71291

СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Лекция

Логика и философия

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

Русский

2014-11-30

59 KB

1 чел.

СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Философия и мировоззрение. Природа философских проблем.

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми. Существуют три основные исторические типы мировоззрения, отражающие эволюцию данного феномена:

- миф;

- религия;

- философия.

Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и абсолютном супранатурализме (позиции, при которой в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное). При этом сверхъестественные силы не отделяются от природного мира, а выступают как его неотъемлемая часть.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный, материальный и нематериальный. При этом сверхъестественное является более важным и генетически первичным по отношению к природному миру. Материальный мир рассматривается не только в качестве зависимого от мира сверхъестественного, но и в качестве сотворенного последним.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

Специфическим выступает способ формирования данного мировоззрения, базирующийся не на вере, а на методах рационального обоснования его содержания с использованием теоретических понятий, логических критериев. Это во многом сближало содержание философского мировоззрения с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие неразвитости и недифференцированности научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально и логически обоснованных знаний о мире. С формированием самостоятельных наук в 17-18 вв. философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.

Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.

В качестве основных можно определить три основные мировоззренческие проблемы философии:

1) проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает определенную картину мира и отвечает на вопросы о его происхождении, функционировании и развитии; формах и способах бытия. Каково происхождение мира? Какова структура мира в целом? Каковы основные формы бытия мира? Каким образом происходят изменения в мире? Возможно ли выявление неких общих законов функционирования и развития мира в целом?;

2) проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека как особого типа бытия. В чем специфика и смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем?;

3) проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Каким образом человек познает окружающий мир? Какие основные типы практического отношения человека к действительности? Как формируется направленность познавательной и практико-преобразовательной деятельности человека и общества?

Эти проблемы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь обосновывает многие из них, вырабатывает средства анализа их структуры и динамики. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания (мораль, религия, искусство и т.д.) и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности.

Предмет философии – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

В различных философских направлениях система философского знания структурируется различными способами. Однако в рамках философского знания все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет:

- онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании понятий и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

- гносеология (теория познания) – учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

- социальная философия – учение о структуре, законах функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Система философского знания динамична. В настоящее время выделились в качестве самостоятельных направлений философского знания философия науки, философия техники, философия культуры, философия права, философия истории, философия искусства, философия политики и т.д.

Социокультурный статус философии в системе современной культуры. Функции философии.

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания и умений использовать их и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия.

Философия и наука.

Общие черты философии и науки:

1) категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, но и объясняется. Философия как и наука опирается на процедуры доказательства, обоснования и проверки на истинность знаний, использует систему четких и однозначных понятий и категорий.

2) Философия и наука высоко оценивают истину, рассматривая ее как высшую и самодостаточную познавательную ценность.

Отличия:

1) В исследуемой реальности наука всегда направлена на определенный предмет, абстрагируясь при этом от субъективных мнений и оценок этой реальности. Такая установка позволяет науке достичь объективного знания о явлениях. Философия же в принципе не может абстрагироваться от субъективного контекста познания, поскольку действительность дана в ней всегда посредством сознания.

2) Наука, описывая и объясняя мир, отражает и воспроизводит его таким, каким он существует объективно. Философия же не только отражает существующее, но и формирует представления о должных или ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия. Это позволяет заключить, что философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов.

3) Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же претендует на формирование того, что в опыте не дано. Это позволяет философским идеям приобретать статус метафизических, т.е. не могущих опираться лишь на научные методы и знания, а требующих обращаться к творческому воображению и пониманию.

Философия и искусство.

Общее:

1) Как философия, так и искусство направлены преимущественно на постижение человека и его духовного мира. Их интересует ценностная сторона культуры, вопросы формирования определенных представлений о должном, прекрасном, добром и т.д.

2) Субъективный контекст познания: Философские труды, как и произведения искусства всегда многозначны, их содержание опосредовано конкретными социокультурными обстоятельствами, спецификой авторского мировосприятия, что исключает единственно верное их истолкование и предполагает множество возможных интерпретаций.

Отличия:

1) Искусство отражает мир в художественных образах, философия – в форме рационально-логических категорий.

2) Художественные образы направлены на чувственность человека; философские идеи апеллируют к разуму.

Философия и религия.

Общее:

Направленность на решение фундаментальных вопросов бытия, стремление к формированию целостной картины мира. И философия, и религия выступают в качестве исторических типов мировоззрения.

Отличия:

1) Философское мышление критично; любые свои утверждения оно стремится доказать, обосновать и проверить на истинность. Религия же основана на вере и содержит совокупность догматов, которые не требуют доказательства и обоснования и воспринимаются в качестве абсолютной истины.

2) Религиозный опыт в отличие от философского опирается не на рационально-логические компоненты, а на чувства и эмоции.

Таким образом, философия – сложный и изменчивый элемент культуры, который нельзя полностью идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией. Тем не менее философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной направленностью является рациональное осмысление различных образов человека и мира, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.

Функции философии.

Среди основных функций философии в системе культуры нужно отметить следующие:

- мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру;

- функция интеграции и систематизации духовной культуры заключается в обеспечении средствами философии единства различных форм духовной культуры (наука, религия, искусство и т.д.), придания ей системного характера;

- методологическая функция состоит в разработке общенаучной картины мира и связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации, т.е. представлений о методах рациональной деятельности человека;

- гносеологическая функция направлена на выработку средствами философии представлений о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

- праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

- критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

- прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.

В развитии европейской философии выделяют две традиции:

- классическая (учения, которые возникли со времен античности и до середины XIX в. и предложили европейской культуре образец философской теории, парадигму философствования);

- неклассическая (совокупность школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. и до наших дней и отразивших те радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени)

Классическая философия была основана на постулатах, которые в той или иной форме присутствовали во всех философских теориях всех времен:

1) Рационализм – наиболее существенная черта этой философии. Признание разума, доверие к разуму, уважение к нему является основой этой философии. Идея рациональности мира и человека доминировала в философии со времен Платона, а своего завершения достигает в немецкой классической философии. При этом разум представал в этой философии не только как существенная характеристика человека, но и как некая основа мира, его субстанция.

2) Рационализация человека. Единственное свойство, отличающее человека от всего живого – это разум, способность к логическому мышлению. В связи с этим классическая философия рассматривала человека исключительно как разумное существо, призванием которого была познавательная деятельность. Человек рождается и живет для познания мира, и это познание требует от него сознательного и целенаправленного развития своих познавательных способностей: разума, интуиции, памяти, морали. Познание – не только потребность разума, но и души, только познание способствует расширению возможностей человека в мире и его духовному росту.

3) Гносеологизация отношений человека и мира. Классическая философия весь спектр отношений человека и мира рассматривает исключительно как теоретико-познавательные, как отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета, а его разум – как единственно возможный способ видения мира. Результаты познавательной деятельности фиксируются с помощью точных и однозначных понятий.

4) Уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором присутствуют разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.

Основные ориентации неклассической философии:

1) Ограничение принципа рационализма. Утверждается, что рационально-логические онтологические конструкции классической философии не имеют ничего общего с подлинной реальностью, для которой характерны дискретность, неоднородность и противоречивость. В мире разумного не больше, чем неразумного, а претензии классической философии на системно-рациональное постижение природы и человека, утверждение тождества бытия и мышления – только миф. Неклассическая философия не отрицает разум или его познавательные способности, а только формулирует ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве характеристики бытия и познания.

2) Дерационализация человека. Неклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а тотальной категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Человек рассматривается здесь не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.

3) Дегносеологизация отношений человека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для неклассической философии. Эта философия исходит из тезиса, согласно которому всякий раз, как человек осознает себя, он осознает себя здесь и сейчас, в этом месте, в этой среде. Это значит, что мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его, и только так этот мир может мыслиться. Наряду с познавательным важную роль играют практическое, ценностное отношение человека к миру.

4) Отрицание естественной упорядоченности мироустройства. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.

Неклассическая философия – это сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является разве только критическое отношение к философской классике. Плюрализм – существенная черта современной философии.

В неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая программа, ориентированная на радикальное переосмысление принципов классического рационализма и утверждение в противовес этому картин мира, в которых неразумное, иррациональное провозглашается основой мира (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия жизни);

2) социально-критическая программа, ориентированная на объяснение и анализ общих перспектив изменения общества (марксизм, нео- и постмарксизм);

3) аналитическая программа, включающая в себя философское осмысление науки, ее принципов, методов, связи философии и науки (позитивизм, нео- и постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм);

4) экзистенциально-антропологическая программа, направленная на философский анализ проблемы человека (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25205. Постсруктуралізм як самокритика структуралізму 28 KB
  – критика авторасуб’єкта і літературного твору в якості його продукту. Якщо для структуралізму структура – це самодостатнє ціле яке не потребує ні адресата ні комунікативної ситуації ні автора автор – лише простий виконавець структурних приписів то з позиції П. проголошує війну на два фронти – і проти структури і проти автора які пригнічують будьяку різноманітність і різнобарв’я дійсності. протиставив принцип багатозначного прочитання твору; а структуралістському розчиненню автора в мові його роз’єднанню на множину дискурсивних...
25206. Жак Дерріда: людина і світ як текст 28.5 KB
  Жак Дерріда: людина і світ як текст Дерріда – ключова фігура постструктуралізму і деконструктивізму. Класична філософія вичерпала себе метод її подолання – деконструкція яка націлена на знищення метафізичних смислів що містяться в тексті. Мета – звільнення від метафізики присутності задля можливості розуміти текст як феномен який сам себе породжує.Відкриття того що говорить текст 2.
25207. Cубстанційна концепція моральних добра і зла 35 KB
  Добро і зло в цих системах мають субстанційну природу це два самостоятельних рівноправних початка світу. Боротьба цих двох початків визначає розвиток світу. Добро і зло в данному випадку онтологізуються це надлюдські сили які складають дуальну основу світу. Абсолютне Благо верховний принцип існування нерухомого світу ідей і матерія як косное неструктурированное начало составляют вместе рамки проявления добра и зла их онтологічна основа.
25208. Християнське обґрунтування моралі. Євангельська моральна доктрина 44 KB
  Підставою всього ранньохристиянського світогляду була абсолютна орієнтованість на Бога як джерела й ціль будьяких чел. Шлях до Бога є шлях порятунку через народження понад і фізичну смерть. є подоба Бога. образа Бога.
25209. Сучасний дискурс справедливості 25 KB
  Сучасний дискурс справедливості. Одною з найяскравіших робіт що зможе розкрити це питання є робота Роулза Теорія справедливості€. По суті теорія справедливості означає розрив з традицією. Головною засадою за Роулзом є інтуїтивне почуття справедливості.
25210. Життєвий світ в феноменологічній філософії 28.5 KB
  Життєвий світ в феноменологічній філософії Гуссерль Криза європейських наук та трансцендентальна феноменологія€ Життєвий світ€ як безпосередньо актуально існуюча сфера первинних засад знання як дійсних форм досвідного споглядання серед яких ми самі живемо відповідно до тілесного способу існування особистості. Життєвий світ як необхідна передумова будьякого досвіду трансцендентальна умова. Виходячи із перспективи життєвого світу Гуссерль критикує ідеалізацію об’єктивізму наук про природу які піддають забуттю життєвий світ...
25211. Основи метафізики звичаїв (моральності) 26.5 KB
  Основи метафізики звичаїв моральності Основи метафізики звичаїв 1785 – входить до циклу праць в яких Кант висвітлює основні положення своєї практичної філософії. Головна мета роботи – встановлення вищого принципу моральності. Шлях реалізації мети – потрійний перехід: від повсякденного моральнісного пізнання до філософського від популярної моральної філософії до метафізики моральності і від метафізики моральності до критики чистого практичного розуму. Обґрунтовання поняття метафізики моральності.
25212. Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме 28 KB
  Неоднорідність і роздвоєність свідомості: усідомлюване і позасвідоме Формування ідеї неоднорідності психіки і наявності такого важливого її виміру як позасвідоме має тривалу історію. Свідоме Я і позасвідоме Воно Фройд пов’язує з фотографічним відбитком і негативом. Позасвідоме віддає свідомості частину свого внутрішнього змісту – тієї різноманітої інформації якою воно володіє. Проте далеко не все чим володіє позасвідоме може усвідомлюватися оскільки свідомості властиві агресивність консервативність які перешкоджають сприйняттю змісту...
25213. Гелен Систематика антропології 23.5 KB
  Людина є €œбіологічно недосконалою€ істотою оскільки їй не вистачає інстинктів. €œЛюдина – це істота визначена своїми недоліками€. Людина приречена до діяльної активності що реалізується в різних формах культури. Щоб вижити людина має пристосувати свою безпорадність собі ж на користь.