71085

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Лекция

Педагогика и дидактика

Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.

Русский

2014-11-01

36 KB

12 чел.

Лекция 6.

Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы

Уже с момента введения предмета ОИВТ в школу многие ученые-педагоги осознали нецелесообразность (и недостаточность) обучения этому предмету только на старшей ступени школы. К началу 1990-х годов по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в школу в рамках экспериментальных инициатив постепенно начинается складываться новая структура обучения в общем среднем образовании. Отличительными особенностями этой новой структуры является, с одной стороны «омоложение» и «снижение» содержания обучения на самое младшее звено – начальную школу, а с другой – вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах, в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики.

В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики. Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного (трехэтапного) курса информатики для средней школы была принята коллегией Министерства образования РФ 22 февраля 1995 года. Коллегия постановила признать целесообразным выделение трех этапов в овладении основами информатики: первый этап (I-VI кл.) – пропедевтический; второй этап (VII-IX кл.) – базовый курс; третий этап (X-XI кл.) – профильные курсы.

Вместе с тем коллегией был принят также и важнейший документ, определяющий требования к содержанию информатичекого образования учащихся – «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике». По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования определять уровень обязательных требований к курсу. Этот документ определял содержательно-методические линии курса:

1. Информационные процессы, представление информации.

2. Алгоритмы и программирование.

3. Компьютер и программное обеспечение.

4. Основы формализации и моделирования.

5. Информационные технологии.

В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X-XI классов. В основу его структуры были положены семь содержательных линий:

1. Информация и информационные процессы.

2. Представление информации.

3. Компьютер.

4. Алгоритмы и исполнители.

5. Формализация и моделирование.

6. Информационные технологии.

7. компьютерные коммуникации.

В наиболее завершенном виде концепция содержания непрерывного курса информатики отражена в сборнике программно-методических материалов «Информатика, I-XI кл.» (1998 г.), в который вошли программы охватывающие весь период общего среднего образования от I до XI кл. Важной особенностью этих программ является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.

На данный момент действующим нормативным документом, определяющим содержание образования по информатике и ИКТ является Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования 2004 г.

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе

В соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике (1999 г.) и базисным учебным планом 1998 года (БУП-98) к 2001 г. на территории Российской Федерации сложилась следующая структура обучения информатике в общеобразовательной школе:

- пропедевтический этап (I-VI классы) предусматривает первоначальное знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.

- базовый курс (VII-IX классы) обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, овладение научными основам, методами и средствами информационных технологий решения задач.

- обязательное (X-XI классы) диффиринцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В соответствии с базисным учебным планом (1998 год) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть фактически информатика изучается за счет федерального компонента БУП только в 10-11 классах. На преподавание предмета выделялось 68 учебных часов в течение двух лет. В остальных классах информатика изучалась (и изучается) за счет вариативной части в зависимости от возможностей и желания образовательного учреждения.

В 2002 году в статье главного специалиста Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ М.С. Цветковой "Информатика в начальной, основной и профильной школе" (ИНФО, 2001, №1) отмечается, что на современном этапе развития информатики разработки нового трехуровневого содержания предмета содержит: разработку трехуровневого комплекта учебных пособий; создание практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи. Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:

- начальная ступень (II-IV кл.);

- основная ступень – вводный и базовый курсы (V-VI и VII-XI кл.);

- профильный курс (X-XI кл.).

По мнению специалистов такая структура обучения в большей степени соответствует психологическим и физиологич6еским особенностям учащихся соответствующего возраста; реальной структуре школьного курса информатики; особенностям методики обучения информатике в разных возрастных группах.

Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьютерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение.

Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении и желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму содержания по предмету.

В профильном курсе старшей школы формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественно-научному, социально-экономическому.

Таким образом, курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9975. Информационное обеспечение прогнозирования и планирования 85 KB
  Информационное обеспечение прогнозирования и планирования 1. Информация для прогнозирования и планирования 2. Методы получения вторичной информации 3. Методы получения первичной информации 4. Планирование выборочных исследований Вопрос № 1. Информация для пр...
9976. Прогнозирование рядов экономической динамики 82.5 KB
  Прогнозирование рядов экономической динамики Виды и методы анализа временных рядов Корреляционный анализ Спектральный анализ Модели авторегрессии Вопрос № 1. Виды и методы анализа временных рядов Временной ряд представляет собой совокупность
9977. Планирование на предприятии. Перспективные и текущие планы предприятия 105.5 KB
  Планирование на предприятии 1. Стратегическое планирование на предприятии 2. Перспективные и текущие планы предприятия 3. Оперативное планирование и диспетчирование на предприятии Вопрос № 1. Стратегическое планирование на предприятии В условиях рыночной эк
9978. Бизнес-план предприятия 79 KB
  Бизнес-план предприятия Учебные вопросы: Понятие бизнес плана и его роль в рыночной экономике. Требования предъявляемые к бизнес плану при его составлении. Состав и структура бизнес плана. Объем бизнес плана. Литература: Экономика предприятия..
9979. Сущность и этапы проектирования РЭС 92 KB
  Сущность и этапы проектирования РЭС Сущность процесса проектирования РЭС заключается в разработке конструкций и технологических процессов производства новых радиоэлектронных средств которые должны с минимальными затратами и максимальной эффективностью выполнять
9980. Системное программное обеспечение САПР РЭС 100.5 KB
  Системное программное обеспечение САПР РЭС Программное обеспечение - это совокупность программ процедур и правил написанных на том или ином языке предназначенных для использования в САПР. Программное обеспечение делится на общее системное и прикладное специаль
9981. Общие сведения о математических моделях ИП 88 KB
  Общие сведения о математических моделях ИП Проектирование ИП с применением ЭВМ требует описания этого объекта на языке математики в виде удобном для его алгоритмической реализации Математическое описание проектируемого объекта называют математической моделью. М...