7118

Транспортный комплекс страны, понятие и общая характеристика

Лекция

Логистика и транспорт

Тема 1. Транспортный комплекс страны, понятие и общая характеристика. 1.1. Предмет экономики автомобильного транспорта. Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные...

Русский

2013-01-16

134.5 KB

48 чел.

Тема 1. Транспортный комплекс страны, понятие и общая характеристика.

1.1. Предмет экономики автомобильного транспорта.

Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.

Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.

Экономика транспорта изучает:

  1.  действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;
  2.  условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;
  3.  методологию и методику планирования транспорта;
  4.  роль транспорта в расширенном воспроизводстве;
  5.  экономические методы повышения эффективности работы транспорта;
  6.  взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.

Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.

Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.

Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.

1.2. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.

В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.

Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.

В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.

На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.

Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.

Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.

Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.

Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.

Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.

Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:

  1.  погрузка грузов или посадка пассажиров;
  2.  перемещение;
  3.  выгрузка грузов или высадка пассажиров.

Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.

По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.

1.3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.

Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

  •  размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
  •  номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;
  •  состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

  •  размещение сети путей сообщения;
  •  условия эксплуатационной работы, в том числе:
    1.  сезонность и ритмичность работы;
    2.  наличие пропускной и провозной способности;
    3.  техническая вооруженность;
    4.  система организации перевозочного процесса.

Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.

При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

  1.  уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);
  2.  инвестиции;
  3.  скорости движения и сроки доставки грузов;
  4.  наличие провозной и пропускной способности;
  5.  маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
  6.  надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;
  7.  гарантия сохранности перевозимых грузов;
  8.  условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.

Железнодорожный транспорт.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

  1.  неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;
  2.  возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;
  3.  высокая провозная и пропускная способность железных дорог;
  4.  возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;
  5.  возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;
  6.  сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;
  7.  более короткий путь следования грузов;
  8.  высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.

Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.

Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:

  1.  большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);
  2.  высокая скорость доставки грузов;

По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.

  1.  более короткий путь движения грузов.

Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.

Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.

Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.

Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.

Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:

  •  увеличение времени в наряде;
  •  совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
  •  совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;
  •  широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.

Морской транспорт.

В транспортной системе морской транспорт имеет весьма важное значение. Он обеспечивает транспортные связи между районами Дальнего Востока и Крайнего Севера в стране и осуществляет межконтинентальные и межгосударственные перевозки.

По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:

  1.  возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;
  2.  сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);
  3.  практически неограниченная пропускная способность;
  4.  незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);
  5.  при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта относятся:

  1.  зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);
  2.  необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;
  3.  ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,

Речной транспорт.

Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

  1.  большая провозная способность на глубоководных реках;
  2.  сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);
  3.  сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

К существенным недостаткам речного транспорта относятся:

  1.  извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;
  2.  ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;
  3.  удлинение маршрутов следования грузов;
  4.  небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.

Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.

Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.

Воздушный транспорт.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

  1.  высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;
  2.  маневренность в организации пассажирских перевозок;
  3.  большая беспосадочная дальность полета;
  4.  кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;
  5.  экономия времени пассажиров;
  6.  высокая культура обслуживания пассажиров;
  7.  небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.

Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.

Трубопроводный транспорт.

Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.

Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.

Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными.

Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:

  1.  возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;
  2.  большое расстояние перекачки нефтегрузов;
  3.  низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);
  4.  сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);
  5.  полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;
  6.  меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;
  7.  отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.

Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.

Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.

Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.

На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.

Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.

Основными факторами снижения транспортных расходов являются:

  1.  повышение производительности труда;
  2.  снижение себестоимости перевозок;
  3.  повышение фондоотдачи.

1.4. Структура отрасли.

Отраслевая структура автомобильного транспорта характеризует вид производств и их количественное соотношение по объему продукции.

Прогрессивность отраслевой структуры определяется тем, в какой степени она обеспечивает потребность рынка в производстве продукции и услуг. На отраслевую структуру оказывает влияние и темпы развития отдельных отраслей, так машиностроение определяет техническую вооруженность автотранспортной отрасли.

Кроме того, развитие структуры зависит от многих социально-политических, экономических и технических факторов. Важнейшими являются формы собственности и характер производственных отношений, технические прогрессивные темпы развития других отраслей, темпы и масштабы механизации ручных и трудоемких работ и процессов, уровень специализации, уровень развития производственных сил и место страны в системе международного разделения труда.

Под воздействием роста материального и культурного уровня населения изменяется и расширяется спрос на услуги транспортной отрасли.

Государственные отрасли хозяйственного руководства и управления отраслью построены по производственно-отраслевому принципу с учетом территориальных и местных интересов.

Важнейшим распорядительным и исполнительным органом является Правительство РФ. В его подчинении находятся отраслевые министерства, в том числе министерство транспорта, которое объединяет департаменты: автомобильного транспорта, речного, воздушного, морского, путепроводного.

Департамент транспорта осуществляет единую научно-техническую политику развития отрасли, стандартизацию, разработку нормативов. В состав департамента входит НИИАТ. Руководителем министерства является министр, а департаментов – директор департамента – заместитель министра. В составе министерства имеется коллегия и коллегиальный департамент. Коллегия рассматривает основные проблемы развития отрасли и вопросы практического руководства и разработка рекомендаций для эффективной хозяйственной деятельности.

В составе каждого департамента имеются функциональные отделы: производственно-экономический отдел, технический отдел, производственный отдел, отдел кадров и учебные заведения.

Рекомендательный характер деятельности департамента основан на изменении форм собственности, повышения роли и ответственности предприятия как хозяйственной единицы самостоятельно решающей вопросы организации технической и хозяйственной политики, а также финансовые и кадровые вопросы.

Отраслевая структура департамента транспорта включает в себя основную технологию: грузовые и пассажирские перевозки, сервисное обслуживание.

1.5. Органы управления транспортной деятельностью РФ.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти обеспечивающим проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортным комплексом, а именно воздушным, морским, автомобильным, речным и дорожным хозяйством (транспортный комплекс).

Для осуществления государственного управления в самостоятельных отраслях транспортного комплекса, выполнения специальных исполнительных, разрешительных, контрольных и надзорных функций в системе государственного управления отраслями транспортного комплекса, возглавляемой Министерством транспорта Российской Федерации, образуется Федеральная авиационная служба России (ФАС России), Департамент морского флота России (Рос Морфлот), Департамент речного флота России (Рос Речфлот), Департамент автомобильно-дорожной службы России, положения которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Министерство транспорта Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации являются:

  1.  формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение государственных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
  2.  разработка совместно с Министерством путей сообщения РФ и Министерством экономики РФ стратегии развития транспорта в РФ в целом и ее реализация на основе обще транспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
  3.  общее руководство и координация деятельности федеральных служб, входящих в систему экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической и социальной политики.

Министерство транспорта РФ возглавляет Министр транспорта РФ, являющийся по должности членом Правительства РФ.

Министр транспорта РФ:

  1.  руководит деятельностью министерства;
  2.  вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты законодательных и других актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства транспорта РФ;
  3.  распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает степень ответственности их и руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства;
  4.  утверждает положения о подразделениях центрального аппарата Министерства.

В министерстве транспорта Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директоров федеральных служб, входящих в систему государственного управления транспортным комплексом, главного транспортного инспектора РФ по должности. В состав коллегии могут включаться руководители подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, а также представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые и специалисты. Члены коллегии Министерства, кроме лиц входящих в ее состав по должности назначаются и освобождаются Правительством РФ по представлению Министра.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы организации системы государственного управления транспортным комплексом, деятельности воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства. Коллегия координирует деятельность входящих в систему государственного управления транспортным комплексом федеральных служб по реализации государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечения занятости, социальной защищенности работников транспортного комплекса, охраны их труда, пенсионного обеспечения, осуществляет в установленном порядке финансирование проектных, научно-технических и научно-исследовательских работ по важнейшим проблемам транспортного комплекса, создает резервный фонд Министерства транспорта РФ.

Министр транспорта Российской Федерации осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач.

Министр транспорта Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению.

В составе Министерства транспорта Российской Федерации образуется Департамент российской транспортной инспекции и другие самостоятельные подразделения.

Министерство транспорта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета, включая валютный, в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и другие реквизиты.


Рис 1.5.1. Схема организационной структуры управления транспортом РФ.


1.6. Функции муниципальных органов управления.

Структура управления муниципальным транспортом находится в ведении помощника председателя правительства по региону. Он возглавляет подразделения по социальной сфере, экономической, сельскохозяйственной и коммуникациям.

В свою очередь заместитель председателя по коммуникациям руководит жилищно-бытовыми вопросами, строительными транспортом, и связью.

Транспорт включает в себя предприятия пассажирского транспорта по выполнению всех городских пассажирских перевозок и частично внутрирайонных перевозок и пригородных.

Пассажирский транспорт кроме муниципального может находиться в частной, коллективной собственности (а/о), но, несмотря на это все пассажирские перевозки убыточны и они независимо от форм собственности дотируются муниципальными органами или местной администрацией в установленных размерах.

Например, в г. Красноярске и крупных районах края (Канск, Ачинск,...) создано АО «Пассажиравтотранс», которое выполняет перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщении.

1.7. Лицензирование.

Российская транспортная инспекция министерства транспорта РФ образована Постановлением Совета Министров РФ от 25.09.90г.

Главными задачами Российской транспортной инспекции являются осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, а также лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, в пределах компетенции Министерства транспорта РФ.

Российская транспортная инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами:

  1.  осуществляет на территории РФ в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением концернами, союзами, ассоциациями, объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса РФ;
  2.  обеспечивает при выдаче лицензий создание условий для нормального функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой транспорта, а также защиту интересов потребителей, пользующихся транспортом и путями сообщения.

Российская транспортная инспекция в своей деятельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также настоящим положением.

Российская транспортная инспекция решает возложенные на нее задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ, а также с инспекциями, комиссиями и регистрами, осуществляющими контроль и надзор на соответствующих видах транспорта и путях сообщения, не допуская дублирования их работы.

Российская транспортная инспекция имеет отделения в органах исполнительной власти субъектов РФ.

В городах, расположенных на значительном отдалении от столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров, а также в городах с большой концентрацией транспортных средств могут создаваться филиалы отделений Российской транспортной инспекции.

1.8. Роль дорожного строительства в обеспечении рационального развития автомобильного транспорта.

Для интенсивного развития общественного производства и повышения его эффективности, большое значение имеет совершенствование и развитие работы всех видов транспорта составляющих единую транспортную систему России. В составе единой транспортной системы автомобильный транспорт с каждым годом занимает все большее место в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок. В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится более 80% объема перевозимых в стране грузов и более 60% - пассажиров.

Развитие автомобильного транспорта связано с возрастанием интенсивности движения и грузоподъемности транспортных средств, специализацией подвижного состава по видам грузов, широким использованием автомобилей с прицепами и полуприцепами, увеличением средней дальности перевозки грузов и пассажиров.

Эффективная работа автомобильного транспорта в значительной мере зависит от наличия, технического состояния и дальнейшего развития и строительства автомобильных дорог общего пользования. Автомобильные дороги как элемент производственной инфраструктуры влияют на экономику всех отраслей народного хозяйства страны. Отсутствие или слабое развитие дорожной сети в сельской местности резко снижает эффективность капитальных вложений, направляемых на развитие агропромышленного комплекса. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, повышение социального и культурного уровня жизни сельского населения прямо связаны со строительством и развитием дорожной сети.

Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования, как по протяженности, так и по техническому состоянию еще не удовлетворяет возрастающей интенсивности движения и грузоподъемности транспортных средств. Это снижает производительность автомобильного транспорта, ухудшает условия движения, снижает уровень его безопасности, повышает стоимость перевозок, сокращает срок службы автомобилей и автомобильных дорог. Поэтому одновременно со строительством новых автомобильных дорог имеет значение реконструкция, ремонт и эксплуатационное содержание дорог.

Придавая дорожному хозяйству большое значение, правительство России ставит перед ним задачи, направленные на дальнейшее повышение эффективности, качество дорожно-строительных и ремонтных работ, эксплуатационного содержания автомобильных дорог, а также экономного расходования материальных и денежных ресурсов, выделяемых на эти цели.

Курс на повышение эффективного развития автомобильного транспорта требует изменения сложившихся традиционных методов управления, планирования и организации всех видов дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатационному содержанию автомобильных дорог.

Основой проектирования строительства и реконструкции автомобильных дорог являются схемы развития и размещения производительных сил по экономическим районам, составляемые на срок не менее 15 лет и через каждые 5 лет. В составе этих схем разрабатывают материалы с расчетами, обосновывающие целесообразность проектирования, строительства автомобильных дорог, определяют расчетную стоимость и другие технико-экономические показатели строительства.

Проекты сетей автомобильных дорог составляют по административному району, области, союзной или автономной республике, экономическому району, стране в целом.

В общегосударственном масштабе разработка схем развития строительства автомобильных дорог как части генеральной схемы развития единой транспортной системы России осуществляются в три этапа.

На первом этапе определяют основные направления развития сети автомобильных дорог на перспективу. Для этого оценивают существующее состояние дорожной сети. Затем устанавливают потребность в развитии сети автомобильных дорог по стране на долгосрочную перспективу и дают обоснование основных направлений этого развития.

На втором этапе уточняют соответствие существующей дорожной сети современному и перспективному размещению производительных сил, потребностям народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, устанавливают принципы и методы проектирования оптимальной сети автомобильных дорог, определение их технико-экономических параметров в зависимости от развития других видов транспорта, составляют проекты развития сети, уточняют административную и техническую классификацию отдельных дорог, разрабатывают обоснование очередности, стадийности строительства.

Третий этап разработки схем развития автомобильных дорог заключается в систематическом уточнении ранее разработанных материалов.

Задача перспективного планирования строительства автомобильных дорог заключается в определении такого начертания и транспортно-эксплуатационного уровня сети, которые полностью удовлетворяли бы потребности народного хозяйства и населения в автомобильных грузовых и пассажирских перевозках на заданную перспективу с учетом принятого периода реализации проекта, необходимости обеспечения максимальной эффективности капитальных вложений. При этом запроектированная дорожная сеть должна наиболее полно обеспечивать экономические интересы региона с наименьшими затратами на ее строительство, содержание и перевозку по ней пассажиров и грузов. Решение этой задачи предусматривает отбор для строительства тех вариантов автомобильных дорог, которые обеспечивают наибольший эффект от совместного использования автомобилей и дорог.

При перспективном планировании рациональной сети автомобильных дорог следует иметь в виду, что из-за высокой стоимости дорожного строительства реализация проектных решений требует продолжительного времени и в соответствии с этим оптимального распределения капитальных вложений на всех этапах, обеспечивающего их максимально возможную экономическую эффективность.

Экономическое проектирование дорожного строительства включает два основных этапа: проектирование сетей автомобильных дорог, т.е. разработку схем их развития и технико-экономическое обоснование строительства отдельных дорог, мостовых переходов, искусственных сооружений и т.д.

В результате проектирования и строительства рациональной сети автомобильных дорог с твердым покрытием выявлены и исключены из сети общего пользования республики более 50 000 км грунтовых дорог, содержание которых, и дальнейший перевод в дороги с твердым покрытием были бы экономически не эффективными. Ежегодные сбережения на эксплуатации дорог вследствие исключения из дорожной сети неэффективных грунтовых дорог составили более 2,5 млн. руб.

В настоящее время схемы рационального развития и строительства автомобильных дорог местного значения по каждому административному району России разработаны на перспективу до 2015 года. Они обеспечивают высокую эффективность капитальных вложений в свое строительство и реконструкцию, срок окупаемости за счет развития транспорта которых, как правило, составляет 5 – 6 лет (а за счет всего общественного производства 3 – 3,5 года).

1.9. Пути повышения безопасности движения на автомобильном транспорте.

Существенной издержкой автомобилизации являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). На автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов нашей страны каждые четыре дня погибает столько человек, сколько погибло на теплоходе адмирал Нахимов.

Анализ статистики ДТП во многих странах мира показывает, что на долю водителя приходится от 41 до 96% всех ДТП. Дорожным условиям отводится меньшая роль – от 6 до 48%. В России по данным ГИБДД водителей признают виновниками в 70% – 80% всех ДТП, а недостатки дорог – в 8 – 14%. Из числа дорожных самыми частыми причинами ДТП являются скользкость, недостаточная ровность покрытия и другие факторы, зависящие от уровня содержания дорог.

Проблема обеспечения и организации движения на автомобильных дорогах привлекает большое внимание во всех странах в связи со значительными жертвами и материальными потерями при дорожно-транспортных происшествиях.

Для повышения безопасности движения на дорогах необходимо одновременное проведение широкого комплекса мероприятий. Значительная часть их связана с развитием конструкции автомобилей, прежде всего с совершенствованием тормозных систем, а так же оснащением автомобилей специальными приспособлениями, например, ремнями безопасности, мягкой приборной панелью, воздушными мешками безопасности и др.

Существенное повышение безопасности движения достигается совершенствованием методов проектирования дорог и улиц, улучшением технологии дорожно-строительных работ, в частности обеспечение должной ровности и шероховатости покрытий, сохранением этих качеств в процессе службы дороги.

Дорожная служба ведет систематический учет и анализ ДТП. Подлежат учету все ДТП, повлекшие гибель или телесные повреждения людей либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества, возникшие на обслуживаемых участках дорог или улиц.

Особое внимание уделяют ДТП, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия.

Для выявленных участков и мест концентрации ДТП проводят анализ аварийности по видам и тяжести, типам транспортных средств, времени суток и периодам года, а также по условиям движения, в результате которого устанавливают причины ДТП и разрабатывают план мероприятий по повышению безопасности движения. В первую очередь принимают меры по повышению безопасности движения на очень опасных участках и местах концентрации ДТП, во вторую очередь – на опасных, затем на малоопасных. На дорогах, где выявлены очень опасные участки и места концентрации ДТП, в первую очередь принимают меры по повышению безопасности движения на опасных, во вторую – на малоопасных.

К мероприятиям по обеспечению безопасности движения, которые осуществляют в процессе ремонта и содержания дорог, относят: улучшение геометрических параметров дорог; строительство дополнительных полос в зонах пересечений и автобусных остановок, направляющих островков на пересечениях, полос для местного движения, тротуаров и велосипедных дорожек в зонах населенных пунктов, оборудование автобусных остановок, стоянок, площадок отдыха, пешеходных переходов, скотопрогонов и т.д.; уменьшение числа пересечений транспортных потоков (закрытие «диких» съездов и переездов и улучшение организации движения на остающихся); улучшение организации движения путем совершенствования системы установки дорожных знаков и разметки, установки ограждений, светофоров, устройств аварийных улавливающих карманов и других технических средств и методов; укрепление обочин, недопущение обнажения кромки дорожных одежд, обеспечение отвода воды с обочин, предотвращение образования на обочинах колей и других неровностей; обеспечение видимости на всей протяженности дороги, поддержание требуемой ровности покрытий; поддержание требуемой шероховатости; снижение скоростей на опасных участках; предупреждение и ликвидация зимней скользкости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68714. Дипломатия имперского Рима 34 KB
  Дипломатия превращалась в ведомственную функцию и утрачивала демократический характер который она имела при Республике. Самостоятельный раздел античной дипломатии представляет внутренняя дипломатия. Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигает в период Римской империи.
68715. Организация обучения работающих безопасности труда 32 KB
  Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний работников в целом по предприятию учреждению возлагается на директора главного инженера а в структурных подразделениях на их руководителей.
68716. Система управления охраной труда на предприятии (организации) 793 KB
  Проблема исследования относится к стратегическому менеджменту и может быть сформулирована как неопределенность, связанная с разработкой инвестиционной стратегии покупки действующего бизнеса и повышения его конкурентоспособности в интересах формирования сети.
68717. Системы счисления 87.49 KB
  Большинство кодов основано на системах счисления причем использующих позиционный принцип образования числа при котором значение каждой цифры зависит от ее положения в числе. Тогда полное число получается по формуле: где l количество разрядов числа уменьшенное на 1 i порядок разряда m...
68718. Специфика СсО в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях 26.5 KB
  ПР подразделения создаются в министерствах других органах управления. В региональных и муниципальных органах практикуется постоянное общение с гражданами в федеральных органах власти больший упор делают на взаимодействие с прессой на аналитическую и прогностическую деятельность.
68719. Акты толкования права 23.5 KB
  Акт толкования официальный юридически значимый документ направленный на установление действительного смысла нормы права Акты толкования делятся на письменные могут облекаться в форму НПА приказы инструкции и т. Они могут облекаться в ту же форму что и нормативно-правовые акты издаваемые соответствующими...
68722. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 44.03 KB
  Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных...