71085

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Лекция

Педагогика и дидактика

Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.

Русский

2014-11-01

36 KB

10 чел.

Лекция 6.

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Уже с момента введения предмета ОИВТ в школу многие ученые-педагоги осознали нецелесообразность (и недостаточность) обучения этому предмету только на старшей ступени школы. К началу 1990-х годов по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в школу в рамках экспериментальных инициатив постепенно начинается складываться новая структура обучения в общем среднем образовании. Отличительными особенностями этой новой структуры является, с одной стороны «омоложение» и «снижение» содержания обучения на самое младшее звено – начальную школу, а с другой – вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики.

В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики. Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного (трехэтапного) курса информатики для средней школы была принята коллегией Министерства образования РФ 22 февраля 1995 года. Коллегия постановила признать целесообразным выделение трех этапов в овладении основами информатики: первый этап (I-VI кл.) – пропедевтический; второй этап (VII-IX кл.) – базовый курс; третий этап (X-XI кл.) – профильные курсы.

Вместе с тем коллегией был принят также и важнейший документ, определяющий требования к содержанию информатичекого образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования определять уровень обязательных требований к курсу. Этот документ определял содержательно-методические линии курса:

1. Информационные процессы, представление информации.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Компьютер и программное обеспечение.

4. Основы формализации и моделирования.

5. Информационные технологии.

В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X-XI классов. В основу его структуры были положены семь содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы.

2. Представление информации.

3. Компьютер.

4. Алгоритмы и исполнители.

5. Формализация и моделирование.

6. Информационные технологии.

7. компьютерные коммуникации.

В наиболее завершенном виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в сборнике программно-методических материалов «Информатика, I-XI кл.» (1998 г.), в который вошли программы охватывающие весь период общего среднего образования от I до XI кл. Важной особенностью этих программ является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.

На данный момент действующим нормативным документом, определяющим содержание образования по информатике и ИКТ является Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования 2004 г.

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе

В соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (1999 г.) и базисным учебным планом 1998 года (БУП-98) к 2001 г. на территории Российской Федерации сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

- пропедевтический этап (I-VI классы) предусматривает первоначальное знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

- базовый курс (VII-IX классы) обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, овладение научными основам, методами и средствами информационных технологий решения задач.

- обязательное (X-XI классы) диффиринцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В соответствии с базисным учебным планом (1998 год) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть фактически информатика изучается за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. На преподавание предмета выделялось 68 учебных часов в течение двух лет. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) за счет вариативной части в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения.

В 2002 году в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой "Информатика в начальной, основной и профильной школе" (ИНФО, 2001, №1) отмечается, что на современном этапе развития информатики разработки нового трехуровневого содержания предмета содержит: разработку трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:

- начальная ступень (II-IV кл.);

- основная ступень – вводный и базовый курсы (V-VI и VII-XI кл.);

- профильный курс (X-XI кл.).

По мнению специалистов такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологич6еским особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественно-научному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57917. Великі вчені та їх внесок в розвиток світової науки 113 KB
  Перевіримо назви секторів показує на сектори учні називають їх англійською мовою Слайди: Трикутники М: Вирішіть тестові завдання оберіть правильну відповідь та дізнайтесь прізвище великого англійського вченого.
57918. Розв’язування задач на відсотки 126 KB
  Мета: актуалізувати знання учнів щодо визначення відсотка від числа і числа за відсотком; удосконалити уміння учнів розв’язувати текстові задачі на відсотки різними методами. Економічна соціалізація учнів.
57919. Використання формул скороченого множення для розкладання многочленів на множники 47.5 KB
  Мета: домогтися усвідомлення учнями того факту що вивчені формули скороченого множення застосовуються для розкладання на множники многочленів певного виду...
57920. Вікова періодизація людини (зрілий, похилий і старечий вік). Феномен життя і смерті 104 KB
  Індивідуальна робота робота учнів по картках Встановити відповідність вікової періодизації людини: Назва вікового періоду Віковий період у роках новонароджені...
57921. Cимвол политики - королева Виктория 52 KB
  Учитель. В информационных папках учащихся лежат документы и задания каждой группе Учитель: помогут совершить экскурсию экскурсоводы и учащиеся групп согласно плану...
57922. Вулканізм і вулкани. Гарячі джерела, гейзери 67.5 KB
  Знати: причини утворення та будову вулканів, після вулканічні явища, сейсмічні пояси Землі. Вміти: показувати на карті згаслі та діючі вулкани, порівнювати гарячі джерела та гейзери.
57923. Вирусные болезни – глобальная опасность для человечества 58 KB
  Формирование предметных и ключевых компетентностей: обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов; значении вирусов в природе и жизни человека методах изучения вирусных болезней.
57924. Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека 39.5 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с симптомами методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики лечения...
57925. Води суходолу Північної Америки. Основні річкові системи. Великі озера, їх походження 69 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про внутрішні води Північної Америки розкрити загальні особливості вод суходолу показати їх залежність від рельєфу та клімату нерівномірність розподілу на території материка...