7125

Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление

Лекция

Культурология и искусствоведение

Лекция 1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности. Сущность культуры. Ку...

Русский

2013-01-16

108.5 KB

58 чел.

Лекция 1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление.

  1.   Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.
  2.  Сущность культуры. Культура как целостность.
  3.  Структура культуры.
  4.  Основные функции культуры.

1. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайта Лесли Алвина (1900-1975) – американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания).

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Уайт сформулировал общий закон развития культуры – культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе. В книге "Наука о культуре" (1949) он ввел в научный обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией. Социология – наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии – содержание общественной жизни.

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Специфика  культурологии.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, ибо она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с экзистенциальными потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании; в-третьих, преподавание культурологии предполагает живой отклик студента на культурно-исторический вызов эпохи, вызов, который требует превращения культуры в главное подразделение совокупного общественного производства. Сегодня на первый план выдвигается такая историческая (технологическая, экологическая и т. п.) необходимость как проблема сохранения душевных человеческих качеств, ибо высокая духовность, предполагающая сознательное служение истине, добру и красоте, стала одной из важнейших предпосылок успешного роста экономики.

Объект культурологии. В качестве объекта науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Это исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению таких форм деятельности, которые способствуют их эффективной жизнедеятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется  в системах культурных ценностей, нормах, образцах поведения, законах и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д.

Предмет культурологии является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Главная цель культурологии – в идеале достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях достижения этой цели.

  1.   СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Культýра (лат. cultura) – основное понятие культурологии. По подсчетам различных ученых, определений культуры насчитывается от 200 до 1500. Культура многогранна, многозначна. Понятие «культуры» обозначает: во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам человек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исторически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), в терминах марксистской культурологии – это первобытная культура, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

  Это многообразие определений имеет гносеологические основы и связано с объективной многозначностью культуры. Различные науки: антропология, этнография, лингвистика, психология, история, социология, эстетика – подходят к исследованию и характеристике культуры со специфических точек зрения, рассматривают ее в разных отношениях, вычленяют из этого феномена отдельные стороны – отсюда и многообразие определений, даваемых культуре. Кроме того, необходимо учитывать существование оригинальных философско-методологических подходов к культуре.

В мировой культурологической науке можно выделить три основных подхода к определению культуры:

1. Антропологический, суть которого состоит в том, что культура присуща любому обществу. Авторы придерживаются концепции эквивалентности, равноценности культур, причем снимается вопрос об уровне развития культуры, о критериях ее оценки и прогрессе мировой культуры. Для этого направления характерно расширительное понимание культуры, куда включается и социальная система, и вся жизнь общества. Подчеркивается надорганическая, общественная природа культуры; положительным является отказ от биологических трактовок истоков культур, однако в таком подходе теряется четкость в разграничении общества и культуры. Например, А. Кребер считает, что культура – это «вся полнота деятельности общественного человека»; П. Сорокин относит к ней «все, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосознанной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимно обусловливающих поведение»; К. Уислер понимает культуру как «способ жизни, которому следует общность или племя»; К. Даусон трактует ее как «общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям»; Е. Рейтер считает, что культура – «все материальное и нематериальное, что создано человеком»; В. Освальд понимает под ней «то, что отличает человека от животного».

2. Социологический, преобладающий в западной культурологии. В культуру включается определенная сторона социальных организмов, дается по сути не определение, а перечень элементов. Например, Э. Тайлор считает, что культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества»; Б. Малиновский считает, что это «наследуемые изображения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности»;       А. Радклиф-Браун относит к культуре «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи»; К. Юнг полагает, что это «общий и принятый способ мышления»; Л. Уилсон и У. Колб относят к ней «этикет, язык, обычаи, религиозные верования, исследования, изобретения, системы знаний»;    К. Форд понимает под ней «поток идей, который идет от индивидуума к индивидууму».

3. Философский подход, характерный для высокого уровня абстракции, при котором культура понимается как явление, выделяемое из совокупности жизненных процессов только аналитически, причем она не является синонимом общества или части общественного развития. Философский подход к понятию культура лишает ее собственного онтологического содержания и трактует ее как некую разлитую во всех общественных отношениях субстанцию, которая может быть предметом изучения на уровне самой высокой абстракции. Например, Г. Беккер исходит из того, что «культура есть относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации».

В отечественной культурологии можно выделить различные представления о культуре:

1. Деятельностный подход (В.М. Межуев), где культура понимается как специфический человеческий вид деятельности. Мир, окружающий человека, является не столько явлением природы, сколько продуктом культуры. Культура выходит за пределы любой существующей природной или социальной данности и, будучи потенциальна всем, не может быть сведена ни к какому отдельному виду природного или социального бытия. Культура шире, чем ее определенные исторические формы. Она совпадает с границами человеческого существования в мире, с нашим специфически человеческим бытием. Культура – это мера нашего собственного человеческого развития.

2. Ценностный (аксиологический) подход (В.П. Тугаринов), при котором культура трактуется как совокупность ценностей. Однако в такой концепции есть нерешенные принципиальные вопросы, в частности, о соотношении субъективных ценностей и объективно существующей культуры.

3. Антропологический подход (Е.В. Боголюбова), сущностью которого является понимание культуры как качественной характеристики общества, как выражение специфической человеческой природы.

4. Семиотический подход (Ю.М. Лотман), представляющий культуру как символическую вселенную. Любой предмет, акт действия и сам действующий субъект помимо своего прямого назначения выполняют и иную функцию – они служат в виде информационных сигналов о разнообразных способах освоения человеком окружающего мира. Эта информация представлена в скрытом виде, и надо знать код, чтобы прочитать ее. Отсюда возможность реконструкции прошлых культур и прогнозирование ее развития. Центральное место в системе знаков занимает речь, как устная, так и письменная, которая несет основную нагрузку в передаче социального опыта. Причем речевой знак рассчитан на определенную поведенческую реакцию.

5. Социологический подход (Э.С. Маркарян), понимающий культуру в качестве фактора организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют его развитие: это язык, верования, эстетические вкусы, знания, обычаи.

Культура (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – термин, который использовался для характеристики земледельческого труда (агрикультура). Противопоставление мира природы и мира человека отмечалось уже у софистов в Древней Греции, а понимание необходимости воспитания души (сultura animi) четко формирует Цицерон в работе «Тускуланские беседы» в 45 г. до н.э. Вскоре это понятие приобрело более широкий смысл, поскольку стало употребляться ко всему, что преобразовано человеческой деятельностью.

До середины ХIХ в. как в науке, так и в обыденном сознании господствовали следующие представления о культуре: культура отождествлялась с обществом; история общества рассматривалась, прежде всего, как история духовно-творческой деятельности человека, т.е. история понималась идеалистически; к культуре применялся ценностный подход, при котором не только индивиды, но и целые народы оценивались как «культурные» или «некультурные», «развитые» или «неразвитые».

Со второй половины ХIХ в. стали складываться иные трактовки культуры. Суть этих представлений сводится к следующему: а) культура – это способ специфически человеческого существования, выработанный исторически конкретным социальным образованием (родом, племенем, нацией); б) понимание равноправности культур, ибо каждая из них соответствует конкретным природным и социальным условиям данного коллектива, каждая культура своеобразна, уникальна, неповторима; в) культура – это целостная система, в которой все структурные элементы имеют определенное назначение для функционирования общества, лишь изучая функционирование целого можно понять смысл и значение каждой культуры, хотя при этом абсолютизируется своеобразие культур, отрицается их развитие, оправдывается исторический релятивизм. Положительным в этих взглядах было то, что подчеркивалась активная, творящая роль человека в культуре, выступающего не просто как пассивный объект воздействия внешних и неподвластных ему обстоятельств; утвердились методы изучения конкретных фактов культуры; было оценено своеобразие каждой культуры, понимание ее целостности и связи с определенными социальными и природными условиями; укреплялся гуманизм, направленный против расизма, колониализма, шовинизма.

В ХХ в. исследования по культурологии значительно активизировались. Сложилось значительное количество школ со своей методологией, о чем будет сказано ниже (см. Раздел 2).

В настоящее время под культурой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культуры фиксируется отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Культура в широком смысле слова характеризует все основные сферы жизнедеятельности человека – материальное производство, социально-политические отношения, область духовного развития, быт, человеческие взаимосвязи. Любая сфера общественной жизни может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной значимости и ценности.

Независимо от разделяемой тем или иным культурологом точки зрения на культуру, можно выделить некоторые черты, с которыми согласны авторы всех определений: культура – это то, что отличает человека от животных; культура – это характеристика человеческого общества; культура не наследуется биологически, но предполагает обучение; культура связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме посредством языка.

Таким образом, говоря о культуре, можно выделить следующие моменты:

1. Культура – созданный человеком внеприродный феномен, в то же время, нельзя абсолютизировать различие между человеком и природой. Человек – «социальное животное» и некоторые черты культуры определяются биологическими качествами человека. Биологически обусловленными особенностями культурной эволюции являются: а) восходящий характер; б) возрастание числа альтернативных форм поведения; в) увеличение изменений в поведении; г) ускорение эволюции. Смысл культурной эволюции – в повышении конкурентоспособности человека в борьбе за выживание. Эволюция делится на три стадии: 1) космическую; 2) биологическую; 3) культурную. Человек – уникальное создание биологической эволюции, развитие которого обусловлено, прежде всего, третьим типом эволюционного процесса – эволюцией культуры.

2. Связь культуры с человеком: нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

3. Культура раскрывает и реализует сущностный смысл бытия человека, формирует и развивает эту сущность.

4. Культура раскрывает духовный мир человека, его способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства, она выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека».

5. В материальном или духовном продукте культуры происходит опредмечивание человека, его общественной сущности и индивидуальности. В культуре заключено самосознание общества каждой эпохи.

6. Через культуру человек приобщается к социуму, социализация – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализация личности. Культура связана с менталитетом (характером, психическим складом, темпераментом) личности.

7. Культура – сложная, антиномичная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. Эти противоречия проявляются, в частности, как противоречия между социализацией и индивидуализацией личности, между нормативностью культуры и свободой, между традициями и инновациями.

8. Культура – сложная динамичная система, относящаяся, если пользоваться кибернетическим определением, к «большим системам». Это плохо организованные системы, с «плохой» структурой, огромными размерами, обилием элементов, сложным характером связей между элементами. В конечном итоге культура – одна из сложнейших систем в мире со своими законами функционирования, не сводимыми к социальным причинам, но эти законы плохо изучены.

9. Культура есть единство прерывности и непрерывности. Ни одна новация не проходит без преемственности. Любая культура традиционна, но одновременно и прерывна, отсюда возможность выделения культурных этапов (например, Возрождение).

В культурологической литературе имеются различные подходы к пониманию соотношения между понятиями культуры и цивилизации. Существует понимание цивилизации как исторической эпохи, пришедшей на смену варварству и знаменующей высший этап развития человечества. В других случаях цивилизация связывается с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой, как совокупностью норм, обычаев, традиций, символов, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Цивилизации покоятся на специфических ценностях, философии, принципах и образе жизни.

Исторически цивилизация понималась и как гражданственность, государственность (юридически), и как воспитанность, учтивость, и как характеристика городской жизни в противовес традиционному сельскому укладу. Сегодня в европейском сознании цивилизация ассоциируется с вершинами технических достижений человечества, с технологиями, т.е. с материальными успехами, а культура понимается как духовный мир человека. Имеются и жесткие противопоставления культуры и цивилизации.

3.  Структура культуры

Культура – сложная многоуровневая система, ее структура является одной из сложнейших в мире. Культуры, несмотря на различия между ними, представляют собой способ существования общества в окружающем мире, и в каждой культуре есть базовые признаки, т.е. факторы существования, без которых культуры нет. Эти элементы отличаются по уровню развития и существуют в любой культуре.

Основные базовые признаки культуры:

1. Материальное производство (что производится, как производится, т.е. технология, материалы для производства, производительность труда).

2. Общественное сознание, т.е. представления о мире (естественно-научные, гуманитарно-философские), способы выражения этих представлений или знаний (язык, искусство, письменность). К формам общественного сознания относятся мировоззрение (идеология), наука, искусство, мораль, право, политика, вера.

3. Общественная психология (ментальность, темперамент, подсознательные реакции на окружающий мир – архетипы).

4. Функциональная дифференциация с выделением функций материального производства, духовного творчества, социального регулирования, военной и других и степенью функциональной дифференциации членов общества.

5. Социальная организация, включающая биосоциальные (семья, род, племя), социальные (союз племен), социально-политические (государство) системы, а также возрастные группы и союзы, политические и профессиональные объединения.

6. Информационно-коммуникативная сфера, куда входят способы передачи информации, виды социальной информации, технические характеристики коммуникаций, скорость прохождения необходимой информации.

7. Нормативная система с такими регуляторами, как биопсихологический, мифолого-религиозный, право, мораль, при этом регулируются нормы распределения трудовых затрат, общественного продукта и социальная иерархия.

Носителем всех базовых элементов культуры выступает этнос.

Культуры объединяются по различным типам в зависимости от основания деления. Типологизация – научный метод упорядочения культурных общностей. Такая модель используется в целях изучения существенных признаков, функций, отношений, уровней организации изучаемых объектов. Существуют различные подходы к типологизации культуры в зависимости от тех или иных критериев. Чаще встречаются три подхода: хозяйственно-культурный, этнолингвистический и историко-этнографический.

Хозяйственно-культурная типология выделяет культуры схожие по отношению людей к природе, например, земледельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые. Однако такая типология недостаточна. Культуры одного хозяйственно-культурного типа, развивающиеся в разных условиях, приобретают существенные различия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях и так далее (например, культура русских и французов).

Этнолингвистический подход базируется на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком и одним этносом. По этим признакам обычно выделяют романские народы, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюркские, латиноамериканские и др. Однако такой подход тоже не универсален. По мере развития культур, приобретения народами все больших экономико-культурных навыков, они дифференцируются уже не по этносу и языку, а по более сложным параметрам.

Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы общности людей, соответствующих им: европейский, дальневосточный, индийский, арабо-мусульман-ский, африканский, латиноамериканский. Основаниями типологии могут быть темперамент и стереотип поведения, религия и мифология, формы семейных отношений. Но и данная типология не является всеохватывающей.

Своеобразную типологизацию предложил К. Ясперс. Он считал, что в середине I-го тысячелетия до нашей эры имел место прорыв – так называемое «осевое время», когда на арену истории вышла личность в противовес массе. К. Ясперс связывал это с духовными переворотами, вызванными буддизмом, деятельностью иудейских пророков, зороастризмом, древнегреческими философами. Особую роль здесь сыграла «преобразующая человека рефлексия», личная ответственность в противовес традиции. «Осевое время» духовно изменило человека. Поэтому К. Ясперс делил культуры на три типа: 1) культура «осевых народов»; 2) культура народов «не знавших прорыва»;         3) культура последующих народов. Развитие получила лишь культура первого типа, которая пережила, по сути «второе рождение», продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К «осевым» относятся культуры Китая, Индии, Ирана, Иудеи, Греции.

В зависимости от основания можно выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез достижений культур различных народов. Национальная – является результатом творчества различных классов, социальных слоев и групп. Своеобразие национальной культуры проявляется в духовной сфере (язык, литература, музыка, живопись, религия) и материальной жизни (особенности экономического уклада, традиции производства).

В соответствии с конкретными носителями можно выделить культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Вызывает недопонимание вопрос классовости культуры. Проблема соотношения общечеловеческого, национального и классового является актуальной и сложной. Абсолютизация классового подхода, противопоставление классового и общечеловеческого начал ведет к самоизоляции и культурной деградации, хотя учет классовости продуктивен, если его не доводить до крайности.

В зависимости от многообразия человеческой деятельности можно делить культуру на виды и роды. Так в материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура топоса (места жительства); г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура. Духовная культура включает в себя: а) познавательную (интеллектуальную);           б) нравственную; в) художественную; г) правовую; д) педагогическую; е) религиозную.

Ряд видов культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они пронизывают всю систему культуры, являясь ее, своего рода, вертикальным сечением. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуру можно поделить на прогрессивную и реакционную, причем критерием прогресса может выступать только развитие личности, возрастание ее свободы.

В структуру культуры входят: а) субстанциональные элементы – «тело» культуры, ее ценности: произведения культуры, нормы культуры и права, религия, мораль, этикет; б) функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, куда входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (причем в народной, неинституциональной культуре эти средства были главными); с появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления.

К структурным элементам культуры относятся ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы.

Категория «ценность» – одна из важнейших в культурологии. Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность – это то, что обладает особым (человеческим, социальным, культурным) значением. В мире культуры множество ценностей: ценности науки (истина), ценности морали (добро), эстетические ценности (красота), религиозные ценности (бог) и т.д. Соподчинение ценностей, их субординация, выделение приоритетных, доминантных и подчиненных производных образуют сложные иерархии ценностей, которые являются специфическими для каждой отдельной культуры. Усложнение социальных систем усложняет системы ценностных иерархий, ведет к большому разнообразию ценностей. С одной стороны, это создает предпосылки для расширения возможностей личности, предполагает сознательный выбор, повышает роль личностного потенциала в культуре, с другой стороны, дифференциация ценностей способствует развитию ценностных, культурных конфликтов, что может привести к разрушению культуры, к кардинальной смене ценностных иерархий. Ценности относительны, изменчивы, подвижны. Дестабилизация, которая может возникнуть в культуре, преодолевается выработкой новых ценностей, что связано с активизацией элитных слоев культуры. Именно элита вырабатывает новые ценности и «спускает» их в низовые культурные слои. С этими процессами связана особая роль интеллигенции, как посредника между культурными слоями, производителя новых духовных идеалов, идей и ценностей.

Часто в ходе кризисов общества для ускорения стабилизации заимствуются готовые ценности чужой культуры, но это может углубить социально-ценностные конфликты внутри общества. Характер заимствования чужих культурных ценностей может быть различен:

- ассимиляция имеет в виду механическое усвоение новых ценностей, их поглощение, растворение, приспособление к уже имеющимся ценностным иерархиям;

- аккультурация связана с отношением к чужим ценностям как к более развитым, более значимым, чем свои собственные;

- адаптация предполагает творческую переработку и критическое отношение к ценностям другой культуры, их осознанный отбор, обогащение национальными смыслами и приспособление для решения проблем собственной культуры.

Главное, чтобы заимствованные ценности не вступали в противоречия с устоявшимися ценностными ориентациями, национальными смыслами данной культуры. В противном случае может произойти еще большая дестабилизация, разрушение ценностного ядра культуры, что ведет к потере ею самобытности, к саморазрушению.

Динамика культуры предполагает адекватность ценностей социальным, историческим, культурным задачами общества, их особую роль в процессах культурной идентификации. Принадлежность к культуре определяется, в том числе и сознательным принятием, усвоением тех ценностных установок, которые для нее характерны. При этом ценности часто символизируются и мифологизируются, выражая особо значимые национальные смыслы, идеалы и социополитические или идеологические доминанты.

Развитие культуры, ее стабильность связаны, таким образом, с воспроизводством, тиражированием, сохранением и изменением ценностей.

В отличие от материальных, духовные ценности имеют определенную инерционность, они более долговечны, не связаны с границами потребления, ярко гуманистически окрашены. Критериями их подлинности являются смыслы и интересы бытия человека.

Поэтому уровень развития той или иной культуры определяется не по отношению к количеству созданных материальных благ, а по отношению к качественным показателям: характеру духовных ценностей, их национальной самобытности, неповторимости, уникальности, значимости для мировой культуры.

Ценности оказывают определяющее влияние на нормы, обычаи и ритуалы, которые способствуют развитию духовной регуляции в обществе. Нормы, обычаи, ценности обладают огромной силой принудительного воздействия на человека, способствуют упорядочиванию отношений между человеком и обществом, устойчивой организации их деятельности.

Культурология исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны, что нет культуры своей и чужой, а есть своя и другая, и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Особую значимость для понимания культуры имеет язык культуры. Язык культуры – это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – универсальная форма осмысления реальности. Проблема понимания – главная проблема языка культуры. От понимания зависит эффективность культурного диалога как между различными культурными эпохами («по вертикали»), так и сосуществующими одновременно разными культурами («по горизонтали»).

Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчуствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами: идеологическими, национальными, сословными, половыми, – сформированными у человека. Понимание  апперцептивно, т.е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося; на этой основе происходит отбор, обобщение и классификация материала. Самая серьезная трудность заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Передать смысл уникальных произведений культуры вполне адекватно очень трудно. В настоящее время проблема понимания актуализировалась. Это связано с глубинными переменами, происходящими в обществе, обострением геополитической и общественно-политической ситуации, углублением различных общественных противоречий, что ведет, по сути, к смене типа культуры.

Существуют причины, особо обострившие сегодня проблему языка культуры:

1) проблема языка культуры – это проблема ее смысла. Кризис идей рационализма и просвещенческого прогресса, по сути, кризис новоевропейской культуры, заставляют искать новые смыслы. Эти поиски привели к постиндустриальной культуре, ее ценностям, освоить которые невозможно, не владея системой ее языков;

2) язык – ядро системы культуры. Именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности – все то, что определяет его картину мира. Язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению;

3) понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, позволяет оценивать и выбирать пути в культуре. Степень понимания мира зависит от диапазона знаний или языков, позволяющих нам воспринимать этот мир.

Таким образом, язык – продукт культуры, язык – структурный элемент культуры, язык – условие культуры. Фундаментальный смысл его в том, что язык концентрирует и воплощает в единстве все основания человеческой жизни.

Языки можно классифицировать на естественные языки (русский), искусственные (язык науки), вторичные языки (вторичные моделирующие системы) – это коммуникационные структуры, подстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Особое значение для изучения языка имеют такие науки, как семиотика и герменевтика (философская герменевтика занимается интерпретацией текста, причем текст – это все, что создано искусственно: книги, картины, здания, интерьер, одежда, – т.е. текст не сводится к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы).

4. Функции культуры

Культура обладает сложной и многоуровневой структурой и выполняет в обществе и жизни человека большое количество разнообразных функций, которые не зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Различные авторы выделяют, как определяющую, ту или иную функцию. Например, нидерландский культуролог И. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог            Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; на гносеологическую, мировоззренческую указывал русско-американский социолог П. Сорокин. Однако выделение приоритетной функции культуры условно. В каждый конкретный момент времени в рамках определенной культуры может доминировать та или иная функция.

Культура связывает людей во времени и пространстве, выступая как суперсложная система, при помощи которой появляются, развиваются и сохраняются собственно социальные качества человека, его отношения и продукты культурно-исторической деятельности. Поэтому культура изначально полифункциональна.

Основными функциями культуры являются:

1. Гуманистическая, суть которой – формирование человека (человекотворчество). В процессе социализации человек приобщается к миру культуры, к миру других людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире культуры, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, необходимый для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры.

2. Трансляция (передача) социального опыта. Культура является единственным механизмом, обеспечивающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества.

3. Коммуникативно-информационная функция, отбор и передача лучших образцов. В ходе исторического развития общество опробует и оценивает различные способы существования в мире, выделяет наиболее эффективные и ценные  и стремится передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на потерю социальной памяти, становятся, как показал писатель Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами».

4. Познавательная или гносеологическая. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.

5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует различные стороны общественной и личной жизни. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм.

6. Семиотическая (semeion – греч. знак) функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры.

7. Ценностная или аксиологическая (axia греч. – ценность) функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей, формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой особый взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык и подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15374. Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества 225 KB
  Курсовая работа Тема: Развитие толерантности в системе образования как объективная потребность современного общества. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В услов
15375. Разработка целевого рынка витаминных препаратов 775 KB
  Целью данной работы является разработка целевого рынка витаминных препаратов для гипотетической фирмы на рынке Санкт-Петербурга. Для этого будет проведено маркетинговое исследование рынка витаминных препаратов
15376. Оценка бюджетной эффективности инновационного проекта 308.5 KB
  Введение Современный бизнес является инновационным. Развитие невозможно без инноваций а инновации в свою очередь без инвестиций. Для финансирования инновационно-инвестиционных проектов используются разнообразные источники и механизмы в том числе и кредиты. Дл
15377. Роль Сбербанка в экономике страны 203.5 KB
  Введение В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк это один из универсальных коммерчес
15378. СВОТ-анализ ООО Гермес 249 KB
  Характеристика фирмы Торговое предприятие ООО Гермес осуществляет торговохозяйственную деятельность. По своей организационноправовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной отв...
15379. Себестоимость продукции животноводства и пути ее снижения 333 KB
  Производство продукции сельского хозяйства связано с использованием производственных ресурсов отрасли трудовых земельных водных материальных в процессе которого они частично или полностью потребляются а их стоимость перенос
15380. Социально-экономическое развитие Забайкальского края 2010-2020 гг 288 KB
  Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
15381. Стратегическое развитие малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе 593.5 KB
  Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Анализ нормативно правовой базы МСУ методологические основы планирования. Теория и методология малого бизнеса. Характеристика Тисульского...
15382. СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 276 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Введение 1. Экономическое содержание понятий характеризующих страховой рынок 1.1 Понятие страховой рынок 1.2 Структура страхового рынка 2. Страховой рынок России на современном этапе 2.1 Развитие страх...