71316

Логические операции с объемом и содержанием понятия

Лекция

Логика и философия

Логический (контекстный) анализ деления понятия направлен на выявление скрытых элементов языковых конструкций в данном случае на формулирование основания когнитивной операции классифицирования на моделирование экспертной оценки речевой коммуникативной ситуации формируются аналитические...

Русский

2014-11-05

49.5 KB

2 чел.

Дисциплина «Логика»

Лекция 3. Логические операции с объемом и содержанием понятия

Содержание

1. Деление понятия

2. Правила деления понятия

3. Логические операции, относящиеся к содержанию понятия

4. Виды определения понятия.

5. Правила явного определения понятия.

Результаты освоения темы дисциплины

Знание видов и правил деления и определения понятий.

Умение выделять логически некорректные ситуации классифицирования

Умение формулировать объективное оценочное суждение о некорректности определений

Умение работать с контекстом речевой коммуникации

Навыки логического анализа терминологии

Навыки обобщения и ограничения контекста

Деление понятия

Понятие. Логические операции

Деление понятия
логическая операция, раскрывающая объем понятия через перечисление его видов

Логическая операция деления понятия

образует основу классификаций, широко распространенных в естественных, технических и гуманитарных науках

Имеет смысловую структуру, элементами которой выступают:

Делимое понятие

Члены деления

Основание деления

Структурные элементы деления понятия

Делимое понятия –

Общее родовое понятие, объем которого раскрывается

Например: Транспорт

Члены деления –

видовые понятия, включенные в объем делимого понятия

Например:  наземный транспорт, подземный, воздушный

Основание деления  -

Признак, скрытый в контексте, по которому выделяются  (различаются) виды делимого  понятия

Основание деления (классификации) не проговаривается, но всегда подразумевается

В приведенном примере основанием  деления выступает среда передвижения

Виды деления понятия
различаются количеством членов деления, производимого по одному основанию

Деление по видообразующему признаку

Не ограничивает число видовых понятий в результате деления

Например:  студенты: успевающие и отстающие

Основание деления – текущие результаты аттестации

   усп.   отст.    др.

Дихотомическое (двучленное) деление

объем делимого понятия распадается на два противоречащих понятия

Например:   студенты успевающие и неуспевающие.

                                            А    не-А

Правила деления понятия

Понятие. Логические операции

Анализ деления понятия 

Логический (контекстный) анализ деления понятия направлен

на выявление скрытых элементов языковых конструкций

в данном случае на формулирование основания когнитивной операции классифицирования

на моделирование экспертной оценки речевой коммуникативной ситуации

формируются аналитические навыки в работе с текстовой информацией,

коммуникативная способность медиации конфликта, благодаря умению дать объективную внеперсональную оценку ситуации

Логические операции, относящиеся к содержанию понятия

Понятие. Логические операции

Определение понятия
логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия

Наиболее распространенная форма определения понятия - указание на ближайший род определяемого понятия и видовое отличие.

Определение понятия - сложная операция. Не всегда удается дать четкое и корректное определение понятия.

В таких случаях прибегают к приемам, заменяющим определение понятия

Когнитивная и коммуникативная роль которых  определяется  выявлением смыслового контекста употребляемого термина

Приемы,
заменяющие определение понятия

Описание

перечисление отдельных признаков;

Характеристика

выделение наиболее существенных черт;

 Сравнение; 

Указание на предмет

остенсивное определение , демонстрация

Номинальное определение

наименование, введение термина, соглашению о смысле употребляемого термина

речевая конструкция всегда содержит слова: «будем называть», «обозначается» и т.п.

Виды определения понятия

Понятие. Логические операции

Неявные определения понятия

не имеют четко выраженной формы соотнесения определяемого понятия и определяющего.

определяемое понятие спрятано в контексте речевой коммуникации

роль неявного определения понятия играет некий определяющий контекст, который необходимо найти

Гипертекст, набор аксиом, описание способа построения определяемого предмета.

Виды неявного определения понятия

Определение через противопоставление 

выявляет содержание сразу двух терминов

характерно для области философии, имеющей дело с предельно общими, универсальными понятиями

бытие, пространство, время, материя, причинность.

Пример: причина – это явление, которое при определенных условиях обязательно вызывает другое явление – следствие

Виды неявного определения понятия

Контекстуальные определения 

могут иметь форму К(а)=Т,

где  Т- полный текст, а – определяемое выражение,
К – контекст.

Примером такого рода определения служат выражение функциональных зависимостей в математике.

2 x2 = d  - неявное определение x;    
x = Ö d/2    - явное определение x.

Через контекст, указывающий способы употребления, определяются предлоги:

…….. к………;       ………..to………..;   …………up……….    и т.п.

Виды неявного определения понятия

В качестве определения может выступать некоторый текст, в котором употребляется определяемый термин.

Пример словесного определяющего контекста:

«Свобода человека зависит от  его экономического положения. Главный фактор свободы – возможность работать в соответствии со своими способностями при хорошей оплате труда».

Контекстуальное определение может иметь форму таблицы.

В логике высказываний таблично определяется значение истинности логических союзов и значение истинности сложного высказывания

Виды неявного определения понятия

Остенсивное определение,

которое осуществляется путем демонстрации предмета или явления, обозначаемого определяемым термином.

Например: это – стул, на нем сидят, это стол – на нем едят.

Демонстрацию явления для введения понятия (например, электричество) используют в физике и других естественных науках.

Явное определение понятия

Имеет форму, в которой четко выражены и соотнесены два понятия:

определяемое и определяющее 

Например: Масса (определяемое) - мера инерции (определяющее).

Родовидовое определение –

операция определения содержания понятия через подведение определяемого под общий род и выделение видового отличия

Если в качестве видового отличия указан способ происхождения, определение называется генетическим

Пример: Цилиндр -  это фигура, образованная вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон

Если понятие определяется через перечисление операций, то определение будет операциональным.

Форма явного определения понятия

Два понятия (определяемое и определяющее) в имеют свои объемы и особые обозначение в формальном аппарате традиционной логики 

Например: «Среда – это третий день недели».

Среда- определяемое понятие, обозначается буквой   А

Третий день недели - определяющее понятие, обозначается буквами                           Вс

в определяющем понятии выделяется

родовой признак, обозначаемый буквой В - «день недели»,

видовое отличие, обозначаемой с- «третий» 

Формула явного определения понятия соотносит объемы двух понятий: А= Вс, указывая на результат двух логических операций: обобщение и ограничение  

В данном примере объемы совпадают                 А= Вс

Правила явного определения понятия

Понятие. Логические операции

Правило соразмерности определения понятия

Объемы определяемого понятия и определяющего понятия должны быть равнозначны.

Пример: «Луна – это естественный спутник Земли»

Луна  - определяемое понятие, обозначается буквой А

естественный спутник Земли - определяющее понятие,

в котором выделяется родовой признак, обозначаемый буквой В - «спутник Земли», и видовое отличие, обозначаемой с- «естественный» 

Равнозначность объемов определяемого и определяющего показывается графически совпадением понятийных кругов А и Вс                       

                                      А, Вс

 

Логические ошибки, следующие из нарушения правила соразмерности определения понятия

широкое определение - объем определяющего понятия шире объема определяемого

Пример: Студент  (А) - это учащийся (с) человек (В)      

          Вс     А

 

узкое определение - объем определяющего понятия уже объема определяемого;

Пример: Учащийся (А)- это молодой человек школьного возраста (Вс)

         А      Вс                    

Логические ошибки, следующие из нарушения правила соразмерности определения понятия

перекрещивающееся определение - объемы определяющего частично совпадают

Пример: Кувшин (А) - это хранилище (В) монет (с).            А      Вс

 

 

определение “как попало” - несовпадение объемов определяемого и определяющего.

Пример: Рак (А) - это небольшая красная (с) рыба (В).          А        Вс

Правило отсутствия круга в определении понятия

Круг в определении квалифицируется как логическая ошибка – тавтология

От лат. “tauto” – одно и то же.

Примеры тавтологичных выражений: «масло масляное», «поиграем в игру», «памятный сувенир».

Круг в определении возникает, если определяемое раскрывается через понятие, которое, в свою очередь, прямо или косвенно раскрывается через определяемое

Пример: Учитель - человек, который учит детей

Тавтологии как определения всегда соразмерны

Допускаются в области философии в определении предельно общих универсальных понятий,

Правило ясности определения понятия

Определение должно быть ясным.

Логическая ошибка, возникающая при нарушении этого правила,

определение “Х через Y”, неизвестное через неизвестное.

Метафоры, с точки зрения логики, являются неясными определениями.  

Например: “Повторенье - мать уменья”;  “Лев - царь зверей”.

Определение положительных понятий не должно быть отрицательным

Пример ошибки: “Кибернетика - не искусство”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57406. История письменности 54 KB
  Развивающая умение готовить и делать публичный доклад умение работать с разными источниками информации умение работать в группах Воспитывающая: приобщение к народным истокам культуры Оборудование: урок проходит в компьютерном...
57411. The World We Live In - Мир, в котором мы живем. Урок–конференция 55.5 KB
  Председатель жюри: критерии оценки выработаны предварительно: оценивается глубина научность и актуальность проектной работы объем материала наличие продукта работы презентация и др.
57412. Образ берёзы в творчестве Есенина 52.5 KB
  Цель: Знакомство со стихами С. Есенина и фактами из его биографии; совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина...
57413. Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» 899 KB
  Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.