71288

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Лекция

Логика и философия

Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития

Русский

2014-11-30

116.5 KB

13 чел.

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

В предыдущей лекции говорилось о том, что движение и развитие являются основными характеристиками бытия. Динамизм бытия теоретически осмысливается в рамках современной научной картины мира в виде принципа глобального эволюционизма, являющегося фундаментальной составляющей данной картины мира. Концепция глобального эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети 20 в. Согласно данной концепции, системные объекты природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. В результате не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Метагалактику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты.

Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития, а изменения, происходящие в мире, имеют преимущественно количественный характер.

Основные этапы формирования парадигмы глобального эволюционизма:

1) развитие идеи динамизма и изменчивости мира в различных философских учениях диалектики;

2) разработка эволюционных представлений и освоение методологического потенциала идеи развития в различных дисциплинах естественнонаучного и гуманитарного знания;

3) формирование концепции глобального эволюционизма в современной науке и культуре.

Диалектика как философская теория развития.

Понятие диалектики (от греч. dialektiketechne — искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), проводить анализ и синтез понятий. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность их взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий, правовых, моральных норм и т.д. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Конечная цель диалога – выявление общих понятий. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее. По сути в таком понимании диалектика тесно сближалась с логикой.

Данное понимание диалектики сохраняется вплоть до 19 в. В понимании процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход.

Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей, но и в различных ситуациях бытия – в природе, культуре, обществе (многогранность, подвижность, изменчивость, полярные свойства, противоречивость объектов и процессов действительности).

Немецкая классическая философия (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.), предложила вторую историческую форму диалектики. У истоков её стояли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг. Однако как целостная теория развития диалектика впервые представлена у Ф. Гегеля («Энциклопедия философских наук»). Ф. Гегель впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Диалектика при этом противопоставлялась метафизике.

У Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческий дух. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи.

Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления одновременно. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления. Развитие выступает не как прямолинейный, а как скачкообразный, спиралевидный процесс.

В результате с первой половины 19 в. понятие диалектика рассматривается как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. 

В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному понимается оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики:

- материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений и развития, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи;

экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как структура сознания, для которого характерна внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость;

- негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий;

- религиозная диалектика (диалектическая теология, религиозный экзистенциализм и персонализм): диалектика рассматривается как противоречивый диалог между Богом и человеком.

Основные принципы, законы и категории диалектики.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность/

К основным принципам диалектики относятся:

1) Принцип универсальной взаимосвязи: Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое.

2) Принцип развития: В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.

3) Принцип детерминизма: Данный принцип утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность – это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.

4) Принцип системности: Во всех сферах действительности присутствует закономерная организация.

Содержание философских принципов диалектики конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.

В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. От понятия закона отличается понятие закономерности – свойства явлений и процессов осуществляться в соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Законы диалектики имеют наиболее общий характер. Под ними понимается форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.

Основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Данный закон объясняет источник и движущие силы развития предметов, явлений и процессов: Каждый объект одновременно тождественен себе, и в то же время отличается от самого себя. Любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции, т.е. противоположности. Диалектические противоположности – это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Например, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные; в структуре атома существуют частицы с отрицательным зарядом (электрон) и с положительным зарядом (протон, позитрон).

Формула «единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Единство противоположностей — это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. Борьба противоположностей – такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют.

Результатом такого напряженного взаимодействия противоположностей становится противоречие. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество. В зависимости от глубины и масштаба противоречий, величины и продолжительности их действия выделяют несколько видов противоречий:

1) внутренние (возникающие в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самих объектов) и внешние (возникающие в результате взаимодействия с различными объектами);

2) основные (определяющие развитие объектов на протяжении всего периода их существования) и неосновные (порождаемые основными противоречиями);

3) общие (присущие нескольким объектам определенного класса или целому классу объектов) и специфические (характерные для отдельных объектов или части объектов некоторого класса);

5) антагонистические (основанные прежде всего на несовместимости противоположностей) и неантагонистические (предполагающие прежде всего единство противоположностей).

Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Таким образом, данный закон указывает на противоречия как на источник развития объектов.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 

Данный закон выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений и раскрывает общий механизм развития. Категория качество обозначает целостную характеристику объектов как систем с определенной структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими объектами. Количество – это философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Например, у такого объекта как карандаш его определяющее качество в практическом отношении выражается в способности использования для письма, рисования, в то в время как длина, цвет карандаша, толщина грифеля могут рассматриваться как количественные характеристики. Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь выражается понятием меры. Мера — философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. Например, для такого объекта как вода, границами меры будут являться количественные показатели от 0 до 100 градусов.

Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок — это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате выхода за границы меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, социальные революции. Некоторые виды качественных изменений могут протекать как в интенсивной, так и в постепенной форме (сопоставьте парообразование в процессе кипения воды и ее испарение из водоемов в естественных, природных условиях, или эволюционные и революционные процессы, происходящие в обществе).

Таким образом, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям.

3. Закон отрицания отрицания.

Данный закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Развитие складывается из определенных циклов, этапов, стадий. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с предшествующим объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых элементов отрицаемого качества и переход на новую ступень. Например, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Орудия из железа некогда вытеснили в процессах производства каменные орудия, ручной повсеместный труд уступил место все шире применяемому труду механизированному и т.д. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

Отрицание отрицания предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом — преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали. Невозможно, например, чтобы у взрослого человека не было никаких черт характера и способностей, унаследованных в детстве.

Таким образом, суть закона состоит в том, что процесс развития любых объектов сопровождается такими явлениями как переход от одной стадии к другой и преемственность между данными стадиями.

Основные категории диалектики

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия. Они отражают сложность объективных и субъективных связей, явлений и процессов. Категории диалектики носят чаще парный характер, благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов. В совокупности они способны отражать подвижность и противоречивость бытия.

 Основные категории и их взаимосвязь:

1) Единичное – характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). Общее – указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. Особенное – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта. Взаимосвязь категорий: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления, формируя тем самым его особенное.

2) Явление – отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. Сущность – отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам. Взаимосвязь категорий: Явление охватывает широкую, подвижную и изменчивую совокупность свойств и связей объекта, а сущность фиксирует лишь те, которые наиболее устойчивы и характеризуют качество объекта. Всякая сущность находит свое проявление, а всякое явление содержит в себе частицу сущности.

3) Форма – отражает способ существования содержания некоторого предмета. Содержание  совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет. Взаимосвязь категорий: Содержание явления определяет форму его развития.

4) Причина – явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. Следствие – новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений. Взаимосвязь категорий: Свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин.

5) Необходимость – преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. Случайность – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений. Взаимосвязь категорий: Необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими.

6) Элемент – относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого. Структура – относительно устойчивый способ связи элементов качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при определенных изменениях. Система – совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, которая характеризуется структурной организацией и определенной целостностью. Взаимосвязь категорий: Развивающаяся система есть целостное взаимодействие своих частей.

7) Возможность – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. Действительность – реальное бытие предметов. Вероятность – степень возможной реализации данного события при данных условиях. Взаимосвязь категорий: Развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

Формирование эволюционных идей в науке.

Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. В науке 17 – 18 вв. практически безраздельно господствовал метафизический подход, отстаивавший идею неизменности основных видов и форм бытия.

Впервые принцип развития получил фундаментальную разработку в биологии. Отдельные элементы эволюционных представлений возникли еще в 18 в. Однако первая попытка создания целостной эволюционной теории развития принадлежит Ж.-Б. Ламарку. В его труде «Философия зоологии» (1809) утверждалось, что природе свойственно постоянное стремление к совершенствованию своих форм, осуществляющемуся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств от простого к сложному. Как сторонник изменения видов и деист, Ж.-Б. Ламарк считал, что Бог создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Его последователь Э.Ж. Сент-Илер отстаивал идею о единстве плана строения животных различных типов.

Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка оказали воздействие и на другие области естествознания. Так, в геологии 19 в. Ч. Лайель высказал мысль о доминанте постепенных, накапливающихся во времени незначительных изменений, которые затем приводят к радикальным трансформациям.

Важную роль в утверждении эволюционных идей сыграла теория Чарльза Дарвина. В его труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) эволюция впервые обосновывается как целостная концепция развития органической жизни, вскрыты движущие силы изменений, происходящих в живой природе. Ч. Дарвин сформулировал основные эволюционные механизмы в живой природе: изменчивость, наследственность, естественный отбор, борьба за существование. Развитие и дополнение теории Ч. Дарвина другими учеными привели к окончательному утверждению эволюционной концепции в биологии. В середине 20 в. на основе теории Ч. Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции, которая является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. В орбите эволюционных изменений рассматриваются биоценозы и биосфера в целом. Основой для эволюции в ней провозглашается динамика генетической структуры популяций, а основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор.

Со второй половины 19 в. эволюционная методология начинает распространяться и на другие научные дисциплины. В науках об обществе эволюционизм сформировался в трудах таких ученых как Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор и др. Представления о поэтапном развитии человеческого общества, начиная с 19 в., закрепился в большинстве влиятельных подходов и концепций.

К середине 20 в. принцип развития становится парадигмой научного исследования. Однако физика, которая являлась долгое время своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась привержена неэволюционным подходам (как классическая, так и неклассические теории).

Изменения произошли под влиянием формирования релятивистской космологии (А. Фридман). Данная новая дисциплина поставила под сомнение постулат о неизменности Вселенной во времени и утверждала наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени. Однако простого переноса принципа эволюции на физическое познание было недостаточно для того, чтобы представления об универсальности развития в живой и неживой природе, а также обществе, стали неотъемлемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должна была утвердиться концепция глобального (универсального) эволюционизма.

Концепция глобального эволюционизма.

Современная наука на основе концепции глобального (универсального) эволюционизма создает образ реальности как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Представления о реальности как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной 

Основоположниками теории нестационарной Вселенной являются российский физик А. Фридман, бельгийский физик Ж. Леметр в 1920-е годы. В середине 20 в. она нашла свое развитие в рамках теории американского физика Г. Гамова о «горячей Вселенной».

Теория нестационарной Вселенной представляет Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 – 20 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла из некоторого начального «сингулярного» состояния (состояния, характеризующегося бесконечной плотностью и температурой вещества) и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Расширение вначале горячей и плотной Вселенной, которая по мере расширения охлаждалась, сопровождалось конденсированием вещества по мере остывания в галактики; последние разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления; в процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов; после превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах, в результате чего возникали новые звезды и многообразие космических тел.

Начиная с 1980-х гг. была разработана инфляционная модель Вселенной. Ключевым ее элементом является представление о так называемой инфляционной фазе – фазе ускоренного расширения на ранней стадии Большого взрыва. Суть ее в том, что внутри быстро расширяющейся, перегретой Вселенной небольшой участок пространства охлаждается и начинает расширяться сильнее, подобно тому, как переохлажденная вода стремительно замерзает, расширяясь при этом. Это привело к качественному изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

В результате утверждения теории нестационарной Вселенной сформировалось представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Открылась возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире. Таким образом, сложилась целостная картина мира, обнаруживающая общие эволюционные характеристики различных уровней организации материи.

Синергетика 

Под синергетикой понимается современная теория самоорганизации системных образований. Формирование данной теории приходится на 1970-е гг. К основоположникам относятся немецкий физик Г. Хакен, бельгийский и американский физик и химик И. Пригожин. Последователи данных ученых сформировали две ведущие на сегодняшний момент школы исследований в области синергетики. Синергетика изначально формируется как междисциплинарная теория, которая ставит своей задачей исследование эволюции любых систем объективной реальности (физических, химических, биологических, общественных). Весь мир, с точки зрения синергетики, представляет собой взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации.

При характеристике функционирования и развития систем синергетика выделяет три основные присущие им свойства:

1) открытость – способность системы постоянно обмениваться веществом, энергией, информацией с внешней средой;

2) неравновесность – состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее состава, структуры и функций;

3) нелинейность – свойство системы иметь в своей структуре различные потенциальные возможности изменений, соответствующие различным допустимым законам развития системы.

В рамках синергетики показывается, что подавляющее число объектов окружающей действительности является открытыми системами. Открытость выступает необходимым условием существования неравновесных (изменчивых) состояний, поскольку любые изменения в системе происходят благодаря взаимодействиям с внешней средой. В этом их отличие от закрытых систем, которые характеризуются стабильностью. Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, т.е. – развития.

Процесс качественного преобразования системы наступает в период особо критического неравновесного состояния, называемого точкой бифуркации. В этом состоянии функционирование системы становится неустойчивым; вместе с тем данное состояние является исходной точкой новой самоорганизации системы.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех стабильных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в сложных открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонения со временем возрастают, накапливаются и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то состояние системы после прохождения точки бифуркации обусловлено действием суммы случайных факторов. В этом проявляется нелинейность сложных открытых систем, которая означает многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции, а также ее необратимость.

Идеи синергетики оказали огромное влияние на развитие современной научной картины мира, поскольку позволили системно обосновать представления об эволюции физических систем и включить их в единую схему развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов.

Теория биосферы и ноосферы

Наряду с теорией нестационарной Вселенной и синергетикой значительную роль в обосновании принципа глобального эволюционизма сыграла и современная биология. Биологическое познание всегда ориентировалось на эволюционную методологию. Однако в классической биологии развитие органических форм рассматривается на основе чисто описательных методов. Поэтому в ХХ в. перед биологией встает задача не просто эмпирически зафиксировать и адекватно описать феномен эволюции живой природы, но и реконструировать его с позиций концептуально-теоретического анализа. В решении этой задачи позитивную роль сыграло учение об эволюции биосферы и ноосферы, связанное прежде всего с именем В.И. Вернадского.

По мнению В. Вернадского, биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Это специфическое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функции которого являются результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Биосфера проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы.

Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов («живое вещество»). Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы. Жизнь в биосфере зависит от потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами. Круговороты веществ называются биогеохимическими циклами. Существование этих циклов обеспечивается энергией Солнца. Биогеохимические циклы выявляют неразрывную связь живой и неживой природы, которая является основным условием эволюции в биосфере.

Вершиной этой эволюции стало формирование человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно, но неуклонно ведет к формированию ноосферы. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития биосферы (в качестве синонимов используются также понятия «антропосфера», «биотехносфера»). Человек принес новое начало в биосферу – трудовую деятельность, поэтому многие процессы в биосфере могут быть управляемы и направляемы человеком.

В. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую планету. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Таким образом, теория ноосферы стала базисом для формирования концепции коэволюции (см. предыдущую лекцию), предусматривающей совместное и согласованное развитие человека и биосферы.

Теория биосферы и ноосферы выявила комплексную взаимозависимость неживой природы, живой природы и человеческого общества, которая обуславливает эволюционные процессы в рамках объективной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19954. Элементы активной зоны ядерного реактора и реакторные испытания 30.76 KB
  Снижение затрат в процессе разработки твэлов удается достигнуть при использовании расчетных программ определения их работоспособности. Использование в программах расчета феноменологических характеристик материалов требует экспериментального исследования последних в режимах, близких к режимам эксплуатации материалов в твэлах. Знание этих характеристик особенно важно для разработчиков твэлов.
19955. Программа комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям 23.73 KB
  Рассмотреть программу комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям. Познакомить слушателей с каталогом и рубрикатором методов радиационных испытаний материалов и изделий ядерной техники в реакторах и защитных камерах и отраслевыми стандартами.
19956. Классификаций реакторных испытаний 28.86 KB
  Любую классификацию, по-видимому, следует рассматривать как, достаточно, подвижную форму упорядочения наших представлений. Именно поэтому ее не следует считать законченной и устоявшейся. К представленной ниже классификации необходимо относиться как к одному из многих возможных вариантов, который может дополняться и уточняться.
19957. Исследовательские реакторы ИРТ-2000 (проект) и ИРТ-МИФИ 28.79 KB
  Рассмотреть ядерный исследовательский реактор как источник излучений для реакторных испытаний. Познакомить слушателей с техническими характеристиками исследовательских реакторов Российской Федерации. Обосновать выбор реакторов для последующего детального рассмотрения. Дать общие представления о проекте типового исследовательского реактора ИРТ-2000 и рассмотреть возможности реактора ИРТ-МИФИ.
19958. Исследовательский реактор ИВВ-2- пример максимально возможного использования оборудования типового проекта ИРТ-2000 29.79 KB
  Познакомить слушателей с техническими характеристиками исследовательского реактора ИВВ-2, результатами его модернизации, устройством активной зоны и его возможностями и приспособленностью для проведения реакторных испытаний. Рассмотреть картограмму активной зоны и распределения потоков излучений по экспериментальным каналам.
19959. Исследовательский реактор СМ-2- пример достижения максимально возможных значений плотностей нейтронных потоков 214.92 KB
  Познакомить слушателей с техническими характеристиками исследовательского реактора CМ-2, устройством активной зоны и его возможностями для проведения реакторных испытаний. Рассмотреть картограмму активной зоны и распределения потоков излучений по экспериментальным каналам.
19960. Исследовательский реактор БР-10 – база проверки работоспособности элементов активных зон быстрых реакторов 33.21 KB
  Познакомить слушателей с техническими характеристиками исследовательских реакторов БР-10 и МИР, устройством их активных зон, их возможностями для проведения реакторных испытаний. Рассмотреть картограммы активных зон и распределения потоков излучений по экспериментальным каналам.
19961. Общая схема последовательности стадий разработки облучательного устройства 28.5 KB
  Познакомить слушателей с вопросами разработки и конструирования облучательных устройств для пассивных и активных реакторных испытаний. Обратить внимание на специфику конструкторских разработок облучательных устройств, последовательность проведения этой работы. Выделить наиболее важную задачу для разработки конструкции облучательного устройства- расчет поля температуры по его элементам. Приступить к постановке задачи расчета температурного поля.
19962. Вывод уравнения теплового баланса для любого элемента облучательного устройства 24.63 KB
  Вывести уравнения теплового баланса для любого элемента облучательного устройства. Обратить внимание слушателей, что после проведения соответствующих алгебраических операций решение задачи о поле температуры сводится к решению системы обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами второго порядка и может быть представлено в гиперболических функциях.