71111

Общество, семья, личность

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Слово Семья восходит к корню сем имеющему отношение к семени и продолжению рода то есть рождению и воспитанию детей которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово фамилия...

Русский

2014-11-02

39.03 KB

0 чел.

Тема 1. Общество, семья, личность.

  1.  Семья и брак

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии».

Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Семья— социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

  1.  Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  2.  Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  3.  Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  4.  Биологическая: состоит из родителей и детей.

В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми.

Брак (производное от глагола брать), или бра́чный сою́з, — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах — также между двумя мужчинами или двумя женщинами), как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи.

Согласно Брокгаузу и Ефрону (словарь, изданный в 1890—1907 г), «брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж или супруг, женщина — жена или супруга.

В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого запрета, однако, различен в разных обществах) браки, существующий практически во всём мире, — он связан с большой вероятностью получения детьми в таком браке наследственных болезней. Хотя, с другой стороны, браки, в которых детей не может быть ввиду бесплодия одного или обоих супругов, а также браки между глубоко престарелыми мужчинами и женщинами не запрещены, что указывает на более широкую функцию брака, далеко выходящую за рамки продолжения рода.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах — и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы.

Бракосочетание — церемония регистрации брака. В России проводится в органах записи актов гражданского состояния, а по желанию и при условии, что хотя бы один из пары вступает в брак впервые, — во Дворцах Бракосочетания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, заключается в личном присутствии лиц, желающих заключить брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть по ряду обстоятельств как увеличен, так и сокращен вплоть до регистрации в день подачи заявления).

Условием заключения брака являются:

  1.  добровольное согласие лиц, желающих заключить брак.
  2.  достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но может быть снижен до шестнадцати, а по закону субъекта РФ — до четырнадцати лет).

В России не допускается заключение брака:

  1.  если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке.
  2.  между близкими родственниками.
  3.  между усыновителями и усыновленными.
  4.  если одно из лиц признано недееспособным.

1.2 Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение  семья  возникает  в  связи  с  разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии –  патриархальная  семья  (управлялась отцом, включала его потомков с их  женами  и  детьми,  а  также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в  первобытном  обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не  прямо, а  через  промежуточные  формы.  Примером  является  семья,   состоящая   по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев  и  племянников.  Ее  остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на  воспитание  в чужие семьи.

Первой  формой  отдельной  семьи  была  большая  семья,  или  домашняя (домовая) община.  Еще одно ее название – патриархальная семья.  Различаются два основных типа такой семьи:  вертикальная  большая  семья,  состоящая  из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников  по  прямой  линии; горизонтальная  большая   семья,   образованная   несколькими   женатыми   и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной  жизни  многие  семьи  вертикально-горизонтальны,  включая, например, родителей и нескольких их сыновей с  внуками  и  правнуками.  Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов.  Известны случаи, когда такая  семья  достигала  200-300  человек,  образуя  население целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея  землей,  скотом,  орудиями труда, совместно вели  хозяйство.  Семью  возглавляли  “старший”  мужчина  и “старшая” женщина. Важнейшие  дела  семьи,  например,  женитьба  или  выдача замуж, решались на общем  совете,  состоявшем  из  всех  взрослых  мужчин  и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и  отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

Большая семья постепенно уступило  место  исторически  новой  форме  – малой нуклеарной, элементарной семье,  воплощавшей  в  себе  начала  частной собственности. Произошло  это  на  пороге  классового  общества  и  развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция  семьи  прошла  три  этапа.  На первом  этапе  существовали  архаичные  большие  семьи  с  коллективной  или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались  в  поздние большие семьи, внутри  которых  возникали  обособленные  семейные  ячейки  с частной собственностью. На третьем этапе эти  ячейки  превратились  в  малые  или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это  не  исходная точка  истории,  а  скорее  ее  довольно  позднее   приобретение.   Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться  старшим родственникам,  а  замужняя  женщина  –  купившей  ее  семье.  Развод   стал односторонней  привилегией  мужчин.  Если   женщина   хотела   вернуться   в родительский дом, ее родственники должны были вернуть  брачный  выкуп.  Даже после смерти  мужа  вдова  продолжала  принадлежать  его  семье.  Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к  тому,  что  у  многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и  ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.3

1.3 История изучения семьи

Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.

К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм (Выделение этих направлений и их описание проведено с опорой на книгу Антонова А.И., Медкова В.М. Социология семьи. М., 1996).

Эволюционный подход. Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений принадлежит швейцарскому историку И.Я. Баховену, выпустившему в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландскому юристу Дж. Ф. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака.

Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитета».

Отцом «патриархальной теории» называют Платона. Его идеи патриархальности, как отвечающие природе человека и служащие исходной ячейкой государства, последовательно развивал Аристотель. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно.

Идея же группового брака отмечалась уже в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов.

И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия»). Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г. Моргана, Ф. Энгельса.

Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах.

В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, вслед за Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом они считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования.

От моногамии, основанной на частной собственности и являющейся чаще объективной обязанностью, чем субъективной склонностью, так как в большинстве случаев посредником является та или иная условность, неотделима проституция. Она неизбежный коррелят единобрачия

Таким образом, эволюционизм пробивал себе дорогу в науке, борясь с идеей изначальной данности патриархальной семьи.

Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фраттрий. Предполагалось, что род состоял из двух половин, фраттрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода.

П.А. Сорокин указывает главные положения эволюционистского подхода:

1) почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

2) на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3) эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

4) эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов именует данный подход концепцией инвариантности семьи, т.к. суть его сводится к тому, что люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях. Швейцарский психолог А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выражение архетипического начала, более фундаментального, чем можно было бы предполагать, судя по социальным и личным проблемам, свойственным браку4.

В рамках эволюционистского подхода известна и другая точка зрения, связанная с трактовкой семейных отношений через призму «упадка» культуры и общества. Ее сторонники подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства.

А.И. Антонов считает, что факт существования двух научных парадигм — «либерально-прогрессистской», утверждающей возникновение на обломках старой, традиционалисте кой семьи новых альтернативных семейных структур, и «консервативно-кризисной», предупреждающей о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости в связи с этим укрепления семейных основ бытия, в рамках обсуждения эволюции семьи является неустранимым.

Функциональный подход. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации.

Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений (Э. Вестермарк). Подчеркивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семейную солидарность (Э. Дюркгейм). Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства (Б. Малиновский).

В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем У. Огборна впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения. В терминологии Э. Берджесса это выражено как переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественный социолог А. И. Антонов обсуждает эту терминологию как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака.

В функциональном подходе в отличие от эволюционистского ключевым моментом выступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях и широко — в контексте общественных отношений. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.

Этологический подход. Истоки этого направления следует отнести к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г.

Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т.к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых (См.: Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М., 1996).

Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах — пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачно-семейных отношений — это удивительный факт, т.к. брачная система — видовой признак и является константой.

Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосуществование программ моногамного и группового брака было длительным. В дальнейшем при изменении условий жизни люди могли легко переходить к разным формам брачных отношений. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам более подходила полигиния.

В рамках этологического подхода установлено, что моногамия — не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явление инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека.

В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.

Эмпирический подход. Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях.

Родоначальником эмпирического подхода считают Ф.Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета.

Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» — вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных (значимых) отношений существует немало других.

Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл. Согласно Р. Хиллу, первые 5 подходов к изучению семьи, обладающие конструктами, следующие:

1) институционально-исторический подход (эволюционизм);

2) структурно-функциональный подход;

3) интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм;

4) ситуационно-психологический подход;

5) девелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи).

Первые два подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а также динамики семейных структур и их социальных последствий. Три последующих сводятся к теории социального поведения личности и групп.

1.4 Тенденции и проблемы современной семьи

Семья в демографии

Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран.

Семейный цикл

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства.

  1.  предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца
  2.  репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей
  3.  социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией)
  4.  прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

  1.  размер семьи (число ее членов);
  2.  тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
  3.  Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
  4.  Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  5.  число детей в семье
  6.  малодетные семьи — 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста)
  7.  среднедетные семьи — 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
  8.  многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:

1)  сохраняется патриархальная семья, т. е. семья, состоящая из нескольких поколений;

2)  границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье зачастую принадлежит прародителям — бабушкам и дедушкам;

3)  во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, так же как отсутствуют они и во многих общественных институтах — детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где главными действующими лицами являются женщины;

4) несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья;

5)  идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования. Из-за этого быт, поведение, духовные ценности напоминали те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, строя свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, или феодалу, или государству;

6)  разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и т. д. Тяжелое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей приводят к тому, что семьи легко распадаются и дети оказываются на улице, становясь легкой добычей криминальных элементов, в семьях возрос уровень взаимной агрессии.

Обретение свободы сопровождается высвобождением агрессии, а агрессивное поведение, в свою очередь, воспринимается его носителем как обретение свободы. Именно психотерапевты, социальные работники, учителя, работники правоохранительных органов оказались ответственными за сохранение человеческой души. Разумеется, семейные психотерапевты, в том числе и авторы этой монографии, не имеют готовых рецептов, но предлагают поделиться своим богатым житейским и психотерапевтическим опытом работы с дисфункциональными семьями. Семейная психотерапия не является панацеей для решения проблем общества, но восстановление семьи, укрепление семейных связей — один из путей, ведущих к укреплению государства в целом.

Статистические данные позволяют утверждать, что семья в России переживает кризис. Началом кризиса можно считать период 1990-х годов, совпавших с экономическими и социальными изменениями в обществе. Для преодоления кризиса семьи принимаются меры  как социального, так и экономического характера. Однако проблема остается актуальной.

1.5 Функции семьи

Исследователи выделяют несколько функций семьи, считая, что самыми важными являются:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ё) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

ж) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

3 Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные  институты  и  процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.

4 Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер - да здравствует брак! СПб., 1997


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63158. Оцінювання навчальних досягнень учнів із теми «Життя людей за первісних часів» 25.6 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення школярів під час вивчення: теми шляхом проведення заліку. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: продемонструвати свої знання з теми «Життя людей за первісних часів»...
63159. Урок-узагальнення з теми «Передня Азія» 35.66 KB
  Мета. Систематизувати та узагальнити знання учнів із теми; ознайомити з культурною спадщиною та релігійними віруваннями народів Передньої Азії; простежити взаємозвязок між господарським і духовним розвитком країн; розширити світогляд школярів...
63160. Урок-узагальнення з теми «Греція в II — першій половині І тис. до н. є.» 27.03 KB
  Кожна з чотирьох команд грає з усіма іншими тобто має відбутися 6 раундів І II І III І IV II III II IV III IV. 3 Кожний раунд включає чотири питання різного ступеня складності що оцінюються так: перше питання 1 бал друге 2 бали третє...
63161. Римська республіка II—І ст. до нашої ери 33.42 KB
  Мета: розглянути особливості устрою римської армії епохи республіки; ознайомитися з ходом перетворення Риму на центр величезної держави; визначити причини та наслідки суспільно-політичної боротьби в Римі...
63162. Ліси: хвойні, листяні, мішані 109.98 KB
  Корекційно-навчальна мета: формувати у дітей поняття ліс листяні ліси хвойні ліси мішані ліси; навчити розпізнавати види лісів за назвою та малюнками дерев. Обладнання: мультимедійна дошка проектор картки...
63163. Принципи здорового способу життя 20.74 KB
  Мета: Ознайомити учнів з поняттям €œздоровий спосіб життя продовжувати формувати в учнів активну мотивацію щодо дбайливого ставлення до власного здоров’я. Виховувати прагнення берегти своє здоров’я зважаючи на його цінність і значимість.
63165. Память как познавательный процесс 106 KB
  Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией