71282

Общее представление о психологии как науке

Лекция

Психология и эзотерика

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем что можно непосредственно увидеть а именно поведением...

Русский

2014-11-04

50.5 KB

2 чел.

Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.

Официальное оформление научная психология получила относительно недавно, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. Psyhe – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап -  психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем  идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Кроме этого существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Таким образом, давайте зафиксируем различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Итак, психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основные функции психики: 1) функция отражения окружающего мира, на основе чего достигается ориентировка живого существа в окружающем мире, а на уровне человека достигается и познание мира, выделение его существенных закономерностей; 2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечения выживания самого существа и его потомков.

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

  1.  Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлениях. Все психические процессы подразделяют на познавательные – ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решения, исполнения, волевое усилие и т.д.
  2.  Психическое состояние – определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
  3.  Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенные качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1.  Жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
    1.  Темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности) – характеризующую динамическую сторону поведения);
    2.  Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
    3.  Характер как систему отношений и способов поведения.

Высшей формой психического развития, присущей только человеку является сознание. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Сознание всегда активно и интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Методы психологии.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений.

Одним из основных методов является наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Основным условием научности наблюдения является его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования.

Виды наблюдения:

  •  Стандартизированное (проведенное в соответствии с намеченной программой);
  •  Свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
  •  Включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
  •  Скрытое;
  •  Внешнее (наблюдение за человеком со стороны);
  •  Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами).

Метод беседы: служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях и т.д. Разновидностью беседы является интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых.

Биографический метод – включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- и видеозаписей.

Метод тестирования – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Виды тестов:

  •  Тесты-опросники;
  •  Тесты-задания;
  •  Проективные тесты. В их основе механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества.

Эксперимент. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

Виды эксперимента:

  •  Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
  •  Естественный эксперимент – исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.
  •  Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2034. Бенкет за столом з частковим обслуговуванням офіціантами: особливості меню, сервірування, обслуговування. 22.72 KB
  Бенкет за столом із частковим обслуговуванням офіціантами носить товариський або сімейний характер і є найбільш поширеним.
2035. Организация участка по ремонту топливной аппаратуры легковых автомобилей на городском СТО 25.95 MB
  Общая характеристика проектируемого предприятия, особенности устройства топливной аппаратуры дизельного двигателя. Расчет производственной программы предприятия, характеристика типовых неисправностей узла,
2036. Інвестиційний потенціал банківської системи України 10.2 MB
  Роль інвестицій у суспільному відтворенні еволюція теоретичних поглядів, Моделі врахування коливань у розмірах інвестицій. Роль банків у суспільному відтворенні. Декомпозиційний аналіз розвитку категоріально-понятійного апарату дослідження інвестиційного потенціалу банківської системи.
2037. Виховий захід. Ми всі – українські діти 33.5 KB
  Мета: виховати у дітях любов до Батьківщини, розвивати інтерес до національних надбань українського народу, розважити учнів, навчити їх добру і справедливості за допомогою гри.
2038. Аборт і його наслідки для репродуктивної функції 38.5 KB
  Проінформувати студентів про види, причини і наслідки абортів. Збагатити знання студентів, попередити про шкідливість абортів і їх наслідки. Виховувати серйозне ставлення студентів до репродуктивної функції.
2039. Вплив наркотиків і токсинів на самопочуття людини 38.5 KB
  Мета: сформувати уявлення про наркоманію як найбільш небезпечне соціальне явище, причини наркоманії та її профілактику.
2040. Нумо, хлопці! Виховний захід 40.5 KB
  Мета заходу: привітати хлопців із днем захисника Вітчизни, навчити бачити позитивні якості у кожній людині, розвивати художній смак, удосконалювати навички декламування.
2041. Урок-захід. У дружбі жити – не тужити 23.58 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про дружбу і товаришування, вчити оцінювати свої вчинки і вчинки оточуючих людей, розвивати вміння аналізувати, робити висновки, виховувати дружелюбність, бажання бути другом.
2042. Бенкет-кава: особливості меню, сервірування, обслуговування 18.16 KB
  Бенкет-чай організовують у затишних невеликих залах, у яких встановлюють круглі й овальні столи, а якщо їх немає, то столи квадратної або прямокутної форми, стільці, крісла, напівкрісла, а іноді й дивани.