7129

Культурологические школы и направления

Лекция

Культурология и искусствоведение

Лекция 2. Культурологические школы и направления А. Биологическое направление. Б. Социально-психологическое направление. В. Структурализм. Г. Теория культурных миграций. Д. Теория локальных цивилизаций. Е. Эволюционизм. Ж. Этологически...

Русский

2013-01-16

58.5 KB

189 чел.

Лекция 2. Культурологические школы и направления

А. Биологическое направление.

Б. Социально-психологическое направление.

В. Структурализм.

Г. Теория культурных миграций.

Д. Теория “локальных цивилизаций”.

Е. Эволюционизм.

Ж. Этологический подход.

З. Функциональный подход.

И. Символизм.

Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Можно выделить в нем несколько этапов:

  •  Донаучный этап.

Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.

  •  Научно-исторический этап.

Он продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

  •  Научно-философский этап

Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности. На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.

В XIX-XX веках стали складываться основные культурологические концепции. Используя табл. 1, назовем некоторые из них.

Таблица 1

Направления в культурологии

Характеристика

1

2

Биологическое направление

Основной тезис или идея - замена изучения   исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась   тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры. Л. Фробениус   проводил аналогию между культурой и живым существом. Элементы   биологического подхода к культуре присутствуют и у А. Бастиана, который   считал, что элементарные клеточки культуры подобны клеткам живого организма.   В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался   важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения   природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения   врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о   наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей   поведения. Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества. Антропологи, исследовавшие   способы овладения культурой в различных типах обществ, склонялись к   приоритету внешних, приобретаемых умений, навыков, моделей поведения.

Социально-психологическое направление

Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей   сыграли работы французских ученых — представителей   социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841   -1931) и Г. де Тарда (1843-1904). Основная направленность работ Г. Лебона   "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895)   — анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса   овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены   проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об   управлении людьми в различных культурах. Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение,   подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда, посвященные этим аспектам   функционирования культур, — "Законы подражания" (1890) и "Социальная логика"   (1895). Главная задача автора — показать, как появляются изменения   (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление —   психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию   и теории культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и   расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и   употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.   Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория   культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией,   многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются   до сих пор в конкретных исследованиях культур.

Структурализм

Структурализм - (от лат. structura — строение) направление в гуманитарном   знании, сформировавшаяся в 20-е гг. XX в. и связан с использованием   структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и   математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории.   Объект исследования структурализма — культура как совокупность знаковых систем (язык,   наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода —   выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений;   признание методологического примата отношений над элементами в системе;   частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее   распространение в 1960-х гг. во Франции  (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение — генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в   котором выделяются два основных раздела — структурная лингвистика, структурная поэтика.

Теория культурных миграций

Теория культурных миграций, концепция в антропологии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, этим объясняется сходство культур или их отдельных элементов. Теория культурных миграций тесно связана с теорией культурных кругов и диффузионизмом. Распространение культурных элементов или культурных комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Другими словами, элементы одного “круга” могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого “круга”. Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют   культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких “культурных кругов” и их механического взаимодействия (“напластование”).

Теория “локальных цивилизаций”

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего   теория "локальных цивилизаций" А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и   О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии   теорий “локальных цивилизаций”. Монументальное исследование А. Тойнби   “Постижение истории” многие ученые признают шедевром исторической и   макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое   исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа   должны быть общества, имеющие большую протяженность как во времени, так и в пространстве, чем национальные государства. Они называются   “локальными цивилизациями”.

Эволюционизм

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель   необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную   черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята   концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип   последовательности необратимых изменений культурных феноменов от   относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной   дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному   окружению.

Этологический подход

Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) - биологическая   наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные   сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель этологии     Э. Геккель использовал термин "этология" как синоним экологии. Современная этология   возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца   и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее время этологи выдвинули гипотезу, получившую   название "Инстинктивные основы человеческой культуры" - теория, выдвинутая   биологами К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. фон Фришем. Ученые перенесли   наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Суть этологического подхода заключается в подробном сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли   врожденных и приобретенных элементов в формах поведения, а также   выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.

Функциональ-ный подход

Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами   Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого   направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.  Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как   целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача — разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей   между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени   ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных   структур. Рождается символизм во Франции, его предтечи: Ш. Бодлер, Э. По. Через музыку и театр символизм распространяется по всем странам Европы и Америки, но   ему становится тесно в рамках художественного творчества.

Символизм

Символизм - философское течение. Россия дает сильнейший образец символизма:   1883 г. Н.М. Минский "Старинный спор";   1890 г. он же "При свете совести";   1829 г. Д. Мережковский "О причине упадка и новых течениях русской   литературы";   1893-1895 гг. В. Брюсов "Русские символисты". Основная идея - жизнетворчество. Символ - философия жизни. Основные вопросы:   культура, ее становление, динамика. В 1909 г. наступает кризис символизма, в последствии он перерастает в философское   направление - журнал "Труды и дни" - культурологический журнал   символистов; он возникает как определенный итог деятельности этой школы.   Символизм максимально расширяет границы культурного диалога России. XIX в. - это все-таки диалог Россия - Европа (Франция и Германия).

Список литературы

  1.  Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.: РГГУ, 1999.  
  2.  Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. (Философия). - 1997. - № 1. – С. 80-93.
  3.  Губман Б. А. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь: Леан, 1997.
  4.  Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 1999.
  5.  Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
  6.  Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.  
  7.  Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997.
  8.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Олимп, 1999.
  9.  Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
  10.  Садохин А.П., Грушевская Т.Г. Этнология. – М.: Академия, Высшая школа, 2000.
  11.  Семенов Ю.И. Философия истории. – М.: Старый сад, 1999.
  12.  Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998.
  13.  Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70441. Исследование специфики использования современных спутниковых средств для повышения точности привязки опознаков 423.5 KB
  Спутниковые радионавигационные системы GPS ГЛОНАСС позволяют в большинстве случаев по сравнению с традиционными методами достигнуть более высокой точности место определения объекта с меньшими экономическими затратами при привязке опознаков.
70442. Визуализация результатов моделирования выхода автономного необитаемого подводного аппарата на источник экологических аномалий 3.97 MB
  Цель работы - разработка программного обеспечения визуализации результатов моделирования выхода автономного необитаемого аппарата на источник экологической аномалии. В результате выполнения работы сформулированы требования к программному обеспечению визуализации и выбраны средства...
70443. ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 1.7 MB
  Центром построения цифровой интегральной системы управления, в котором производится переработка информации о состоянии объекта и принятие решений, является бортовой цифровой вычислительный комплекс
70444. Семантическая деривация единиц лексико-семантической группы «Повадки животных» 70.34 KB
  Проблема образной номинации человека посредством зоонимической лексики не теряет в лингвистике своей значимости. Причина ее лингвистической ценности кроется в непрекращающемся процессе осмысления человеком самого себя в контексте окружающей его живой природы.
70445. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности младшего школьника 223 KB
  Так как семейные условия включая социальное положение род занятий материальное обеспечение и уровень образования родителей в большей мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного полноценного и целенаправленного воспитания которое дают ему...
70448. Разработка двухуровневой распределенной АСУ ТП секции 100 установки 4.34 MB
  Установка гидрокрекинг предназначена для переработки вакуумного газойля в присутствии водорода на алюмоникельмолибденовом катализаторе с повторной переработкой рециркулята (остатка куба колонны фракционирования) для максимального производства дизельного или реактивного топлива.
70449. Анализ финансового положения ОАО «Амира» 763.5 KB
  В настоящее время коммерческим банкам требуется более глубокий подход в оценке кредитоспособности заемщика потому что кредитоспособность клиента способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам а для банка кредитные операции...