71253

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше.

Русский

2014-11-04

57.55 KB

29 чел.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВТАЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н. И. ПИРОГОВА

Департамента здравоохранения города Москвы

Дисциплина: Лечебное дело в

Гериатрии

                                                              Допущен к защите

                                                                    Заместитель директора

По практическому обучению

_____________ А.В. Плистков

«___»_______________2010 г.

ПЛАТОНОВ СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ

Курсовая работа

По специальности 060101 Лечебное дело 65

Студент

Группа №____                       ___________                      С.А. Платонов

(подпись)

Руководитель   

Преподаватель гериатрии         ____________                 Л. Д. Буцхрикидзе

                                                                     (подпись)

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………1

1. Глава.  Основы профессиональной этики

  1.   Актуальность и значимость работы с пожилыми и старыми людьми......2

1.2. Основные задачи и профессиональные обязанности .........................…... 4

1.3. Этические принципы общения………………………….……………..…...6

  1.  Глава.  Практическое применение профессиональной этики

  1.  Требования к профессионализму  медицинских сестер, обслуживающих пожилых и старых людей. Деонтология с пожилыми и старыми людьми ………………………………………………..………..7

 

  1.  Медико – социальная работа с лицами пожилого возраста...................14

  1.  Изменение социального статуса пожилого человека и связанные с этим психологические проблемы ………………………………………........17

Заключение ………………………………………………………………………21

Список изученной литературы………………………………………………….22

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования:  Повысить уровень эффективности общения с пациентами пожилого и старческого возраста.  

Задачи:

1. Научить эффективному общению с пациентами пожилого возраста

2. Знать основы деонтологии, этические принципам общения и т.д.

3. Знать требования к профессионализму  медицинских работников, обслуживающих пожилых и старых людей.

4. Применять полученные знания на практике.

Новизна: Новый метод общения с пациентами пожилого и старческого возраста. Основанный, на опыте  социальных работ с людьми данной категории в европейских странах. Тем самым повысить эффективность общения с пациентами.

Актуальность исследования:   Связи с тем, что в последнее время наметилась тенденция к росту  населения среди людей старческого и пожилого возраста. Эта категория населения является наименее защищенным во многих сферах жизни деятельности. В том числе и медицинской сфере.  Медицинскому работнику часто приходиться сталкиваться с пациентами в гериатрическом возрасте. Следует так же понимать, что в общении с пациентами данной категории нужно знать определенную специфику общения. У пациентов данной социальной группы чаще всего происходят изменение психологического статуса, на основе ограничения трудовой деятельности, образа жизни и общения. Также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.



  1.  ГЛАВА Основы профессиональной этики

1.1. Актуальность и значимость работы с пожилыми и старыми людьми

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения.

К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп.

Еще более удивителен тот факт, что постоянно увеличивается доля долгожителей, доживающих до 90 - 100 лет и более. Количество долгожителей в возрасте от 85 лет и старше в ряде стран, по переписям населения последних лет, варьирует от 12 до 68, а в возрасте 100 лет и более - от 0,5 до 1,1 на 10 000 человек населения. Предполагается, что в 2018 г. средний возраст в момент смерти будет 85,6 года. Казалось бы, мечта человечества сбывается, “человек всегда жаждал жить века, а его фантазия в этом направлении была безудержной” (И. В. Давыдовский), если бы не отрицательные стороны старческого периода жизни.

Совершенно естественно и закономерно, что увеличение абсолютного и относительного числа лиц старшего возраста и долгожителей ведет к растущей вероятности появления у них множественной патологии. По мнению Д.Ф. Чеботарева, патологию больных старых людей можно сравнить с айсбергом, у которого 1/4 объема скрыто под водой. Жалобы старых людей направляют внимание врача на вершину этого айсберга, между тем для правильного лечения и ухода необходимо знать всю патологию, т.е. “увидеть весь айсберг”.

Для медицинской сферы одним из главных является фактор, что среди старых людей обнаруживается тенденция к медленно нарастающим болезненным патологическим процессам, принимающим хроническое течение и трудно поддающимся лечению. Если принять во внимание, что с 40 - 45 лет уже происходит “накопление” болезней, то понятно, почему так много среди очень старых людей лиц, не способных даже к самому элементарному самообслуживанию.

Интересно, что старые люди с нарушениями повседневных функций составляют приблизительно 60% всех тех, кто сообщает о наличии у них каких-либо заболеваний; лишь половина из них в состоянии выделить какое-то основное заболевание. По данным польских геронтологов, только 24% лиц старше 60 лет, живущих в комфортных условиях, можно считать практически здоровыми; среди живущих в неудовлетворительных условиях таких старых людей всего 9%; 10% лиц старше 60 лет не могут самостоятельно выходить из дома и нуждаются в постоянной семейной, социальной или медицинской помощи.

Удручающими оказались и результаты клинико-эпидемиологических исследований психического здоровья населения пожилого и старческого возраста. С увеличением продолжительности жизни неуклонно растет число психически больных старых людей, преимущественно с деменциями. Согласно демографическим предсказаниям, число дементных старых людей увеличится в начале XXI века на 50%. Некоторые геронтопсихиатры высказывают мнение, что распространение деменций и других интеллектуально-мнестических нарушений у старых людей в последние годы приобретает характер эпидемии, “молчаливая эпидемия”, а сенильная деменция в близком будущем станет “болезнью века”.

С увеличением продолжительности жизни возрастает и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Прогрессирование последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств

Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи органов здравоохранения, а также на государственные социальные службы

Все более важное место в деятельности службы здравоохранения будет занимать обучение профессионалов, выполняющих  медицинскую помощь группе лиц старших возрастов. Все еще бытующее среди медицинских работников мнение, что им достаточно житейского опыта и собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками, не выдерживает критики. Для медицинских работников необходимо, прежде всего, понимание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с пациентами. В связи с этим первостепенной задачей на данном этапе является расширение подготовки специалистов по практической работе со старыми людьми.

Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем старых людей до такой степени сложно, что часто без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установить, что определяет состояние старого человека - соматическое или психическое заболевание. От медицинского работников требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении конкретных потребностей каждого старого человека.

Для решения первоочередных задач обслуживания старых людей необходимо наличие квалифицированных кадров медицинских работников на всех уровнях. (1)

1.2 Основные задачи и профессиональные обязанности

Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности медицинского работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников медицинской сферы, в процессе непосредственного общения с людьми

 

Это, прежде всего:

  1.  оказывать помощь пациентам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, неблагоприятно влияющие на них;
  2.  помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  3.  использовать все средства и источники для медицинской помощи нуждающихся в этом людей и др.

Если рассмотреть в контексте с задачами круг основных обязанностей, которые должен выполнять медицинского работника, как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:

  1.  создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  2.  выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  3.  опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
  4.  содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  5.  наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  6.  общаться вербально и письменно;
  7.  организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
  8.  Рассматриваемые задачи медицинской деятельности, роли, функции и обязанности медицинской сестры, не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые, а именно умение, желание помогать людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.

    Т.е. общение выступает как одна из главных ролей медицинской сестры. При этом общение происходит на разных уровнях: медицинская сестра как представитель сферы здравоохранения, оказывающая помощь пациентам. Это наиболее значимо, т.к. в конечном счете самым главным является конкретный человек. (2)

    Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке медицинских сестер.

    К ним относятся:

  1.  Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
  2.  Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
  3.  Умение создать и развивать отношения.
  4.  Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
  5.  Умение добиться доверия подопечных.
  6.  Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
  7.  Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
  8.  Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем. (4)

1.2. Этические принципы общения

Как же должно строиться общение медицинского работника с пациентом?

Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться

Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.
Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо медицинской сестры. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния

Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения.

К этическим стандартам профессионального общения медицинского работника можно отнести следующие:

  1.  Медицинский работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.  
  2.  Медицинский работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
  3.  Медицинский работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
  4.  Медицинский работник, анализирующая разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.
  5.  Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
  6.  Желание пациента всегда должны быть на первом месте.
  7.  Медицинский работник должен работать с пациентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
  8.  Медицинский работник должен информировать пациента о возможном риске, последствиях, возможностях, представляемых ему той или иной медицинской помощью.
  9.  Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для пациента.

Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. (5)

2. ГЛАВА Практическое применение профессиональной этики

2.1. Требования к профессионализму  медицинских работников, обслуживающих пожилых и старых людей. Деонтология с пожилыми и старыми людьми

В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми - это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.

Уход за старыми людьми - это внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это умение воспринимать старых людей такими, какие они есть.

Уход за старыми людьми - это тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям.

Уход за старыми людьми - это, наконец, сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в этот тягостный момент.

Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми.

Важно понять еще одно обстоятельство: в старом человеке мы видим его сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, мужчиной или женщиной в расцвете лет, красивым, сильным и самоуверенным или, наоборот, мягким, великодушным, устремленным в будущее. А между тем важно, видя перед собой старого и больного, а зачастую и дементного (слабоумного) человека, воссоздать его облик, вспомнить, что он несет в себе детство и юность, молодость и зрелость.

Нередко некоторые аспекты поведения старых людей, которые вызывают неприятие и удивление у молодых людей, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых медицинских работников, более того, они могут проникнуться выраженной фобией к своему собственному будущему старению.

Исследования венгерского психолога Н. Хун показали, что самые худшие оценки и отрицательное мнение о старых людях имеют медицинские сестры, работающие в домах для престарелых и в геронтопсихиатрических больницах. Нужно отметить, что специальных исследований толерантности (терпимости) населения к беспомощным старым людям практически нет. В домах для престарелых г. Софии было выявлено снисходительно-покровительственное отношение к долгожителям со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала. Но пренебрежительного, тем более оскорбительного отношения к старым людям не обнаружено ни в одном случае. Однако была установлена одна заслуживающая внимания особенность. На предложенный вопрос, хотели бы они дожить до 100 лет, все сотрудники домов для престарелых отвечали отрицательно, более того, все они воспринимали такую перспективу как трагедию для себя лично и особенно для своих близких.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с наиболее некоммуникабельными старыми людьми. Социальным работникам необходимо овладеть искусством общения со старым человеком, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность

По мнению самих старых людей, их требования к медицинским работникам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять её профессиональный статус.

Овладение навыками общения со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого человека с пониманием его нужд, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний.

Следует очень доброжелательно и уважительно переключать беседу, направляя ее в нужное для медицинского работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев старого человека и убедив его своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены. Никогда не нужно категорически отказывать в просьбах или утверждать, что все просьбы будут выполнены.

Деонтология (сочетание греческих слов: δέοντος - долг, должное, надлежащее, λόγος - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

В деонтологию включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное медицинское обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала медицинских служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия медицинского обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и пациентами, профессиональную тайну и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому медицинский работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательной и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Медицинскому работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и медицинскому работнику.
 

Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, медицинский работник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.(7)

Старый человек должен стать для медицинского работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к медицинскому работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность. (2)

2.2. Медико – социальная работа с лицами пожилого возраста


В России в условиях углубления социальных проблем, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественном новом уровне. Из потребностей практики возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи как комплекса социальных услуг. В этой связи в 90-е годы в нашей стране как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности стала развиваться медико-социальная работа.

Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения социальной защиты населения и, в частности, лиц пожилого возраста условиях проведения реформ в экономической и социальной областях

Медико-социальная работа рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского. психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья в том числе и лиц пожилого возраста.

Она принципиально меняет существующий подход к охране здоровья, так как предполагает системное медико-социальное воздействие на более ранних этапах развития болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность, что имеет особое значение для пожилых.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, в том числе и пожилые, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и недостаточно эффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции.
Медико-социальную работу условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности.


Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа Патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента и особенно лиц пожилого возраста, создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни.

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состояние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия. Одной из особенностей периода пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и больных людей является наступающая социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы и напряжения адаптационно-приспособительных механизмов организма.

Изменение социального статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов. Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального состояния организма пожилого человека делают его положение более зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности, обеспечивающая мобилизацию и увеличение адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых и улучшение качества их жизни. В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению пожилых медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”; федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации”; социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” и другие правовые акты. На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль специалиста по медико-социальной работе в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у пожилых людей, и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения - профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения - социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности. Таким образом, с иной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья и в первую очередь лиц. Пожилого возраста, а с другой - это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия” и значительное улучшение качества их жизни (8).

2.3. Изменение социального статуса пожилого человека и связанные с этим психологические проблемы 

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов медицинской работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике.

В организации медицинской работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации медицинского обслуживания, реабилитации, попечительства над пожилыми людьми и т. д.

Процесс старения отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри самой группы людей.

В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — к долгожителям.

Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако, это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. К тому же Законом "О пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Для медицинского работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, медицинскому работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше — внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей.

Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные—прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.

Предвосхищение старости в воображении часто бывает болезненнее, чем реальность. Так, В.В.Вересаев, в юности безумно боявшийся постареть, на склоне лет писал, что страх этот был напрасен, а природная мудрость компенсировала неизбежные потери. С возрастом появляется мысль о повышении ценности жизни.

Но возраст все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.

Необходимо учитывать особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей.

Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача — это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.

Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем — отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности.

Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным.

Мы коснулись здесь психологических проблем, но главной, наверно, является, как справедливо назвал ее Б.З. Вульфов
"драма невостребованности".

Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность)

Драма невостребованности — нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.

Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, — общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие, у молодого — чаще всего существенно иное. Нарушение преемственности поколений, предполагающей, — если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, — нарушение такого единства болезненно для всех и во все времена.

В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию. Пусть не сразу по всей России, а хотя бы... в своем социуме.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация — это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное в этой сущности для медицинского работника это превращение пожилого человека из объекта (пациента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Здесь рассматривались проблемы нравственного, психологического порядка, которые необыкновенно важны для понимания внутреннего мира пожилых людей, но, конечно,

Необходимо помнить, что пожилые люди — это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И, если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения (9).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышеперечисленного, работа с пациентами в гериатрии имеет свою специфику в общении. Здесь рассматривались проблемы нравственного, психологического порядка, которые важны для понимания внутреннего мира пожилых людей. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, медицинская сестра всем своим поведением и действиями должна поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию.

В организации медицинской работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности. Их нужды, потребности, биологические и социальные возможности. Старый человек должен стать для медицинского работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к медицинскому работнику, его авторитету как специалиста.

Для медицинского работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, медицинскому работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.

Список изученной литературы

1. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 1999.-202 с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2.  Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. - 87 с

3. Медико-социальные основы здоровья: Учебная программа базовой подготовки по социальной работе /Коллектив авторов под рук. А.В. Мартыненко. - М.: Институт молодежи, ММА им. И.М. Сеченова, 1993. -116с

(5) Социальная работа: Учебное пособие /Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с.

(6) Социальная работа /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, 576 с.

(7) Основы социально-медицинской работы. - М.: Рарог, 1998. - 256 с

(8) Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с

(9) 0сновы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. - 89 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43573. Отношения «педагог – воспитанник» в образовательном процессе 408 KB
  Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
43574. Исследование работы красочного аппарата man - roland 700 341.46 KB
  3 краскопитающая группа кипсейка ножи способы регулировки подачи краски 2. Появилась тампонная печать перенос краски с клише на печатную поверхность при помощи тампона из специального упругоэластичного материала шелкография метод трафаретной печати декель нанесение изображения на поверхность при помощи специальной переводной картинки декели которая затем для закрепления проходит термообработку в печи При выполнении цветной печати станок пропускает бумагу через несколько наборов валов окрашивающих бумагу в определенный цвет....
43575. Локальный коммутатор аналоговых датчиков 1.3 MB
  Телеметрия – это область науки и техники, занимающаяся вопросами разработки и эксплуатации комплексами автоматизированных средств, обеспечивающих получение, преобразование, передачу по каналу связи, прием, обработку и регистрацию измерительной информации и информации о событиях с целью контроля на расстоянии и функционирования технических и биологических систем различных объектов и изучения явлений природы.
43576. Проблемы правового регулирования и перспективы развития законодательства о наследовании 250 KB
  Долгий и сложный путь развития прошло римское наследственное право. Этот путь был непосредственно связан с ходом развития римской собственности и семьи.