7116

Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте

Реферат

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте. Содержание Введение 3 Инвестиции на транспорте 4 Особенности методов оценки инвестиций 6 Заключение 11 Список использованной литературы 12 Введение. Транспорт относится к ч...

Русский

2013-01-16

77.5 KB

64 чел.

Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте.

Содержание

Введение 3

Инвестиции на транспорте 4

Особенности методов оценки инвестиций 6

Заключение 11

Список использованной литературы 12


Введение.

Транспорт относится к числу наиболее подверженных кризису отраслей, который, с одной стороны, имеет высокую капиталоёмкость и длительный период окупаемости капитальных вложений, с другой стороны, подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, будучи особой отраслью экономики, оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.

Инвестиции являются достаточно новым для нашей экономики термином. В отечественной экономике  инвестиции употреблялись как синоним капитальных вложений, под которыми понимались все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов направленных на воспроизводство основных фондов.

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции, технологии, машины и оборудование, лицензии, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или другие виды деятельности в целях получения прибыли.

Основным средством расширенного воспроизводства российских транспортных компаний являются капитальные вложения (прямые инвестиции). Объектами вложения инвестиций являются новое строительство, расширение действующих объектов, реконструкция, техническое перевооружение. Вместе с тем любая организация имеет ограниченное количество свободных финансовых ресурсов, доступных для инвестирования.

В данной работе будут рассмотрены основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте.
Инвестиции на транспорте.

Термин "инвестиции" появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие "валовые капитальные вложения", означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов.

Инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения. В качестве инвестиций могут выступать:

  •  денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги;
  •  движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.);
  •  объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности;
  •  права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.

Инвестиции в широком понимании, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности.

Инвестиции являются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль, как на макро- так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.

Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить:

  •  осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса;
  •  реформирование отраслевой структуры общественного производства и сбалансированное развитие как отраслей, производящих продукцию, так и сырьевых отраслей;
  •  повышение качества продукции;
  •  улучшение структуры внешнеторговых операций;
  •  решение социальных и экологических проблем;
  •  решение проблем обеспечения обороноспособности страны и др.

Таким образом, инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.

Налицо слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок, не носящих мультимодального и  интермодального характера, и, как следствие, дефицит организационно-экономического обеспечения международных перевозок.

Высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов не способствует консолидации транспорта в единую систему.

Высоки транзакционные издержки, обусловленные неразвитостью логистических сетей и логистического менеджмента.

Прочие характеристики нашей транспортной системы свидетельствуют о необходимости ее скорейшей модернизации. К ним относятся: перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность транспортной инфраструктуры, высокая степень износа основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, в частности, к контейнерным перевозкам, высокие техногенные  нагрузки  транспорта на экологию и здоровье населения, недостаточно эффективная система   безопасности.

Таким образом, очевидна необходимость инвестиций на транспорте для развития бизнеса в Казахстане.

Направления инвестиций.

Классифицирование инвестиций производится:

  •  относительно объекта приложения
  •  фактора времени
  •  характера использования

Инвестиции относительно объекта приложения.

1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).

2. Финансовые инвестиции – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).

3. Нематериальные инвестиции – инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).

Инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида:

Портфельные – вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель – совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).

Прямые (реальные) инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство. Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов:

  •  инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведенных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения;
  •  инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В свою очередь, реальные инвестиции можно разделить на:

  •  внутренние – это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
  •  внешние – это вложения средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.  

К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.

Инвестиции по фактору времени.

  •  краткосрочные инвестиции;
  •  долгосрочные инвестиции;

аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени.

Инвестиции по характеру использования.

  •  первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
  •  инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
  •  реинвестиции, т.е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
  •  инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
  •  инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
  •  инвестиции на изменения программы выпуска продукции;
  •  инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
  •  инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
  •  брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций;

 

Первоочередное направление инвестиций на транспорт.

Особое значение имеют инвестиции на транспорте. Сегодня практически нет региона, в котором не строились бы или не планировались строиться  транспортно-логистические центры, которые рассматриваются администрацией территорий, бизнесом как точки экономического роста, повышающие конкурентоспособность отдельных регионов.

Проблема невысокой конкурентоспособности транспорта на любом уровне, будь то российская экономика в целом, отдельная территория или отдельная бизнес - структура, имеет более глубокие причины, связанные с отсутствием, по сути, единой транспортной системы, адекватной, с одной стороны, потребностям рыночной экономики, а с другой – старение и сокращение численности  транспорта и материально технической базы  .

Что отличает сегодняшнюю отечественную единую транспортную систему? Это неравномерность в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры.
Наблюдаются явные диспропорции в развитии различных видов транспорта с выраженным приоритетом железнодорожного транспорта. Такой перекос адекватен потребностям существующего технологического уклада, который формируется вокруг отраслей первичного сектора производства. Но в то же время автомобильный и воздушный транспорт, отвечающий потребностям современной экономики, относительно неразвит.

Особенности методов оценки инвестиций.

Анализ эффективности прямых инвестиций, в случае если объем инвестиций представляется для инвестора требующим обоснования, производится на основе оценки эффективности инвестиционных проектов.

Задача оценки эффективности инвестиций часто осложняется альтернативными вариантами использования финансовых ресурсов, причем с возможностью одновременной реализации нескольких вариантов капиталовложений. При этом возникают сложности, связанные с возникновением разного рода системных эффектов на предприятиях.

Схема анализа прямых инвестиций представлена на рис.1. На первом этапе варианты капвложений, отобранные по критерию соответствия потребности в финансировании (необходимого объема капиталовложений) размеру доступных инвестору финансовых ресурсов, рассматриваются с точки зрения их соответствия миссии, целям и стратегии базового предприятия. Причем в данном случае миссия и цели могут быть изменены для осуществления некоторых проектов. Данная оценка может проводиться, например, целевой межфункциональной группой, включающей специалистов соответствующих подразделений и топ-менеджеров базового предприятия. На основе принятого решения проект либо направляется на дальнейшее исследование, либо отбраковывается.

Второй этап осуществляется, если планируемый для инвестирования объект — действующее стороннее предприятие. На нем проводится всестороннее исследование предприятия — объекта капиталовложений.

Исследование положения предприятия—объекта инвестирования проводится по следующим направлениям:

  •  Анализ рынка и концепция маркетинга
  •  Сырье, основные и вспомогательные производственные материалы
  •  Месторасположение и окружающая среда
  •  Проектирование и технология
  •  Организационная структура и основные расходы
  •  Трудовые ресурсы
  •  Финансовое положение предприятия.

Рис.1. Схема анализа прямых инвестиций

Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов производится следующим образом. Сначала период от начала проекта до его завершения (расчетный период) разбивается на шаги. Затем по каждому шагу моделируются все денежные платежи и поступления — денежные потоки.

Рассчитав денежные потоки на весь период проекта, можно точно оценить потребность в финансировании по проекту — максимальное значение накопленного сальдо денежных потоков.

Далее все денежные потоки необходимо дисконтировать, т.е. приводить их разновременные значения к ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения. Коэффициент дисконтирования:

где Е — норма дисконта, которая задается инвестором и является основным экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности инвестиционного проекта. Норма дисконта обычно задается в зависимости от трех факторов: оценки инвестором риска по проекту, уровня инфляции и WACC;

m — число периодов от момента приведения;

WACC — средневзвешенная цена собственных и сторонних источников финансирования.

где Ei — стоимость (процентная ставка, норма дисконта) i-го источника;

di — вес i-го источника финансирования.

Оценка эффективности прямых инвестиций может осуществляться по следующим показателям:

  1.  NPV — чистый дисконтированный доход — накопленное сальдо дисконтированного денежного потока.
  1.  Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков.
  2.  Срок окупаемости с учетом дисконтирования — продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования.

Основными показателями для оценки эффективности проектов являются NPV, IRR и срок окупаемости с учетом дисконтирования, причем последний упрощает определение необходимого горизонта расчета денежных потоков.

Расчет возможных синергических (системных) эффектов, возникающих на базовом предприятии. Осуществление какого-либо инвестиционного проекта может вызывать изменение в денежных потоках на базовом предприятии. Эти изменения необходимо учитывать при определении эффективности проектов. Обычно такие изменения достаточно очевидны и без труда выделяются.

Моделирование всех возможных вариантов осуществления капиталовложений предполагает рассмотрение всех вариантов инвестиций, причем при возможности одновременного осуществления нескольких проектов последние объединяются в один, и для него рассчитываются интегральные показатели эффективности.

Учет возможных синергических эффектов, возникающих на базовом предприятии при условии одновременного осуществления нескольких проектов. Данный этап аналогичен четвертому — различие состоит лишь в том, что на денежные потоки влияет интегральный проект, что может несколько затруднить расчеты.

Выбор проектов для осуществления. На основе показателей эффективности, с учетом всех системных эффектов, производится выбор инвестиционных проектов для осуществления.

Выбор схемы финансирования по проекту. На данном этапе определяются источники финансирования по каждому из выбранных проектов, утверждается график платежей.


Заключение.

Восстановление экономического роста в стране требует большого объема инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые страны активно привлекали прямые инвестиции. В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в Казахстане сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает  другим вкладывать свои капиталы.

Расширяется сфера приложения капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты промышленности РК.  

Есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований, Казахстан в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему.

Однако для продолжения потока прямых инвестиций в экономику страны правительством Республики Казахстан должна быть продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем  проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и отечественных бизнесменов.


Список использованной литературы

  1.  Голиков Е.А. Маркетинг и логистика.  Маркетинг, 2006.
  2.  Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. — М.: Экономика, 2007.
  3.  Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31257. Методические указания по подготовке, выполнению и защите дипломных работ по специальности 080102 «Мировая экономика» 337.5 KB
  В них изложены порядок выбора темы дипломной работы общая схема дипломного исследования структура и содержание основного текста требования к оформлению и процедура защиты дипломной работы. Общие положения Выбор темы дипломной работы Структура дипломной работы Чтение литературы и выписки из нее Оформление дипломной работы Нумерация страниц дипломной работы.
31258. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 203.5 KB
  Дипломная работа: Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит Составители: д. В методических указаниях отражены общие требования по выполнению дипломной работы по специальности 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит Приведены общие требования к написанию дипломной работы правила оформления порядок подготовки к защите критерии оценки. Цель и задачи выполнения дипломной работы .
31259. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к дипломному проектированию 162 KB
  Защита дипломной работы проекта. Содержание дипломной работы проекта. Состав и структура дипломной работы проекта. Содержание основных разделов дипломной работы проекта.
31261. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 328.5 KB
  ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.6 Выбор и утверждение темы квалификационной работы.ВЫПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Подготовка к выполнению квалификационной работы.
31262. МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 342.5 KB
  МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПРОЕКТА для студентов специальности 080504.65 Менеджмент организации Методическое указание по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080504. Цель и задачи дипломной работы. Выбор и утверждение темы дипломной работы .
31263. Методические указания по оформлению дипломной работы для студентов, обучающихся по специальностям 080105 «Финансы и кредит», 228.5 KB
  Методические указания по оформлению дипломной работы для студентов обучающихся по специальностям 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит Составители: к.22 В методических указаниях отражены требования по оформлению дипломной работы по специальностям 080105 Финансы кредит 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит. Приведены общие требования к оформлению дипломной работы правила порядок подготовки к защите критерии оценки.
31264. (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 116.5 KB
  Объект работы - это правовое явление, одно из направлений юридической деятельности, совокупность общественных отношений, являющаяся источником информации о рассматриваемой сфере. Предмет работы должен характеризовать тему выпускной квалификационной работы и включать в себя свойства и стороны объекта, которые следует рассмотреть в обозначенной теме, установив пределы рассмотрения.
31265. Методичні вказівки щодо практичних занять з навчальної дисципліни "Вступ до електромеханіки" для студентів денної форми навчання з напряму 6.050702 – «Електромеханіка» 12.37 MB
  5 Практичне заняття № 2 Розрахунок потужності приводного двигуна типових промислових механізмів. 17 Практичне заняття № 3 Розрахунок потужності приводного двигуна електромеханічної системи за тахограмою. 39 Практичне заняття № 6 Механічні характеристики й розрахунок опорів двигуна постійного струму. Розрахунок приведених моментів інерції та моментів опору електромеханічних систем Мета: опанувати методи і набути навичок розрахунків характеристик сумісної роботи двигуна й робочого механізму...