71313

Государственная политика в сфере информатизации общества и информационной безопасности

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Необходимо так же сказать, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных...

Русский

2014-11-05

141.5 KB

2 чел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Санкт-Петербургский университет

Кафедра специальных информационных технологий

УТВЕРЖДАЮ

начальник  кафедры СИТ

полковник полиции

А.И. Примакин

Рабочая лекция по дисциплине Основы информационной безопасности в ОВД

по теме 1/1 «Государственная политика в сфере информатизации общества и информационной безопасности»

Обсуждена на заседании кафедры

8 октября  2013 года

протокол № 2

Санкт-Петербург

2013 г.


Содержание

Введение

учебные вопросы:

1. Информация как продукт.

2. Основные направления информатизации общества.

3. Источники конфиденциальной информации.

Заключение

Контрольные вопросы

Литература

Введение

В соответствии со статьей 11 ФЗ « О полиции» от 7 февраля 2011 года полиция:

1. В своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Необходимо так же сказать, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных (ст.11 п.4 ФЗ).

В связи с этим, каждый полицейский обязан обладать навыками по использованию технических и электронных средств в информационной сфере. А так же, уметь использовать и применять на практике электронные формы документооборота, разработанные министерством внутренних дел РФ. Применение электронных форм регистрации документов (заявлений, отчетов, и т.д) помогает систематизировать работу каждого, но и требует обеспечение информационной безопасности в данной области.

Использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет в служебной деятельности, обеспечивает сотруднику полиции возможность быстрого поиска и обработки необходимой информации, в том числе и конфиденциальной.

В статье 13 ФЗ п.32, 33 говорится о праве полицейского:

  •  получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;
  •  вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции;
  •  формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах;
  •  использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Для реализации данного права необходимым становится не только создание условий для данной деятельности, но и своевременное обнаружение, и устранение угроз информационной безопасности.

Защита информации содержащаяся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий является первостепенной задачей каждого полицейского (ст. 17 п.4 ФЗ).

1. Информация как продукт.

Информация - это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления), отраженные на материальных носителях, используемые в целях получения знаний и практических решений.

Наиболее важными в практическом плане свойствами информации является: ценность, достоверность, своевременность.

Ценность информации определяется обеспечением возможности достижения цели, поставленной перед получателем.

Достоверность - соответствие полученной информации действительной обстановке.

Своевременность, т. е. соответствие ценности и достоверности определенному временному периоду.

Эффективность принимаемых решений определяется, системой факторов, характеризующих показатели информации.

Американские менеджеры утверждают: «Бизнес - на 90 % информация и лишь на 10 % - удача». 

  1.  Рынок информации

Сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру.

В число основных секторов этого рынка входят:

  •  традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты);
  •  справочные   издания   (энциклопедии,  учебники,  словари,   каталоги и т. д.);
  •  справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);
  •  консалтинговые  службы  (юридические,  маркетинговые,  налоговые и др.);
  •  компьютерные информационные системы;
  •  отраслевые базы данных;
  •  Интернет.

Возможно, этот перечень неполон, однако основные направления он отражает.

Компьютерный сектор рынка имеет ряд особенностей, выделяющих его изо всех остальных.

Во-первых, он дает новое качество информационных услуг - быстрый поиск в больших массивах информации. В Интернете существуют различные поисковые системы информации.

Во-вторых, позволяет реализовать полный цикл технологии ввода, хранения, обновления и доставки информации потребителям с наиболее эффективными алгоритмическими решениями на отдельных этапах.

В-третьих, это относится к системам телетекста в сочетании с обычным телевидением, а также к системам мультимедиа, которые начинают конкурировать с полиграфическими изданиями справочной и учебной литературы, а так же интеллектуальные системы.

2. Основные направления информатизации общества.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах.

Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет.

Суть этой революции заключается в следующем:

  •  неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации,
  •  появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации,
  •  новые виды традиционной деятельности в этих сетях.
  •  Интернет — «строительного материала» информационного общества.

Развитие человечества сопровождалось ростом объема накопленных знаний и сведений, как о самом человеке, так и об окружающем его мире.

в 19 столетии общая сумма человеческих знаний удваивались через 50 лет,

к 1950 г. – через каждые 10 лет,

к 1970 г. - каждые 5 лет,

а с 1990г. - ежегодно.

Сложившуюся ситуацию нередко характеризуют с помощью выражения: «информационный взрыв».

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.

Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находятся на стадии формирования общества нового типа — информационного общества.

В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения государств и стран в такое общество.

Основные характеристики информационного общества:

  •  наличие информационной инфраструктуры,
  •  массовое  применение  персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС),
  •  новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве
  •  (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связьи коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
  •  практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);
  •  трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;
  •  отсутствие географических и геополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

В Хартии выделяется четыре раздела:

  •  использование возможностей цифровых технологий;
  •  преодоление электронно-цифрового разрыва;
  •  содействие всеобщему участию;
  •  дальнейшее развитие.

Использование возможностей цифровых технологий

Для достижения этих целей «восьмерка» строит работу на следующих ключевых направлениях:

  •  разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
  •  развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения;
  •  активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Преодоление электронно-цифрового разрыва

Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям.

  •  содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;
  •  уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
  •  уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого доступа;
  •  содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Содействие всеобщему участию

  •  Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками.
  •  В действительности, все те развивающиеся страны, которые не успевают за более высокими темпами развития ИТ, оказываются, лишены возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике.
  •  «Восьмерка» признает, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие условий и потребностей, сложившееся в развивающих странах. Здесь не может быть «уравнительного» решения.

Дальнейшее развитие

«Восьмерка» согласилась учредить Группу по возможностям информационной технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить усилия в целях формирования широкого международного подхода.

Эта группа высокого уровня в режиме тесных консультаций с другими партнерами и воспринимая потребности развивающихся стран будет:

  •  активно содействовать диалогу с развивающимися странами;
  •  поощрять собственные усилия «восьмерки» в целях сотрудничества в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области ИТ;
  •  изучить вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие заинтересованные группы, например Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва.

Таким образом, Окинавская Хартия являет собой важнейший документ, призванный организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества планеты Земля. Большая роль в этом сложном комплексном процессе в Хартии отводится нормативному обеспечению, определяется его роль. «Восьмерка» говорит о необходимости создании и укрепления нормативной базы информационного общества, о его дальнейшем развитии, о подготовке специалистов в нормативной сфере, продвижении международного сотрудничества в области нормативного обеспечения информационного общества.

В любой отрасли права (в любой отрасли общественной деятельности) циркулируют отношения, которые являются однородной группой общественных отношений в определенной сфере. В информационной сфере циркулируют информационные отношения.

Для того чтобы установить особенности этих отношений, надо ответить на вопрос о том, что же является общим, объединяющим эти общественные отношения? Конечно же, информация и информационные объекты как сложные объекты, обладающие спецификой при осуществлении прав, исполнении обязанностей и ответственности, возникающих по их поводу в информационной сфере.

Однородность и особенности информационных отношений определяются особенностями и юридическими свойствами этих объектов, по поводу которых или в связи с которыми возникают информационные отношения.

К таким объектам относятся

  •  информация и информационные объекты,
  •  информационные технологии, средства их обеспечения, средства связи и телекоммуникаций.

Совокупный и совместный анализ рассмотренной выше информационной сферы, деятельности субъектов в этой сфере, связанной с информацией и информационными объектами, с учетом соблюдения их прав и исполнения ими обязанностей, дает возможность выявить такую совокупность общих для данной сферы отношений, а также отношений по отдельным видам деятельности, систематизировать их по основным блокам.

Можно отметить, что особенности информационных отношений сводятся к тому, что эти отношения:

  •  возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;
  •  опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
  •  отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов правового регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Анализ информационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить три их основные категории субъектов:

  •  производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
  •  обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;
  •  потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерное поведение в информационной сфере.

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они

  •  содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения),
  •  устанавливаются государством в определенном порядке, форме
  •  вводятся в действие в установленный законодателем срок.

Государственная информационная политика — это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля.

В России законодательной базой в области правового регулирования информации служат Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

и изданные на его основе иные нормативные правовые акты.

Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

  1.  обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  2.  формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  3.  создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
  4.  создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  5.  обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
  6.  содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
  7.  формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
  8.  поддержка проектов и программ информатизации;
  9.  создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
  10.  развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Нормативной основой информатизации правовой сферы является Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяющий основные направления информатизации:

  •  информатизация правотворчества;
  •  информатизация правоприменительной деятельности;
  •  информатизация правоохранительной деятельности;
  •  информатизация правового образования и воспитания;
  •  правовое обеспечение процессов информатизации.

Цель государственной политики информатизации правовой сферы –  создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, для обеспечения более полной правовой информированности граждан, повышение эффективности права и его применения.

3. Источники конфиденциальной информации в информационных системах.

Промышленный шпионаж был всегда, возможно с сотворения мира. Особенно активно он развивался в странах с рыночной экономикой. Объяснить этот факт просто: в условиях конкурентной борьбы знание сильных и слабых сторон продукции и производства обеспечивает победу на потребительском рынке.

В своих противоправных действиях, направленных на овладение чужими секретами, злоумышленники стремятся найти такие источники конфиденциальной информации, которые давали бы им наиболее достоверную информацию в максимальных объемах с минимальными затратами на ее получение.

Прибегая к различным уловкам, используя множество способов и средств, подбираются пути и подходы к таким источникам. Очевидно, для этого необходимо четко определить, какой источник обладает интересующей их информацией, и подобрать соответствующие способы и средства ее добывания.

В различной зарубежной и отечественной литературе можно встретить разные толкования понятия ИСТОЧНИК.

Например, каждому известно, что «книга - источник знаний» или «нефтяное месторождение -источник нефти» и др. Наиболее употребительно понятие «источник информации» в разведке.

Например, «главным источником радиоразведки являются радиостанции и их радиопередачи» или «как стало известно из источников в Пентагоне...» и т. п.

Очевидно, что в любой из этих формулировок имеется ввиду какой-то объект, обладающий определенной информацией, которую возможно получить (получать) одноразово или многократно интересующимся ею лицом.

Источник информации - это материальный объект, обладающий определенными сведениями (информацией), представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.

В общем плане, без значительной детализации можно считать источниками конфиденциальной информации следующие категории.

  •  Людей (сотрудники, обслуживающий персонал, продавцы, клиенты и др.).
  •  Документы самого различного характера и назначения.
  •  Публикации: доклады, статьи, интервью, проспекты, книги и т. д.
  •  Технические носители информации и документов.
  •  Технические средства обработки информации: автоматизированные средства обработки информации и средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе и средства связи.
  •  Выпускаемую продукцию.
  •  Производственные и промышленные отходы.

Итак, рассмотрим источники конфиденциальной информации более подробно.

Люди в ряду источников конфиденциальной информации занимают особое место, как активные элементы, способные выступать не только обладателями конфиденциальной информации, но и субъектами злонамеренных действий. Люди являются и обладателями и распространителями информации в рамках своих функциональных обязанностей. Кроме того что люди обладают важной информацией, они еще способны ее анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы, а также при определенных условиях скрывать, воровать, продавать и совершать иные криминальные действия, вплоть до вступления в преступные связи с злоумышленниками.

Необходимо особо отметить, что изо всей совокупности источников персонал, сотрудники, продавцы продукции, партнеры, поставщики, клиенты и т. д. - главные источники конфиденциальной информации. Поэтому необходимо тщательно изучать весь состав сотрудников, особо выделяя при этом основных, обладающих особо ценной информацией. Следует обращать внимание как на вновь поступивших на работу, так и на тех, кто подлежит увольнению. Эти люди нередко находятся в ситуациях, благоприятных к злонамеренным действиям, особенно последние. Объект особой заботы - персонал, занимающийся сбытом продукции. Часто эти люди получают запросы от клиентов с просьбой сообщить какие-либо сведения о возможной продаже улучшенных или новых моделей, дополнительную информацию об изделии якобы для того, чтобы его лучшим образом применить.

Опытный промышленный шпион сам не стремится проникнуть на фирму, а подбирает из числа служащих подходящую «жертву». Кроме того, он знает, что самые лучшие источники не «жертвы», а болтуны. Вот почему профессионалов промышленного шпионажа привлекают различные съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, научные семинары и другие формы общественного обсуждения научных и практических проблем. В докладах и выступлениях участников зачастую сообщаются такие сведения, которые не найдешь ни в каких документах, в том числе и в публикуемых. Здесь опытный специалист собирает самую ценную информацию.

Формой информационного обмена выступают также различные интервью, выступления на радио и телевидении.

Документы. Документы - это самая распространенная форма обмена информацией, ее накопления и хранения. Под документом понимают материальный носитель информации (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента и т. п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее использования во времени и пространстве. Документ отличает то, что его функциональное назначение весьма разнообразно. Он может быть представлен не только различным содержанием, но и разными физическими формами - материальными носителями.

По направленности различают организационно - распорядительные, плановые, статистические, бухгалтерские и научно-технические документы, содержащие, по существу, всю массу сведений о составе, состоянии и деятельности любой организационной структуры от государственного до индивидуального уровня, о любом изделии, товаре, замысле, разработке.

Определенную опасность представляют судебные документы, связанные с разбором различных конфликтных ситуаций. Подчас в ходе судебного разбирательства раскрываются весьма тонкие нюансы деятельности фирмы, которые в других ситуациях просто не появились бы ни в документах, ни в действиях. Такое разнообразие форм и содержания документов по назначению, направленности, характеру движения и использованию является весьма заманчивым источником конфиденциальной информации для промышленных шпионов, что, естественно, привлекает их внимание реальными возможностями получения интересующих их сведений.

Публикации. Публикации - это информационные носители в виде самых разнообразных изданий, подразделяющихся на первичные и вторичные.

К первичным относятся книги, статьи, периодические и продолжающиеся издания, сборники, научно-технические отчеты, диссертации, рекламные проспекты, доклады, препринты и др.

Ко вторичным, - информационные карты, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры, библиографические указатели, каталоги и др.

По заключению западных специалистов, более 60 % военной информации, являющейся весьма секретной, можно получить из так называемых открытых или легальных источников - прессы, передач радио и телевидения, книг, журналов и т. д. Поэтому современный разведчик, под какой бы «крышей» он ни работал (дипломат, торговый представитель, журналист), занимается в основном сбором и анализом сведений из официальных источников информации.

Что же касается научной, промышленной и экономической информации, то она не в меньшей мере доступна злоумышленникам. Порядка 90% интересующей их информации можно получить из специализированных журналов, научных трудов, отчетов, внутренних изданий предприятии, брошюр и проспектов, раздаваемых на выставках и ярмарках. Цель шпиона - раздобыть остальные 10% необходимой ему информации, в которой и кроется фирменный секрет, «тайна мастерства».

Технические носители. Информация может быть фиксированной и нефиксированной.

Фиксированная информация - это сведения, закрепленные на каком-либо физическом носителе, а нефиксированная - это знания, которыми владеют ученые, специалисты, работники (владельцы или источники), так или иначе участвующие в производстве и способные передавать эти знания другим. Фиксированная информация различается в зависимости от вида носителя, на котором она находится. К техническим носителям информации относятся бумажные носители, кино- и фотоматериалы (микро- и кинофильмы), магнитные носители (дискеты, жесткие диски, стримеры), видеозаписи, информация на экранах ПЭВМ, на табло коллективного пользования, на экранах промышленных телевизионных установок и других средствах.

Опасность технических носителей определяется их широким применением в самых различных сферах человеческой деятельности, высокой степенью концентрации информации на технических носителях и масштабностью участия людей в использовании этих носителей в практической деятельности.

Технические средства обработки информации. Технические средства как источники конфиденциальной информации являются достаточно широкой и емкой в информационном плане группой источников.

По специфике назначения и исполнения их можно разделить на две большие группы:

  •  технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности;
  •  технические средства автоматизированной обработки информации.

1. В группу средств обеспечения производственной и трудовой деятельности входят самые различные технические средства, такие, например, как

  •  телефонные аппараты и телефонная связь;
  •  телеграфная, фототелеграфная и факсимильная связь;
  •  системы радиосвязи (автономные, территориальные, релейные, спутниковые и др.);
  •  телевизионные (в том числе и средства промышленного телевидения);
  •  радиоприемники и радиотрансляционные системы;
  •  системы громкоговорящей связи, усилительные системы различного назначения;
  •  средства магнитной и видеозаписи;
  •  средства неполиграфического размножения документов (пишущие машинки, ксерокопировальные аппараты, факсы) и другие средства и системы.

Все эти средства могут являться источниками преобразования акустических сигналов, содержащих коммерческие секреты, в электрические и электромагнитные поля, способные образовать электромагнитные каналы утечки охраняемых сведений.

2. Особую группу технических средств составляют автоматизированные системы обработки информации.

Привлекательность ПЭВМ и информационных систем как источников конфиденциальной информации обусловлена рядом объективных особенностей, к числу которых относятся:

  •  резкое расширение сферы применения информационной и вычислительной техники (ПЭВМ, локальные и распределенные информационные сети национального и международного масштаба);
  •  увеличение объемов обрабатываемой и хранимой информации в локальных и распределенных банках данных;
  •  увеличение числа пользователей ресурсами ПЭВМ и сетей: многопользовательский режим удаленного доступа к базам данных.

Привлекательность заключается еще и в том, что АСОИ содержит весьма значительный ассортимент информации. В ее базах данных есть все о конкретном предприятии от досье на сотрудников до конкретной продукции, ее характеристиках, стоимости и другие сведения.

Продукция. Производство материальных благ является естественной деятельностью человечества в целях улучшения своей жизни и обеспечения других видов деятельности. И вполне естественно, что продукты труда выступают источниками информации, за которой весьма активно охотятся конкуренты. Особое внимание обращают конкуренты на новую продукцию, находящуюся в стадии подготовки к производству.

Производство любой продукции определяется этапами «жизненного цикла»: идеей, макетом, опытным образцом, испытаниями, серийным производством, эксплуатацией, модернизацией и снятием с производства.

Каждый из этих этапов сопровождается специфической информацией, проявляющейся разными физическими эффектами, которые в виде характеристик (демаскирующих признаков) могут раскрыть охраняемые сведения о производимом товаре.

Естественно, что злоумышленник стремится получить информацию о производимом товаре на более ранних стадиях его «жизненного цикла», что даст ему возможность своевременно принять необходимые меры для упреждения в выпуске своей продукции.

При этом очевидно, его продукция должна обладать привлекательными для потребителя параметрами: быть дешевле, надежнее, производительнее, оригинальнее, красивее и т. д. Ведь недаром же говорят об умении японцев подхватывать и запускать в массовое производство то, что изобретено в других странах.

Промышленные и производственные отходы. Отходы производства, что называется бросовый материал, могут многое рассказать об используемых материалах, их составе, особенностях производства, технологии.

Тем более что они получаются почти безопасным путем на свалках, помойках, местах сбора металлолома, в ящиках отходов исследовательских лабораторий, в мусорных корзинах кабинетов.

Как откровенничал один из опытных шпионов, «рекомендую обращать внимание на содержание мусорных корзин: стоит недорого, а среди смятых бумажек, испорченных, документов и разных копирок, если искать, можно найти тысячедолларовый банкнот; я не раз их находил в виде черновиков, за которые мне платили тысячи».

Не менее серьезными источниками конфиденциальной информации являются промышленные отходы: опилки, стружка, обрезки, испорченные заготовки, поломанные комплектующие и т. д. Анализ отходов поможет узнать об особенностях производства, технологии.

Каждый в отдельности, а в итоге в совокупности источники конфиденциальной информации содержат достаточно полные сведения о составе, состоянии и направлениях деятельности предприятия, что весьма интересует конкурентов.

Ведь заманчиво знать, когда конкурент начнет разработку нового изделия, чем оно будет лучше старого, когда он выбросит новый товар на рынок, по какой цене и т. д.

Зная это, можно успешно конкурировать с ним, приняв своевременные меры.

Контрольные вопросы.

  1.  Дайте определение информации и назовите ее основные свойства.
  2.  Сформулируйте понятие рынка информации и определите его структуру.
  3.  Перечислите информационные революции и дайте их характеристику по отношению к информационному обществу.
  4.  Назовите основные положения Хартии глобального информационного общества.
  5.  Перечислите основные направления государственной политики в информатизации общества.
  6.  Назовите категории субъектов информационных правоотношений.
  7.  Перечислите объекты информационных правоотношений.
  8.  Назовите источники конфиденциальной информации.

Литература

Основная:

  1.  Аполлонский А. В., Домбровская Л. А., Примакин А. И., Смирнова О. Г., Основы информационной безопасности в ОВД: Учебник для вузов. – СПб.: Университет МВД РФ, 2010.
  2.  Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. Фонд «Университет». СПб 2000.

Дополнительная:

  1.  Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. Фонд «Университет». СПб 1999.
  2.  Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П., Степашин С.В. Экономическая безопасность России: концепция – правовые основы – политика. Фонд «Университет». СПб 2001.
  3.  Доценко С.М., Примакин А.И. Информационная безопасность и применение информационных технологий в борьбе с преступностью: Учебник для вузов. – СПб.: Университет МВД РФ, 2004.

Лекция разработана доцентом кафедры специальных информационных технологий

полковником полиции       О.Г. Смирновой

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80938. Аналіз програми з історії України для 10-11 класів мета завдання та зміст курсу Нової історії України 35.68 KB
  Мета курсу за вибором Досліджуємо історію України для профільних класів суспільногуманітарного напряму поглиблення системи знань учнів про історію України XX століття яке забезпечується набуттям старшокласниками власного інтелектуального досвіду вивчення історичного матеріалу розвитком навчальнопізнавальних умінь та ключових предметних компетенцій. Реалізація курсу за вибором Досліджуємо історію України здійснена у контексті профілізації старшої школи допоможе виконати наступні завдання: поглибити цілісні уявлення старшокласників...
80939. Позакласна позашкільна робота з історії в загальноосвітній школі 30.73 KB
  Позакласна робота різноманітна освітня і виховна робота спрямована на задоволення інтересів і запитів дітей організована в позаурочний час педагогічним колективом школи. Позашкільна робота освітньовиховна діяльність позашкільних закладів для дітей та юнацтва.
80940. Побудова та використання на уроках історії України тренувальних та змістовних завдань 36.8 KB
  Наведіть приклад розроблених завдань. Під системою тренувальних завдань і вправ ми розуміємо сукупність послідовних завдань зі складністю що поступово зростає які пов’язані між собою спільною метою та змістом передбачають багаторазове виконання певної дії або діяльності метою набуття певного навику. Характерною ознакою системи тренувальних завдань та вправ є спрямованість на створення найбільш сприятливих умов для активної взаємодії суб’єкта з об’єктом вивчення й забезпечення високої інтелектуальної активності суб’єкта що забезпечує...
80941. Етапи підготовки вчителя історії до уроку 36.49 KB
  визначення місця уроку в темі чи розділі його очікуваних результатів. добір методичних прийомів і засобів навчання відповідно до очікуваних результатів уроку та вибір методичного варіанта уроку, складання конспекту чи розгорнутого плану уроку.
80943. Види історичних уявлень та їхня роль у процесі формування історичних знань 34.74 KB
  Відповідно до змісту історичного матеріалу і характеру усвідомлення його учнями розрізняють види історичних уявлень: 1 кількісні; 2 локальні просторові; 3 хронологічні часові; 4 образні; 5 логічні. Створення і збагачення історичних уявлень у свідомості дитини має велике виховне значення. Процес формування історичних уявлень у навчанні є достатньо складним.
80945. Обєкт і придмет методики історії як науки 29.56 KB
  Предмет методики - історія як шкільна дисципліна, процес навчання історії. Обєктом дослідження методики виступає процес навчання, а предметом - внутрішні закономірності взаємодії головних чинників процесу навчання історії в якості навчального предмета
80946. Методичні прийми роботи з підручником при вивченні темп: «Давній Єгипет» 32.39 KB
  Один з прийомів може бути таким: скласти план по темі Стародавній Єгипет. Зокрема складання плану для підзаголовків Землеробство – основне заняття єгиптян і Початок обробки металів допоможуть учням встановити взаємозв`язок фактів в історії: спочатку змінюється техніка покращуються знаряддя праці виникають нові галузі виробництва і лише тоді відбуваються зміни в соціальній структурі суспільства.