71317

Понятие – смысловая единица речевой коммуникации

Лекция

Логика и философия

Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия. Владение опытом логического анализа терминологии Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа Умение различать конкретные абстрактные собирательные понятия...

Русский

2014-11-05

48.5 KB

1 чел.

  •  Дисциплина  «Логика»
  •  Лекция 2. Понятие – смысловая единица речевой коммуникации
  •  Содержание
  1.  Образ и понятие.
  2.  Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия.
  3.  Виды понятий по объему и по содержанию
  4.  Отношения понятий по объему: типы совместимости и несовместимости понятий.
  •  Результаты освоения темы дисциплины
  •  Представление о понятийном круге
  •  Знание о логических принципах анализа понятийной основы речевой коммуникации.
  •  Владение опытом логического анализа терминологии
  •  Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа
  •  Умение различать конкретные, абстрактные собирательные понятия
  •  Образ и понятие
  •  Понятие
  •  Понятие - форма абстрактного мышления
  •  фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Понятие о предмете всегда выражается именем - словом или словосочетанием описательного характера.
  •  Понятие отличается от образа постоянством в силу абстрагированности от реального объекта, а также от способа выражения (языка)
  •  Образ – результат работы воображения, которое опирается на формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление
  •  Множество представляемых в воображении предметов охватывается одним понятием
  •  Логические характеристики понятия как формы мысли
  •  Понятие
  •  Например, в понятийном круге «кошка» оказываются все образные представления, навеянные этим словом.
  •  Множественность образа стягивается в одну емкую смысловую единицу информации - понятие «кошка»
  •  серая кошка
  •  старая кошка
  •  сиамская кошка
  •   и др.
  •                                  
  •  Виды понятий по объему и
    по содержанию
  •  Понятие
  •  Виды понятий по объему
  •  единичные понятия - если в понятийном круге только один реальный предмет; например: естественный спутник Земли;
  •  общие понятия – если в понятийном круге множество реальных предметов, например: шкаф;
  •  универсальные понятия, или предельно общие, например: бытие, материя, пространство;
  •  пустые, или нулевые понятие, не содержащие ни одного реального предмета в объеме, например: русалка, идеальный газ.
  •  Виды понятий по содержанию
  •  конкретные понятия - указывающие на предмет, например: человек;
  •  абстрактные понятия - фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя, например: синева, красота;
  •  положительные понятия - фиксирующие наличие признака, например: честный, справедливый;
  •  отрицательные понятия - фиксирующие отсутствие признака, например: бесчестный, несправедливый;
  •  собирательные понятия - фиксирующие особенности целого, например: библиотека, экипаж.
  •  Анализ термина
  •  Заметим, что единичные понятия, как правило, конкретны, а нулевые – абстрактны
  •  Выделив предметное значение термина, можно анализировать его как понятие, имеющее определенную характеристику по объему и содержанию
  •  Отношения понятий по объему
  •  Понятие
  •  Отношения между понятиями
  •  Типы отношений понятий по объеиу
  •  Совместимость
    •  объемы сравнимых понятий частично или полностью совпадают
  •  Несовместимость
    •  объемы сравнимых понятий не совпадают
  •  Типы совместимости понятий
  •  равнозначность
    •  А-квадрат, В -равносторонний прямоугольник                                        А,В      
  •    пересечение 
    •  А - металл, В - жидкость;         
  •           А        В
  •   
  •  подчинение, или   включение,                          В             
  •                                                 А        
  •     А - растение, В - организм
  •  Типы несовместимости понятий
  •  соподчинение, или координация 
    •  Б - береза, Е - ель, Д – дерево

              Д

        Б             Е

  •  противоположность
    •  А - сильный, В – слабый             А               В    
  •  противоречие 
    •  А - слабый,  не-А -  не-слабый

                                   А     не-А

  •  Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе - родовым.
  •  На отношение включения (или родо-видовое отношение понятий) опираются логические операции
  •  ограничение понятия 
  •  обобщение понятия 
  •  Предел обобщения - универсальное понятие   

Ограничение понятия 

переход от вида к роду:

от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

  •  Например: организм ® растение ® дерево ® сосна ®
  •  Предел ограничения понятия - единичное понятие

Обобщение понятия 

переход от рода к виду:

от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом

  •  Например: дерево ® растение ® организм ® материальное тело
  •  Предел обобщения - универсальное понятие
  •  Операции обобщения и ограничения понятия в практике делового общения  
  •  Поиск общего решения (примирение разных точек зрения, разрешение конфликтов) часто приводит к расширению контекста, позволяющему рассмотреть в целом ситуацию или проблему (в основе - операция  обобщения). Или, наоборот, к ограничению проблемы (“Рассмотрим конкретные вопросы, которые нам предстоит решить в первую очередь”).
  •  Интеллектуальный тренинг, заложенный в построении цепочки обобщения или ограничения понятия, развивает не только гибкость ума, но и готовит подсознание, оставляя в памяти активную рациональную форму подхода к сложным ситуациям.
  •  Тест «Логические характеристики Понятия как формы мышления»
  •  1. Понятие –
  •  а) любое слово;
  •  б) форма мышления, фиксирующая существенные признаки предмета (или класса предметов);
  •  в) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное содержание (значение);
  •  г) группа объектов, обозначаемых одним термином.
  •  2. Объем понятия
  •  а) количество букв, из которых оно состоит;
  •  б) степень значимости данного понятия;
  •  в) множество предметов, обобщаемых в понятии;
  •  г) физический объем предметов (в литрах, см3 и т.д.), мыслимых в понятии.
  •   
  •  3. Содержание понятия –   
  •  а) совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  б) совокупность всех признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  в) части, на которые можно расчленить предметы, мыслимые в понятии;
  •  г) совокупность элементов его объема.
  •  4. Что представляет собой объем понятия «учебник»:
  •   а) объем учебника в см3;
  •  б) совокупность составляющих учебника (переплет, листы);
  •  в) множество всех возможных учебников;
  •  г) объем учебника в страницах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4080. Исследование интерференции света и определение длины волны используемого излучения 247.5 KB
  Цель работы - изучение методов наблюдения интерференционной картины и измерения ее параметров, определение длины волны используемого излучения. Приборы и принадлежности Оптическая скамья. Лазер. Бипризма Френеля. Линзы. ...
4081. Обработка результатов физического эксперимента 391.5 KB
  Цель работы – ознакомление с методами оценки результатов измерений и расчета погрешностей. Приборы и принадлежности: исследуемые образцы штангенциркуль микрометр лабораторная установка FPM - 01 пакет компьютерных программ по моделированию...
4082. Изучение центрального абсолютно упругого и неупругого соударения шаров 749 KB
  Цель работы - изучение центрального абсолютно упругого и неупругого соударения шаров. Исследование упругого соударения шаров Физические закономерности, возникающие при ударе двух тел, широко используются в науке и технике, например, при ковке металл...
4083. Изучение равноускоренного движения на машине Атвудаи ее компьютерной модели 1.03 MB
  Дана методика и описаны эксперименты по проверке основных формул кинематики и динамики равноускоренного прямолинейного движения. Эксперименты могут быть проведены как на реальной лабораторной установке (машине Атвуда), так и на ее компьютерной модел...
4084. Изучение вращательного движения с помощью маятника Обербека и его компьютерного имитатора 183.5 KB
  Изложены основные положения кинематики и динамики твердого тела. Приведена методика и описан эксперимент по проверке основного закона динамики вращательного движения. Эксперимент может быть выполнен как на реальной лабораторной установке (маятнике ...
4085. Определение коэффициента трения с помощью установки ФПМ-02 и ее компьютерного имитатора 646 KB
  Цель работы: изучить свободные затухающие колебания наклонного маятника освоить методику определения коэффициента трения. Приборы: установка для определения коэффициента трения ФПМ-02, а также IBM-совместимый персональный компьютер и пакет компьют...
4086. Определение энергетических характеристик электрической цепи постоянного тока 5.08 MB
  Цель работы – исследование зависимости энергетических характеристик электрической цепи от внешнего сопротивления. Приборы и принадлежности: лабораторный комплекс ЛКЭ-2П, включающий источник тока, мультиметр, магазин сопротивлений и комплект сое...
4087. Определение изменения энтропии при плавлении олова 127.5 KB
  Цель работы – изучение процессов плавления и кристаллизации олова и определение изменения энтропии. Теплоемкость твердых тел Теплоемкостью твердого тела называется величина, равная отношению количества теплоты Q, погл...
4088. Организационно-правовые формы предприятий 198 KB
  Введение Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбо...