71085

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Лекция

Педагогика и дидактика

Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.

Русский

2014-11-01

36 KB

17 чел.

Лекция 6.

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Уже с момента введения предмета ОИВТ в школу многие ученые-педагоги осознали нецелесообразность (и недостаточность) обучения этому предмету только на старшей ступени школы. К началу 1990-х годов по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в школу в рамках экспериментальных инициатив постепенно начинается складываться новая структура обучения в общем среднем образовании. Отличительными особенностями этой новой структуры является, с одной стороны «омоложение» и «снижение» содержания обучения на самое младшее звено – начальную школу, а с другой – вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики.

В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики. Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного (трехэтапного) курса информатики для средней школы была принята коллегией Министерства образования РФ 22 февраля 1995 года. Коллегия постановила признать целесообразным выделение трех этапов в овладении основами информатики: первый этап (I-VI кл.) – пропедевтический; второй этап (VII-IX кл.) – базовый курс; третий этап (X-XI кл.) – профильные курсы.

Вместе с тем коллегией был принят также и важнейший документ, определяющий требования к содержанию информатичекого образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования определять уровень обязательных требований к курсу. Этот документ определял содержательно-методические линии курса:

1. Информационные процессы, представление информации.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Компьютер и программное обеспечение.

4. Основы формализации и моделирования.

5. Информационные технологии.

В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X-XI классов. В основу его структуры были положены семь содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы.

2. Представление информации.

3. Компьютер.

4. Алгоритмы и исполнители.

5. Формализация и моделирование.

6. Информационные технологии.

7. компьютерные коммуникации.

В наиболее завершенном виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в сборнике программно-методических материалов «Информатика, I-XI кл.» (1998 г.), в который вошли программы охватывающие весь период общего среднего образования от I до XI кл. Важной особенностью этих программ является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.

На данный момент действующим нормативным документом, определяющим содержание образования по информатике и ИКТ является Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования 2004 г.

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе

В соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (1999 г.) и базисным учебным планом 1998 года (БУП-98) к 2001 г. на территории Российской Федерации сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

- пропедевтический этап (I-VI классы) предусматривает первоначальное знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

- базовый курс (VII-IX классы) обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, овладение научными основам, методами и средствами информационных технологий решения задач.

- обязательное (X-XI классы) диффиринцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В соответствии с базисным учебным планом (1998 год) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть фактически информатика изучается за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. На преподавание предмета выделялось 68 учебных часов в течение двух лет. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) за счет вариативной части в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения.

В 2002 году в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой "Информатика в начальной, основной и профильной школе" (ИНФО, 2001, №1) отмечается, что на современном этапе развития информатики разработки нового трехуровневого содержания предмета содержит: разработку трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:

- начальная ступень (II-IV кл.);

- основная ступень – вводный и базовый курсы (V-VI и VII-XI кл.);

- профильный курс (X-XI кл.).

По мнению специалистов такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологич6еским особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественно-научному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81953. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей. Внешняя торговля Республики Беларусь 46.47 KB
  Для того чтобы определить, насколько Беларусь интегрирована в систему мирохозяйственных связей, необходимо оценить степень вовлеченности республики в систему международного разделения труда и международного обобществления производства страны путем участия в МРТ, выяснить ее место и роль...
81954. Звезды и их эволюция 47.05 KB
  Поверхностный взгляд найдет сходство между звездами и планетами. Ведь и планеты при наблюдении простым глазом видны как светящиеся точки различной яркости. Планеты изменяют свое положение на небе, перемещаются из одного созвездия в другое и за год успевают пройти значительный путь...
81955. Электроснабжение механического цеха 93.42 KB
  Работа приемников электроэнергии зависит от ее качества. Качество электроэнергии и, в частности, например: отклонение напряжения, вызывает изменение скорости движения электроприводов, что уменьшает или увеличивает производительность механизмов.
81956. Значення й методи аналізу майна підприємства. Основні показники оцінки майнового стану підприємства 40.13 KB
  Неодмінною складовою переходу України до ринкових відносин є створення нових підприємницьких структур та приватизація підприємств. Цей перехід зумовив еволюцію відносин власності і типів субєктів господарювання в напрямку забезпечення їх розмаїття.
81957. Расчет экономической эффективности восстановления детали 1.09 MB
  В процессе работы любой машины происходит износ ее деталей. Это естественное изнашивание носит закономерный характер и происходит в результате трения сопрягаемых поверхностей деталей, тепловых и химических воздействий среды, изменения физико-механических свойств материала деталей вследствие старения и усталости.
81958. Современные средства обучения и технического оснащения классов в современной школе 134.5 KB
  Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы.
81959. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 107 KB
  Особенности развития физической культуры в Древнем Риме. Физическая культура в государстве достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира относится к числу наиболее противоречивых проблем истории физической культуры.
81960. Единица величины, основной принцип измерения, результат измерения 90.58 KB
  Таким образом получение информации о значениях физической величины как некоего числа принятых для нее единиц и есть главная задача измерений. А вторые неаддитивные величины прямо не измеряются так как они преобразуются в непосредственное измерение величины или измерение путем косвенных измерений.
81961. Рыцари периода сервантесовской Испании. Пародийность рыцарского романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» 45.12 KB
  Роман по своей форме является пародией на рыцарские романы, очень популярные в то время. Роман, состоит из двух частей, при всем единстве фабулы существенно отличающихся друг от друга. Однако основным моментом содержания является описание окружающего общества, социальной несправедливости, и все это в форме рыцарского романа.