71306

Психология преступного поведения

Лекция

Психология и эзотерика

Криминальная психология изучает психические закономерности личности преступников которые связаны с формированием преступной установки возникновением преступного умысла подготовкой и совершением преступления а также формирование преступного стереотипа поведения.

Русский

2014-11-05

277 KB

10 чел.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»___________________2013 г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

“ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»  

для обучающихся по специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

СМК-УМК-4.4.2-45-13

Тема 3

Психология преступного поведения

Рассмотрена на заседании ПМК (секции)

Протокол № ___ от «___» _________ 20__ г.

Санкт-Петербург

2013

  1.  Учебные цели
    1.  Познакомить с структурой личности преступника.
    2.  Рассмотреть психологию преступной группы.
  2.  Воспитательные цели
    1.  Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.
  3.  Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1.  Психология преступного поведения.
  2.  Психология личности преступника.
  3.  Психология группового преступного поведения.
  4.  Психологическая характеристика потерпевшего.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

50

40

40

40

5

  1.  Литература

Основная литература

  1.  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2.  Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

1   Актуальные    проблемы    борьбы    с    коррупцией    и    организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.

  1.  Васильев   В.Л.   Психологическая   культура   прокурорско-следственной
    деятельности. СПб., 2008.
  2.  Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
    пособие. СПб., 2009.
  3.  Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.
  4.  Гримак Л.П.  и др. Методы  прикладной  психологии в  раскрытии и
    расследовании преступлений. М., 1999.

  1.  Учебно-материальное обеспечение
  2.  Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  3.  Слайды:
  •  Название темы.
  •  Учебные вопросы.
  •  Рекомендуемая литература.
  •  Рассмотрение содержания учебных вопросов
  •  Заключение.

VI. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Криминальная психология изучает психические закономерности личности преступников, которые связаны с формированием преступной установки, возникновением преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также формирование преступного стереотипа поведения. Криминальная психология исследует личность преступника и преступной группы, разнообразные психологические пути воздействия на личность и группу. Изучение личности преступника необходимо прежде всего в связи с потребностями практики борьбы с преступностью. Помимо этого, в особом разделе криминальной психологии изучаются психологические аспекты неосторожной преступности, а также исследуется бытовая и профессиональная неосторожность. Для криминальной психологии наиболее характерен подход, который позволяет глубже изучить поведение индивида в развитии, но для этого нужно исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.

Выделяют следующие биологические предпосылки, оказывающие отрицательное влияние на поведение человека:

  1.  патологию биологических потребностей;
  2.  нервно-психические заболевания, к которым относят психопатии, неврастении, пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы;

3) психофизиологические нагрузки и конфликтные ситуации.

Биологическая подструктура не свободна полностью от влияния окружающей среды. Преступниками не рождаются, а становятся. Поэтому в формировании преступных качеств главное место занимают социальные факторы: воспитание, обучение и т.д.

На преодоление негативных предпосылок поведения оказывают влияние:

  1.  размер санкций (социальных, правовых, моральных), которые следуют в связи с тем или иным вариантом поведения индивида;
  2.  степень их реальности, близости и неотвратимости;

3)отношение индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным элементам.
Неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления и несоответствие между потребностями людей и возможностями реализации этих потребностей является одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности, а именно:

  1.  устои прошлого уклада жизни действуют на главные жизненные потребности людей благодаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений;
  2.  население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует официальным прогнозам;
  3.  потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев общества;  формирование потребностей подчиняется принципу соответствия возможностей

                                               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1.                                             Психология преступного поведения.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:

инстинктивные;

рефлекторные, или действия-реакции;

импульсивные;

волевые.

Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т.е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью. Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям.

Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

нервно-психической, эмоциональной неустойчивостью индивида;

алкогольным или наркотическим опьянением;

психопатическими аномалиями личности;

преобладанием эмоций над здравым смыслом при сложившейся ситуации.

Импульсивность характерна для преступлений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется. Такое состояние, возникающее внезапно в результате противоправных действий потерпевшего, признается законом как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на:

S информационный, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

S эмоциональный, который может возникнуть в опасных ситуациях (при внезапном нападении, стихийном бедствии и т.п.);

S демобилизирующий, в результате которого нарушается целесообразность действий человека и ухудшаются возможности речи.

Поведение — это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов, что вряд ли можно признать обоснованным. Преступное поведение — понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), но и его истоки; возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факторами, а также внутренние, психические процессы и состояния, определяющие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение.

Если схематически представить себе процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, то такой процесс условно можно разделить на два основных этапа.

Первый этап — мотивационный. На данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом.

На данном этапе нередко происходит борьба мотивов. Процессу мотивации, содержанием которого является борьба мотивов на совершение преступления, сопутствуют процессы целеобразования, выбора объекта, на который субъект планирует направить свои преступные действия. Первоначально мотивы и цели могут и не совпадать, однако в последующем возможен сдвиг мотивов на цель.

Завершением данного этапа является прогнозирование, протекающее либо в развернутом виде с мысленным проигрыванием ролей-образов, либо в сжатом, свернутом виде. Затем следует принятие решения.

После того как решение принято, оцениваются условия, в которых будут совершаться противоправные действия, с точки зрения того, насколько они будут способствовать достижению поставленных целей, подыскиваются, выбираются средства и способы, орудия совершения преступления. В случае готовящегося группового преступления среди его участников распределяются роли с их функциональными обязанностями.

Проблема возникновения и формирования мотивов противоправного поведения имеет многоплановый характер. Особый интерес представляют наиболее общие закономерности возникновения и формирования мотивов преступления. При этом в мотивационном процессе можно выделить следующие наиболее важные этапы:

1)появление потребности как источника активности личности. Возникновению мотивов любой, в том числе противоправной, деятельности, как правило, предшествует появление определенной потребности. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена, далее в результате переживания субъектом возникшей потребности как своей, личностно значимой, появляется особое, актуальное для данного субъекта потребностное состояние.

Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Иное дело, когда та же потребность под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения, оправдывающего хищения, злоупотребления служебным положением, деформируется;

2)переход потребности в мотив противоправного поведения. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по-разному. Субъективная значимость потребности может и не совпадать с ее объективным значением в общественном сознании. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Таким образом, в процессе формирования мотива прослеживается своеобразный треугольник: потребность личностный смысл — ситуация, элементы которого постоянно взаимодействуют между собой.

Ситуативно обусловленное развитие мотивации имеет место и в преступном поведении. Эту ситуацию называют криминогенной.

Причины формирования криминогенной ситуации следующие: неопределенность, непредсказуемость развития события, поведения различных лиц; экстремальность, быстротечность происходящих событий; конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например в виде неправомерного поведения потерпевшего; бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т.д.

Ситуация перед совершением преступления — это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой определенностью решения человека. Например, для человека, имеющего высокие нравственные установки, сам по себе факт отсутствия постоянного контроля за ним практически не имеет значения. Однако для субъекта с антиобщественной направленностью этот факт станет составляющей криминогенной ситуации. Важное место в процессе формирования мотивов занимают психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В сознании человека в ней как бы аккумулируются и его потребности, и его стремления, интересы, а сами мотивы смещаются на цель деятельности.

После того как решение принято, на смену мотивационному приходит второй этап реализация решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, наступает преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. Цель может оказаться «недовыполненной», «перевыполненной», либо возникает побочный результат, который вообще не охватывался целью.

Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием своего дальнейшего поведения в ходе предварительного расследования и на суде.

Анализируя механизм преступного поведения, нельзя игнорировать такие важнейшие факторы, определяющие поведение субъекта, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер) и воздействие социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной ситуации, так и непосредственно в ходе нее.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые «безмотивные» преступления. Такое название весьма условно и не отражает полного отсутствия мотива в действиях виновного, что исключается само по себе, поскольку речь идет о сознательной деятельности психически здорового человека.

Первую группу безмотивных умышленных преступлений составляют преступления, внешне отличающиеся бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения.

Вторую группу безмотивных преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут даже носить характер аутоагрессии, и тогда следователю приходится иметь дело с суицидальным поведением.

При совершении неосторожных преступлений рассмотренный выше механизм преступного поведения носит свернутый характер. Если в умышленных преступлениях мотив и цель непосредственно связаны с наступившим результатом, то в неосторожных преступлениях имеет место разрыв между мотивом и целью противоправного поведения субъекта, с одной стороны, и наступившим результатом — с другой. Этот разрыв заполняется мотивом и целью допускаемых субъектом нарушений определенных правил поведения, объективно направленных на недопущение тяжких последствий, которые в представлении субъекта могут наступить, а могут и не наступить. В этом проявляется волевой характер противоправного поведения субъекта и отдельных его действий, связанных с несоблюдением им тех или иных предписаний обязательного характера.

Следует также помнить, что отсутствие мотивации на достижение преступного результата в неосторожных преступлениях не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого в конечном итоге и явился этот результат.

Таким образом, мотив присущ любому волевому, а следовательно, и любому преступному поведению независимо от формы вины. Но, поскольку при неосторожной форме вины наступившие последствия не охватываются желанием виновного, следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего к общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

  1.  Психология личности преступника.

Понятие «личность преступника» является многогранным, с ярко выраженным междисциплинарным характером, оно изучается психологами и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и уголовному процессу, криминологии и криминалистике.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

при выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных
ситуациях;

входе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;

при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении, и т.д.);

• в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

В настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально-демографической и социально-психологической подсистем личности преступника.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Например, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние и, наконец, 30—45-летние. Основная масса таких преступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли места работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т.е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования зарегистрирован улиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий — у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т.д.

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности.

Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений.

Социально-психологическая подсистема личности преступника. Психологическую структуру личности образуют четыре основных структурных элемента:

  1.  подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрения, ценностных ориентации, социальных установок, ведущих мотивов и т.д.), связанных с правосознанием человека;
  2.  подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  3.  подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;
  4.  подструктура темперамента и других биологически, на следственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Существенное отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит в том, что многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность преступника с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов.

В новом уголовном законодательстве социально-психологическим качествам личности субъектов различных преступлений уделено большее внимание. Отдельные психические явления, состояние психики лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния, прямо указаны.в уголовном законе, введены в некоторые составы преступлений. Поэтому можно говорить об определенной психологизации отдельных институтов, принципов (справедливости, гуманизма и т.д.) и даже норм уголовного права. Например, законодателем введены в уголовно-правовую материю такие психические явления, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости (ст. 22 УК РФ); неспособность несовершеннолетнего правонарушителя в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии (ст. 20 УК РФ); легкомыслие (ст. 26 УК РФ); психофизиологические качества личности субъекта, совершившего опасное деяние, которые не соответствовали требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК РФ); понятие психического принуждения, препятствующего процессам волеизъявления потерпевшего (ч. 2 ст. 40, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ); понятие риска (ст. 41, п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ); особая жестокость, жестокое обращение как способы совершения целого ряда преступлений; аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация и т.д.

Рассмотрение социально-демографических, социально-психологических особенностей личности преступника предполагает анализ так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

При определенных благоприятных условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аноматии не криминогенны.

К психическим аномалиям относятся:

различные психопатии;

сексуальные аномалии;

олигофрения.

Психопатии затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям. Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий. В основном ученые склонны выделять четыре разновидности психопатии:

S астенические психопаты — их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями;

S возбудимые психопаты — отличаются повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе. Часто их злобность может привести к пьянству, бродяжничеству и сексуальным извращениям;

S истерические психопаты — их поведение можно охарактеризовать как демонстрацию своего превосходства;

S паранойяльные психопаты — они постоянно находятся в состоянии борьбы с несуществующими врагами, отсюда их любовь к сутяжничеству и анонимным доносам.

Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.

Сексуальные аномалии в зависимости от поведения индивида подразделяются следующим образом:

S гиперлибидомия, превращающая сексуальность в смысл жизни, что приводит к частой смене партнеров и беспорядочным половым связям;

S гиполибидомия, в основном вызываемая жизненными неудачами, что приводит к понижению сексуальности.

Олигофрения — это приобретенное или врожденное слабоумие, ее разновидности:

дебильность (легкая степень слабоумия);

имбецильность (средняя степень слабоумия);

идиотия  (глубокая умственная отсталость).

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической защиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву. Такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, а отсюда — конфликтным взаимодействием с окружающими.

Таким образом, конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, и именно поэтому их относят к особому криминогенному типу. В этой связи очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Среди лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления, очень часто встречаются лица с повышенной агрессивностью, злобные, жестокие.

Понятие «агрессия» и производные от него — «агрессивность», «жестокое обращение» и «жестокость», «особая жестокость», употребляемые в УК РФ, по смыслу близки друг к другу, но имеют разное содержание.

При оценке характера, уровня агрессивности действий виновного следует обращать внимание на такой важный критерий, как «норма агрессии» — понятие, производное от уровня социализации личности, ориентации субъекта на культурно-социальные нормы поведения, традиции, существующие в той социальной, культурной, этнической среде, в которой сформировались его личность, ценностные ориентации, правосознание.

Агрессивным действиям нередко сопутствуют проявления жестокости или даже «особой жестокости», о которой наряду с «жестоким обращением» говорится в уголовном законодательстве.

По своему первоначальному смыслу жестокость предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в отношении которой совершаются агрессивные действия. В более широком смысле слова «жестокость» и «агрессия» (и это их роднит) представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость — более узкое понятие.

Таким образом, жестокость, как и агрессивность, можно рассматривать в качестве личностной особенности, черты характера индивида, которая проявляется в жестоком обращении с потерпевшим, в жестоких по характеру действиях по отношению к нему.

Типология личности преступника.

По признаку антиобщественной направленности:

  1.  легкомысленно, безответственно и небрежно относящиеся к установленным социальным ценностям и своим обязанностям, проявляется в различных неосторожных преступлениях;
  2.  негативно-пренебрежительно относящиеся к человеческой личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью и т.д.;
  3.  с корыстно-частнособственническими тенденциями в поведении, связанными с. непринятием принципа распределения материальных благ в обществе. Это является основой для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества, контрабанды и др.;
  4.  индивидуалистически-пренебрежительно относящиеся к существующим общественным институтам, к общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Такое отношение предполагает совершение ряда хозяйственных преступлений и преступлений против порядка управления и т.д.

По глубине и стойкости антисоциальной направленности:  

  1.  случайный подтипвпервые совершивший преступление, которое противоречит общим социальным нормам;
  2.  криминогенный подтип характеризуется следующими особенностями:

а)сформирован в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих;

б)в прошлом систематически совершал противоправные проступки и различные правонарушения, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

в)оторван от ценностно-нормативной системы общества;

г)привык к отрицательной оценке своего поведения, используя при этом социально-психологические механизмы самозащиты;

д)активен в ситуации совершения преступления и совершает преступление без достаточно обоснованных внешних поводов;

  1.  последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где систематически нарушаются нравственно-правовые нормы;
  2.  ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением общественных и нравственных норм поведения и совершением правонарушений, а также ненадлежащим исполнением требований общественных ролей;
  3.  ситуативный подтип характеризуется тем, что безнравственные элементы выражены у него незначительно, а основными являются дефекты механизма взаимодействия микросреды и личности в сложной ситуации.

По степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности выделяют следующие типы преступников:

  1.  особо опасные — многократно судимые рецидивисты;
  2.  неустойчивые — лица, совершающие преступления в силу своего образа жизни;
  3.  ситуативные — лица, поведение которых не представляет выраженной общественной опасности. Они совершают преступления вследствие своих психологических особенностей.

Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступника состоит в том, чтобы оказать помощь правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, причин совершаемых ими преступлений, в разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов и методов разоблачения их преступной деятельности, оказании последующего воспитательного воздействия на их личность.

Личность субъекта, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков, являющихся основой типологии лиц, совершивших преступления.

По объекту посягательства, характеру преступных действий выделяются три наиболее крупные типологические группы преступников:

корыстные;

насильственные;

корыстно-насильственные.

По характеру, степени общественной опасности преступные типы подразделяются следующим образом:

•случайный тип, объединяющий лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств при общей социально-положительной направленности личности;

ситуационный тип личности преступников, совершивших преступление под воздействием неблагоприятных условий формирования их личности, однако в целом характеризуемых больше положительно, чем отрицательно;

неустойчивый тип, к которому относятся лица, также совершившие преступление впервые, но допускавшие ранее различного рода правонарушения, аморальные поступки;

злостный тип, включающий лиц, совершивших два и более умышленных преступления;

особо опасный тип личности преступников, признанных опасными либо особо опасными рецидивистами за совершенные тяжкие преступления и т.п. (полнее об этом в ст. 18 УК РФ).

Возможна разработка и иных типологических вариантов личности преступников, например по субъективной стороне в зависимости от формы вины (умышленно или неосторожно совершено преступление и т.д.).

В ходе исследования психологических особенностей лиц, совершивших различные преступные деяния, обращает на себя внимание такое интегративное качество личности, как социальная адаптивность, которая влияет на поведение человека в самых различных, в том числе и в криминальных ситуациях. С этой точки зрения лиц, совершающих преступления, условно можно разделить на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантов.

Уровень социальной адаптивности личности определяют следующие факторы:

S нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость личности;

S интеллектуальный уровень развития субъекта;

S мотивационная сфера личности, включающая не только мотивы достижения, избегания неуспеха, но и такие более сложные образования, как ценностные ориентации, мировоззренческая основа личности.

Социально-адаптивный тип личности преступника отличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью (толерантностью) к стрессу, длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, стеническим типом реагирования в сложных, критических ситуациях, развитыми адаптивными свойствами нервной системы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливаться хорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот или иной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью, прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий не только на время совершения преступления, но и в последующем, в ситуациях активного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лица нередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере), хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие.

Кроме того, субъекты, относимые к данному типу, часто отличаются высоким (завышенным) уровнем притязаний, что иногда приводит их к переоценке своих сил и возможностей и может послужить одной из причин ошибок в ходе их противодействия работникам правоохранительных органов.

В мотивационной структуре личности данного криминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностные ориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы, общепринятые правила поведения, преступать недозволенное. Поэтому характерной чертой таких лиц является низкий уровень нормативности поведения, соответствующий такому же уровню правосознания.

Совокупность отмеченных выше качеств личности позволяет представителям данного типа дольше других правонарушителей оставаться неразоблаченными, основательно усваивать криминальный опыт, умело используя его в своей преступной деятельности, приобретать соответствующую криминальную квалификацию. Такой тип личности распространен среди профессиональных преступников, лидеров организованных преступных групп, активных участников совершения групповых преступлений, руководителей организованных преступных сообществ, бандитских формирований.

Если воспользоваться вышеприведенной типологией, можно сказать, что высокий уровень социальной адаптивности отличает прежде всего лиц, отнесенных к злостному и особо опасному криминальным типам.

Лица, которых можно отнести к социально-дезадаптивному типу личности преступника, отличаются прежде всего низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, невротической симптоматикой, ярко выраженными акцентуированными свойствами характера по гипертимно-неустойчивому, эпилептоидному и некоторым другим типам, психическими аномалиями, психотическими расстройствами, психопатическими особенностями личности. Неразвитые в должной мере социально-адаптивные качества таких лиц, сниженный порогах нервно-психической устойчивости могут усугубляться недостаточно высоким интеллектом, слабо развитыми прогностическими способностями.

Поведение подобного рода субъектов во многом бывает обусловлено достаточно примитивными потребностями (проводить время в постоянных развлечениях, сопровождаемых употреблением спиртных напитков, наркотиков и др.). Интересы, ценностные ориентации, мировоззренческая основа таких лиц характеризуются бездуховностью, примитивностью, отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно ориентировать свои поступки и поведение на достижение более значимых целей по сравнению с удовлетворением сиюминутных потребностей. А поскольку такие потребности далеко не всегда могут быть удовлетворены, все это способствует появлению у таких лиц неконтролируемого состояния фрустрации, повышенной агрессивности.

Низкий уровень социальной адаптации можно наблюдать улиц, относимых криминологами к неустойчивому, а также ситуационному типам преступников, нередко оказывающихся во власти обстоятельств, которыми им трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением. Поэтому такие лица чаше других оказываются под сильным воздействием аффективно окрашенных состояний, эмоций гнева, фрустрации и т.п.

Необходимо отметить, что типологические свойства тех, кто совершает преступления, имеют различную степень выраженности, разнообразные сочетания. Поэтому можно говорить о промежуточных или о смешанных типах преступной личности.

  1.  Психология группового преступного поведения.

В социальной психологии существуют различные взгляды на понятие «группа». В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы как реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию.

По числу входящих в группы людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).

Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, состоящие примерно из семи человек. В свою очередь, малые группы подразделяются на формальные и неформальные, группы членства и референтные. В отличие от формальных групп, структура которых определена свыше, неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы.

В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение.

Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает субъектом определенного вида деятельности (в том числе и противоправной) и в силу этого включена в систему определенных отношений, существующих в обществе. Общность содержания, форм деятельности людей, объединенных в группу, порождает и общность группового сознания ее членов.

В социальной психологии основными характеристиками группы считаются:

ее параметры (состав, структура);

внутригрупповые, межличностные процессы;

групповые нормы и ценностные ориентации;

система санкций;

содержание функциональных обязанностей членов группы в ходе их совместной деятельности;

характер межличностных, ролевых отношений членов группы в динамике групповой жизни.

Любую малую группу сточки зрения ее структурного построения можно представить в виде трех основных слоев: ядра, включающего лидера группы и его ближайшее окружение; основного слоя, охватывающего других ее членов, связанных совместной деятельностью, имеющих общие взгляды; внешнего слоя из лиц, главным образом поддерживающих только эмоциональные контакты между собой, симпатизирующих друг другу. Каждому уровню (слою) групповой структуры соответствует та или иная степень сплоченности членов группы. Наибольший уровень групповой сплоченности соответствует ядру группы.

Говоря о больших общественных группах людей (макрогруппах), следует помнить об исключительно важной роли в динамических процессах внутри таких общностей людей национальных обычаев, привычек, социально-культурных, религиозных традиций, социальных установок. Все эти факторы активно влияют на индивидуальное сознание человека, его поведение в группе. Особенно велика их роль в возникновении паники, массовых беспорядков, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве, в обстановке, приближенной к боевым условиям, в районах массовых, стихийных и иных бедствий.

Преступная группа — это неформальное сообщество людей, которое является единым объектом криминальной деятельности, объединившееся для совместной противоправной деятельности, стремящееся к достижению общей преступной цели.

Существует следующая типология традиционных преступных групп:

  1.  простая организованная группа;
  2.  структурная, или сложная, организованная группа;
  3.  организованная преступная группировка;
  4.  бандитское формирование;
  5.  преступная организация или сообщество;
  6.  мафия, объединение профессиональных преступных лидеров или воров в законе.

Любая преступная группа, являющаяся одной из разновидностей малых социальных групп людей, не является просто механическим соединением разного количества индивидов. С точки зрения социальной психологии каждая преступная группа, объединившая на основе
совместной преступной деятельности несколько индивидов, превращается в единый криминально-активный субъект. Именно в этой групповой общности индивидов возникают новые и не присущие отдельному индивиду свойства, цели, возможности и т.д.

Концентрируя в своих рамках общие преступные традиции и Обычаи и формируемые ими групповые нормы преступной деятельности, преступные группы развивают специфическую свойственную только для них, автономную субкультуру преступного поведения. Преступная субкультура объединяет индивидов на основе общности образа жизни и становится основополагающим началом в преступной группе, а затем ставит под контроль поступки и действия членов группы, создавая при этом внутренние условия для усиления самоконтроля.

Формирование базовых групповых характеристик и процессов в преступных группах обычно включает стандартизацию установок и оценок, которые используются членами группы в процессе выполнения определенных действий и в определенных условиях. Например, чувство сплоченности, чувство коллективности. Данные процессы тесно связаны с выработкой и использованием групповых норм в преступной группе. Благодаря использованию групповых норм преступная группа устанавливает конкретное поведение в различных ситуациях, одновременно осуществляется контроль над членами всей группы. Защищая свои интересы, преступная группа обязывает своих членов придерживаться установленного эталона ведения.

Предписания группы — это установленные обычаи и традиции в преступной группе, проявляемые как устойчивые формы регулирования поведения. Преступные обычаи и традиции присутствуют на всех этапах развитии преступных групп, таких как становление и функционирование: В большинстве случаев принцип землячества, а также этнические признаки лежат в основе объединения преступных групп в сообщество.

В современных условиях сложились более благоприятные предпосылки, позволяющие гораздо точнее дифференцировать различные формы групповой, организованной преступности, разнообразные виды преступных групп, организаций, сообществ, чем это было ранее, до введения в действие нового уголовного закона — УК РФ.

К наиболее простому типу преступных формирований принято относить так называемые случайные преступные группы, состоящие из двух и более исполнителей, совершающих преступления без предварительного сговора, имеющие самый низкий уровень психологической сплоченности, возникшие случайно, нередко в неожиданно сложившейся обстановке (см. ч. I ст. 35 УК РФ).

В группах подобного типа отсутствует четкая психологическая, функциональная структура, еще не выделился лидер, решения соучастниками преступления нередко принимаются под влиянием спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения, чувства солидарности соисполнителей. Именно поэтому участники такой совместной преступной деятельности совершают преступления без предварительного сговора, без распределения ролей и функциональных обязанностей, без заранее продуманного плана — как говорили раньше, скопом, т.е. вместе, сообща.

К следующей разновидности преступных групп, выделенных законодателем, относятся группы типа компании, состоящие из двух и более лиц, заранее, по предварительному сговору, договорившихся совместно совершить преступление (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ). Такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Данная форма соучастия может сочетаться как с обычным соисполнительством, так и с распределением ролей.

Подобные группы обычно возникают на базе случайных групп, особенно если последним удается остаться неразоблаченными. В такой группе, хотя ее структурные элементы и система подчинения не сформировались до конца и пока еще нет однозначно признанного всеми лидера (вожака), тем не менее уже выделяется руководящее ядро из наиболее активных ее членов, возрастает значимость взаимоотношений между членами группы в связи с совершением ими преступлений. Однако участники таких групп еще не чувствуют острой необходимости в более сложной организации. Межличностные отношения у них строятся в основном на личных предпочтениях и симпатиях, эмоциональных связях.

Данный тип преступной группы является промежуточным между случайными и организованными преступными группами.

Организованная преступная группа — более совершенная, а поэтому и более опасная форма криминального объединения, поскольку представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Организованная устойчивая группа (или группировка) имеет четко выраженную иерархию. Состав таких преступных групп (группировок) может доходить до нескольких десятков участников. В группе есть лидер, руководящее ядро, состоящее из нескольких человек, строго соблюдается принцип единоначалия. Главарь планирует и готовит преступления, распределяет роли между участниками. В зависимости от характера преступной деятельности группировка делится на несколько звеньев, обеспечивающих ее жизнедеятельность: боевики, группы прикрытия, разведчики и т.д. Организатора участники группы (группировки), как правило, знают в лицо.

Ярким примером такой организованной, устойчивой группы может служить банда, т.е. организованная, устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.

Характерной чертой устойчивой организованной преступной группы (банды) является также насильственный, принудительный характер отношения к лицам, стремящимся выйти из-под ее влияния.

Любой преступной группе сопутствует круговая порука среди ее членов, сущность которой состоит во взаимной поддержке друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов.

Наиболее совершенной в криминальном отношении, а потому и самой опасной формой организованного преступного формирования является сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Такое формирование отличается еще большей сплоченностью, которая становится его необходимым признаком.

Характерно, что с развитием межличностных отношений в постоянно функционирующей организованной преступной группе личные контакты на эмоциональной основе, на взаимной личной симпатии постепенно становятся ненужными и вследствие этого вытесняются сугубо криминальными, чисто деловыми отношениями, основанными исключительно на интересах совместной преступной деятельности.

Следующим типом еще более организованных преступных формирований являются преступные сообщества (преступные организации), а также различного рода объединения организованных преступных групп, созданные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ).

К формированию подобных преступных сообществ, организаций криминального типа приводит расширение масштабов преступной активности, что, в свою очередь, требует привлечения все большего числа участников, специализирующихся в различных видах деятельности, обеспечивающих преступный бизнес, создания собственных управленческих структур, аналитических подразделений, своей разведки, служб «безопасности», хозяйственного обеспечения. Постепенно возникает разветвленная коррумпированная сеть.

Психологические особенности личности наиболее активных членов организованных преступных формирований. В подавляющем большинстве это лица мужского пола, имеющие средний возраст 22—35 лет. Не менее половины членов подобных групп были ранее судимы, отличаются всеми или почти всеми признаками криминального профессионализма. К числу таких признаков относятся:

устойчивость преступного занятия с соответствующей криминальной специализацией;

достаточно высокий уровень владения криминальными знаниями и навыками (криминальная «квалификация»);

преступная деятельность — основной источник получения средств к существованию;

прочные связи с асоциальной средой.

Таким образом, профессиональный преступник — это лицо, систематически занимающееся преступной деятельностью с использованием криминальных познаний и опыта, которая носит устойчивый характер и служит основным источником получения средств к существованию.

Именно профессиональные преступники, как правило, становятся организаторами, активными участниками, исполнителями совершаемых преступлений.

Ведущими чертами характера, мотивационной сферы таких лиц являются: насильственно-корыстная направленность их личности, интересов, агрессивность, жестокость, цинизм, порой исключительная дерзость, готовность идти на риск и самопожертвование, пренебрежительное отношение к благам других лиц, на которые они посягают.

Среди участников организованных преступных групп особенно выделяется фигура лидера (главаря, вожака), нередко имеющего криминальный статус «вора в законе», а также его ближайшее окружение, состоящее из наиболее активных, авторитетных членов группы.

По своим личностным качествам лидеры организованных преступных групп (формирований) отличаются криминальным опытом, хорошими физическими данными, предприимчивостью, сообразительностью, решительностью, склонностью к риску, способностью быстро ориентироваться в новой обстановке и принимать решения в сложных ситуациях, подчинять своей воле других, умением обеспечивать конспиративность готовящихся преступлений. Однако постоянная опасность быть разоблаченными формирует у многих из них и такие черты характера, как повышенная подозрительность, мстительность, бескомпромиссная жестокость.

Среди лидеров организованных преступных формирований встречаются различные типы. Наиболее опасным и психологически сильным типом является лидер-вдохновитель, который в целях безопасности преступной группы выполняет функции своеобразного «криминального» советника, предостерегающего ее членов от наиболее опрометчивых шагов и в то же время оказывающего на них сильное воздействие, стимулирующее их решимость совершить преступление.

Центральной фигурой, поданным криминологов, является лидер-организатор, представляющий последовательно-криминогенный тип личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности, крайне негативной личностной ориентацией, который не просто использует или подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступлений, но и создает ее, активно преодолевая встречающиеся препятствия. Распространены также и другие, смешанные типы лидеров, выполняющих одновременно роли вдохновителя, инициатора, организатора и даже исполнителя преступлений.

В настоящее время в нашем обществе идет процесс трансформации криминальных образований. Происходят дальнейшая профессионализация членов этих организованных преступных формирований, их укрепление, усложнение структуры, наблюдается еще большая их вооруженность, коммерциализация их деятельности, появляется криминальное лобби. Среди I организованных преступных группировок продолжается дальнейшее разделение труда, сфер влияния, раздел территорий.

  1.  Психологическая характеристика потерпевшего.

Психология потерпевшего как наука изучает:

  1.  факторы формирования его личности;
  2.  его поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения  преступления;
  3.  разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего.

Характеристика потерпевшего имеет особое значение для раскрытия преступления: чем значительнее роль поведения потерпевшего в произошедшем противоправном деянии, тем менее интенсивна антисоциальная направленность личности преступника. А в преступлениях против личности эта зависимость выглядит более ярко, так как в психологическом механизме совершения преступления важную роль играют эмоции преступника. Иногда его эмоции возрастают до состояния аффекта, поскольку роль потерпевшего воспринимается им сквозь призму своей значимости. Большинство преступлений против личности совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, служебными и другими близкими отношениями. А совершение преступления в большинстве случаев является конечным этапом данного конфликта, возникшего в результате этих отношений.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от двух факторов:

  1.  влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия;
  2.  индивидуальных особенностей личности.

Типом высшей нервной деятельности потерпевшего, чертами его характера определяется особенность личности. Существенное влияние на поведение потерпевшего оказывает правосознание, а именно знание закона, своих прав дает дополнительные возможности при отражении преступного нападения, а также создает уверенность в правоте своих действий, препятствующих преступному посягательству.

Последствия преступного деяния и действия преступника приводят потерпевшего в состояние сильнейшего душевного потрясения, страха, возбуждения, гнева, возмущения, растерянности. Поэтому необходимо учитывать эти факторы для правильного психологического анализа. Без снятия стрессового состояния у потерпевшего невозможно рассчитывать на правильность и полноту его показаний.

Обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, так как зачастую преступные Действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями самого потерпевшего. Поведение потерпевшего относится к объективным признакам состава преступления и, безусловно, может влиять на вину обвиняемого.

От личности потерпевшего и от поведения потерпевшего зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, а также оборона общественных интересов и т.д.

Потерпевший является одной из главных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно при рассмотрении дел о преступлениях против личности. Как наука психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Весьма актуальным в стадии предварительного следствия и суда является психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности, потому что способствует решению целого ряда вопросов:

  1.  более правильной квалификации преступления;
  2.  глубокому исследованию причин и условий;
  3.  более всестороннему и полному расследованию уголовных дел;
  4.  обнаружению новых доказательств и т.д.

Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в следующих аспектах:

  1.  статическая область исследует возраст, пол, национальность, служебное положение и т.д. Причем ряд этих признаков необходимо устанавливать по непосредственному предписанию закона, так как некоторые из них могут напрямую повлиять на квалификацию преступления;

2)динамическая область исследует само поведение потерпевшего как в период перед преступлением, так ив период совершения преступления, а также выявляет взаимосвязь этого поведения с поведением преступника Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными
и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. От личности потерпевшего и от поведения потерпевшего зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, а также оборона общественных интересов и т.д. .

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от двух факторов:

  1.  влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия;
  2.  индивидуальных особенностей личности.

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных аспектов. Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей потерпевшего.а также глубокое исследование мотивации действий потерпевшего помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений. В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления.

Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей терпевшего, а также глубокое исследование мотивации его действий помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений.  Показания потерпевшего не всегда являются объективными. Он может стремиться отомстить преступнику за причиненные страдания, оскорбления, а иногда желает получить и максимальную материальную компенсацию от правонарушителя. Также потерпевший может преследовать корыстные цели и преувеличивать размеры причиненного ему вреда. Под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, из жалости к преступнику потерпевший может намереваться смягчить участь обвиняемого или пытаться скрыть собственное непристойное поведение. В его показаниях может быть выражено и его отношение к совершенному  противоправному деянию, а также содержаться его объяснения тех или иных фактов. выдвигаемые им версии, аргумент: обоснование. Когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении подлинного виновника, интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. Поведение потерпевшего может влиять на вину обвиняемого, а необходимая оборона может исключать ее. От личности потерпевшего и от его поведения зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, и оборона общественных интересов и т. д.

Главным фактором в расследовании преступления является правосознание потерпевшего. От того, насколько негативно потерпевший относится к противоправным деяниям и насколько хочет помочь следствию и правосудию, зачастую зависит достоверность и точность его показаний.

Показания потерпевшего — это важный процессуальный документ. Их следует оценивать с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего. Следователю необходимо установить психологический контакт с потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей и психического состояния, тем самым обеспечить полноту и точность показаний.

В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления.

                                   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

           Позитивное отношение к праву формируется в процессе правовой социализации. Незаконченная социализация приводит к правовому инфантилизму.

           В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

Разработал

Профессор  кафедры

психологии и педагогики                                                           В.И. Колесов

    

Приложение (к лекции)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ №3

  1.  Лекция

Рассматриваемые вопросы

1. Психология преступного поведения

2. Психология личности преступника

3. Психология группового преступного поведения

4. Психологическая характеристика потерпевшего

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1.  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2.  Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.
  4.  Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

  1.  Актуальные    проблемы    борьбы    с    коррупцией    и    организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.
  2.  Васильев   В.Л.   Психологическая   культура   прокурорско-следственной
    деятельности. СПб., 2008.
  3.  Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
    пособие. СПб., 2009.
  4.  Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.
  5.  Гримак Л.П.  и др. Методы  прикладной  психологии в  раскрытии и
    расследовании преступлений. М., 1999.

Лист регистрации изменений

Номер

изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

замененных

новых

аннулированных


Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Профессор кафедры

Колесов В.И.

Проверил

Профессор кафедры

Лобжа М.Т.

Стр. 1 из 26


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57694. Love and Marriage 56.5 KB
  We will lern some trditions discuss them nd write legend tht is worth of speking in every ge t the beginning lets mke up poem look t my sheet of pper nd drem bout love nd mke up poem...
57695. Здоровий спосіб життя 51.5 KB
  Practical: to train in listening comprehension; to develop communicative skills, using active lexis on the topic, to work with video material, to gain pupils experience be finding necessary materials from various sources.
57696. My Favourite Recipe 63 KB
  The theme of the lesson is “Food in Our Life” and the motto is “You are what you eat”. And today we’ll practice telling favourite recipes. So you’ll develop speaking skills, speech competence, practice reading for specific information, practice and develop listening skills.
57697. Подорож до Шотландії 92 KB
  I think these words can be the motto of our lesson. Lets try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What's your opinion?
57698. Geographical Position and Climate of Ukraine 846.5 KB
  Educational aim: To develop the chief traits of a persons character: tolerance, kindness, politeness, honorable attitude towards the country you live in and people living here.
57699. Daily, Weekly, Monthly. Press 1.24 MB
  I think you would know that by the end of our lesson you would be able to get information about some differences between English, American and Ukrainian press through reading and listening.
57700. We are different. Getting along with others. Мы – разные. Учимся ладить друг с другом 211.5 KB
  Duncan is 18. He has just left school and is going to university in the autumn. When you first meet him he appears to be a little cold and arrogant. As you get to know him you discover that he has a warm and friendly personality.
57701. Welcome to Great Britain 85 KB
  Good morning, dear children! I am glad to see you! I hope everyone is feeling fit. I think you will agree that the topic we are going to speak on is really worth discussing. Because we can’t imagine our life without many of things, and one of them is travelling.
57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.