71084

Компетентностный подход к формированию целей образования

Лекция

Педагогика и дидактика

Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение обладание человеком соответствующих...

Русский

2014-11-01

34.5 KB

3 чел.

Лекция 5. Компетентностный подход к формированию целей образования.

На рубеже XX и XXI веков в отечественной педагогике стал широко использоваться так называемый компетентностный подход к формированию целей и содержания образования.

Применение компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерные для современной педагогическое науки вполне оправданное стремление придать знаниям (как общеобразовательной, так и в профессиональных сферах), с одной стороны, личностный, а с другой стороны – прагматический, деятельностный характер.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформулировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Хорошую основу для определения содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности, или сокращенно ИКТ-компетентности создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А. Кузнецова в Российской академии образования:

1) Компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:

  •  понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества;
  •  знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира;
  •  умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности;
  •  владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости;

2) Компетенция в сфере познавательной деятельности:

  •  понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;
  •  знание основных этапов системно-информационного анализа;
  •  владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно следственных связей и др.
  •  сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
  •  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их рализации;

3) компетенция в сфере коммуникативной деятельности:

  •  отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации;
  •  понимание особенностей использования формальных языков;
  •  знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи;
  •  владение основными средствами телекоммуникаций;
  •  знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;

4) Технологическая компетенция:

  •  понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;
  •  знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности;
  •  умение выделять основные этапы и операции в технологии решении задачи, в частности с помощью средств автоматизации;
  •  владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий.

5) Компетентность в области техникознания (техническая компетентность)

  •  понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;
  •  знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
  •  умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик.

6) Компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений:

  •  понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов;
  •  готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  •  уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1051. Методические указания по определению экономической эффективности научно-исследовательских работ и новой техники 458 KB
  Метод оценки эффективности инвестиций исходя из сроков их окупаемости. Метод сравнительной эффективности приведенных затрат. Расчет ожидаемого годового экономического эффекта на основании анализа использования рабочего времени укладчиц и контролеров готовой продукции на хлебозаводе.
1052. Разработка проекта производства электромонтажных работ 228.5 KB
  Прием строительной части объекта под монтаж электрооборудования. Технологическая карта монтажа кабельной линии в траншее. Технологическая карта монтажа светильников. Технологическая карта монтажа распределительных шкафов. Кабельный журнал. Ведомость на механизмы, инструменты и приспособления.
1053. Финансовое состояние деятельности Харьковского государственного авиационного предприятия 361 KB
  Общая характеристика предприятия и продукции, которая производится. Взаимодействие предприятия с внешними контрагентами. Анализ производства и реализации продукции. Анализ использования основных производственных фондов. Оценка финансовой устойчивости предприятия.
1054. Специфика работы по развитию графических умений в процессе обучения старших дошкольников изобразительной деятельности 389 KB
  Организация деятельности по формированию графических умений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ собственной практической деятельности по формированию у старших дошкольников графических умений и навыков. Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе. Графические материалы и техника их использования.
1055. Система обробки аудіоінформації. Підсистема фільтрації і обробки сигналу 1.36 MB
  Обґрунтування доцільності розробки системи обробки аудіоінформації. Основні цілі створення системи та критерії ефективності її функціонування. Опис системи програмного забезпечення. Опис постановки задачі обробки та фільтрації звукового сигналу. Математичний опис алгоритму створення ефекту реверберації. Призначення і характеристика алгоритму створення ефекту луни. Математичний опис алгоритму створення ефекту затухаючої гучності.
1056. Процесс стратегического управления компании ТОО Зерде-Фито 486.5 KB
  Теоретические основы стратегического управления. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию. Выбор и разработка стратегии развития организации.
1057. Життя і творчість В.Ф. Войно-Ясенецького 128.09 KB
  Вихідною методологічною установкою даного дослідження є метод цілісного філософського аналізу творчості та світогляду мислителя, оскільки спосіб мислення і спосіб життя В.Ф. Войно-Ясенецького, постають в органічній єдності. Такий підхід дає можливість аналізу етичних поглядів В.Ф. Войно-Ясенецького як систематичного, цілісного релігійно-морального світогляду
1058. Политология Белоруссии 459 KB
  Политическая мысль в эпоху Возрождения. Общественно-политическая мысль Беларуси периода ВКЛ, РП, РИ. Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники. Власть как социальное явление, ее функции, структура. Государство в политической системе общества. Роль СМИ в политике. Либерализм и неолиберализ. Формы государственного устройства.
1059. Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом (на примере НОУ СПО Учебный центр, Омск 443 KB
  Процесс планирования аудиторской проверки учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Экономическая характеристика объекта исследования. Организация бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетом. Аудиторская проверка учета расчетов с бюджетом по единому социальному налогу в НОУ СПО Учебный центр.