71084

Компетентностный подход к формированию целей образования

Лекция

Педагогика и дидактика

Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение обладание человеком соответствующих...

Русский

2014-11-01

34.5 KB

3 чел.

Лекция 5. Компетентностный подход к формированию целей образования.

На рубеже XX и XXI веков в отечественной педагогике стал широко использоваться так называемый компетентностный подход к формированию целей и содержания образования.

Применение компетентностного подхода к формированию целей и содержания образования отражает характерные для современной педагогическое науки вполне оправданное стремление придать знаниям (как общеобразовательной, так и в профессиональных сферах), с одной стороны, личностный, а с другой стороны – прагматический, деятельностный характер.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформулировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Хорошую основу для определения содержания понятия информационно-коммуникационной компетентности, или сокращенно ИКТ-компетентности создает перечень компетенций, составленный под руководством академика А.А. Кузнецова в Российской академии образования:

1) Компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:

  •  понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельности общества;
  •  знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирование современной картины мира;
  •  умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности;
  •  владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, практической и личностной значимости;

2) Компетенция в сфере познавательной деятельности:

  •  понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;
  •  знание основных этапов системно-информационного анализа;
  •  владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно следственных связей и др.
  •  сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
  •  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их рализации;

3) компетенция в сфере коммуникативной деятельности:

  •  отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации;
  •  понимание особенностей использования формальных языков;
  •  знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи;
  •  владение основными средствами телекоммуникаций;
  •  знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;

4) Технологическая компетенция:

  •  понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;
  •  знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности;
  •  умение выделять основные этапы и операции в технологии решении задачи, в частности с помощью средств автоматизации;
  •  владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий.

5) Компетентность в области техникознания (техническая компетентность)

  •  понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;
  •  знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
  •  умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик.

6) Компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений:

  •  понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов;
  •  готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  •  уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73057. Проблема свободы и ответственности в морали 29.5 KB
  Проблема соотношения свободы и необходимости рассматривается с двух противоположных точек зрения – фатализма и волюнтаризма. Такое понимание свободы приводит к полному отказу от нравственных норм и утверждению произвола.
73058. Система этических категорий 28 KB
  Категории этики –- это основные понятия этической науки отражающие наиболее существенные элементы морали. Понятия этики отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
73059. В.С Соловьев (1853 - 1900) 35.5 KB
  Центральная идея его философии идея всеединства. В аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины Добра и Красоты соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями...
73060. Понятие: общая характеристика, объём и содержание, виды понятий, отношения между понятиями 42 KB
  Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (как материальный, вещественный, так и идеальный, мнимый, воображаемый). Главное — отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете.
73061. Определение понятий, виды определений и правила 24.5 KB
  Определение понятий виды определений и правила. Определение понятия логическая операция раскрывающая содержание понятия т. Как логическая операция определение состоит из двух элементов: определяемого понятия понятия содержание которых требуется раскрыть...
73062. Виды умозаключений: дедукция, индукция, аналогия 23 KB
  Умозаключение –- форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение; это такая мыслительная структура в которой из двух или более истинных исходных суждений называемых посылками на основании определенной логической связи между ними формируется новое истинное суждение.