71109

Немецкая классическая философия. Основные черты классической философии

Лекция

Логика и философия

Термин немецкая классическая философия был введен Фридрихом Энгельсом в его поздней работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, опубликованной в 1886 году

Русский

2015-01-16

61.34 KB

7 чел.

Тема: Немецкая классическая философия.

План:

1. Основные черты философии.

2. Кант:

3. Фихте:

4. Шеллинг:

5. Гегель:

6. Фейербах:

Термин “немецкая классическая философия” был введен Фридрихом Энгельсом в его поздней работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”, опубликованной в 1886 г.  

Основные черты немецкой классической философии:

1. Идеализм

2. Диалектика

3. Субъект-объект

4. Философия истории

5. Теория культуры

6. Философия – это наука.

Иммануил Кант (1724 – 1804) – великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Всю жизнь прожил в Кенигсберге (ныне Калининград). Был физически слабым ребенком, но с годами смог это преодолеть, поэтому ставил дисциплину на первое место в процессе воспитания. Окончил Кенигсбергский университет, потом преподавал там более 40 лет. Никогда не был женат. Вел размеренную жизнь: по его регулярным прогулкам жители Кенигсберга сверяли часы.

Два периода:

1-ый период: “Докритический” период (до 70-х гг.):

Под влиянием Лейбница и Вольфа, главное – естественно-научная проблематика.

“Всеобщая естественная история и теория неба” (1755 г.) – образование Солнечной системы из газопылевого облака. Впоследствии эта теория получила название теории Канта-Лапласа.

Основные философские проблемы:

- история Земли и перспективы ее будущего развития

- космическое значение приливного трения

- определение относительного характера движения

- классификация животного мира

- история происхождения человеческих рас.

Фраза Канта: “Дайте мне материю, и я покажу как из нее родился мир”.

2-ой период: “Критический” период (с середины 70-х гг.):

“Критика чистого разума” (1781) – гносеологическая концепция

“Критика способности суждения” (1788) – этическая концепция

“Критика способности суждения” (1790) – концепция искусства и телеология органической природы.

Перелом во взглядах Канта наступил в 70-е годы, когда знакомство с работами Юма пробудило его от “догматического сна”. Напомним, что, согласно Юму, чувственный опыт не может дать нам всеобщего и необходимого знания. А это значит, что на основе эмпирических данных невозможно возвести здание теоретической науки. Но тогда как возможно научное познание вообще? В поисках ответа на этот вопрос Кант обращается к методологии научного познания.

Реакция на метафизику Христиана Вольфа.

Метафизика – это учение о сверхчувственном опыте, она занимается поиском таких оснований, которые в повседневном опыте не могут быть даны и которые делают возможным сам опыт.

Метафизика опиралась на формальную логику, основы которой заложил еще Аристотель. Но уже предшественник Канта немецкий философ Лейбниц показал, что, пользуясь этой логикой, метафизика приходит к взаимоисключающим выводам о мире в целом, к примеру, к выводам о том, что он конечен и бесконечен одновременно. Отталкиваясь от тех противоречий, которые обнажила метафизика Лейбница-Вольфа в Германии, Кант делает свое заключение: метафизика вообще невозможна как строгая наука.

Главный порок метафизики Кант видел в том, что она догматична, поскольку некритически исходит из того, что познание мира в целом возможно и при этом даже не ставит вопрос об условиях и границах нашего познания, об устройстве познавательных способностей. Но именно эту задачу, считает Кант, должна прежде всего решать философия. И такую философию, в противоположность догматической метафизике, Кант называет критической философией. По сути это был переворот в философии, равный по масштабам Великой Французской революции.

Задача Канта: постановка вопроса об условиях и границах человеческого познания, об устройстве познавательных способностей. Сам Кант сравнил эту задачу с коперниканским переворотом в астрономии.

 

“Критика чистого разума” (1781).

“Критика чистого разума” состоит из двух частей. Первая ее часть озаглавлена “Трансцендентальное учение о началах”, а вторая ее часть – “Трансцендентальное учение о методе”. Основное содержание “Критики чистой разума” заключено в ее первой части, которая в свою очередь делится надвое: “Трансцендентальную эстетику” и “Трансцендентальную логику” (последняя разделена на “Трансцендентальную аналитику” и Трансцендентальную диалектику “”).

Кант назвал “трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори”. Свое критическое исследование познавательных способностей Кант именовал “трансцендентальной критикой”, а философию, которая может и должна быть создана в будущем на основе установленного в “Критике чистого разума” полного перечня основополагающих априорных понятий, - “трансцендентальной философией”. Кантовское понятие “трансцендентальное” тесно связано прежде всего с его понятием “априорное”. “Трансцендентальное” исследование познавательных способностей имеет целью, по Канту, выявить присущие им априорные формы, - притом в познавательно значимой связи последних с “опытом”, с его “предметами”.    

Лейтмотив этого произведения – критика самого разума, взятого в “чистом” виде, т.е. независимо от опыта.

Знание: опытное (апостериорное) и доопытное (априорное).

Ибо всякое знание начинается с опыта (апостериорное знание), но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный (доопытный характер). Эмпирическое знание – единично, а потому случайно, априорное – всеобще и необходимо.

Все суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание уже известных понятий: “треугольник – это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла”,  “холостяк – неженатый человек”. Новое тут появляется только для тех, кто не знает значений соответствующих слов. Иное дело синтетические суждения – “2+5=7”, “эта роза красна”. В понятии розы не заключено того, что она обязательно должна быть красной. Поэтому здесь мы имеем синтез представления о красном цвете и представления о цветке розы.

Все опытные, эмпирические суждения синтетичны, т.к. они расширяют наши знания. Проблема заключается в другом: возможны ли априорные синтетические суждения или они по своему характеру аналитичны, т.е. носят поясняющий характер и не дают никакой прибавки к знаниям? Отсюда данная проблема, по Канту, распадается на три части: “Как возможна математика?”, “Как возможна естествознание?”, “Как возможна метафизика (философия)?”. Априорных форм чувственного созерцания (пространство и время), априорных форм рассудка (понятий) и априорных форм синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка.

Кант был убежден, что “чистая” теоретическая математика и теоретического естествознание существуют. Достоверность знаний этих наук обусловлена наличием в сознании

Трансцендентальная логика – старая формальная логика (логика Аристотеля) не позволяет получать нового знания, а только преобразует уже имеющееся знание. Это логика анализа, а не логика синтеза.

Формальная логика – “все люди смертны, Кай – человек, следовательно, Кай смертен”.

До Канта логика научного познания шла двумя путями – путем эмпиризма, который пытался вывести все знания из опыта, доставляемого чувствами извне, и рационализма, который пытался вывести все знания из самого разума. И тот, и другой путь Канта не устраивает.

Трансцендентальная логика – до Канта использовались два взаимосвязанных понятия: имманентное (присущее самому познающему субъекту) и трансцендентное (выходящее за границы сознания и познания, потустороннее). Проблема трансцендентального – трансцендентальное находится между имманентным и трансцендентным, между субъектом и объектом.

Трансцендентальное – априорное, до опытное знание.

Трансцендентальная логика у Канта совпадает с теорией познания.

 

Три основные познавательные способности (формы познания):

1. Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени;

2. Формы рассудка – категории – предельно общие понятия, своеобразный каркас мышления, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в “системе координат” пространства и времени. С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по “полочкам” хаос первоначальных ощущений. Таких категорий Кант насчитывает 12-ть и делит их на четыре класса (по три в каждом). Причем, первые две категории каждого класса – противоположные характеристики свойств класса, третьи – их синтез.

Категории количества: единство, множество, цельность;

Категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

Категории отношения: субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность);

Категории модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование; необходимость и случайность.  

3. Формы разума – высшие идеи, например:  идеи Бога, души, сущности мира и др. способность к умозаключениям, доходящим до “идей”. “Идеи” – понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений.

Три вопроса разума:

1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

Антиномии – неразрешимые противоречия. Разум неизбежно приходит в противоречие с самим собой, когда пытается схватить мир в целом, без опоры на чувственное созерцание. Т.е. мышление по своей сути противоречиво (антиномично).

1. Пространство и время:

- мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве;

- мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве, он бесконечен  и во времени, и в пространстве.

2. Простое и сложное:

- всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого;

- ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3. Свобода и причинность:

- существует не только причинность по законам природы, но и свобода

- свободы не существует, все в мире совершается в силу причинности по законам природы;

4. Бог:

- есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего

- нет Бога – нет никакого абсолютно необходимого существа.

Кант, по мнению, Гегеля в своей диалектике остается на полпути: разум впадает в противоречия, но не может его преодолеть. По Гегелю же, разум способен преодолевать, разрешать противоречия. Гегель отмечал, что Кант перечислил лишь четыре антиномии, потому что он исходил при этом из своей таблицы категорий.

Агностицизм Канта. Мир делится на доступные знанию явления (феномены) – “вещи для нас” и непознаваемые “вещи в себе” (ноумены) – “вещи в себе” (“вещи сами по себе”), т.е. теоретическое знание имеет определенные пределы, которые никогда не преодолеваются. Ибо априорные формы обеспечивают всеобщность знаний мира, но не дают адекватных представлений о нем.

Это не значит, что Кант не приходит к выводу о невозможны философии вообще, - она возможна как критика достоверности познания, установления его пределы, границ.

“Критика практического разума” (1788).

“Две вещи, - заявлял Кант, - наполняют душу все новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне”.

Под “практическим разумом” Кант понимал нравственность.

Главные вопросы:

1. Какой должна быть мораль?

2. Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

Выводы:

1. чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

2. между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

3. мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральному закону.

Моральный закон (категорический императив – безусловное повеление): “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства”.

Современная трактовка категорического императива:

- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех

- человек должен относиться к другому человеку только как цели, но никогда как к средству.

“Критика способности суждения” (1790).

Способность суждения – это опосредствующее звено между теоретическим (“способность познания”) и практическим разумом (“способность желания”).

Способность суждения – среднее звено между рассудком и разумом.

Способность суждения – способность подведения особенного под общее.

Первая часть “Критики способности суждения” представляла собой по сути дела философскую эстетику (или философию искусства), а вторая – философию органической природы (или философию биологию). Связующую роль между двумя весьма различными по своими предметами частями названного сочинения играло понятия “целесообразность”.

Основная идея – идея всеобщей целесообразности:

1. целесообразность в эстетике – человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры.

При рассмотрении “эстетической способности суждения” Кант придавал базисное значение тому чувству удовольствия, которое испытывают люди при созерцании (восприятии) ими предметов, оцениваемых как прекрасные (а также возвышенные). Красота – основная категория эстетики Канта – это то, что нравится 1) с необходимостью всем, 2) без всякого утилитарного  интереса, 3) своей чистой формой, 4) без всякого понятия о ней (красоте).

2. целесообразность в природе – все в природе имеет свой смысл – в организации живой или неживой природы, строении организмов, размножении, развитии;

3. целесообразность духа – наличие Бога.

Первым, кто сказал, что философы должны не объяснять мир, а изменять его, был ученик и продолжатель дела Канта, Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). У Канта активность субъекта выдыхается в теоретизировании и в бессильном категорическом императиве, которые сами по себе ничего не изменяют в мире. “Действовать, действовать! – вот для чего мы существуем”, - заявляет Фихте. Именно за счет этого он пытается вырваться из антиномии теоретического и практического разума Иммануила Канта.

Фихте родился в крестьянской семье, и то, что он стал затем известным философом явилось следствием его меющихличных талантов, упорства и труда. В судьбе Фихте свою роль сыграл случай: однажды он слово в слово воспроизвел проповедь известного пастора для местного барона, опоздавшего на церковную службу. Тот, потрясенный талантом мальчика, взялся оплачивать его учебу, но вскоре умер. Всю жизнь Фихте испытывал материальную нужду.

Основные произведения: “О понятии наукоучения, или так называемая философии”, “Основа общего наукоучения”, “Первое введение в наукоучение”, “Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему”, “Опыт нового изложения наукоучения”, “Наукоучение в его общих чертах”, “Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии”, “О достоинстве человека”, “Назначение человека”, “Несколько лекций о назначении ученого”, “Замкнутое торговое государство”, “Основные черты современной эпохи”, “Факты сознания”, “Несколько лекций о назначении ученого”.

Теория познания:

Основная идея: повод к ее выдвижению – противоречия в философии Канта. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира (“вещей в себе”). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Основные положения:

1. отвергает саму идею “вещей в себе” – непознаваемой разумом внешней реальности;

2. единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое “Я”, в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);

3. считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного “Я”;

4. вне мышления, вне “Я” самостоятельной окружающей действительности нет;

5. само “Я” – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы).

Взаимодействия Я с окружающим миром (описываются диалектически по схеме)

Наукоучение – всякая наука может быть развита только  в систематической форме, тем более это касается науки о самой науке – науки о предпосылках и путях познания.

Я могу объяснить способность человека, если воссоздам ее действия. Это значит, что выясняя природу научного познания, мы должны последовательно воссоздать все формы познания от самой простой до самой сложной. В основание теоретической системы Фихте кладет принцип Я=Я, выражающий акт самосознания – философия самосознания (Фихте, Шеллинг, Гегель) – началом философской теории, как и началом мира, является действующий субъект, причем исходным действием этого субъекта оказывается “рефлексия”. Рефлектировать – это значит осознавать, анализировать самого себя. Открытие Фихте состояло в том, что понять себя невозможно иначе, как соотнося себя с чем-то другим. А в результате рефлективное движение обрело у Фихте форму круга. И в этом движении от Я к другому и обратно заключается суть нашего сознания.

Мир, в котором мы живем, создан деятельностью субъекта. Фихте отбрасывает за ненадобностью “вещь в себе” Канта.

Основа всех познавательных способностей человека – деятельность воображения: момент продуктивный (кентавр – человек-конь) и репродуктивный. Продуцируемый нами чувственный образ тождественен самому предмету. Воспринимаемый нами предмет не существует независимо от нас, а лишь представляется нами в этом качестве (а как относится госпожа Фихте к тому, что супруг воспринимает ее как плод своего воображения?)– субъективный идеализм.

Фихте большое внимание уделял теоретического деятельности (а не только практической). Суть теоретического мышления – умение фантазировать. Именно деятельность воображения, согласно Фихте, связывает нас с действительностью. Причем продуктивное воображение в большей степени обеспечивает истинность наших знаний, чем пассивные чувства, в которых видели гаранта истинности знания сторонники эмпиризма.

В поздних работах Фихте начинается движение от субъективного идеализма к идеализму объективному. Место трансцендентального субъекта, который до сих мыслился как некое родовое Я, теперь уже занимает божественный Абсолют.

Умер в 1814 г. в расцвете творческих сил, заразившись тифом от жены, ухаживавшей в госпитале за ранеными.      

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – родился в семье пастора, учился в известном протестантском училище, а после училища поступил на теологический факультет Тюбингенского университета. Его друзьями были Гегель и Гельдерлин. Все трое были воодушевлены Великой французской революции и посадили “дерево свободы” на лугу близ Тюбингена. Знакомится с философией Канта и Фихте (и лично с последним), пишет первые работы под влияние Фихте. Работает домашним учителем, а затем по рекомендации Гете, начинает преподавательскую деятельность.

1800 г. – разрыв с Фихте: занимаясь исследованием природы, Шеллинг не считал возможным вывести все многообразие природы из действий трансцендентального субъекта, как это было у Фихте. Он ищет в основании природы некое активное начало, которое обладало бы чертами субъекта. Но таким началом не может быть ни отдельный индивид, как у Беркли, ни родовой субъект, как у Фихте. Иначе говоря, Шеллинг не согласен, что из Я можно вывести не-Я, а природный мир можно объяснить, исходя из деятельности нашего воображения.

Основные произведения: “Идеи к философии природы”, “О мировой душе”, “Система трансцендентального идеализма”, “Система философии”, “Философия и религия”, “Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах”, “Философия искусства”, “Мировые эпохи”, “Философия мифологии”, “Философия откровения”.

Натурфилософские идеи:

- прежние концепции объяснения природы не достаточны или не истинны (“не-Я” Фихте, субстанции Спинозы);

- природа есть “абсолютное” – первопричина первоначало всего, охватывающее все остальное;

- природа есть единство субъективного и объективного;

- природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью;

- природа развивается, благодаря ее полярности – наличию внутренних противоположностей и их взаимодействию (полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества).

Трансцендентальный идеализм: натурфилософия и трансцендентальная философия – две науки, с необходимостью дополняющие друг друга. Шеллинг утверждает, что чем более развит человек, тем сильнее в нем стремление к объективации самого себя, т.е. к воплощению своего внутреннего мира в определенных практических действиях, в науке и искусстве. Шеллинг синтезирует природу и дух: в природе присутствует тенденция к одухотворению, а в деятельности человека присутствует тенденция к опредмечиванию духа – пантеизм Шеллинга.

Философия откровения: решая фундаментальные философские вопросы, Шеллинг уже не раз склонялся к поэтическим образам, оставляя почву разума – там, где он говорил об основе мира, как правило, кончалась философия и начиналась поэзия. Шеллинг очень все чаще прибегает к интуиции, так как не видит возможность выразить рациональное единство идеального и материального как единство противоположностей. Ведь единство противоположностей – это противоречие, а противоречие абсолютно недопустимо в мышлении. Здесь Шеллинг следует за традиционной логикой. А раз противоречие помыслить невозможно, то оно может быть “схвачено” только интуитивно. В результате интуиция и рациональное познание оказываются антиподами. Поэтому у Шеллинга на долю науки выпадают только банальности, а все важное и существенное достается искусству. Он ставит искусство выше науки и философии – эволюция в сторону мистицизма – в 1809 г. умирает жена Каролина (правда, он женился второй раз), Шеллинг не публикует больше ни одного крупного, законченного произведения, становится глубоко верующим человеком и разрабатывает позитивную философию, в которой откровение ставит выше разума.  

Курс философии откровения Шеллинг читает в Берлинском университете зимой 1841-1842 гг. с целью дискредитировать философию Гегеля. На первых лекциях присутствуют: А. Гумбольдт, С. Кьеркегор, М. Бакунин, Ф. Энгельс и т.д. За Гегеля, которого уже десять лет как не было в живых, выступают его ученики и старогегельянцы, и младогегельянцы. Не выдержав критики, Шеллинг вынужден прекратить лекции.     

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – великий немецкий мыслитель, объективный идеалист.

Шеллинг и Гегель дружили со студенческих лет, но однажды друзья разошлись навсегда. Дело в том, что Гегель “всего лишь” усомнился в абсолютном характере созерцания, или интуиции, и выдвинул в качестве главной формы познания понятие.

Родился в Штутгарте в семье чиновника – секретаря казначейства. Семья принадлежала к лютеранской церкви, и Гегель высоко ценил Мартина Лютера всю жизнь. Гегель очень хорошо учился в школе и гимназии, где был сторонником Просвещения. Любимый писатель – Руссо. В просвещении он видит залог прогресса, залог демократии, поскольку низшие слои населения могут стать политически активными и самодеятельными, только будучи просвещенными.

С раннего детства для Гегеля характерны рассудительность и основательность, внимание и терпимость. Поэтому он поздно преуспел, если иметь в виду общественное и государственное признание: будучи на пять лет старше Шеллинга, на первых порах выступал в роли его младшего товарища. У Гегеля было прозвище “старик”.

Гегель сначала работает домашним учителем, а затем Шеллинг приглашает его в Йенский университет. Шеллинг пишет свою первую крупную работу “Различие между системами философии Фихте и Шеллинга”, в которой полностью на стороне последнего.

Гегелю было 36 лет, когда вышла его первая самостоятельная работа “Феноменология духа” – “исток и тайна гегелевской философии” (Карл Маркс).

“Феноменология духа”: историческое развитие сознания от первых его проблесков в форме чувственного сознания до Абсолютного духа, в котором сознание приходит в соответствие с самим собой. Такую историческую трактовку сознания Гегель дает в мировой философии впервые. Гегель впервые вводит в логику и теорию познания практику как трудовую деятельность людей: человек – результат его собственного труда (глава “Самостоятельность и несамостоятельность сознания. Господство и рабство”). Труд учит человека дисциплине, т.е. самоограничению и организованности, отличающих нас от животных. И тот же труд заставляет нас осознавать мир как независимую, самостоятельную реальность, в отношении которой нужно действовать в соответствии с определенными законами. Но Гегель смотрит на производственную деятельность как на ограниченное проявление разума, тогда как теоретическая деятельность философа предстает в качестве его универсального воплощения.

Гегель, вслед за Фихте и Шеллингом, настаивает, что, появившись на свет, каждый из нас застает в качестве чего-то готового и объективно существующего самое способность мыслить. И задача индивида как раз и заключается в том, чтобы присвоить эту способность, сделать ее своей личной способностью. Мышление – функция тела культуры, которое он именует “объективным духом”.

Диалектическая логика (“Наука логики”) – основа всей его философской системы. Гегель начинает с изменения понятия самого понятия. Шеллинг рассматривал понятие как обобщенное представление, а суть вещей у него схватывалась интуицией. Гегель определяет понятие иначе: понятие – это развернутое понимание существа дела. В понятии должна быть выражена существенная сторона объективного мира. В существо дела мы проникаем как раз при помощи понятий, а не путем прямого созерцания истины. Мышление в понятиях способно постигать истину, но для этого ему нужно “разрешить” опираться на противоречие. Мистической интуиции Шеллинга Гегель противопоставляет разум как способность постигать и разрешать противоречия.

Принцип тождества бытия и мышления: скрытая для обычного восприятия основа мира есть не что иное как развивающееся мышление.

Смысл диалектики:

1. все (Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы) – содержит в себе противоположные начала (например: день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);

2. данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно едины по своей сути и взаимодействуют;

3. основа развития и существования всего в мире – единство и борьба противоположностей.

Механизм развития (от абстрактного к конкретного):

1. существует определенный тезис (Гегель начинает с бытия);

2. данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность (для Гегеля - небытие);

3. в результате взаимодействия двух противоположных начал (тезиса и антитезиса) получается синтез (или синтезис) – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится новым тезисом, но на более высоком уровне развития (для Гегеля - становление).

4. данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Истина – это процесс. Высшую истину нам открывает философия.

Панлогизм Гегеля.   

“Энциклопедия философских наук”: Суть философии Гегеля – самопознание Абсолютного духа. Природный и социальный мир – результат самоотчуждения Абсолютного духа, без которого он не способен познать себя и обрести полноту и целостность. Дело в том, что Гегель отстаивает важнейший философский принцип – самих себя мы познаем в той же опосредованной форме, в какой мы познаем окружающий мир. Поэтому Абсолют в его учении способен осознать себя, лишь глядя на созданный им самим мир, словно в зеркало. И то же касается человеческих индивидов, которые оказываются орудием самопознания Абсолютного Духа. Хотя, в отличие от природы, в лице человека осознает себя в качестве свободного субъекта.

Абсолютная идея:

1. Единственно существующая подлинная реальность;

2. Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

3. Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Виды отчуждения абсолютного духа:

1. окружающий мир; 2. природа; 3. человек;

Философия духа:

1. Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый “дух для себя”).

2. Объективный дух – следующая ступень духа, “дух общества в целом”. Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другими наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество и государство.

3. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина:

  3.1. Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Согласно Гегелю среди людей “увидеть” и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу чего они являются творцами искусства.

  3.2. Религия – антитезис искусства. Если искусство  - абсолютная идея, “увиденная” гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

  3.3. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя (“мир, схваченный мыслью”), соединение начал абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.  

 

Философия истории:

История – процесс самореализации Абсолютной духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.

История – “шествие духа по земле”. История превращается из внешней череды событий в закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику.

История – “прогресс в осознании свободы”.

Три этапа мировой истории:

1. Восточная эра (Древний Египет, Китай и т.д.): период истории, когда в обществе осознает себя свободным и пользуется свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император, а все остальные являются его рабами и слугами;

2. Антично-средневековая эра: период истории, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от “верхушки” и служит ей;

3. Христианско-германская эра: себя осознают свободными и являются таковыми все.

Хитрость “Мирового разума”: люди стремятся к тому, чтобы осуществить свои собственные цели, но. Вместе с тем, осуществляют цели Мирового разума, которые они совсем не имели ввиду.

Выдающиеся личности – те, кто угадывает цели Мирового разума.

Свобода есть осознанная и реализованная человеком необходимость.  

Политические взгляды:

1. Гегель всю жизнь оставался верен идеалам Великой французской революции;

2. Идеал Гегеля – античная Греция, восхищавшая его гармонией своей внутренней общественной жизни;

3. Государство – форма существования Бога в мире;

4. Право – наличное бытие (воплощение) свободы;

5. Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

6. Противоречия и конфликты в обществе – благо, а не зло. “Вечный мир” приведет к загниванию и моральному разложению, регулярные войны, наоборот, очищают дух нации (против Канта).

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Слушал лекции Гегеля в Берлинском университете.

1830 г. – “Мысли о смерти и бессмертии” – против христианства с позиций объективного идеализма Гегеля. Ушел из университета. Жил с женой в деревне Блукберг: “Я лучшую часть моей жизни провел не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не на аудиенциях, но в уединении моего рабочего кабинета”.

1841 г. – “Сущность христианства”.

Философия Фейербаха – антропологический материализм:

Природа и человек – ключевые слова для Фейербаха.

Против идеализма (прежде всего против Гегеля): нет Бога и надприродного духа. Есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек и его чувствами и мышлением.

Философия стремится раскрыть действительную природу вещей и прежде всего разобраться в вопросе о сущности человека.

Фейербах отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. Фейербах утрачивает представление о деятельной и исторической сущности человека.  

Фейербах называл свое учение не материализмом, а “реальным гуманизмом”, т.к. был т.н. вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт): мысль выделяется мозгом, как желчь печенью; характер наших мыслей во многом зависит от состава потребляемой пищи.

Фейербах – сенсуалист: чувства человека – главный способ получения сведения о мире.

Критика христианства: Фейербах вскрывает механизм возникновения идеалистических и религиозных взглядов.

“Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельная существо”.

Все основные определения божества – это определения человека, превращенные в самостоятельный субъект.

Причины возникновения религии:

1. Страх перед стихийными силами природы

2. Страх перед трудностями и страданиями

3. Стремление к счастью через утешение в иллюзорном мире религии

Критикует не религию как таковую, а ложную и отчужденные формы проявления “религиозного чувства”. На место любви к Богу надо поставить любви к человеку. Основой подлинной любви является любовь человека к другому человеку, а именно любовь мужчины к женщине.

Этика Фейербаха – это этика любви.

Антропологический материализм Фейербаха оборачивается идеализмом в понимании истории: там, где Фейербах материалист, история остается вне его поля зрения, а когда он рассматривает историю, он уже не материалист.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13951. Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого «Журавлі» 46 KB
  УРОК № 9 Тема.Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого Журавлі. Мета:розвивати навички виразного читання пам’ять учнів естетичні смаки вміння висловлювати власні судження про значення Батьківщини у житті людини; виховувати патріотичні почуття любов...
13952. Корупція. Стан, структура та тенденції розвитку корупції в Україні 270 KB
  Корупція в сучасних умовах стала чинником, який реально загрожує національній безпеці і конституційному ладу України. Це явище негативно впливає на різні сторони суспільного життя: економіку, політику, управління, соціальну і правову сфери, громадську свідомість, міжнародні відносини. Корумповані відносини все більше витісняють правові, етичні відносини між людьми, із аномалії поступово перетворюються у норму поведінки
13953. Вінграновський. «Грім» 77 KB
  УРОК № 10 Тема. М. Вінграновський. Грім. Мета: ознайомити учнів з окремими фрагментами біографії письменника його поезією; розвивати навички виразного читання ліричних творів визначення засобів художньої виразності та їхньої ролі у віршах; виховувати спостережли...
13954. Обработка документов XML с использованием средств DOM-анализаторов в языке Java 244 KB
  Абстрактный класс DocumentBuilder определяет интерфейс прикладного программирования – API (Application Program Interface) для получения экземпляров объекта Document из документа XML.
13955. «Що робить сонце уночі» М. Вінграновський 50 KB
  УРОК № 11 Тема. М. Вінграновський. Що робить сонце уночі. Мета: ознайомити з віршем письменника допомогти учням усвідомити його ідейнохудожній зміст; розвивати навички виразного читання коментування змісту ліричного твору його поетичних особливостей; навички само...
13956. Магнітний потік 2.9 MB
  Тема уроку. Магнітний потік. Мета: Формувати поняття магнітного потоку. Навчити учнів якісно визначати магнітний потік через контури різної площі в тому самому і в різних магнітних полях. Встановити зв'язок магнітного потоку з числом ліній магнітної індукції що прони
13957. Преобразование документов XML с использованием языка XSLT 565 KB
  Процесс преобразования входного документа в соответствии с описанными правилами называется применением преобразования к входному документу или просто выполнением преобразования. Это выполнение осуществляют специальные программы, которые называются процессорами XSLT.
13958. «Гусенятко» М. Вінграновський 45 KB
  УРОК № 12 Тема. М. Вінграновський. Гусенятко. Мета: ознайомити учнів з оповіданням письменника допомогти їм визначити думку про твір; розвивати навички виразного читання переказу прозових творів складання плану; виховувати любов до природи до всього живого гумані...
13959. Использование языка XSL для форматирования документов XML 519 KB
  Текстовый документ, содержащий объекты форматирования, т.е. элементы в пространстве имен fo:, называется документом FO. Этот документ описывает как общую компоновку отформатированного документа XML, так и его стилевое оформление.