71113

Семья как малая группа. Причины, мотивы брака, их возрастная динамика

Лекция

Психология и эзотерика

Начинается семья с двух человек самая большая семья в мире состоит из родителей и двадцати одного ребенка Семье как социальной группе свойственен феномен гетерогенности разнородности члены семьи различаются по полу по возрасту по уровню образования доходам склонностям и привычкам...

Русский

2014-11-02

218.53 KB

1 чел.

Тема 3. Семья как малая группа.

3.1 Причины, мотивы брака, их возрастная динамика

Как мы видим из предыдущих лекций, семья является объектом и социологических, и культурологических, и философских теорий. Данная тема анализирует семью и семейные отношения с точки зрения социальной психологии.

Центральное понятие социальной психологии – группа. Семья представляет собой особую группу, так как обладает следующими характеристиками:

  1.  Это малая социальная группа. Начинается семья с двух человек, самая большая семья в мире состоит из родителей и двадцати одного ребенка
  2.  Семье как социальной группе свойственен феномен гетерогенности (разнородности) – члены семьи различаются по полу, по возрасту, по уровню образования, доходам, склонностям и привычкам
  3.  Роли жены, мужа, матери, отца, детей имеют четкое содержание, предписания, которые зависят от функций семьи.
  4.  В каждой семье есть лидер, иногда – даже не один
  5.  Каждая семья характеризуется индивидуальными, только ей свойственным нормами и правилам. Эти нормы регламентируют все события семейной жизни.
  6.  Устойчивую, сплоченную семью характеризуют ценности, единые для всех членов семьи.

Уникальность каждой семьи создается за счет особой комбинации типичных, общих для всех семей характеристик – своеобразия мотивов заключения брака, ролевого оформления, норм и правил, и т.п. Рассмотрим указанные характеристики подробнее.

В современной психологии различают три мотивации на брак:

Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

К. Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

  1.  обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
  2.  общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
  3.  уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;
  4.  ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
  5.  интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
  6.  взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
  7.  жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
  8.  порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;
  9.  выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;
  10.  месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;
  11.  боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выражению И. С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое — актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

По-видимому, браков, заключенных по описанным выше основаниям, немало. Причину К. Юнг связывает с искусственной бессознательностью родителей. Он полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они — раньше или позже — станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.

Однако Юнг в целом оптимистичен относительно прогнозов брака, ибо уверен, что большинство браков достигает своего наивысшего психологического предела в биологическом предназначении без ущерба для духовного и морального здоровья. Относительно немногие оказываются в глубочайшем разладе с собой.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу, имеет ряд особенностей:

1. цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;

2. неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

За рамками аналитической психологии исследователи выделяют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в третью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения о вступлении в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.

В зависимости от возраста брачующихся наблюдается некоторое изменение осознаваемых мотивов браков. Скорее, эти изменения затрагивают не причины, побуждающие молодых людей создавать семью, а их «удельный вес», относительная значимость указанного повода.

Для первой возрастной группы (18-23 года) причинами брака являются:

  1.  Любовь, желание быть вместе
  2.  Добрачная беременность
  3.  Общность интересов, увлечений, занятий, желание проводить вместе досуг
  4.  Достижение независимости от родителей, подтверждение своей взрослости
  5.  Желание  быть «хозяином», «хозяйкой» дома

Вторая возрастная группа (24-30 лет) причинами брака называет:

  1.  Любовь, общность интересов, желание быть вместе
  2.  Желание иметь семью, детей
  3.  Официально подтвердить уже существующие отношения
  4.  Подтвердить высокий социальный статус (быть семьянином – престижно. См. Стабильность брака)
  5.  Избежать одиночества

Для супругов, создающих семью в более зрелом возрасте (30-40 лет) мотив любви остается по-прежнему самым называемым. Кроме него, мотивами брака выступают:

  1.  Желание иметь семью и детей; иногда – воспитывать ребенка в полной семье
  2.  Удержание социального статуса
  3.  Боязнь одиночества
  4.  Официальное подтверждение уже существующих отношений

Для людей зрелого и пожилого возраста значимыми мотивами создания семьи являются мотивы общности интересов, а также  избегания одиночества.

Во всех возрастных группах нельзя исключать и такой мотив создания семьи, как расчет. Эмоциональный (доказать свою взрослость, состоятельность, независимость) или материальный.

  1.  Распределение ролей в семье

Сущность семейных ролей определяется потребностями и функциями семьи.  Функции семьи анализировались как социологами (Харчев, Мацновский и др.), так и психологами (Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В., Обозов Н.Н., Федотова Н.Ф., Елизаров А.Н. и др.). Как уже было сказано в теме 1, наиболее часто упоминаются такие функции современной семьи, как:

1) Воспитательная

2)  Хозяйственно-бытовая

3) Эмоциональная (психотерапевтическая)

4) Функция духовного (культурного) общения

5) Функция  первичного  социального  контроля в полном соответствии с социальными нормами.

6) Сексуально-эротическая функция 3

На основании вышеизложенных функций Т.Парсон и соавторы делят семейные роли на инструментальные (связанные с внешним окружением семьи) и экспрессивные (внутренняя деятельность в семье).  При этом муж признается инструментальным лидером, а жена – экспрессивным. Большее распространение получило выделение ролей кормильца, воспитателя детей и организатора быта /Антонюк Е.В., 1992, с. 12-13; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, с.30/.

Благодаря выступающей на первый план эмоциональной, психотерапевтической функции семьи, появились роли:

  1.  Психотерапевтическая роль заключается в помощи, оказываемой супругами друг другу в решении проблем.
  2.  Рекреационная роль – это обязанности по организации досуга семьи, деятельности, которой индивид занимается, прежде всего, для получения удовольствия.
  3.  Роль сексуального партнера является «новой» для мужчин, по мнению Ф.И.Ная, именно как роль. Ролевая позиция жены уже давно включала в себя обязанность удовлетворения сексуальных потребностей мужа. Появление роли сексуального партнера как части позиции мужа связано с изменением взглядов на природу женской сексуальности, с признанием способности и права женщины на получение сексуального удовлетворения.

Как правило, анализ семейных ролей идет в двух системах отношений: отношениях между супругами (роли мужа и жены) и отношениях между родителями и детьми (роли матери, отца, детей).

Один из отечественных подходов к выделению супружеских ролей демонстрирует Т.С.Яценко, когда упоминает четыре основные роли:

  1.  сексуальный партнер,
  2.  друг (аналог эмоциональной функции и функции культурного общения),
  3.  опекун (воспитание детей),
  4.  покровитель (хозяйственно-бытовая роль).

Для нормального супружества достаточно соблюдение двух правил:  «…во-первых, присутствие всех четырех ролей (хотя какая-то из них может главенствовать)… Во-вторых, исключение дополнительных ролей (если только их наличие не согласовано между супругами и не вызывает у них протеста)»

Фактически, модель Т.С.Яценко игнорирует функцию первичного социального контроля, т.к. термин «опекун» в русском языке имеет четкое значение отношений с детьми.4

Одна из самых известных классификаций супружеских ролей принадлежит американскому психологу К. Киркпатрику, который выделяет три типа распределения супружеских ролей: традиционное, товарищеское и партнерское.

Традиционный тип распределения супружеских ролей со стороны жены предполагает:

  1.  рождение и воспитание детей,
  2.  создание и поддержание дома,
  3.  обслуживание семьи,
  4.  преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
  5.  приспособленность к зависимости,
  6.  терпимость к ограничению сферы деятельности.

От мужа требуется:

  1.  преданность матери своих детей,
  2.   экономическая безопасность и защита семьи,
  3.  поддержание семейной власти и контроля,
  4.  принятие основных решений,
  5.  благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,
  6.  обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеский тип распределения ролей требует от жены:

  1.  · сохранение внешней привлекательности,
  2.  · обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга,
  3.  · поддержание полезных для мужа социальных контактов,
  4.  · живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
  5.  · обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа в этом случае ожидается:

  1.  восхищение женой,
  2.  рыцарское отношение к ней,
  3.  ответная романтическая любовь и нежность,
  4.  обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,
  5.  проведение досуга с женой.

Роли партнеров требуют от жены и от мужа

  1.  экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
  2.  общей ответственности за детей,
  3.  участия в домашней работе,
  4.  распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется  отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны,  равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа.

Муж в этом случае должен принимать равный статус жены и соглашаться с ее равным участием в принятии любых решений.

Проблема распределения ролей в современной семье анализировалась отечественным психологом М.Ю. Арутюняном. Он отмечает, что «традиционной» принято называть семейную группу, в которой

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей /Арутюнян М.Ю., 1984/.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что традиционная ролевая структура семьи предполагает закрепление за супругами в соответствии с их полом определенных ролей. Жена играет роль матери и хозяйки, а муж, в основном, ответственен за материальное обеспечение, сексуальные отношения и за организацию досуга /Антонюк Е.В., 1999; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н., 1987; Олисаева А.М., 1999 и др./.

Модернизированная – так называемая «эгалитарная» семейная модель предполагает :

а) эгалитарное распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность. Позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

б) демократическую структуру лидерства;

в) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее /Арутюнян М.Ю., 1984/.

Изменения, которые переживает современное общество, не могло не привести к новому прочтению роли мужа и жены. Все исследователи отмечают, что «традиционное» понимание семьи все больше и больше уступает место новым социальным и экономическим реальностям. Однако следует помнить, что любые социальные установки обладают свойством инертности. В результате получается так, что часть установок молодежи о роли мужа и жены изменилась, часть – осталась прежней. Недопонимание и искажение ролевых предписаний приводят к конфликтам.

Так, например, исследование установило, что современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), 17,6% юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4% невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью (Навайтис Г., 1999).

Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны.

Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а жена хочет делать карьеру, сама принимать решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет.

Кроме того, каждый из партнеров приносит определенные представления о том, каким должен быть брак, из своей родительской семьи. Женщине может нравиться романтика, а мужчина может вести себя рационально и делать акцент на карьере, зарабатывании денег. Конфликт возникает тогда, когда кто-то из супругов пытается подогнать своего партнера под свои ожидания.

С самого начала отношений партнерам важно согласовать свои ожидания и представления о браке. Нужно определиться, насколько совпадают ваши взгляды на семью, ожидания. Ответьте для себя на вопрос: можете ли вы принимать своего партнера таким, каков он есть, не пытаясь его переделать? Способны ли вы с уважением относится к его взглядам, привычкам, увлечениям?

От ответов на эти вопросы зависит принятие решения: стоит ли вступать в брак с этим человеком, либо стоит ли нам продолжать наш брак.5

Роли матери и отца в семье

Рождение ребенка представляет супругам очередное испытание. Они приступают к выполнению новых социальных обязанностей – матери и отца. Беременность жены – естественный «переходный период», в течение которого муж и жена психологически настраиваются, готовятся к изменению своего социального статуса.

Роль матери – это безусловная любовь к ребенку, забота о нем; доброта, поддержка, принятие; эмоциональное сопереживание, вера в успехи ребенка; «сглаживание углов», защита ребенка от неприятностей мира. Роль отца несколько иная.   Ожидается, что он будет проявлять такие качества, как:

  1.  Любовь к ребенку как продолжателю традиций семьи
  2.  Нормирование и социальный контроль за поведением ребенка
  3.  Поощрение и наказание за успехи и неудачи ребенка
  4.  Достижения, самоактуализация, перспективы развития

Быть ребенком в современной семье – оказывается, тоже не так-то просто. Обычно роли дочери и сына меняют свое содержание в зависимости от возраста (т.е. возможностей) ребенка и тех обязанностей, которые ему доверяются взрослыми. Так, в одной семье ребенок 6 лет – это «мамин помощник», «младший по тарелочкам», «укротитель кошки» и «главный цветовод» (его обязанности – помогать в мытье посуды, добавлять корм в кошачью миску, и поливать фиалки три раза в неделю). В другой семье ребенок таких же шести лет не имеет домашних обязанностей, и в его детскую роль входят такие «дела», как «главный критик манной каши», «смотритель телевизора», «сеятель игрушек».

В литературе можно встретить описание неблагоприятных детских ролей. Как правило, их наличие в семье указывает на скрытые проблемы между супругами.

«Кумир семьи»:

  1.  Ребенок вызывает общее восхищение, как бы себя не вел.
  2.  Любая прихоть ребенка мгновенно исполняется, жизнь семьи целиком посвящена ребенку.
  3.  Вырастает эгоцентричным, часто  - демонстративным.
  4.  Возведение ребенка в статус кумира отражает соперничество взрослых между собой; ребенок является цементирующим фактором, поддерживающим семейный очаг.

«Мамино» (или бабушкино, или папино) сокровище

  1.  Кто-то из взрослых (мать, отец, часто бабушка) возводит ребенка в ранг кумира и спешит выполнить все его прихоти.
  2.  Часто свидетельствует о недовольстве этого взрослого положением в семье, стремлении найти эмоциональную поддержку хотя бы от ребенка.

Обычно такая роль возникает, когда родители начинают соперничать из-за ребенка. В итоге ребенок не знает, как вести себя с разными взрослыми, начинает относится к ним потребительски; может сформироваться невротическая зависимость от взрослого.

«Паинька»

  1.  Воспитанный, послушный ребенок, радующий взор.
  2.  Расхождение между «желаемым» и «действительным».
  3.  Жизнь напоказ.

«Пай-мальчик» или «пай-девочка» обычно маскируют длительные, неразрешенные семейные конфликты. Родители предпочитают воспитывать ребенка, а не разбираться в собственных неприятностях.

«Болезненный ребенок» характеризуется чрезмерной, иногда доходящей до абсурда заботой о здоровье ребенка. Особенно ярко это проявляется, когда проблем со здоровьем у ребенка нет, даже незначительный. Но заботиться о недомогающем, а тем более больном ребенке – своего рода социально-одобряемый способ  уйти от разрешения собственных проблем, не видеть конфликтов между супругами. В итоге воспитание по типу «болезненный ребенок» формирует неблагополучный Образ  Я ребенка, и ипохондрическое отношение к здоровью.

Роль «Ужасного ребенка » можно выразить одной фразой: всё, что делает этот ребенок – Ужасно!!!

Пока взрослые ругают ребенка, находят подтверждения его злым намерениям, коварным умыслам и т.п. они не спешат разрешать собственные конфликты. Ужасный ребенок является способом «выпустить пар», сбросить напряжение внутри семьи. Эта роль характеризует отрицательное отношение к ребенку. Она связана с неприятием, эмоциональным отвержением ребенка.

«Золушка».  Данная семейная роль напоминает персонажа известной сказки: один из детей становится прислугой для других. Такой ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе. Обычно роль «Золушки» связана с тлеющим конфликтом между отдельным взрослым и ребенком, но может объясняться и слишком большой (более 8 лет) разницей между детьми, плохим состоянием здоровья того, о ком нужно заботиться (по крайней мере, так объясняется необходимость помощи «золушки»).

3.3 Лидерство в семье.

Как и любая реально существующая социальная группа, семья имеет лидера. Вопрос о лидерстве в семье, о  том, «кто в доме хозяин» - как раз тот вопрос, который порождает массу конфликтов. Рассмотрим его подробнее.

По типу распределения власти семье выделяют три типа семей:

1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей.

2. Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.

3. Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.

Если говорить о том, какие функции призван решать семейный лидер, это

  1.  Планирование. 
  2.  Определение целей. 
  3.  Общение. 
  4.  Организация. 
  5.  Идеальный семьянин
  6.  Контроль и оценка – и многое другое. 

Вопрос о том, кому быть лидером, мужу или жене, частично был рассмотрен при характеристике традиционных и эгалитарных браков. Статистические исследования показывают, что приблизительно 45% семей склонны к традиционному типу распределения власти и называют главой семьи мужа, отца; примерно 30% поддерживают идею демократического (от каждого – по возможностям) лидерства, и лишь 20% признают, что в семье лидирует женщина.

  1.  Проблема супружеской совместимости.

Совместимость – эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоционально-энергетических затратах. Таким образом, главным показателем наличия совместимости в супружеском союзе является субъективная удовлетворенность партнеров друг другом.

Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии. Этот процесс сопровождается состоянием субъективной неудовлетворенности.

В качестве важнейших критериев совместимости выделяют физиологический и психологический (см. рисунок 3).

Рисунок 3

Уровни совместимости

В классификации Н.Н. Обозова выделяют четыре уровня совместимости супругов:

  1.  психофизиологический;
  2.  психологический;
  3.  социально-психологический (семейно-ролевой);
  4.  социокультурный.

Психофизиологический уровень  совместимости  выходит за рамки непосредственного сексуального контакта. Поэтому для физиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половой потенциал и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности. Вследствие этого причиной неудовлетворенности является не сексуальный контакт, а форма проявлений сексуальной заинтересованности, внешность партнера.  

Психофизиологическая дисгармония выражается в двух видах нарушений: сексуальной жизни (физиологический аспект) и эротических контактов (психологический аспект). Если в первом случае пара нуждается в помощи квалифицированного сексолога, то во втором – нередко достаточно помощи психолога.

Психологический уровень совместимости предполагает совмещение темпераментов, характеров, потребностей, мотивов поведения супругов.

При детальном изучении психологической совместимости в браке были обнаружены две основные закономерности: совместимые партнеры характеризовались подобием одних и контрастом других личностных черт.

При этом черты, обусловленные скорее природными факторами (например, черты темперамента), у совместимых партнеров обнаруживают тенденцию к контрасту (по опроснику Кеттелла такими оказались факторы шизотомии А, реализма I, доверчивости а, тревожности О, консерватизма Q1, смелости Н, доминантности Е, искушенности N). Те же характеристики, которые зависят от прижизненных влияний, у совместимых партнеров оказались подобными (интеллектуальность В, беспечность F, практичность М).

«Индивидуальный стиль деятельности» - такая система приемов и способов действий, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. ИСД ярко проявляется в быту. Например, один из супругов выполняет домашние работы быстро, а другой – медленно. Об этом необходимо постоянно помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а приспособиться к свойствам его натуры, к его ИСД.  Существенной чертой ИСД может быть ригидность – постоянная тенденция человека к сохранению в неизменности своих нравственных, эстетических, мировоззренческих и других взглядов, шаблонов и стереотипов поведения, особая закоренелость привычек, способов мышления, решения различных жизненных задач. Как бы антиподом такой важной черты может быть лабильность, подвижность, пластичность нервной системы человека, достаточная легкость в смене работы, места жительства, привычек, мнений и взглядов.

Психологический уровень совместимости характеризуется также и совпадением супругов по отношению к значимым потребностям, таким как

  1.  Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье:
  2.  Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.
  3.  Познавательные потребности супругов.
  4.  Материальные потребности.
  5.  Потребность в защите «Я - концепции»

Социально-ролевой уровень совместимости предполагает согласованность в распределении семейных ролей, о том, какую нагрузку берет на себя каждый из супругов.  Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. (см. выше).  Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками.

Социокультурный уровень совместимости  позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения.   Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества. 

В целом, можно сказать, что удовлетворенность браком зависит, в основном, от возможности реализовать свои ожидания в браке, реализовать свое представление о том, какой должна быть семья.

По некоторым исследованиям наблюдается отчетливые изменения в удовлетворенности семейными отношениями:

  1.  У женщин, как правило, более высокая удовлетворенность браком отмечается в молодом возрасте. (эффект новизны, радости материнства,  и т.п.)
  2.  Мужчины – как правило, в молодости показывают среднюю удовлетворенность браком, с возрастом она повышается.

Совместимость (как совокупность физиолого-психолого-социальных характеристик ) и удовлетворенность (как эмоциональное отношение) браком определяют стабильность брака. (см. рисунок 4)

Рисунок 4

Факторы стабильности семьи – внешние и внутренние

На рисунке мы видим, что внешние факторы стабильности семьи во многом зависят от уровня функционирования общества – от того, как относятся в обществе к разведенным супругам, к матерям-одиночкам, сиротам, и т.п. Скрытая поддержка общества в адрес семьи проявляется и в том факте, что семья в современном обществе часто рассматривается как свидетельство надежности будущего сотрудника или даже политического деятеля.

К внутренним факторам стабильности семьи относятся характеристики, указывающие на качество сложившегося общения. Никто не будет спорить, что разрушить брак «молодой» психологически гораздо проще, чем тот, что просуществовал пару десятилетий; что решиться разрушить семью, где воспитывается лишь один ребенок, эмоционально проще, где взаимная ответственность предполагается за двоих, за троих и более детей. Показатель нервно-психического здоровья коррелирует с общим уровнем эмоциональной напряженности в отношениях, а значит – с показателем неудовлетворенности браком.

3 Цит. по Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Психотерапия семьи. 1999, с.20-21.

4 Цит. по Ковалев С.В., Этика и психология семейной жизни. 1997, с.23.

5 Гребенников И.В. "Основы семейной жизни", М., 1991.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35287. Тема. Формули Н’ютона через кінцеві різниці Мета. 65.5 KB
  Формули Н’ютона через кінцеві різниці Мета. Навчитися обчислити значення функції при даному значенні аргумента використовуючи формули Н’ютона через кінцеві різниці. Індивідуальна робота x y 0115 865729 0120 829329 0125 795829 0130 764893 0135 736235 0140 709613 0145 684815 0150 661659 0155 639986 0160 619658 0165 600551 0170 582558 0175 565583 0180 549543 № варіанта х1 х2 16 01168 01745 Контрольні питання: Дати визначення кінцевої різниці 1го кго порядку Поставте задачу інтерполяції функції Запишіть...
35288. Организационно-экономическая характеристика организации 720 KB
  Основная цель анализа – выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Менеджеру эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической
35289. Собственные мышцы гортани, их иннервация, значение для голосообразования 15.25 KB
  Грудинощитовидная начинается от задней поверхности рукоятки гортани, присоединяется к передней поверхности щитовидного хряща. (Опускает гортань вниз)...
35292. Тема: Керування процесом завантаження ОС. 165 KB
  Мета: Навчитися створювати завантажувальну дискету різними способами; навчитися використовувати її у разі аварійної ситуації в роботі ПК. Контекстное меню Свойства – Сервис – Выполнить проверку Використовуючи можливості Windows створіть системну дискету для аварійного завантаження ПК у разі неполадок в її роботі. Вставить дискету и пере загрузить компьютер Прогляньте її вміст. Які файли при цьому копіюються на дискету Створіть завантажувальну системну дискету командою formt з командного рядка MS – DOS.
35293. Заболевание и аномалии наружного уха, характер нарушения слуха при этом 14.85 KB
  Аномалии развития ушной раковины могут заключаться в макротии (увеличение размера), микротии (уменьшение размера) вплоть до анотии (полного отсутствия раковины) и оттопыренности ушной раковины. Эти дефекты устраняются с помощью пластических операций.
35294. Мышцы губ, их подвижность, значение в артикуляции, иннервация 15.09 KB
  В области скул выделяют большую и малую скуловые мышцы. Обе мышцы сдвигают уголки рта вверх и в стороны. Точка начала располагается на скуловой кости и верхней челюсти. В месте крепления мышцы переплетаются с круговой мышцей рта и врастают в кожу угла рта.
35295. Три типа строения сосцевидного отростка. Антрит, мастоидит. Характер нарушения слуха при этих заболеваниях у детей 15.15 KB
  Мастоидит — воспаление слизистой выстилки пещеры (антрума) и ячеистых структур сосцевидного отростка височной кости. Развивается вследствие распространения инфекции на ячейки. Воспаление приводит к разрушению костных структур.