71128

Влияние рециркуляции

Лекция

Производство и промышленные технологии

Если анализируется процесс в котором получается не биомасса а какой-то другой продукт значения Р1 Р2 в каждом ферментере получаются графическим методом по зависимости от Р по данным периодического культивирования. Соотношение между характеристиками работы периодического...

Русский

2014-11-02

1.12 MB

1 чел.

Студентам ЛЕКЦИЯ 3

Влияние рециркуляции

Рассмотрим случай, когда при наличии только одного ферментера часть микробных клеток используется повторно (рециркуляция). В этом случае при одностадийном непрерывном культивировании:

                                 (17)

где r – часть рециркулирующей биомассы.

В стационарном состоянии для Х1:

                             (18)

В этом случае, то есть при рециркуляции, возможно создание таких условий, когда D1max.

Основы расчета ферментера в стационарном состоянии

(т.е. если организована циркуляция, так что X1 = const, P1 = const, S1 = const )

Если рассчитывается отдельный ферментер, он рассматривается как первый в батарее.

Из уравнения Моно получаем:

                                           (19)

Подставим D вместо μ1, т.е. D=μ, получим:

                                   (20)

В особом случае когда D<μ последнее уравнение (20) упрощается

                                             (21)

Из уравнения (16)

                                      (22)

Из полученных здесь выражений (19) и (20) видно, что концентрация лимитирующего субстрата в культуральной среде возрастает пропорционально скорости разбавления D и при Dmax величина концентрации субстрата S1 становится бесконечно большой, одновременно значение Х1→0 (т.к. в ур. 22 S1S0). То есть имеет место «вымывание».

Поэтому вводится понятие продуктивность, как произведение Х1D – продуктивность.

 

                                                  D=μmax

   (23)

Рис.3. Расчётные зависимости концентрации биомассы и субстрата от скорости разбавления

Частное значение D, когда произведение Х1D имеет max значение, находится из условия

                                           (24)

Получаем

                                (25)

Так как почти всегда KS<<S0, то max продуктивность (количество биомассы в ед. времени в ед. объема среды) достигается в условиях, близких к вымыванию, т.е. Dmax (уравнения 14, 20, 22).

Аналогично получим выражение для концентрации продукта, соответствующей максимальной продуктивности

                                           P1.

Для этого вначале определим

                                                                            (26)

Так же получаем концентрацию клеток при максимальной продуктивности:

 (27)

Все эти уравнения используются для расчета процесса непрерывной ферментации. Но эти уравнения применимы при постоянных значениях Yx/s, Yp/s и Yp/x, независимых от D или μ.

Уравнения материального баланса и экспериментальные данные  позволяют определить величины Х в каждой формуле. Для этого рассуждаем: ; .

Если анализируется процесс, в котором получается не биомасса, а какой-то другой продукт, значения Р1, Р2… в каждом ферментере получаются графическим методом – по зависимости  от Р по данным периодического культивирования.

Но всё это приемлемо, если характеристики периодического и непрерывного процессов – те же самые.

Рис.4 . Соотношение между характеристиками работы периодического культивирования и непрерывного в батарее ферментёров

Другой подход

Для периодической ферментации:

.

1. Сравнение периодического и непрерывного культивирования

2. Примеры непрерывного культивирования микроорганизмов

3. Практические вопросы связанные с непрерывным культивированием

4. Пример расчета установки

2. Примеры непрерывного культивирования микроорганизмов

Дрожжи

На рис.1 приведены данные для двухдневного установившегося состояния ферментации пекарских дрожжей.

                                        

Рис.1. Зависимость экономического коэффициента от коэффициента разбавления при культивировании дрожжей

Здесь видно, что значение Yх/S постоянно изменяется. Даже при малых значениях коэффициента разбавления, когда концентрация субстрата S низкая (он расходуется) происходит непроизводительное эндогенное дыхание.

А возле точки вымывания (высокое D) установившееся состояние поддерживается с трудом.

После нескольких дней стационарного культивирования в этом эксперименте появились мицеллиальные формы дрожжей (мутация). Это не было заражением, так как после перенесения в колбу со слабой аэрацией снова возвращалась нормальная форма. Мицеллиальная форма активно потребляла кислород, но качество дрожжей было плохое, они имели зернистую структуру.

Бактерии

На рисунке представлены результаты непрерывного культивирования бактерий Aerobacter derogenes. Лимитирующим рост субстратом являлся аммиак NH3(S'1).

Концентрацию биомассы и субстрата измеряли после 2-3 дней пребывания культуры в стационарном состоянии при каждом D.

Эта кривая соответствует теоретической зависимости, отраженной в уравнениях для практического расчета концентрации субстрата и концентрации биомассы в отдельном ферментере при непрерывном культивировании: уравнение (20) для зависимости S1 от D и уравнение (22) для определения х1.

В этом эксперименте экономический коэффициент Ух/s был постоянным везде, за исключением условий, близких к точке вымывания.

Грибы

Исследование непрерывного культивирования актиномицетов и грибов затрудняется одной проблемой: в отличие от дрожжей и бактерий здесь переносится мицелий.

Тем не менее, было изучено непрерывное культивирование Streptomyces aureofaciens в 10-литровом ферментере в синтетической среде с лимитирующим субстратом сахарозой. При каждом значении коэффициента разбавления стационарное состояние поддерживалось в течение 2-3 дней. Полученные данные полностью аналогичны тем, которые получены для бактерий (см. выше). Но как и в случае с дрожжами (см. выше) значение Ух/s не было постоянным. Максимальная продуктивность по мицелию наблюдалась около точки вымывания.

3. Практические вопросы непрерывного культивирования

(проблемы)

Отсутствие гомогенности

Уже говорилось (выше), что при малых коэффициентах разбавления проявляется эндогенное дыхание организмов и экономический коэффициент снижается. Это явление усиливается при отсутствии гомогенности.

Таким образом, появляется проблема обеспечения равномерного распределения питательных веществ в ферментере. Это особенно важно при коэффициентах разбавления, соответствующих низкой концентрации лимитирующего субстрата, а также в плотных, вязких средах и крупногабаритном оборудовании.

Большое значение приобретает перемешивание среды механическим способом или с помощью аэрации.

Пока надежные исследования в данном направлении отсутствуют.

Измерение концентрации кислорода и контроль изменения вязкости представляют трудность. Тем более, что условия – негомогенные. Этот вопрос будет изучен ниже.

Стерильность

В течение всего процесса непрерывного культивирования требуется длительное время поддерживать стерильность.

Поэтому для данных производств в условиях проточного культивирования требуется особенно тщательно проектировать операцию стерилизации среды и воздуха.

Но даже с наиболее эффективными воздушными фильтрами через поры фильтра микробы попадают в среду.

Описана рекомендация использовать 1) смесь веществ, подавляющих рост нежелательных м.о. и 2) штаммы, устойчивые к такой смеси.

Стабильность

Различают два типа стабильности:

–  стабильность микробного штамма,

–  стабильность механических операций.

Не рекомендуется работать при скоростях разбавления, близких к критическим, так как процесс становится неустойчивым. В этих условиях в работе дозирующих устройств наблюдаются отклонения, а концентрации клеток x и субстрата s очень чувствительны к изменению условий. Особенно в лабораторных ферментерах.

Возможны мутации. Мутанты доминируют. В полу непрерывном способе первый ферментер батареи периодически засевается, так можно изучать мутации.

Пример расчета установки

Данные периодического культивирования Lactobacillus delbrueckii на среде, содержащей 5% глюкозы, 3% дрожжевого экстракта и минеральные соли. Микроорганизмы в дальнейшем должны непрерывно культивироваться в батарее из двух ферментеров с рабочим объемом по 100 л у каждого. Желательно иметь концентрацию клеток на выходе из второго ферментера N2=8 ед. оптич. плотн./мл. Необходимо определить величину потока F и значения N1 и N2 в каждом ферментере.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29378. Грамматический разбор методом операторного предшествования 68.5 KB
  Метод операторного предшествованияДанный метод относится к классу восходящих методов синтаксического анализа.Дерево разбора:Идея метода: входная цепочка символов просматривается слева направо пока не будет найдено подвыражение имеющее более высокий уровень предшествования чем соседние операторы. Для реализации метода необходимо установить отношение предшествования между всеми парами операторов грамматики.
29379. Основные функции и построение семантического анализатора программ 43 KB
  При работе семантических программ широко используется набор данных с организацией в виде стека. Операнды переписываются в выходную строку а операторы заносятся в стек. В зависимости от приоритета операторов при записи в стек оператор может вытолкнуть из стека другой оператор который последовательно записывается в выходную строку. Работа со стеком организуется так:1.
29380. Семантическое дерево как форма представления программ в языковых процессорах САПР 38 KB
  Семантическое дерево 2 польская запись 3 список тетрад. Семантическое дерево СД – модифицированное дерево грамматического разбора из которого исключили вершины соответствующие нетерминальным символам.Пример: E→ET TT→TM MM→E a b cabcДерево разбора:При построении СД скобки не требуются т.
29381. Польская запись как форма представления программ в языковых процессорах САПР 24 KB
  операнды следуют в том же порядке что и в исходной записи.Пример: 1 ab – инфиксная форма записи; ab – польская запись постфиксная.2 abc – инфиксная форма записи abc – польская запись.Формально построение польской записи описывается следующим грамматическим правилом: операнд ::= константа идентификатор операнд операнд оператор оператор ::= – Если должны быть учтены операторы с одним операндом то грамматическое правило должно быть расширено с учётом введения таких операторов добавляется бинарный и унарный оператор.
29382. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования 44 KB
  Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие произнесение понимание.
29383. Этапы работы над литературным произведением в начальных классах 61 KB
  Этапы работы над литературным произведением в начальных классах Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах современная методика чтения выделяет следующие этапы работы над художественным текстом: подготовка к восприятию художественного произведения первичное восприятие проверка первичного восприятия анализ...
29384. Научно-методические принципы изучения литературных произведений в начальных классах 50.5 KB
  Принцип целенаправленности Этот принцип гласит: изучение произведения в том числе и его анализ должны быть целенаправленным. Изучение произведения в начальной школе всегда преследует две группы целей. 1 Коррекция субъективного первичного восприятия произведения объективным смыслом текста углубление восприятия прочитанного постижение художественной идеи и авторской позиции – полноценное восприятие художественного текста. 1 Основная цель каждого урока литературы – освоение художественной идеи произведения.
29385. Методика чтения и изучения эпических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению рассказа (сказки) 35.5 KB
  Модель урока литературного чтения по изучению рассказа сказки Эпос – один из трёх родов литературы повествовательный род. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок необычность обстановки в которой развертываются события; привлекают герои смелые сильные находчивые удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок всецело...
29386. Методика чтения и изучения лирических произведений. Модель урока литературного чтения по изучению стихотворения 42 KB
  Модель урока литературного чтения по изучению стихотворения. В книгах для чтения Родная речь представлены эпические и лирические стихотворения. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета раскрытие особенностей действующих лиц идеи произведения его художественного своеобразия. В эпических стихотворениях часто используется диалог что позволяет автору живо описать событие как бы включить самого читателя в круг описываемых событий.