71084

Компетентностный подход к формированию целей образования

Лекция

Педагогика и дидактика

Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность владение обладание человеком соответствующих...

Русский

2014-11-01

34.5 KB

3 чел.

Лекция 5. Компетентностный подход к формированию целей образования.

На рубеже XX и XXI веков в отечественной педагогике стал широко использоваться так называемый компетентностный подход к формированию целей и содержания образования.

Применение компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерные для современной педагогическое науки вполне оправданное стремление придать знаниям (как общеобразовательной, так и в профессиональных сферах), с одной стороны, личностный, а с другой стороны – прагматический, деятельностный характер.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформулировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Хорошую основу для определения содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности, или сокращенно ИКТ-компетентности создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А. Кузнецова в Российской академии образования:

1) Компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:

  •  понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества;
  •  знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира;
  •  умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности;
  •  владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости;

2) Компетенция в сфере познавательной деятельности:

  •  понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;
  •  знание основных этапов системно-информационного анализа;
  •  владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно следственных связей и др.
  •  сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
  •  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их рализации;

3) компетенция в сфере коммуникативной деятельности:

  •  отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации;
  •  понимание особенностей использования формальных языков;
  •  знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи;
  •  владение основными средствами телекоммуникаций;
  •  знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;

4) Технологическая компетенция:

  •  понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;
  •  знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности;
  •  умение выделять основные этапы и операции в технологии решении задачи, в частности с помощью средств автоматизации;
  •  владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий.

5) Компетентность в области техникознания (техническая компетентность)

  •  понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;
  •  знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
  •  умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик.

6) Компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений:

  •  понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов;
  •  готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  •  уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57929. Снежная книга Зимы 214.5 KB
  Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой чтения. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе.
57930. Цитологія – наука про будову і функції клітини. Історія вивчення клітини. Методи цитологічних досліджень 356 KB
  Мета: сформувати основні положення клітинної теоріїрозширити уявлення про історію вивчення клітини розкрити основні методи цитологічних досліджень; розвивати критичне і логічне мислення удосконалювати творчі здібності вміння...
57931. Зорі. Еволюція зір 340 KB
  І почнемо ми з вами саме з визначення найголовнішого небесного світила зорі. учні дають визначення зорі Вчені прийшли до висновку що зорі включаючи і наше Сонце мають життєві цикли. Ці стадії різні оскільки зорі складаються з різних елементів і відрізняються розмірами.
57932. Зажурилась зимонька не дарма, молодої силоньки вже нема 62.5 KB
  Мета: познайомити з традиціями святкування Стрітення, прикметами, які з ним пов’язані; формувати навички виразного читання віршів; підтримувати у дітей інтерес до занять фізкультурою, привчати дітей грати в командних іграх-естафетах...
57933. За О. Цегельською. Пригода на ковзанці. Безпечний відпочинок взимку 75.5 KB
  Мета: познайомити з оповіданням О. Цегельської; формувати вміння читати, зв’язно розповідати; розширювати знання учнів про зимові розваги; закріпити знання правил про поведінку на льоду, показати, яку небезпеку може приховувати вода; розвивати пам’ять, увагу, мислення, пізнавальний інтерес...
57934. Графічні можливості текстового процесора MS WORD 1.94 MB
  Мета: навчальна: систематизувати і узагальнити знання учнів за даною темою; розвивальна: розвинути практичні навички опрацювання графічної інформації під час роботи з текстовими документами, творчі здібності і естетичний смак, сприяти профорієнтації...
57935. Опрацювання табличних даних за допомогою будованих функцій 19.78 MB
  Учбова: Навчити дітей на практиці застосовувати набуті знання та навички з використання вбудованих функцій та формул в електронних таблицях. Виховна: Виховати у дітей естетичне оформлення файлу, створеному у середовищі табличного процесора...
57936. Виконання обчислень в середовищі табличного процесора 105.09 KB
  Мета уроку: Учбова: Навчити дітей виконувати обчислення в середовищі табличного процесора. Обладнання до уроку: проектор підставка під проектор ноутбук проекційний екран лазерний вказівник затемненн...
57937. Розвиток Архітектури Харкова у XVIII столітті 112.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння та усвідомлення учнями знань щодо розвитку архітектури Харкова у XVIII столітті історичних памяток нашого міста сучасного стану споруд того часу.