71399

Взгдяд русского человека на традиционное семейное воспитание во Франции

Дипломная

Педагогика и дидактика

Актуальность исследования определяется повышением интереса современного общества к семейному воспитанию так как значительное влияние на формирование полноценной личности ребенка имеет в первую очередь его семья. Проблемами семейного воспитания занимались как отечественные так и зарубежные педагоги.

Русский

2014-11-06

73.7 KB

7 чел.

Федеральное агентство по образованию РФ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Кафедра иностранных языков специальных дисциплин

Тема работы:

Взгдяд русского человека на традиционное семейное воспитание во Франции

Выпускная квалификационная работа

Студентки 5 курса

Казанцевой А.С.

Допущена к защите:

«  _ » ___________(протокол  №  ____   )

Зав. кафедрой:________________

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

доцент

кафедры иностранных языков

специальных дисциплин

Осипова Надежда Васильевна

Елец 2013

Введение

 

В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми. Интерес к этому вопросу не угасает и до сегодняшних дней. (както не очень до сегодняшних дней)

Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный (неоднозначный) характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной системой.

Актуальность исследования определяется повышением интереса современного общества к семейному воспитанию так как значительное влияние на формирование полноценной  личности ребенка имеет в первую очередь его семья.

Проблемами семейного воспитания занимались как отечественные так  и  зарубежные педагоги. Работы П. Ф. Каптерова,  Я.  А.  Коменского, посвещаны вопросам  воспитания детей с раннего возраста, роли церкви, государства и общества в процессе воспитания и их влияние в различные исторические эпохи на формирование и развитие русского педагогического самосознания.

В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства.

Работы В.Г. Крысько,  Д. Локка, А. Н. Острогорского, И. Г. Песталоцци, В. А. Стоюнина, посвящены вопросам касающимся культуры семейных отношений и главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка. Одной из главнейших особенностей в педагогической теории К.Д. Ушинского является мысль о народности воспитания.Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями.

В настоящее время существует большое количество трудов о влиянии семейного уклада на детей, так в работах С. Френе и Б. Пере рассматриваются вопросы о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

Объектом данного исследования является процесс воспитания ребёнка.

Предметом исследования выступает процесс традиционного семейного воспитания в России и во Франции.

Цель исследования заключается в определении теоретической и практической основы семейного воспитания, установлении основных принципов, методов и задач в семейном воспитании детей.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить воспитание как явление в педагогике и исследовать научные и практические подходы к изучению проблемы семейного воспитания;(изучить процесс воспитания в его педагогическом аспекте , атакже исследовать научные и практические подходы семейного воспитания)

2) определить основные признаки и методы семейного воспитания;

3) эмперическим путём выявить особенности традиционного семейного воспитания в России и во Франции.

В рамках работы была выдвинута следующая гипотеза:

Если семья для ребенка является одновременно средой обитания и воспитательной средой, то её влияние особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие. Семья отражает  школу, средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

В нашей работе использован описательный метод, метод наблюдения, позволивший выделить единицы описания и количественный метод, который заключается в выявлении процентного соотношения между изучаемыми элементами.

Научная новизна ВКР выпускной квалификационной работы связана с предпринятой попыткой формулирования основных принципов и методов по проблемам семейного воспитания. На основе нового взгляда на семейное воспитание как aide familiale мы разработали методические рекомендации, которые могут служить руководством при решении вопросов семейного воспитания.

Теоретическая значимость работы заключается в структурировании теоретического материала по вопросам семейного воспитания. Нами описаны принципы, задачи и методы традиционного воспитания детей в русских и французских семьях.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсе преподавания педагогики, при рассмотрении частных вопросов сравнительного анализа систем воспитания в разных странах.

Цель и конкретизирующие её задачи обусловили структуру дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список библиографии и приложение.

Введение содержит обоснование актуальности темы работы с изложением её цели, задач и структуры, даётся характеристика материала исследования, излагаются методы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты семейного воспитания» нами рассматривается процесс воспитания как сложное субъективно существующее явление (т. е. частный момент развития общества), сущность воспитания и основные принципы на которые опирается воспитательный процесс. Так же нами исследуются принципы, задачи и методы традиционного семейного воспитания в России в сопоставительном анализе с традиционным семейным воспитанием во Франции.

Во второй главе «Анализ традиционного семейного воспитания в России и во Франции»  нами проводится практический анализ семейного воспитания на примере французской семьи. Нами составлен подробный педагогический дневник в котором мы описываем: быт французской семьи (в которой я живу), методы воспитания детей в исследуемой семье, принципы на которые направлено воспитание в данной семье и особенности семейного воспитания французской семьи. Данное исследование проводилось в течении всего учебного года, каждую среду мы описывали: расписание дня (чем занимались дети и родители, какие заниятия проводили в течении дня), методы воспитания использованные родителями в воспитательном процессе и на что был направлен воспитательный процесс (воспитание патриотичной личности, воспитание самостоятельности, воспитание уважения к старшим…).

Так же нами было проведено анкетирование в котором мы определили основные принципы, задачи и методы воспитания на примере русских и французских семей.

В заключении подводятся общие итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными задачами.

Список изученной литературы включает … источников.

В приложении мы предоставляем составленный нами педагогический дневник и результаты анкетирования.

В заключении мы можем отметить, что достигли поставленных целей. Проанализировав теоретический и практический материал мы пришли к выводу, что процесс семейного воспитания в России отличается от процесса семейного воспитания во Франции.

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

 

§1. Понятие воспитания в педагогике.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.

В большом толком словаре  С. А. Кузнецова ,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].

В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».

Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.

Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:

  1.  деятельность учащихся.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;

2) потребностно-мотивационная сфера личности.

Формирование личности происходит эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается ее потребностно-мотивационная сфера, развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая активность человека;

3) внутренняя сфера личности. 

Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.

Мы можем отметить, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения коммуникации.

Сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике понимаются неоднозначно. Поэтому возникают различные вариации воспитательного процесса (принципы воспитания).

По определению И. П. Подласого, принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитания ребёнка [подласый].

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют определенную систему. Обратимся к различным вариациям принципов, разработанными учёными-педагогами такими как В.Г. Крысько, В.С.Селиванов, П.И.Пидкасистый, В.А. Козлова и С.Френе.

Так,  В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- воспитание в группе и через коллектив;

- воспитание в процессе деятельности;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;

- опора на положительное в личности и группе;

- единство согласованности, преемственности в воспитании [].

В.С. Селиванов к принципам воспитания причисляет:

- целенаправленность;

- научность;

- доступность;

- индивидуальность;

- связь с жизнью;

- систематичность;

- активность;

- прочность;

- наглядность [].

По мнению П.И. Пидкасистого, к принципам воспитания относятся:

- ориентация на ценности и ценностные отношения;

- принцип субъектности;

- принцип целостности [].

С точки зрения современного учёного-педагога В.А. Козловой к принципам воспитания относятся:

- общественная направленность воспитания;

-связь воспитания с жизнью и трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Французский педагог С. Френе выделил следующие принципы воспитания:

-воспитание в коллективе;

-самовыражение;

- труд;

- дисциплина []

Рассмотрев различные вариации систем воспитания, мы можем отметить, что к основным принципам организации педагогического процесса учёные относят:

-принцип гуманистической направленности;

-принцип связи с жизнью и производственной практикой;

- объединение обучения и воспитания с трудом;

-принцип научности;

-ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

-принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

- преемственности, последовательности и систематичности;

-наглядности;

-эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

Мы больше придерживаемся принципам, которыми руководствуется современная система воспитания:

- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);

- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);

- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);

- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения) [козлова].

К принципам воспитания причисляется и принцип уважения к личности. Ребенок должен чувствовать, что его отношения с родителями и педагогами базируются на доверии и взаимопонимании. Этот принцип воспитывает в личности уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь. При его применении педагоги имеют возможность воспитать у ребёнка нежные, душевные чувства и одновременно предъявлять требования к выполнению определенных заданий. Принципы воспитания включают в себя воспитание личности в коллективе, в семье. Деятельность определенной группы людей, в которой находится индивид, имеет значительное влияние на формирование его личности.

Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности, являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Мы можем отметить, что наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном применении, ввиду их тесной связи.

§2.  Традиционная (типичная) русская семья и особенности семейного воспитания в современной России. Основные цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания. 

Семья – это носитель национально-этнических традиций, где ребёнок усваивает родной язык, культуру, обычаи. В семье и через неё определяется и выражается стремление  человека  найти  своё  место  в  социальной  жизни, дать  нравственную  оценку  своей  подлинной  сущности. Ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что даёт семейная атмосфера, общение ребёнка с отцом и матерью [].

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие. Семья отражает  школу, средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. 

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семейные отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью» («Российская педагогическая энциклопедия», 1999) [20]

Н.И. Никитина определяет семью как социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.» [18].

С точки зрения Н.Ф. Девициной, семья  это малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родительство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост[8, с.144]. 

По определению Е.И. Холстовой, семья – это малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи[28, с. 500]. 

По мнению В.И. Курбатова, семья— это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [25].

Среди множества определений семьи, характеристика, данная С. В. Дармодехиным, представляется наиболее полной: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении естественных, материальных и духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряжённости» [9, с. 5].

Проанализировав вышеперечисленные определения семьи, мы можем отметить, что каждый представленный автор говорит о семье как о малой группе. Вместе с тем, В.И. Курбатов делает акцент на том, что эта группа основана на браке или кровном родстве, Е.И. Холостова указывает на родительские отношения и на воспроизводящую функцию семьи, Н.Ф. Девицина говорит о том, что семья обеспечивает каждому её члену стабильность и безопасность, а Н.И. Никитина подразумевает под семьёй социальный институт, в котором осуществляется повседневная жизнь.

На основании общего положения, определяющего семью как малую социальнную группу, Мы можем выделить ряд социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:

- положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

- сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;

- разнообразие  семейного  сообщества  по  полу,  возрасту,  индивидуальным  особенностям,  интересам, профессиональному статусу;

-постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей.  

Так же Мы можем отметить, что семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной  индивидуальности, формируя у детей:

- умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;

- способность  к самоутверждению себя как личности,  проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и интересов;

- умение взаимодействовать с другими людьми в реальных ситуациях;

- способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;

-  потребность любить близких людей и доверять им;

- уверенность в собственной нужности.

В научной литературе  часто встречается понятие «традиционная семья», но чёткого определения учёные не дают, каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «традиционная семья» встречается такое понятие как «патриархальная семья».

В традиционной (патриархальной)русской семье — главой является старший в семье мужчина, роли четко распределены на мужские и женские, деятельность мужчины сосредоточена преимущественно вне семьи, а деятельность женщины — внутри нее [].

С точки зрения В.Л. Бенина традиционная семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта. По широте воздействия на воспитуемого, семье также нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни [Бенин].

В настоящее время русские учёные различают понятие «традиционная семья» в современном и в традиционном обществе. 

По мнению С.Н. Гаврова именно ориентация на личность или на коллектив, приоритет частных либо общественных (групповых) интересов во многом определяет различие в традиционном и современном обществах, а также различие в отношении человека к семье и семейным отношениям. Он классифицирует и определяет это различие в нормах, ценностях и ориентациях, которым определяют поведение индивида следующим образом:

- ориентация на себя: в данной ситуации отдаётся предпочтение своим собственным интересам любого мотивационного содержания и качества независимо от того, имеют ли они отношение к интересам и ценностям коллектива, членом которого он является;

- ориентация на коллектив: в данной ситуации принимаются во внимание в первую очередь ценности и интересы коллектива, в котором он играет эту роль, являясь его членом. Если существует потенциальный конфликт с его собственными интересами, от него ожидается, что в данном выборе он отдаст предпочтение интересам коллектива. Это применимо также и к его действию в репрезентативной роли в пользу данного коллектива [].

По мнению С.Н. Гаврова, современная семья является достаточно консервативным институтом, и сегодня в постсоветской России, на первом плане находится идеал стабильного партнерства. Он констатировал следующие характеристики взаимоотношейний в современной российской семье:

- отношения равенства между супругами становятся преобладающей тенденцией;

- для супружеских отношений специфичен эгалитарный характер;

- вопрос о главе семьи трансформируется в проблему лидерства. При этом в одних семьях лидером может быть женщина, в других – мужчина, т.е. лидерство экстраполируется на определенный вид жизнедеятельности семьи;

- мужчина зачастую является главой семьи чисто формально, согласно сложившейся традиции [].

Мы полагаем, что человек современного русского общества с течением времени все больше и больше ориентируется на себя, он становится личностью, чьи интересы приоритетны по отношению к любым социальным общностям. Основаниями, на которых базируется этот процесс, являются все более улучшающиеся условия жизни, в том числе радикальный рост потребления, уменьшение рабочего времени, рост оплаты труда, повышение уровня образования и профессиональной подготовки человека, а также развитие частногосударственных программ социального обеспечения: пенсий по старости и инвалидности, лечение по системе медицинского страхования, уход за детьми, больными и престарелыми в специализированных учреждениях.

Таким образом Мы можем отметить, что современная русская традиционная семья существует на иных материальных основаниях, чем в рамках традиционного, доиндустриального общества, когда само понятие семьи было связано с наследством, репутацией и сохранением традиционных христианских ценностей. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. С течением времени практические результаты обретения новой демографической и социальной свободы становились все более явственными, благодаря ей радикально менялось и продолжает меняться положение мужчин, женщин и детей, появились новые возможности самореализации личности в семейной, профессиональной и личной жизни.

Впервые упоминание о семейном воспитании как о предмете научного исследования содержится в трудах П. Ф. Каптерева, которого можно назвать основоположником семейной педагогики. В последнее время интерес науки к вопросам семейного воспитания детей в России заметно увеличился, чему способствовали в большей мере общественно-политические процессы, проходящие в стране.

Современный русский учёный И.А. Хоменко отмечает, что Россия в последние годы оказалась на стыке нескольких кризисов (демографического, социально-экономического, образовательного), которые активизировали внимание к семье как точке развития «нового человека»[].

В «Большой современной энциклопедии «Педагогика» (2005) определение термина «семейное воспитание», трактуется как более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.  Семейное воспитание –составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). [13]

В электронном ресурсе «Национальная социологическая энциклопедия» (http://voluntary.ru) cо ссылкой на «Словарь терминов по общей и социальной педагогике» А.С. Воронина, (2006 г.) исследуемое понятие объясняется следующим образом: «Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания - органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания, средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.»[]

Под традиционным семейным воспитанием в педагогике понимают –управляемую систему взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. С раннего детства через игры, традиционный уклад и быт, старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении народные традиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка [бенин].

Анализ научной литературы по семейному воспитанию позволил нам сделать вывод о том, что множество работ учёных советского и постсоветского времени посвещаны вопросам воспитания и определения роли семьи в воспитательном процессе, но в то же время мы можем отметить, что понятия: «традиционная семья» и «традиционное семейное воспитание» практически не встречается в педагогической литературе. Ученые изучают разные аспекты взаимодействия детей и родителей (или членов семьи), но практически не обращаются к уточнению терминов (или созданию новых понятий) в данной области знания.

Как и в любом педагогическом процессе, в семейном воспитании также присутствуют цель, принципы, содержание и методы (способы) воспитания. Мы считаем, что определение термина «семейное воспитание»

детерминируется прежде всего целью воспитания.

П.Ф.Каптерев трактовал семейное воспитание как «систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада». Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья.» [6, 57]

В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение»  П.Ф. Лесгафт писал: «цель всякого воспитания — содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость [лесгафт].

Согласно идее Л.Н. Толстого, «наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Становление внутреннего мира человека, работа над собой – это то, помочь в чем и должно воспитание в семье. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей жизни» [].

Проанализировав мнения разных учёных, Мы можем отметить, что существует несколько основных точек зрения, определяющих основные цели семейного воспитания: подготовка детей к жизни (социализация); соответствие некоему образцу, задаваемому родителями, школой, обществом и т.д. («воспитание разностороннего/гармоничного человека»); создание условий для самореализации ребенка. В основе этих целей и особенно способов их достижения лежит та или иная идея, которая и определяет специфику деятельности родителей по отношению к ребенку.

По мнению Каптерова «Главная и общая задача семейного воспитания, - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи [].

П.Ф. Лесгафт видел главную задачу семейного воспитания в том, чтобы родители создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых [].

Так же в научной литературе выделяют следующие задачи семейного воспитания: развитие интеллекта и творческих способностей у ребёнка, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей. [http://psylist.net/pedagogika/semvos.htm].

Проанализировав научные труды  П.Ф. Каптерова, П. Ф. Лесгафта и И.А. Хоменко, мы можем выделить следующие основные задачи семейного воспитания втрадиционной русской семье:

  1.  Воспитание дисциплины в семье.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании – это вопрос дисциплины в семье. Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важно, чтобы именно на этом этапе, в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно. В качестве основных требований семейной дисциплины можно сформулировать следующие: прежде всего обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам.

Значимы также постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а чего нет. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни [].

  1.  Создание условий гармонического раскрытия личности.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип.

Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование заслоняет основное. Задача же семьи и семейного воспитания состоит втом, что бы помочь ребёнку найти себя, самоутвердиться и выбрать свой путь [].

  1.  Формирование основ будущей семейной жизни ребенка.

Одной из самых важных задач является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Рычагом воспитательной деятельности в этом случае должна стать привычка.

Необходимо развить в детях привычку доводить каждое начатое дело до конца. При этом у ребёнка создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело, и приобретается опыт претворения желаний в дело. Наряду с созданием хороших привычек, уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась и его творческая личность[].

  1.  Формирования личностных качеств ребенка.

Особое место в семейном воспитании занимает задача формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит самая важная роль, так как именно в семье ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития [].

  1.  Воспитание здорового образа жизни.

Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духов ных потребностей, обеспечении социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за ведение детьми здорового образа жизни [].

Таким образом, изучив научную литературу, Мы можем сделать вывод, что главной целью семейного воспитания в России является всестороннее развитие личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребёнка, направленные на гармоничное формирование человека. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Опираясь на педагогический опыт отечественных учёных таких как В.Г. Крысько, В.С. Селиванов, П. И. Пидкасистый, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:

1. Уважение к ребенку как к личности. Деликатность.

Ребенок уже является уникальной личностью, от личной от всех других. Из этого следует, что как личность ребенок имеет право на свой уникальный внутренний мир.

2. Значение настоящего.

Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего личного внутреннего мира, мы неминуемо должны признать право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть таким, какой он есть.

3. Значение поступка и возможность раскаяния.

Важную роль в воспитание ребенка играет осознание им значения поступка и возможность расскаяния ребёнка, а так же понимание родителей, что ребенок действительно осознал свою ошибку и готов расскаяться перед ними. Иногда родители поступают неразумно, и безрассудно, когда пренебрегают покаянием ребенка, игнорируют тот важный момент, когда ребенок осознал свою ошибку и пришел к ним, чтоб примириться. Вместо того, чтобы простить его, дать ему очередной жизненный  урок родители «выдерживают характер», чтобы показать ребенку свою твердость и непреклонность и одновременно силой «сломать» то, что им в нем не нравится. Для ребенка важно хотя бы просто понять, почему нельзя делать так или иначе. Задача родителей — донести до него это понимание [].

4. Открытость и доверительность отношений с детьми.

Важную роль в воспитании ребенка играют доверительные отношения внутри семьи. Ребенок должен быть уверен, что может ждать поддержки от своей семьи и родителей .

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие[http://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/66-soderzhanie-formi-i-metodi-raboti-detskogo-sada-s-semey].

В педагогике под методами семейного воспитания понимают такие приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей [].

В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят следующие группы:

1) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование);

2) методы формирования сознания (слово родителей, личный пример);

3) дополнительные методы (поощрение, наказание, соревнование) [].

Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы) [].

Л.И.Смагина считает, что каждый метод (формирование самосознания, упражнение, пример, поощрение) имеет свою психолофизио-логическую основу.

Анализ классификаций методов семейного воспитания показал, что в них есть много общего:

а) выделение наиболее типовых, характерных методов (пример родителей, упражнение, переубежде-ние);

б) учет особенностей воздействия методов на детей разного возраста;

в) применение методов во взаимосвязи, комплексно;

г) учет психофизиологических особенностей воздействия методов на сознание, чувства, поступки детей;

д) чувство меры в применении того или иного метода;

е) тонкость и деликатность в применении методов поощрения и наказания;

ж)избежание методов наказания;

э) неприменение физических наказаний.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Выбор же методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности.

Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

• от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

• отношения в семье и образа жизни;

• числа детей в семье;

• родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

• личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

• опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей [].

Для определения методов воздействия на ребенка необходимо читать педагогическую, психологическую литературу, основываться на опыт старших, консультироваться со специалистами. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться от ребенка лишь послушания, поэтому нередко даже не пытаются понять его, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются. Подобный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен  (и  даже  вреден)  для  воспитываемых  таким  образом  детей.

В процессе семейного воспитания между родителями и детьми могут возникать противоречия, разногласия,  конфликты. Они могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы связаны с изменениями в обществе, с социальной динамикой. Изменение объективных условий жизнедеятельности людей всегда отражается на их сознании. Вследствие этого, возможны различия между поколениями во взглядах, мнениях, ценностях и т.п., причем различия будут тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в том или ином социуме. Даже находясь в условиях одной и той же социальной среды, дети и их родители подвергаются воздействию различных факторов в неодинаковой степени в силу присущих им возрастных и индивидуальных особенностей. Напряжение в отношениях между родителями и детьми может возникать не по всем сферам жизнедеятельности, а затрагивать, например, взгляды, вкусы, симпатии, оценки событий [].

Можно обратиться к концепции М. Мид, согласно которой конфликты поколений связаны с уровнем общественного развития и типом семейной организации. Для современных постиндустриальных обществ характерна префигуративная культура, которая ориентирована главным образом на будущее. Темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт родителей часто оказывается неприемлемым в новых социальных условиях.  В  данных  социальных  обстоятельствах  компромисс  между  родителями  и  детьми  достигается  через взаимное социализирующее влияние с учетом требований социума. Не только дети учатся у родителей, но и родители во все большей степени прислушиваются к детям. Воспитательные воздействия должны быть направлены в будущее в соответствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь[].

Несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание  Г. Зиммеля, в котором,  на  наш  взгляд,  заключена  основная  идея  компромисса  семейного  воспитания:  «Семья…  предоставляет  в  качестве  коллективного  индивидуума  своему  члену,  с  одной  стороны,  предварительную  дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности» [].  

Изучив и проанализировав научную литературу по вопросам семейного воспитания в России, Мы пришли к выводу, что семья в нашем обществе играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни (отношение родителей друг к другу, к работе, к бабушкам, дедушкам, соседям, к искусству, литературе, их мысли, привычки, чувства, стремления), уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности развивающегося ребёнка. Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости, задержки психического развития и деформации личности.

§ 3 Традиционное Семейное воспитание во Франции

Уровень  цивилизованности  общества, авторитет  государства  сегодня  как  никогда  ставится  в  прямую  зависимость  от  того  положения , которое  занимают  в  обществе  дети . Глубокие  социальные  изменения  во  Франции  в  последние  десятилетия  оказали  значительное  воздействие  на  семью  как  на  социальный  институт , а  также  на  понимание  обществом  её  роли  в  воспитании  детей .

Важное  место  в  формировании  новой  семейной  политики  принадлежит  Министерству  социальной  защиты  населения, Департаменту  по проблемам  семьи , женщин  и  детей . Одна  из  его  приоритетных  задач - укрепление  института  семьи  как  фундаментального  и  уникального  социального  института [].

Автор «Философского словаря» французский учёный Дидье Жюлиа (2000) называет семью «естественной ячейкой общества», обозначающей «совокупность людей одной крови, одной расы» и также «совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода». [5, 397]

Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ. По его мнению семья – это институт, воспитывающий в ребёнке будущего гражданина, патриота своего отечества [].

По мнению С.Френе семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения []. 

Французский учёный А. Наури, так же как и русские педагоги, разделяет семью на два типа: семья современная и семья традиционная . Он говорит о том, что традиционная семья представляла собой малую социальную группу состоящую из родителей и детей. Родители принимали свои обязанности очень серьёзно, они отчётливо понимали какую важную роль имеют в воспитании детей. В семье ребёнка  не воспринимали как самостоятельную личность, для родителей это был всего лишь ребенок. С раннего возраста у детей воспитывали такие качества как вежливость, пристойное поведение, уважение, благодарность, любовь. Именно в семье ребёнок впервые  познавал свои возможности и силы[Aldo Naouri] .

С точки зрения французского педагога Л. Пэрну традиционная французская семья это семья строгих правил. Она являлась источником надежности и безопасности. Традиционная семья представляла собой только двух супругов и детей,где отец являлся главой семейства, именно он зарабатывал деньги, мать же должна была  следить за детьми и за домом [].

А. Наури полагает, что несмотря на перемены, которые произошли с обществом на сегодняшний день, отношение французов к семье почти не изменилось. Они считают, что только в семье можно воспитать полноценно развитую личность [].

Французские учёные говорят о том, что значимость семьи в настоящее время существенно возрослала . Но в тоже время они отмечают, что семья во французском обществе переживает кризис. Роли родителей заметно поменялись, всё чаще во главу семьи становится женщина. Современная  педагогическая  система  строится  по  отношению  к  ребёнку , как  к  равному. Родители  проявляют  к  нему  любовь  и  требовательность , но  также  предоставляет  ему  свободу , служат  ему  опорой  и  защитой  в  любом  возрасте [].

Проанализировав научную литературу, Мы можем отметить, что многие французские педагоги занимаются изучением семьи и семейного воспитания. Но в тоже время учёные не дают точного определения семьи. Такие педагоги как Л. Пэрну и А. Наури разделяют семью на традиционную и современную.С их точки зрения современная французская семья представляет собой малую социальную группу, общность родителей и детей связанных определенными ценностями и традициями.получилась оборваная мысль сказала про совр и трад семью и все, определений нет? Дай определения хоть какие-нибудь найди, там дальше я у тебя видела про традиционную семью. Еще в этот параграф можно написать про современность, что Олан у вас узаконил брак геев и лизбиянок и разрешил им усыновлять детей, что это противоречит традиционному воспитанию во Франции, но является совр тенденциями..

Французский педагог С.Френе определяет воспитание как трудоёмкий  и  сложный  процесс , в  ходе  которого  у  ребёнка  закладываются  нравственные  основы , фундамент  его  личности. Воспитание требует  от  родителей  таких  качеств , как  терпение , сердечность , интуиция , такт , внимание. Но в то же время французский учёный критиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном к постоянному повторению избитых прописных норм морального поведения.Содержание так называемого словесного воспитания всегда отражает совокупность этических норм, характерных для данного общества, но в определенной степени имеющих и общечеловеческое значение. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь
вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя и т. п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить устолько сама жизнь, т. е. конкретный опыт ребенка [].

По мнению современного французского педагога  Л. Пэрну самое важное  в  воспитании это любить , разговаривать  с  ребёнком , быть  очень  требовательным  в  отношениях  с  ним, чтобы  он  был  не  менее  требовательным  к  себе , уметь  предоставить  ему  свободу , служить  ему  опорой  и  защитой , в  любом  возрасте  считать  его личностью [].   

      По убеждению Ж.-Ж. Руссо, развитие человека должно происходить свободно и естественно, что предопределяет содержание и характер воспитания. Для просветителя свободное воспитание – это оптимистический гуманизм, так как оно объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества, культуры, цивилизации; естественное воспитание должно осуществляться сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности [].

Марсель Руфо определяет понятие воспитания (в узком значении) как духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики. Морали, нравственности по социально принятым нормам поведения. В более же широком понимании, воспитание –это передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему[].

Под традиционным воспитанием французские учёные понимают процесс социализации ребёнка, привитию ему определенных норм, правил и жизненных ценностей таких как вежливость, уважение и солидарность[http://audrey-eloise-marie.e-monsite.com/pages/i-la-famille-traditionnelle-d-avant-guerre.html] .  

В своей книге «Формирование личности ребёнка и подростка» С. Френе выделил ряд условий необходимых для воспитания в семье:

-  здоровье родителей и ребёнка;

-  особая забота о беременных женщинах;

- создание необходимых условий для воспитания ребёнка;

- развитие его творческих возможностей;

- стремление к познанию;

- создание благоприятной среды [].

Мы можем отметить, что понятие воспитание французские учёные рассматривают как духовное и физическое развитие ребёнка. Лоранс Пэрну полагает, что главную роль в воспитательном процеессе играет беседа. Марсель Руфо отдадаёт большое значение нравственному воспитанию. По убеждению Ж.-Ж. Руссо воспитание должно проходить свободно и естественно, необходимо следовать внутренней природе ребенка. Для С. Френе воспитание представляет собой трудоёмкий и сложный процесс, в  ходе  которого  у  ребёнка  закладываются  нравственные  основы и фундамент  его  личности, но вместе с тем учёный критикует нравственное воспитание.

Целью воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, является развитие свободной личности в «естественных» условиях.  Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми»[] .

Мы больше придерживаемся мнению француского учёного-педагога С.Френе. Он полагает, что цель семейного воспитания заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутренного мира [].

Французские учёные отмечают, главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственноси человека, фундамент его личности. По мнению С. Френе от становления личности на начальном этапе (в семье) в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка [].

Самая первостепенная и важная задача семейного воспитания, по
Ж.-Ж. Руссо, прививать детям любовь к Отечеству, к их гражданскому долгу[].

Изучив научные труды таких учёных как С.Френе, Л. Пэрну, А. Наури, М. Руфо и А. Гарандери и Ж.-Ж. Руссо, Мы можем выделить следующие задачи семейного воспитания:

- нравственное и гражданское воспитание;

- привитие любви к труду;

- развитие любознательности, тяги к практической деятельности;

- развитие практического мышления;

- воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;

- стимулирование любознательности как первой ступени познания;

- стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

- стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;

Опираясь на опыт французских учёных С. Френе , А. Гарандери, Ж.-Ж. Руссо, Мы вывели следующие принципы воспитания:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение.

Французский учёный С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее» [].

Во французской педагогике выделяют следующие методы семейного воспитания:

- беседа;

- наглядный пример;

- индивидуальный подход;

- метод убеждения;

- метод принуждения.

Проанализировав научные труды французских авторов, Мы можем отметить, что большое внимание учёные уделяют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.  В своих работах Ж.-Ж. Руссо описывает принцип наглядности, который он считает основополагающем при воспитании. Мы можем отметить, что   определяющим принципом гуманистического  воспитания Ж.-Ж. Руссо, является принцип свободного и естественного воспитания, то есть формирование «свободного и естественного человека». С. Френе так же предлагает чаще использовать наглядные примеры в процессе воспитания.

Также ученые аккцентируют своё внимание на традиционном семейном воспитании. Французске педагоги разделили понятия семьи и семейного воспитания на традиционное и современное, но все равно отмечают характерную схожесть между двумя определениями.

   

Выводы по первой главе.

          В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме  Мы пришли к следующим выводам:

1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения  к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):

- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)

- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)

- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)

- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).

Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)

2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие  семейного  сообщества  по  полу,  возрасту,  индивидуальным  особенностям,  интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной  индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность  к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).

Нами была определена ведущая цель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.

Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.

Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов  семейного воспитания:

- уважение к ребенку как к личности, деликатность;

- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);

- значение поступка и возможность раскаяния;

- открытость и доверительность отношений с детьми.

Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт, мы определили основные методы которые используют в семейном  воспитании в России :

- метод убеждения;

- метод поощрения;

- метод совместной практической деятельности;

- метод принуждения (наказания).

3. Глубокие  социальные  изменения  во  Франции  в  последние  десятилетия  оказали  значительное  воздействие  на  семью  как  на  социальный  институт , а  также  на  понимание  обществом  её  роли  в  воспитании  детей .

Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.

Главная задача    воспитания состоит в том, что с  самого  раннего  возраста  оно  должно  заложить  основы  нравственности  человека , фундамент  его  личности .

Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)

- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)

-принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение

Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:

- беседа;

- наглядный пример;

-индивидуальный подход;

-метод убеждения

- метод принуждения.

На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:

- принцип целенаправленности;

- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.

Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61818. Правило образования вопросительной формы в Present Continuous(Present Progressive) 25.33 KB
  Цель урока: Формирование навыков грамматических структур в речи Задачи урока: Обучающие познакомить с правилом образования вопросительных предложений в Present Continuous(Progressive)...
61819. Искусство оригами. Ветка сакуры 154.5 KB
  Развивать: наблюдательность, малую мускулатуру рук, пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции, кругозор учащихся