71282

Общее представление о психологии как науке

Лекция

Психология и эзотерика

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем что можно непосредственно увидеть а именно поведением...

Русский

2014-11-04

50.5 KB

4 чел.

Лекция 1. Общее представление о психологии как науке.

Официальное оформление научная психология получила относительно недавно, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. Psyhe – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап -  психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем  идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Что это означает?

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Кроме этого существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Таким образом, давайте зафиксируем различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Итак, психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основные функции психики: 1) функция отражения окружающего мира, на основе чего достигается ориентировка живого существа в окружающем мире, а на уровне человека достигается и познание мира, выделение его существенных закономерностей; 2) функция управления и регуляции поведения и деятельности живого существа с учетом конкретной ситуации и обеспечения выживания самого существа и его потомков.

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

  1.  Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлениях. Все психические процессы подразделяют на познавательные – ощущение, восприятие, представление и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решения, исполнения, волевое усилие и т.д.
  2.  Психическое состояние – определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
  3.  Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенные качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1.  Жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
    1.  Темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности) – характеризующую динамическую сторону поведения);
    2.  Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
    3.  Характер как систему отношений и способов поведения.

Высшей формой психического развития, присущей только человеку является сознание. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Сознание всегда активно и интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Методы психологии.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений.

Одним из основных методов является наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Основным условием научности наблюдения является его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования.

Виды наблюдения:

  •  Стандартизированное (проведенное в соответствии с намеченной программой);
  •  Свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
  •  Включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
  •  Скрытое;
  •  Внешнее (наблюдение за человеком со стороны);
  •  Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами).

Метод беседы: служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях и т.д. Разновидностью беседы является интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых.

Биографический метод – включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- и видеозаписей.

Метод тестирования – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности. Виды тестов:

  •  Тесты-опросники;
  •  Тесты-задания;
  •  Проективные тесты. В их основе механизм проекции, согласно которому человек склонен приписывать другим людям неосознаваемые собственные качества.

Эксперимент. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя.

Виды эксперимента:

  •  Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.
  •  Естественный эксперимент – исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.
  •  Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78350. Растворы электролитов. Изотонический коэффициент. ТЭД 228.26 KB
  Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой и таким образом идет постепенное растворение кристалла. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с молекулами воды и образуют гидраты ионов. Иначе говоря в результате диссоциации образуются не свободные ноны а соединения ионов с молекулами растворителя.
78351. Окислительно-восстановительные процессы. Применение электролиза 162.67 KB
  В ионных соединениях эта неравномерность распределения электронов максимальна при образовании веществ с ионной связью валентные электроны практически полностью переходят от атома одного элемента к атому другого. Прн этом элемент электроны которого смещаются к атомам другого элемента полностью в случае ионной связи или частично в случае полярной проявляет положительную окисленность. Элемент к атомам которого смещаются электроны атома другого элемента проявляет отрицательную окисленность. Число электронов смещенных от одного атома...
78352. Металлы и сплавы. Химические свойства металлов и сплавов 238.97 KB
  Химические свойства металлов. Добывание металлов из руд. Правда магний и алюминий сохраняют свой блеск даже будучи превращенными в порошок но большинство металлов в мелкораздробленном виде имеет черный или темносерый цвет.
78353. Комплексные соединения 531.93 KB
  Ионы некоторых элементов способны присоединять к себе другие ионы или нейтральные молекулы (например, NH3), образуя более сложные комплексные ионы. При их связывании с ионами противоположного знака получаются различные комплексные соединения. Наиболее полно свойства и строение комплексных соединений объясняет координационная теория
78354. Химические свойства элементов 157.55 KB
  При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов с галогенами серой азотом фосфором углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов сульфидов нитридов фосфидов карбидов и силицидов: При нагревании щелочные металлы способны реагировать с другими металлами образуя интерметаллиды. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов...
78355. Органические соединения. Простые и кратные связи в органических соединениях. Предельные и непредельные углеводороды 70.48 KB
  Изомерия органических соединений. Классификация органических соединений. Берцелиусу определить органическую химию как химию соединений углерода 1806 г. Именно это свойство позволяет углероду образовывать миллионы соединений изучению которых посвящена целая область органическая химия.
78356. Макроэкономическое регулирование национальной экономики 33.31 KB
  Государственная социальная политика. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной экономики обеспечение экономического роста занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Фискальная политика может как благотворно так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность...
78357. Экономический рост национальной экономики 63.55 KB
  Факторы экономического роста.Основы методологии расчетов темпов экономического роста. Показатели параметры экономического роста. Как известно темпы экономического роста определяют важнейшие характеристики хозяйствования такие как: динамика объемов производства в системе в целом отдельных ее отраслях и регионах; прогрессивные отраслевые сдвиги; скорость и степень совершенствования структуры национальной экономики; изменение величины и структуры потребления и накопления в стране; динамика уровня жизни населения страны в целом и...
78358. Конкурентоспособность национальной экономики 51.67 KB
  Понятие конкурентоспособности экономической деятельности.Оценка конкурентоспособности национальной экономики. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики ее отраслей и отдельных экономических агентов. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента.