71290

СТРУКТУРА И УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ

Лекция

Логика и философия

Научное познание сложившаяся на его основе система знания представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией.

Русский

2014-11-30

89 KB

1 чел.

СТРУКТУРА И УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ

Структура научного познания

Научное познание сложившаяся на его основе система знания представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией.

Выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида научно-познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Критерии их различения: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования; 3) особенности метода.

1) Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними (установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д.). На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, а как бы проступают через явления.

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теоретического исследования заключается в том, чтобы воссоздать эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивно обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон – это всегда достоверное знание.

2) Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

Кроме средств, непосредственно связанных с организацией наблюдений и экспериментов, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык (эмпирический язык науки). Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции – эмпирические объекты. Эмпирические объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях (пример: опыты, где было обнаружено магнитное действие электрического тока).

В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных теоретических объектов (конструктов). Здесь интересующие исследователя процессы представляются в чистом виде (материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические конструкты, понятия эквивалентного обмена, предельной стоимости, полной занятости в экономической теории). Абстрактные конструкты наделены не только теми признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно обнаруживается через другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде (Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размера, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет. Они представляют собой результат нашего мыслительного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных, в том или ином отношении, связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей).

3) Основные методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент; формы – данные наблюдений и эмпирический факт.

Основные методы теоретического исследования: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод логического и исторического исследования; формы: проблема, гипотеза, закон, принцип, теория.

Структура эмпирического познания.

На эмпирическом уровне научного познания выделяют две формы (а также два подуровня) научного знания:

- данные наблюдения;

- эмпирические факты.

Данные наблюдения отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с характером общей направленности научного исследования, его целей, проблем и задач (результат наблюдений и экспериментов). Информация о данных наблюдения фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме. В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а если наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью каких-либо приборов, то обязательно даются основные характеристики прибора (например, «тот-то наблюдал в телескоп на участке неба таком-то яркое световое пятнышко»). В данных наблюдения наряду с объективной информацией об изучаемых явлениях содержится значительный пласт субъективной информации, зависящий от состояния наблюдателя и приборов (ошибки наблюдателя, наслоения внешних возбуждающих воздействий, систематические и случайные ошибки приборов). В силу этого данные наблюдений не могут служить эмпирическим основанием для теоретических построений.

Таким основанием выступают эмпирические факты. Они строятся на базе данных наблюдений.

Эмпирический факт – форма научного знания, предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Эмпирические факты образуют эмпирический базис науки, на который опираются научные теории. Факты фиксируются в языке науки в высказываниях типа: «сила тока в цепи зависит от сопротивления проводника»; «более половины опрошенных в городе недовольны экологическим состоянием городской среды» и т.д.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:

- Нахождение в данных наблюдения устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. (Если в процессе наблюдения производится измерение, то данные наблюдения фиксируются в виде чисел определенная статистическая обработка результатов измерения, поиск среднестатистических величин в множестве этих данных. Если в процессе наблюдения применялись приборные установки, то наряду с протоколами наблюдения всегда составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические ошибки – при статистической обработке данных наблюдения эти ошибки также учитываются, они элиминируются из наблюдений в процессе поиска их инвариантно содержания. Историк, стремясь выявить хронологию прошлого, всегда стремится выявить множество независимых исторических свидетельств, выступающих в функции данных наблюдения).

- Необходимость истолкования (интерпретации) выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания – в этом смысле эмпирический факт не является независимым от наших предшествующих теоретических знаний.

На основании эмпирических фактов формируются эмпирические законы (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»). Эмпирические законы имеют крайне ограниченный характер, поскольку объясняют явления лишь в некоторых, а не во всех случаях Пример: Закон Бойля-Мариотта (для любого газа произведение его объема на давление есть величина постоянная) – на основе статистической обработки табличных данных, которыми экспериментально зафиксирована зависимость между давлением и объемом некоторых газов, получен соответствующий факт, а затем он распространен на все газы; однако, он не учитывает поведение газов при высоких давлениях.

Проблема роли теоретических знаний в формировании эмпирического факта: В понимании природы факта в современной методологии науки выделяют две крайние тенденции: фактуализм и теоретизм. Первый подчеркивает автономность и независимость фактов по отношению к теориям. Второй утверждает, что факты целиком зависят от теории, и при смене теории происходит смена всего фактуального базиса науки.

Нужно отметить, что теоретические знания играют определенную роль уже на этапе наблюдений – выбор объекта исследования. Рассмотрим область микроявлений, где совокупность эмпирических данных дают различные приборы. Эти данные представляют собой, например, определенные траектории на фотобумаге, которые показывают нам, как взаимодействуют частицы и т.д. Но, конечно, совокупность эмпирических данных является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений. Так, например, на фотографии, сделанной в магнитном поле, мы видим определенные спиральные линии. Зная, что в магнитном поле заряженные частицы движутся по спирали, прячем электроны в одну сторону, а позитроны в другую, мы считаем, что на фотографии изображено движение электрона или позитрона. Если мы не имеем определенных теоретических представлений, то, конечно, щелчки счетчика Гейгера или траектории в камерах Вильсона нам ничего не говорят о микромире.

На эмпирическом уровне необходима интерпретация работы приборов, осуществляемая в рамках механики, термодинамики, электродинамики и других теорий. Это значит, что эмпирический уровень научных знаний обязательно включает в себя то или иное теоретическое истолкование действительности.

С другой стороны в научном познании факты являются фундаментом для формирования теоретического познания:

1) совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий;

2) факты имеют важнейшее значение при подтверждении или опровержении теорий.

В результате возникает сложная проблема, дискутирующаяся в методологии науки: получается, что для установления факта нужны теории, а они, в свою очередь, должны проверяться фактами. Эта проблема решается только в том случае, если взаимодействие теории и факта рассматривается исторически. Безусловно, в формировании нового факта участвуют теоретические знания, которые были ранее проверены независимо от него. Что же касается новых фактов, то они могут служить основой новых теоретических идей и представлений. В свою очередь новые теории, превратившиеся в достоверное знание, могут использоваться в процедурах интерпретации при эмпирическом исследовании других областей действительности и формировании новых фактов.

Таким образом, любая наука обязана опираться на эмпирические факты. Но ученый не вслепую ищет факты, а руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями, ценностями. Собрав необходимое количество фактов, ученый затем включает их в определенную концептуальную схему, придает им смысл и значение.

Структура теоретического познания.

Формы теоретического знания:

1) проблема;

2) гипотеза;

3) теория.

Выявление научных фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного научного знания, предполагает постановку проблемы как первой формы теоретического познания.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения. Постановка проблемы влечет за собой поиск новых концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов. В ряде случаев она акцентирует внимание исследователей на парадоксах прежних теорий, требуя их разрешения. В своем развертывании проблема расчленяется на ряд взаимосвязанных вопросов, являющихся своеобразными формами научного поиска.

Проблема возникает как результат:

- противоречий в рамках отдельной теории;

- столкновения двух взаимно противоречащих теорий;

- противоречия теории с данными наблюдений и фактами.

Структура проблемы включает в себя:

- неизвестное (искомое);

- известное (условие и предпосылки проблемы). Неизвестное тесно связано с известным. Последнее, во-первых, указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное, и стало быть, в определенной мере раскрывает содержание неизвестного, а во-вторых, фиксирует область неизвестного – класс предметов, среди которых находится неизвестное, т.е. сообщает нечто о его объеме. Таким образом, неизвестное в задаче или проблеме не является абсолютно неизвестным. Оно представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дельнейшего поиска.

При постановке и решении проблем необходимы следующие компоненты:

- определенная система понятий, с помощью которой исследователь будет фиксировать те или иные феномены;

- система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем;

- опора на научные традиции (Гейзенберг).

На постановку и решение проблемы влияют:

- характер мышления эпохи, в которую формулируется проблема;

- уровень знания об объектах, которых касается проблема.

Условия успешного решения проблемы (Поппер):

- ясное и четкое ее формулирование;

- критическое исследование различных ее решений.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (певдопроблем), например, проблемы создания «вечного двигателя».

Решение какой-либо конкретной проблемы – существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, или гипотезы.

Гипотеза.

После того, как поставлена проблема, начинается поиск ее решения. На этом этапе развития теоретического знания формируется гипотеза.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.

Гипотеза носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования.

Основания гипотезы: предшествующее знание и новые факты. Основания, на которые опирается гипотеза, являются положениями необходимыми, но не достаточными для ее принятия. Это то, что называется известным в проблеме, ее предпосылками.

Условия, необходимые для выдвижения и обоснования гипотезы:

- должна соответствовать установленным научным законам;

- не должна противоречить законам формальной логики;

- должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается;

- должна быть простой и не содержать лишнего, субъективных, произвольных допущений;

- должна быть приложима к наиболее широкому классу объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально выдвинута;

- должна допускать возможность подтверждения или опровержения.

Этапы развертывания гипотезы в своем применении:

1) выдвижение предположения о причинах и закономерностях изучаемого явления, его свойствах, связях и отношениях, о его возникновении и развитии (обычно выдвигается несколько предположений относительно одного и того же явления);

2) обоснование выдвинутого предположения, оценка его основательности на основе указанных выше условий;

3) развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью дальнейшей эмпирической проверки;

4) эмпирическая проверка выведенных из гипотезы следствий.

Следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не означает не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.

Вопрос о проверяемости гипотез - Концепции верификации и фальсификации гипотез.

Верификация (неопозитивизм) – соответствие гипотезы опытным данным. Принцип верификации формулируется так: научный смысл имеют те предложения, которые прямо или косвенно допускают их сведение к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида или протокольные записи ученого (протокольные предложения). Протокольное предложение представляет собой суждение типа “…в таком месте, в такое время, при таких обстоятельствах наблюдается то-то и то-то”. Иначе говоря, нужно сравнивать предложения с эмпирической действительностью, указать условия, при которых они будут истинными или ложными. Если мы не может указать, как следует проверить предложение, то оно лишено научного смысла. Можно, например, легко установить, что предложение типа «На улице идет дождь» вполне осмысленно, ибо легко указать и метод его проверки – выглянуть в окно. Таким образом, истинная гипотеза, согласно сторонникам данной позиции, состоит в соответствии высказывания факту. Предложение же «Душа человека бессмертна» лишено всякого научного смысла, так как никакой метод его эмпирической проверки не может быть указан.

Недостатки верификационизма: в опыте можно верифицировать только предположения, охватывающие конечное число случаев. Для науки наиболее ценными и важными являются утверждения, соотносящиеся с бесконечностью.

Концепция фальсификации (К. Поппер): Каждая проверка гипотезы должна быть попыткой ее опровергнуть. Наука неспособна дать достоверные, или хотя бы вероятностные знания. Наше познание основывается не только на достоверных понятиях, но и на многочисленных догадках и разнообразных объяснениях, которые должны подвергаться постоянным проверкам. Но ни одна проверка не достигает конечной цели и каждую гипотезу следует рассматривать как догадку, которая получила какое-либо подтверждение.

Недостатки: фальсификация может указать, какие гипотезы являются ложными, но ничего не говорит о конструктивным методах поиска истины; она не может объяснить ни существования, ни темпов научного прогресса.

В случае позитивной проверки гипотеза либо переходит в ранг научной теории, либо опровергается, либо уточняется и конкретизируется.

Виды гипотез:

1) общие гипотезы – обоснованные предположения о различного рода связях между явлениями (фундамент построения основ научного знания);

2) частные гипотезы – обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, явлений и процессов;

3) рабочие гипотезы – предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Теория.

Важнейшей формой теоретического познания выступает теория.

Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерностей и существенных связей некоторой сферы действительности.

Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности. Но, в отличие от фактов, они представляют эти связи в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт – с помощью единичного.

Методологические требования к научной теории:

- логическая непротиворечивость;

- опытная проверяемость;

- полнота содержания (возможность представить любой фрагмент той области действительности, на описание и объяснение которого она претендует);

- объяснение сущностных взаимосвязей между различными компонентами изучаемой реальности.

Одним из наиболее актуальных и дискуссионных в современной философии науки является вопрос о том, какие основные компоненты конструируют научную теорию. Большинство исследователей выделяют в качестве основных компонентов в структуре теории следующие формы знаний:

- исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.);

- теоретические (абстрактные) объекты (например, материальная точка, атом, электрон и т.д.);

- теоретические (идеальные) модели и связи между ними;

- логика теории (совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания);

- законы, выражающие связи элементов теоретической идеальной модели и сформулированные в знаковой форме.

Построение научной теории сочетает в себе два вектора:

- формальный (нацелен на развертывание математического аппарата теории, его детализацию применительно к изучаемой области действительности);

- содержательный (операции с абстрактными объектами, объединенными в идеальные теоретические модели).

Теоретическая модель состоит из теоретических объектов (абстрактных конструктов), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Поскольку модель обосновывается как выражение сущности реальных процессов, постольку полученный в ее результате закон можно применить ко всем подобным ситуациям. Например, для теоретического обоснования эмпирического закона Бойля-Мариотта было допущено, что, во-первых, газ представляет собой набор идеально упругих и бесконечно малых соударяющихся частиц; во-вторых, что сосуд переменного объема, в который заключены эти частицы, также является идеальным. Таким образом, теоретические конструкты (идеальный газ и идеальный сосуд) образуют здесь теоретическую модель. Другой пример – ньютоновская механика: теоретические объекты, такие, как материальная точка, сила, инерциальная пространственно-временная система отсчета, составляют теоретическую модель механического движения, изображающую механические процессы как перемещение материальной точки по континууму точек пространства инерциальной системы отсчета и как изменение состояния движения материальной точки под действием силы. Благодаря таким допущениям познание поднялось с эмпирического на теоретический уровень, где математическая зависимость не только подтверждается в отдельных случаях, но, фиксируя «чистые», свободные от случайностей и привнесения ситуации, приобретает единый, необходимый и всеобщий характер. Таким образом, теоретическая модель содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Частные и общие теоретические модели (степень общности).

Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях. В развитых в теоретическом отношении дисциплинах (таких, как физика), законы теории формулируются на языке математики. Таким образом, законы, сформулированные в рамках теории, относятся не к эмпирически данной реальности, а к реальности такой, какой она представлена идеальной моделью.

Научный (теоретический) закон – связь (отношение) между явлениями и процессами, которая является:

- объективной (присуща реальному миру, выражает реальные отношения вещей);

- существенной и всеобщей (будучи выражением существенного в той или иной группе явлений определенного класса, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия);

- необходимой (будучи тесно связан с сущностью, данный закон всегда с необходимостью действует и осуществляется в определенных условиях);

- внутренней (отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы);

- повторяющейся, устойчивой (закон есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях).

Стабильность законов всегда соотносится с условиями их действия. Закон не есть нечто неизменное, а конкретно-исторический феномен. Изменение законов, их существование в виде тенденций.

Частные и общие законы (степень общности).

Следующий этап – выведение следствий из теоретических законов  практическая проверка.

Необходимо иметь в виду также то, что, обобщая факты и опираясь на них, теория между тем согласуется с господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее возникновение и развитие. Известны случаи, когда теории или отдельные их положения отклонялись не в связи с противоречиями практическому материалу, а по причинам мировоззренческого характера.

Взаимосвязь форм эмпирического и теоретического научного знания: теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать факты.

Функции теории:

- синтетическая (объединение достоверных знаний в единую систему);

- объяснительная (выявление причинных зависимостей, связей изучаемого явления, его сущностных характеристик, законов развития);

- методологическая (на базе теории формулируются методы, способы и приемы познавательной деятельности);

- предсказательная (на базе теоретических представлений о текущем состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов и их свойств, связей между явлениями);

- практическая (использование теории на практике).

Виды теорий:

Теории классифицируют по различным основаниям.

По степени общности выделяются частные теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений (закон колебания маятника в физике, закон движения тел по наклонной плоскости) и развитые теории, охватывающие все частные случаи определенной сферы реальности (ньютоновская механика).

Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.

С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории. Основу дедуктивной теории составляет понятие логического следования. Говорят, что из высказывания А логически следует высказывание В тогда и только тогда, когда истинность А гарантирует истинность В, и не бывает так, что А истинно, а В ложно. Для построения фундамента дедуктивной теории важно отобрать положения соответствующей ветви знания (аксиомы), которые бы, во-первых, не противоречили одно другому. Во-вторых, из множества аксиом должно следовать максимальное количество истинных положений данной ветви знания. В-третьих, аксиомы должны быть независимы друг от друга, т.е. не должны находиться между собой в отношении логического следования. Дедуктивный способ построения теории используется прежде всего в математике, логике, математическом естествознании. Но нужно иметь в виду ограниченность применения дедуктивного метода в науке.

Недедуктивные теории характерны для опытных наук. Здесь "господствуют" вероятностные формы выводов - аналогия, индукция и др. Недедуктивным путем идет большинство естественных наук, а также науки гуманитарного и обществоведческого циклов. Теории в этих науках опираются на изучение действительности, используя наблюдения, эксперименты, реконструируя ход событий по отображению в памятниках культуры.

С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на феноменологические и эссенциальные. Глубина познания в феноменологических теориях не выходит за рамки сферы явлений и поэтому характеризуется использованием близких к опыту понятий. Эссенциальные теории идут значительно дальше и отображают внутренние механизмы изучаемых процессов. В эссенциальных теориях широко применяются абстрактные понятия, которые характеризуют наблюдаемые объекты. Феноменологические теории, как правило, возникают на начальных стадиях развития науки и с течением времени поглощаются эссенциальными.

В последнее время среди исследователей в различных областях знаний пристальное внимание привлекает разделение эссенциальных теорий на теории простых и сложных систем. К простым системам относятся такие, что отличаются однородностью, линейностью и устойчивостью протекающих процессов. Знания об эволюции простой системы позволяют иметь всю информацию и по любому моментальному состоянию однозначно предсказать ее будущее и восстанавливать прошлое. Классическим примером простой теории служит механика Ньютона.

Но большинство систем окружающего мира имеют неоднородный, нелинейный, неустойчивый и необратимый характер. Поведение сложной системы во многом зависит от случайных факторов и поэтому характеризуется неопределенностью и непредсказуемостью. Владея теорией сложной системы, можно делать достоверные предсказания, но, как правило, на коротких временных интервалах, и по прохождению некоторого времени предсказания не совпадают с ходом событий. К наиболее сложным системам относится человеческое общество, и именно здесь предсказание связано с особым риском.

Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенная теория представляет собой окончательную знаковую модель некоторого целостного фрагмента реальности с точно установленными границами. Положения завершенной теории - научные законы как достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во многом гипотетической знаковой моделью. Границы развития такой теории пока что неизвестны, они носят открытый характер в том смысле, что отсутствуют представления о предметах, к которым она неприменима. О ее обобщениях нельзя утверждать как о достоверно установленных законах. Примерами завершенных теорий могут служить геометрия Евклида, механика Ньютона. Сегодня точно известна сфера применения евклидовой геометрии - трехмерное пространство. Но до открытия неевклидовых геометрий она существовала в виде модели, которая варьировалась в связи с попытками доказательства знаменитого пятого постулата. То же происходило и с механикой Ньютона до начала XX ст., пока не была уточнена область ее применения - множество макротел. Рожденная XX ст. квантовая теория на сегодняшний день не является завершенной, о чем свидетельствуют многие модели, которые конкурируют между собой в рамках ее развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний суб’єкт міжнародного права. Україна як суб’єкт міжнародного права. Правосуб’єктність вторинних суб’єктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.
41034. Теоретичні основи дослідження національної культури 149.5 KB
  Теоретичні основи дослідження національної культури Поняття культури та її структури Культурологія як наукова дисципліна Становлення української культурологічної думки. З точки зору історії культури якій власне і присвячено цей посібник поняття культура†використовують при характеристиці історичних епох середньовічна культура чи пам'яток археологічна культура характеристиці суспільств та регіонів європейська культура характеристиці народів кожен з яких створює неповторний культурний простір українська культура....
41035. Надзвичайні ситуації мирного й воєнного часів, їхній вплив на життєдіяльність населення України 34.5 KB
  Запобігання надзвичайним ситуаціям природного і техногенного характеру ліквідація їх наслідків максимальне зниження масштабів втрат та збитків перетворилося на загальнодержавну проблему і одне з найважливіших завдань органів виконавчої влади і управління всіх рівнів.1 Класифікація надзвичайних ситуацій Відповідно до характеру походження подій що можуть зумовити виникнення НС на території України розподіляються: надзвичайна ситуація НС порушення нормальних умов життя і діяльності людей на об’єкті або території спричинене аварією...
41036. Структура національної культури. Українська культура як цілісна система 71 KB
  Структура національної культури. Українська культура як цілісна система Структура національної культури Українська культура як цілісна система Характерні риси сучасної світової культури 1. Проблема систематизації культури і розкриття її структури є досить складною. На цій підставі в культурі правомірно виділяти світову і національну культури.
41037. Джерела української культури 62.5 KB
  Протослов'янське населення території давньої України 2. Територія заселена трипільцями пролягала від Словаччини та Румунії до Слобідської України від Чернігова до Чорного моря. Тут жили зокрема пращури слов'ян – місцеві землеробські племена. Питання походження східних слов'ян і на сьогодні є недостатньо вивченим.
41038. Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури 66 KB
  Культура Київської Русі: християнське підґрунтя української культури План: 1. Християнізація Русі як чинник нових культурних зрушень 2. Мистецтво Київської Русі як утілення світогляду релігійної та естетичної свідомості. Культура Київської Русі – видатне явище світової середньовічної культури.
41039. Духовна культура українського народу ХІV – першої половини XVІІ століття 62 KB
  Розєднаність українських земель відсутність єдиного політичного центру спустошливі турецькотатарські набіги іноземний гніт спричинили складні процеси в розвитку української культури XIV– XVI ст. Довгий час православна церква залишалася для українського населення єдиним осередком національної самобутності духовності й культури. Складна соціальнополітична ситуація що склалася в польськолитовську добу в Україні істотно позначилася на розвитку української культури. Вказані особливості притаманні усім сферам української культури періоду...
41040. Українська культура козацької доби 60 KB
  Українська культура козацької доби Нові процеси у духовному житті Наука і освіта козацької доби Специфіка національного варіанту бароко Еволюція образотворчого мистецтва Барокова архітектура Саме козацькі часи в історії України називають добою Бароко маючи на увазі не лише мистецький стиль а значно ширше духовне поняття: світовідчуття. Українське Бароко виявилося співзвучним історичному часові що переживав народ і тому так повно виразило і його філософію і психологію й естетику. Більш того національний варіант бароко в...
41041. Українське національно-культурне відродження ХІХ – початку ХХ ст 86.5 KB
  У цей час з’являються праці у галузі української історії філософії етнографії літератури. висловив один з представників нової української історіографії І. швидко зростала і які стали носіями української національної ідеї у Західній Україні. Воно стало носієм української національної ідеї у Західній Україні.