712

Анализ динамики обменного курса рубля

Лабораторная работа

Финансы и кредитные отношения

Используя средства Microsoft Excel и статистические показатели, научиться оценивать динамику реального курса рубля. Установление валютного курса (в результате торгов или государственными органами). Осуществление взаимного обмена валютами при торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов.

Русский

2013-01-06

58.5 KB

60 чел.

Отчет по лабораторной работе №7

по дисциплине "Финансы и кредит"

Студента группы 35 Ромашова Дмитрия

Тема: Анализ динамики обменного курса рубля

Цель работы: Используя средства Microsoft Excel и статистические показатели, научиться оценивать динамику реального курса рубля.

Краткая теория:

Валютный курс (прямой, прямая котировка) – цена иностранной валюты, выраженная в национальных денежных единицах.

Например, 1 доллар = 30 руб.

Прямой курс считается общепризнанным в большинстве стран, включая Россию. В нашей стране устанавливается курс доллара и евро, а не рубля.

В свою очередь, курс рубля является обратной величиной курса котируемой по отношению к нему валюты, например, доллара. Так, если известен среднемесячный номинальный курс доллара США, среднемесячный номинальный курс рубля к доллару США будет определяться по формуле:

 

(1)

где  - среднемесячный номинальный курс валюты (доллара в данном примере).

Курс, не учитывающий изменение потребительских цен, называется номинальным. И, наоборот, валютный курс, учитывающий динамику потребительских цен, называется реальным.

Котировка – установление валютного курса (в результате торгов или государственными органами)

Обратный курс – цена национальной валюты в иностранных денежных единицах. Используется в некоторых странах, например в Англии.

Например, 1 рубль = 1/32 доллара = 0,03125.

Кросс-курс – курс одной валюты по отношению к другой, выраженный через третью валюту. Например, рубль к евро через доллар:

(2)

Функции валютного курса:

1) осуществление взаимного обмена валютами при торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов;

2) сравнение цен мировых и национальных рынков с стоимостных показателей разных стран (ВНП, ННД на душу населения и т.д.);

3) периодическая переоценка счетов банков, фирм в иностранной валюте;

4) использование спекулянтами для получения прибыли в валютных операциях.

 Волатильность (volatility) валютного курса – изменчивость (колеблемость) валютного курса.

Сильная изменчивость и постоянное ослабление валютного курса свидетельствуют о неустойчивой или слаборазвитой экономике.

Способы изменения валютного курса:

1) рыночный (в результате торгов на валютной бирже и внебиржевом рынке, осуществления конверсионных операций в банках):

  •  рыночное повышение (appreciation);
  •  рыночное понижение (depreciation).

2) нерыночный (официально государственными органами):

  •  официальное повышение - ревальвация (revaluation);
  •  официальное понижение – девальвация (devaluation).

Ревальвация и девальвация чаще всего применяются при фиксированном валютном курсе.

К девальвации чаще всего прибегают в двух случаях:

1) при устойчивом и существенном пассивном платежном балансе;

2) для усиления конкурентных позиций страны.

Девальвация также может применяться для стимулирования экспорта и ограничения импорта. Однако такие меры могут рассматриваться международным органами как методы «нечестной конкуренции».    

Рыночных курсов у каждой валюты множество, т.к. торги идут в разных местах, в том числе и за пределами страны. Каждый коммерческий банк устанавливает свои курсы – курс продажи (offer rate) и курс покупки (bid rate).


Задание:

Используя информацию о номинальном курсе рубля и ИПЦ России и США за период (например, 1 полугодие  2010г.), рассчитайте в Excel индекс реального курса рубля к доллару США и постройте гистограмму, отражающую его динамику.

Ход работы:

Таблица 1 – Показатели курса доллара США за I полугодие 2011 г.

Показатель

янв.11

фев.11

мар.11

апр.11

май.11

июн.11

Средний номинальный курс доллара США к рублю

29,32

28,45

28,22

27,41

27,75

27,89

ИПЦ России, % к предыдущему месяцу

102,4

100,8

100,6

100,4

100,5

100,2

ИПЦ США, % к предыдущему месяцу

100,99

100,49

100,76

100,64

100,47

99,89

Таблица 2 – Основные показатели динамики обменного курса рубля к доллару США (в % прироста к предыдущему месяцу) за 1 полугодие 2011 г.

Месяц

Номинальный курс рубля к доллару США

Индекс номинального курса рубля к доллару США

Индекс реального курса рубля к доллару США

янв.11

0,034

-

-

фев.11

0,035

1,031

1,011

мар.11

0,035

1,008

1,028

апр.11

0,036

1,030

0,985

май.11

0,036

0,988

0,988

июн.11

0,036

0,995

0,998

Рисунок 1. Динамика реального обменного курса рубля к доллару США за 1 полугодие 2010 г.

 
Вывод:

В ходе проделанной лабораторной работы мы оценили динамику реального курса рубля, что позволило сделать следующие выводы:

  •  за рассмотренный период номинальный курс рубля к доллару США стабильно повышался, с 0,034 до 0,036;
  •  из-за колебаний ИПЦ валют динамика индекса номинального курса рубля к доллару США менее стабильна, но, тем не менее, он снизился с 1,031 до 0,995;
  •  индекс реального курса рубля к доллару США достаточно резко падает в апреле 2011 года, но после этого начинается незначительный рост;

В целом результаты произведённых расчётов позволяют сделать вывод о том, что в начале рассмотренного периода реальный курс рубля к доллару США снижался, а в конце – стал повышаться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55370. ФОРМУВАННЯ ЖИТТЄВОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ УЧНІВ ЧЕРЕЗ ОРГАНІЗАЦІЮ РОБОТИ ОРГАНІВ УЧНІВСЬКОГО САМОВРЯДУВАННЯ «ШКІЛЬНОГО МІСТЕЧКА» 169 KB
  Принцип самоврядування є основним в діяльності будь якої дитячої громадської організації яка призвана захищати права та інтереси дітей і підлітків; розвивати їх здібності.
55371. Добро починається з тебе, волонтерський проект 338.5 KB
  Мета проекту: Освітня Поглибити знання учнів про волонтерський рух в Україні та світі. Дізнатися про діючі волонтерські фонди на території України. Поглибити знання учнів про добро і зло, розвивати вміння визначати прояви добра і зла
55372. ВЕЛИКІ КНЯЗІ КИЇВСЬКІ. ПРОЕКТ 216.5 KB
  ТИП ПРОЕКТУ: інформаційний ТЕРМІН ПРОВЕДЕННЯ ПРОЕКТУ: листопадгрудень УЧАСНИКИ ПРОЕКТУ: учні 7х класів МЕТОДИ ОТРИМАННЯ ІНФОРМАЦІЇ: опрацювання історичних та літературних джерел довідників ілюстрацій. АКТУАЛЬНІСТЬ РОБОТИ З ДЖЕРЕЛАМИ ІНФОРМАЦІЇ Метою викладання історії є не передавати загальноприйняті істини про минуле а залу чати учнів до процесу реконструкції та пояс нення цього минулого. Тому використання джерел інформації на уроках історії є зараз надзвичайно актуальним. Робота з джерелами інформації на уроках сприятиме набуттю...
55373. Проектна діяльність молодших школярів як засіб формування особистості 52 KB
  Мета проектної роботи – навчити дитину діяти самостійно, ініціативно в будь-яких умовах сьогодні і в майбутньому; формувати комунікативну компетентність в процесі спільної роботи;...
55374. Проектний метод як засіб розвитку творчих здібностей учнів 35 KB
  В даний час метод проектів широко застосовується в сучасній світовій методики викладання англійської мови так як він дозволяє органічно інтегрувати знання учнів з різних областей для вирішення окремо взятої практичної проблеми стимулюючи при цьому розвиток творчих здібностей особистості учня.
55375. Проектна методика на уроках англійської мови 36 KB
  Виконання проектних завдань дозволяє школярам бачити практичну користь від вивчення іноземної мови слідством чого є підвищення інтересу до цього предмету. Ставилися наступні навчальні завдання: вчитися читати тексти вибирати з них потрібну інформацію використовувати отримані відомості в роботі; вчитися обмінюватися інформацією з...
55377. ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК СПОСОБ ИУЧЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58.5 KB
  Философия портфолио заключается в том что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку с того чего учитель или учащийся не знает и не умеет на то что он знает и умеет достаточно хорошо.