71103

Специфика и сущность философского знания

Лекция

Логика и философия

Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.

Русский

2014-11-02

25.64 KB

10 чел.

5

Тема 1: Специфика и сущность философского знания.

План темы:

1. Мировоззрение. Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Осевое время – время возникновение философии. Карл Ясперс.

3. Философия и наука.

4. Предмет философии.

5. Структура философского знания.

6. Функции философии.

7. Основной вопрос философии. Фридрих Энгельс.

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Два уровня мировоззрения:

1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт

2. Теоретический – наука и философия

Основные типы мировоззрения:

 Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ:

1. происхождение Вселенной, земли и человека;

2. объяснение природных явлений;

3. жизнь, судьба, деятельность и смерть человека;

4. взаимоотношение человека и богов;

5. вопросы чести, долга, нравственности.

Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, реализующих определенные духовные потребности человека.

Функции религии:

1. мировоззренческая

2. объединительная

3. культурологическая

4. нравственно-воспитательная.

Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе жили и творили Конфуций и Лао-цзы (Китай), в Индии возникли Упанишады. Жил Будда. В Иране проповедовал Заратустра, в Палестине – Илия, Исайя, Иеремия. В Греции – это время Гомера, Парменида. Гераклита, Платона. Аристотеля, Софокла, Фукидида, Архимеда. “Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя  и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели”.

Философия является особой формой общественного сознания, от мифологии и религии философия отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”.

Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

1. рационально – основано на знании, а не на вере или вымысле;

2. рефлексивно – обращает мысль на саму себя;

3. логично  – имеет внутреннее единство и систему;

4. опирается на четкие понятия и категории.

Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому., проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.

 

Философия и наука:

1. Философия-мудрость – стремление человека к поиску смысла жизни, часто интуитивным путем, бессистемна (Сократ, Платон, Паскаль, Монтень, Ницше, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Соловьев, Толстой, Достоевский). Философствование.

Ницше – философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир.

2. Философия-наука – рациональность, объективность, системность, методичность (Аристотель, Декарт, Бэкон, Кант, Гегель).

Предмет философии:

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (“преднаука”). Предмет нерасчлененной науки – вся действительность. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное – связано с именем Аристотеля, который трактует философию как науку наук. Философия – это учение о всеобщем, безраздельно господствующая и руководящая наука.    

Иммануил Кант (18 век):

Философия должна ответить на 4 вопроса:

Что я могу знать?   Что я должен делать?

На что я могу надеяться?   Что такое человек?

Гегель (19 в.): Философия – “царица наук”, которая одна имеет право на истину  в последней инстанции.

Томас Манн (20 век) – “Доктор Фаустус”:

“Философия – царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов, она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результат исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и основополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе”.

3) Современное – складывалось по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследований и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Происходит обособление отдельных наук: астрономии, физики, медицины, математики, химии и т.д.

Сегодня: существует символическое древо познания, ствол которого – философия, а кроны частные науки.

Структура философского знания:

Онтология – учение о бытии и его сущности; Гносеология – учение о познании.

Социальная философия – учение об обществе.

История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли.

Логика – учение о мышлении, его законах и формах; Этика – учение о морали; Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях.

Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.).

Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются:

Функции философии:

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая – способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров. Помогает человеку стать человеком.

Центральная мировоззренческая проблема - вопрос об отношении человека к миру, к бытию или сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос был четко сформулирован в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической философии” (1886) и назван основным вопросом философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – философы делятся на материалистов (“линия Демокрита”), признающих первичным материю, существующих вне и независимо от сознания, а сознание производным от материи (Эпикур, Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин) и идеалистов (“линия Платона”), считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

 Различают две разновидности идеализма: объективный идеализм признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало, мировой дух, внечеловеческий разум, мировою волю (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный, который считает первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли).

Не всякое философское учение можно отнести к материализму или к идеализму. Существуют дуалистические философские системы или дуализм (лат. duo – два). Дуализм признает материальное и духовное двумя независимыми началами (Декарт).

2. Познавательная (гносеологическая) – тесно связана с основным вопросом философии, составляет его вторую сторону.

Позваниваем ли мир – в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о нем составлять верное отражение действительности?

Большинство философов считают, что человек в состоянии раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Эмпиризм – источник знания – опыт, основанный на чувственном познании. Рационализм – источник знания – разум, абстрактное мышление.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия.

Иррационализм – рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, откровение.

Скептики – познание мира ограничено возможностями человека, агностики – суть вещей человек познать не в силах.

Отношение “мир-человек” теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта.

Проблема истина и ее критериев.

3. Методологическая – выработка основных способов познания окружающей действительности и человека.

Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, феноменология, герменевтика.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Первый из этих взглядов получил название метафизического, а второй диалектического.

Метафизика – способ мышления противоположный диалектическому:

1) истина понимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс

2) все стороны познаваемого мира абсолютны

3) признается развитие, но не саморазвитие; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно

4) все объекты рассматриваются вне связи друг другом.  

4. Аксиологическая (в переводе с греч. axios - ценный) – обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и нормах бытия, разрабатывает нравственных понятия Истины, Добра и Красоты.

5. Социальная – философия анализирует общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности.

6. Критическая – философия формирует способность подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, не принимать на веру, а искать рациональные доказательства.

7. Прогностическая – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире попытаться спрогнозировать тенденции развития человека природы и общества

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд.3-е. – М., 2001.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия; Канке В.А. Философия. М., 1997.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

Миголатьев Л.А. Философия. М., 2001; Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002; Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002.

Солопов Е.Ф. Философия: Учебное пособие. М., 2003.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.

Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск, 1994.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2000-2001.

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. – М., 1997-2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29173. Криминалистическая регистрация 58.5 KB
  Виды учетов соответствующие им формы информационных карт а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России. Криминалистическая регистрация насчитывает множество различных видов учетов. Оперативносправочные учеты чаще всего характерно наличие причинноследственной связи между объектом учета и событием преступлением. К оперативносправочным учетам относят учет: лиц подвергшихся аресту; лиц осужденных за совершение преступлений; лиц находящихся в розыске; лиц совершивших...
29174. Криминалистическое исследование документов 58.5 KB
  Исследование письма. Объектами криминалистического исследования письма являются письменная речь и почерк: 1 почерковедческое исследование; 2 автороведческое исследование. Техникокриминалистическое исследование.
29175. Автороведческое исследование документов 58.5 KB
  В письменной речи выделяют общие и частные языковые навыки. К общим языковым навыкам относят: стилистические навыки; синтаксические навыки; лексикофразеологические навыки; орфографические навыки; пунктуационные навыки. К частным признакам письменной речи относят устойчивые нарушения речи индивидуальные лексические грамматические навыки свойственные конкретному исполнителю.
29176. Криминалистическая габитоскопия 60 KB
  Криминалистически значимыми свойствами внешности человека являются ее неповторимость и относительная устойчивость так контуры лба лица форма головы и другие признаки лица обусловлены строением черепа. Все признаки внешности можно разделить на две группы: 1 собственные признаки; 2 сопутствующие признаки. форма отдельных частей тела головы лица шеи плеч груди спины рук ног; антропологические признаки раса национальность; функциональные динамические признаки осанка походка голос жестикуляция мимика и т. К...
29177. Криминалистика 26.5 KB
  4х звенная система: общие положения криминалистики теория идентификации трасология цели и задачи криминалистическая техника: общие и специальные положения криминалистическая фотография видеосъемка и звукозапись криминалистическая трасология криминалистическое исследование оружия криминалистическая габитоскописия криминалистическое исследование документов и учет криминалистическая тактика: общие и специальные положения версии и планирование расследование преступления тактика осмотра и освидетельствования тактика задержания...
29178. Криминалистическая идентификация 28.5 KB
  Научными основами идентификации являются: индивидуальная определенность объекта устойчивость признаков способность оставлять отображения в теории и практике различают 2 формы отображения: 1. идеальная только в памяти человека Трудности в установлении свойств объектов по их признакам проистекают из ограниченного объема информации отразившейся в средах неблагоприятных условий отражения свойств при следообразовании использования приемов маскировки и фальсификации признаков изменение свойств объекта со временем. Фрагментированные части...
29179. Виды криминалистической идентификации 26.5 KB
  установление целого по частям. Фрагментированные части объекта детали осколки совмещают друг с другом и изучают их взаимное совпадение признаков внешнего строения на разделенных поверхностях установление групповой принадлежности объекта к определенному классу роду виду то есть некоторому множеству.
29180. Стадии криминалистической идентификации 26 KB
  Вероятный результат – когда комплекс признаков недостаточен для категоричного вывода.
29181. Криминалистическая запечатлевающая (оперативная) фотография 43.5 KB
  Методы судебнооперативной фотографии – это совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и условий съёмки с целью реализации поставленных задач. Метод определяет технику технические условия средства производства съёмки. Разновидности панорамной съёмки: 1 линейная панорама Применяется для съёмки объектов имеющих значительные линейные размеры большую протяжённость.