71108

Философия эпохи Просвещения (18 век, Франция)

Лекция

Логика и философия

Основные черты философии: Радикализм - радикальная критика того состояния, в котором находилось общественная жизнь и мысль Франции 18 века. Просвещение – задача просветить народные массы, очистить их сознание от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков.

Русский

2014-11-02

23.43 KB

9 чел.

1

Тема: Философия эпохи Просвещения (18 век, Франция).

План:

1. Основные черты философии.

2. Вольтер:

3. Монтескье:

4. Руссо:

5. Материализм: Представители, учение о бытии, о познании, об обществе, критика религии.

Основные черты философии:

1. Радикализм - радикальная критика того состояния, в котором находилось общественная  жизнь и мысль Франции 18 века.

2. Просвещение – задача просветить народные массы, очистить их сознание от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков.

Отвечая на вопрос: что такое просвещение? Кант писал: “Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка со стороны кого-либо, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-либо другого. Sapere aude! – Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения”.

3. Материализм – философско-теоретическая основа Просвещения.

4. Деизм и атеизм – отделение философии от теологии, религии и церкви.

5. Философия понимается как Разум.

Группировались вокруг “Энциклопедии” (1751-1780) – давала ответы на все живые вопросы эпохи. Всего вышло 35 томов.

Философия французского Просвещения была предтечей Великой Французской революции 1789 г. (“мир хижинам, война дворцам”, “свобода, равенство и братство”).

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - псевдоним) (1694-1778) – изучал философию Локка и механику Ньютона. Главные произведения – “Философские письма”, “Философский словарь”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, философский романы “Кандид” и “Простодушный”.

Вольтер – философ-деист: Бог – инженер-механик и конструктор этого мира, который устраивает его по законам науки, прежде всего – по законам механики. Бог – первотолчок мира, а дальше мир развивается по своим собственным законам. Мудрое устройство этого мира доказывает существование мудрого творца. Но его существование не требует слепой веры. Оно обосновывается наукой и философией. Философия у Вольтера занимает то место, которое до этого принадлежало религии и теологии. Двойственность Вольтера: ненависть к церковникам – “Раздавите гадину”, но деизм – религия просвещенной публики, для остальной забитой и темной массы нужны традиционная религия с ее загробными карами и воздаяниями – “если Бога бы не было, его нужно было бы выдумать”.

Философия истории Вольтера – впервые употребил сам термин, под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Бог создал природу, а историю люди делают сами. История есть последний страшный суд и она все расставляет на свои места: действует некий “дух времени”: люди думают, что они осуществляют в жизни свои собственные цели, а на самом деле реализуют историческую необходимость – предвосхищение Гегеля.   

Шарль Монтескье (1689-1755) – Основные произведения – “О духе законов”, “Персидские письма”.

Монтескье – основоположник “географического направления” в социальных науках: на темперамент людей и общественно-государственный строй влияют климатические условия: жаркий климат порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления.

Три правильные формы правления: демократия, аристократия и монархия (лучшая). Неправильная – деспотия.  Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная должны быть отделены друг от друга. Монтескье был сторонником принципом равенства граждан перед законом, широкого избирательного права, свободы слова печати, совести, отделения церкви от государства. Основная идея – законы общества носят объективный характер и не зависят от произвола отдельного лица.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – Основные произведения – “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Об общественном договоре, или Принципы политического права”, “Эмиль или о воспитании”, “Новая Элоиза”. Основа философии Руссо – критика частной собственности. Руссо – сторонник теории общественного договора: люди договорились учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Но государство из института, обеспечивающего свободу граждан и безопасность граждан, со временем превратилось в орган подавления и угнетения людей. Руссо идеализирует “дикаря” как существо, которое не знает частной собственности и других достижений культуры. “Дикарь” существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры и исторического развития. Нравственное в человеке глубоко укоренено в его натуре, оно глубже, естественнее и основательнее, чем рассудок. Оно непосредственно и не нуждается в доказательстве со стороны человеческого разума. Под культурой Руссо понимает только культуру высших классов и противопоставляет ей естественность народной жизни. У Руссо получается, что высшие классы живут культурой, а народные низы живут природой. И он вынужден противопоставлять извращенной и снобистской культуре верхов не подлинную культуру, а природу.  Прочитав работу Руссо “О происхождении неравенства между людьми” Вольтер писал ее автору: “Я получил Вашу новую книгу, направленную против человеческого рода, и благодарю Вас за нее. Более сильными красками нельзя изобразить чудовищность человеческого общества, от которого мы в своем неведении ожидали так много хорошего. Никогда еще не было потрачено столько ума, чтобы убедить нас стать снова зверями, когда читаешь Вашу книгу, хочется опять ходить на четвереньках”.

Руссо различает равенство формальное (либерализм) и равенство фактическое (демократизм). Либерализм признает только юридическое равенство, а демократическое равенство – это равенство условий их хозяйствования. Руссо считает, что люди равны относительно права на жизнь.  

Л.Н. Толстой был сознательным сторонником Руссо и носил медальон с его портретом.

Французский материализм XVIII в.

Представители: Ламетри (1709-1751), Дидро (1713-1784), Гольбах (1723-1789), Гельвеций (1715-1771).

Учение о бытии – метафизический материализм в его механической форме. Материя – это то, что находится вне нас и вызывает ощущения. Главный атрибут материи – движение. Наиболее полно учение о материи и движении было дано в работе Поля Анри Гольбаха “Система природы” (1770), которая была названа современниками “Библией атеистического материализма”, где материя понимается как причина всего и самой себя.

Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул. Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел.  

По их мнению даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тел тем, что способен мыслить. Так, Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувственностью и памятью, а Ламетри в своей нашумевшей книге “Человек-машина” проводил аналогию между человеком и машиной.

Учение о познании – последовательно развивали сенсуализм. Источник знаний – ощущения, возникающие в результате воздействия внешних материальных тел на органы чувств человека. Воображение, желание, мышление они тоже выводили из ощущений.

Гельвеций в своей книге “Об уме” писал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда, деятельность мышления он пытался свести к процессу сравнения ощущений друг с другом.

С позиций последовательного сенсуализма, французские материалисты выступали против врожденных идей Рене Декарта.

Истина – это связь наших идей и понятий, которая соответствует связи вещей. Но они подчеркивали только воздействие на человека предметов внешнего мира, но не затрагивали воздействия человека на объект. Человек у них выступал лишь как пассивный созерцатель.

Учение об обществе – исходили из понятий “человеческая природа” и “естественный человек”, основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Основа нравственных побуждений человека – стремление к счастью. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина человеческого поведения и действия.

Чтобы изменить человека, необходимо изменить обстоятельства его жизни, т.е. окружающую среду. Изменение же окружающей среды зависит от общественного мнения, от прогресса человеческого разума. Отсюда их знаменитый лозунг – “мнения правят миром”.

Человек – продукт среды. Не природа, - писал Гельвеций, - делает людей злыми, а общественные обстоятельства. Но что такое “среда”? – это прежде всего политическая среда, юридические законы, функционирующие в данном обществе. Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны, - утверждал Дидро. По словам Гельвеция, законы делают все. Вывод: в объяснении общественных явлений они были идеалистами.  

Критика религии – основой мировоззрения французских материалистов были свободомыслие и воинствующий атеизм. Дидро заявлял: “Я ненавижу всех помазанников божьих, как бы они ни назывались… и нам не нужно ни священников, ни богов”.

Источник происхождения религии – 1. невежество и заблуждение людей; 2. корыстный обман священников. “В мастерской печали несчастный человек творил себе призрак, из которого он сделал себе Бога”, - писал Гольбах.

Выход из этого состояния – просвещение, пропаганда научного знания. Незнание природы породило богов, научное знание должно уничтожить их.

Английское Просвещение – Дж. Толанд, Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль.

Немецкое Просвещение – Х. Вольф, А. Баумгартен, Г. Лессинг, И. Кант.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75533. Великий Кобзар, Тарас Шевченко, відомий у всьому світі 66.5 KB
  Т: Wht is this rticle bout Look t the newspper hedline of ex. Predict wht is this rticle bout 2 WhileReding ctivities. Wht kind of the text is it Wht kind of newspper is it tken from Wht is this rticle bout б Scnning. Where do monuments to gret poets of the world literture Ukrinin Trs Shevchenko Russin lexnder Pushkin Byelorussin Ynk Kupl nd mericn Wlt Whitmn stnd nerby on one lwn In wht town is rrow Prk situted Wht poem by Trs Shevchenko resounded in the prk on tht dy Who lid flowers t the monuments to the luminries of...
75534. Кіно в Україні 58 KB
  Т: The topic of our lesson is Cinem in Ukrine Describing film . By the end of the lesson you should be ble: to review the words nd wordcombintions to the topic Going to the cinem Describing film ; to understnd the gist nd detils of the text for reding; to express your opinion bout film you hve recently seen. Т: Red the quottion bout films find Ukrinin equivlent. Повторення ЛО теми Going to the cinem Describing film .
75535. Відвідування кінотеатру. Враження про переглянутий фільм 43.5 KB
  Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень і рівень навченості учнів за вивченою темою Going to the cinem Your fvourite film . Т: Weve got test tody to check your skills in communictive writing bout going to the cinem nd your fvourite film. By the end of the lesson you should be ble: to mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents Level 1; to define different kinds of films by their description Level 2; to nswer the questions to show your bility to prticipte in converstionl exchnge bout going to the...
75536. Вибір професії. Нові ЛО 83.5 KB
  Ввести й активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в текст...
75537. Вибір професії. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Вибір професії». Підготувати до самостійного висловлювання про вибір професії та можливість отримана подальшої освіти після закінчення 9 класу.
75538. Вибір професії. Плани на майбутнє 71 KB
  Join together the two hlves of the fmous proverbs nd syings bout work nd peoples occuptions. Work in pirs. The hrdest work is to do nothing. Т: Wht colloctions of words connected with work cn you nme Lets drw Mind Mp.
75539. Вибір професії. Плани на майбутнє. Узгодження часів в англійській мові 60 KB
  We hve to review the words nd word combintions for this topic nd the grmmr: The Sequence of Tenses. By the end of the lesson you should be ble: to operte the words nd word combintions for the topic: Choosing profession People nd Occuptions ; to review the grmmr: The Sequence of Tenses ; to conduct your own dilogues using the given one s n exmple. If you her one of your profession put your hnd up nd cross the word out. the winner is the first student to cross out ll his her words nd shouts Bingo Profession Bingo Pupil\'s grid Professions:...
75540. Даниель Дефо, автор «Робінзона Крузо». Контроль позакласного читання 91.5 KB
  Обладнання: підручник текст для читання The uthor of Robinson Crusoe HO1 True or Flse H02 Personlity Quiz H03 Finish the Sentences H04. Т: The topic of our lesson is Dniel Defoe the uthor of Robinson Crusoe. Пред\'явлення тексту для читання Dniel Defoe the uthor of Robinson Crusoe . Т: Hve you ever red Robinson Crusoe Wht do you know bout the uthor of this book Is the book Robinson Crusoe still red by children nd grownups 2 WhileReding ctivities.
75541. Вибір професії. Плани на майбутнє, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 38.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents Level 1; to define different kinds of films by their description Level 2; to sk questions to show your bility of operting the grmmr: the building of the questions of different kinds Level 3; to write bout your plns for the future to check your skills in communictive writing Level 4. Т: Our test consists of 4 levels. You\'ll get 3 points for ech level if you cope with it properly. Level 1 Scope: 3 Mtch the English words...