71107

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Лекция

Логика и философия

Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых.

Русский

2014-11-02

43.37 KB

2 чел.

10

Тема: Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.).

План:

1. Основные черты философии. Основные методы познания.

2. Эмпиризм.

3. Рационализм.

Основные черты философии Нового времени:

1. Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых. Самостоятельность разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии.

2. Цель философии – поиски путей и методов достижения цельного знания.

Методы достижения истинного знания – рационализм и эмпиризм.

3. Создание науки нового типа –

   1) основана на опыте и эксперименте. Галилей и Ньютон.

   2) неотделима от математики (Галилео Галилей – “книга природы написана языком математики”).

   3) Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца.

   4) Наука постепенно становится производительной силой общества.

4. Изменение понятия Бога:

Пантеизм (греч. pan – все и theos – Бог) – Бог растворяется в природе (Бог = Природа).  

Деизм (лат. deus – Бог) – Бог создал мир, а дальше мир развивается по своим собственным законам.

Методы достижения истинного знания:

1. Рационализм (рацио-разум).

План:

1. Общая характеристика.

2. Рене Декарт:

3. Бенедикт Спиноза:

4. Готфрид Лейбниц:

Рационализм – направление в гносеологии, признающее разум главным средством в достижении истинного знания.

Формула рационализм – порядок и связь идей в нашем разуме те же, что порядок и связь вещей.

Модель истинного знания – математическое знание.

Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650) – французский философ и математик, основатель классического рационализма.

Основные произведения: “Рассуждение о методе”, “Правила для руководства ума”, “Размышления о первой философии”, “Начала философии”, “Страсти души”.

Три нравственных принципа Декарта:

1. Подчиняться законам и обычаям моей страны, блюсти религию, в которой воспитывался с детства

2. Оставаться твердым и решительным в своей деятельности, своих деяниях

3. Стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, менять скорее свои желания, чем порядок мира.

Принцип философии Декарта – изучать мир следует, обращаясь к самому этому миру.

1. Учение о бытии – центральное понятие – субстанция – всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом смысле, субстанцией, по Декарту, является только Бог, который вечен, вездесущ, всемогущ, творец всех вещей, источник всякого блага и Истины. Весь сотворенный мир он делит на два рода субстанций – материальные и духовные. Главный признак духовной субстанции – неделимость, материальной – делимость до бесконечности. Основной атрибут (коренное свойство) духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Остальные атрибуты производны от первых, и их следует назвать модусами. Например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения – фигура, положение, движение и т.д.

Вихревая модель происхождения Вселенной – сначала существовал хаос материальных угловатых частиц, их взаимодействие приводит к возникновению вихря и появлению частиц 3-х видов: огнеподобные – Солнце, воздухоподобные – пространство, эфир, землеподобные – планеты, Земля. Система Птолемея + система Коперника = система Декарта.

Дуализм Декарта: в человеке находятся две сотворенные Богом и резко отличающие друг от друга субстанции: одна – протяженная (телесная) субстанция, а другая – мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга.  

2. Врожденные идеи: Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению, Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятие (Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы (“у ничто не бывает свойств”, “из ничего не бывает ничего”, “нельзя одновременно быть и не быть”, “у всякой вещи есть причина”). Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь “эмбриональный”, зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность “естественного света” разума, возможная только у взрослых людей. Такая постановка вопроса Декартом не была абсурдной, т.к. каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов.

3. Деизм Декарта – Бог формальная причина мира, законы по которым Бог творит мир тождественны законам, по которым мир развивается.  

4. Познание: цель познания – в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека.

Началом процесса познания Декарт считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело и т.д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует – “я мыслю, следовательно, существую”.

Декарт - родоначальник  рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания методу дедукции, или дедуктивной форме доказательства изложения.

Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

В “Рассуждении о методе” Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себе определенные правила. Основные правила дедуктивного метода:

1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках;

2) путем дедукции получать все более сложные суждения;

3) действовать так, что не упустить ни одного звена, т.е. постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений;

4) критерий истины – ясность и отчетливость наших восприятий, на основе интеллектуальной интуиции и правильной дедукции;

5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.

Значение философии Декарта:

1. обосновал ведущую роль разума в познании;

2. выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

3. теория дуализма – попытка примирить материализм и идеализм;

4. разработал теорию научного метода, основанного на математике;

5. выдвинул теорию врожденных идей;

6. Картезианство – учение Декарта, развитое его последователями.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) - нидерландский философ.

Основные произведения: “Основы философии Декарта”, “Этика” (1675, опубликовано посмертно), “Богословско-политический трактат”, “Политический трактат”.

Истоки философии: пантеизм Дж. Бруно, рационалистический метод Р. Декарта, механистическое и математическое естествознание, философия Т. Гоббса, оказавшего влияние на его социально-философскую доктрину.

Учение о бытии:

Субстанция – одна (преодоление дуализма Декарта), это природа. Спиноза – пантеист: слияние Бога и природы.

Модусы и атрибуты субстанции.

Опираясь на механико-математическую методологию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым - как причину самой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, С. понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.

Качественная характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.

Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них - протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма. Вместе с тем, выдвигая механистическое истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходил к точке зрения механистического фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По замыслу С. бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости. Другим бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), который должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума - "познавать всегда все ясно и отчетливо" – относилось у С. лишь к человеку.

Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувственного познания. Последнее составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

           Этика: Соотношение свободы и необходимости. Свобода – осознанная необходимость.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ.

Девиз: “Философские школы поступили бы несомненно лучше, соединив теорию с практикой, как это делали медицинские, химические и математические школы…”.

Основные произведения:

“Рассуждение о метафизике” (1685), “Новые опыты о человеческом разумении” (1705), “Теодицея” (1710), “Монадология” (1714, издано в XIX в.).

Лейбниц завершил философию XVII в. и явился предтечей немецкой классической философии XIX в.

Учение о бытии:

Цель -  критика и развитие учений Декарта и Спинозы о субстанции:

1) Декарт был не прав, т.к. разделил все субстанции (сущности, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самих себя), с одной стороны, на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

2) Спиноза также был не прав, т.к. соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, потому что разделил все модусы (единичные вещи – проявления субстанции) на два класса – протяженные и мыслящие; т.е. то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало логичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

Основные положения:

- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

- данные субстанции являются монадами (в переводе с греческого – “единое”, “единица”);

- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

- по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

- монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга;

- все монады делятся на классы – чем выше класс монады, тем более ее разумность и степень свободы:

   1) “голые монады” – лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

   2) монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

   3) монады человека (душа) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

   4) высшая монада – Бог.

Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами (понятие “монада” в переводе с греческого означает “единое” или “единица”). Монада проста и неделима. Это значит, что монада не является материально-вещественным образованием, не имеет протяжения. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Нечто подобное мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Монадам чужда пассивность. Все монады делятся на 3 класса: 1 – “голые” монады, которые составляют неорганическую природу (камни, землю, траву); 2 – монады, обладающие ощущениями и созерцаниями, и присущи животным. У них деятельность по преимуществу пассивна, страдательна, а самосознание им не свойственно. 3 – души людей, которым свойственна активность, сознание, память, способность у рассуждению и самосознание. На вершину пирамиды Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Переход от одного класса к другому классу монад означает возрастание их степени сознательности и ли разумности, что тождественно со степенью ее свободы.  

Теория познания:

- все знания делятся на два вида – “истины разума” и “истины факта”;

- “истины разума” выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

- “истины факта” – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

- несмотря на то, что опытное (эмпирическое, “истины факта”) знание вероятностное, а не достоверное (подобно “истинам разума”), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания;

- таким образом, познание может осуществляться не только путем получения одного вида знания – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное (полученное на основе разума) – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое (основанное на опыте) – лишь вероятностный.

 

Панлогизм (греч. - мысль) – теория о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Мирового Разума, абсолютной идеи. Занимаясь длительное время формальной логикой, Лейбниц пришел к убеждению: для исследования всего существующего не нужно ничего, кроме законов логики. Логика независима от чувственного опыта. Высшим существом теперь становится не Божественное, а логическое начало. Рационализм Лейбница приводит к тому, что всеобъемлющий логический детерминизм господствует над самим Богом. Отсюда вытекает еще одно истолкование Бога у Лейбница – как совокупности общих логических законов бытия.  

Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, физик и философ, один из основателей теории вероятностей. Главное произведение – “Мысли”. Принцип Паскаля: “искать, стеная”. Антисистемность, антидогматичность, персонализм. Указал пределы или границы разума (“есть две крайности: отрицать разум и признавать только разум”). Человек – “мыслящий тростник”. Личный Бог Паскаля. Паскаль – предтеча философии ХХ века – философии экзистенциализма.

Гуго Гроций (1583-1645) – философ, юрист, общественный деятель.

Основные проблемы философских исследований:

1. гносеология;                        2. государство и право;

3. проблемы войны и мира;   4. международные отношения.

Теория естественного права:

1. право не дано Богом, а изначально заложено в человеке или создается им;

2. право делится на два больших раздела: естественное право и официальное (писаное) право;

Естественное право – это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т.д.). Оно должно неукоснительно соблюдаться, независимо от того, записано оно в законах или нет.

Писаное право – нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках, законах и т.д.

3. Официальное право должно опираться на естественное и не противоречить ему.  

План:

1. Общая характеристика эмпиризма.

2. Фрэнсис Бэкон:

3. Томас Гоббс:

4. Джон Локк:

5. Джордж Бэркли:

6. Дэвид Юм:

Эмпиризм (эмпирио-опыт) – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт основным источником истинного знания.

Формула эмпиризм – нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах.

Модель истинного знания – естественно-научное знания.

Представители: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.

Полемика Локка-Лейбница:

Разница между нами не столь велика –

Локк: два источника знания – внешний опыт – чувства, внутренний опыт – разум (Лейбниц согласился)

Лейбниц – нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума.

Эмпиризм:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского материализма и эмпиризма. Основные произведения: “Новый органон” (в отличие от “Органона” Аристотеля), “Новая Атлантида”.

1. Цель познания – способность науки увеличивать власть человека над природой (“Знание – сила”).

2. Выступил против схоластики.

3. Метод Бэкона - индукция, которая опирается на опыт и эксперимент. Наша мысль, отмечал Бэкон, движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. Индукция может быть полной (представляет вывод общего положения о классе в целом) и неполной (позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части).

Факты – чувства – мысли.   

4. Идолы познания. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений – “идолов”:

“Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружаться против них, насколько возможно”.

1) идолы рода – находят основания в самой природе человека, ибо “ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей”. Присущи всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.  

2) идолы пещеры – заблуждения отдельного человека, основанные на индивидуальных особенностях человека. Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности.

3) идолы площади – неправильное толкование слов. В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

4) идолы театра – вера в ложные авторитеты. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К числу мнимых авторитетов Бэкон относил Пифагора, Платона, Аристотеля. Наиболее основательно Бэкон нанес удар по системе Аристотеля и опиравшейся на его учение схоластике. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

5. Основные пути познания. 1. “Путь паука” – это попытка вывести истину из “чистого” сознания как такового. На этом пути имеет место полное пренебрежение к фактам и самой действительности. Выводы, получаемые таким методом, имеют форму гипотез. Они могут быть истинными, а могут быть ложными. Этим методом пользуются догматики и рационалисты, которые подобно пауку ткут паутину мыслей из своего ума. 2. “Путь муравья” – это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Такой метод познания также односторонен, ибо не позволяет исследователю заглянуть в сущность изучаемого предмета. 3. “Путь пчелы” – сочетает в себе достоинств первых двух методов. С его помощью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный “путь муравья”, а поспешность восхождения уводит на “путь паука”. Для того, чтобы избежать этих крайностей, следует соблюдать систематическую настойчивость т неуклонную последовательность, придерживаться единства чувственного и рационального.    

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ.

Истоки философии: на формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт.

Основные сочинения: философская трилогия "Основы философии" - "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

           1. Учение о бытии: в полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г. - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение.

Деист – за Богом – творцом мира – признает роль перводвигателя. Что касается последующих изменений, то они происходят по вполне естественным причинам.

           2. Учение о познании: Сочетание сенсуализма, номинализма и конвенционализма.

Теория знаков: познание начинается с чувственности. Продукты чувственного познания Гоббс называет “фантомами (призраками)”. Люди, получив восприятия – фантомы (образы), обозначают их знаками. Выделяет виды знаков.

Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ("фантазма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической "механики" и индукцию эмпирической "физики".

           3. Социально-политические взгляды:

“Левиафан” – трактат о государстве, названный по имени библейского чудовища.

Гоббс – сторонник теории общественного договора:

Естественное состояние людей – “война всех против всех”. Выход из этого состояния – образование государства. Люди отказываются от части своих прав, но взамен этого получают законы общества, получают защиту от произвола.

           Гоббс различал три вида государственной власти: демократия, аристократия, монархия. Лучшее – абсолютная монархия, т.к. только она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе.

4. Этика: Г. исходит из неизменной чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный закон" - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Джон Локк (1632–1704) – английский философ.

Основные произведения:

“Опыт о человеческом разумении” (1690), “Два трактата о государственном правлении” (1690), “Письма о веротерпимости” (1685-1692), “Некоторые мысли о воспитании” (1693)

  1.  Теория познания:

Локк – сторонник сенсуализма и эмпиризма.

Против врожденных идей Р. Декарта: душа человека при рождении – tabula rasa (“чистая доска”). Познание выступает как процесс накопления и обогащения сознания идеями. В самом начале познания сознание человека не содержит чего-либо врожденного, оно представляет собой как бы пустую комнату или чистую дощечку. Познание начинается с того, что тела воздействуют на органы чувств человека, вовлекая его в опыт двоякого рода: внешний, который связывает его с телами, и внутренний, требующий работы ума, рефлексии. Оба опыта поставляют человеку идеи. Объекты ощущений – источник простых идей, работа ума образует производные идеи. Простые идеи вызываются к жизни воздействием на человека первичных и вторичных качеств.     

Первичные качества – присущие вещам самим по себе (протяженность, форма, число движение, покой, плотность)

Вторичные качества – появляются в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей (цвет, вкус, запах, звук)

  1.  Социально-политические взгляды:

Локк – сторонник теории общественного договора: естественное состояние человечества – не война всех против всех, а свободное сосуществование равных индивидов. Но свобода способна обернуться своеволием и произволом. В целях защиты от этого и было создано государство в качестве защиты естественных прав и свобод человека.

Локк – предтеча классического либерализма: идеал – представительная демократия.

Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная (+ судебная) и “федеративная” (внешняя политика).

Джордж Беркли (1685–1753) - английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия).

Основные произведения: “Опыт новой теории зрения” (1709), главное произведение – “Трактат о принципах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Филонусом” (1713).

Цель Беркли – опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Беркли – субъективный идеалист: “существовать – значит быть воспринимаемым”.

Критика абстракций:

Против идеи Локка о делении качеств на первичные и вторичные. Существует только духовное бытие, которое делится на “идеи” и “души”. Все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" - воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной.

Чтобы отвергнуть обвинения в солипсизме, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект – не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. И если бы даже все субъекты исчезли, то вещи продолжали бы существовать как сумма “идей” в уме Бога –

Дэвид Юм (1711 – 1776) – шотландский мыслитель. Основные произведения:

“Трактат о человеческой природе” (1734-1737), “Эссе” (1741), “Естественная история религии” (1757), “История Англии” (8 томов, 1754-1778)

Скептицизм Юма – против материализма и против религиозного сознания: достоверное знание о Боге, как и о мире, сомнительно. Критика понятия субстанции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80796. Правовая охрана памятников природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных 32.41 KB
  Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения а территории занятые ими особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения а территории занятые ими особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов...
80797. Правовой режим государственных природных заповедников 30.95 KB
  Исторически заповедники первая форма особо охраняемых природных территорий. 8 Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях принимает Правительство РФ по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природные комплексы и объекты земля воды недра растительный и животный мир на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования ст.
80798. Правовой режим национальных парков 32.53 KB
  С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач которые на них возлагаются при создании на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных историкокультурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны: заповедная в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая в пределах которой обеспечиваются условия для...
80799. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности 30.56 KB
  При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения проектирования строительства реконструкции ввода в эксплуатацию эксплуатации консервации и ликвидации зданий строений сооружений и иных объектов. Прекращение в полном объеме размещения проектирования...
80800. Правовое регулирование обращения с химическими и биологическими веществами 29.88 KB
  Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими биологическими веществами и отдельными видами продукции государственную регистрацию ст. Потенциально опасные для человека химические биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству транспортировке закупке хранению реализации и применению использованию после их государственной регистрации. Правовое регулирование...
80801. Экологические требования при эксплуатации опасных производственных объектов 32.08 KB
  Организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного...
80802. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности 32.83 KB
  Внедрение результатов генноинженерной деятельность сопряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы. В связи с этим возникает потребность в правовом регулировании экологических отношений возникающих при осуществлении генноинженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон О государственном регулировании генноинженерной деятельности .
80803. Меры обеспечения экологической безопасности 31.19 KB
  Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых организационных финансовых материальных и информационных мер предназначенных для прогнозирования предотвращения ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности смягчения их последствий. Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов существенного загрязнения отравления или заражения окружающей среды масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды его устойчивости возможности...
80804. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 32.12 KB
  Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций а также на сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийноспасательные и другие неотложные работы проводимые при...