71108

Философия эпохи Просвещения (18 век, Франция)

Лекция

Логика и философия

Основные черты философии: Радикализм - радикальная критика того состояния, в котором находилось общественная жизнь и мысль Франции 18 века. Просвещение – задача просветить народные массы, очистить их сознание от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков.

Русский

2014-11-02

23.43 KB

5 чел.

1

Тема: Философия эпохи Просвещения (18 век, Франция).

План:

1. Основные черты философии.

2. Вольтер:

3. Монтескье:

4. Руссо:

5. Материализм: Представители, учение о бытии, о познании, об обществе, критика религии.

Основные черты философии:

1. Радикализм - радикальная критика того состояния, в котором находилось общественная  жизнь и мысль Франции 18 века.

2. Просвещение – задача просветить народные массы, очистить их сознание от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков.

Отвечая на вопрос: что такое просвещение? Кант писал: “Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка со стороны кого-либо, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-либо другого. Sapere aude! – Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения”.

3. Материализм – философско-теоретическая основа Просвещения.

4. Деизм и атеизм – отделение философии от теологии, религии и церкви.

5. Философия понимается как Разум.

Группировались вокруг “Энциклопедии” (1751-1780) – давала ответы на все живые вопросы эпохи. Всего вышло 35 томов.

Философия французского Просвещения была предтечей Великой Французской революции 1789 г. (“мир хижинам, война дворцам”, “свобода, равенство и братство”).

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - псевдоним) (1694-1778) – изучал философию Локка и механику Ньютона. Главные произведения – “Философские письма”, “Философский словарь”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, философский романы “Кандид” и “Простодушный”.

Вольтер – философ-деист: Бог – инженер-механик и конструктор этого мира, который устраивает его по законам науки, прежде всего – по законам механики. Бог – первотолчок мира, а дальше мир развивается по своим собственным законам. Мудрое устройство этого мира доказывает существование мудрого творца. Но его существование не требует слепой веры. Оно обосновывается наукой и философией. Философия у Вольтера занимает то место, которое до этого принадлежало религии и теологии. Двойственность Вольтера: ненависть к церковникам – “Раздавите гадину”, но деизм – религия просвещенной публики, для остальной забитой и темной массы нужны традиционная религия с ее загробными карами и воздаяниями – “если Бога бы не было, его нужно было бы выдумать”.

Философия истории Вольтера – впервые употребил сам термин, под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Бог создал природу, а историю люди делают сами. История есть последний страшный суд и она все расставляет на свои места: действует некий “дух времени”: люди думают, что они осуществляют в жизни свои собственные цели, а на самом деле реализуют историческую необходимость – предвосхищение Гегеля.   

Шарль Монтескье (1689-1755) – Основные произведения – “О духе законов”, “Персидские письма”.

Монтескье – основоположник “географического направления” в социальных науках: на темперамент людей и общественно-государственный строй влияют климатические условия: жаркий климат порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления.

Три правильные формы правления: демократия, аристократия и монархия (лучшая). Неправильная – деспотия.  Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная должны быть отделены друг от друга. Монтескье был сторонником принципом равенства граждан перед законом, широкого избирательного права, свободы слова печати, совести, отделения церкви от государства. Основная идея – законы общества носят объективный характер и не зависят от произвола отдельного лица.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – Основные произведения – “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Об общественном договоре, или Принципы политического права”, “Эмиль или о воспитании”, “Новая Элоиза”. Основа философии Руссо – критика частной собственности. Руссо – сторонник теории общественного договора: люди договорились учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Но государство из института, обеспечивающего свободу граждан и безопасность граждан, со временем превратилось в орган подавления и угнетения людей. Руссо идеализирует “дикаря” как существо, которое не знает частной собственности и других достижений культуры. “Дикарь” существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры и исторического развития. Нравственное в человеке глубоко укоренено в его натуре, оно глубже, естественнее и основательнее, чем рассудок. Оно непосредственно и не нуждается в доказательстве со стороны человеческого разума. Под культурой Руссо понимает только культуру высших классов и противопоставляет ей естественность народной жизни. У Руссо получается, что высшие классы живут культурой, а народные низы живут природой. И он вынужден противопоставлять извращенной и снобистской культуре верхов не подлинную культуру, а природу.  Прочитав работу Руссо “О происхождении неравенства между людьми” Вольтер писал ее автору: “Я получил Вашу новую книгу, направленную против человеческого рода, и благодарю Вас за нее. Более сильными красками нельзя изобразить чудовищность человеческого общества, от которого мы в своем неведении ожидали так много хорошего. Никогда еще не было потрачено столько ума, чтобы убедить нас стать снова зверями, когда читаешь Вашу книгу, хочется опять ходить на четвереньках”.

Руссо различает равенство формальное (либерализм) и равенство фактическое (демократизм). Либерализм признает только юридическое равенство, а демократическое равенство – это равенство условий их хозяйствования. Руссо считает, что люди равны относительно права на жизнь.  

Л.Н. Толстой был сознательным сторонником Руссо и носил медальон с его портретом.

Французский материализм XVIII в.

Представители: Ламетри (1709-1751), Дидро (1713-1784), Гольбах (1723-1789), Гельвеций (1715-1771).

Учение о бытии – метафизический материализм в его механической форме. Материя – это то, что находится вне нас и вызывает ощущения. Главный атрибут материи – движение. Наиболее полно учение о материи и движении было дано в работе Поля Анри Гольбаха “Система природы” (1770), которая была названа современниками “Библией атеистического материализма”, где материя понимается как причина всего и самой себя.

Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул. Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел.  

По их мнению даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тел тем, что способен мыслить. Так, Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувственностью и памятью, а Ламетри в своей нашумевшей книге “Человек-машина” проводил аналогию между человеком и машиной.

Учение о познании – последовательно развивали сенсуализм. Источник знаний – ощущения, возникающие в результате воздействия внешних материальных тел на органы чувств человека. Воображение, желание, мышление они тоже выводили из ощущений.

Гельвеций в своей книге “Об уме” писал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда, деятельность мышления он пытался свести к процессу сравнения ощущений друг с другом.

С позиций последовательного сенсуализма, французские материалисты выступали против врожденных идей Рене Декарта.

Истина – это связь наших идей и понятий, которая соответствует связи вещей. Но они подчеркивали только воздействие на человека предметов внешнего мира, но не затрагивали воздействия человека на объект. Человек у них выступал лишь как пассивный созерцатель.

Учение об обществе – исходили из понятий “человеческая природа” и “естественный человек”, основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Основа нравственных побуждений человека – стремление к счастью. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина человеческого поведения и действия.

Чтобы изменить человека, необходимо изменить обстоятельства его жизни, т.е. окружающую среду. Изменение же окружающей среды зависит от общественного мнения, от прогресса человеческого разума. Отсюда их знаменитый лозунг – “мнения правят миром”.

Человек – продукт среды. Не природа, - писал Гельвеций, - делает людей злыми, а общественные обстоятельства. Но что такое “среда”? – это прежде всего политическая среда, юридические законы, функционирующие в данном обществе. Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны, - утверждал Дидро. По словам Гельвеция, законы делают все. Вывод: в объяснении общественных явлений они были идеалистами.  

Критика религии – основой мировоззрения французских материалистов были свободомыслие и воинствующий атеизм. Дидро заявлял: “Я ненавижу всех помазанников божьих, как бы они ни назывались… и нам не нужно ни священников, ни богов”.

Источник происхождения религии – 1. невежество и заблуждение людей; 2. корыстный обман священников. “В мастерской печали несчастный человек творил себе призрак, из которого он сделал себе Бога”, - писал Гольбах.

Выход из этого состояния – просвещение, пропаганда научного знания. Незнание природы породило богов, научное знание должно уничтожить их.

Английское Просвещение – Дж. Толанд, Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль.

Немецкое Просвещение – Х. Вольф, А. Баумгартен, Г. Лессинг, И. Кант.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25229. Критерії вибору теорії (Поппер, Кун, Фейрабенд) 33 KB
  Поппер видiляє декiлька видiв змiсту теорiй. Перш за все згiдно критерiя демаркацiї усяка наукова теорiя має емпiричний змiст сукупнiсть тих базисних речень котрi вона забороняє. Iнакше кажучи емпiричний змiст теорiї дорiвнює класовi її потенцiйних фальсифiкаторiв. Логiчним змiстом деякого твердження чи теорiї Т символiчно CtT Поппер називає клас всiх логiчних наслiдкiв Т.
25230. Суть Сократових тез “Пізнай самого себе” і ”Я знаю лише те, що Я нічого не знаю” 25 KB
  Характерним для класики стає пізнання чуттєвого космосу в якості об’єкту. Відкриває метод отримання істинного знання шляхом відкриття у загальному сутнісного змісту одиничного що дозволяє керуватись у пошуках істини добра і краси. На відміну від софістів які вважали себе справжніми вчителями мудрості Сократ критично ставився до власного знання: €œя знаю тільки що я нічого не знаю€ – методологічний сумнів головний зміст якого полягає в тому що отримати знання людина може лише власними духовнодушевними зусиллями не очікуючи його...
25231. Платон про ідеї як „досконалі речі” 28 KB
  Платон про ідеї як досконалі речі€ Оригінальне вчення про ідеї. Ідеї вічні незмінні безвідносні вони не залежать від умов простору і часу. По відношенню до чуттєвих речей ідеї одночасно є їх причинами і тими зразками за якими були створені ці речи. Водночас ідеї є метою до якої прагнуть істоти чуттєвого світу.
25232. Еллінізм: відкриття духовної реальності (Сенека, Епіктет) 29.5 KB
  Саме тут вперше на основі причасності всіх людей логосу формується ідея спільного братства на місце ідеалу національної держави приходить космополітизм. Нехай з середини ти будеш інший у всьому а ззовні ми не повинні відрізнятись від людей.€ Перше що обіцяє дати філософія – це вміння жити серед людей. Епіктет проповідував близькі до християнства ідеї про різку відмінність Духа від тіла про братську любов до всіх людей про необхідність постійного звернення людини до бога.
25233. Епікуреїзм: таємниця «паренклізісу» (самочинне відхилення атомів від лінії необхідності) 22.5 KB
  грекоримський епікуреїзм – середній Сад епікуреїзм у Римі – пізній Сад.
25234. К. Леві-Строс Структурна антропологія 33.5 KB
  полягає в застосуванні структурного методу до аналізу історикоетнографічних процесів культури – як окремого людського буття так і етногенезу в цілому а також до становлення окремих форм соціального буття. полягає в тому щоб в процесі аналізу конкретної етнографічної проблематики наблизитися до осягнення проблеми становлення і формування людського суспільства і людської культури. З огляду на це вивчення життя первісних народів є ключем для розуміння загальних закономірностей культури. Енґельса оскільки момент якісного стрибка від...
25235. Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії 25 KB
  Поняття історичних законів у новоєвропейській філософії історії. Поняття історичної закономірності у новоєвропейській філософії співіснує із поняттям прогресу.Час дух осягає себе в поняттях. Яскравої конкретизації поняття історичної закономірності набуває в марксизмі.
25236. Поняття системи у філософії науки 27 KB
  Поняття системи розкривається в двох основних значеннях – онтологічному та методологічному. В методології широко використовується поняття теоретичної системи знання яке описує встановлення єдності між різними елементами знання на основі певних семантичних та синтаксичних правил. Онтологічний зміст поняття система розкривається в формі опису складно існуючої реальності яку поділяють на елементи зв’язки між ними і характеризують як цілісне утвореня. Специфічне тлумачення поняття система набуває в рамках діалектики та синергетики де вона...
25237. Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва 41 KB
  Проблема міфології у філософській спадщині Лосєва Олексій Лосєв 1893 1988 – представник російської філософії її €œзолотого віку€. Головні праці: €œФілософія імені€ €œМузика як предмет логіки€ €œДіалектика міфу€ €œІсторія античної естетики€. Міфологічна проблематика займає центральне місце в філософській спадщіні Лосєва. Сам себе він називава філософом міфу оскільки всі його роботи в тій чи іншій мірі спроба відкрити світ міфу для читатача.