71080

Социально-психологический климат в семье

Лекция

Психология и эзотерика

Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу по их духовной и эмоциональной спаянности по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного...

Русский

2014-11-01

235 KB

15 чел.

Тема 5. Социально-психологический климат в семье.

5.1 Понятие социально-психологического климата.

Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего. В связи с этим определяющими признаками благоприятного социально-психологического климата являются отчетливо выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны именно группам типа коллектива.

Таким образом, в качестве подобных показателей выступают:

  1.  высокий уровень информированности всех членов группы о целях и задачах совместной деятельности,
  2.  высокая степень опосредствования межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в сообществе) целями и содержанием групповой просоциальной активности,
  3.  существенная выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации,
  4.  адекватная атрибуция ответственности за успехи и неудачи в групповой деятельности,
  5.  высокий показатель взаимности в сфере аттракционных и референтных отношений,
  6.  высокий показатель ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства,
  7.  способность и готовность членов группы к проявлению личностного самоопределения и т. п.

Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью.

5.2 Типы семей по СПК.

Обратимся к характеристике типологий семей.(см. рисунок 12)

Рисунок 12

Типы семей по социально-психологическому климату

1. Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу, по их духовной и эмоциональной спаянности, по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой,  рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного члена, чувствуя свою защищенность и рассчитывая на материальную и моральную поддержку семьи в трудных обстоятельствах. В дезинтегрированных семьях члены семьи обособлены друг от друга, каждый живет сам по себе и чисто формально интересуется проблемами остальных. Вполне естественно, и это подтверждается в наблюдениях, что дезинтегрированные семьи способны чащи оказывать суицидогенное воздействие на своих членов, чем сплоченные, высоко интегрированные.

В плане  неблагополучия детско-родительских отношений  наибольшую вероятность представляет собой частично дезинтегрированные семьи, имеющие внутри себя микрогруппы или семейные коалиции, которые могут состоять из членов семьи или включать  более широкие группы родственников  со стороны кого-либо из супругов. Дети, оказавшиеся в одиночестве перед коалицией объединившихся  против него родственников, чувствуют, что от них постоянно что-то скрывают и стремятся изолировать от семейных контактов. Причины, по которым кто-нибудь оказывается в положении отвергаемого члена семьи могут быть самыми различными. Типичный пример – изоляция невестки в семье, в которой сын женился вопреки воле родителей и они не считают ее «парой» для него. Изоляция тогда является  одним из средств отторжения  от семьи «инородного тела».Проблемное поведение возможно и в семьях, которые суперинтегрированы. При высокой сплоченности членов семьи, чаще всего супругов, а в неполных семьях – матери и ребенка – нарушается чувство личной автономности, лица, привыкшие находиться в обществе друг друга, употребляют только местоимение «мы», «наше», и не любят говорить «я», «мне», они мыслят свое существование только рядом друг с другом, находясь в симбиозе. Смерть одного из них делает их абсолютно беспомощным.

2. В следующих полярных типах семей различие проводится по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами  семьи. Это гармоничные и дисгармоничные семьи. В гармоничных семьях, в свою очередь, можно различить искусственную и естественную гармонию. В случае естественной гармонии психологические структуры личности идеально подходят друг другу,  нет проблемы адаптации в общении и не требуется  особых затрат времени и усилий для установления взаимопонимания. Об искусственной гармонии можно говорить в тех случаях, когда высокая степень согласия достигается за счет сознательных усилий всех членов семьи, необходимых для достижения взаимопонимания

Дисгармоничные семьи характеризуются рассогласованием целей, потребностей, мотивов у членов семьи. Согласие отмечается ситуативно, соблюдение  принятых норм часто носит  принудительный характер, обуславливающий фрустрации и психическое напряжение. Нарушение контакта между членами таких семей свидетельствует о том, что у них нет взаимной ориентации на общность и согласие, желание поступаться своими интересами и привычками. Плохо совместимы в одной семье люди, обладающие импульсивными чертами личности, эгоцентризмом, деспотизмом, чувством половой неполноценности, неполной сексуальной идентификации, эмоциональной холодностью.

3. В  зависимости от особенностей общения, а именно, коммуникативных  установок членов семьи различают корпоративные и альтруистические семьи. В корпоративных семьях налажен жесткий контроль за поведением всех  членов группы, у них нет объединяющей  всех идеи жертвенности, несмотря на эмоциональную привязанность друг к другу. Даже в интимных  отношениях этот элемент корпоративности сохраняется: супруги проявляют чувства любви при условии взаимности, если же партнер перестает отвечать взаимностью любовь переходит во враждебность или ненависть. Психологическое равновесие в таких семьях неустойчивое: непрерывно идет подсчет кто и сколько усилий затратил для семейного благополучия. Эти отношения более характерны для супругов, однако, дети быстро усваивают этот стиль. Повзрослев и получив самостоятельность, они не чувствуют ответственности перед родителями, не уделяют им внимания и поддержки.

В альтруистических семьях доминирует установка  у всех  членов на принятие ответственности каждым за благополучие остальных. Для них характерна практика жертвенности без мысли получить в будущем компенсацию. Эти семьи оказываются почти неуязвимыми для инноваций: ухудшение материального положения, болезнь кого-нибудь из членов семьи. несостоявшаяся карьера неспособны резко ослабить  чью-либо позицию,  вызвать чувство ненужности. Каждый член семьи представляет для других  ценность сам по себе, а не  по его вкладу в статус или материальную обеспеченность.  Даже нарушители семейных норм не чувствуют себя изолированными и отверженными, напротив, им стремятся помочь, принося в жертву спокойствие, благополучие.

4. Следующие два типа семей: открытые и закрытые. Они различаются по характеру и количеству связей с внешним миром.

Закрытые семьи стремятся к некоторой коммуникативной самодостаточности, число их контактов с окружением невелико. Семья для  ее членов  представляет главнейшую ценность, это основная сфера их жизни и точка отсчета для  оценки людей и событий.

В открытых семьях личностная направленность  каждого не ограничивается семейными интересами. Социальные связи членов таких семей крайне многообразны и постоянно расширяются.

5.  По способностям к адаптации в инновационных условиях семьи диагностируются  как гибкие и консервативные. Гибкие семьи обладают большими адаптационными ресурсами, чем  консервативные. Если у кого-либо возникает производственный конфликт, или  неприятности в общении с друзьями в гибких семьях быстро находят оптимальные варианты разрешения. В консервативных же  семьях  эастревают на шаблонном опыте выхода из трудностей, излишне нагнетается напряженность вокруг виновника, может возникать его временная изоляция, приводящая к недовольству.

6. Два следующих типа – авторитарные и демократические семьи, различаются по характеру распределения власти. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи -  мужа, жены, бабушки, старшего сына и т.д. и соответственно важные для семьи решения принимаются только с его согласия. В демократических семьях существует равенство в принятии решений, либо функциональное распределение власти: одними сторонами жизни руководит муж, другими жена, третьими бабушка или кто-либо другой.

7. Проблемные семьи.  К их числу относятся семьи:

а) члены которых ведут асоциальный образ жизни,

б) страдают алкоголизмом или наркоманией,

в) имеют  психические заболевания.

5.3 Проблемные семьи

Присутствие в семье лиц, относящихся к любой их трех указанных категорий при определенных обстоятельствах может препятствовать успешной социализации детей, создавать угрозу межличностных конфликтов, мешать реализации жизненных планов всей семьи. устройство на квартире притонов, сексуальное развращение родителями собственных детей, правонарушения, а в связи с ним отбывание сроков тюремного заключения, психические заболевания, жестокое обращение с детьми, смерть родителей и пр. В  таких семьях не принято сдерживать эмоции, проявления аффекта встречаются весьма часто, они легко провоцируются, расторможенные реакции наблюдаются в ответ на физическую боль, оскорбления, проявления неуважения  к субъекту. В таких семьях наблюдается полная дезорганизация, рассогласованность потребностей. Нежелание или неспособность брать на себя ответственность за судьбу детей, проигрывать роли жены, отца, мужа, хозяина и хозяйки, или заботливого сына.

Существуют семьи, в которых оба супруга или другие взрослые члены семьи ведут асоциальный образ жизни и являются представителями особых социальных групп, носителями преступной (делинквентной)  субкультуры. Для них свойственен негативизм к ценностям общества, демонстрация агрессивности как устрашающей формы поведения, с целью завоевания престижа и статуса в группе часто демонстрируются аффект, расторможенность, свойственные психопатизированным личностям.

Алкоголизм является фактором, дезадаптирующим  всю семейную группу, создавая трудные условия для существования и реализации жизненных планов как взрослых, так и детей. В семейном общении многое зависит от стадии алкоголизма, от социально-психологического типа семьи и от отношения ее к пьянству. Алкоголь может выступать как средство сплочения супружеской пары, являясь их общей потребностью. Интерес к работе, к воспитанию детей, к общению с друзьями ( кроме собутыльников)  достаточно быстро утрачивается, нравственная деградация личности нарастает лавинообразно.

Нормальная жизнь семьи нарушается и при наличии у кого-либо из ее членов психического заболевания. Сосуществование с человеком, проявляющим эмоциональную нестабильность, или тревогу, или зависимость, (не говоря уже о проявлениях психозов) психологически тяжело. У больного человека нарушается способность к адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам (это и есть важнейший критерий психического здоровья). Один из самых трудных вопросов, который предстоит решить здоровым членам семьи – кто или что является источником беспокойства, семейного дискомфорта – тот человек, которого они знают длительное время, их сын, дочь, мать, отец, или заболевание, «вдруг» кардинально меняющее смыслы его поведения.

Длительное хроническое заболевание, и нервно-психическое, и соматическое, в любом случае сказывается на социально-психологическом климате семьи. Появляются новые роли, связанные с уходом за больным: роли опекуна и со-опекуна.  Обязанностью опекуна является непосредственно уход, помощь больному ребенку или взрослому, посещение с ним врачей, процедур, эмоциональная поддержка. Со-опекун (как правило, в нашей культуре эта роль отводится отцу семейства) выполняет возросшие хозяйственно-экономические обязанности, отвечает за социальный статус семьи, поддерживая отношения с родственниками и близкими друзьями. Как правило, со-опекун более эмоционально дистанцирован от проблем больного индивида, но это не значит, что он не сопереживает, не сочувствует ему. Возможно, поглощенность со-опекуна делами за пределами семьи можно рассматривать как психологическую защиту, «уход» от трудной психологической ситуации.

Прочие члены семьи,  то есть – повзрослевшие дети, родственники, - составляют «круг вовлеченных»: они знают о нездоровьи индивидуума, время от времени помогают с уходом за ним, оказывают социальную и эмоциональную поддержку.  

При такой композиции семьи резко увеличиваются эмоциональные нагрузки индивида-«опекуна», что может привести к формированию созависимости, невротизации, психологическим срывам.

5.4 Семейные конфликты: причины, типология. 

Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Конфликты сопровождают нас на протяжении всех жизни, ведь они являются сигналами о существующих разногласиях, потенциальных и реальных проблемах, нуждающихся в разрешении. Длительно действующие, фрустрирующие и деструктивные конфликты приводят к невротизации членов семьи, поэтому часто семья нуждается в помощи специалиста для их разрешения и предотвращения.

Конфликты в семье, как длительно существующей малой социальной группе, имеют некоторые отличительные черты, а именно:

- Каждый конфликт имеет историю, иногда длительную историю. Оказывается, что внешне малый повод к ссоре является «верхушкой айсберга», выражением глубокого разногласия, начавшегося два десятилетия назад и до сих пор неразрешенного. Анализировать  и корректировать такой «тлеющий» длительный конфликт практически невозможно, привычка отвечать негативом на проявленный негатив может завести супругов в настоящие «психологические дебри», в которых уже неизвестно, кто прав, кто виноват. Поэтому всегда звучит рекомендация: если конфликт возник, надо рассматривать его «здесь и сейчас», избегая экстраполирующих выводов и сверхобобщений.

- Подавляющее большинство семейных конфликтов следует понимать как ролевые. Есть  множество классификаций причин семейных конфликтов, но все они так или иначе упираются в предположение, что истинной причиной разногласий является несоответствие данного индивида (его поведения, характера, установок, внешности и т.п.) тем идеалам семейной роли, тем ролевым нормам, которые имеются у другого члена семьи.

Условно причины семейных конфликтов можно разделить на следующие группы:

  1.  Конфликты, возникающие, когда один из партнеров или оба делают вывод о несоответствии другого идеалу. Такой конфликт развивается в двух формах. Одна – явно негативная, когда несоответствие всячески подчеркивается; вторая внешне позитивная, когда предпринимаются попытки «исправить», «переделать» другого.
  2.  Источником второй группы конфликтов является потребительское отношение человека к семье, к супругу (супруге). В последнем случае такое отношение можно назвать «эксплуатацией любви».
  3.  Конфликт, связанный с борьбой за лидерство.
  4.  Конфликты, идущие от нетерпимости к привычкам другого.
  5.  Спровоцировать конфликты могут проблемы в интимных отношениях.

Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих.  Такого подхода придерживается, в частности, отечественный исследователь Сысенко В. А. «Как известно, — пишет В. А. Сысенко, — брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака»1.

В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления необоснованная критика.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильное хроническое физическое и нервное переутомление одного из супругов и т. д.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность, потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Использование категории «потребность» в создании теории супружеской конфликтности целесообразно, с точки зрения В. А. Сысенко, во многих отношениях. Как известно, от общей психологии и психологии личности, от анализа потребностей легко перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, а также к таким понятиям, как «стресс» и «фрустрация», которые интенсивно разрабатываются в медицинской психологии. А отсюда уже прямой путь к анализу всех видов неврозов и депрессивных состояний, источником которых могут быть семейные неурядицы.

Итак, устойчивость или нестабильность брака В. А. Сысенко рассматривает через удовлетворение потребностей супругов. Он полагает, что стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей.

Он исходит из гипотезы, состоящей в том, что эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от степени удовлетворения потребностей во взаимопомощи и психической поддержке, взаимопонимании, удовлетворении чувства собственного достоинства, в ощущении своей значимости, важности.

Эмоционально-психологическая стабильность брака зависит от удовлетворения потребности супругов в ласке, нежности, заботе и внимании друг к другу. Другими словами, каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Следовательно, брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.

- течение семейных конфликтов напрямую зависит от культуры общения, эмоциональной уравновешенности, такта и воспитанности членов семьи.

В социальной психологии сформулированы закономерности протекания конфликтов – это несовпадение источника и адресата конфликта. Источником возникающего напряжения является один человек, а действия разрешения конфликта направлены на другого.  (см. иллюстрацию)

Вторая закономерность конфликтов, в том числе и семейных – «эффект маятника». Замкнутое на двух партнеров общения постепенно все больше и больше захватывает их личность, вызывая всё более сильные эмоциональные переживания. Начинаясь с мелочи, конфликт-«маятник» вырастает в проблему вселенского масштаба.

«Культура правильного конфликта» предполагает, что участвующие стороны обсуждают именно проблему, а не личность друг друга. Другими словами – если муж и жена спорят, чья очередь мыть после ужина посуду, предполагается, что их действительно интересует чистота посуды, а не воспитанная матерью супруги привычка транжирить время и деньги на любовные романы, и не сломанный карбюратор, который муж чинит исключительно по вредности характера.

- Любой конфликт, и семейный в том числе, имеет конструктивное и деструктивное значение.  Деструктивное, разрушающее воздействие конфликта понятно – это напряжение, переживания, стресс, вызванный размолвкой. В результате конфликта, а вернее его низкокультурной формы проявления, ссоры или перебранки, личность испытывает фрустрацию, блокируется ее самоуважение и чувство собственного достоинства.

Конструктивная сила конфликта заключается в том, что благодаря открытой конфронтации возможен пересмотр норм, стилей взаимодействия, привычек друг друга, то есть – создается основа для преобразований, появления новых эталонов семейного взаимодействия.

Разрешение конфликтов может проходить разными способами:

  1.  Кооперация – стремление учитывать интересы друг друга.
  2.  Конкуренция – стремление добиться своего в ущерб интересам другого (при конкуренции конфликт может разрешаться и с помощью силы).
  3.  Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
  4.  Компромисс – взаимные уступки партнеров. В отличие от кооперации, которая  в итоге приводит к удовлетворению потребностей обеих сторон конфликта, путь компромисса лишь условно положительный, он предполагает, что будет достигнута цель, лишь частично удовлетворяющая запросы сторон.
  5.  Сотрудничество – находится альтернатива, удовлетворяющая собственные интересы; взаимодействие и взаимовыручка по достижению супругами желаемых целей.
  6.  Избегание – индивид «уходит»  от конфликта, не настаивает на своем и уж тем более – не спешит выполнять просьбы другого.

Кооперация и сотрудничество – продуктивные формы конфликтного поведения, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. Конкуренция и приспособление приводят к выигрышу одной стороны и проигрышу второй, компромисс – условно продуктивная форма конфликтного поведения. Стабильные пары в 60% случаях проявляют продуктивные формы ведения конфликта, что и позволяет им сохранять эмоциональное расположение и контакт.

Частота конфликтов возрастает при прохождении семьей нормативного кризиса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60200. Воспитательное мероприятие «Путешествие по городу Здоровейску» 43.5 KB
  А вот и первый привал. 1 привал Санпост Называются имена аккуратных детей Отгадайте загадки. Прыжком марш 2 привал. костюм держит гантели 1234 Стану всех сильнее в мире Буду в цирке выступать Бегемота поднимать...
60202. Людина і природа: трагедія чи ідилія 51.5 KB
  З’являється Гамлет. Гамлет: Купатися чи не купатися мені Питання це тривожить мозок мій. Ліворуч у напівтемряві з’являється тінь батька Гамлета. Батько Гамлета: Гамлете синку мій Гамлет озирається: Хто тут Батько Гамлета: Це я твій тато що рано у могилу зліг.
60204. Правила поводження з вогнем 45.5 KB
  Часу не гайте розведіть вогонь І не гасіть його Боже борони Хай дим пожежі всі довкіл побачать Бо ви герой а це велика вдача. Ви звичайно знаєте що таке вогонь. Де можна з ним зустрітися побачити Дуже давно люди не вміли добувати вогонь.
60205. ПОДОРОЖ ПО ЛІТЕРАТУРНОМУ МУЗЕЮ 1 MB
  Мета: розширити й поглибити знання дітей про письменників Р.Кіплінга, А. де Сент-Екзюпері, Т.Шевченка; допомогти глибше осягнути їх життєвий і творчий шлях, багатогранну складну обдаровану особистість...
60206. РОДИННЕ ВИХОВАННЯ: ЗАПОВІДІ ВВІЧЛИВОСТІ І ДОБРА 70.5 KB
  Плекання таких чеснот, як людяність, пошана до старших, допомога іншим і релігійність, милосердя, охайність, любов до порядку, доброзичливість, вихованість, добра поведінка в товаристві...
60207. Жінка – краса і гордість України 4.33 MB
  Мета заходу: Методична запровадити методику використання мультимедійних технологій у позакласний захід з дисципліни Українська література; Дидактична поглибити знання студентів про видатних жінок їх місце в історії та суспільстві...