71267

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

В любой стране существуют проблемы и трудности, которые необходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемы экономического, социального, политического, духовного характеров, которые очень важны, взаимосвязаны и требуют решения.

Русский

2014-11-04

224.57 KB

4 чел.

16

red0;;;;Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщений

ОмГУПС (ОмИИТ)

Кафедра «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит»

Курсовая работа по дисциплине «финансы»

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ рФ

Студент ФК

            И.В. Пестов

       Руководитель

       доцент кафедры 

       Финансы, кредит, 

бухгалтерский учет и аудит

   Е. А. Куликова

Омск 2012


Содержание

Введение 3

1 Определение и значение внешней задолженности 5

1.1 Определение государственного долга 5

1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику 6

2 Формирование внешнего долга России. 9

2.1 Государственный внешний долг РФ на 2007 год 9

2.2 Динамика государственного внешнего долга России 10

2.3 Внешний долг частного и федерального секторов 10

2.4 Государственный внешний долг РФ на 2011 год 11

2.5 Долги иностранных государств 12

3 Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 14

Заключение 16

Библиографический список 17


Введение

В любой стране существуют проблемы и трудности, которые необходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемы экономического, социального, политического, духовного характеров, которые очень важны, взаимосвязаны и требуют решения. Однако меня, как будущего экономиста, интересуют больше проблемы экономического характера. Они достаточно разнообразны: проблема занятости, устойчивости экономического роста, поддержания спроса, развития всех сегментов финансового рынка, проблемы платежного баланса, проблема накопленных Россией долгов в результате внешних и внутренних займов и т.д. Проблема государственного долга России является одной из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения данной проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, характер поведения всех сегментов финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних лет показали, что вопрос управления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, также можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Таким образом, цель моей курсовой работы – показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.


1 Определение и значение внешней задолженности

1.1 Внешний государственный долг России и его влияние на экономику

Для начала, чтобы понять, что такое государственный долг, рассмотрим, что такое бюджетный дефицит, так как эти понятия связаны между собой. Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превосходят доходы в конкретном году. Государственный долгэто сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг регламентируется ст.97 Бюджетного Кодекса РФ от 27 декабря 2009 г., из которого следует, что государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [2].

Государственный долг России может быть в форме2:

кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний долг регулируется постановлением правительства от 16 апреля 2003г. N 221 "Об утверждении Правил погашения задолженности перед федеральным бюджетом, выраженной в иностранной валюте, государственными ценными бумагами и правами требования по обязательствам Российской Федерации, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации". Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и суммы основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Данная ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Большинство государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств происходит по-разному, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, основанная на внешних заимствованиях [7].

Итак, обозначим причины возникновения государственного долга:

Войны - какая-то часть государственного долга может стать результатом дефицитного финансирования военных действий;

Спады - в периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, образуется бюджетный дефицит;

Снижение налоговэто может привести к структурному дефициту федерального бюджета, то есть такому дефициту, при котором бюджет не будет сбалансированным;

Недостаток политической воли хотя политики выступают против бюджетного дефицита, но конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.

Также необходимо рассмотреть характер взаимодействия внешнего государственного долга с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер, что способствует поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. 

Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены следующие факторы:

финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из заграницы;

цена внешних финансовых ресурсов;

степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем. [3]

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1 поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

2 контроль за графиком долговых выплат;

 минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;

 своевременное и полное выполнение обязательств, чтобы избежать начисления штрафов за просрочки;

5 обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств;

 обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.


2 Формирование внешнего долга России.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Например, глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США.[11] 

По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долларов США.

Таблица 2.1Общий внешний долг России (частный и федеральный секторы) 

Дата

Сумма, млрд долл. США. источник ЦБРФ

2007, 1 января

313,2

2008, 1 января

471,0

2009, 1 января

479,9

2010, 1 января

467,2

2011, 1 января

488,9

2012, 1 января

538,9

В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых.[6] В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США.  На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов[22].


3 Обслуживание и урегулирование внешнего долга России

Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

- разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;

- создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

- согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Основным воздействием на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если доверие существует, то возникает большой выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а, так называемая, «цена ошибки» минимальна. В России при формировании политики по погашению внешней задолженности «цена ошибки» непомерно высока.

На сегодняшний день в мировой практике не существует примера радикального решения проблемы внешней задолженности. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов:

- активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности;

- грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с целью повышения благосостояния граждан.

Необходимо вносить корректировки в долговую политику, где важно следующее:

1 продолжение налоговой реформы, предполагающей дальнейшее сокращение налогового бремени и выпадающие доходы бюджетной системы;

2 реформирование межбюджетных отношений;

3 создание стабилизационного фонда, формирующегося за счет части доходов федерального бюджета;

4 проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.


Заключение

В Российской Федерации, как показывает статистика,  происходит «оживление экономики», что в свою очередь позволяет производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга. Чтобы устранить долговой кризис необходимо создать систему эффективного управления долгом, может даже создать особое агентство по управлению государственным долгом, а также для «сокращения» уплаты долга в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств.

При проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.


Библиографический список

  1.  Андрианов В. Проблемы внешней задолженности России // Маркетинг. -3.5.с.23-27.
  2.  Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. -2..с.26-35.
  3.  Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста // Проблемы прогнозирования. -4..с.21-27.
  4.  Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. -1.8.с.3-50.
  5.  Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. -9.9.с.8-15.
  6.  Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. -4.8.с.29-34.
  7.  Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. -3..с. 22-30.
  8.  Панфилов В. Денежно-финансовое обеспечение экономической динамики России // Проблемы прогнозирования. -3..с.9-18.
  9.  Третьяков В. Рейтинг относительной кредитоспособности России // Рынок долгов России. -3..с.53-57.
  10.  Бюджетный Кодекс РФ (Электронная программа « Система Гарант. Платформа F1»)
  11.  Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.
  12.  Официальный сайт: www.cbr.ru.
  13.  Официальный сайт: www.eeg.ru.

2 Ст. 98 «Формы долга РФ» Бюджетного Кодекса от 27 декабря  2009 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2008. Полімерні матеріали та їх властивості 543.99 KB
  Морфологічні властивості полімерних матеріалів і їх прикладне значення. Показники термостабільності волокон. Гігротермічні і фізико-механічні властивості полімерних матеріалів. Методи оцінки якості виконання операцій волого-теплової обробки деталей швейних виробів.
2009. Послуги ресторанного господарства 18.59 KB
  Підприємства харчування поєднують функції виробництва, реалізації продукції та організації її споживання. Це вимагає постійної координації виробничої та торговельної діяльності з урахуванням потоку споживачів, який є нерівномірним протягом дня, тижня.
2010. Кулінарна продукція 22.76 KB
  Продукція ресторанного господарства має багато властивостей, які можуть проявлятися під час її створення і споживання, тобто під час розробки, виробництва, зберігання, транспортування, використання.
2011. Умови зберігання кулінарної продукції 19.86 KB
  Згідно стандарту, якість кулінарної продукції, її безпека контролюється за органолептичними, фізико-хімічними і мікробіологічними показниками.
2012. Овочеві напівфабрикати 31.65 KB
  Технологічна схема кулінарної механічної обробки свіжих овочів включає сортування, миття, очищення і нарізання. При сортуванні овочі перебирають вручну або пропускають крізь калібровочну машину для розподілу за розмірами.
2013. Напівфабрикати з борошна 27 KB
  Борошняні вироби виготовляють із різних видів тіста. Залежно від подальшого використання воно має бути з певними фізико-хімічиими й органолептичними показниками.
2014. М’ясні напівфабрикати 57.81 KB
  На підприємствах ресторанного господарства використовують такі види м'яса: яловичину, телятину, баранину, козлятину, свинину й у незначних кількостях м'ясо диких тварин - лося, ведмедя та ін.
2015. Рибні вироби 29.19 KB
  У підприємства ресторанного господарства риба надходить живою, парною, охолодженою, мороженою і солоною. Жива риба є найбільш коштовною сировиною. Страви з неї відрізняються особливим смаком і ароматом.
2016. Страви з яєць 26.49 KB
  Страви з них є важливим джерелом особливо коштовних білків, лецетину й арахидонової кислоти, що нормалізують жировий обмін, вітамінів D, Е, К, пантотенової і фолиєвої кислота, мінеральних солей, заліза і міді, що беруть участь у процесах кровотворення.