71282

Общее представление о психологии как науке

Лекция

Психология и эзотерика

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем что можно непосредственно увидеть а именно поведением...

Русский

2014-11-04

50.5 KB

4 чел.

Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.

Официальное оформление научная психология получила относительно недавно, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. Psyhe – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап -  психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем  идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Кроме этого существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Таким образом, давайте зафиксируем различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Итак, психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основные функции психики: 1) функция отражения окружающего мира, на основе чего достигается ориентировка живого существа в окружающем мире, а на уровне человека достигается и познание мира, выделение его существенных закономерностей; 2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечения выживания самого существа и его потомков.

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

  1.  Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлениях. Все психические процессы подразделяют на познавательные – ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решения, исполнения, волевое усилие и т.д.
  2.  Психическое состояние – определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
  3.  Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенные качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1.  Жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
    1.  Темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности) – характеризующую динамическую сторону поведения);
    2.  Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
    3.  Характер как систему отношений и способов поведения.

Высшей формой психического развития, присущей только человеку является сознание. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Сознание всегда активно и интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Методы психологии.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений.

Одним из основных методов является наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Основным условием научности наблюдения является его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования.

Виды наблюдения:

  •  Стандартизированное (проведенное в соответствии с намеченной программой);
  •  Свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
  •  Включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
  •  Скрытое;
  •  Внешнее (наблюдение за человеком со стороны);
  •  Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами).

Метод беседы: служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях и т.д. Разновидностью беседы является интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых.

Биографический метод – включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- и видеозаписей.

Метод тестирования – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Виды тестов:

  •  Тесты-опросники;
  •  Тесты-задания;
  •  Проективные тесты. В их основе механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества.

Эксперимент. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

Виды эксперимента:

  •  Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
  •  Естественный эксперимент – исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.
  •  Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3133. Приводная станция подвесного конвейера 268 KB
  Техническое задание Приводная станция подвесного конвейера. Исходные данные. Тяговая сила цепи F = 3,0 кН Скорость грузовой цепи v = 0,55 м/с Шаг грузовой цепи p = 80 мм Число зубьев звездочки  Z = 7 Срок службы привода L = 10 лет...
3134. Организация отражения нападения незаконных вооруженных формирований на пункт временной дислокации роты в составе батальона в районе чрезвычайного положения 797.5 KB
  Общественно-политическая и оперативная обстановка на территории Северо-Кавказского региона (СКР) остается нестабильной. Следует признать, что вооруженный конфликт на территории Чеченской Республики приобрел затяжной характер. Крупные бандфо...
3135. Функциональный подход к обучению грамматическим явлениям английского языка 298.11 KB
  Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения  и его структуры. Представляется важным, что в школе проверяются ра...
3136. Посттравматическое стрессовое расстройство: когнитивно-бихевиоральный подход 88.5 KB
  Посттравматическое стрессовое расстройство: когнитивно-бихевиоральный подход Резюме. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – широко распространенное тревожное расстройство, часто сочетающееся с депрессией и химическими зависимостями...
3137. Расчет объемного гидропривода 57.52 KB
  Расчёт объёмного гидропривода. Схема установки (поступательное движение) Исходные данные: P = 50 кН; S = 0.4 м; tр = 8 с; T = 55 °c; T0 = 15 °c; l1 = 3 м; l2 = 4 м; l3 = 3 м; m1 = 3; m2 = 2; m3 = 3; Рабочая жидкость – И-30; Расчёт ра...
3138. Исследование системных связей в экономической терминосфере 172.9 KB
  Введение Сегодняшние дни – это время утраты старых экономических догм, время становления новой модели экономики, появление в связи с этим новых профессий. Магическое слово «рынок», прозвучавшее на первых съездах народных депутатов, символизиров...
3139. Понятие логического следования 104 KB
  О понятии логического следования Понятие логического следования принадлежит к категории тех понятий, введение которых в область точных, формальных исследований едва ли было актом окончательного решения со стороны того или иного исследователя: уточня...
3140. Специфика грамматической организации языков и перевод 116 KB
  Специфика грамматической организации языков и перевод Факторы, обусловленные грамматической организацией языков Грамматика - формальный строй языка, образующий вместе с фонетикой и лексикой целостную языковую структуру. Воспроизведение грамматически...
3141. Биоэтические аспекты использования животных в биомедицине 407.96 KB
  Биоэтические аспекты использования животных в биомедицине Цель работы Сегодня, когда Украина является членом Совета Европы, когда принимаются решительные шаги на пути к интеграции с европейским сообществом, осуществляются меры по реализации положени..