71317

Понятие – смысловая единица речевой коммуникации

Лекция

Логика и философия

Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия. Владение опытом логического анализа терминологии Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа Умение различать конкретные абстрактные собирательные понятия...

Русский

2014-11-05

48.5 KB

1 чел.

  •  Дисциплина  «Логика»
  •  Лекция 2. Понятие – смысловая единица речевой коммуникации
  •  Содержание
  1.  Образ и понятие.
  2.  Логические характеристики понятия как формы мысли: объем и содержание понятия.
  3.  Виды понятий по объему и по содержанию
  4.  Отношения понятий по объему: типы совместимости и несовместимости понятий.
  •  Результаты освоения темы дисциплины
  •  Представление о понятийном круге
  •  Знание о логических принципах анализа понятийной основы речевой коммуникации.
  •  Владение опытом логического анализа терминологии
  •  Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа
  •  Умение различать конкретные, абстрактные собирательные понятия
  •  Образ и понятие
  •  Понятие
  •  Понятие - форма абстрактного мышления
  •  фиксирует существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Понятие о предмете всегда выражается именем - словом или словосочетанием описательного характера.
  •  Понятие отличается от образа постоянством в силу абстрагированности от реального объекта, а также от способа выражения (языка)
  •  Образ – результат работы воображения, которое опирается на формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление
  •  Множество представляемых в воображении предметов охватывается одним понятием
  •  Логические характеристики понятия как формы мысли
  •  Понятие
  •  Например, в понятийном круге «кошка» оказываются все образные представления, навеянные этим словом.
  •  Множественность образа стягивается в одну емкую смысловую единицу информации - понятие «кошка»
  •  серая кошка
  •  старая кошка
  •  сиамская кошка
  •   и др.
  •                                  
  •  Виды понятий по объему и
    по содержанию
  •  Понятие
  •  Виды понятий по объему
  •  единичные понятия - если в понятийном круге только один реальный предмет; например: естественный спутник Земли;
  •  общие понятия – если в понятийном круге множество реальных предметов, например: шкаф;
  •  универсальные понятия, или предельно общие, например: бытие, материя, пространство;
  •  пустые, или нулевые понятие, не содержащие ни одного реального предмета в объеме, например: русалка, идеальный газ.
  •  Виды понятий по содержанию
  •  конкретные понятия - указывающие на предмет, например: человек;
  •  абстрактные понятия - фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя, например: синева, красота;
  •  положительные понятия - фиксирующие наличие признака, например: честный, справедливый;
  •  отрицательные понятия - фиксирующие отсутствие признака, например: бесчестный, несправедливый;
  •  собирательные понятия - фиксирующие особенности целого, например: библиотека, экипаж.
  •  Анализ термина
  •  Заметим, что единичные понятия, как правило, конкретны, а нулевые – абстрактны
  •  Выделив предметное значение термина, можно анализировать его как понятие, имеющее определенную характеристику по объему и содержанию
  •  Отношения понятий по объему
  •  Понятие
  •  Отношения между понятиями
  •  Типы отношений понятий по объеиу
  •  Совместимость
    •  объемы сравнимых понятий частично или полностью совпадают
  •  Несовместимость
    •  объемы сравнимых понятий не совпадают
  •  Типы совместимости понятий
  •  равнозначность
    •  А-квадрат, В -равносторонний прямоугольник                                        А,В      
  •    пересечение 
    •  А - металл, В - жидкость;         
  •           А        В
  •   
  •  подчинение, или   включение,                          В             
  •                                                 А        
  •     А - растение, В - организм
  •  Типы несовместимости понятий
  •  соподчинение, или координация 
    •  Б - береза, Е - ель, Д – дерево

              Д

        Б             Е

  •  противоположность
    •  А - сильный, В – слабый             А               В    
  •  противоречие 
    •  А - слабый,  не-А -  не-слабый

                                   А     не-А

  •  Если объем одного понятия включается в объем другого, то первое понятие называется видовым, а второе - родовым.
  •  На отношение включения (или родо-видовое отношение понятий) опираются логические операции
  •  ограничение понятия 
  •  обобщение понятия 
  •  Предел обобщения - универсальное понятие   

Ограничение понятия 

переход от вида к роду:

от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

  •  Например: организм ® растение ® дерево ® сосна ®
  •  Предел ограничения понятия - единичное понятие

Обобщение понятия 

переход от рода к виду:

от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом

  •  Например: дерево ® растение ® организм ® материальное тело
  •  Предел обобщения - универсальное понятие
  •  Операции обобщения и ограничения понятия в практике делового общения  
  •  Поиск общего решения (примирение разных точек зрения, разрешение конфликтов) часто приводит к расширению контекста, позволяющему рассмотреть в целом ситуацию или проблему (в основе - операция  обобщения). Или, наоборот, к ограничению проблемы (“Рассмотрим конкретные вопросы, которые нам предстоит решить в первую очередь”).
  •  Интеллектуальный тренинг, заложенный в построении цепочки обобщения или ограничения понятия, развивает не только гибкость ума, но и готовит подсознание, оставляя в памяти активную рациональную форму подхода к сложным ситуациям.
  •  Тест «Логические характеристики Понятия как формы мышления»
  •  1. Понятие –
  •  а) любое слово;
  •  б) форма мышления, фиксирующая существенные признаки предмета (или класса предметов);
  •  в) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное содержание (значение);
  •  г) группа объектов, обозначаемых одним термином.
  •  2. Объем понятия
  •  а) количество букв, из которых оно состоит;
  •  б) степень значимости данного понятия;
  •  в) множество предметов, обобщаемых в понятии;
  •  г) физический объем предметов (в литрах, см3 и т.д.), мыслимых в понятии.
  •   
  •  3. Содержание понятия –   
  •  а) совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  б) совокупность всех признаков предметов, мыслимых в понятии;
  •  в) части, на которые можно расчленить предметы, мыслимые в понятии;
  •  г) совокупность элементов его объема.
  •  4. Что представляет собой объем понятия «учебник»:
  •   а) объем учебника в см3;
  •  б) совокупность составляющих учебника (переплет, листы);
  •  в) множество всех возможных учебников;
  •  г) объем учебника в страницах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15235. І.Есенберлиннің Көшпенділер романындағы жылқы атауларының этнолингвистикалық мәні 324 KB
  Еліміз егемендік алып, тіліміз мемлекеттік мәртебеге ие болуына байланысты қоғамда тарихи сана мен ұлттық таным көкжиегі кеңейе бастады. Осыған байланысты ұлттық рухани-мәдени мұраның тарихи маңызын саралап, қайта бағалау мүмкіндігі туып отыр
15236. Етістіктің лексика-грамматикалық сипаты 69 KB
  Етістіктің лексикаграмматикалық сипаты Етістік қазақ тіліндегі сөз таптарының ішіндегі ең күр делілерінің бірі. Оның күрделілігі лексикасемантикалық сипатынан грамматикалық формалары мен категорияларының көптігінен синтаксистік қізметінен айқын көрінеді. Е...
15237. Әбілғазы баһадүр ханның «Түркі шежіресіндегі» араб-парсы сөздерінің қолданылу ерекшелігі 277 KB
  Әбілғазы шығармасының тіл ғылымы үшін, оның ішінде түркітану ғылымы үшін маңызы зор екендігін Г.С.Саблуков өзінің аудармасының кіріспесінде былайша көрсетеді: «Исправно изданный Родословной был бы при скудости литературы на восточно-джагатайском наречии
15238. Әлем тілдерінің топтастырылуы 171.5 KB
  Әлем тілдерінің топтастырылуы Мазмұны 1. Тілдердің генеологиялық туыстық классификациясы. 2. Тілдердің типологиялық классификациясы. 5.1. Тілдердің генеологиялық туыстық классификациясы. Тілдердің генеологиялық ту...
15239. Әлемнің тілдік көрінісінің тіл мәдениетіндегі бейнесі 73.88 KB
  ӘЛЕМНІҢ ТІЛДІК КӨРІНІСІНІҢ ТІЛ МӘДЕНИЕТІНДЕГІ БЕЙНЕСІ О.Сапашев ШҚМУ Түркітану оқытуғылымизерттеу орталығының директоры филология ғылымдарының кандидаты Тілдің табиғилығы мен оның даму мәдениеті қадым заманнан бері көтеріліп келе жатқан мәселе бұл ұлт...
15240. Әңгімелеу мәтінінің тілдік-стилистикалық сипаты 283.5 KB
  Мәтін лингвистикасында зерттеуді аса қажет ететін маңызды мәселелердің бірі – әңгімелеу мәтінінің тілдік және стилистикалық ерекшелігін таныту. Әңгімелеу – тұтасым, байласым және мағыналық аяқталғандық, ақпарат беру категорияларына ие композициялық-сөйлеу формаларының бірі
15241. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СКОРОСТИ ПОТОКА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ РЕАКТОРА ВВЭР-1000, В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ 1.23 MB
  Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СКОРОСТИ ПОТОКА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ РЕАКТОРА ВВЭР1000 В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ Объект исследования: течение теплоносителя в кольцевом опускном тракте в части напорно...
15242. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ (ИМИТАТОРА БОРА) НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ 454 KB
  Лабораторная работа №3 ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ИМИТАТОРА БОРА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ Объект исследования: изучение динамики распределения температуры при подогреве воды подав
15243. Моделирование линейных динамических систем 84.75 KB
  Лабораторная работа №1 Моделирование линейных динамических систем Вариант 1 I.Исследование модели входвыход Исходные данные: a0=9 a1=6 a2=3 b0=12 b1=2 b2=0.1 Начальные условия: y0=1 0=0.50=0 Дифференциальное уравнение описания системы: Рисунок 1