71324

Системы автоматизированного управления предприятиями. Развитие концепций. Концепции управления

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

В зависимости от специфики бизнеса любой из трех перечисленных аспектов может иметь доминирующее значение. Например, банк или финансовая инвестиционную компания рассматривают свой бизнес, прежде всего с точки зрения финансов, торговая компания – с позиции товарных потоков...

Русский

2014-11-05

190.19 KB

5 чел.

Лекция 6. Системы автоматизированного управления предприятиями. Развитие концепций

Концепции управления

Систему управления практически любым бизнесом можно представить в виде нескольких крупных разделов, выделяемых в зависимости от того, с какой точки зрения мы оцениваем процесс управления.

Среди таких точек зрения следует отметить три основных:

  1.  финансовая – описание деятельности компании с позиции движения денежных средств;
  2.  логистическая – описание деятельности с позиции движения материальных ресурсов;
  3.  производственная (технологическая) – функциональное описание бизнеса, т.е. описание с точки зрения последовательности и правил реализации производственных функций (в широком значении этого термина).

В зависимости от специфики бизнеса любой из трех перечисленных аспектов может иметь доминирующее значение. Например, банк или финансовая инвестиционную компания рассматривают свой бизнес, прежде всего с точки зрения финансов, торговая компания – с позиции товарных потоков, дистрибьютора в первую очередь интересует логистика, и т.д. Что же касается реального промышленного предприятия, то для него важное значение имеют все три перечисленные позиции. Поэтому на практике исторически сформировались устоявшиеся правила, позволяющие рассматривать производственные, логистические и финансовые процессы в их взаимной связи. Такие правила получили название концепций управления.

Применение других терминов, типа "стандарт" в данном случае мы бы считали не корректным, т.к. большинство управленческих концепций не закреплены в виде нормативных документов.

Эволюция концепций управления

I. MPS – объемно-календарное планирование

Первой концепцией управления считается концепция MPS (Master Production Schedule – объемно-календарное планирование). Ее сущность заключается в том, что сначала формируется план продаж ("объем", с разбивкой по календарным периодам, отсюда – объемно-календарное), по нему формируется план пополнения запасов (за счет закупок или собственного производства) и оцениваются финансовые результаты по периодам (в качестве которых используются периоды планирования или финансовые периоды),  формирующие в итоге финансовый результат.

Данный метод хорош для мелкого и простого производства, но его простота не позволяет преодолеть проблемы, связанные со сложным производством, необходимостью обеспечения большого ассортимента товаров, прогнозированием объемов и сроков поставок.

II. SIC – статистическое управление запасами

Попытки преодоления недостатков концепции MPS привели к появлению метода SIC (Statistical Inventory Control – статистическое управление запасами). При этом подходе устанавливается некоторый минимальный уровень складских запасов, при достижении которого необходимо сделать новый заказ поставщику и пополнить запасы до определенного уровня.

Диаграмма SIC

Складской запас

Кварталы

- Максимальный уровень (Max Stock)

- Уровень перезаказа (Reorder Point)

- Страховой запас (Safety Stock)

Дальнейшее изучение динамики запасов (как правило, с использованием статистических методов – отсюда "статистическое управление запасами") привело к появлению еще двух понятий – "точка заказа" (reorder point – точка "перезаказа", дословно), которая определяет уровень складских запасов, при снижении планового запаса ниже которого необходимо сделать (точнее спланировать) заказ поставщику, и "уровень пополнения" {запаса товара на складе} – то есть, то количество товара, выше которого не рекомендуется повышать уровень складского запаса конкретного товара (максимальный уровень).

Важно подчеркнуть, что данные понятия являются существенно динамическими, так как уже говорилось, что заказ на пополнение нужно производить своевременно, с учетом времени доставки, а объем дискретной поставки может не вписываться в плановый "уровень пополнения". Динамизм возникает и при учете, например, сезонных изменений основных параметров SIC – очевидно, что страховой запас обширного ассортимента прохладительных напитков летом весьма существенен, а вот зимой отсутствие полного ассортимента вряд ли приведет к заметным неприятностям. Опять же, предпраздничная торговля требует установления более высоких уровней "точки заказа", чем в обычные периоды. Определение и фиксация подобных колебаний – иногда предмет серьезных статистических исследований. Современные компьютерные системы управления, как правило, имеют встроенные статистические анализаторы, хотя бы простейшего типа, либо автономные (внешние) подсистемы, позволяющие производить такой анализ.

III. MRP – планирование потребностей в материальных ресурсах

Дальнейшее усложнение производства привело к возникновению сложных изделий, в которых количество деталей и узлов измерялось тысячами. Сборка таких изделий производилась на нескольких конвейерах (соответственно, возникло понятие "сборка" или "подсборка", то есть компонента, деталь или просто какая-то часть конечного продукта, подготовленная на вспомогательном сборочном конвейере для инсталляции в готовый продукт на главном конвейере). Типичные примеры – двигатель, шасси и кузов в машиностроении, еще одно название – узел.

Изделия, производимые в ходе такого рода сборочных операций, стали представляться в виде древовидных конструкций, получивших обобщающее название BOM (bill of material – в русском языке нет столь же общего эквивалента, есть проблемно-зависимые аналоги, такие как "состав изделия", "рецептура", "сборочная спецификация", ввиду этого далее будем использовать оригинальный термин).

Обратите внимание на то, что на различных уровнях ВОМ могут находиться одинаковые товарные позиции, как например Крепеж на различных уровнях сборочной спецификации компьютера. При разузловании из приведенного выше древовидного списка получается линейный, служащий для формирования заказа на закупку:

Линейный список:

Обратите внимание, что в линейном списке Крепеж встречается только один раз, так как заказ на крепеж должен формироваться единым образом (для однородного крепежа).

Проблемы управления запасами стали на порядок сложнее, поскольку кроме окончательных комплектующих, теперь требуется также управление запасами сборок (то есть промежуточным складированием "незавершенки"). При этом требования к точности соблюдения сроков поставок стали также на порядок выше.

В результате возникла методика планирования, призванная решить проблему формирования заказа на комплектующие для сложных изделий, опираясь на данные (потребности) объемно-календарного плана производства. Эта методика получила название MRP (Material Requirements Planning – планирование потребностей в материальных ресурсах).

IV. CRP – планирование потребности в производственных мощностях

Аналогичная методика была разработана и для планирования производственных мощностей. Она получила название CRP (Capacity Requirements Planning – планирование потребности в производственных мощностях). При этом уровень сложности решаемых с ее помощью задач существенно выше, чем при использовании MRP. Это связано с тем, что станки могут переналаживаться, использоваться для различных операций, кроме того, на различных станках может выполнять операции один рабочий, соответственно, кроме "машинного времени" существенно значение имеет и "рабочее время", существуют графики сменности, перерывы и т.д. Методика позволяет увязывать использование мощностей с рабочим временем персонала.

V. MRP II – планирование производственных ресурсов

Дальнейшее развитие методологии привело к объединению систем планирования MRP, CRP и SIC. Так появилась принципиально новая концепция управления, получившая всемирную известность и повсеместное распространение – MRP II (Manufacturing Resource Planningпланирование производственных ресурсов) (римская цифра II подчеркивает отличие новой концепции от концепции MRP).

Важно отметить, что MRP II – это не просто механическое объединение трех предшествующих концепций. Совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей позволяет поднять всю систему планирования на новый уровень, так как удается весьма точно определить финансовые результаты сформированного производственного плана, что было невозможно при частичном планировании (т.е. появляется возможность сравнить плановые поступления от продаж с прямыми затратами производства). Это важнейшее достижение методологии MRP II, которое и привело к ее "всемирной известности". Однако следует заметить, что при финансовом анализе в рамках MRP II не учитываются накладные расходы и график финансовых потоков (cash flow). Единственное, что подлежит анализу – общий "прямой" финансовый результат производственной программы за планировочный период. Но, учитывая, что при использовании программных продуктов, планировочный период может быть доведен до недели – это уже совсем неплохо. Применяя некоторые специальные методики, в основном нормативной оценки уровня накладных расходов, с помощью компьютерных систем "класса MRP II" можно с достаточной точностью учесть все производственные расходы.

VI. Концепция ERP – планирование ресурсов предприятия

Результатом дальнейшего развития управленческой науки и информационных технологий стала концепция ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия).

В начале 90-х гг. аналитическая компания Gartner Group ввела новое понятие. Системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (finance requirements planning) получили название систем планирования ресурсов предприятий ERP (enterprise resource planning). Иногда также встречается термин "планирование ресурсов в масштабах предприятия" (Enterprisewide Resource Planning). В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища (репозитария) данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию: финансовую информацию; производственные данные; данные по персоналу и др. Наличие такого корпоративного репозитария устраняет необходимость в передаче данных от одной системы к другой (например, от производственной системы к финансовой и др.), а также обеспечивает одновременную доступность к информации любого числа сотрудников предприятия, обладающих соответствующими полномочиями (ряд зарубежных аналитиков даже считает, что целью ERP-систем является не столько улучшение производственной деятельности предприятия, сколько уменьшение затрат и усилий на поддержку его внутренних информационных потоков).

Существует немало определений ERP-систем.

Наиболее точным представляется следующее определение ERP: "ERP – это метод эффективного планирования и управления всеми ресурсами, необходимыми для закупок, производства, отгрузки и обработки заказов клиентов в компании, занимающейся производством, распространением или предоставлением сервиса".

Другое определение (наиболее часто встречающееся в последнее время): ERP-система – это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

Концепция ERP включает в себя:

  1.  все функции MRP II;
  2.  полный набор финансовых функций;
  3.  предоставление всей необходимой отчетности;
  4.  автоматизацию продаж;
  5.  развитые производственные функции;
  6.  функции управления качеством;
  7.  функции предоставления сервиса;
  8.  функции управления персоналом;
  9.  инженерные функции;
  10.  функции распространения и логистики.

Существенной чертой концепции ERP является возможность глобального (интернационального) управления производством, товарами и услугами. Это особенно важно для крупных международных корпораций, у которых отдельные компании и подразделения тесно взаимодействуют между собой, находясь в разных странах и регионах.

Основные отличия систем MRPII и ERP

Существует мнение, что ERP – это всего лишь усовершенствованный вариант концепции MRP II. Это не совсем так, поскольку между этими двумя подходами имеются существенные различия. По мнению отраслевых аналитиков, основные отличия ERP-систем от MRPII-систем заключаются в следующем:

  1.  Поддержка различных типов производств (сборочного, обрабатывающего и др.) и видов деятельности предприятий и организаций (например, ERP-системы могут быть установлены не только на промышленных предприятиях, но и в организациях сферы услуг – банках, страховых и торговых компаниях и др.).
  2.  Поддержка планирования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия (а не только производства продукции).
  3.  ERP-системы ориентированы на управление "виртуальным предприятием" (отражающим взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей) в рамках интегрированной информационной среды. "Виртуальное предприятие" может представлять собой автономно работающие предприятия, корпорацию, географически распределенное предприятие, временное объединение предприятий, работающих над совместными проектами и др.
  4.  В ERP-системах больше внимания уделено финансовым подсистемам.
  5.  Добавлены механизмы управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности.
  6.  Повышенные требования к инфраструктуре (Интернет/интранет), масштабируемости (до нескольких тысяч пользователей), гибкости, надежности и производительности ПО и различных платформ.
  7.  Повышены требования к интегрируемости ERP-систем с приложениями, уже используемыми предприятием (CAD/CAM/CAE/PDM-системами, АСУТП, системами управления документооборотом, биллинговыми системами и др.), а также с новыми приложениями (например, электронного бизнеса). При этом именно на базе ERP-системы осуществляется интеграция всех приложений, используемых на предприятии.
  8.  Больше внимания уделено программным средствам поддержки принятия решений и средствам интеграции с хранилищами данных (иногда включаемых в ERP-систему в виде нового модуля).
  9.  В ряде ERP-систем разработаны развитые средства настройки (конфигурирования), интеграции с другими приложениями и адаптации (в том числе, применяемые динамически в процессе эксплуатации систем).

К преимуществам ERP-систем аналитики относят следующее:

  1.  снижение стоимости за счет эффективности: операций;
  2.  уменьшение времени выхода продуктов на рынок;
  3.  снижение издержек и брака;
  4.  улучшение качества продуктов;
  5.  обработка заказов по замкнутому циклу.

К недостаткам:

  1.  внутреннюю сфокусированность;
  2.  функции ограничены производством и администрированием, функции продажи, маркетинга и разработки продуктов отсутствуют;
  3.  с запозданием реагирует на изменение рынка;
  4.  эффективность операций может быть скопирована и улучшена конкурентами.

VII. ERP II

В мировом масштабе ERP можно рассматривать как пройденный этап. В развитых странах большинство корпораций внедрило у себя систему такого класса. (Некоторые даже и не по одной – увы, риск неудачи внедрения в этой области велик даже на Западе.)

Авторитетная консалтинговая компания Gartner Group заявила о завершении эпохи ERP-систем в 1999 году. На смену была предложена концепция ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing, управление внутренними ресурсами и внешними отношениями (связями) предприятия.

ERP не является вершиной эволюции. Фундаментальное ограничение систем ERP: они автоматизируют внутреннюю деятельность предприятия (т.н. back-office). Со второй половины середины 90-х годов признанные поставщики ERP-систем, испытывали нарастающее давление со стороны молодых компаний, предлагающих средства автоматизации функций, обращенных вовне (front-office).

Основное отличие систем класса ERP-II – наличие элементов, автоматизирующих функции, обращенные вовне – CRM (Customer Relations Management) и SCM (Supply Chain Management) – управление отношениями соответственно с заказчиками и с поставщиками.

CRM (Customer Relations Management) – это методология управления ресурсами предприятия, ориентированная на продажи и взаимоотношения с клиентами. В более общем смысле – управление отдельными функциями службы продаж (sales forces) и технологии автоматизации этих функций (например, HelpDesk – "справочный стол" (системы поддержки пользователей в сети). Также термином CRM называют комплекс программ для управления взаимоотношениями компании с ее клиентами (заказчиками), партнерами, дилерами и внешним миром вообще. Фактически, это средство для автоматизации работы отделов маркетинга, продаж и обслуживания клиентов плюс набор дополнительных сервисов в виде корпоративных порталов, call-центров, онлайновых справочных бюро для клиентов, корпоративные базы знаний и пр.

SCM (Supply Chain Management) – это методология управления (и основанные на ней системы управления) так называемыми логистическими цепочками. При производстве сложных изделий, в состав которых входят комплектующие от разных поставщиков, для компаний важно оперативно "программировать" поставку нужных деталей в нужном объеме и к нужному сроку. Товары желательно покупать по лучшей цене, лучшего качества, заботиться о том, чтобы транспортные издержки были минимальными, а в процессе движения товаров хорошо бы наблюдать за их статусом, чтобы срочно вмешаться в процесс, если произойдет какой-то сбой. Иными словами, это планирование и координация снабжения, транспортировки и складирования товаров или услуг.

Рис. 1. Эволюция систем планирования и управления

В последние годы в состав ERP-систем включаются новые типы приложений, отвечающие за связь предприятия с внешним миром, такие как HRM, КМ.

HRM (Human Resources Management) – это управление человеческим фактором, персоналом. В отличие от первобытных программ типа "Кадры", это высокоинтеллектуальные приложения, задачи которых – рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия. Здесь и назначение заданий, и планирование карьеры и обучения, и оценка персональных достижений и сведения по квалификации. До недавнего времени все эти программы были относительно самодостаточными, то есть практически обходились без ERP-систем, а в случае необходимости черпали данные из них посредством всевозможных "линков" и "коннекторов. В частности, известный поставщик CRM-решений компания Pivotal предлагает средства взаимодействия с системами SAP R/3, PeopleSoft, J.D.Edwards OneWorld и др.

KM (Knowledge Management) – управление знаниями. Исторически эти системы создавались для накопления корпоративных знаний и использовались для внутреннего потребления. С развитием CRM-систем оказалось, что KM-системы идеально подходят для создания автоматизированных справочных бюро (Help Desks) и решения задач интеллектуального анализа информации по клиентам (выявление потребительских пристрастий, профилирование и пр.)


VIII. Концепция CSRP – планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя

Современный бизнес – это, прежде всего, ориентация на клиента и его потребности. Развитие управленческих технологий в этом направлении привело к появлению концепции CSRP (Customer Synchronized Resource Planning – планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя). Концепция CSRP нацелена на расширение функциональности на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками (Customer Synchronized Resource Planning – дословно: координированное планирование ресурсов и отношений и с покупателями).

Сущность концепции CSRP состоит в том, что при управлении предприятием следует учитывать не только производственные ресурсы, но и те ресурсы, которые обычно считаются вспомогательными, или "накладными". В частности, к накладным относятся все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой работы с клиентом, послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и обслуживающих операций.

Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, гарантийное и сервисное обслуживание.

В результате процесс управления начинает охватывать почти весь жизненный цикл товара – от маркетинга до послепродажного обслуживания. Это очень важно для управления стоимостью – ведь для объективной оценки эффективности товара нужно учитывать не только себестоимость его производства, но и затраты на его продвижение и обслуживание. Особую важность такой подход приобретает в отраслях, где жизненный цикл товара невелик и предприятию постоянно требуется реагировать на желания потребителя.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позволяет управлять заказами клиентов на порядок «тоньше», чем это было возможно ранее. Становится возможным ежечасное (!) изменение производственного графика, что раньше считалось невыполнимой задачей. Детальный анализ стоимости заказа становится возможным уже на этапе его оформления. При расчете себестоимости можно учесть все дополнительные операции по тестированию и административному обслуживанию заказа, что раньше делалось только «постфактум». Становится легко ответить на вопрос: «как лучше получить узлы или комплектующие – произвести или купить?».

В целом можно отметить, что применение новой методологии позволяет компаниям чувствовать себя уверенно даже в условиях макроэкономической нестабильности, что особенно актуально для российских предприятий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22569. Постсинаптичне гальмування у ЦНС та його природа.Значення ггальмування у роботі 22.5 KB
  Значення ггальмування у роботі. Гальмування особливий нервовий процес який зумовлюється збудженням і зовнішньо проявляється пригніченням іншого збудження. Постсинаптичне гальмування ГПСП обумовлене виділенням пресинаптичним закінченням аксона гальмівного медіатора який знижує або гальмує збудливість мембран соми і дендритів нерв клітини з якою він контактує.
22570. ЦНС 22.5 KB
  Особливе місце в цій складній організації займае місце ЦНС що повязує в функціональну єдність всі клітини тканини і органи людського організму. Дякуючи великій кількості різних рецепторів ЦНС сприймає багаточисельні зміни що виникають в зовн средовищі і всередині організму і відіграє велику роль в регуляції всіх сторін життєдіяльності огранізму в зовн середовищі. Процеси що відбуваються в ЦНС лежать в основі психічної діяльності та поведінки людини. Діяльність ЦНС найчастіше наз координаційною або узгоджувальною.
22571. Спинний мозок 49.5 KB
  Він є сегментарним органом: у людини від спинного мозку відходять 31 пара спинномозкових корінців у жаби 10 які у кожному сегменті поділяються на дві частини: на передній вентральний і задній дорзальний корінці. Сіра речовина спинного мозку на поперечному перетині має вигляд метелика або літери Н . Є також дорзальні роги спинного мозку з'єднані з вентральними широкою перетинкою сірої речовинитак зване тіло сірої речовини . Крім вентральних і дорзальних рогів у грудному відділі спинного мозку є бокові роги сірої речовини рис.
22572. Рефлекси спинного мозку 24 KB
  Це залежить від сили подразників їх просторової та часової взаємодії а також від стану нервових центрів спинного мозку. Нервові центри спинного мозку також необхідні для регуляції як соматичних так і вегетативних функцій.Нервові центри шийного відділу спинного мозку виявляють кооординуючий вплив на активність мотонейронів які інервують мязи згиначі і розгиначі нижчележачих відділів тіла.
22573. Довгастий мозок 31.5 KB
  Крім ядер черепномозкових нервів характерною особливістю структури заднього мозку є наявність у ньому потужної маси нервових елементів які не одержують аферентних волокон безпосередньо з периферичних джерел і не посилають рухових волокон на периферію.До надсегментарних структур відносять також ядра провід них шляхів які проходять крізь довгастий мозок до інших частин мозку. Цей відділ головного мозку розташований над спинним мозком і виконує дві основні функції рефлекторну і провіднико ву.
22574. Вароліїв міст 22 KB
  В основі варолієвого мосту проходять пірамідні шляхи між якими розташовуються власні нервові волокна варолієвого мосту котрі прямують у мозочок. З основи варолієвого мосту виходять нерви які зв'язують певні зони варолієвого мосту з відповідними зонами кори великих півкуль. У цьому ж відділі варолієвого мосту знаходяться й ядерні утворення: рухове ядро відвідного нерва частина ядра трійчастого нерва а на дні сільвієвого водогону розташовуються ядра блокового і окорухового нервів . У варолієвому мосту знаходяться ядра які беруть...
22575. Ретикулярна формація 31 KB
  Тому виділяють РФ довгастого мозку варолієвого мосту і середнього мозку. Разом з тим у функціональному відношенні у РФ різних відділів головного мозку є багато спільного і тому її можна розглядати як цілісний утвір. До нейронів РФ підходить багато колатералів від усіх специфічних висхідних проекційних шляхів які проходять крізь стовбурову частину мозку а також від низхідних шляхів що йдуть від вищих відділів мозку в тому числі від пірамідного тракту і нейронів мозочка.
22576. Мозочок 36.5 KB
  Оскільки основною функцією мозочка є координація рухів то він добре розвинутий у риб і птахів адже динаміка рухів у водному і повітряному середовищах вимагає чіткої праці м'язів для швидкого маневрування при літанні і плаванні. У амфібій і рептилій які пересуваються по замлі і мають як правило низько розташований центр тяжіння відбувається певна редукція мозочка. У людини з її вертикальним положенням тіла розміри і значення мозочка значо зростають. Взаємодія мозочка з іншими структурами мозку здійснюється за допомогою трьох пар ніжок.
22577. Порушення функціонування мозочка 27.5 KB
  Перш за все наслідки уражень мозочка залежать від еволюційного положення виду тварини. Видалення мозочка у амфібій рептилій і птахів викликає складніші розладнання рухової функції. У ссавців видалення мозочка крім вищезазначених симптомів порушення рівноваги і тонусу скелетної мускулатури призводить до розладнання регуляції також довільних рухів.