71103

Специфика и сущность философского знания

Лекция

Логика и философия

Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.

Русский

2014-11-02

25.64 KB

15 чел.

5

Тема 1: Специфика и сущность философского знания.

План темы:

1. Мировоззрение. Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Осевое время – время возникновение философии. Карл Ясперс.

3. Философия и наука.

4. Предмет философии.

5. Структура философского знания.

6. Функции философии.

7. Основной вопрос философии. Фридрих Энгельс.

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Два уровня мировоззрения:

1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт

2. Теоретический – наука и философия

Основные типы мировоззрения:

 Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ:

1. происхождение Вселенной, земли и человека;

2. объяснение природных явлений;

3. жизнь, судьба, деятельность и смерть человека;

4. взаимоотношение человека и богов;

5. вопросы чести, долга, нравственности.

Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, реализующих определенные духовные потребности человека.

Функции религии:

1. мировоззренческая

2. объединительная

3. культурологическая

4. нравственно-воспитательная.

Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе жили и творили Конфуций и Лао-цзы (Китай), в Индии возникли Упанишады. Жил Будда. В Иране проповедовал Заратустра, в Палестине – Илия, Исайя, Иеремия. В Греции – это время Гомера, Парменида. Гераклита, Платона. Аристотеля, Софокла, Фукидида, Архимеда. “Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя  и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели”.

Философия является особой формой общественного сознания, от мифологии и религии философия отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”.

Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

1. рационально – основано на знании, а не на вере или вымысле;

2. рефлексивно – обращает мысль на саму себя;

3. логично  – имеет внутреннее единство и систему;

4. опирается на четкие понятия и категории.

Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому., проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.

 

Философия и наука:

1. Философия-мудрость – стремление человека к поиску смысла жизни, часто интуитивным путем, бессистемна (Сократ, Платон, Паскаль, Монтень, Ницше, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Соловьев, Толстой, Достоевский). Философствование.

Ницше – философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир.

2. Философия-наука – рациональность, объективность, системность, методичность (Аристотель, Декарт, Бэкон, Кант, Гегель).

Предмет философии:

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (“преднаука”). Предмет нерасчлененной науки – вся действительность. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

2) Традиционное – связано с именем Аристотеля, который трактует философию как науку наук. Философия – это учение о всеобщем, безраздельно господствующая и руководящая наука.    

Иммануил Кант (18 век):

Философия должна ответить на 4 вопроса:

Что я могу знать?   Что я должен делать?

На что я могу надеяться?   Что такое человек?

Гегель (19 в.): Философия – “царица наук”, которая одна имеет право на истину  в последней инстанции.

Томас Манн (20 век) – “Доктор Фаустус”:

“Философия – царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов, она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результат исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и основополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе”.

3) Современное – складывалось по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследований и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Происходит обособление отдельных наук: астрономии, физики, медицины, математики, химии и т.д.

Сегодня: существует символическое древо познания, ствол которого – философия, а кроны частные науки.

Структура философского знания:

Онтология – учение о бытии и его сущности; Гносеология – учение о познании.

Социальная философия – учение об обществе.

История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли.

Логика – учение о мышлении, его законах и формах; Этика – учение о морали; Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

Философская антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях.

Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.).

Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются:

Функции философии:

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая – способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров. Помогает человеку стать человеком.

Центральная мировоззренческая проблема - вопрос об отношении человека к миру, к бытию или сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос был четко сформулирован в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической философии” (1886) и назван основным вопросом философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – философы делятся на материалистов (“линия Демокрита”), признающих первичным материю, существующих вне и независимо от сознания, а сознание производным от материи (Эпикур, Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин) и идеалистов (“линия Платона”), считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

 Различают две разновидности идеализма: объективный идеализм признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало, мировой дух, внечеловеческий разум, мировою волю (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный, который считает первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли).

Не всякое философское учение можно отнести к материализму или к идеализму. Существуют дуалистические философские системы или дуализм (лат. duo – два). Дуализм признает материальное и духовное двумя независимыми началами (Декарт).

2. Познавательная (гносеологическая) – тесно связана с основным вопросом философии, составляет его вторую сторону.

Позваниваем ли мир – в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о нем составлять верное отражение действительности?

Большинство философов считают, что человек в состоянии раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Эмпиризм – источник знания – опыт, основанный на чувственном познании. Рационализм – источник знания – разум, абстрактное мышление.

Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия.

Иррационализм – рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, откровение.

Скептики – познание мира ограничено возможностями человека, агностики – суть вещей человек познать не в силах.

Отношение “мир-человек” теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта.

Проблема истина и ее критериев.

3. Методологическая – выработка основных способов познания окружающей действительности и человека.

Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, феноменология, герменевтика.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Первый из этих взглядов получил название метафизического, а второй диалектического.

Метафизика – способ мышления противоположный диалектическому:

1) истина понимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс

2) все стороны познаваемого мира абсолютны

3) признается развитие, но не саморазвитие; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно

4) все объекты рассматриваются вне связи друг другом.  

4. Аксиологическая (в переводе с греч. axios - ценный) – обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и нормах бытия, разрабатывает нравственных понятия Истины, Добра и Красоты.

5. Социальная – философия анализирует общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности.

6. Критическая – философия формирует способность подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, не принимать на веру, а искать рациональные доказательства.

7. Прогностическая – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире попытаться спрогнозировать тенденции развития человека природы и общества

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд.3-е. – М., 2001.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия; Канке В.А. Философия. М., 1997.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

Миголатьев Л.А. Философия. М., 2001; Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002; Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002.

Солопов Е.Ф. Философия: Учебное пособие. М., 2003.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.

Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск, 1994.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2000-2001.

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972.

Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. – М., 1997-2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68942. Inline функції 36.5 KB
  Визначення функцій що підставляються усередині класу Мова C володіє важливою властивістю: у нім існують функції inline functions що підставляються які широко використовуються в класах. Щоб замінити виклик функції підстановкою перед її визначенням слід вказати слово inline.
68943. Статичні члени класу 43.5 KB
  Якщо перед оголошенням змінної-члена поставити ключове слово static, компілятор створить тільки один екземпляр цієї змінної, який використовуватиметься всіма об’єктами даного класу. На відміну від звичайних змінних-членів, статичні змінні-члени не копіюються для кожного об’єкту окремо.
68944. Статичні функції-члени 28 KB
  Функції-члени також можуть бути статичними, але на них розповсюджується декілька обмежень. Вони мають прямий доступ тільки до інших статичних членів класу. (Зрозуміло, глобальні функції і дані також доступні статичним функціям-членам.) Статична функція-член не має покажчика this.
68945. Передача об’єктів функціям. Повернення об’єктів 37.5 KB
  Об’єкти можна передавати функціям, як звичайні змінні. Для цього застосовується звичайний механізм передачі параметрів по значенню. Не дивлячись на зовнішню простоту, цей процес може привести до несподіваних наслідків, що стосуються конструкторів і деструкцій.
68946. Покажчик this 29 KB
  При виклику функції-члена їй неявно передається покажчик на зухвалий об’єкт. Цей покажчик називається this. Розглянемо програму, в якій описаний клас pwr, призначений для обчислення ступеня деякого числа.
68947. Вказівники на члени класу 32 KB
  Вказівник такого вигляду називається вказівником на член класу. Цей незвичайний вказівник задає зсув усередині об’єкту відповідного класу. Оскільки вказівники на члени класу не є вказівниками в звичайному сенсі слова до них не можна застосовувати операторів.
68948. Перевантаження операторів 40 KB
  Перевантаження скорочених операторів присвоєння Обмеження на перевантаження операторів З перевантаженням функцій тісно пов’язаний механізм перевантаження операторів. У мові C можна перенавантажувати більшість операторів набудувавши їх на конкретний клас.
68949. Перевантаження операторів new і delete 53.5 KB
  У мові C++ можна перенавантажувати операторів new і delete. Це доводиться робити, якщо виникає необхідність створити особливий механізм розподілу пам’яті. Наприклад, можна зажадати, щоб процедура розподілу пам’яті використовувала жорсткий диск як віртуальну пам’ять, якщо купа вичерпана.
68950. Перевантаження операторів [], () 49.5 KB
  Ці оператори також можна перенавантажувати, що породжує масу цікавих можливостей. На перевантаження цих операторів розповсюджується одне загальне обмеження: вони повинні бути нестатичними функціями-членами. Дружні функції застосовувати не можна.