7129

Культурологические школы и направления

Лекция

Культурология и искусствоведение

Лекция 2. Культурологические школы и направления А. Биологическое направление. Б. Социально-психологическое направление. В. Структурализм. Г. Теория культурных миграций. Д. Теория локальных цивилизаций. Е. Эволюционизм. Ж. Этологически...

Русский

2013-01-16

58.5 KB

193 чел.

Лекция 2. Культурологические школы и направления

А. Биологическое направление.

Б. Социально-психологическое направление.

В. Структурализм.

Г. Теория культурных миграций.

Д. Теория “локальных цивилизаций”.

Е. Эволюционизм.

Ж. Этологический подход.

З. Функциональный подход.

И. Символизм.

Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Можно выделить в нем несколько этапов:

  •  Донаучный этап.

Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.

  •  Научно-исторический этап.

Он продолжался до середины XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

  •  Научно-философский этап

Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности. На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.

В XIX-XX веках стали складываться основные культурологические концепции. Используя табл. 1, назовем некоторые из них.

Таблица 1

Направления в культурологии

Характеристика

1

2

Биологическое направление

Основной тезис или идея - замена изучения   исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась   тенденция к отождествлению развития "организма" и культуры. Л. Фробениус   проводил аналогию между культурой и живым существом. Элементы   биологического подхода к культуре присутствуют и у А. Бастиана, который   считал, что элементарные клеточки культуры подобны клеткам живого организма.   В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался   важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения   природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения   врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о   наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей   поведения. Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества. Антропологи, исследовавшие   способы овладения культурой в различных типах обществ, склонялись к   приоритету внешних, приобретаемых умений, навыков, моделей поведения.

Социально-психологическое направление

Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей   сыграли работы французских ученых — представителей   социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841   -1931) и Г. де Тарда (1843-1904). Основная направленность работ Г. Лебона   "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895)   — анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса   овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены   проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об   управлении людьми в различных культурах. Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение,   подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда, посвященные этим аспектам   функционирования культур, — "Законы подражания" (1890) и "Социальная логика"   (1895). Главная задача автора — показать, как появляются изменения   (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление —   психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию   и теории культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и   расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и   употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.   Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория   культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией,   многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются   до сих пор в конкретных исследованиях культур.

Структурализм

Структурализм - (от лат. structura — строение) направление в гуманитарном   знании, сформировавшаяся в 20-е гг. XX в. и связан с использованием   структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и   математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории.   Объект исследования структурализма — культура как совокупность знаковых систем (язык,   наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода —   выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений;   признание методологического примата отношений над элементами в системе;   частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее   распространение в 1960-х гг. во Франции  (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение — генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в   котором выделяются два основных раздела — структурная лингвистика, структурная поэтика.

Теория культурных миграций

Теория культурных миграций, концепция в антропологии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, этим объясняется сходство культур или их отдельных элементов. Теория культурных миграций тесно связана с теорией культурных кругов и диффузионизмом. Распространение культурных элементов или культурных комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Другими словами, элементы одного “круга” могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого “круга”. Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют   культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких “культурных кругов” и их механического взаимодействия (“напластование”).

Теория “локальных цивилизаций”

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего   теория "локальных цивилизаций" А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и   О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии   теорий “локальных цивилизаций”. Монументальное исследование А. Тойнби   “Постижение истории” многие ученые признают шедевром исторической и   макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое   исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа   должны быть общества, имеющие большую протяженность как во времени, так и в пространстве, чем национальные государства. Они называются   “локальными цивилизациями”.

Эволюционизм

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель   необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную   черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята   концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип   последовательности необратимых изменений культурных феноменов от   относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной   дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному   окружению.

Этологический подход

Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) - биологическая   наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные   сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель этологии     Э. Геккель использовал термин "этология" как синоним экологии. Современная этология   возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца   и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее время этологи выдвинули гипотезу, получившую   название "Инстинктивные основы человеческой культуры" - теория, выдвинутая   биологами К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. фон Фришем. Ученые перенесли   наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Суть этологического подхода заключается в подробном сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли   врожденных и приобретенных элементов в формах поведения, а также   выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.

Функциональ-ный подход

Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами   Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого   направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.  Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как   целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача — разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей   между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени   ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных   структур. Рождается символизм во Франции, его предтечи: Ш. Бодлер, Э. По. Через музыку и театр символизм распространяется по всем странам Европы и Америки, но   ему становится тесно в рамках художественного творчества.

Символизм

Символизм - философское течение. Россия дает сильнейший образец символизма:   1883 г. Н.М. Минский "Старинный спор";   1890 г. он же "При свете совести";   1829 г. Д. Мережковский "О причине упадка и новых течениях русской   литературы";   1893-1895 гг. В. Брюсов "Русские символисты". Основная идея - жизнетворчество. Символ - философия жизни. Основные вопросы:   культура, ее становление, динамика. В 1909 г. наступает кризис символизма, в последствии он перерастает в философское   направление - журнал "Труды и дни" - культурологический журнал   символистов; он возникает как определенный итог деятельности этой школы.   Символизм максимально расширяет границы культурного диалога России. XIX в. - это все-таки диалог Россия - Европа (Франция и Германия).

Список литературы

  1.  Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. - М.: РГГУ, 1999.  
  2.  Воронкова Л.П. Из классификации культурологических учений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. (Философия). - 1997. - № 1. – С. 80-93.
  3.  Губман Б. А. Западная философия культуры ХХ века. - Тверь: Леан, 1997.
  4.  Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики, 1999.
  5.  Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
  6.  Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.  
  7.  Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997.
  8.  Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Олимп, 1999.
  9.  Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
  10.  Садохин А.П., Грушевская Т.Г. Этнология. – М.: Академия, Высшая школа, 2000.
  11.  Семенов Ю.И. Философия истории. – М.: Старый сад, 1999.
  12.  Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 1998.
  13.  Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. - Ростов-н/Д, 1997.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71634. Основные положения расчёта ж/б а/д мостов. Тротуары и эксплуатационные обустройства 35.78 KB
  Предельными называют такие состояния при которых конструкция сооружения или его основание перестаёт удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям или требованиям безопасного производства работ.
71635. Постройка фундаментов мостов 140.77 KB
  Устройство плиты свайного ростверка. Для промеров расстояний через водоток вдоль оси перехода можно устроить лёгкий свайный мостик. При сооружении фундаментов в открытых котлованах размеры ограждений контуры фундаментов оси свай выносят на деревянную обноску из кольев и прибитых к ним горизонтальных досок.
71636. Методы научно-педагогического исследования в педагогике 31 KB
  Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).
71637. История ранних славян VI-VIII вв 186.5 KB
  В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад...
71639. История развития методов преподавания изобразительного искусства в древнем мире 87 KB
  Вопросы: Методы обучения рисунку в Древнем Египте. Методы обучения рисованию в Древней Греции. Методы обучения рисунку в Древнем Риме. Методы преподавания менялись в результате борьбы мнений смены художественных направлений изменения принципов обучения.
71640. История развития методов преподавания изобразительного искусства в Западной Европе 114.5 KB
  Методы обучения рисованию эпоху Возрождения. Методы обучения рисунку во второй половине XIX и в XX веке. Художники средневековья не использовали ни принципов построения изображения на плоскости которыми пользовались великие мастера Древней Греции ни достижений в области методики обучения...
71641. История развития методов преподавания изобразительного искусства в России и Белоруссии 90 KB
  Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке рисовали главным образом пером, инструментом, требующим особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов.
71642. Методы психологии 128 KB
  Вторая самая многочисленная группа включает в себя эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение эксперимент тесты; анкеты социометрия интервью и беседы приемы анализа процессов и продуктов деятельности хронометрия циклография профессиографическое описание оценка изделий...