71148

Организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рабочая лекция посвящена рассмотрению предмета дисциплины: «Истории органов внутренних дел», а так же ее методологии, периодизации и структуры. История органов внутренних дел относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми...

Русский

2014-11-02

136 KB

9 чел.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский университет

 

Кафедра истории государства и права

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры истории

государства и права

полковник полиции

А.М. Назаренко

«___»  «________»    2013 года

Рабочая лекция

дисциплины «История органов внутренних дел»

по теме № 1: «Организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции».

 

(материалы актуализированы на 1 декабря 2013 г.)

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

4   сентября  2013 года.

протокол  №  1

Санкт-Петербург

       2013

Назаренко А.М., Панфилец А. В.  История органов внутренних дел: Рабочая лекция по теме: «Организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции». СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013. 12 с.

 

 

 

 

Рабочая лекция посвящена рассмотрению предмета дисциплины: «Истории органов внутренних дел», а так же ее методологии, периодизации и структуры. История органов внутренних дел относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. В лекции подробно рассматривается охрана правопорядка и борьба с преступностью в Древнерусском государстве и система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве, организационно-правовые основы их деятельности. Рабочая лекция предназначена для курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Санкт-Петербургский университет, 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….… 4

Учебные вопросы:

1.Предмет, методология и основные задачи курса, его периодизация и структура……………………………………………………………………………………………………..4

2.Охрана правопорядка и борьба с преступностью в Древнерусском государстве……………………………………………………………………………………………………..6

3.Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве, организационно-правовые основы их деятельности……………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………………...12

                                             

Литература:

Основная:

  1.  Федеральный закон «О полиции». СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. – 80 с.
  2.  Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 года № 247
  3.  Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. – 136 с.
  4.  Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М., Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел России. Курс лекций. СПб.: СПб университет МВД России, 2012. 288 с.
  5.  История органов внутренних дел. Программа курса. СПб., 2012.

Дополнительная:

  1.  Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. М., 1995.
  2.  Министерство внутренних дел России. 1802 – 2002. СПб., 2002. Т. 1.
  3.  История органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Под ред. В.П. Сальникова. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
  4.  Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История органов внутренних дел.  Учебник. М., 2005.
  5.  Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в Рос России в IX - XX веках: (историко-правовое исследование): Монография в 2-х частях. М., 1997.
  6.  Лурье Ф.М. Политический сыск В России.1649-1917.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
  7.  Мулукаев Р.С. Полиция в России: IX - начало XX вв. - Н. Новгород. 1993.
  8.  Реент Ю. А.   Основные черты организации полицейской службы России с древних времен до начала XX века. Рязань, 1998. 
  9.  Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества: Учебное пособие. -М., 2008. 296 с., 99 илл.
  10.  Фастов А.Г. История органов внутренних дел России в вопросах и ответах: Учебное пособие. Волгоградская академии МВД России. – Волгоград, 2009.

Учебно-материальное обеспечение:

1.Наглядные пособия: карты и схемы

2.Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийная система, флешкарта, DVD

3.Приложение: Распечатки с «Гаранта» и других электронных ресурсов о вновь принятых нормативных документах, комментарии к уже принятым законам.

Введение

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт  создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования  российского государства.  Творческое использование правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в  современный период.

«История органов внутренних дел России», как и «История Отечественного государства и права», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

  1.  Предмет, методология и основные задачи курса, его периодизация и структура.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

- изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности  ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

- изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел Советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

- характеристика значения исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Среди наиболее важных проблем курса находятся проблемы возникновения и развития регулярной полиции, её различных подразделений, принципы ее деятельности, вопросы полицейского права, опыт взаимодействия подразделений и служб органов милиции и внутренних войск, особенности их работы в чрезвычайных условиях и ряд других.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт, накопленный многими поколениями работников Министерства внутренних дел, которому в 2002 г. исполнилось 200 лет, а Министерству полиции – 2011 г. В этом опыте содержатся как положительные, так и негативные моменты, которые необходимо учитывать в современных условиях.

Одним из важнейших условий познания предмета той или иной науки, учебной дисциплины является метод - научный ключ к рассмотрению объективного существа общественных явлений, изучаемых данной наукой, учебной дисциплиной.

Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели.

Успешное решение задач, стоящих перед историко-правовыми науками, возможно только на основе подлинно научной методологии. Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явлений и процессов, их всестороннего изучения.

Методологию составляют различные подходы и методы.  

Диалектико-материалистический подход к изучению государства и права отвергает их божественный, непознаваемый характер, видит первопричину возникновения и развития государства и права в экономическом базисе, в социально-экономическом строе общества. В то же время он требует учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.

Диалектический метод требует рассмотрения всех исторических явлений не изолированно, а в органической связи со всеми факторами и условиями, требует их всемерного выявления и анализа.

Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных методов исследования. Для изучения Истории органов внутренних дел России, важное значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и особенно системный. Все они широко используются как учеными, так и студентами, только приступающими к изучению историко-правовых наук и научных дисциплин.

Курс Истории органов внутренних дел строится в полном соответствии с требованиями принципа историзма. Это означает, что все развитие органов внутренних дел, как дореволюционной России, так и Советского государства рассматривается в тесной неразрывной связи с теми общественными процессами, в которых происходила их деятельность.

Задачи, стоящие перед курсом истории органов внутренних дел, можно разделить на две группы - задачи общего характера и непосредственные, конкретные задачи.

Задачи общего характера раскрывают назначение курса в целом, показывают его место и роль в системе учебных дисциплин Университета в том объеме знаний, который дается курсантам и слушателям в процессе их обучения.

Курс истории органов внутренних дел является специальным курсом, дающим учащимся историко-правовую основу подготовки, подкрепляя знания, полученные ими в результате изучения общественных, управленческих и других дисциплин, историческим опытом развития органов внутренних дел.

Непосредственными задачами курса являются:

- глубокое овладение курсантами и слушателями знаниями о возникновении и развитии органов внутренних дел России, выработка объективной оценки их деятельности на различных исторических этапах с учетом конкретных условий;

- рассмотрение места и роли органов внутренних дел в механизме государства;

- приобретение учащимися необходимого для профессионального выполнения служебных обязанностей объема знаний;

- формирование у курсантов и слушателей государственного патриотизма, гордости за свою службу в органах внутренних дел России, других высоких моральных качеств, необходимых работникам правоохранительных органов;

- расширение у курсантов и слушателей юридического и политического кругозора, содействие формированию и развитию их теоретического мышления и правовой культуры.

- изучение опыта комплектования и обучения, форм и методов деятельности органов внутренних дел дореволюционной России, советского государства и постсоветской России, использование положительного опыта в практической работе. Причем речь идет не о простом копировании, а о творческом использовании опыта прошлого в современных условиях.

Любая периодизация достаточно условна. Но данный подход предоставляет  возможность рассмотреть основные государственные и правовые изменения, а также связанные с этим тенденции в развитии органов внутренних дел.

Периодизация курса «История органов внутренних дел» строится в соответствии с историческим процессом развития нашего государства.

В ней необходимо отметить некоторые особенности:

- органы внутренних дел начали формироваться с началом зарождения Русского государства,  формирование специальных органов внутренних дел (приказов) начинается в Московском централизованном государстве с XV века,

становление  и реформирование регулярной полиции в России происходит в начале XVIII века, особенное значение в развитии системы органов внутренних дел Российского государства имело создание в 1802 году Министерства Внутренних Дел.

- значительные реформы органов внутренних дел происходят в Российской империи во время  двух буржуазно-демократических революций, после февральской революции полиция заменяется милицией. После Октябрьской революции правоохранительные органы решительно преобразуются, их комплектование и деятельность строится по классовому принципу, сначала к выполнению этих функций привлекается наиболее сознательная часть трудящегося населения, а с 1918 г. переходят на штатную организацию работы милиции.

-  с 1934 года происходит раскрутка маховика бесконечных репрессий, внесудебные формы рассмотрения сначала политических, а затем и уголовных дел, пик тоталитаризма Сталина в послевоенный период, определяет и реформирование органов внутренних дел. Хрущевская «оттепель», децентрализация органов внутренних дел, МООП вместо МВД , затем стройность системы правоохранительных органов при «застое» Брежнева Л.И.  (Щелоков Н.А.-МВД СССР), реформирование их во время Горбачевской «перестройки» и противостояния с Ельциным, в современной России произошел возврат к полицейской системе.

По структуре курс содержит  три темы. В рамках крупных периодов, соответствующих общественно-экономическим формациям, в обеих частях курса предусмотрены более конкретные периоды, выделение которых обусловлено теми или иными социально-экономическими или политическими факторами (изменения в механизме государства, международная и внутренняя обстановка в стране и т.п.).

2. Охрана правопорядка и борьба с преступностью в Древнерусском государстве.

В первых государственных образованиях восточных славян ( VI – VII вв.), а затем  и в Древнерусском ( Киевском ) государстве( IX – XII вв.) полицейские функции начинают выполняться  и некоторыми должностными лицами княжеской администрации.  Князь, дружина и народное собрание (вече) – это три основных государственных элемента управления, которые можно выделить в VII – IX вв. на Руси. Вместе с тем,  в этот период действовала « десятичная» (численная) система общественной организации. Все население городов и сельских общин делилось на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли соответственно десятские, сотские и тысяцкие. Со временем система десятичного управления превратилась в административную организацию самоуправления в городских посадах и волостях, а система общего управления государством стала дворцово-вотчинной.

Дружина великого князя являлась не только его военной силой, но и основным инструментом административного управления внутренними делами. Дружина подразделялась на старшую (княжи мужи, бояре) и младшую (гридни, отроки, детские). Свои дружины имели и князья, подвластные великому князю. С помощью дружин собирались дань и штрафы (виры) с населения городов и сельских общин. Из старших дружинников назначались должностные лица. Так, например, виру – штраф  за правонарушения или обычные пошлины – собирал вирник, который имел своих помощников (отроков) и приставов (метельников). В Киевской Руси порядок в княжеском дворце и вокруг него поддерживался младшими членами дружины, в поместьях князей и бояр – управляющими и сторожами. В больших городах тысяцким и его помощникам поручалось предотвращать серьезные преступления и большие бунты. В сельской местности было слишком мало должностных лиц, и задача предотвращения преступлений и ареста преступников, таким образом, ложилась на самих людей. Большую роль в поддержании правопорядка играла община.

После крещения  Киевской Руси (988 г.) и постепенного перехода от десятичной системы управления к дворцово - вотчинной некоторые функции благоустройства перешли к русской православной церкви. Так, по принятии крещения князь Владимир в 996 г. издал церковный устав, по которому церковь определялась как организация  общественного призрения, в связи с чем, князь ввел десятинный сбор (церковная десятина) на содержание при церквях благотворительных учреждений. Сами князья, а вслед за ними и другие благочестивые люди занимались благотворительностью, но как частные лица (строили богадельни, больницы монастыри, призревали нищих).

Условием эффективности контроля со стороны общины было личное знакомство ее членов, появление незнакомого человека имело потенциальную опасность, поэтому было установлено требование "знатка" для каждого человека, не принадлежавшего к общине, что означало, что член общины должен был поручиться за незнакомца перед общиной, приняв на себя ответственность за его возможные проступки.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что специальных полицейских органов и должностных лиц, занимавшихся профилактикой и борьбой с преступностью, охраной правопорядка, в этот период на Руси еще не существовало. Все эти функции выполняли князья, и их администрация: наместники, волостели, посадники, дружинники вирники и др., а так же само население.

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права.  В этой связи необходимо отметить, что правовой основой судебной и вообще всей системы управления внутренними делами были  древние обычаи ( «Закон Русский»), княжеские решения и уставы, иногда решения вечевых собраний. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы. В этой связи наиболее интересным правовым документом (памятником права), имевшим  огромное значение  было появление «Русской Правды» - первого письменного свода  норм русского обычного права. Русская правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Русская правда как свод древнерусского  феодального права представлял собой пример типичного кодекса раннего феодализма и в основном включает в себя нормы уголовного права и процесса. Достаточно четкого определения понятия уголовно-наказуемого деяния Русская Правда не знала. На языке Русской Правды преступление – это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния не сложилось. Необходимо отметить, что древнерусское право знает такие термины, обозначающие преступные деяния как татьба (кража), убийство, ссора, грабеж. «Русская Правда» вводит суровые наказания за эти деяния.

К видам наказаний по «Русской Правде» относились: месть, денежные штрафы, уголовные кары.

Поскольку преступление понималось как личная обида, обидчикам мстили.  Месть понимали как возмездие за уголовную «неправду», совершенное руками потерпевшего. "Смерть за смерть, око за око, зуб за зуб" – таков был обычай для мужчин-сородичей потерпевшего.

Объявившегося в "своем миру" вора выявляли без помощи властей. Местная община оказывала большую поддержку истцу в тех случаях, когда ему трудно было установить личность ответчика. Каждый потерявший что-либо, или если у кого что-либо было украдено, мог объявить об этом на рыночной площади своего города (так называемый "заклич"). Если пропавшее не обнаруживалось в течение трех дней, то любой, у кого находили пропавшее по истечении этого срока, считался ответчиком. Факт кражи, требовалось доказать. Устанавливался он на "своде" – собрании общинников. Здесь подозреваемый должен был объяснить, каким образом оказались у него "чужь конь, либо оружие, либо порт". Собравшиеся же указывали, купил он ту или иную вещь или получил в дар, подкрепляя свои заявления клятвой.

В ст. 70 "Пространной Русской Правды"  упоминается о такой процессуальной форме,  как «гонение следа», то есть розыске преступника, не пойманного на месте преступления,  по его следам. Община должна "гнать по следу" за вором; если не окажется следа к селу или к обозу (товару), те, кто не отведут от себя следа или отобьются от обязанности гнать по следу, за все отвечают. Если след будет потерян на большой дороге, то община за кражу не отвечает. Аналогичным образом осуществлялось "гонение следа" по убийствам и разбоям. Считалось, что там, где лежало "лицо", то есть труп убитого, скрывался и преступник. Поэтому та вервь, на территории которой обнаруживали труп, и разыскивала путем "гонения следа" убийцу.

Однако были и должностные лица княжеской администрации, наделенные полномочиями вести розыск преступника: вирники, метельники, мечники, писцы, тиуны, десятские. В их пользу были установлены особые пошлины, а во время розыска они  получали  довольствие и содержание от жителей той местности, где оно проводилось.

В случае наиболее опасных преступлений в дело вступала княжеская дружина, так, военная сила дружинников была необходима при преследовании ушкуйников. Ушкуйничеством назывались (с XIV в.) вооруженные нападения с разбойными целями на города и торговые пути новгородцев в Волжско-Камском бассейне. Особенно активно против ушкуйничества боролся великий князь Дмитрий Иванович Донской, который даже предпринял военную экспедицию к Новгороду, под угрозой штурма взял с горожан за набеги крупный коллективный штраф, что способствовало впоследствии началу гонений на ушкуйничество в самом Новгороде1.

Русская Правда не знала смертной казни, хотя летописи и сообщали о ее применении. Видимо, казнь людей, восставших против князя была делом обычным, что закон счел возможным не говорить о ней вообще.

Для Древнерусского государства большое значение имело поддержание в надлежащем порядке путей сообщения (знаменитый "путь из варяг в греки").    Таким образом, можно отметить, что в древнерусском государстве отсутствовало четкое разделение внешних и внутренних функций управления,  и не было специальных органов их выполнения.

В дальнейшем  в  связи с тем, что процесс общественной жизни усложняется, классовые противоречия обостряются, развиваются правонарушения в том числе и общеуголовная преступность, это приводит к необходимости расширения сети органов, которые выполнили функции полиции.

  1.  Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве; организационно-правовые основы их деятельности.

После образования Русского централизованного государства и свержения монголо-татарского ига возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, судебными и др. делами.

В этой связи начали развиваться в органах дворцового управления  особые ведомственные « пути», «избы», управляемые боярами или дьяками. Позже они развивались в сложные и постоянные присутственные места – приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться ( « приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Приказная система была типичным проявление феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы нераздельности административной и судебной власти. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Ряд приказов выполнял и полицейские функции – обеспечение порядка в населенных пунктах, на дорогах, сбор платежей и налогов и др.

Роль государственных органов в осуществлении полицейского контроля существенно возрастает по мере усложнения общественной жизни и в связи с тем, что преступление стало рассматриваться как деяние, нарушавшее интересы государства  и установленный правопорядок. В силу этого роль государственных органов  в расследовании и раскрытии преступлений существенно возрастает. В Соборном Уложении 1649 г. впервые в истории русского законодательства четко регламентируется ответственность за нарушение порядка в общественных местах. Слова "безчиние" и "безчинство" применяются к лицам, нарушающим порядок в церкви и на царском дворе. Содержание полицейских функций государства расширяется, важнейшей составляющей становится надзор и ограничение передвижения населения. Итогом этого процесса стало Соборное Уложение 1649 г., в котором было впервые закреплено требование о наличии удостоверения личности в главе XVIII "О проезжих грамотах для служилых людей Сибири и нижней Волги и проезжих грамот для иностранцев". В конце XVII в. ограничивается право передвижения свободного населения. Царские Указы 1684 г. и 1686 г. запрещали проживать в Москве "без поручных записей".

В Наказе о градском благочинии 1649 г. впервые появляется термин, обозначающий общественный порядок в узком смысле ("благочиние" – добрый порядок,  от "благо" – добро, "чин" – порядок). В Наказах московским объезжим головам (1667  и 1675 гг.) и воеводам, направляемым в другие города, говорилось об их обязанности обеспечения "общего спокойствия, тишины и безопасности", "строжайшего благочиния и порядка", "благочиния и общей безопасности", "градского и сельского благочиния". Были введены должности "объезжих голов", ответственных за обеспечение наружного надзора и порядка на улицах и площадях. Объезжие головы били дубьем и батогами непослушных обывателей за нарушения и неисполнение их распоряжений, а задержанных сажали в чуланы и ледники, откуда те убегали и, следовательно, подлежали розыску. Объезжие головы назначались в съезжие дворы Разрядным приказом, и ему же были подотчетны.

В Наказе о градском благочинии и Наказах московским объезжим головам говорилось об обязанностях объезжих голов по контролю над решеточными приказчиками, уличными сторожами, стрельцами, которые должны были обеспечивать в городах "общее спокойствие.

Получившее широкий размах в XV  в. разбойничество являлось  одной из форм борьбы крестьян против феодалов. В середине XVI  в. Появляется Разбойный приказ, на который преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране. Он ведал сыском ( расследованием) и судом в отношении разбойников и « иных лихих людей», а также выполнял некоторые функции политической полиции. Разбойному приказу были подчинены местные органы губного и земского управления, которые осуществляли судебно-полицейские функции – земские и губные избы. Они возглавлялись губными старостами, которые выбирались из местных дворян и утверждались в должности Разбойным приказом, дававшим старостам соответствующий наказ. Губные старосты создавали свой аппарат, состоящий из « целовальников», избираемых из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемых на местах « целованием креста» с обещанием верной службы. В своей деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью они опирались на выборных «сотских», «десятских» и местное население, которое в этом отношении было связано круговой порукой.

Усиление политики репрессий в ходе губных реформ подтверждается рядом фактов. Судебник 1550 г. утвердил обязательную смертную казнь для "лихих людей" в общегосударственном масштабе. Задачей судебно-полицейских органов того времени было не конкретное выяснение обстоятельств противоправных действий, а установление фактической принадлежности лица к "ведомым лихим". Уставная книга Разбойного приказа признает массовость разбойных шаек и оправдывает обязательную казнь профессиональных преступников невозможностью их тюремного содержания  из-за насильственного освобождения собратьями бандитами2.

Розыск преступников, беглых крестьян вел Сыскной приказ, созданный в 1619 г. Непосредственно этим занимались «сыщики» должностные лица приказа, которые направлялись на места для расследования дел о разбоях и кражах, совершенных беглыми. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также Поместный и Холопий приказы.

Большую роль в обеспечении порядка в городах, особенно в Москве, центральных и северных районах страны, играло стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом. Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими губами. Столица государства Москва была выделена из общей системы управления. Еще в ХV в. при Иване III в ней учреждается городская "исправа". В начале ХVI в. полицейские функции в Москве и Московском уезде осуществлял Земский приказ. Он занимался преследованием разбойников и иных "лихих людей", ведал сбором податей с посадского населения Москвы, наблюдал за порядком и благоустройством в столице. В Москве и других больших городах при этом приказе низшие служащие назывались земскими ярыжками: они носили красное и зеленое или иного особого цвета платье с нашивкою на груди двух букв: "З", и "Я". Основная их деятельность состояла в следующем: когда государь или его двор куда-либо в городе "шествие имели" или был крестный ход или какое-либо торжество, то ярыжки, идя впереди с метлами и лопатами, очищали и "просторили" путь. Если же где-то происходила ссора, шум и драка, то они могли беспрепятственно задерживать, брать под стражу и отводить в свой приказ. В конце XVI в. Земский приказ был объединен со Стрелецким, который стал осуществлять полицейские функции в Москве.

Функции политической полиции до ХVII в. также осуществляли центральные и местные органы власти. Самым знаменитым из них является опричнина Ивана Грозного, изводившая бояр за измену царю и тем самым устанавливая абсолютизм монархии. Однако в начале XVII в. политическому сыску придается особое значение. Дела по политическим преступлениям выделяются из общей массы уголовных дел. Политические или государственные преступления стали называться "Слово и дело государево". По своему первоначальному смыслу понятие означало дело о словесном оскорблении царя. Первые документы с употреблением этой печально знаменитой фразы датированы 1622 г. и касаются угрозы перерезать горло царю, опрометчиво вырвавшейся у одного казака. Вскоре "Слово и Дело" приобрело более широкое значение. По понятиям той эпохи все дела, касавшиеся государственных интересов, были "государевыми делами". К государственным преступлениям, то есть действиям и умыслам, направленным против царя и государственного порядка самодержавной России, в конце XVI в. были отнесены крамола и сдача города неприятелю. К виновным в основном применялась смертная казнь или членовредительство. В Москве в XVII в. рассмотрение дел происходило в Разрядном, Разбойном, Стрелецком и др. приказах. Итоги следствия докладывались царю или в Приказ тайных дел (1655-1767 гг.)3.

Приказ тайных дел сначала выполнял роль личной канцелярии царя, то есть органа, позволявшего ему при решении важнейших государственных дел обходиться без Боярской Думы.

Например, Приказ принимал участие в следствии по делу Степана Разина и его сподвижников. Царь составил памятную записку с десятью вопросами. В Приказ запрашивали различные материалы для этого процесса: расспросные, пыточные речи, очные ставки и т.д. Приказ тайных дел помещался в царском дворе, и царь часто бывал в нем. Здесь он имел свой стол с письменным прибором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, рассматривал дела. Возглавлявшие Приказ дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах4. И хотя Приказ был упразднен в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управления, важной ее особенностью являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ выполнял не только функции управления, в его ведении находились также определенные территории, налоги с которых поступали на содержание приказа, выполняли они и полицейские функции. Для расследования политических дел создавались и временные розыскные органы – Временные следственные комиссии.5 

Управление тюремной системой в русском государстве в XVII в. Было децентрализовано. Единого органа, который ведал бы тюрьмами, не существовало. Тюрьмы находились в ведомстве Стрелецкого, Земского, Разбойного и др. приказов. На местах тюрьмами управляли воеводы и губные старосты. Их главной обязанностью было не допустить побегов заключенных.

Тюремные помещения строились каменные, земляные и деревянные. Каменные тюрьмы для содержания заключенных находились в монастырях, погребах. В них, как правило, содержали государственных преступников и раскольников. Земляная тюрьма представляла вырытую в земле яму, в которую опускался бревенчатый сруб. Если внутреннего сруба не было, то заключенный находился просто в яме. Такой вид тюрем предназначался для политических и религиозных преступников, которых стремились не только изолировать, но и создать им особо строгий и суровый режим. Деревянная тюрьма – это огражденный высоким забором двор, в котором ставилось несколько изб. Вокруг каждой избы также возводился частокол. Этот вид тюрем подразделялся на губные, в которых сидели за татьбу и разбой, « смертное убийство», поджог и воровство и опальные , в которых находились осужденные за преступления в сфере экономики, «по исцовым искам» .

Все тюрьмы подразделялись на постоянные и временные. Постоянные тюрьмы находились в монастырях, а также в Москве и др. городах(Муроме, Устюге). Временные тюрьмы строились, главным образом в местах ссылки для приговоренных к отбыванию ссылки в тюрьме.

Тюрьма в Русском государстве была ярко выраженной феодальной. Она обрекала человеку, попавшего туда на неизбежную и мучительную смерть. Они  питались главным образом на свои средства или мирским подаянием. В 1662 г. во всех тюремных учреждениях вводятся «государственное жалованье» или «кормовые деньги». Однако, милостыня, по-прежнему, оставалась основным средством существования.

Соборное уложение 1649 г. в немногих случаях назначает такое наказание как ссылка. В 1699 г. в качестве новой меры наказания в России появляется каторга.

Важное место  при осуществлении функций охраны порядка занимала борьба с пожарами. Ни в одном государстве пожары не были так часты  и нигде они не были так опустошительны, как на Руси.  Деревянные строения, крытые соломой, были сильно скучены. Уже в первых летописях   не обходилось без упоминания  о злой силе огня. В 1124 г. случился пожар , уничтоживший весь Киев. В 1194 г. в неделю  Всех Святых» в Великом Новгороде от неизвестной причины вспыхнул пожар, который с небольшими перерывами длился в течении почти трех месяцев.  

Тушение пожаров возлагалось на население.  Первые предупредительные, профилактические правительственные мероприятия против пожаров были предприняты Василием II темным в 1432 г. Эти меры сводилиськ указам и приказам, главным образом, как обращаться с огнем, запрещалось вольное обращение с огнем.   Со второй половины XV в. происходят важные изменения в градостроительстве Москвы, благодаря которым спустя много лет стало возможным полностью избавить город от опустошительных пожаров. С 1485 г. Иван III  начинает реконструкцию Кремля, применяя в качестве основанного строительного материала кирпичи. Строительство зданий из кирпича – это один из способов, которые были направлены на избавление города от стихийных опустошительных пожаров. После пожара 1493 г. Великий князь Московский Иван III Васильевич повелел снести все постройки вокруг Кремля на расстоянии 110 саженей ( 235 метров). В 1504 году. Иван III  издает противопожарные номы, которые регламентируют правила пользования огнем в быту и ряд противопожарных мероприятий.

В 1547 г. после очередного  пожара ,уничтожившего большую часть города Иваном Грозным было предписано: иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой, воспретить всем без исключения обывателям топить летом избы. Исполнение всех этих мер строго проверялось, виновные в их неисполнении жестоко карались. Немало бояр было казнено при Иване Грозном только по подозрению, что по их нарушению может сгореть Кремль.

После организации «приказов» пожарное дело было передано в ведение Земского приказа, который содержал за счет  налога сто человек ярыжных, которые следили за противопожарным режимом и пресекали «бесчинства».  Они же несли обязанность фонарщиков. Земские ярыжные были первыми наемными пожарными в России. Тушение возникающих пожаров, по-прежнему возлагалось на население и стрельцов. Важным этапом в развитии законодательства, посвященного борьбе с пожарами стало Соборное уложение 1649 г.  В этом документе регламентировались правила предупреждения пожаров, статьи сформулированы достаточно четко, чтобы не допускать кривотолков и вариаций. Жестоко карая за умышленный поджог (виновного сжигали живьем на месте пожарища), закон проводит гуманное начало за неосторожное обращение с огнем, видя в этом « промысел божий». Для предупреждения пожаров и исполнения полицейских функций 6 апреля 1649 г.  был принят «Наказ  о городском благочинии». В нем подтверждались прежние распоряжения относительно обращения с огнем, регламентировались права и обязанности объезжего головы и состав объезда. Объезд продолжался круглые сутки. Все жители  должны были иметь необходимый противопожарный инвентарь. « Наказ о Городском Благочинии» и статьи Соборного Уложения 1649 г. были первой попыткой нормировать пожарное дело в стране. Тем самым  можно отметить, что во второй половине XVII в. Государство всерьез занимается проблемой борьбы с пожарами, причем законодательство постепенно от единичных, чисто карательных за поджог мер, переходит к действенным профилактическим противопожарным мероприятиям в масштабах всего государства.

    Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что к началу XVIII в. на Руси сложились основные структурные звенья в системе государственного управления, которые выполняли задачи борьбы с преступностью, охраны  порядка, организации мест лишения свободы и борьбы с пожарами.

1 Гребенкин М.Ю. Указ.соч. – С. 21-22.

2  Там же.  – С. 114-115, 131-134.

3 Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. –
М.: Мысль, 1993. – С. 15-16.

4 Ерошкин Н.П.  История государственных учреждений дореволюционной России. –
М., 1983. – С. 60-61.

5 Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. –
С. 11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24581. Методика проведення загального аудиту 33 KB
  Методичні прийоми проведення аудиторської перевірки До їх складу відносять: фактичну перевірку підтвердження документальну перевірку спостереження обстеження опитування перевірку механічної точності аналітичні тести сканування обстеження спеціальну перевірку та зустрічну перевірку див. Під фактичною перевіркою слід розуміти перевірку кількісного і якісного стану об'єктів який встановлюється шляхом обстеження огляду обмірювання перерахунку зважування лабораторного аналізу та інших способів перевірки фактичного стану активів....
24582. Документування аудиторських послуг 26.5 KB
  Документальне оформлення аудиторської перевірки складається з двох видів документації робочої та підсумкової. Аудитор зобов'язаний вести документацію зі справ які стосуються прийнятих рішень за результатами проведеної аудиторської перевірки і які в свою чергу будуть покладені в основу аудиторського висновку. Суть робочої документації Робоча документація це записи за допомогою яких аудитор фіксує проведені процедури перевірки тести отриману інформацію і відповідні висновки які робляться під час проведення аудиторської перевірки....
24583. Договір на проведення аудиту 32 KB
  Договір на проведення аудиту. Порядок укладання договору Після обміну листами між аудитором та його клієнтом укладається договір на проведення аудиту. Договір на проведення аудиту є основним документом який засвідчує факт досягнення домовленості між замовником та виконавцем про проведення аудиторської перевірки він документально стверджує що сторони дійшли згоди з усіх моментів обумовлених у договорі. Договір на проведення аудиту має суттєві відмінності від інших договорів які використовуються в підприємництві.
24584. Клієнти аудиторських фірм (аудиторів), процедури їх вибору то погодження 29 KB
  За організаційноправовими формами клієнтів поділяють на підприємства установи організації об'єднання фонди громадян які самостійно провадять підприємницьку діяльність. Крім цих форм законодавством окремо виділяються господарські товариства підприємства установи й організації створені на засадах угоди між юридичними особами і громадянами шляхом об'єднання їх майна для провадження підприємницької діяльності. За формами власності споживачів аудиторських послуг поділяють на: ♦ індивідуальні підприємства засновані тільки на особистій...
24585. Поняття і види аудиторських послуг 39 KB
  Аудиторські організації та підприємціаудитори які провадять свою діяльність одноосібно можуть проводити аудит і надавати супутні аудиту послуги. Уся інша робота аудитора це супутні аудиту послуги. Поряд із проведенням аудиту Національні стандарти передбачають супутні аудиту послуги: оглядову перевірку операційну перевірку та компіляцію трансформацію обліку. Аудиторські послуги як правило не атестовані тобто не потребують подання аудиторського висновку та формальної звітності аудитора на адресу клієнта.
24586. Планування конкретної аудиторської перевірки 34.5 KB
  Вимоги та рекомендації щодо планування аудиту визначені МСА 300 Планування згідно з яким аудитори й аудиторські фірми України мають право самостійно визначати форми і методи аудиту на підставі чинного законодавства наявних норм і стандартів умов договору із замовником професійних знань та досвіду. Мета планування Метою планування аудиту є концентрація уваги аудитора на найважливіших напрямах аудиту виявленні проблем які слід перевірити якнайдетальніше. Документальне оформлення Характер планування залежить від організаційної форми...
24587. Планування аудиторської діяльності 30 KB
  Планування аудиторської діяльності. Обов'язковою умовою успішної діяльності будьякого підприємства є планування. Нормативна база з аудиту МСА 300 Планування регламентує лише порядок планування аудиторської перевірки визначає порядок підготовки загального плану і розроблення програми проведення аудиту і не визначає порядок планування аудиторської діяльності. У літературі з аудиту питання планування аудиторської діяльності також майже не висвітлювалось.
24588. Контроль якості роботи аудиторів 29 KB
  Контроль якості роботи аудиторів Аудиторська фірма зобов'язана дотримуватися політики і процедур контролю якості аудиторських послуг які гарантують що всі аудиторські перевірки проводяться у відповідності з Національними стандартами аудиту та Законом України Про аудиторську діяльність . Зміст строки й обсяг аудиторських процедур та політики аудиторської фірми щодо контролю якості залежать від таких чинників як розміри і характер діяльності аудиторської фірми її дислокація рівень організації перевірки і відповідних суджень про...
24589. Поняття аудиторської діяльності та її правове забезпечення 32 KB
  Основними нормативними документами що визначають головні засади аудиторської діяльності є Закон України Про аудиторську діяльність Національні стандарти аудиту та Кодекс професійної етики аудиторів України. Згідно з Законом України Про аудиторську діяльність до аудиторської діяльності належить організаційне і методичне забезпечення аудиту практичне виконання аудиторських перевірок аудиту та надання інших аудиторських послуг. За національним законодавством На жаль національне законодавство обмежує рамки аудиту аудитом фінансової...