71291
СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Лекция
Логика и философия
Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».
Русский
2014-11-30
59 KB
1 чел.
СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Философия и мировоззрение. Природа философских проблем.
Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».
Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми. Существуют три основные исторические типы мировоззрения, отражающие эволюцию данного феномена:
- миф;
- религия;
- философия.
Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и абсолютном супранатурализме (позиции, при которой в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное). При этом сверхъестественные силы не отделяются от природного мира, а выступают как его неотъемлемая часть.
Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный, материальный и нематериальный. При этом сверхъестественное является более важным и генетически первичным по отношению к природному миру. Материальный мир рассматривается не только в качестве зависимого от мира сверхъестественного, но и в качестве сотворенного последним.
Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции.
Специфическим выступает способ формирования данного мировоззрения, базирующийся не на вере, а на методах рационального обоснования его содержания с использованием теоретических понятий, логических критериев. Это во многом сближало содержание философского мировоззрения с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие неразвитости и недифференцированности научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально и логически обоснованных знаний о мире. С формированием самостоятельных наук в 17-18 вв. философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.
Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.
В качестве основных можно определить три основные мировоззренческие проблемы философии:
1) проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает определенную картину мира и отвечает на вопросы о его происхождении, функционировании и развитии; формах и способах бытия. Каково происхождение мира? Какова структура мира в целом? Каковы основные формы бытия мира? Каким образом происходят изменения в мире? Возможно ли выявление неких общих законов функционирования и развития мира в целом?;
2) проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека как особого типа бытия. В чем специфика и смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем?;
3) проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Каким образом человек познает окружающий мир? Какие основные типы практического отношения человека к действительности? Как формируется направленность познавательной и практико-преобразовательной деятельности человека и общества?
Эти проблемы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь обосновывает многие из них, вырабатывает средства анализа их структуры и динамики. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания (мораль, религия, искусство и т.д.) и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности.
Предмет философии наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
В различных философских направлениях система философского знания структурируется различными способами. Однако в рамках философского знания все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет:
- онтология учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании понятий и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;
- гносеология (теория познания) учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;
- философская антропология учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;
- социальная философия учение о структуре, законах функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.
Система философского знания динамична. В настоящее время выделились в качестве самостоятельных направлений философского знания философия науки, философия техники, философия культуры, философия права, философия истории, философия искусства, философия политики и т.д.
Социокультурный статус философии в системе современной культуры. Функции философии.
Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания и умений использовать их и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия.
Философия и наука.
Общие черты философии и науки:
1) категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, но и объясняется. Философия как и наука опирается на процедуры доказательства, обоснования и проверки на истинность знаний, использует систему четких и однозначных понятий и категорий.
2) Философия и наука высоко оценивают истину, рассматривая ее как высшую и самодостаточную познавательную ценность.
Отличия:
1) В исследуемой реальности наука всегда направлена на определенный предмет, абстрагируясь при этом от субъективных мнений и оценок этой реальности. Такая установка позволяет науке достичь объективного знания о явлениях. Философия же в принципе не может абстрагироваться от субъективного контекста познания, поскольку действительность дана в ней всегда посредством сознания.
2) Наука, описывая и объясняя мир, отражает и воспроизводит его таким, каким он существует объективно. Философия же не только отражает существующее, но и формирует представления о должных или ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия. Это позволяет заключить, что философия ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов.
3) Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же претендует на формирование того, что в опыте не дано. Это позволяет философским идеям приобретать статус метафизических, т.е. не могущих опираться лишь на научные методы и знания, а требующих обращаться к творческому воображению и пониманию.
Философия и искусство.
Общее:
1) Как философия, так и искусство направлены преимущественно на постижение человека и его духовного мира. Их интересует ценностная сторона культуры, вопросы формирования определенных представлений о должном, прекрасном, добром и т.д.
2) Субъективный контекст познания: Философские труды, как и произведения искусства всегда многозначны, их содержание опосредовано конкретными социокультурными обстоятельствами, спецификой авторского мировосприятия, что исключает единственно верное их истолкование и предполагает множество возможных интерпретаций.
Отличия:
1) Искусство отражает мир в художественных образах, философия в форме рационально-логических категорий.
2) Художественные образы направлены на чувственность человека; философские идеи апеллируют к разуму.
Философия и религия.
Общее:
Направленность на решение фундаментальных вопросов бытия, стремление к формированию целостной картины мира. И философия, и религия выступают в качестве исторических типов мировоззрения.
Отличия:
1) Философское мышление критично; любые свои утверждения оно стремится доказать, обосновать и проверить на истинность. Религия же основана на вере и содержит совокупность догматов, которые не требуют доказательства и обоснования и воспринимаются в качестве абсолютной истины.
2) Религиозный опыт в отличие от философского опирается не на рационально-логические компоненты, а на чувства и эмоции.
Таким образом, философия сложный и изменчивый элемент культуры, который нельзя полностью идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией. Тем не менее философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной направленностью является рациональное осмысление различных образов человека и мира, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.
Функции философии.
Среди основных функций философии в системе культуры нужно отметить следующие:
- мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру;
- функция интеграции и систематизации духовной культуры заключается в обеспечении средствами философии единства различных форм духовной культуры (наука, религия, искусство и т.д.), придания ей системного характера;
- методологическая функция состоит в разработке общенаучной картины мира и связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации, т.е. представлений о методах рациональной деятельности человека;
- гносеологическая функция направлена на выработку средствами философии представлений о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;
- аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;
- праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;
- критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;
- прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.
Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.
В развитии европейской философии выделяют две традиции:
- классическая (учения, которые возникли со времен античности и до середины XIX в. и предложили европейской культуре образец философской теории, парадигму философствования);
- неклассическая (совокупность школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. и до наших дней и отразивших те радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени)
Классическая философия была основана на постулатах, которые в той или иной форме присутствовали во всех философских теориях всех времен:
1) Рационализм наиболее существенная черта этой философии. Признание разума, доверие к разуму, уважение к нему является основой этой философии. Идея рациональности мира и человека доминировала в философии со времен Платона, а своего завершения достигает в немецкой классической философии. При этом разум представал в этой философии не только как существенная характеристика человека, но и как некая основа мира, его субстанция.
2) Рационализация человека. Единственное свойство, отличающее человека от всего живого это разум, способность к логическому мышлению. В связи с этим классическая философия рассматривала человека исключительно как разумное существо, призванием которого была познавательная деятельность. Человек рождается и живет для познания мира, и это познание требует от него сознательного и целенаправленного развития своих познавательных способностей: разума, интуиции, памяти, морали. Познание не только потребность разума, но и души, только познание способствует расширению возможностей человека в мире и его духовному росту.
3) Гносеологизация отношений человека и мира. Классическая философия весь спектр отношений человека и мира рассматривает исключительно как теоретико-познавательные, как отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета, а его разум как единственно возможный способ видения мира. Результаты познавательной деятельности фиксируются с помощью точных и однозначных понятий.
4) Уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором присутствуют разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.
Основные ориентации неклассической философии:
1) Ограничение принципа рационализма. Утверждается, что рационально-логические онтологические конструкции классической философии не имеют ничего общего с подлинной реальностью, для которой характерны дискретность, неоднородность и противоречивость. В мире разумного не больше, чем неразумного, а претензии классической философии на системно-рациональное постижение природы и человека, утверждение тождества бытия и мышления только миф. Неклассическая философия не отрицает разум или его познавательные способности, а только формулирует ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве характеристики бытия и познания.
2) Дерационализация человека. Неклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а тотальной категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Человек рассматривается здесь не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.
3) Дегносеологизация отношений человека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для неклассической философии. Эта философия исходит из тезиса, согласно которому всякий раз, как человек осознает себя, он осознает себя здесь и сейчас, в этом месте, в этой среде. Это значит, что мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его, и только так этот мир может мыслиться. Наряду с познавательным важную роль играют практическое, ценностное отношение человека к миру.
4) Отрицание естественной упорядоченности мироустройства. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.
Неклассическая философия это сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является разве только критическое отношение к философской классике. Плюрализм существенная черта современной философии.
В неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:
1) иррационалистическая программа, ориентированная на радикальное переосмысление принципов классического рационализма и утверждение в противовес этому картин мира, в которых неразумное, иррациональное провозглашается основой мира (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия жизни);
2) социально-критическая программа, ориентированная на объяснение и анализ общих перспектив изменения общества (марксизм, нео- и постмарксизм);
3) аналитическая программа, включающая в себя философское осмысление науки, ее принципов, методов, связи философии и науки (позитивизм, нео- и постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм);
4) экзистенциально-антропологическая программа, направленная на философский анализ проблемы человека (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
70984. | Разработка технологического процесса горячей объёмной штамповки поковок детали «кронштейн» из стали ЭП866 | 134.5 KB | |
В данном курсовом проекте рассматривается разработка технологического проекта, штамповой оснастки для детали кронштейн. Данная деталь входит в состав турбины и работает при высоких температурах, поэтому она изготовляется из жаропрочной стали 15Х16К5Н2МВФАБШ (ЭП 866). | |||
70985. | Правовой статус человека и гражданина в РФ | 72.66 KB | |
Данное исследование посвящено изучению ряда вопросов, касающихся проблематики правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Думается, что рассматриваемая в данной работе проблема является актуальной на современном этапе развития российского государства... | |||
70986. | Спектроскопия комбинационного рассеяния | 82.72 KB | |
Комбинационное рассеяние света (КРС)— неупругое рассеяние оптического излучения на молекулах вещества (твёрдого, жидкого или газообразного), сопровождающееся заметным изменением частоты излучения. В отличие от рэлеевского рассеяния, в случае комбинационного рассеяния света | |||
70987. | Разработка ПП АИС «Колледжи Москвы» | 213 KB | |
В данном программном продукте будут предусмотрены функции просмотра БД о колледжах. Также предусмотрен поиск по двум критериям, редактирование и печать отчётов. Разработка системного проекта АИС «Колледжи Москвы»... | |||
70990. | Облік загальновиробничих витрат та порядок їх віднесення на собівартість продукції | 963.5 KB | |
Основою для розробки і реалізації управлінських рішень є відповідна інформація про стан справ в тій або іншій області діяльності організації в конкретний момент часу. Так, дані обліку витрат виробництва (обіг) і калькуляції собівартості продукції (робіт, послуг) є важливим засобом... | |||
70991. | Інженерно–технічний захист інформації та інформаційних систем | 673 KB | |
Основною метою кваліфікаційної роботи є вивчення і аналіз методів і засобів захисту інформації в мережі. Для досягнення вказаної мети необхідно вирішити ряд завдань: Розглянути погрози безпеці і їх класифікацію; Охарактеризувати методи і засоби захисту інформації в мережі... | |||
70992. | Основи організації обліку готівкового обігу на ТзОВ «Коломийська автобаза» | 208.5 KB | |
Метою написання даної роботи є дослідження роботи підприємства ТзОВ «Коломийська автобаза», та розкрити теоретичну частину обігу грошових коштів (а саме касових операцій) як в національній практиці так і з порівнянням досвіду зарубіжних країн. | |||