71309

Судебно-психологическая экспертиза

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров а также...

Русский

2014-11-05

182 KB

5 чел.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»___________________2013 г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

“ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»  

для обучающихся по специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«СПЕЦИАЛИСТ»

СМК-УМК-4.4.2-45-13

Тема 6

Судебно-психологическая экспертиза

Рассмотрена на заседании ПМК (секции)

Протокол № ___ от «___» _________ 20__ г.

Санкт-Петербург

2013

  1.  Учебные цели
    1.  Познакомить с спецификой судебно-психологической экспертизой

2.  Изучить методологические основы судебно-психологической экспертизы.

  1.  Воспитательные цели
    1.  Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.
  2.  Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1.  Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
  2.  Методологические основы судебно-психологической экспертизы.
  3.  Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

 

50

50

60

5

  1.  Литература

Основная литература

  1.  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2.  Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

1   Актуальные    проблемы    борьбы    с    коррупцией    и    организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.

  1.  Васильев   В.Л.   Психологическая   культура   прокурорско-следственной
    деятельности. СПб., 2008.
  2.  Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
    пособие. СПб., 2009.
  3.  Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.
  4.  Гримак Л.П.  и др. Методы  прикладной  психологии в  раскрытии и
    расследовании преступлений. М., 1999.

  1.  Учебно-материальное обеспечение
  2.  Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
  3.  Слайды:
  •  Название темы.
  •  Учебные вопросы.
  •  Рекомендуемая литература.
  •  Рассмотрение содержания учебных вопросов
  •  Заключение.

VI. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе проведения дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть приглашено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда. Другие письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.

Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.

Экспертиза проводится посредством метода тестов. Наиболее распространенными являются следующие тесты:

  1.  оценка интеллекта, при помощи которой выявляется уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться;
  2.  личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

метод беседы.

Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Психологические познания представляют собой специальные знания в области психологии. Только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности, обладает профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований. Примером привлечения психолога в раскрытии преступлений может служить составление психологического портрета разыскиваемого преступника по данным показаний свидетелей. Особую важность это приобретает при оперативно-розыскной деятельности и расследовании серийных преступлений, когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.

Эксперт при проведении судебно-психологической экспертизы вправе требовать от следственных органов необходимые качественные материалы для экспертизы.

В процессе предварительного следствия психолог может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлеченного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.

Применение знаний психологии способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешного разрешения сложных ситуаций при помощи психолога, выступающего в качестве специалиста-консультанта или эксперта.

Психолог в процессе предварительного следствия может участвовать в качестве:

  1.  консультанта по делу;
  2.  специалиста;
  3.  эксперта.

Законом предусматривается, что при допросе малолетних и несовершеннолетних   лиц обязательно должен участвовать педагог, Эту же функцию можно поручить и детскому психологу — специалисту, который обладает научными знаниями в области Психологии детей и подростков и владеет профессиональными практическими навыками общения с детьми. В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать сове ты и необходимые сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, а также поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства. Аналогичные задачи решает психолог в отношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференцировать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог призван оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.

Помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации может только профессиональный психолог.

                                               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1.  Предмет СПЭ, основания и поводы ее назначения.

Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в России была предпринята в 1883 г.

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе. Поэтому предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Иными словами, предметом СПЭ являются индивидуально своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.

Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.

Наряду с общими основаниями, говоря об обязательных случаях проведения экспертизы (п. 4ст. 196 УПК РФ), законодатель указывает, что экспертизу следует проводить «для определения психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания». Таким образом, здесь подразумевается широкий круг психических явлений, которые являются предметом изучения не только в психиатрии, но и в психологии. В ст. 421 УПК РФ говорится об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, как о факторе, определяющем способность подростка полностью сознавать значение своих действий.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» указывается на необходимость исследования судами беспомощного состояния потерпевшей, имевшего место не только в силу ее физического, но и психического состояния, из-за которого она «не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному».

В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для проведения судебно-психологической экспертизы с привлечением в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе и в области психологии.

На практике при расследовании некоторых преступлений возникают следственные ситуации, когда не удается полностью вскрыть механизм совершенного преступления, установить побудительные силы, толкнувшие человека на противоправное поведение, объяснить внешне непонятное поведение виновного при отсутствии сомнений относительно его психической полноценности. В подобных случаях можно предположить, что субъект находился в каком-то необычном психическом состоянии, поскольку действовал не совсем так, как следовало бы ожидать, совершал поступки, явно не соответствовавшие требованиям ситуации и его интересам, необъяснимые с точки зрения здравого смысла.

В новом уголовном законе содержится более широкий и с психологической точки зрения более определенный перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение: психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмируюшая ситуация, психические страдания и т.д. (полнее о них сказано в теме 5). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т.п.

Выявленные входе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ. Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). В отдельных случаях поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности. Одним из наиболее распространенных поводов назначения СПЭ служит существенная неполнота изучения индивидуально-психологических (характерологических) особенностей субъекта, совершившего тяжкое преступление, устойчивых мотивационно-смысловых образований его личности, не разобравшись в которых нельзя до конца понять причины совершенного им преступления, определить меру наказания, соответствующую содеянному.

Помощь СПЭ может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон, например данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта, который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения СПЭ могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уголовным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Поводы для назначения экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы назначается в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной направленностью. Следствием исследуются вопросы о групповых ролях обвиняемых. Психологическая структура группы определяет и воздействует на индивидуальное поведение индивида.

При психологическом анализе организованной преступной группы необходимо определить:

  1.  степень ее антиобщественной направленности;
  2.  цели и мотивы;
  3.  специфику эмоциональных связей между членами группы.

При анализе эмоциональных связей следует тщательно изучать индивидуально-психологическую характеристику каждого члена этого сообщества. Очень важным при этом является выявление как лидерских позиций среди подозреваемых, так и позиций конформистов, которые обязательно присутствуйте любой преступной группе. ,

При анализе преступной группы необходимо учитывать следующие факторы:

1) причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия. Эти причины могут быть многообразны в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов(т.е. личной симпатии и психологической зависимости);

2) особенности внутриличностного взаимодействия. Должна учитываться специфика личностных контактов в группе, специфика конфликтов, ролевые функции членов группы. В зависимости от жесткости функциональной структуры и специфики межличностных отношений преступные группы делятся на три основные категории. Значительную трудность представляет решение вопроса о дифференциации конкретной роли каждого участника в преступных эпизодах, особенно в совместно совершенных убийствах, к которым причастны члены преступной группы.

Структура преступной группы строго организована. Преступную группу возглавляет лидер, в функции которого входит организация и руководство преступлением. В группе можно выделить активных членов, т.е. лиц, пользующихся уважением у лидера, и других членов преступной группы. Другую категорию составляют рядовые участники группы — исполнители преступления. В преступной группе может существовать также оппозиционер, находящийся в скрытой конфронтации с лидером. Дать заключение о степени влияния группы на отдельного участника, установить наиболее типичные формы взаимодействия между членами группы как при совершении преступлений, так и в процессе расследования, способен только эксперт-психолог, Кроме того, психолог может установить неформальных лидеров, которые часто пытаются завуалировать, принизить свою истинную роль и активно противодействуют расследованию.

Виды СПЭ:

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.

Перед судебно-психологической экспертизой ставятся задачи определения уровня интеллектуального развития и уровня развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также выявления индивидуально-типологических особенностей личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может установить склонность подростка к фантазированию и его повышенную внушаемость и т.п. В ходе проведения судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также руководить своими действиями в процессе совершения правонарушения.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза. При всем разнообразии условий, при которых возникает необходимость в посмертной психологической экспертизе, объектом ее всегда является погибший человек, а эксперты решают одни и те же задачи:

  1.  исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего;
  2.  исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший смерти;
  3.  решение вопроса о том, являлось ли психическое состояние погибшего предрасполагающим к самоубийству;
  4.  исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.

Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей участников преступления. Наиболее часто этот вид экспертизы используется в случаях, когда перед следователем или судом возникает вопрос о личностных особенностях участника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.

Основанием для назначения данного вида экспертизы могут выступать:

  1.  существенные расхождения в показаниях свидетелей, потерпевших или подозреваемых;

большой срок давности события;

  1.  особые условия деликта, что снижает способность свидетелей, потерпевших и подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства дела;
  2.  противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела;

5)рекомендации экспертов-психиатров о проведении судебно-психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Комплексная медико-психологическая экспертиза проводится с участием специалистов в области автодорожной медицины и медицинской психологии. Она, назначается для оценки действий участников ДТП, их трудоспособности до и после происшествия, а также их способности давать правильные показания об обстоятельствах ДТП.

  1.  Методологические основы СПЭ, ее компетенция.

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:

принцип детерминизма;

принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;

принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.

Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования, к которым, в частности, относятся:

S изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

Sретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) произошедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;

S знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

S беседа с ним и другими участниками процесса;

S экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Методика СПЭ должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т.е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы.

В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию СПЭ также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов). В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции СПЭ следует отнести:

установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них
определенных психофизиологических качеств (повышенной тревожности, внушаемости, импульсивности и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях
(в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональны
ми обязанностями, и т.д.);

исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;

выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

•установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров в компетенцию СПЭ, как и при расследовании уголовных дел, входит исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере, а также изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие.

  1.  Вопросы относительно психических процессов. Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т.п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т.д.

Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:

S находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их;

S что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния).

3. Вопросы относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности:

S какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого;

S имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации;

S имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное).

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции СПЭ могут меняться в зависимости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Важно помнить о том, что, формулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.

  1.  Подготовка, назначение, использование СПЭ.

Качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия.

1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

Информация о личности испытуемого. В ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки: субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить, в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, каковы его профессиональные, научные возможности.

Экспертиза должна назначаться и проводиться своевременно, как только у следствия или суда возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В постановлении следователя, определении суда о назначении СПЭ в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т.п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении СПЭ по делу.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.

В распоряжение эксперта направляются обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела с постановлением о назначении экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений, интересующих органы правосудия.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оцениваются научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, то, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.

В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования они провели и какие результаты получили, но и научно обосновать свои выводы.

В уголовном процессе заключение СПЭ используется следователем (судом) в следующих случаях:

S при изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные причины, способствовавшие совершению противоправных действий;

S при доказывании и квалификации содеянного. Заключение СПЭ  является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу;

S при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось;

S для установления обстоятельств, смягчающих наказание, например при совершении преступления под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряженности, при обнаружении у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости;

S в целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности;

S в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других следственных действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

                                   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В гражданском судопроизводстве возможности СПЭ пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок недействительными, компенсации морального вреда, праве на воспитание детей и т.п.

Таким образом, СПЭ является важным средством получения доказательств — фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимой/го), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью СПЭ создаются необходимые условия для наиболее полного) исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых-(подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Разработал

Профессор  кафедры

психологии и педагогики                                                           В.И. Колесов

  

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ №6

  1.  Лекция

Рассматриваемые вопросы

  1.  Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
  2.  Методологические основы судебно-психологической экспертизы.
  3.  Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1.  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.
  2.  Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.
  3.  Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.
  4.  Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

  1.  Актуальные    проблемы    борьбы    с    коррупцией    и    организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.
  2.  Васильев   В.Л.   Психологическая   культура   прокурорско-следственной
    деятельности. СПб., 2008.
  3.  Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
    пособие. СПб., 2009.
  4.  Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.
  5.  Гримак Л.П.  и др. Методы  прикладной  психологии в  раскрытии и
    расследовании преступлений. М., 1999.

 


Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Профессор кафедры

Колесов В.И.

Проверил

Профессор кафедры

Лобжа М.Т.

Стр. 1 из 15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68467. Юридическая этика – вид профессиональной этики 64.5 KB
  Термин профессиональная этика обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий корпоративными интересами профессиональной культурой.
68468. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 158.5 KB
  Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности Правосудие как вид государственной деятельности призванной обеспечить справедливость в отношении тех чьи права и интересы оно затрагивает базируется на правовых и нравственных началах.
68469. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 88.5 KB
  Установление истины – непременное условие справедливого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия. Требование установления правды, истины постоянно присутствует в отечественном законодательстве...
68470. Этика предварительного следствия 130.5 KB
  Следователь для раскрытия преступления и обеспечения неуклонения виновного от ответственности наделен обширными властными полномочиями в том числе и по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина. Следователь по закону самостоятелен в ведении следствия при принятии наиболее важных решений.
68471. Нравственные начала осуществления правосудия 126 KB
  В период массовых репрессий по приговорам судов были уничтожены сотни тысяч тех кого называли врагами народа истреблялись ни в чем не виновные люди. Урегулированный законом порядок постановления приговора способствует обеспечению равноправия всех судей и учитывает необходимость...
68472. Этика судебных прений 75.5 KB
  В связи с этим возникает проблема нравственной свободы участника судебных прений а в более конкретном ее выражении проблема обязанности говорить суду правду и при произнесении судебной речи. Ни прокурор ни адвокат ни потерпевший не вправе лгать суду сообщать ему заведомо ложные сведения...
68473. Культура процессуальной деятельности 82.5 KB
  Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности Культура уголовного процесса представляет собой качественную характеристику этого вида государственной деятельности опирающуюся на общее понятие культуры а также представления о юридической культуре.
68474. Нравственные качества юриста 82 KB
  В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон...
68475. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 117.5 KB
  Деловое общение в экстремальных условиях Особенности делового общения с иностранными гражданами I. Важнейшие понятия и принципы делового общения. Культура делового общения включает следующие компоненты; а техника делового общения; б психология делового общения; в этика делового общения...