71085

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Лекция

Педагогика и дидактика

Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.

Русский

2014-11-01

36 KB

12 чел.

Лекция 6.

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Уже с момента введения предмета ОИВТ в школу многие ученые-педагоги осознали нецелесообразность (и недостаточность) обучения этому предмету только на старшей ступени школы. К началу 1990-х годов по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в школу в рамках экспериментальных инициатив постепенно начинается складываться новая структура обучения в общем среднем образовании. Отличительными особенностями этой новой структуры является, с одной стороны «омоложение» и «снижение» содержания обучения на самое младшее звено – начальную школу, а с другой – вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики.

В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики. Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного (трехэтапного) курса информатики для средней школы была принята коллегией Министерства образования РФ 22 февраля 1995 года. Коллегия постановила признать целесообразным выделение трех этапов в овладении основами информатики: первый этап (I-VI кл.) – пропедевтический; второй этап (VII-IX кл.) – базовый курс; третий этап (X-XI кл.) – профильные курсы.

Вместе с тем коллегией был принят также и важнейший документ, определяющий требования к содержанию информатичекого образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования определять уровень обязательных требований к курсу. Этот документ определял содержательно-методические линии курса:

1. Информационные процессы, представление информации.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Компьютер и программное обеспечение.

4. Основы формализации и моделирования.

5. Информационные технологии.

В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X-XI классов. В основу его структуры были положены семь содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы.

2. Представление информации.

3. Компьютер.

4. Алгоритмы и исполнители.

5. Формализация и моделирование.

6. Информационные технологии.

7. компьютерные коммуникации.

В наиболее завершенном виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в сборнике программно-методических материалов «Информатика, I-XI кл.» (1998 г.), в который вошли программы охватывающие весь период общего среднего образования от I до XI кл. Важной особенностью этих программ является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.

На данный момент действующим нормативным документом, определяющим содержание образования по информатике и ИКТ является Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования 2004 г.

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе

В соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (1999 г.) и базисным учебным планом 1998 года (БУП-98) к 2001 г. на территории Российской Федерации сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

- пропедевтический этап (I-VI классы) предусматривает первоначальное знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

- базовый курс (VII-IX классы) обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, овладение научными основам, методами и средствами информационных технологий решения задач.

- обязательное (X-XI классы) диффиринцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В соответствии с базисным учебным планом (1998 год) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть фактически информатика изучается за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. На преподавание предмета выделялось 68 учебных часов в течение двух лет. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) за счет вариативной части в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения.

В 2002 году в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой "Информатика в начальной, основной и профильной школе" (ИНФО, 2001, №1) отмечается, что на современном этапе развития информатики разработки нового трехуровневого содержания предмета содержит: разработку трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:

- начальная ступень (II-IV кл.);

- основная ступень – вводный и базовый курсы (V-VI и VII-XI кл.);

- профильный курс (X-XI кл.).

По мнению специалистов такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологич6еским особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественно-научному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40617. Общая характеристика CASE-средств 58.5 KB
  Первоначальное значение термина CSE ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения в настоящее время приобрело новый смысл охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. С самого начала CSEтехнологии развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурной методологии проектирования сложности понимания высокой трудоемкости и стоимости использования трудности внесения изменений в проектные спецификации и т. Таким образом CSEтехнологии не могут считаться самостоятельными они...
40618. Репозитории в CASE – средствах 17.67 KB
  Основа CSEтехнологии использование базы данных проекта репозитория для хранения всей информации о проекте которая может разделяться между разработчиками в соответствии с их правами доступа. Репозиторий может хранить свыше 100 типов объектов: структурные диаграммы определения экранов и меню проекты отчетов описания данных логика обработки модели данных их организации и обработки исходные коды элементы данных и т. При этом возможности репозитория обеспечивают несколько уровней интеграции: общий пользовательский интерфейс по всем...
40619. Классификация CASE-средств 32 KB
  Современные CSEсистемы классифицируются по следующим признакам: 1 По поддерживаемым методологиям проектирования: функционально структурноориентированные объектноориентированные и комплексноориентированные набор методологий проектирования; 2 По поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм: с фиксированной нотацией с отдельными нотациями и наиболее распространенными нотациями; 3 По степени интегрированности: tools отдельные локальные средства toolkit набор неинтегрированных средств охватывающих большинство этапов...
40620. Средство документирования - SoDA 18.2 KB
  По задаваемым пользователем шаблонам SoD компилирует документацию собирая в один документ текстовые и графические данные из различных источников например из моделей созданных в Rtionl Rose. Как и любая система отчетности SoD базируется на тех данных которые получает из сторонних программ. SoD поддерживает всю линейку продуктов Rtionl Softwre позволяя создавать сложные комбинированные отчеты на основе выходных данных программ состава Rtionl Suite.
40621. Средство управления проектом - OpenPlanProfessional 60.51 KB
  Open Pln предоставляет руководителям обширный набор инструментов для эффективного принятия управленческих решений и оптимизации выполнения программ с учетом временных и ресурсных ограничений. Следующие функции Open Pln нацелены на обеспечение управления программами: Пулы ресурсов совместно используемыех в мультипроектах Единые коды и календари доступные в мультипроектах Выравнивание ресурсов для мультипроектов Назначение приоритетов проектов Суммирование параметров по уровням работ ресурсов Возможность задания взаимосвязей между...
40622. Проектирование технологического процесса обработки стакана 6.47 MB
  Под «технологией машиностроения» принято понимать научную дисциплину, изучающую преимущественно процессы механической обработки деталей и сборки машин и попутно затрагивающую вопросы выбора заготовок и методы их изготовления.
40623. Средства тестирования 134.02 KB
  Статьи Бесплатные семинары Курсы Форум Заказ ознакомительных версий Интегрированные решения для тестирования Rtionl Suite TestStudio пакет для комплексного тестирования надежности функциональности рабочей нагрузки клиентсерверных Jv Web и ERPприложений. В состав Rtionl Suite TestStudio входят в числе прочих следующие компоненты для тестирования приложений: Rtionl PurifyPlus Rtionl Robot Rtionl TestMnger Rtionl ClerQuest Подробная информация о продукте Rtionl Test RelTime комплексное решение для тестирования...
40624. Средства управления конфигурацией ПО — PVCS (Merant), ClearCase (Rational Software) 16.3 KB
  ClerCse Рекомендованный как средство контроля для командной разработки ClerCse превосходно справляется с возложенной на него задачей. Являясь по сути высоко масштабируемым приложением клиентсервер ClerCse объединяет всех участников проекта единой средой хранящей всю возможную информацию относящуюся к проекту позволяя получать последние версии редактируемых файлов. Посредством ClerCse команда разработчиков может ускорить циклы разработки убедиться в точности релизов создавая новые надежные в эксплуатации продукты а также дорабатывать...