71288

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Лекция

Логика и философия

Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития

Русский

2014-11-30

116.5 KB

10 чел.

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

В предыдущей лекции говорилось о том, что движение и развитие являются основными характеристиками бытия. Динамизм бытия теоретически осмысливается в рамках современной научной картины мира в виде принципа глобального эволюционизма, являющегося фундаментальной составляющей данной картины мира. Концепция глобального эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети 20 в. Согласно данной концепции, системные объекты природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. В результате не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Метагалактику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты.

Процесс становления данной концепции имеет длительную историю. Долгое время в философии и науке господствовал метафизический подход в понимании сущности бытия. Согласно ему, все природные и социальные объекты рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития, а изменения, происходящие в мире, имеют преимущественно количественный характер.

Основные этапы формирования парадигмы глобального эволюционизма:

1) развитие идеи динамизма и изменчивости мира в различных философских учениях диалектики;

2) разработка эволюционных представлений и освоение методологического потенциала идеи развития в различных дисциплинах естественнонаучного и гуманитарного знания;

3) формирование концепции глобального эволюционизма в современной науке и культуре.

Диалектика как философская теория развития.

Понятие диалектики (от греч. dialektiketechne — искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), проводить анализ и синтез понятий. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность их взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий, правовых, моральных норм и т.д. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Конечная цель диалога – выявление общих понятий. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям — идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее. По сути в таком понимании диалектика тесно сближалась с логикой.

Данное понимание диалектики сохраняется вплоть до 19 в. В понимании процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход.

Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей, но и в различных ситуациях бытия – в природе, культуре, обществе (многогранность, подвижность, изменчивость, полярные свойства, противоречивость объектов и процессов действительности).

Немецкая классическая философия (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.), предложила вторую историческую форму диалектики. У истоков её стояли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг. Однако как целостная теория развития диалектика впервые представлена у Ф. Гегеля («Энциклопедия философских наук»). Ф. Гегель впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Диалектика при этом противопоставлялась метафизике.

У Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческий дух. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи.

Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления одновременно. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления. Развитие выступает не как прямолинейный, а как скачкообразный, спиралевидный процесс.

В результате с первой половины 19 в. понятие диалектика рассматривается как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. 

В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному понимается оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики:

- материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений и развития, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи;

экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как структура сознания, для которого характерна внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость;

- негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий;

- религиозная диалектика (диалектическая теология, религиозный экзистенциализм и персонализм): диалектика рассматривается как противоречивый диалог между Богом и человеком.

Основные принципы, законы и категории диалектики.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность/

К основным принципам диалектики относятся:

1) Принцип универсальной взаимосвязи: Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое.

2) Принцип развития: В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.

3) Принцип детерминизма: Данный принцип утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность – это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие.

4) Принцип системности: Во всех сферах действительности присутствует закономерная организация.

Содержание философских принципов диалектики конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.

В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. От понятия закона отличается понятие закономерности – свойства явлений и процессов осуществляться в соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Законы диалектики имеют наиболее общий характер. Под ними понимается форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.

Основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Данный закон объясняет источник и движущие силы развития предметов, явлений и процессов: Каждый объект одновременно тождественен себе, и в то же время отличается от самого себя. Любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции, т.е. противоположности. Диалектические противоположности – это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Например, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные; в структуре атома существуют частицы с отрицательным зарядом (электрон) и с положительным зарядом (протон, позитрон).

Формула «единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Единство противоположностей — это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. Борьба противоположностей – такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют.

Результатом такого напряженного взаимодействия противоположностей становится противоречие. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество. В зависимости от глубины и масштаба противоречий, величины и продолжительности их действия выделяют несколько видов противоречий:

1) внутренние (возникающие в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самих объектов) и внешние (возникающие в результате взаимодействия с различными объектами);

2) основные (определяющие развитие объектов на протяжении всего периода их существования) и неосновные (порождаемые основными противоречиями);

3) общие (присущие нескольким объектам определенного класса или целому классу объектов) и специфические (характерные для отдельных объектов или части объектов некоторого класса);

5) антагонистические (основанные прежде всего на несовместимости противоположностей) и неантагонистические (предполагающие прежде всего единство противоположностей).

Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Таким образом, данный закон указывает на противоречия как на источник развития объектов.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 

Данный закон выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений и раскрывает общий механизм развития. Категория качество обозначает целостную характеристику объектов как систем с определенной структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими объектами. Количество – это философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Например, у такого объекта как карандаш его определяющее качество в практическом отношении выражается в способности использования для письма, рисования, в то в время как длина, цвет карандаша, толщина грифеля могут рассматриваться как количественные характеристики. Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь выражается понятием меры. Мера — философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. Например, для такого объекта как вода, границами меры будут являться количественные показатели от 0 до 100 градусов.

Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок — это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате выхода за границы меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, социальные революции. Некоторые виды качественных изменений могут протекать как в интенсивной, так и в постепенной форме (сопоставьте парообразование в процессе кипения воды и ее испарение из водоемов в естественных, природных условиях, или эволюционные и революционные процессы, происходящие в обществе).

Таким образом, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям.

3. Закон отрицания отрицания.

Данный закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Развитие складывается из определенных циклов, этапов, стадий. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с предшествующим объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых элементов отрицаемого качества и переход на новую ступень. Например, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Орудия из железа некогда вытеснили в процессах производства каменные орудия, ручной повсеместный труд уступил место все шире применяемому труду механизированному и т.д. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

Отрицание отрицания предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом — преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали. Невозможно, например, чтобы у взрослого человека не было никаких черт характера и способностей, унаследованных в детстве.

Таким образом, суть закона состоит в том, что процесс развития любых объектов сопровождается такими явлениями как переход от одной стадии к другой и преемственность между данными стадиями.

Основные категории диалектики

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия. Они отражают сложность объективных и субъективных связей, явлений и процессов. Категории диалектики носят чаще парный характер, благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов. В совокупности они способны отражать подвижность и противоречивость бытия.

 Основные категории и их взаимосвязь:

1) Единичное – характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). Общее – указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. Особенное – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта. Взаимосвязь категорий: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления, формируя тем самым его особенное.

2) Явление – отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. Сущность – отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам. Взаимосвязь категорий: Явление охватывает широкую, подвижную и изменчивую совокупность свойств и связей объекта, а сущность фиксирует лишь те, которые наиболее устойчивы и характеризуют качество объекта. Всякая сущность находит свое проявление, а всякое явление содержит в себе частицу сущности.

3) Форма – отражает способ существования содержания некоторого предмета. Содержание  совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет. Взаимосвязь категорий: Содержание явления определяет форму его развития.

4) Причина – явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. Следствие – новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений. Взаимосвязь категорий: Свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин.

5) Необходимость – преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. Случайность – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений. Взаимосвязь категорий: Необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими.

6) Элемент – относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого. Структура – относительно устойчивый способ связи элементов качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при определенных изменениях. Система – совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, которая характеризуется структурной организацией и определенной целостностью. Взаимосвязь категорий: Развивающаяся система есть целостное взаимодействие своих частей.

7) Возможность – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. Действительность – реальное бытие предметов. Вероятность – степень возможной реализации данного события при данных условиях. Взаимосвязь категорий: Развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

Формирование эволюционных идей в науке.

Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. В науке 17 – 18 вв. практически безраздельно господствовал метафизический подход, отстаивавший идею неизменности основных видов и форм бытия.

Впервые принцип развития получил фундаментальную разработку в биологии. Отдельные элементы эволюционных представлений возникли еще в 18 в. Однако первая попытка создания целостной эволюционной теории развития принадлежит Ж.-Б. Ламарку. В его труде «Философия зоологии» (1809) утверждалось, что природе свойственно постоянное стремление к совершенствованию своих форм, осуществляющемуся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств от простого к сложному. Как сторонник изменения видов и деист, Ж.-Б. Ламарк считал, что Бог создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Его последователь Э.Ж. Сент-Илер отстаивал идею о единстве плана строения животных различных типов.

Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка оказали воздействие и на другие области естествознания. Так, в геологии 19 в. Ч. Лайель высказал мысль о доминанте постепенных, накапливающихся во времени незначительных изменений, которые затем приводят к радикальным трансформациям.

Важную роль в утверждении эволюционных идей сыграла теория Чарльза Дарвина. В его труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) эволюция впервые обосновывается как целостная концепция развития органической жизни, вскрыты движущие силы изменений, происходящих в живой природе. Ч. Дарвин сформулировал основные эволюционные механизмы в живой природе: изменчивость, наследственность, естественный отбор, борьба за существование. Развитие и дополнение теории Ч. Дарвина другими учеными привели к окончательному утверждению эволюционной концепции в биологии. В середине 20 в. на основе теории Ч. Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции, которая является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. В орбите эволюционных изменений рассматриваются биоценозы и биосфера в целом. Основой для эволюции в ней провозглашается динамика генетической структуры популяций, а основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор.

Со второй половины 19 в. эволюционная методология начинает распространяться и на другие научные дисциплины. В науках об обществе эволюционизм сформировался в трудах таких ученых как Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор и др. Представления о поэтапном развитии человеческого общества, начиная с 19 в., закрепился в большинстве влиятельных подходов и концепций.

К середине 20 в. принцип развития становится парадигмой научного исследования. Однако физика, которая являлась долгое время своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась привержена неэволюционным подходам (как классическая, так и неклассические теории).

Изменения произошли под влиянием формирования релятивистской космологии (А. Фридман). Данная новая дисциплина поставила под сомнение постулат о неизменности Вселенной во времени и утверждала наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени. Однако простого переноса принципа эволюции на физическое познание было недостаточно для того, чтобы представления об универсальности развития в живой и неживой природе, а также обществе, стали неотъемлемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должна была утвердиться концепция глобального (универсального) эволюционизма.

Концепция глобального эволюционизма.

Современная наука на основе концепции глобального (универсального) эволюционизма создает образ реальности как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Представления о реальности как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной 

Основоположниками теории нестационарной Вселенной являются российский физик А. Фридман, бельгийский физик Ж. Леметр в 1920-е годы. В середине 20 в. она нашла свое развитие в рамках теории американского физика Г. Гамова о «горячей Вселенной».

Теория нестационарной Вселенной представляет Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 – 20 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. По современным представлениям, наблюдаемая нами сейчас Вселенная возникла из некоторого начального «сингулярного» состояния (состояния, характеризующегося бесконечной плотностью и температурой вещества) и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Расширение вначале горячей и плотной Вселенной, которая по мере расширения охлаждалась, сопровождалось конденсированием вещества по мере остывания в галактики; последние разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления; в процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов; после превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах, в результате чего возникали новые звезды и многообразие космических тел.

Начиная с 1980-х гг. была разработана инфляционная модель Вселенной. Ключевым ее элементом является представление о так называемой инфляционной фазе – фазе ускоренного расширения на ранней стадии Большого взрыва. Суть ее в том, что внутри быстро расширяющейся, перегретой Вселенной небольшой участок пространства охлаждается и начинает расширяться сильнее, подобно тому, как переохлажденная вода стремительно замерзает, расширяясь при этом. Это привело к качественному изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц.

В результате утверждения теории нестационарной Вселенной сформировалось представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Открылась возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире. Таким образом, сложилась целостная картина мира, обнаруживающая общие эволюционные характеристики различных уровней организации материи.

Синергетика 

Под синергетикой понимается современная теория самоорганизации системных образований. Формирование данной теории приходится на 1970-е гг. К основоположникам относятся немецкий физик Г. Хакен, бельгийский и американский физик и химик И. Пригожин. Последователи данных ученых сформировали две ведущие на сегодняшний момент школы исследований в области синергетики. Синергетика изначально формируется как междисциплинарная теория, которая ставит своей задачей исследование эволюции любых систем объективной реальности (физических, химических, биологических, общественных). Весь мир, с точки зрения синергетики, представляет собой взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации.

При характеристике функционирования и развития систем синергетика выделяет три основные присущие им свойства:

1) открытость – способность системы постоянно обмениваться веществом, энергией, информацией с внешней средой;

2) неравновесность – состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее состава, структуры и функций;

3) нелинейность – свойство системы иметь в своей структуре различные потенциальные возможности изменений, соответствующие различным допустимым законам развития системы.

В рамках синергетики показывается, что подавляющее число объектов окружающей действительности является открытыми системами. Открытость выступает необходимым условием существования неравновесных (изменчивых) состояний, поскольку любые изменения в системе происходят благодаря взаимодействиям с внешней средой. В этом их отличие от закрытых систем, которые характеризуются стабильностью. Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, т.е. – развития.

Процесс качественного преобразования системы наступает в период особо критического неравновесного состояния, называемого точкой бифуркации. В этом состоянии функционирование системы становится неустойчивым; вместе с тем данное состояние является исходной точкой новой самоорганизации системы.

Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех стабильных системах за счёт отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в сложных открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонения со временем возрастают, накапливаются и, в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка. Поскольку флуктуации носят случайный характер, то состояние системы после прохождения точки бифуркации обусловлено действием суммы случайных факторов. В этом проявляется нелинейность сложных открытых систем, которая означает многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции, а также ее необратимость.

Идеи синергетики оказали огромное влияние на развитие современной научной картины мира, поскольку позволили системно обосновать представления об эволюции физических систем и включить их в единую схему развивающейся реальности неорганических, органических и социальных объектов.

Теория биосферы и ноосферы

Наряду с теорией нестационарной Вселенной и синергетикой значительную роль в обосновании принципа глобального эволюционизма сыграла и современная биология. Биологическое познание всегда ориентировалось на эволюционную методологию. Однако в классической биологии развитие органических форм рассматривается на основе чисто описательных методов. Поэтому в ХХ в. перед биологией встает задача не просто эмпирически зафиксировать и адекватно описать феномен эволюции живой природы, но и реконструировать его с позиций концептуально-теоретического анализа. В решении этой задачи позитивную роль сыграло учение об эволюции биосферы и ноосферы, связанное прежде всего с именем В.И. Вернадского.

По мнению В. Вернадского, биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Это специфическое геологическое тело, оболочка Земли, состав, структура и функции которого являются результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Биосфера проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы.

Биосфера состоит из живого, или биотического, и неживого, или абиотического, компонентов. Биотический компонент – это вся совокупность живых организмов («живое вещество»). Абиотический компонент – сочетание энергии, воды, определенных химических элементов и других неорганических условий, в которых существуют живые организмы. Жизнь в биосфере зависит от потока энергии и круговорота веществ между биотическим и абиотическим компонентами. Круговороты веществ называются биогеохимическими циклами. Существование этих циклов обеспечивается энергией Солнца. Биогеохимические циклы выявляют неразрывную связь живой и неживой природы, которая является основным условием эволюции в биосфере.

Вершиной этой эволюции стало формирование человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно, но неуклонно ведет к формированию ноосферы. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития биосферы (в качестве синонимов используются также понятия «антропосфера», «биотехносфера»). Человек принес новое начало в биосферу – трудовую деятельность, поэтому многие процессы в биосфере могут быть управляемы и направляемы человеком.

В. Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую планету. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Таким образом, теория ноосферы стала базисом для формирования концепции коэволюции (см. предыдущую лекцию), предусматривающей совместное и согласованное развитие человека и биосферы.

Теория биосферы и ноосферы выявила комплексную взаимозависимость неживой природы, живой природы и человеческого общества, которая обуславливает эволюционные процессы в рамках объективной реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83758. Правовое регулирование земельного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства 43.68 KB
  Плательщики налога Плательщиками налога признаются физические лица обладающие земельными участками признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. В отношении земельных участков используемых предназначенных для использования в предпринимательской деятельности налоговая база по налогу и исчисление суммы налога суммы авансовых платежей по налогу производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке. Ставки налога Налоговые ставки...
83759. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства 43.26 KB
  1991 № 2003–1 О налогах на имущество физических лиц далее Закон №2003–1. Плательщиками налога признаются физические лица собственники имущества признаваемого объектом налогообложения ст.2009 № 283ФЗ Ставки налога Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления законами городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
83760. Правовое регулирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: общие положения, налогоплательщики, основные элементы и особенности уплаты 40.83 KB
  В соответствии с пунктом 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08. Статьей 22 Закона Российской Федерации от 19.91 О занятости населения в Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 15.92 N 33071 О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О занятости населения в РСФСР установлено что Фонд занятости образуется за счет: обязательных страховых взносов работодателей; обязательных страховых взносов с...
83761. Налоги и сборы как источники государственных доходов. Роль налогов 44.13 KB
  Налоги и сборы неотъемлемый атрибут и органическая часть государства без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансовоэкономическим фундаментом института государства который состоит в изъятии части дохода извлекаемого из потребления факторов производства в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов бюджета. Налог обязательный индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...
83762. Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты 44.29 KB
  Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...
83763. Функции налога 45.43 KB
  Сущность налогов как экономикоправовой категории их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функции налогов выражают наиболее существенные главные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на достижение конкретных задач стоящих перед НП. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы: только фискальная функция; фискальная и регулирующая присущие высокоразвитым рыночным отношениям; многофункциональное проявление сущности налогов кроме фискальной и...
83764. Виды налогов и основания их классификации 46.97 KB
  В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов но и в финансовой системе в целом. Выяснение местоположения каждого налога в финансовой системе координат способствует точному установлению механизма его введения определению уровня бюджета в который зачисляется каждый налог круга плательщиков и перечня...
83765. Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения 48.43 KB
  Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС – это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов – совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.
83766. Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение 43.59 KB
  Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога и придают им их универсальность. Обязательные существенные элементы юридического состава налога это элементы без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.