71291

СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Лекция

Логика и философия

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

Русский

2014-11-30

59 KB

1 чел.

СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Философия и мировоззрение. Природа философских проблем.

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

Мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок, а также схем поведения и деятельности, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми. Существуют три основные исторические типы мировоззрения, отражающие эволюцию данного феномена:

- миф;

- религия;

- философия.

Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и абсолютном супранатурализме (позиции, при которой в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное). При этом сверхъестественные силы не отделяются от природного мира, а выступают как его неотъемлемая часть.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный, материальный и нематериальный. При этом сверхъестественное является более важным и генетически первичным по отношению к природному миру. Материальный мир рассматривается не только в качестве зависимого от мира сверхъестественного, но и в качестве сотворенного последним.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия, и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Впервые философия возникает в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

Специфическим выступает способ формирования данного мировоззрения, базирующийся не на вере, а на методах рационального обоснования его содержания с использованием теоретических понятий, логических критериев. Это во многом сближало содержание философского мировоззрения с представлениями зарождающейся науки. Вплоть до 17-18 вв. вследствие неразвитости и недифференцированности научных представлений философия по сути включала в себя весь массив рационально и логически обоснованных знаний о мире. С формированием самостоятельных наук в 17-18 вв. философия объединяет в себе лишь наиболее общие фундаментальные знания.

Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.

В качестве основных можно определить три основные мировоззренческие проблемы философии:

1) проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает определенную картину мира и отвечает на вопросы о его происхождении, функционировании и развитии; формах и способах бытия. Каково происхождение мира? Какова структура мира в целом? Каковы основные формы бытия мира? Каким образом происходят изменения в мире? Возможно ли выявление неких общих законов функционирования и развития мира в целом?;

2) проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека как особого типа бытия. В чем специфика и смысл жизни человека? Свободен он или не свободен в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем?;

3) проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Каким образом человек познает окружающий мир? Какие основные типы практического отношения человека к действительности? Как формируется направленность познавательной и практико-преобразовательной деятельности человека и общества?

Эти проблемы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь обосновывает многие из них, вырабатывает средства анализа их структуры и динамики. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания (мораль, религия, искусство и т.д.) и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности.

Предмет философии – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

В различных философских направлениях система философского знания структурируется различными способами. Однако в рамках философского знания все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет:

- онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании понятий и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

- гносеология (теория познания) – учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

- социальная философия – учение о структуре, законах функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Система философского знания динамична. В настоящее время выделились в качестве самостоятельных направлений философского знания философия науки, философия техники, философия культуры, философия права, философия истории, философия искусства, философия политики и т.д.

Социокультурный статус философии в системе современной культуры. Функции философии.

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания и умений использовать их и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия.

Философия и наука.

Общие черты философии и науки:

1) категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, но и объясняется. Философия как и наука опирается на процедуры доказательства, обоснования и проверки на истинность знаний, использует систему четких и однозначных понятий и категорий.

2) Философия и наука высоко оценивают истину, рассматривая ее как высшую и самодостаточную познавательную ценность.

Отличия:

1) В исследуемой реальности наука всегда направлена на определенный предмет, абстрагируясь при этом от субъективных мнений и оценок этой реальности. Такая установка позволяет науке достичь объективного знания о явлениях. Философия же в принципе не может абстрагироваться от субъективного контекста познания, поскольку действительность дана в ней всегда посредством сознания.

2) Наука, описывая и объясняя мир, отражает и воспроизводит его таким, каким он существует объективно. Философия же не только отражает существующее, но и формирует представления о должных или ценных для человека и общества формах природного, социального и духовного бытия. Это позволяет заключить, что философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей и социально-нравственных идеалов.

3) Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом. Философия же претендует на формирование того, что в опыте не дано. Это позволяет философским идеям приобретать статус метафизических, т.е. не могущих опираться лишь на научные методы и знания, а требующих обращаться к творческому воображению и пониманию.

Философия и искусство.

Общее:

1) Как философия, так и искусство направлены преимущественно на постижение человека и его духовного мира. Их интересует ценностная сторона культуры, вопросы формирования определенных представлений о должном, прекрасном, добром и т.д.

2) Субъективный контекст познания: Философские труды, как и произведения искусства всегда многозначны, их содержание опосредовано конкретными социокультурными обстоятельствами, спецификой авторского мировосприятия, что исключает единственно верное их истолкование и предполагает множество возможных интерпретаций.

Отличия:

1) Искусство отражает мир в художественных образах, философия – в форме рационально-логических категорий.

2) Художественные образы направлены на чувственность человека; философские идеи апеллируют к разуму.

Философия и религия.

Общее:

Направленность на решение фундаментальных вопросов бытия, стремление к формированию целостной картины мира. И философия, и религия выступают в качестве исторических типов мировоззрения.

Отличия:

1) Философское мышление критично; любые свои утверждения оно стремится доказать, обосновать и проверить на истинность. Религия же основана на вере и содержит совокупность догматов, которые не требуют доказательства и обоснования и воспринимаются в качестве абсолютной истины.

2) Религиозный опыт в отличие от философского опирается не на рационально-логические компоненты, а на чувства и эмоции.

Таким образом, философия – сложный и изменчивый элемент культуры, который нельзя полностью идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией. Тем не менее философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной направленностью является рациональное осмысление различных образов человека и мира, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.

Функции философии.

Среди основных функций философии в системе культуры нужно отметить следующие:

- мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о мире, месте в нем человека, формах практического, познавательного и ценностного отношения человека к миру;

- функция интеграции и систематизации духовной культуры заключается в обеспечении средствами философии единства различных форм духовной культуры (наука, религия, искусство и т.д.), придания ей системного характера;

- методологическая функция состоит в разработке общенаучной картины мира и связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации, т.е. представлений о методах рациональной деятельности человека;

- гносеологическая функция направлена на выработку средствами философии представлений о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

- аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

- праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

- критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

- прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.

В развитии европейской философии выделяют две традиции:

- классическая (учения, которые возникли со времен античности и до середины XIX в. и предложили европейской культуре образец философской теории, парадигму философствования);

- неклассическая (совокупность школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. и до наших дней и отразивших те радикальные изменения, которым подверглась западная культура этого времени)

Классическая философия была основана на постулатах, которые в той или иной форме присутствовали во всех философских теориях всех времен:

1) Рационализм – наиболее существенная черта этой философии. Признание разума, доверие к разуму, уважение к нему является основой этой философии. Идея рациональности мира и человека доминировала в философии со времен Платона, а своего завершения достигает в немецкой классической философии. При этом разум представал в этой философии не только как существенная характеристика человека, но и как некая основа мира, его субстанция.

2) Рационализация человека. Единственное свойство, отличающее человека от всего живого – это разум, способность к логическому мышлению. В связи с этим классическая философия рассматривала человека исключительно как разумное существо, призванием которого была познавательная деятельность. Человек рождается и живет для познания мира, и это познание требует от него сознательного и целенаправленного развития своих познавательных способностей: разума, интуиции, памяти, морали. Познание – не только потребность разума, но и души, только познание способствует расширению возможностей человека в мире и его духовному росту.

3) Гносеологизация отношений человека и мира. Классическая философия весь спектр отношений человека и мира рассматривает исключительно как теоретико-познавательные, как отношения субъекта и объекта, где субъект выступал абсолютной точкой отсчета, а его разум – как единственно возможный способ видения мира. Результаты познавательной деятельности фиксируются с помощью точных и однозначных понятий.

4) Уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором присутствуют разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.

Основные ориентации неклассической философии:

1) Ограничение принципа рационализма. Утверждается, что рационально-логические онтологические конструкции классической философии не имеют ничего общего с подлинной реальностью, для которой характерны дискретность, неоднородность и противоречивость. В мире разумного не больше, чем неразумного, а претензии классической философии на системно-рациональное постижение природы и человека, утверждение тождества бытия и мышления – только миф. Неклассическая философия не отрицает разум или его познавательные способности, а только формулирует ограничение разумного и утверждение неразумного в качестве характеристики бытия и познания.

2) Дерационализация человека. Неклассическая философия не отрицает разумности человека, но и не допускает ее верховенства. Человек не потому человек, что разумен и познает, а потому что живет. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а тотальной категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. И разум – только одно, и не самое существенное проявление этой жизни. Человек рассматривается здесь не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество.

3) Дегносеологизация отношений человека и мира. Характерное для классической философии понимание связи мира и человека как отношений объекта и субъекта, противопоставленных друг другу и независимых друг от друга, неприемлемо для неклассической философии. Эта философия исходит из тезиса, согласно которому всякий раз, как человек осознает себя, он осознает себя здесь и сейчас, в этом месте, в этой среде. Это значит, что мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его, и только так этот мир может мыслиться. Наряду с познавательным важную роль играют практическое, ценностное отношение человека к миру.

4) Отрицание естественной упорядоченности мироустройства. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.

Неклассическая философия – это сочетание самых разных школ и течений, которые настолько отличаются друг от друга, что общим для них является разве только критическое отношение к философской классике. Плюрализм – существенная черта современной философии.

В неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая программа, ориентированная на радикальное переосмысление принципов классического рационализма и утверждение в противовес этому картин мира, в которых неразумное, иррациональное провозглашается основой мира (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия жизни);

2) социально-критическая программа, ориентированная на объяснение и анализ общих перспектив изменения общества (марксизм, нео- и постмарксизм);

3) аналитическая программа, включающая в себя философское осмысление науки, ее принципов, методов, связи философии и науки (позитивизм, нео- и постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм);

4) экзистенциально-антропологическая программа, направленная на философский анализ проблемы человека (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37642. Знайомство з об’єктно орієнтованим середовищем 26.48 KB
  Створив новий проект,для зручності додав допоміжну форму. Для виклику допоміжної форми достатньо клацнути по формі (подія FormClick)
37643. Дослідження типів, що визначаються, в мові Паскаль (інтервальний, перечислювальний, множинний) 19.02 KB
  Написати програму на мові Паскаль яка складається з наступних дій: Опису перечислювального типу згідно з варіантом завдання. Опису трьох інтервальних типів на основі перечислювального типу. Опису та ініціювання двох змінних різних інтервальних типів. Написати програму на мові Паскаль яка складається з наступних дій: Опису перечислювального типу згідно з варіантом завдання.
37644. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.54 MB
  Для выполнения своих функций муниципальный сектор располагает разнообразными природными, производственными, финансовыми, информационными и другими ресурсами, которые потребляются непосредственно населением муниципальных образований или через предприятия и учреждения
37645. Стабилизатор напряжения СТН 695.5 KB
  Лабораторная работа №01 Стабилизатор напряжения СТН Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе напряжения СТН.1 Стабилизатор напряжения СТН 1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ СТН: 1.
37646. Прохождение импульсов через реостатно – емкостные цепи 270.5 KB
  Цель работы: ознакомление с электрическими процессами в простейших реостатно – емкостных цепях при воздействии на них импульсных сигналов прямоугольной формы.
37647. Стабилизатор тока СТТ 655 KB
  Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе тока СТТ. Оборудование: осциллограф С1 – 101, тренажер Т – 97, вольтметр В7 – 20.
37648. Генератор пилообразного напряжения 277.5 KB
  Цель работы: ознакомление с принципом действия генераторов пилообразных напряжений (ГПН). Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.
37649. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВА ОХОРОНА СЕРЕДОВИЩА СВІТОВОГО ОКЕАНУ, ТВАРИННОГО ТА РОСЛИННОГО СВІТУ 709.5 KB
  Мета курсової роботи залежить від пошуку ефективних шляхів, вкладених у гарантоване забезпечення сприятливого середовища Світового океану, тваринного та рослинного світу, екологічну безпеку із застосуванням міжнародно-правових екологічних принципів, і норм.
37650. Транзисторный ключ с нагрузкой индуктивного характера 326.5 KB
  Цель работы: ознакомление с особенностями переходных процессов в схемах транзисторных ключей с нагрузкой индуктивного характера. Оборудование: лабораторный стенд Е91А 2636, осциллограф С1 – 143, генератор сигналов – низкочастотный Г3 – 120.