕСТВО СТАТИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ

          КОЭФФИЦИЕНТОВ РЕГРЕССИИ K9= 3

F9=X-1

F9= 2

ТАБЛИЧНЫЙ F-КРИТЕРИЙ F7= 9.55

РАСЧЕТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОКАЗАТЕЛЯ Z(J) ПОСЛЕ АНАЛИЗА B(J)

Z( 1 )= 2.000009

Z( 2 )= 12.50002

Z( 3 )= 5.999976

ПРОВЕРКА ПО РАЗНОСТИ Y(J)-Z(J)

В ПРОЦЕНТАХ (Y(J)-Z(J)) * (100/Y(J))

Y( 1 )-Z( 1 )=-8.583069E-06

(Y( 1 )-Z( 1 )) * (100 / Y( 1 )) = -4.291534E-04

Y( 2 )-Z( 2 )=-1.525879E-05

(Y( 2 )-Z( 2 )) * (100 / Y( 2 )) = -1.220703E-04

Y( 3 )-Z( 3 )= 2.43187E-05

(Y( 3 )-Z( 3 )) * (100 / Y( 3 )) =  4.053116E-04

РАСЧЕТНАЯ ВЕЛИЧИНА F-КРИТЕРИЯ F6= 4.988326E-09

АДЕКВАТНО,ТАК КАК F6<=F7

СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ДЛЯ АНАЛИЗОВ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ

ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПОКАЗАТЕЛЯ

Z1(J)=Z(J)/(S/X),ГДЕ S-СУММА

АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОКАЗАТЕЛЕЙ,S= 20.5

S/X-СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА,S/X= 6.833333

1.1.A1= .6 Z(1)= 2.000009 Z1(1)= .2926842

1.2.E1= 1 Z(3)= 5.999976 Z1(3)= .8780452

1.3.B1= 1.4 Z(2)= 12.50002 Z1(2)= 1.82927

РАСЧЕТЫ ПО МОДЕЛИ

ФАКТОР F( 1 )= .5

Z( 1 )= 1.390653

ФАКТОР F( 2 )= .7

Z( 2 )= 2.765618

ФАКТОР F( 3 )= .8

Z( 3 )= 3.687483

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Z(J)= 6.833333 + 13.125 *I(J)+ 7.812728 *K(J),

ГДЕ

I(J)=F(J)^ 1 +-1 ;

K(J)=F(J)^ 2 +-1.999999 *F(J)^ 1 + .8933322

ОБОЗНАЧЕНИЕ: F(J)- 1-й ФАКТОР

РАСЧЕТЫ ПО МОДЕЛИ

ФАКТОР F( 1 )= .9

Z( 1 )= 4.765602

ФАКТОР F( 2 )= 1.1

Z( 2 )= 7.390604

ФАКТОР F( 3 )= 1.2

Z( 3 )= 8.937488

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Z(J)= 6.833333 + 13.125 *I(J)+ 7.812728 *K(J),

ГДЕ

I(J)=F(J)^ 1 +-1 ;

K(J)=F(J)^ 2 +-1.999999 *F(J)^ 1 + .8933322

ОБОЗНАЧЕНИЕ: F(J)- 1-й ФАКТОР

РАСЧЕТЫ ПО МОДЕЛИ

ФАКТОР F( 1 )= 1.3

Z( 1 )= 10.64062

ФАКТОР F( 2 )= 1.5

Z( 2 )= 14.51566

ФАКТОР F( 3 )= 1.7

Z( 3 )= 19.01572

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Z(J)= 6.833333 + 13.125 *I(J)+ 7.812728 *K(J),

ГДЕ

I(J)=F(J)^ 1 +-1 ;

K(J)=F(J)^ 2 +-1.999999 *F(J)^ 1 + .8933322

ОБОЗНАЧЕНИЕ: F(J)- 1-й ФАКТОР

ВЫЧИСЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Z(K5)

ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИКЛОВ

И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ

ФАКТОР F(1)=F3+F4

F4-ШАГ ПРИРАЩЕНИЯ ФАКТОРА

X-КОЛИЧЕСТВО ЗНАЧЕНИЙ ФАКТОРА

X= 10 F3= .5 F4= .25

F( 1 )= .75

Z( 1 )= 3.207019

F( 2 )= 1

Z( 2 )= 5.999976

F( 3 )= 1.25

Z( 3 )= 9.769524

F( 4 )= 1.5

Z( 4 )= 14.51566

F( 5 )= 1.75

Z( 5 )= 20.23839

F( 6 )= 2

Z( 6 )= 26.93771

F( 7 )= 2.25

Z( 7 )= 34.61362

F( 8 )= 2.5

Z( 8 )= 43.26613

F( 9 )= 2.75

Z( 9 )= 52.89522

F( 10 )= 3

Z( 10 )= 63.5009

ВЫЯВЛЕНИЕ MAX Z(K5) И MIN Z(K5)

MAX Z(K5)= 63.5009

MAX Z( 10 )= 63.5009

MIN Z(K5)= 3.207019

MIN Z( 1 )= 3.207019

MIN Z(K5)=К7, MAX Z(K5)=K8

K6(K5)=(Z(K5)+ABS(K7))/(ABS(K7)+ABS(K8))

K6( 1 )= 9.615106E-02

K6( 2 )= .1380195

K6( 3 )= .1945278

K6( 4 )= .2656758

K6( 5 )= .3514636

K6( 6 )= .4518913

K6( 7 )= .5669588

K6( 8 )= .6966661

K6( 9 )= .8410131

K6( 10 )= 1

J5=ABS(K7)/(ABS(K7)+ABS(K8))

J5= 4.807553E-02

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА

ЗАВИСИМОСТЬ K6(K5) ОТ ФАКТОРА

K6(K5)-ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПОКАЗАТЕЛЯ

K5-НОМЕР ВЕЛИЧИНЫ ФАКТОРА И ПОКАЗАТЕЛЯ

ВЕЛИЧИНЫ ФАКТОРОВ ЗАДАНЫ

X0= 20 Y0= 180 K0= 50 K3= 100 , ГДЕ

              X0-ОТСТУП ВПРАВО ПО ОСИ Х

              Y0-ОТСТУП ВНИЗ ПО ОСИ  Y

              K0-ДЛИНА ГРАФИКА ПО ОСИ Х

              K3-ВЫСОТА ГРАФИКА ПО ОСИ Y

1.1.A1= .6 Z(1)= 3.207019 Z1(1)= .2926842

1.2.E1= 1 Z(3)= 9.769524 Z1(3)= .8780452

1.3.B1= 1.4 Z(2)= 5.999976 Z1(2)= 1.82927

Правила работы и техника безопасности в литейной лаборатории

  1.  К выполнению работы допускаются только студенты, которые прошли инструктаж по технике безопасности. Приступая к выполнению любой технологической операции необходимо ясно представлять все ее детали и последовательность выполнения стадий, принять необходимые меры предосторожности. Опыты можно проводить только с разрешения и в присутствии преподавателя или лаборанта.
  2.  Для работы студенту выделяется рабочее место, которое он должен содержать в чистоте и порядке.
  3.  Запрещается пробовать на вкус любые вещества, находящиеся в лаборатории, а также принимать пищу.
  4.  При работе с электрооборудованием и силовыми щитками следует ознакомиться с правилами работы и строго соблюдать требования техники безопасности.
  5.  При работе в лаборатории возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

-термические ожоги при нагревании и плавке металла;

-травматизм от движущихся механизмов;

-порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

-поражение электрическим током при работе с электроустановками;

-возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися материалами;

  1.  При работе в лаборатории  должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, костюм термиста, респираторы, защитные очки и маски.
  2.  В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.  

Требования безопасности перед началом работы

  1.  Надеть спецодежду, подготовить средства индивидуальной защиты.
  2.  Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
  3.  Проветрить помещение лаборатории.
  4.  Внимательно изучить содержание и порядок проведения работы, а также безопасные приемы её выполнения.

Требования безопасности по окончании работы

  1.  Привести в порядок рабочее место: убрать шлак и всплески металла, инструмент и приспособления очистить и убрать на отведенное место.
  2.  Спец. одежду хранить в соответствии с порядком, установленном в лаборатории
  3.  После проведения опытов необходимо тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Оказание первой помощи

При тепловых ожогах кожу обрабатывают 3% раствором перманганата калия и затем мазью от ожогов.

При порезах стеклом следует удалить осколки из раны, обработать ее спиртовым раствором йода и перевязать.

При поражении электрическим током, не прикасаясь к пострадавшему, обесточивают систему и вызывают врача.

пензенский государственный университет

Хранится у зав. лабораторией (мастерской)

контрольный лист

инструктажа студентов по технике безопасности

Факультет ________________________________________Курс_______________ Группа__________________

Фамилия должность проводившего инструктаж____________________________________________________

Дата проведения инструктажа_______________ Инструкция по технике безопасности в лаборатории

________________________ проработана, дополнительный инструктаж от ____________________________

_________________________ получен и усвоен, в чем расписываемся:

№п/п

Фамилия, имя, отчество

Роспись

Примечание

Инструктаж по технике безопасности провел_____________________________________ 

Контрольные вопросы

  1.  Как влияют состав и структура алюминиевых сплавов на литейные и механические свойства сплавов?
  2.  Как взаимодействуют алюминий и его сплавы с газами?
  3.  Какое содержание легирующих элементов влияет на растворимость водорода в расплавленном металле?
  4.  Как хлориды взаимодействуют с расплавами алюминия?
  5.  При каких температурах возможна диссоциация продуктов сгорания?
  6.  Как зависит выбор интенсивности вибрации на поверхность контакта расплавленной соли с расплавленным металлом?
  7.  Зачем надо моделировать процессы?
  8.  Как выявляются математические модели?
  9.  Почему усложняется математическая модель по мере увеличения количества факторов, влияющих на показатель процесса, и количества уровней фактора при планировании экспериментов?
  10.  Какие выполняются расчеты по математической модели?
  11.  Зачем надо анализировать результаты расчетов по математическим моделям?
  12.  Как упростить анализ результатов расчетов по математическим моделям?
  13.  Надо ли сравнивать результаты расчетов по моделям с практическими данными?
  14.  Какие преимущества достигаются при математическом моделировании, с чем связана экономическая эффективность моделирования?
  15.  Почему результаты анализов математического моделирования и расчетов по математическим моделям помещены в файл?
  16.  В каких случаях результаты математического моделирования положительно влияют на разработку прогнозных рекомендаций?

задания для самопроверки

  1.  Укажите изменения при переходе тел из твердого состояния в жидкое.
  2.  Назовите термодинамические свойства солевых расплавов.
  3.  Укажите ионное строение эвтектических смесей расплавленных солей.
  4.  Назовите термодинамические параметры плавления алюминия и его сплавов.
  5.  Назовите методы определения чистоты алюминия и алюминиевых сплавов.
  6.  Рассчитайте   поверхностное натяжение смесей расплавленных солей.
  7.  

Содержание

Основные сведения по рафиниролванию алюминиевых сплавов и  методические указания по выполнению исследований………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ исследовательских лабораторных  РАБОТ ………………………………………………….5  

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ исследовательских РАБОТ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ…….7

Применяемое Оборудование ……………………………………….8

Порядок проведения исследовательских работ………….8

АЛГОРИТМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ……………..9

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ при математическом моделировании……………………………...10

ТАБЛИЦА СИСТЕМНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ……………………………………………………………………...11

Пример ВЫПОЛНЕНия ПРОГРАММЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..11

результаты выполнения программы математического моделирования…………………………….16

Правила работы и техника безопасности в литейной лаборатории ……23

Требования безопасности перед началом работы………………………….24

Требования безопасности по окончании работы…………………………..24

Оказание первой помощи……………………………………………………..25

контрольный лист инструктажа студентов по технике безопасности ……………………………………………………………………26

Контрольные вопросы………………………………………………..27

задания для самопроверки…………………………………………28

литература………………………………………………………………….32

                                                             

Литература

  1.  Черный А.А. Математическое моделирование применительно к литейному производству: Учебн. пособие/ А.А. Черный. – Пенза:

Изд-во Пенз.гос.ун-та, 1998. – 121 с.

  1.  Черный А.А. Математическое  моделирование при планировании экспериментов на трех уровнях факторов: Учеб. пособие.-  Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2006. – 73 с
  2.  Черный А.А. Математическое моделирование при планировании экспериментов на трех, четырех, пяти уровнях фактора и при неодинаковом количестве уровней первого и второго фактора: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та,  2006. - 53 с.
  3.   Математическое  моделирование в литейном производстве: Учеб. пособие/Сост. ЧерныйА.А.  – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. – 192 с
  4.  Математическое моделирование в литейном производстве: рабочая программа и метод. указ. к практическим работам./ Сост. А.А. Черный.–Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2005.–20 с.
  5.  Вычислительная техника в инженерных расчетах: рабочая программа и метод.указ. к лабораторным, практическим и курсовым работам./ Сост. А.А. Черный. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2005. – 39 с.
  6.  Принципы инженерного творчества: рабочая программа и метод.указ. к практическим работам./ Сост. А.А. Черный. – Пенза: Изд-во Пенз.гос.ун-та, 2005. – 16 с.
  7.  Новик Ф.С. Оптимизация процессов технологии металлов методом планирования экспериментов/ Ф.С. Новик, А.Б. Арсов. – М.: Машиностроение; София: техника, 1980. – 304 с.
  8.  Адамсон А., Физическая химия поверхностей, пер. с англ., M., 1979.
  9.   Щукин Е.Д., ПерцовА.В., Амелина Е.А., Коллоидная химия, M., 1982.
  10.  Уббелоде А.Р. Расплавленное состояние вещества. Пер. с англ. М., «Металлургия», 1982. - 376с.с ил.
  11.   Гуляев А.П. Металловедение, М.: Металлургия, 1965. - 480с.
  12.   Черный А.А. Компьютерные дополненные программы математического моделирования и расчетов по математическим моделям: Учебное пособие/ А.А. Черный – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2008. – 356с.
  13.  Черный А.А. Системный анализ результатов расчетов по математическим моделям: учебное пособие / А.А. Черный. –  Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. – 143 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61022. Виготовлення проектованого виробу «Шкатулка» 124.5 KB
  Обладнання столярний верстак роботи виконані на попередніх уроках кухонні дошки ужиткові речі різці плакати креслярський інструмент ручний інструмент для обробки деревини ТВ6 та СТД120М.
61023. Оцінка продуктів харчування за їхнім хімічним складом. Ознайомлення з інструкціями з використання окремих хімічних препаратів, засобів побутової хімії тощо та оцінка їхньої небезпеки 146 KB
  Мета: навчити оцінювати продукти харчування з точки зору принципів раціонального харчування; навчити оцінювати добовий раціон харчування, визначити властивий тип харчування; формувати знання про ведення здорового способу життя....
61024. Історія вивчення клітини. Методи цитологічних досліджень 96 KB
  Перш ніж вивчити саму будову треба оволодіти методами цитологічних досліджень а також вивчити історію вивчення будови клітини. Актуалізація теоретичних знань Фронтальна бесіда: Які є рівні організації живої матерії...
61030. Как получается предложение 90 KB
  Умение сохранить учебную цель заданную учителем умение самостоятельно ставить новые учебные задачи определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями...