71318

Предмет и семантические категории логики

Лекция

Логика и философия

Предмет и семантические категории логики Содержание История появления логики Предмет логики Язык и логика в системе коммуникации Понятие семантической категории знаковой системы Семантические категории логики Результаты освоения темы дисциплины Формирование представлений о формах...

Русский

2014-11-05

68.5 KB

8 чел.

  •  Дисциплина «Логика»
  •  Лекция 1. Предмет и семантические категории логики
  •  Содержание
  1.  История появления логики
  2.  Предмет логики
  3.  Язык и логика в системе коммуникации
  4.  Понятие семантической категории знаковой системы
  5.  Семантические категории логики
  •  Результаты освоения темы дисциплины
  •  Формирование представлений о формах трансляции  мысли, обоснования знания в истории культуры.
  •  Знание соотношения семантического синтаксического, прагматического аспектов речевой коммуникации.
  •  Умение выявлять в текстовой информации семантические единицы логического анализа
  •  Умение различать в речевой коммуникации (текстовые) конструкции, требующие и не требующие обоснования
  •  История появления логики
  •  Предмет и семантические категории логики 
  •  История возникновения логики связана с поиском рациональных принципов и общезначимых процедур, разрешающих конфликт. Самая древняя модель конфликтной ситуации - спор.
  •   
  •  Общепризнанным отцом логики считается Аристотель (384-322 гг. до н.э.), выступивший против софистов.
  •  Сформулированные Аристотелем основные принципы логики и положения теории понятий, суждений, дедуктивных умозаключений легли в основу традиционной вербальной логики.
  •  В XVII-XVIII вв. Ф.Бэкон и Дж.С.Милль  заложили основы индуктивной логики
  •  В ХIХ - XX вв. формируется символическая логика, разрабатывающая метаязыки анализа систем доказательств
  •  В конце XX в. выдвигаются системы неформальной логики как коммуникативно ориентированной дисциплины

Предмет логики 

очерчен в IV-III вв. до н.э.  

В «Аналитиках» Аристотеля

  •  Термин “логика” для обозначения науки о принципах и формах абстрактного мышления ввели позже стоики.
  •  По традиции, идущей от Канта (XVIII в.), логику определяют как науку о рассуждениях.
  •  Задача логики - установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения.
  •  Язык и логика в системе коммуникации
  •  Предмет и семантические категории логики 
  •  Коммуникативные отношения в социуме опосредованы знаками, содержание которых интерпретируется по-разному.
  •   Знак - это материальный предмет (явление, событие), который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения.
  •  Всякая система знаков имеет три аспекта:
    •  синтаксический
    •  семантический
    •  прагматический 
  •   
  •  Знак имеет два значения
  •  Предметное значение - это объект, который представлен знаком (обозначен).
  •  Смысловое значение характеристика объекта, представителем которого выступает знак.
    •  Смысловое значение предполагает тот или иной план выражения (контекст).
    •  Информация о предмете может подаваться в разном контексте.
  •   Знаковые системы 

Главная цель знаковых систем - эффективная  передача информации.

В семиотике – науке о знаковых системах выделяют три типа знаков: 

знаки-индексы, знаки-образы,

знаки-символы

Всякая система знаков имеет три аспекта: синтаксический, семантический, прагматический. 

  •   Знак в пространстве коммуникации

Функционирование знаков в системе коммуникации сопровождается проблемой понимания.

Знак порождает неоднозначное смысловое поле вокруг обозначенного предмета,

допуская различные способы его интерпретации.

  •  Язык - знаковая система 
  •  Язык – наиболее эффективное средство коммуникации в человеческом сообществе.
  •  Языковые знаки – слова, которые имеют всегда предметное значение.
  •  Смысл написанных или произнесенных слов позволяет выделить различные уровни информации о предмете, явлении, событии.  

Пример

  •  Слово (знак): “Байкал”                
  •  предметное значение: озеро                                
  •  смысловой контекст (план выражения):
  •  1) эстетический - самое красивое озеро в Сибири;
  •  2) географический - озеро, имеющее много притоков  и  только один исток;
  •  3) экологический - …              и т.д.                     
  •  Логика в качестве особой системы знания сложилась на базе обобщения социальной и речевой практики человеческого общения.
  •  Коммуникативная роль логики
    •  выделяет необходимые критерии трансляции смыла и взаимопонимания в виде норм выражений и рассуждений
    •  нарушение норм логики приводит к ситуации непонимания и воспринимается как нелепость, парадокс, бессмысленность
    •  помогает ориентироваться в жизненно необходимом для человека информационно-смысловом пространстве.
  •  Язык и логика
  •  Логика имеет дело с языком, но предмет логики - мыслительная конструкция, не тождественная словам
    •  В анализе языковых конструкций логика оперирует семантическими категориями, отличными от категорий грамматики
  •  Логика изучает и формализует типовые структуры рассуждения.
    •  При этом она пользуется специфическими символическими языками.
  •  Понятие
    семантической категории
    знаковой системы
  •  Предмет и семантические категории логики 
  •  Семантическая категория знаковой системы 
  •  устойчивый смысловой элемент формальной системы (в том числе  языковой), в пределах которого возможна взаимозаменяемость единиц (знаков) одного характера без потери осмысленности выражения.
    •  Например, в грамматике естественного языка такие элементы образуют буквы, части слова, слова, знаки препинания.
      •  Буква заменяется буквой при образовании слова, но не заменяется знаком препинания, иначе выражение теряет смысл.
      •  Например, слово мак можно преобразовать в слова рак, рок, сок, бок, имеющие вполне определенный смысл.
      •  Смысл выражения  м?к  неясен.
  •  В логике взаимозаменяемыми смысловыми единицами - семантическими категориями - служат особые словесные конструкции
  •  имена
  •  высказывания
  •  логические термины
  •  Семантическая категория - Имя 
  •  Имя - словесный знак, обозначающий предмет.
    •  В системе информации имена представлены либо одним словом (термином), либо языковой конструкцией, имеющей описательный характер (дескрипцией).
  •  Имя всегда имеет:
    •  · содержание - предметное значение (какой объект обозначен);
    •   · план выражения - смысловое значение, указывающее на контекст, в котором характеризуется обозначенный именем объект.
  •  Семантическая категория - высказывание
  •  Высказывание - мысль, выраженная в языковой повествовательной (утвердительной или отрицательной) форме.
  •  Главная характеристика высказывания - значение истинности, которое может быть выражено терминах:
  •  истинно, ложно, неопределенно. 
  •  Логические термины 
  •  Логические термины - смысловые константы, играющие связующую роль в рассуждениях. Среди них выделяются логические союзы и кванторы.
  •  Логические союзы – выражения, которые соответствуют смысловой связи в рассуждении.
  •  Кванторы – выражения указывающие на частность или общность суждения

В логике выделяют следующие логические союзы:

Ù   конъюнкция, или соединительный союз;

  •  в письменной речевой практике может быть выражен запятой, точкой, грамматическими союзами «и», «а», «но», «да» и пр.

ν  дизъюнкция, или разделительный союз;  

  •  в речевой практике выражается грамматическими союзами «или», «либо» и т.п.

É  импликация, или условный союз

  •  соответствует языковым выражениям: “если..., то…”;  «значит» «следовательно», «постольку…, поскольку…» и т.п.

º  эквиваленция соответствует тождеству,  

  •  грамматически выражается словами “если и только если”;  «точно также как…» и т.п.

 ùа - отрицание (не-а)

  •  соответствует выражению: «неверно, что…».
  •  Логический союз - символическое выражение, смысловой связи в рассуждении
  •  Логические союзы не  совпадают с грамматическим выражением, во многих случаях не проговариваются, но всегда подразумеваются, образую своеобразный «скелет» выраженной мысли.
    •  Например, один из сонетов В.Шекспира завершается таким высказыванием, подразумевающим смысловую (логическую) связь в виде условия: «Я не хочу хвалить любовь свою, я никому ее не продаю».
  •  Кванторы
  •  " -  квантор общности
    •   соответствует выражениям: “все”, “всякий”, «каждый», «ни один» и т.п.
  •  $ - квантор существования
    •   соответствует выражениям:
      «не все», “некоторый”, “многие”, “существует” и т.п.
  •  Логическая структура
  •  Под логической структурой понимается способ связи составных частей мысли
  •  Выделение семантических категорий: имя, высказывание, логический термин,- позволяет выявить логическую структуру рассуждения и записать ее формально на символическом языке логики.
  •  В проблемных и конфликтных ситуациях, работая с информацией, важно различать
  •  утвердительные конструкции, которые требуют обоснования
  •  конструкции, которые не требуют обоснования.
    •  К ним относятся различного рода описания и утвердительные высказывания, которые не являются ни истинными, ни ложными.
    •  Например: завтра будет отличная погода.
  •  Следует помнить, что все  суждения о будущем являются неопределенными высказываниями.
    •  Однако, благодаря положительному эмоциональному ожиданию, многие утверждения такого рода воспринимаются людьми как истинные.
    •  Например: “К 2000-му году каждая семья будет жить в отдельной квартире”;  “После реализации программы “500 дней” в России наступит экономический рай”; “Я всех россиян сделаю богатыми”.
  •  Тест «Семантические категории логики» 
  •  1. Логика – это наука о:
    •  а) правильном, логическом мышлении;
    •  б) формах, принципах и закономерностях мышления;
    •  в) адекватном объективной действительности поведении;
    •  г)  любых закономерностях.
  •  2. Логика изучает мышление с точки зрения:
    •  а) побудительных мотивов;
    •  б) эффективности сбора, переработки и хранения информации;
    •  в) его структуры (формы);
    •  г) физиологических основ.
  •  3. Напишите формы чувственного познания:
  •  а)     б)       в)
  •  4. Перечислите формы абстрактного мышления:
  •  а)
  •  б)
  •  в)
  •  Тест «Семантические категории логики» 

5. Семантическая категория –

  •  а) устойчивый элемент какой-либо формальной системы, имеющий смысл при любых обстоятельствах;
    •  б) элемент какой-либо формальной системы, который  имеет смысл только в том случае, если занимает вполне определенную позицию в записи в рамках своей формальной системы;
    •  в) устойчивый смысловой элемент какой-либо формальной системы, в пределах которого возможна взаимозаменяемость знаков (языковых единиц) без потери осмысленности;
    •  г) любой знак какой-либо произвольно взятой знаковой  системы.
  •  Тест «Семантические категории логики» 
  •  6. Назовите семантические категории логики:
  •   а)
  •  б)
  •  в)
  •  7. Принадлежат ли к одной семантической категории знаки, расположенные в одном ряду?
  •  а) 7, 10, -8, +, ?
  •  б) x, y, z 
  •  в) Дима, Оля, Валя, Сидоров, некто Х
  •  г) p, q, r, É, ", $ 
  •  8. Выделите имена:
    •   а) жизнерадостный отличник и староста группы Сидоров;
    •  б) Сидоров является старостой группы;
    •  в) не все йогурты одинаково полезны;
    •  г) одинаково полезные йогурты;
    •  д) задумчивый Винни-Пух, отправившийся в гости;
    •  е) Винни-Пух отправился в гости к своему другу Пятачку.
  •  Тест «Семантические категории логики» 

9. Логический термин –

  •  а) термин (понятие), используемый в логике;
  •  б) термин, состоятельность которого проверена при помощи законов логики;
  •  в) логическая переменная, используемая при записи логических функций;
  •  г) смысловая константа, играющая связующую роль в рассуждениях.

10. Дизъюнкция –

  •  а) логический союз «и»;
  •  б) разновидность квантора;
  •  в) логический союз «или»;
  •   г) логическая операция.
  •   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59593. Правда, обпалена війною… (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 37.5 KB
  Перевірка домашнього завдання і актуалізація опорних знань Україну в огнів називають Довженковою Голгофою. Що говорить сам Довженко у Щоденнику про це 31 січня 1944 р. Після дитячих версій можна запропонувати і версію Михайла Шевченка...
59594. Сценарій уроку: Правління в римській республіці 38.5 KB
  Учням ставляться запитання: Яка була роль консула та народного трибуна в державі Яким шляхом прагнув зробити карєру Гаймолодший Як йому вдалося стати консулом Чому Гаймолодший уплутався в корупцію У чому це виявилось Зясувати з учнями як вони розуміють корупцію.
59595. Природа і людина в оповіданні Григора Тютюнника 41 KB
  Діти ви любите перебувати на лоні природи А чи вмієте милуватися нею Так само щиро любив свою землю свій край свою природу і Григір Тютюнник автор оповідання Лісова сторожка яке ми розглядатимемо на уроці. Будемо аналізувати персонажів твору...
59596. Проект: Квіти в творчості Тараса Григоровича Шевченка 36.5 KB
  Учити проведенню теоретичного дослідження; розвивати творчу уяву вміння робити підборку квітів складати їх в єдину композицію; сприяти вихованню у молоді любові до рідної землі історії культури мистецтва; вироблення навиків колективної праці; стимулювання інтересу учнів до творчості Т. Шевченка...
59598. Урок-гра подорож. Птахи нашого краю 54.5 KB
  Обладнання: малюнки із зображенням птахів інші ілюстрації картки Вулиця птахів виставка дитячих книжок про птахів ребуси кросворди. Отже ви здогадались що мова піде в нас про птахів нашого краю. Зараз ми з вами відправимось у дивну подорож вулицею Птахів у місто Природоград.
59599. Розв’язування вправ на всі дії з десятковими дробами 36.5 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми; закріпити навички учнів виконувати всі дії над десятковими дробами; розвивати логічне мислення, увагу, інтерес до предмета; формувати навички самоконтролю; виховувати активність.
59601. Рольова гра як форма інноваційних технологій 91 KB
  Семінарські практичні заняття й лабораторні роботи що проводяться за традиційною схемою мають не дослідний а ілюстративний характер який не може дати учневі повної й комплексної уяви про той чи інший матеріал.