71082

Влияние семьи на развитие ребенка. Семья как фактор психического развития ребенка

Лекция

Психология и эзотерика

Появление в семье ребенка всегда радость. Новый член семьи обогащает семейные отношения, задает новые цели развития личности своих родителей. Меняется структура общения, меняется содержание ролей мужа и жены, появляются новые роли – роли матери и отца. Огромное значение имеет и обратное воздействие, то есть – влияние семьи на развитие ребенка.

Русский

2014-11-01

65.42 KB

9 чел.

Тема 7. Влияние семьи на развитие ребенка.

7.1 Семья как фактор психического развития ребенка.

Появление в семье ребенка всегда радость.  Новый член семьи обогащает семейные отношения, задает новые цели развития личности своих родителей.  Меняется структура общения, меняется содержание ролей мужа и жены, появляются новые роли – роли матери и отца.

Огромное значение имеет и обратное воздействие, то есть – влияние семьи на развитие ребенка. Семья, родные и близкие – это та среда, которая окружает малыша с первых дней жизни, способствует его физическому развитию, формирует личность.

Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим. Факторы психического развития удобно представить как расположенные на оси, заданной двумя полюсами объективными (т.е. не зависящими от ребенка) и субъективными.

Рисунок 13

Детерминанты психического развития ребенка

В качестве объективных факторов рассматриваются:

  1.  влияние макросоциума – общество как большая социальная группа создает некоторые традиции, идеалы, стереотипы воспитания ребенка, которым следуют большинство семей. К макросоциальным факторам следует отнести и традиции, определяемые принадлежностью семьи к какой-либо этнокультурной, религиозной общности. Всё выше перечисленное, а также экономический и образовательный ценз семьи определяют, как будет воспитываться ребенок, какой уход он будет получать, что в его поведении будет считаться «обычным», допустимым, к каким целям развития будет поощрять его ближайшее окружение.
  2.  Микросоциальные факторы – это воздействие «малых» коллективов, в которые включен ребенок. В первую очередь это сама семья, характеризующаяся сложившейся к моменту рождения ребенка сетью взаимоотношений (см. тема 4), в будущем – группа образовательного учреждения.
  3.  Соматопсихические  факторы определяются врожденными свойствами нервной системы (темпераментом), особенностями пренатального и постнатального развития, перенесенных в раннем возрасте заболеваний – одним словом, всего того, что определяет здоровье ребенка на ранних этапах развития.

К субъективным детерминантам психического развития следует отнести те факторы, которые зависят от самого ребенка, могут им контролироваться и меняться по его желанию. Это особенности развития и функционирования системы мотивов и потребностей, самосознания, самооценки, стиль поведения, характер – одним словом, личность ребенка.

Тактики семейного воспитания определяются, с одной стороны, объективными факторами развития ребенка, то есть, сложившимися в данной семье традициями и установками воспитания, с другой – личными, индивидуальными качествами самого ребенка. Пусть и не всегда осознанно, но поведение ребенка влияет на то, как будут относиться к нему родители.

Формирование установок по отношению к ребенку, тактики семейного воспитания начинается с мотивов рождения ребенка.

7.2 Мотивы рождения ребенка и принятие родительских ролей

Есть представление, что семья становится настоящей, полноценной семьей, только когда в ней появляется ребенок. Еще одна установка – что желательно, когда ребенок появляется после свадьбы, то есть родительство является следствием закрепления и переживания супружеских ролей, а не предшественником их. На самом деле такая «привычная» последовательность наблюдается далеко не во всех семьях. Более того, в молодых семьях часто наблюдается ситуация, когда семья образуется именно по причине беременности супруги, а значит, принятие решения о рождении ребенка предшествует принятию решения о вступлении в брак.

Такая ситуация часто воспринимается как некоторое «давление», «обязаловка», «принуждение» - другими словами, отношение к будущему родительству (именно к возросшим обязанностям, а не к самому факту рождения ребенка) явно отрицательное. Отсюда – и скрытое недовольство супружескими отношениями. Ко времени появления малыша в семье складывается ситуация, когда отношение к ребенку трудно отделить от отношений к обстоятельствам, предшествующим его рождению. Нежеланный и «случайный» ребенок в такой ситуации может стать объектом для проекции негативных эмоций своих родителей.

«Случайный», родившийся от незапланированной беременности, но ожидаемый и заранее любимый малыш, наоборот, скрепляет семью,  обычно его появлению в семье сопутствует психологическая готовность к родительству. Принятие родительской роли, как правило, зависит от возраста матери и отца, от их личностной зрелости, и, не в последнюю очередь, от благоприятного социально-психологического климата в семье, удовлетворенности ролями супругов. (см. Рисунок 14)

Рисунок 14

Мотивы рождения ребенка и принятие родительских ролей

«Запланированный ребенок» - ситуация, кажущаяся на первый взгляд заранее выигрышной. Ведь здесь родители знают, что у них будет ребенок и желают его появления на свет. Однако это не означает, что отношение к ребенку будет  заранее положительным. Мотивами запланированного, ожидаемого рождения ребенка могут выступать:

- желание иметь ребенка определенного пола. Допустим, в семье уже есть два мальчика. Мама хотела девочку… а опять родился мальчик. Или наоборот.

Подвариантом данного мотива является установка на рождение ребенка, более здорового, чем его старший брат или сестра.

- с появлением ребенка связываются надежды на улучшение семейных отношений. Не секрет, что многие женщины уверены, что «лекарством  от супружеских измен» является большая семья. Иногда случается ситуация, что именно появление еще одного члена семьи и спасло супругов от развода. Вот только будет ли «удержанный» отец так же радоваться рождению ребенка, как и мать? Не останется ли тлеющий, скрытый конфликт?

Возможна и другая ситуация. Отношения все-таки распались, семьи нет, а ребенок – остался. Каким будет отношение матери к малышу, который «не выполнил своего предназначения», зависит от того, насколько она сумеет справиться с эмоциональными проблемами, с чувством одиночества и отверженности.

- «ребенок нужен, потому что без него семья – не семья». Другими словами, родители подчиняются некоторому социальному стереотипу, что появление ребенка укрепит их отношения. Однако личного, собственного желания завести ребенка могут и не испытывать. Весьма вероятно, что в  этом случае к ребенку будут относиться как к обязанности. Иногда приятной и полезной, но только когда желания ребенка не идут во вред желаниям родителей.

- Материальная выгода. Демографическая политика Российской Федерации предполагает некоторые льготы многодетным семьям, с 2007 года действует положение о «материнском капитале». Предполагается, что благодаря «материнскому капиталу» семья сможет улучшить жилищные условия, или потратит эту сумму на обучение детей – иными словами, зная, что рождение второго ребенка сопровождается материальной дотацией, семья легче примет решение о его рождении.

Приведенные выше мотивы, хоть и постулируют желание родителей иметь ребенка, не всегда означают, что ребенок будет важен именно как личность, как независимое существо со своими потребностями, привычками, запросами. Иногда, наконец-то дождавшись ребенка и обнаружив, что его пол, состояние здоровья, или привычки, или даже внешность не соответствует запланированному идеалу, родители испытывают разочарование и меняют свое отношение к нему.

Принятие родительских ролей, кроме вышеуказанных мотивов рождения ребенка, определяется возрастом родителей, их историей родительства, личностной зрелостью. Как правило, чем старше возраст родителей, чем легче мать и отец приспосабливаются к потребностям ребенка, режиму его дня, психологически легче переносят ограничения собственной активности. Например, юные, 16-18 летние мамы с  большим нежеланием ограничивают себя в курении, соблюдении предписаний врача, чем матери в возрасте 23-25 лет.  Как правило, самый «тревожный опыт» родительства связан с первым ребенком, отношение ко второму (и третьему, и всем последующим) ребенку более уверенное, и мать и отец знают, как реагировать на плач, на беспокойство ребенка, а значит, чувствуют к нему большее эмоциональное расположение. Здесь следует упомянуть, что на формирование «родительской тревоги» отрицательно влияет опыт невынашивания – ситуация, когда беременность прерывалась по медицинским показаниям. Психологически настроенные на появление ребенка родители, особенно мать, склонны преувеличивать страхи, связанные с рождением следующего малыша.

Личностная зрелость родителей проявляется как готовность соучаствовать в жизни ребенка, принимать ответственность за его поступки, ценить личность маленького человека, доверять ему, оказывать эмоциональную, социальную поддержку.

Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. В работе А. Адлера впервые был описан тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей и защищающей его, тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка (A. Adler, 1922).

На основании клинических наблюдений и экспериментальных психологических исследований А. И. Захаров дает комплексную характеристику личностных особенностей матерей, чьи дети страдают неврозом. Наряду с сензитивностью, тревожностью и неуверенностью в себе этих матерей отличает также излишняя пунктуальность, принципиальность в моральных требованиях, ригидность мышления, нетерпимость, склонность к образованию сверхценных идей, высокая конфликтность в сфере межличностных отношений, недостаточная эмоциональная отзывчивость. У отцов в этих наблюдениях, по данным MMPI, на первый план выступали черты мягкости, пассивности, некоторой минорности общего фона настроения (А. И. Захаров, 1982). Результатом подобных личностных особенностей является извращенная ролевая структура семьи, в которой мать излишне "мужественна"- недостаточно эмоционально отзывчива и эмпатична, зато требовательна и категорична, а отец "женствен" - мягок, раним, не способен управлять ситуацией. Очевидно, что родители с подобными характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образцы для идентификациии. усвоения социальных образцов поведения. Оба родителя обладают также сходной структурой неудовлетворенных потребностей - в основном это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность и недовольство собой. Однако душевная усталость, неадекватные способы самоутверждения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструктивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребенок в такой семье выступает в качестве "козла отпущения", принимающего на себя проекции родительских конфликтов, а его невроз становится клиническим выражением личностных проблем родителей (А. И. Захаров, 1982).

В исследовании детей с ночным энурезом А. Я. - Варга убедительно показала, как невротический симптом ребенка становится условно-желательным для родителей, позволяя им вытеснять неблагополучие в сфере собственных интимных отношений (1985). Еще более грубые характерологические отклонения отмечаются у родителей детей, больных шизофренией. "Шизофреногенную" мать отличают две типичные установки: 1) открытое отвержение, сочетающееся с безупречно инструментальным контролем, холодность или безразличие к ребенку, иногда садистическая настроенность; 2) скрытое отклонение, когда чрезмерная забота является формой доминирования и паразитического существования при наличии инфантильных и эгоистических установок. Отец в, этих исследованиях характеризовался как пассивный, равнодушный, устраняющийся от семейных дел.

Патологическая заостренность характерологических черт родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку. Родители, например, не замечают у себя тех черт характера и поведения, на малейшее проявление которых у ребенка они реагируют аффективно-болезненно и настойчиво стараются искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребенка, а затем реагируют на них как на свои собственные. Так, нередко "делегирование" - упорное желание сделать из ребенка "самого" (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) - является компенсацией чувства. малоцейности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией. Очень обостряется конфликтное отношение к ребенку-подростку, особенно если в семье есть еще маленький ребенок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки подростка - реальные и мнимые - воспринимаются родителями как невыносимые.

Как правило, стиль родительского поведения зависит от того типа социализации, детско-родительского взаимодействия, который сложился в прародительской семье.

Принятие социальной роли матери.  В.последние годы в психологии быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного "запуска" биологической основы материнства существенны три фактора - сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери есть сензитивный период материнства - первые 36 ч после родов. Если в этот период матери представлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт "кожа-кожа", то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Дальнейшие исследования тех семей, где не был упущен сензитивный период материнства, показывают, что поведение матерей было спокойным и любящим, дети достоверно чаще улыбались. Детская улыбка в свою очередь мощное поощрение для матери, ключевой раздражитель, запускающий специфическое материнское поведение. Таким образом, вовремя использованный сензитивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребенком и служит гарантом хорошего контакта, теплой и любящей атмосферы общения матери с ребенком.

Тем не менее, в зависимости от осознаваемых мотивов рождения ребенка содержание материнской роли меняется.

На формирование отцовской роли  большее влияние оказывает социальный, а не биологический фактор. В молодых семьях, при рождении первого ребенка нередко складывается ситуация, когда отец просто не знает, как следует ухаживать за ребенком, в чем будут состоять его обязанности. (а иногда – просто не выдерживает высокой конкуренции со стороны чрезмерно помогающих бабушек.) Постепенно ребенок подрастает – а отец так и не находит возможности с ним пообщаться. Такая изоляция отца от родительских обязанностей искусственна, более того, она не позволяет адекватно развиваться семейной роли отца.

Чем старше становится ребенок – тем более значимы для нее поощрение, поддержка, оказанные отцом. Одновременно, гордясь успехами ребенка, мужчины проявляют больше инициативы в его воспитании.

В работах А.С. Спиваковской описан феномен искаженного принятия родительских ролей под названием «псевдосемья». Он состоит в том, что отец устраняется  (или самоустраняется) от воспитания ребенка, а основную социализирующию функцию берут на себя мать и бабушка с материнской стороны. Такая «псевдосемья» возможна, потому как мать ребенка воспитывалась в сходных условиях – при пассивности со стороны отца и чрезмерной, иногда- авторитарной, - заботе со стороны матери.

7.3 Тактики (стили) семейного воспитания.

Стили воспитания в семье определяются родительскими установками. Родительские установки – это система, совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятием родителем ребенка и способов поведения с ним.

Существует множество подходов к анализу тактик семейного воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

  1.  Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
  2.  Контролирующий стильпредполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

В. И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания.

  1.  Воспитание по типу A (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания A может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
  2.  Воспитание по типу B (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
  3.  Воспитание по типу C (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

В результате анализа семей, воспитывающих детей с пограничными нервно-психическими (парциальная ЗПР, невротические синдромы, логоневроз) и психосоматическими нарушениями (бронхиальная астма, энурез и т.п.) А.Я. Варга и В.В. Столин обозначили пять типов неправильного родительского отношения:

- эмоциональное отвержение. Родители эмоционально холодно, относятся к ребенку, не проявляют интереса к его жизни, контакт формальный, дистанцированный. Эмоциональное отвержение может проявляться как постоянное недовольство ребенком, неприятие его поведение, его самостоятельности; иногда родители избегают физического контакта с детьми, и т.п.

- «образ социальной желательности». В этом случае ребенок, с одной стороны, для родителей важен, ведь его успехи, статус в группе сверстников важны, чтобы показать «престижность», «успешность» семьи. С другой стороны, мнением ребенка редко интересуются – за него все решают родители. Рано или поздно ребенок, чувствуя, что его личность, его самость не включены в систему ценностей родителей, начинает протестовать против навязанных ему интересов, стиля социализации.

- эмоциональный симбиоз. В психологии симбиоз означает сверхтесный, сверхблизкий контакт; отказ от личностной идентичности ради существования общего «Мы». Однако «Мы» отрицает «Я». Данное родительское отношение игнорирует любые проявления самостоятельности ребенка, любые попытки утверждения его независимости.

- авторитарная гиперпротекция предполагает, что воспитание – это система жестких, незыблемых правил, и ребенок должен точно их выполнять. Независимость и самостоятельность ребенка, теоретически, разрешены – если не нарушают при этом сформулированные родителями нормы. За невыполнение семейных предписаний предусмотрена целая система наказаний.

- инфантилизация (инвалидизация), иначе обозначается «воспитание по типу Маленький Неудачник». Данный тип родительского отношения предполагает, что в глазах взрослый ребенок младше(инфантилизация), или болезненнее (инвалидизация) чем он есть на самом деле. А значит, более несчастный и нуждающийся в поблажках. Такое отношение часто скрывает пренебрежение, неверие в силы собственного ребенка и далеко не всегда имеет объективные причины своего проявления, то есть – может проявляться в адрес абсолютно здоровых, не имеющих отклонений в здоровье детей.

В работах А.В. Петровского приводится описание пяти тактик семейного воспитания:

  1.  - Диктат
  2.  - Опека
  3.  - Конфронтация
  4.  - Мирное сосуществование
  5.  - Сотрудничество

Обзор разнообразных стилей семейного воспитания приведен в монографии Л.Б. Шнейдер. (см. приложение)

7.4 Психологические аспекты в коррекции детско-родительских отношений.

Нарушения ДРО случаются в силу разнообразных обстоятельств. Иногда к конфликту приводят события, не зависящие от членов семьи – например, источником напряженности между родителями и детьми может стать безработица родителей, которая приводит к падению уровня доходов – но ребенок, не привыкший экономить деньги, требует от родителей, чтобы те как прежде выполняли его желания. Но гораздо чаще любые «внешние» обстоятельства, в том числе – и школьные, и связанные с общением со сверстниками, и т.п. – лишь проявляют уже существующее недопонимание между старшим и младшим поколением.

Кратко перечислим основные принципы коррекции ДРО:

- следует рассматривать проблему как проявление ролевого конфликта;

- следует учесть, какое влияние оказывает данная родительская установка на формирование характера ребенка;

- необходимо выяснить, какой фактор определяет позицию родителя по отношению к ребенку;

- при формулировке рекомендаций необходимо учитывать зону ближайшего развития психических качеств ребенка, особенности его деятельности, особенности его социализации. Необходимо подчеркнуть, что разрешение конфликта – процесс двусторонний; невозможно изменить ребенка, не меняя родительского к нему отношения.

См. приложение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68743. Литье в песчаные формы 57.5 KB
  В настоящее время литьем в песчаные формы изготавливается около 80 всех отливок по массе Технологический процесс производства отливок в данном способе литья разнообразен по уровню механизации особенно при изготовлении литейных форм и стержней начиная от ручного труда и кончая...
68745. Англійська мова: Навчально-методичний посібник 916 KB
  У відповідності до навчальної програми дисципліни “Іноземна мова” на ІІ етапі навчання студенти мають опрацювати самостійно літературу за фахом в обсязі 45 тис. друкованих знаків. Систематичність цієї роботи як компонента навчального процесу перебуває під постійним контролем викладача.
68748. АНГЛІЙСЬКА МОВА: ЗБІРКА ЗАВДАНЬ ТА РОЗДАТКОВИХ КАРТОК 37.97 MB
  Приоритети роботи за даною навчально-методичною збіркою: автентичні взірці мовлення, потреби професійного спілкування, розвиток особистостей студентів, їх висока вмотивованість, осмислення індивідуальних способів навчальної роботи, розуміння шляхів подоляння особистих комунікативних вад...
68749. ЗБІРКА ЗАВДАНЬ ТА РОЗДАТКОВИХ КАРТОК: АНГЛІЙСЬКА МОВА 29.06 MB
  Ці матеріали складено у відповідності до програми навчальної дисципліни «Іноземна мова», зокрема, частини, що стосується ІІ етапу навчання у групах поглибленого вивчення англійської мови. Дана навчально - методична праця призначена для студентів і є допоміжною літературою для конкретизації кожного заняття...
68751. Друга іноземна (англійська) мова: Словник-мінімум 120 KB
  Словник побудовано на текстовому матеріалі підручника S. Le Maistre, C. Lewis “Language to go” розділи 21-40, в яких розглядаються такі теми, як людина та її оточення: подорожування, відпочинок, свята, покупки, кіно, хвороби, їжа, характер людини, робота тощо.