71317

Понятие – смысловая единица речевой коммуникации

Лекция

Логика и философия

Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия. Владение опытом логического анализа терминологии Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа Умение различать конкретные абстрактные собирательные понятия...

Русский

2014-11-05

48.5 KB

1 чел.

  •  Дисциплина  «Логика»
  •  Лекция 2. Понятие – смысловая единица речевой коммуникации
  •  Содержание
  1.  Образ и понятие.
  2.  Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия.
  3.  Виды понятий по объему и по содержанию
  4.  Отношения понятий по объему: типы совместимости и несовместимости понятий.
  •  Результаты освоения темы дисциплины
  •  Представление о понятийном круге
  •  Знание о логических принципах анализа понятийной основы речевой коммуникации.
  •  Владение опытом логического анализа терминологии
  •  Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа
  •  Умение различать конкретные, абстрактные собирательные понятия
  •  Образ и понятие
  •  Понятие
  •  Понятие - форма абстрактного мышления
  •  фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Понятие о предмете всегда выражается именем - словом или словосочетанием описательного характера.
  •  Понятие отличается от образа постоянством в силу абстрагированности от реального объекта, а также от способа выражения (языка)
  •  Образ – результат работы воображения, которое опирается на формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление
  •  Множество представляемых в воображении предметов охватывается одним понятием
  •  Логические характеристики понятия как формы мысли
  •  Понятие
  •  Например, в понятийном круге «кошка» оказываются все образные представления, навеянные этим словом.
  •  Множественность образа стягивается в одну емкую смысловую единицу информации - понятие «кошка»
  •  серая кошка
  •  старая кошка
  •  сиамская кошка
  •   и др.
  •                                  
  •  Виды понятий по объему и
    по содержанию
  •  Понятие
  •  Виды понятий по объему
  •  единичные понятия - если в понятийном круге только один реальный предмет; например: естественный спутник Земли;
  •  общие понятия – если в понятийном круге множество реальных предметов, например: шкаф;
  •  универсальные понятия, или предельно общие, например: бытие, материя, пространство;
  •  пустые, или нулевые понятие, не содержащие ни одного реального предмета в объеме, например: русалка, идеальный газ.
  •  Виды понятий по содержанию
  •  конкретные понятия - указывающие на предмет, например: человек;
  •  абстрактные понятия - фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя, например: синева, красота;
  •  положительные понятия - фиксирующие наличие признака, например: честный, справедливый;
  •  отрицательные понятия - фиксирующие отсутствие признака, например: бесчестный, несправедливый;
  •  собирательные понятия - фиксирующие особенности целого, например: библиотека, экипаж.
  •  Анализ термина
  •  Заметим, что единичные понятия, как правило, конкретны, а нулевые – абстрактны
  •  Выделив предметное значение термина, можно анализировать его как понятие, имеющее определенную характеристику по объему и содержанию
  •  Отношения понятий по объему
  •  Понятие
  •  Отношения между понятиями
  •  Типы отношений понятий по объеиу
  •  Совместимость
    •  объемы сравнимых понятий частично или полностью совпадают
  •  Несовместимость
    •  объемы сравнимых понятий не совпадают
  •  Типы совместимости понятий
  •  равнозначность
    •  А-квадрат, В -равносторонний прямоугольник                                        А,В      
  •    пересечение 
    •  А - металл, В - жидкость;         
  •           А        В
  •   
  •  подчинение, или   включение,                          В             
  •                                                 А        
  •     А - растение, В - организм
  •  Типы несовместимости понятий
  •  соподчинение, или координация 
    •  Б - береза, Е - ель, Д – дерево

              Д

        Б             Е

  •  противоположность
    •  А - сильный, В – слабый             А               В    
  •  противоречие 
    •  А - слабый,  не-А -  не-слабый

                                   А     не-А

  •  Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе - родовым.
  •  На отношение включения (или родо-видовое отношение понятий) опираются логические операции
  •  ограничение понятия 
  •  обобщение понятия 
  •  Предел обобщения - универсальное понятие   

Ограничение понятия 

переход от вида к роду:

от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

  •  Например: организм ® растение ® дерево ® сосна ®
  •  Предел ограничения понятия - единичное понятие

Обобщение понятия 

переход от рода к виду:

от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом

  •  Например: дерево ® растение ® организм ® материальное тело
  •  Предел обобщения - универсальное понятие
  •  Операции обобщения и ограничения понятия в практике делового общения  
  •  Поиск общего решения (примирение разных точек зрения, разрешение конфликтов) часто приводит к расширению контекста, позволяющему рассмотреть в целом ситуацию или проблему (в основе - операция  обобщения). Или, наоборот, к ограничению проблемы (“Рассмотрим конкретные вопросы, которые нам предстоит решить в первую очередь”).
  •  Интеллектуальный тренинг, заложенный в построении цепочки обобщения или ограничения понятия, развивает не только гибкость ума, но и готовит подсознание, оставляя в памяти активную рациональную форму подхода к сложным ситуациям.
  •  Тест «Логические характеристики Понятия как формы мышления»
  •  1. Понятие –
  •  а) любое слово;
  •  б) форма мышления, фиксирующая существенные признаки предмета (или класса предметов);
  •  в) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное содержание (значение);
  •  г) группа объектов, обозначаемых одним термином.
  •  2. Объем понятия
  •  а) количество букв, из которых оно состоит;
  •  б) степень значимости данного понятия;
  •  в) множество предметов, обобщаемых в понятии;
  •  г) физический объем предметов (в литрах, см3 и т.д.), мыслимых в понятии.
  •   
  •  3. Содержание понятия –   
  •  а) совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  б) совокупность всех признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  в) части, на которые можно расчленить предметы, мыслимые в понятии;
  •  г) совокупность элементов его объема.
  •  4. Что представляет собой объем понятия «учебник»:
  •   а) объем учебника в см3;
  •  б) совокупность составляющих учебника (переплет, листы);
  •  в) множество всех возможных учебников;
  •  г) объем учебника в страницах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67213. Основные направления современной психологии 98.51 KB
  Все что происходит внутри человека изучить невозможно то есть человек выступает как черный ящик. Объективно изучать регистрировать можно только реакции внешние действия человека и стимулы ситуации которые эти реакции обусловливают. Основная задача бихевиоризма –подчеркивает Уотсон –заключается в накоплении наблюдений...
67215. Сознание и самосознание. Свойства сознания 102.02 KB
  Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа.
67216. Ощущения и восприятие 79.04 KB
  Ощущения и восприятие. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ обладающих нервной системой. Качество это основная особенность данного ощущения отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущения.
67217. Внимание и память 48.64 KB
  Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Факторы определяющие избирательность и направленность внимания. Функции внимания.
67218. Мышление и интеллект 50.55 KB
  Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект.
67220. Темперамент и характер 97.24 KB
  Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики определяющие динамику психической деятельности человека которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
67221. Эмоции и чувства 88.62 KB
  В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.