71289

ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Лекция

Логика и философия

Техника является предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.

Русский

2014-11-30

71 KB

0 чел.

ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Понятие техники

Современная цивилизация может быть определена как техногенная. В ней особенно заметна ведущая роль науки и техники в жизни общества.

Техника является предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин.

Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития.

Техника  это система материальных и нематериальных средств практической деятельности, созданных человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей.

Под техникой необходимо понимать:

- совокупность технических объектов, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Виды техники:

- Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (дороги, каналы, мосты, трубопроводы и т.д.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), одним словом то, что принято называть инфраструктурой производства.

- Активная техника – это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д.

Основная функция техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Различные технические устройства позволяют значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные ресурсы, а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций.

К остальным функциям техники относятся:

- создание материальных и культурных ценностей;

- изменение производственных операций, приемов и навыков производственной деятельности;

- производство, преобразование и передача различных видов энергии;

- сбор, обработка и передача информации.

Основные исторические этапы развития техники:

Существует несколько подходов к периодизации истории развития техники.

По использованию разных природных материалов различают каменный век, бронзовый век, железный и т.д.

По применению различных видов энергии – век пара, век электричества и т.д.

По характеру развития активной техники, а также по роли человека в технологическом процессе выделяют три этапа:

1) период господства орудий и механизмов ручного труда (человек является основой технологического процесса);

2) период господства машинного производства (основой технологического процесса является машина, а человек лишь дополняет ее как технологический элемент);

3) период господства автоматизированного и компьютеризированного производства (человек высвобождается из технологической цепи, он перестает быть непосредственным звеном технологической цепи).

Развитие техники как элемента производительных сил включает в себя несколько качественных переходов:

1) Неолитическая революция – превращение мускульной силы в орудия труда посредством преобразования вещества.

2) Промышленная революция 18-19 вв. – переход к крупному машинному производству за счет овладения энергией.

3) Научно-техническая революция – интеграция науки и техники при опережающем развитии науки по отношению к технике и технологии. Этот процесс превратил науку в непосредственную производительную силу и стал ведущим фактором экономического и социального прогресса для ряда стран. Начало НТР относят к 1950-1960-м гг. и выделяют в ней два этапа:

- создание автоматизированных производственных процессов и самоуправляемой техники (1960-1970-е гг.);

- внедрение информационных и компьютерных технологий (с 1980-х гг.).

Техника как объект социально-философского исследования

Осмысление проблемы техники в рамках социально-философской мысли прошло несколько этапов:

1) Античная философия: Техника рассматривается как имитация природы, действующая аналогично естественным процессам. При этом техника является результатом человеческой деятельности. Платон говорит о том, что техника возникает там, где мы нуждаемся, ибо природа нас не удовлетворяет. Аристотель понимал это так, что техника есть некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество. В этом смысле техника отождествляется с ремеслом. Вместе с тем Платон и Аристотель указывают на то, что ремесленники занимаются лишь копированием природных образцов и не создают чего-то принципиально нового. В соответствии с подобными установками статус ремесленников в античном обществе не был высок.

2) Средневековая философия: Продолжена линия античной философии на отождествление техники с практическим искусством, ремеслом. Под техникой полагалось ремесло, практическое мастерство строителя, изобретателя.

3) Философия Нового времени: На осмысление понятия техники в данный период определяющее влияние оказало формирование новой индустриальной цивилизации. Специфика данной цивилизации способствовала изменению статуса техники в европейском и североамериканском обществе в следующих аспектах:

- техника переходит из ремесленного занятия в профессиональную инженерную культуру, основанную на достижениях естествознания, и становится мощным фактором общественного развития;

- техника приобретает строго рациональный характер, основывается на точном логико-математическом и физическом мышлении;

- происходит подготовка технических специалистов по специальным научным методикам; повышается их статус как элиты, призванной обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов.

Промышленная революция в развитых странах способствовала формированию системы высшего политехнического образования. В 19 в. возникают первые профессиональные сообщества инженеров.

В конце 19 в. формируется философия техники. В 1877 году появилась книга профессора Гейдельбергского университета Э. Каппа «Основные направления философии техники». Некоторые из представителей научно-технической интеллигенции активно занимаются философскими проблемами техники (Э. Капп, А. Ридлер, П. Энгельмейер и др.). Инженеры пытались осмыслить ценностный статус техники в культуре и цивилизационном процессе.

В их трудах формируется органопроективная концепция техники, согласно которой технические артефакты представляют собой естественное продолжение органов человека.

Э. Капп выводил возможности техники из развития самой человеческой природы и считал машину проекцией органов человека. Он отмечал, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Однако принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. Тут Э. Капп указывает, что органическая проекция может и не позволять распространять формальное сходство и что ее ценность в преимущественном выражении основных связей и отношений организма.

В качестве примера приводится паровая машина. Форма ее как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекции, т.е. вообще живого и действующего как организм существа. Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем могучим культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой.

Предметом осмысления становится также статус инженеров в обществе. С конца 19 в. в рамках философии техники приобретает популярность идея технократии, согласно которой любая социальная система способна достичь процветания в результате установления господствующего положения в экономической и политической системе общества технических специалистов. Вклад техники в развитие цивилизации пока расценивался как только положительный, негативные следствия технического прогресса еще не проявлялись на поверхности социальной жизни и не беспокоили общественное мнение.

4) Философия 20 – начала 21 вв.: Проблемное поле и структура философии техники интенсивно формировались по мере выявления особенностей развития и функционирования техники и технологий в социально-культурном пространстве. Развиваются разные подходы к пониманию сущности техники.

Основные направления современной философии техники:

1) Сциентистское направление (А. Эспинас, Ф. Бон): Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы «наука-техника», проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника рассматривается как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

2) Социологическое направление: Анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на три ветви:

- техницизм: утверждается позитивная роль техники в обществе, совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы (У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер);

- антитехницизм: утверждается негативная роль техники в обществе; техника рассматривается как причина глобальных проблем современности, кризиса нравственных и культурных ценностей, усиления социального контроля и отчуждения в обществе иногда даже как угроза для дальнейшего существования человечества (М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно);

- синтетическая программа (Ф. Эллюль, Л. Мэмфорд, Г. Йонас): утверждается необходимость гуманизации техники. С одной стороны, техника признается фактором развития человека, условием сохранения жизни и поддержания ее на высоком уровне, объектом человеческого творчества. С другой – формулируется идея, согласно которой в современном обществе потребления техника служит орудием усиления социального контроля и отчуждения. Процесс гуманизации техники должен сопровождаться перестройкой самих основ человеческой культуры.

3) Антропологическое направление (А.Хунинг): Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей, присущих природе человека. Человек, таким образом, техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

4) Религиозное направление (Ф. Дессауэр): Техника рассматривается как воплощение сверхъестественной сущности – Бога. Любая техническая система воплощает универсальную упорядоченность природы в соответствии с божественной целью. Техническое изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей Бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта. Вера в Бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой.

Техническое знание, его специфика и структура

Технические знания являются той частью человеческого знания, которые реализуются в технике и технологии. Формирование технических знаний уходит в глубокое прошлое и связано с трудовой деятельностью человека. Именно в процессе этой деятельности люди научились сознательно изготовлять орудия своего труда. Необходимость решения ближайшей, трудовой задачи заставляла человека обдуманно вносить изменения в предмет, служивший ему орудием. Проверяя на практике эффективность своих действий, человек отбрасывал все нерациональное и сохранял и развивал практически полезное. Таким образом, происходило накопление совокупного опыта, зарождались первые ростки технического знания.

Техническое знание – это часть человеческого знания, которая служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей.

Как духовный фактор общественного производства техническое знание играет роль своеобразного интегратора различных областей человеческого знания для использования их в создании и функционировании артефактов. Оно включает в свое содержание определенные части естествознания и обществознания, т.е. те их части, которые используются для проектирования, конструирования и функционирования техники. Так, определенные части физики как элемента естествознания превращаются в техническом знании в электротехнику, теплотехнику, гидравлику и др.; химии – в химическую технологию; эстетики как элемента обществознания – в художественное конструирование и т.д.

Специфика технического знания:

1) практическая направленность: это знание не просто в идеальной форме воспроизводит образы не существующих в естественной природе искусственных устройств, а ориентирует человека на их материализацию;

2) преобладание эмпирического знания над теоретическим: техническое знание по преимуществу имеет эмпирический характер; понятия образуются на основе непосредственных эмпирических данных без необходимой теоретической ориентации; многие явления и свойства широко используются в технике, хотя не имеют теоретического объяснения;

3) специфичность формы функционирования: с одной стороны, техническое знание как всякое знание, функционирует в субъективной форме – в чувственных образах и в логических формах человеческого мышления; с другой стороны, формой его функционирования является техника и технология как овеществленная сила знания. Благодаря противоречию между этими сторонами технического знания оно способно развиваться и совершенствоваться;

4) терминологическая строгость технического знания и специфические методы его фиксации: понятия образуются на основе отражения предметов и их свойств в условиях непосредственной практики или эксперимента. Поскольку они предназначены для овеществления в технических объектах, каждая неточность грозит большими неприятностями. Этим объясняются тенденция к машинному описанию технических объектов, такие точные методы фиксации технического знания как графики, параметры процессов и явлений, схемы, справочные таблицы, чертежи, специальные записи в программах компьютеров, спецификация узлов и деталей, технические указания;

5) разделение техникознания на проектно-конструкторское и технологическое: проектно-конструкторское знание представляет собой знание, используемое в процессе создания технических средств, их компонентов, а также целых совокупностей технических систем; технологическое знание – это знание о функционировании технических средств и связанных с этим изменений свойств, состояния, формы и положения обрабатываемого предмета.

Структура технического знания 

В основу структурирования технического знания положен признак разделения труда. Выделяют три уровня технического знания:

1) Профессионально-техническое знание рабочих: Это знания, полученные на базе производственного опыта, производственной деятельности рабочих и их профессионально-технического образования, используемые для оптимизации функционирования техники, рационализации и изобретательства (имеют преимущественно эмпирический характер). Вместе с тем производственно-технические знания рабочих включают в себя определенные элементы инженерного знания, а часто и технических наук. В этом своем содержании они являются необходимым условием развития и функционирования современной техники, требующей развитых форм труда.

2) Инженерно-техническое знание: Это знание о законах проектирования, конструирования и функционирования технических объектов и практическом использовании законов природы и общества в этом процессе, в общественном производстве в целом. Специфика инженерно-технического знания состоит в том, что оно сплавляет в единое целое научно-техническое знание и производственный опыт, а также в том, что оно синтезирует собственно технические знания с социальными. Социальное знание в инженерном знании нужно рассматривать как определенную сферу, в которой раскрываются сведения о целях применения техники, ее социальном назначении, характере инженерной деятельности.

3) Научно-техническое знание: Это знание об искусственно созданных средствах деятельности людей, отвечающее всем признакам научности. Его специфика заключается в том, что оно призвано обслуживать техническую деятельность человека, нацеленного на производство и применение технических средств. Зачатки научно-технических знаний в виде внедрения в техническую деятельность математических расчетов при возведении построек и конструирования военной техники имеют место в древности, античности, средние века. В 17-18 веках в Европе формируется ряд инженерных школ, способствующих становлению технических наук. В 18 веке бурно развивается теоретическая механика, которая заложила основы технических наук. Хотя первоначальные изобретения промышленной революции 18 века были основаны главным образом на техническом опыте, эта революция породила в конечном счете крупное машинное производство которое не могло уже развиваться и функционировать на основе сознательного использования науки. Это и предопределило формирование особого класса наук, впитавших в себя богатейший материал, добытый всем предшествующим научно-техническим знанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64444. Розвиток світового фінансового ринку в аспекті формування глобального економічного простору 372.5 KB
  Зростає глобальна пропозиція капіталу і забезпечується розвиток внутрішнього фінансового ринку що підвищує можливості перерозподілу фінансових ресурсів створює нові фінансові інструменти і підвищує...
64445. ПАТОГЕНЕТИЧНІ МЕХАНІЗМИ НЕВИНОШУВАННЯ ТА ЙОГО ЛІКУВАННЯ ПРИ ІСТМІКО-ЦЕРВІКАЛЬНІЙ НЕДОСТАТНОСТІ І ВАГІНАЛЬНИХ ІНФЕКЦІЯХ 192 KB
  Проведення хірургічної корекції ІЦН до розвитку її виразних клінічних проявів забезпечує позитивний ефект тому розробка діагностичних і прогностичних критеріїв реалізації ІЦН залишається в центрі уваги і потребує подальших досліджень для вирішення цього...
64446. СТАНОВЛЕННЯ ЕТНІЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ЯК ГАЛУЗІ НАУКОВОГО ЗНАННЯ: ІСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧНИЙ ВИМІР 6 MB
  Активні процеси усвідомлення національної історії, культури, науки, які відбуваються в Україні, стимулюють зростання потреби в структуризації етнопсихологічних знань. Зростання національної самосвідомості підвищує актуальність дослідження...
64447. МОДЕЛІ ТА МЕТОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ АКТИВНОЇ ВІДМОВОСТІЙКОЇ КУТОВОЇ СТАБІЛІЗАЦІЇ ДИСКОПОДІБНОГО ЛІТАЮЧОГО ВИРОБУ 1.05 MB
  Крім зазначених складностей має місце необхідність моделювання та розробки методів відбивання аварійних ситуацій системи стабілізації ДПЛВ в режимі реального часу шляхом забезпечення працездатності в умовах невизначеності функціонування...
64448. СТВОРЕННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ ЗАХИСТУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ НА ОСНОВІ КОДУЮЧИХ СТРУКТУР АДАМАРА 704.5 KB
  Незважаючи на його ефективність метод не вдається зреалізувати поліграфічним способом оскільки для розпізнавання зображення необхідно виконувати двовимірне перетворення Адамара.
64449. ЗАПОБІГАННЯ СХОДУ З РЕЙОК СПЕЦІАЛЬНОГО РУХОМОГО СКЛАДУ ШЛЯХОМ СТВОРЕННЯ КОМПЛЕКСНОЇ СИСТЕМИ ПРОТИДІЇ 262 KB
  Досягнення поставленої мети вимагає вирішення таких завдань: аналіз наукових публікацій у галузі динаміки залізничних екіпажів і моделювання взаємодії колеса з рейкою; математичне моделювання взаємодії колеса та рейки за умови рівноваги візка...
64450. Діагностика та ендоскопічне лікування туберкульозу трахеї та бронхів 186.5 KB
  Підвищення ефективності лікування хворих на туберкульоз у тому числі з із туберкульозним ураженням ураженням трахеї та бронхів залишається актуальним питанням фтизіатрії і пульмонології.
64451. Підвищення ефективності робочих процесів екскаваторів поздовжнього копання в складних ґрунтових умовах 305.5 KB
  Причиною цього є складність розробки в’язких липких суглинистих та глинистих ґрунтів в літній час а також ґрунтів що частково промерзли в зимовий неможливість очищення робочих органів екскаваторів від налиплого та намерзлого ґрунту повторне перенесення його в розроблені виїмки.
64452. Підвищення ефективності експлуатації відцентрових насосів у системі водопостачання житлово-комунального господарства 2.55 MB
  Частка енергії що споживається приводом насоса за різними джерелами оцінюється від 18 до 22 усієї електроенергії що використовується в господарстві країни. Зменшення енергоспоживання окремого насоса при забезпеченні ним певних значень напору і витрати досягається за рахунок підвищення ККД.