71112

Психологические аспекты подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям

Лекция

Психология и эзотерика

Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того что молодые люди готовы к браку.

Русский

2014-11-02

131.9 KB

1 чел.

Тема 2. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

2.1  Готовность к браку: физиологическая, психологическая, нравственная: традиции и современность

Психологический словарь трактует психологическую готовность к браку как систему психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (способность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития — психологическая зрелость).

Этой проблемой занимались Борман Р., Шилле Г., Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко.

С точки зрения И. В. Гребенникова сейчас в нашей стране подавляющее большинство браков заключаются по любви. Долго и упорно боролись за это люди — ведь без взаимной любви нет и не может быть личного счастья. Но дело в том, что даже настоящее взаимное чувство любви ещё не означает того, что молодые люди готовы к браку. Почему?

И. В. Гребенников пишет о том, что вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. В нашей стране брак — добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчётов. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов. Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

С семьёй человека, как правило, связывает своё стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно невозможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым. На отношения между супругами, на характер семейной жизни определённое влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их — важный показатель этико-психологической готовности к семейной жизни.

2.2 Пол и любовь. Модели любви.

В биологических, социальных и психологических науках определение пола неоднозначно.

В строгом смысле пол — совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению.

«Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различением мужчины и женщины, тогда как «секс», «сексуальные» свойства подразумевают сексуально-эротические свойства.

Пол:

а) биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;

б) социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

«Гендер» (от лат. «род») — обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины (в отличие от чисто биологического понимания слова пол («sex») в англоязычной литературе). В гносеологическом плане «гендер» — от греческого «генос» — происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. Соответствует русскому понятию «род».

Половая роль — некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной.

Половая социализация всегда зависит от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. В нее входят:

  1.  система дифференциации половых ролей, то есть половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин;
  2.  система стереотипов маскулинности и феминности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Маскулинность и феминность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а феминность — с пассивно-репродуктивным, природным началом.

Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминности. Половая идентичность связана с системой личности.

В 1,5 года ребенок знает свою половую принадлежность.

К 3—4 годам различает пол окружающих людей, часто ассоциируя его со случайными внешними признаками.

В 6—7 лет окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и в зависимости от пола дети самостоятельно выбирают разные игры и партнеров.

Большое значение в половой социализации играет общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение ребенка, сверстники подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его половую идентичность и поло-ролевые ориентации.

Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичность, психосексуальная направленность личности.

Таким образом, человек осознает себя мужчиной или женщиной в свете биологических и социальных факторов, тесно и очень сложно связанных друг с другом. При несовпадении биологических и социокультурных (пол воспитания) детерминант пола конечный результат, то есть половая идентичность субъекта, практически непредсказуем.

Любовь — эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту. Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Любовь одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ, как явления, восходит к древнейшим философским системам и литературным памятникам известным человеку.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь — сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала.

Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Склонность к интерпретации может оказаться выше, чем само возбуждение. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как 1) причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом. Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, — распад.

В любви кроме эмоциональной интерпретации важен уровень самопринятия. В благоприятных ситуациях уровень самопринятия повышается, при распаде — снижается.

Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.

Попытки построения теоретических моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической — конструктивная сила любви.

Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь по Каслеру — это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, с благодарностью зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.

Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.

И. С. Кон приводит типологию любви Д. А. Ли, экспериментальное обоснование которой выполнено К. Хендриком:

1. эрос — страстную любовь-увлечение;

2. людус — гедонистическую любовь-игру с изменами;

(Эти два типа любви, по мнению автора, наиболее присущи мужчинам.)

3. сторге — любовь-дружбу;

4. мания — любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью;

5. прагма — любовь по расчету;

(Авторы полагают, что сторге, мания и прагма более свойственны женщинам.)

6. агапе — бескорыстную любовь-самоотдачу.

Л. Я. Гозман приводит схему характеристики диадических отношений по Т. Кемперу1. Системообразующими факторами выступают власть и статус.

Власть (P) трактуется как способность заставить кого-либо сделать что-либо. Статус (S) понимается как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям.

В этих координатах возможны следующие варианты:

Схема 1. Вариант детско-родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.

Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.

Схема 3. Вариант любви-поклонения. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус последнего в глазах первого недосягаем.

Схема 4. Измена в диаде. Партнер 1 имеет высокий статус и власть над 2, который реальный статус утратил.

Схема 5. Вариант безответной любви. Партнер 1 имеет высокий статус в глазах другого (2) и реальную власть над ним. 2 не имеет ничего.

Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

Р. Хатисс выделяет в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в положительных чувствах партнера, чувство близости и интимности. Он же включает сюда чувство враждебности, которое вытекает из слишком короткой дистанции между партнерами и эмоциональной близости.

По З. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.

2.3 Представления и установки молодежи на семейно-брачные отношения.

Любовь зрелой личности к другому человеку предполагает: заботливость, ответственность, уважение, знание, самопожертвование. Юношеская любовь, в отличие от дружбы, чувство, адресованное представителю противоположного пола.

В ранней юности (15-18 лет) любовь проявляется особенно ярко. Здесь  возникает множество проблем и вопросов, вызываемых необходимостью ориентироваться в социокультурном опыте; проанализируем некоторые вопросы юношеской любви более подробно.

С рождения ребенок развивается как представитель своего пола, мужского или женского. Постепенно у него формируется представления о себе как о мальчике или девочке (этот процесс называется генденрной социализацией). Игры, занятия, предпочтения, способы поведения – все окрашено нормами полового сознания. В ходе развития полового сознания (т.е. совокупности знаний о правилах, нормах, установках, традициях и т.п.) к подростковому возрасту формируется половая идентификация. Подростки «переживают»  себя, демонстрируя в поведение «женские» (феминные) или «мужские» (маскулинные) качества. У них возникают соответственно мужские и женские идеалы, которые иногда не соответствуют стандартным, общекультурным идеалам.

Юношеская любовь связана с определенным этапом развития личности, как это показано в работе И.С. Кона3. Главным новообразованием возраста является появление целостного, интегрированного образа себя, формирование моральной и нравственной автономии. Любовь в этом возрасте можно и нужно рассматривать как средство самоутверждения, самовыражения, с помощью которого старшеклассник может отрефликсировать уровень развитости своего «Я». Юношеской любви присущи романтизм, рыцарство. Однако трудно рассчитывать, что она может достигать своего высшего расцвета, поскольку процесс развития личности еще далек от завершения.

Особенности юношеской любви4:

  1.  Желание любить приходит раньше, чем сама любовь.
  2.  Самоутверждение в юношеской любви делает ее скорее прообразом, «репетицией» большого чувства.
  3.  Много фантазии и идеализации
  4.  Хрупкость и оторванность от жизни

И.С. Кон характеризует половые различия в мотивах юношеской любви: девушкам свойственны побуждения платонического характера, для них важны потребности в защите, уважении, духовной близости. Юношей побуждают другие мотивы – их чувства чаще, чем у девушек, имеют эротическую окраску. Поэтому позиции влюбленных – разные.

Девушки – привлекают, интригуют, удерживают;

Юноши – завоевывают, защищают, стремятся к победе. (см. Рисунок 1, Рисунок 2)

Рисунок 1

Гендерные различия роли влюбленных

Рисунок 2

Вопросы юношеской любви

Особую задачу по отношению к вопросу о любви задает акселерация, обостряющая проблемы нравственно-полового воспитания подростков и юношества. Раннее пробуждение сексуального чувства у подростков и старшеклассников при условии моральной инфантильности чревато последствиями. Для девушек возможно развитие так называемой патологической чувственности, нарушения характера, изоляция от сверстников. Для юношей – алкоголизация, девиации поведения, преступления.

Каковы признаки настоящей любви? Как правило, юношей и девушек интересует вопрос, каким способом можно определить, что пришедшее к ним чувство – настоящее, сколько раз может любить человек, сможет ли их чувство пережить препятствия?

Чтобы избежать «ошибок в любви» нужно помнить, что любовь проходит две стадии:

  1.  - Стадию «первой кристаллизации», где умножаются добродетели предмета любви, когда ему приписываются все черты идеала. Именно в этом случае обычно говорят о страсти. Как правило, продолжительность данного этапа – от полугода до полутора лет.
  2.  - К возникающему чувству добавляются социально-психологические моменты: воображаемые и реальные качества человека рассматриваются как личностные. Если на первом этапе восприятие возлюбленного осуществяется при домининровании эмоциональных компонентов психики, то на втором этапе активно включаются когнитивные, рациональные компоненты.

В юношеской любви возникает ряд проблем, порождаемых своеобразием личностного развития. Самыми острыми из них являются: проблема искренности, доверия, следования моде в любви. Кратко охарактеризуем их:

Проблема искренности в отношениях нередко сталкивается с двумя социальными феноменами: «масок» и «компромиссов». «Маски» присущи и юношам, и девушкам: в общении один из участников «считывает» ожидания в отношении себя со стороны другого, и «надевает маску», чтобы его удержать. Но всю жизнь прятать свое истинное Я невозможно, и человек рано или поздно обнаружит свои истинные мотивы, свое настоящее Я, поэтому сложности в дальнейших отношениях неизбежны.

«Компромиссы» на первый взгляд кажутся условием нормального существования – трудно предположить, что новый знакомый окажется идеалом, совершенно лишенным недостатков. Но в юности, особенно девушкам, свойственно идти на «компромисс» исключительно с последующей установкой «переделать, исправить» своего возлюбленного. Как тут не вспомнить старую песню: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!» Однако желание молодого человека «быть улучшенным» в расчет не принимается, что порождает множество проблем.

Проблема доверия в любви: в  юношеском возрасте нередко возникают ситуации «передоверия» партнеру, нарушаются нормы и првила женской и мужской ролей влюбленных, что вносит напряжение в отношения, а часто и их разрыв. Молодым людям предстоит научиться ориентироваться в нравственной зрелости друг друга, в установках, в нравственных традициях. Волнует молодых людей и проблема «современности» в любви, или, иначе говоря, проблема следования моде на «свободную любовь».

В противовес «свободной любви» хотелось бы обратить внимание на проблему культуры любви. Она зависит от:

  1.  - эмоциональной и нравственной зрелости личности. Личностно зрелый человек понимает, например, что любовь не только его личное дело и сопряжена со взаимной ответственностью.
  2.  - от влияния национальных, культурных традиций
  3.  - от возрастных и некоторых индивидуальных особенностей поведения людей. В частности, от способов самовыражения и самоутверждения, которые нередко выполняют функцию компенсации глубоко спрятанного чувства неполноценности.

Каждый человек в юношеском возрасте знает, что от качества  любви в дальнейшем зависит счастье будущей семьей. Изменившиеся ценности современного общества, в частности, проявляются в том, что у современной молодежи, при всей ее жажде настоящей, истинной, прочной любви не всегда проявляются установки на создание семьи. Поэтому важно в общении со старшеклассниками, с молодежью заложить следующие установки:

  1.  - на изменение форм проявления любви в семейных отношениях
  2.  - готовность развивать свои отношения
  3.  Готовность к верности, к долгу
  4.  Уметь защищать и хранить любовь
  5.  Сочетать супружескую любовь с родительской любовью.

Наличие этих установок сделает более благоприятным период знакомства и ухаживания.

2.4 Добрачное поведение молодежи и его влияние на брак

В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве.

Известна следующая статистика по предбрачному знакомству.

18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.

14% — по месту учебы.

17% — на работе.

18,7% — в местах досуга.

7% — живут на одной улице.

8% — познакомились на улице.

2% — живут в одном доме.

Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе и своих рассуждений о жизни. В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.

Функции предбрачного периода:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения.

3) проектирование совместной жизни.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни.

Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  1.  Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
  2.    Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
  3.  Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

2.5 Этапы развития семьи

Основные этапы жизненного цикла семьи (по работе Э. Г. Эйдемиллера):

—  Знакомство.

—  Взаимная адаптация.

—  Супружеский симбиоз.

—  Расставания/встречи супругов.

—  Рождение ребенка.

—  Уходы детей из семьи.

—  Родители остаются одни.

—  Завершение жизненного цикла семьи — смерть супруга.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Периодизация развития семьи может быть и иной, но предлагаемый принцип выделения этапов развития — это определение минимальных эмоциональных задач деятельности, свойственных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих этапах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, решаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего числа детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого этапа определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи.

Дюваль (Duvall Е. М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1.  Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу

2.  Принятие и развитие новых родительских ролей.

3.  Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов  к  отношениям  в  треугольнике.

4.  Введение детей во в несемейные институты.

5.  Принятие  подростковости.

6.  Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8.  Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9.  Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Для характеристики смены фаз жизненного цикла семьи используется понятие нормативного кризиса – это такой период семейной истории, во время которого в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи

Нулевая стадия - период ухаживания

Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)

1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.

1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.

2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.

3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям

4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.

Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.

Нормативный кризис - рождение первого ребенка.

  1.  система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять
  2.  требуется перестройка взаимоотношений с прародителями
  3.  и мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск...)

2 стадия - Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка. Если задачи остаются нерешенными - возможен развод.

Дети от рождения до школы - считается "семья с маленьким ребенком". Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи - ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.

Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом - опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.

Период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста - называется "семья со школьниками".

Возникают проблемы в родительско-детских отношениях. Этот период заканчивается после подросткового возраста.

Переходный возраст - нормативный кризис семьи. Перераспределение власти в семье, нужно поделиться с ребенком. Как правило, семьи держатся за стереотип. Возникает страх изменений. (Мы лучше пострадаем, но будет все по старому). От родителей требуется перестройка способов общения с ребенком. Желательно отойти от стереотипов.

Следующий вариант - это "семья с подростками" - в период от подросткового кризиса первого ребенка до ухода первого ребенка из семьи, до начала его самостоятельной жизни.

Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми - ребенок - основа отношений.

"Семья с взрослеющими детьми" - от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Очередной нормативный кризис семьи - синдром опустевшего гнезда.

Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. "Синдром опустевшего гнезда" - может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.

Последний нормативный кризис в жизни семьи - уход одного из родителей.

По мнению Столина В. В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

  1.  Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.
  2.  Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.
  3.  Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

  1.  стадию монады;
  2.  стадию вступления в брак;
  3.  стадию рождения ребенка;
  4.  стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;
  5.  стадию «вылета детей из гнезда»;
  6.  стадию смерти одного из супругов;
  7.  вновь стадию монады.

В каждой из приведенных периодизаций жизненного цикла семьи подчеркивается, что в зависимости от возраста супругов и решаемых ими проблем, функций семьи на каждом из этапов, меняются и эмоциональные отношения. (см. Приложение МОЛОДАЯ СЕМЬЯ, ПОЖИЛАЯ)

3 См. Кон И.С. 'Психология старшеклассника' - Москва: Просвещение, 1980 - с.192

4 См. Гнедова Н. М. Психология любви. Возраст, пол, любовь, проблемы влюбленных. //Психолого-педагогические вопросы семейной жизни. Методические рекомендации преподавателям этики и психологии семейной жизни, классным руководителям, родителям, старшеклассникам. Ульяновск, 1991. – 122 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.
65173. ОБРАЗ МАМАЯ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ КАК СРЕДСТВО ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ОРДЫНСКОГО ХАНА 132 KB
  В отечественной историографии правитель Золотой Орды Мамай удостоился самых отрицательных отзывов какими только характеризовались враги России. Эти характеристики могут быть отнесены к проводимой им в отношении Руси политики но некоторые источники...
65174. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА) 78 KB
  Другие же ногайские орды казахские узбекские монгольские сибирские ханства по мнению исследователей сделали в своем развитии шаг назад и из государств трансформировались в вождества; соответственно развитая система писанного права существовавшая...
65175. Математик, которого я знаю – Ньютон Исаак 235 KB
  Исаак Ньютон появился на свет в небольшой деревушке в семье мелкого фермера, умершего за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным, бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой об пол.
65176. Математик, которого я знаю – Франсуа Виет 77.7 KB
  Франсуа Виет 1540-1603 Родился в 1540 году на юге Франции в небольшом городке Фантенеле Конт французской провинции Пуату Шарант в 60 км от Ла Рошели. Его отец Этьен Виет прокурор. Благодаря связям матери Маргариты Дюпон и браку своей ученицы с принцем...
65178. Математик, которого я знаю – Фалес Милетский 214.65 KB
  Фалес Милетский жил в самом конце 7 первой половине 6 в до н. Фалес Милетский был уроженцем греческого торгового города Милета расположенного в Малой Азии на берегу Эгейского моря.
65179. Математик, которого я знаю – Карл Гаусс 54 KB
  Сам того не подозревая Гаусс переоткрыл формулу для определения суммы членов арифметической прогрессии. Талант юного математика не остался без внимания герцога Брауншвейгского и в 1788 при его поддержке Гаусс поступил в закрытую школу Коллегиум...