71084

Компетентностный подход к формированию целей образования

Лекция

Педагогика и дидактика

Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность владение обладание человеком соответствующих...

Русский

2014-11-01

34.5 KB

4 чел.

Лекция 5. Компетентностный подход к формированию целей образования.

На рубеже XX и XXI веков в отечественной педагогике стал широко использоваться так называемый компетентностный подход к формированию целей и содержания образования.

Применение компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерные для современной педагогическое науки вполне оправданное стремление придать знаниям (как общеобразовательной, так и в профессиональных сферах), с одной стороны, личностный, а с другой стороны – прагматический, деятельностный характер.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформулировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Хорошую основу для определения содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности, или сокращенно ИКТ-компетентности создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А. Кузнецова в Российской академии образования:

1) Компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:

  •  понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества;
  •  знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира;
  •  умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности;
  •  владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости;

2) Компетенция в сфере познавательной деятельности:

  •  понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;
  •  знание основных этапов системно-информационного анализа;
  •  владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно следственных связей и др.
  •  сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
  •  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их рализации;

3) компетенция в сфере коммуникативной деятельности:

  •  отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации;
  •  понимание особенностей использования формальных языков;
  •  знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи;
  •  владение основными средствами телекоммуникаций;
  •  знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;

4) Технологическая компетенция:

  •  понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;
  •  знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности;
  •  умение выделять основные этапы и операции в технологии решении задачи, в частности с помощью средств автоматизации;
  •  владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий.

5) Компетентность в области техникознания (техническая компетентность)

  •  понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;
  •  знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
  •  умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик.

6) Компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений:

  •  понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов;
  •  готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  •  уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9075. Эмпиризм 17 века. Основные идеи и представители 15.87 KB
  Эмпиризм 17 века. Основные идеи и представители. Эмпиризм- направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт. Английские эмпирики- Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Дж. Локк. Бэкон: Рационалисты науки- философы. Муравьи- собир...
9076. Христианский предэкзистенциализм С. Кьеркегора 15.58 KB
  Христианский предэкзистенциализм С. Кьеркегора Экзистенциализм- направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основателем экзистенциализма считается датский ф...
9077. Воля к жизни А. Шопенгауэра, воля к власти Ницше 15.63 KB
  Воля к жизни А. Шопенгауэра, воля к власти Ницше Ницше: Воля к власти - это одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Волю к власти Ницше считал определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. Осново...
9078. Имморализм и теория сверхчеловека в философии Ницше 17.35 KB
  Имморализм и теория сверхчеловека в философии Ницше ИММОРАЛИЗМ (или аморализм), направление в этике, отрицающее мораль и какие бы то ни было нравственные нормы, связывающие волю индивида. В качестве представителей Имморализма в новой философии можно...
9079. Философия истории К. Маркса в сравнении с философией истории Гегеля 13.83 KB
  Философия истории К. Маркса в сравнении с философией истории Гегеля Гегель: История тоже развивается по закону Тезис- антитезис- синтез. История имеет свою цель- свобода, освобождение человечества. По Гегелю свобода есть познанная необходимость. Все...
9080. Философия немецкого экзистенциализма 20 века. (М. Хайдеггер и К. Ясперс) 14.95 KB
  Философия немецкого экзистенциализма 20 века. (М. Хайдеггер и К. Ясперс) Мартин Хайдеггер занимался разработкой самих основ экзистенциалистского понимания предмета и задач философии.Большое влияние на Хайдеггера оказала философия Ницше. Хайдегг...
9081. Философия французского экзистенциализма 20 века (Ж.-П. Сартр, А. Камю) 16.51 KB
  Философия французского экзистенциализма 20 века (Ж.-П. Сартр, А. Камю) Основная проблема экзистенциальной философии Жана- Поля Сартра (1905- 1980) - проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является для себя бытие. Для се...
9082. Пико Делла Мирандола Джованни Человек - свободный творец самого себя 29.56 KB
  Пико Делла Мирандола Джованни Человек - свободный творец самого себя Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более...
9083. Предмет и функции философии, Мировоззрение и его структура 30.75 KB
  Предмет и функции философии. Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами надеждами. Универсализм и субстанционализм характеризу...