71107

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Лекция

Логика и философия

Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых.

Русский

2014-11-02

43.37 KB

2 чел.

10

Тема: Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.).

План:

1. Основные черты философии. Основные методы познания.

2. Эмпиризм.

3. Рационализм.

Основные черты философии Нового времени:

1. Развернутая критика средневековой схоластики – если в средние века вера возвышается над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимо от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых. Самостоятельность разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии.

2. Цель философии – поиски путей и методов достижения цельного знания.

Методы достижения истинного знания – рационализм и эмпиризм.

3. Создание науки нового типа –

   1) основана на опыте и эксперименте. Галилей и Ньютон.

   2) неотделима от математики (Галилео Галилей – “книга природы написана языком математики”).

   3) Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца.

   4) Наука постепенно становится производительной силой общества.

4. Изменение понятия Бога:

Пантеизм (греч. pan – все и theos – Бог) – Бог растворяется в природе (Бог = Природа).  

Деизм (лат. deus – Бог) – Бог создал мир, а дальше мир развивается по своим собственным законам.

Методы достижения истинного знания:

1. Рационализм (рацио-разум).

План:

1. Общая характеристика.

2. Рене Декарт:

3. Бенедикт Спиноза:

4. Готфрид Лейбниц:

Рационализм – направление в гносеологии, признающее разум главным средством в достижении истинного знания.

Формула рационализм – порядок и связь идей в нашем разуме те же, что порядок и связь вещей.

Модель истинного знания – математическое знание.

Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650) – французский философ и математик, основатель классического рационализма.

Основные произведения: “Рассуждение о методе”, “Правила для руководства ума”, “Размышления о первой философии”, “Начала философии”, “Страсти души”.

Три нравственных принципа Декарта:

1. Подчиняться законам и обычаям моей страны, блюсти религию, в которой воспитывался с детства

2. Оставаться твердым и решительным в своей деятельности, своих деяниях

3. Стремиться всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, менять скорее свои желания, чем порядок мира.

Принцип философии Декарта – изучать мир следует, обращаясь к самому этому миру.

1. Учение о бытии – центральное понятие – субстанция – всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом смысле, субстанцией, по Декарту, является только Бог, который вечен, вездесущ, всемогущ, творец всех вещей, источник всякого блага и Истины. Весь сотворенный мир он делит на два рода субстанций – материальные и духовные. Главный признак духовной субстанции – неделимость, материальной – делимость до бесконечности. Основной атрибут (коренное свойство) духовной субстанции – мышление, материальной – протяжение. Остальные атрибуты производны от первых, и их следует назвать модусами. Например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения – фигура, положение, движение и т.д.

Вихревая модель происхождения Вселенной – сначала существовал хаос материальных угловатых частиц, их взаимодействие приводит к возникновению вихря и появлению частиц 3-х видов: огнеподобные – Солнце, воздухоподобные – пространство, эфир, землеподобные – планеты, Земля. Система Птолемея + система Коперника = система Декарта.

Дуализм Декарта: в человеке находятся две сотворенные Богом и резко отличающие друг от друга субстанции: одна – протяженная (телесная) субстанция, а другая – мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга.  

2. Врожденные идеи: Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению, Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятие (Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы (“у ничто не бывает свойств”, “из ничего не бывает ничего”, “нельзя одновременно быть и не быть”, “у всякой вещи есть причина”). Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь “эмбриональный”, зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность “естественного света” разума, возможная только у взрослых людей. Такая постановка вопроса Декартом не была абсурдной, т.к. каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов.

3. Деизм Декарта – Бог формальная причина мира, законы по которым Бог творит мир тождественны законам, по которым мир развивается.  

4. Познание: цель познания – в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека.

Началом процесса познания Декарт считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело и т.д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует – “я мыслю, следовательно, существую”.

Декарт - родоначальник  рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания методу дедукции, или дедуктивной форме доказательства изложения.

Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

В “Рассуждении о методе” Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себе определенные правила. Основные правила дедуктивного метода:

1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках;

2) путем дедукции получать все более сложные суждения;

3) действовать так, что не упустить ни одного звена, т.е. постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений;

4) критерий истины – ясность и отчетливость наших восприятий, на основе интеллектуальной интуиции и правильной дедукции;

5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.

Значение философии Декарта:

1. обосновал ведущую роль разума в познании;

2. выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

3. теория дуализма – попытка примирить материализм и идеализм;

4. разработал теорию научного метода, основанного на математике;

5. выдвинул теорию врожденных идей;

6. Картезианство – учение Декарта, развитое его последователями.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) - нидерландский философ.

Основные произведения: “Основы философии Декарта”, “Этика” (1675, опубликовано посмертно), “Богословско-политический трактат”, “Политический трактат”.

Истоки философии: пантеизм Дж. Бруно, рационалистический метод Р. Декарта, механистическое и математическое естествознание, философия Т. Гоббса, оказавшего влияние на его социально-философскую доктрину.

Учение о бытии:

Субстанция – одна (преодоление дуализма Декарта), это природа. Спиноза – пантеист: слияние Бога и природы.

Модусы и атрибуты субстанции.

Опираясь на механико-математическую методологию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым - как причину самой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, С. понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.

Качественная характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.

Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них - протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма. Вместе с тем, выдвигая механистическое истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходил к точке зрения механистического фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По замыслу С. бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости. Другим бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), который должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума - "познавать всегда все ясно и отчетливо" – относилось у С. лишь к человеку.

Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у С. с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувственного познания. Последнее составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

           Этика: Соотношение свободы и необходимости. Свобода – осознанная необходимость.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ.

Девиз: “Философские школы поступили бы несомненно лучше, соединив теорию с практикой, как это делали медицинские, химические и математические школы…”.

Основные произведения:

“Рассуждение о метафизике” (1685), “Новые опыты о человеческом разумении” (1705), “Теодицея” (1710), “Монадология” (1714, издано в XIX в.).

Лейбниц завершил философию XVII в. и явился предтечей немецкой классической философии XIX в.

Учение о бытии:

Цель -  критика и развитие учений Декарта и Спинозы о субстанции:

1) Декарт был не прав, т.к. разделил все субстанции (сущности, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самих себя), с одной стороны, на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

2) Спиноза также был не прав, т.к. соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, потому что разделил все модусы (единичные вещи – проявления субстанции) на два класса – протяженные и мыслящие; т.е. то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало логичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

Основные положения:

- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

- данные субстанции являются монадами (в переводе с греческого – “единое”, “единица”);

- монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

- монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

- по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

- в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

- монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга;

- все монады делятся на классы – чем выше класс монады, тем более ее разумность и степень свободы:

   1) “голые монады” – лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

   2) монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

   3) монады человека (душа) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

   4) высшая монада – Бог.

Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами (понятие “монада” в переводе с греческого означает “единое” или “единица”). Монада проста и неделима. Это значит, что монада не является материально-вещественным образованием, не имеет протяжения. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Нечто подобное мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Монадам чужда пассивность. Все монады делятся на 3 класса: 1 – “голые” монады, которые составляют неорганическую природу (камни, землю, траву); 2 – монады, обладающие ощущениями и созерцаниями, и присущи животным. У них деятельность по преимуществу пассивна, страдательна, а самосознание им не свойственно. 3 – души людей, которым свойственна активность, сознание, память, способность у рассуждению и самосознание. На вершину пирамиды Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Переход от одного класса к другому классу монад означает возрастание их степени сознательности и ли разумности, что тождественно со степенью ее свободы.  

Теория познания:

- все знания делятся на два вида – “истины разума” и “истины факта”;

- “истины разума” выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

- “истины факта” – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

- несмотря на то, что опытное (эмпирическое, “истины факта”) знание вероятностное, а не достоверное (подобно “истинам разума”), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания;

- таким образом, познание может осуществляться не только путем получения одного вида знания – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное (полученное на основе разума) – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое (основанное на опыте) – лишь вероятностный.

 

Панлогизм (греч. - мысль) – теория о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Мирового Разума, абсолютной идеи. Занимаясь длительное время формальной логикой, Лейбниц пришел к убеждению: для исследования всего существующего не нужно ничего, кроме законов логики. Логика независима от чувственного опыта. Высшим существом теперь становится не Божественное, а логическое начало. Рационализм Лейбница приводит к тому, что всеобъемлющий логический детерминизм господствует над самим Богом. Отсюда вытекает еще одно истолкование Бога у Лейбница – как совокупности общих логических законов бытия.  

Блез Паскаль (1623-1662) – французский математик, физик и философ, один из основателей теории вероятностей. Главное произведение – “Мысли”. Принцип Паскаля: “искать, стеная”. Антисистемность, антидогматичность, персонализм. Указал пределы или границы разума (“есть две крайности: отрицать разум и признавать только разум”). Человек – “мыслящий тростник”. Личный Бог Паскаля. Паскаль – предтеча философии ХХ века – философии экзистенциализма.

Гуго Гроций (1583-1645) – философ, юрист, общественный деятель.

Основные проблемы философских исследований:

1. гносеология;                        2. государство и право;

3. проблемы войны и мира;   4. международные отношения.

Теория естественного права:

1. право не дано Богом, а изначально заложено в человеке или создается им;

2. право делится на два больших раздела: естественное право и официальное (писаное) право;

Естественное право – это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т.д.). Оно должно неукоснительно соблюдаться, независимо от того, записано оно в законах или нет.

Писаное право – нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках, законах и т.д.

3. Официальное право должно опираться на естественное и не противоречить ему.  

План:

1. Общая характеристика эмпиризма.

2. Фрэнсис Бэкон:

3. Томас Гоббс:

4. Джон Локк:

5. Джордж Бэркли:

6. Дэвид Юм:

Эмпиризм (эмпирио-опыт) – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт основным источником истинного знания.

Формула эмпиризм – нет ничего в разуме, чего предварительно не было бы в чувствах.

Модель истинного знания – естественно-научное знания.

Представители: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм.

Полемика Локка-Лейбница:

Разница между нами не столь велика –

Локк: два источника знания – внешний опыт – чувства, внутренний опыт – разум (Лейбниц согласился)

Лейбниц – нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума.

Эмпиризм:

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского материализма и эмпиризма. Основные произведения: “Новый органон” (в отличие от “Органона” Аристотеля), “Новая Атлантида”.

1. Цель познания – способность науки увеличивать власть человека над природой (“Знание – сила”).

2. Выступил против схоластики.

3. Метод Бэкона - индукция, которая опирается на опыт и эксперимент. Наша мысль, отмечал Бэкон, движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. Индукция может быть полной (представляет вывод общего положения о классе в целом) и неполной (позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части).

Факты – чувства – мысли.   

4. Идолы познания. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений – “идолов”:

“Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружаться против них, насколько возможно”.

1) идолы рода – находят основания в самой природе человека, ибо “ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей”. Присущи всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.  

2) идолы пещеры – заблуждения отдельного человека, основанные на индивидуальных особенностях человека. Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности.

3) идолы площади – неправильное толкование слов. В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

4) идолы театра – вера в ложные авторитеты. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К числу мнимых авторитетов Бэкон относил Пифагора, Платона, Аристотеля. Наиболее основательно Бэкон нанес удар по системе Аристотеля и опиравшейся на его учение схоластике. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

5. Основные пути познания. 1. “Путь паука” – это попытка вывести истину из “чистого” сознания как такового. На этом пути имеет место полное пренебрежение к фактам и самой действительности. Выводы, получаемые таким методом, имеют форму гипотез. Они могут быть истинными, а могут быть ложными. Этим методом пользуются догматики и рационалисты, которые подобно пауку ткут паутину мыслей из своего ума. 2. “Путь муравья” – это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Такой метод познания также односторонен, ибо не позволяет исследователю заглянуть в сущность изучаемого предмета. 3. “Путь пчелы” – сочетает в себе достоинств первых двух методов. С его помощью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный “путь муравья”, а поспешность восхождения уводит на “путь паука”. Для того, чтобы избежать этих крайностей, следует соблюдать систематическую настойчивость т неуклонную последовательность, придерживаться единства чувственного и рационального.    

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ.

Истоки философии: на формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт.

Основные сочинения: философская трилогия "Основы философии" - "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651).

           1. Учение о бытии: в полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г. - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение.

Деист – за Богом – творцом мира – признает роль перводвигателя. Что касается последующих изменений, то они происходят по вполне естественным причинам.

           2. Учение о познании: Сочетание сенсуализма, номинализма и конвенционализма.

Теория знаков: познание начинается с чувственности. Продукты чувственного познания Гоббс называет “фантомами (призраками)”. Люди, получив восприятия – фантомы (образы), обозначают их знаками. Выделяет виды знаков.

Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ("фантазма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической "механики" и индукцию эмпирической "физики".

           3. Социально-политические взгляды:

“Левиафан” – трактат о государстве, названный по имени библейского чудовища.

Гоббс – сторонник теории общественного договора:

Естественное состояние людей – “война всех против всех”. Выход из этого состояния – образование государства. Люди отказываются от части своих прав, но взамен этого получают законы общества, получают защиту от произвола.

           Гоббс различал три вида государственной власти: демократия, аристократия, монархия. Лучшее – абсолютная монархия, т.к. только она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе.

4. Этика: Г. исходит из неизменной чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный закон" - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Джон Локк (1632–1704) – английский философ.

Основные произведения:

“Опыт о человеческом разумении” (1690), “Два трактата о государственном правлении” (1690), “Письма о веротерпимости” (1685-1692), “Некоторые мысли о воспитании” (1693)

  1.  Теория познания:

Локк – сторонник сенсуализма и эмпиризма.

Против врожденных идей Р. Декарта: душа человека при рождении – tabula rasa (“чистая доска”). Познание выступает как процесс накопления и обогащения сознания идеями. В самом начале познания сознание человека не содержит чего-либо врожденного, оно представляет собой как бы пустую комнату или чистую дощечку. Познание начинается с того, что тела воздействуют на органы чувств человека, вовлекая его в опыт двоякого рода: внешний, который связывает его с телами, и внутренний, требующий работы ума, рефлексии. Оба опыта поставляют человеку идеи. Объекты ощущений – источник простых идей, работа ума образует производные идеи. Простые идеи вызываются к жизни воздействием на человека первичных и вторичных качеств.     

Первичные качества – присущие вещам самим по себе (протяженность, форма, число движение, покой, плотность)

Вторичные качества – появляются в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей (цвет, вкус, запах, звук)

  1.  Социально-политические взгляды:

Локк – сторонник теории общественного договора: естественное состояние человечества – не война всех против всех, а свободное сосуществование равных индивидов. Но свобода способна обернуться своеволием и произволом. В целях защиты от этого и было создано государство в качестве защиты естественных прав и свобод человека.

Локк – предтеча классического либерализма: идеал – представительная демократия.

Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная (+ судебная) и “федеративная” (внешняя политика).

Джордж Беркли (1685–1753) - английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия).

Основные произведения: “Опыт новой теории зрения” (1709), главное произведение – “Трактат о принципах человеческого знания” (1710), “Три разговора между Гиласом и Филонусом” (1713).

Цель Беркли – опровергнуть материализм и дать обоснование религии. Беркли – субъективный идеалист: “существовать – значит быть воспринимаемым”.

Критика абстракций:

Против идеи Локка о делении качеств на первичные и вторичные. Существует только духовное бытие, которое делится на “идеи” и “души”. Все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" - воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной.

Чтобы отвергнуть обвинения в солипсизме, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект – не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. И если бы даже все субъекты исчезли, то вещи продолжали бы существовать как сумма “идей” в уме Бога –

Дэвид Юм (1711 – 1776) – шотландский мыслитель. Основные произведения:

“Трактат о человеческой природе” (1734-1737), “Эссе” (1741), “Естественная история религии” (1757), “История Англии” (8 томов, 1754-1778)

Скептицизм Юма – против материализма и против религиозного сознания: достоверное знание о Боге, как и о мире, сомнительно. Критика понятия субстанции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10086. Классификация слияний 95.44 KB
  Узкая специализация: McDonald’s Delta Airlines CocaCola Xerox; Red Cross. Mitsubishi kitpes приблизительно = 28 компаний Mitsubishi Motors Steel Aluminum oil Electric Cement Paper Glass Nicon Bank 5ое место в мире kitpes японская модель которую применяют такие группы Co: Toyota и Toshiba Nee Nissan и Canon. Классификация сл
10087. Корпоративное управление Японии 1.97 MB
  Корпоративное управление Японии. В японских фирмах первостепенное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе на производственном участке. Рабочие выполняют как стандартные операции когда линия работает в обычном заданном режиме так и нес
10088. Немецкая модель корпоративного управления 452.04 KB
  Немецкая модель корпоративного управления В Европейских странах к управлению корпорацией подходят с другой стороны нежели в Америке. Поэтому организация и роль управления корпорацией в немецкой системе значительно отличается от американской системы. Рассмотрим осо...
10089. Немецкая система корпоративного управления 983.35 KB
  Немецкая система корпоративного управления. В отличие от США большая часть акционерного капитала Германии находится во владении других компаний: система взаимного участия компаний во владении акциями охватывает более половины совокупного акционерного капитала в Г...
10090. Отечественная история. Образование Древнерусского государства IX-X вв. Отечественная культура 1-й половины XIX в. 387 KB
  Отечественная история Образование Древнерусского государства IXX вв. Монголотатарское нашествие на Русь и борьба против него. Причины возвышения Московского княжества и его роль в формировании Русского централизованного государства. Внутренняя и внеш
10091. Понятие, содержание, основные механизму корпоративного управления 86.48 KB
  В США 25 млн. владеют акциями 50 млн. ценными бумагами корпораций т.е. каждый 5 чел. В Швеции каждый второй. Раздел 1. Корпоративное управление 1.1 Понятие корпоративного управления его основные элементы Corporate Governance. Корпорация объединение союз ...
10092. Промислово-фінансова група (ПФГ) 124.45 KB
  Промисловофінансова група ПФГ обєднання до якого можуть входити промислові підприємства сільськогосподарські підприємства банки наукові і проектні установи інші установи і організації всіх форм власності що мають на меті отримання прибутку і яке створюєть...
10093. Англо-американская модель корпоративного управления 230 KB
  Англо американская модель корпоративного управления. Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны это требования выдвигаемые ростом масштабов производства усилением его диверсификации и усложне
10094. Мотивы слияний 151.16 KB
  Мотивы слияний Масштабы и темпы слияний в экономике США весьма значительны. В периоды наиболее активных слияний финансовые менеджеры посвящают много времени либо поиску потенциальных объектов слияния либо напротив защите от фирмагрессоров выступающих инициато...