71105

Средневековая философия (IV-XIV вв.)

Лекция

Логика и философия

Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена (160-240) – Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей античности Тертуллиан считает “патриархами еретиков”. Следовательно, все кто ищет истину на путях, пройденных античной философией, попадает...

Русский

2014-11-02

32.5 KB

1 чел.

6

Тема 4: Средневековая философия (IV-XIV вв.).

План темы:

1. Основные черты средневековой философии.

2. Патристика: апологетика, классика, завершение.

Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Августин, Боэций, Эриугена.

3. Схоластика: ранняя, классика, поздняя.

Фома Аквинский.

4. Спор об универсалиях: номиналисты, реалисты.

I. Основные черты средневековой философии:

Философия – “служанка богословия” (господство христианства).

Теоцентризм – источник и причина всего сущего – Бог – активное и творящее начало всего сущего.

Теология – богословие, систематическое изложение учения о Боге, его свойствах, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства.  

Креационизм (лат. creation – создание, творение) - все изменяемое сотворено богом из “ничего” и стремится в конце концов к ничтожеству

Теодицея – оправдание Бога перед царящим на земле злом.

Традиционализм – “чем древнее, тем истиннее”.

Эсхатология – учение о конце света (Августин).

Провиденциализм (лат. providential - провидение) – всеми мировыми событиями управляет божественное провидение.

Вера выше разума

Основной источник знаний о мире – Библия.

II. Патристика (II-IX вв.) – совокупность теолого-философских взглядов “отцов церкви” (лат. pater - отец), которые обосновывали христианство, опираясь на античную философию (прежде всего на Платона).

Три этапа патристики:

1. апологетика (2-3 вв.), (греч. apologetikos – защита) – оформление и защита христианского мировоззрения.

Квинт Септимий Тертуллиан из Карфагена (160-240) – Платона, Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей античности Тертуллиан считает “патриархами еретиков”. Следовательно, все кто ищет истину на путях, пройденных античной философией, попадает во власть дьявола, “тщеславного соперника” Господа, потому что именно дьявол “одушевляет всех ересиархов”. Вера выше разума, даже религиозное безумие выше всякой человеческой мудрости - “верую, ибо абсурдно”

Ориген (185-254) – выступал за сближение с греческой философией. Опирался на учение Платона (о существовании бессмертных душ). Опирался на рациональные доказательства нематериальности Бога. Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры. Единожды (еще до создания мира) Бог сотворил лишь бестелесных и вечных духов, за которыми оставил свободу воли и право выбора творить по своему усмотрению добро или зло. Те духи, которые творят добро и следуют за Богом, попадают в мир ангелов, другие же, не устояв перед соблазнами, падают вниз и становятся растениями, животными или людьми. Был осужден ортодоксальной церковью (за идею вечности мира и “круговорота” душ) и умер в тюрьме, не выдержав пыток.

Тит Флавий Климент (150 - 216 н.э.) был главой богословской школы в Александрии (на севере Африки), входившей тогда в состав Римской империи. Будучи долгие годы наставником новообращенных христиан, Климент Александрийский создал собственную педагогическую систему, которая в корне противоречила тому, в чем был уверен священник и богослов Тертуллиан.

Климент Александрийский представляет ту умеренную точку зрения на соотношение культуры и культа, которая затем станет господствующей в христианстве. Именно он провозгласил принцип, согласно которому философия должна быть служанкой богословия. В свою очередь, геометрия, астрономия и музыка, которыми увлекались в античную эпоху, должны быть "служанками" философии. Из этого следует, что, в соответствии с педагогической системой Климента, вся античная образованность является подготовкой к христианскому вероучению. А на пути в Царство Божие перед Иерусалимом находятся Афины.

2. классическая патристика (4-5 вв.) – систематизация основ христианского вероучения.

325 г. – I Вселенский (Никейский) собор – установление официальной догматики христианской церкви.

Григорий Нисский (335-394) – епископ города Ниса в Малой Азии. Под влиянием неоплатоников развивал представления о нематериальной и бессмертной душе, отвергнув идею о предсуществовании душ (за что был осужден Ориген). Также закрепил представления о Бое как о сверхприродном, непознаваемом существе, однако его попытки обосновать догмат троицы, опираясь на принципы неоплатонизма, не нашли понимания у официальной церкви.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) – крупнейший христианский мыслитель и писатель периода патристики, наиболее выдающийся из отцов церкви. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения. Сочинения: “Исповедь”, “О граде Божием”, “О величии души”, “Об истинной религии”.

Философия – это лишь средство доказательства истинности религии, способ обоснования верности религиозных догматов. “Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости, … ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может”. Философия превращается у него в чисто человеческое знание, низшее по своему уровню, которое должно быть полностью подчинено религии, ибо только вера открывает человеку высшее, божественные истины.

Основа философии Августина – философия Платона и неоплатоников (Плотин и Прокл). Центр религиозно-философской концепции Августина является Бог – нематериальный, всемогущий абсолют, выше которого не может быть никого и ничего. Августин формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их противопоставлении друг другу. Бог создал мир и абсолютно не зависит ни от природы, ни от человека. Природа же и человек, наоборот, полностью зависят от Бога. Бог постоянно творит вещи и каждого человека. Бог – главный предмет познания. Человеческая душа имеет начало, но не имеет конца, ибо бессмертна и существует после смерти человеческого тела. Душа нематериальна и к ней неприложимы никакие пространственные и количественные характеристики. Основные способности души, заложенные Богом, - разум, память и воля. Высшая форма познания – это божественное озарение, ниспосланное Богом человеку, искренне убежденному в вере. Откуда берется зло? Ведь Бог не может быть творцом зла? Все зло в мире происходит от материальной природы мироздания. Все зло в человеке – от его материального тела. Земная жизнь людей – лишь преддверие жизни вечной, нематериальной, духовной. Люди обязаны жить по Божественным законам, а не по человеческим: “Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу”.

Философия истории Августина – постоянная борьба двух начал – “Царства Божия” и “царства земного”. Церковь – это высшая форма организации человеческого общества, возможная на земле. Высший божественный смысл истории в том, что человечество, пройдя сквозь тернии и грехи, вызванные его материальной природой, вновь будет возвращено к Богу. Погибнув материально, телесно, человечество будет спасено Богом и воскреснет, возродится духовно, теперь уже на вечные времена.

3. заключительный период (6-7 вв.) – стабилизация христианской догматики.

Деградация культуры в Западной Европе в связи с падением Западной Римской империей и нашествием варваров. Упадок философии. Мало оригинальных, интересных философов.

В V-VI вв. стало совершенно ясно, что старый мир неудержимо катится к своему концу. Но прежде, чем античный мир погиб, а Европа вступила в средневековье, прежде чем наступил полный упадок культуры в VI-VII вв., старый мир подарил новому еще одного мыслителя, без которого трудно представить средневековую философию. Тот, кого называли “последним римлянином и первым схоластиком”.  

Анний Манлий Северин Боэций (480-524) – подвел итог всей античной философии. Перевел с греческого языка многие работы (“Начала” Евклида, “Органон” Аристотеля и т.д.). Был обвинен в связях с Византийской империей, заключен в тюрьму и казнен. В тюрьме написал “Об утешении философией” – тесная связь с античной философией (особенно с философией Платона).

III. Схоластика (X-XIV вв.) (лат. scholastica – школьный, schola - школа) – рациональное обоснование христианского вероучения с использованием идей античной философии.

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Три этапа схоластики:

1. Ранняя схоластика (10-12 вв.) – под значительным влиянием идей неоплатоников и Августина.

Иоанн Скот Эриугена (810-877) – владел латинским и греческими языками, также много переводил. Развивал диалектику, понимая ее и как логику – науку о правильном мышлении, и как учение о наиболее общих принципах и свойствах бытия. Был последовательным сторонником Платона и неоплатоников – например, концепцию примата общего над единичным.  

Какова природа общих понятий?

1. Реализм (Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский) – традиция Платона - понятия существуют реально, порождая вещи. Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже – конкретные добрые дела. До сотворения мира эти общие идеи, или “универсалии”, находятся в Божественном Разуме. Природа же представляет собой последовательность ступеней проявления Бога, который по “универсалиям”, как по образцам, творит мир. В результате первоначальным, подлинным бытием обладает реальный (физический) мир, а мир общих понятий, идей. Идеалистическая тенденция.  

2. Номинализм (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин) – традиция Аристотеля - понятия – лишь названия, имена, реальны лишь единичные вещи. В Божественном Разуме изначально нет никаких общих понятий. Они появляются там уже после сотворения мира в результате акта Божественной Воли. Отсюда ориентация представителей этого направления на эмпирический мир, на опыт, огромный интерес к проблемам познания природы. Материалистическая тенденция

3. Пьер Абеляр (1079-1142) – третье направление в решении данной проблемы. По его убеждению, универсалии не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в единичных вещах; понятия отражают общую родовую сущность, свойственную множеству вещей, но само это общее существует иначе, чем единичные предметы.

2. Классическая схоластика (12-13 вв.) – на смену платоновским идеям пришел “христианский аристотелизм”. Важным центром становится Парижский университет.

Альберт Великий

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – крупный теологический философ, живший в “золотой век схоластики” (XIII в.). Признан святым католической церкви. Прозвище – “ангельский доктор”. Сочинения – “Сумма теологии”, “Сумма философии” (“Против язычников”), комментарии к Библии, комментарии к произведения Аристотеля.

1. Доказательство бытия Бога: Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство бытия Бога – т.е. “очевидное” доказательство существования Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Аврелий Августин. Вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств.

Пять доказательств бытия Бога:

1. движение (доказательство от движения) – все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть перводвигатель всего – Бог.

2. причина (доказательство от производной причины) – все, что существует имеет причину – следовательно есть первопричина – Бог.

3. необходимость и случайность (доказательство от необходимости и случайности) – случайное зависит от необходимого: все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует первоначальная необходимая причина, производящая их – Бог.

4. степень качеств (доказательство от совершенства) – все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог.

5. цель (доказательство от целесообразности) – все в мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – следовательно, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Кант опровергнул эту аргументацию, полагая, что Аквинский из идеи Бога выводит его реальное существование.

2. Проблемы бытия: Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) – это одна из ключевых идей католичества.

Сущность – это “чистая идея” вещи либо явления, совокупность признаков, черт, значения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел).

Существование – это сам факт бытия вещи.

Любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога, т.е. “чистая идея”, которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли. Бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, а значит мир непостоянен. Сущность и существование едины только в Боге, который не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен.

Вслед за Аристотелем обращается к понятиям “материя” и “форма”: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи – единство материи и формы; форма (идея) – определяющее начало и цель возникновения вещи, а материя – лишь вместилище различных форм; форма вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

3. Проблемы познания:

1.вера и разум одновременно участвуют в процессе познания

2.вера и разум дают истинное знание

3.если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание

4.все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом) и то, что разумом непознаваемо

5.разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие души, различные свойства окружающего мира.

6.нельзя познать разумом – проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога – могут быть познаны только верой (откровением).

7.философия и теология – разные науки. Философия объясняет то, что познает разум, остальное (Божественное откровение) может познать только теология.

Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. Со временем его учение стало официальным учением римско-католической церкви (в 1878 г. это провозгласил Папа Римский) и получило название томизм (от латинского прочтения имени Фома-Тома). В настоящее время получил развитие неотомизм.

3. Поздняя схоластика (13-14 вв.) – уравнение в правах веры и разума.

Иоанн Дунс Скот (1265-1308) – формулирует учение о двух истинах: истине веры и истине знания. Философия – теоретическое знание, не является служанкой теологии, постигает мир, опираясь на разум, используя данные опыта и естествознания.

Уильям Оккам (1285-1349) – преподавал в Оксфордском университете, где были сильны традиции эмпирической философской школы (Р. Бэкон, Д. Скот). Создатель наиболее развитой формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объявляются лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи. Именно единичные вещи, и только они, обладающие теми или иными качествами, имеют реальное бытие. Универсалии же – умственные конструкции и реальным существованием не обладают. Оккам занимался также вопросами гносеологии и теории языка: познание человека начинается с внешнего восприятия и внутреннего переживания полученной таким путем информации. Этот первый этап познания он называл интуитивным. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки. Этот ставший знаменитым принцип был назван “бритвой Оккама”: “Сущности не следует умножать без необходимости”, или другими словами, “то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего”. Опыт – мерило истины. Это стало лозунгом эмпиризма и было направлено против умозрительной схоластики. “Бритва” отсекала всю паутину изощренных рассуждений и словесную “мудрость” о вещах запредельных и расчищала поле для естественнонаучных исследований.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16285. Анализ работы триггеров 78 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы триггеров. Цель: С помощью системы EWB проанализировать работу триггеров. Оборудование. IBM PС. Программное обеспечение: windows ewb. Вопросы для повторения: Что такое триггер Какие бывают триггеры3.Принцип работ триггер...
16286. Анализ работы регистров 35.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы регистров Цель: С помощью системы EWB проанализировать работу электронных схем регистров. Оборудование: IBM PC Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: Что такое регистр Классификация...
16287. Исследование работы дешифраторов 34 KB
  Лабораторная работа № Тема: Исследование работы дешифраторов. Цель работы: Исследовать работу дешифраторов с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: Назначение дешифраторов. Принцип действия де...
16288. Анализ работы цифровых индикаторов 42 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы цифровых индикаторов Цель работы: Исследовать работу цифровых индикаторов с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB. Вопросы для повторения: Что такое цифровые индик
16289. Исследование работы Постоянно запоминающего устройства(ПЗУ) в интегральном исполнении 208.5 KB
  Лабораторная работа №13 Тема: Исследование работы Постоянно запоминающего устройстваПЗУ в интегральном исполнении.. Цель работы: Исследовать работу постоянно запоминающего устройства с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB ...
16290. Исследование принципиальных электрических схем сложных логических элементов (И – НЕ, ИЛИ – НЕ) 42 KB
  Лабораторная работа № Тема: Исследование принципиальных электрических схем сложных логических элементов И – НЕ ИЛИ – НЕ. Цель: Проанализировать работу принципиальных электрических схем сложных логических элементов И – НЕ ИЛИ – НЕ. Оборудование: IBM PC Программн
16291. Анализ работы сумматоров 55.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы сумматоров. Цель работы: Исследовать работу сумматоров с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: /. Что такое сумматор Чем отличается сумматор от логическог
16292. Анализ работы счётчиков 30.5 KB
  Лабораторная работа № Тема: Анализ работы счётчиков Цель: Исследовать работу счётчиков с помощью программы EWB. Программное обеспечение:Windows EBW. Вопросы для повторения: 1.Что такое счётчик 2.Как классифицируется счётчики 3.Принцип работы суммирующего и вычитающ...
16293. Исследование работы оперативно запоминающего устройства 79 KB
  Лабораторная работа №12 Тема: Исследование работы оперативно запоминающего устройства. Цель работы: Исследовать работу оперативно запоминающего устройства с помощью программы EWB. Оборудование: IBM PC. Программное обеспечение: WINDOWS EWB Вопросы для повторения: 1. К...