714

Средства массовой информации в контексте деятельности государства

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Понятие и роль средств массовой информации в обществе. Политика государства в сфере деятельности СМИ. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России.

Русский

2013-01-06

138 KB

182 чел.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе

1.1. Понятие «средства массовой информации»

1.2. Место и роль средств массовой информации в обществе

Глава 2. Политика государства в сфере деятельности СМИ

2.1. Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики

2.2. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства

Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Рубеж XX -XXI веков ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, так как без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.

Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ). Выступая одним из особых институтов государстве, они аккумулируют в себе гигантскую созидательную и разрушительную силу. Им принадлежит важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Мировой опыт свидетельствует, что чем выше степень политизации общества, тем весомей роль СМИ в политическом процессе. Примером этого, в частности, является и нынешняя ситуация в России. Недаром СМИ характеризуют как «четвертую власть». Не случайно столь пристальное внимание уделяется вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства. Сегодня происходит оформление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли.

Вместе с тем из поля зрения правоведов выпал весьма важный комплексный анализ деятельности СМИ в качестве мощнейшего катализатора процесса демократического развития государства. В отечественной научной литературе практически отсутствуют работы, показывающие первостепенное влияние СМИ на жизнь государства. Все вышесказанное и обуславливает актуальность написания курсовой работы по заявленной теме.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия средств массовой информации и государства.

Предмет исследования: средства массовой информации и государство.

Целью курсовой работы является комплексное исследование взаимовлияния государства и средств массовой информации, выявление проблем взаимодействия между ними.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и роль средств массовой информации в обществе.

2. Раскрыть вопросы политики государства в сфере деятельности СМИ.

3. Выявить проблемы взаимодействия СМИ и государства в России.

Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания - анализ, синтез, метод комплексного подхода, а также рад частно-научных методов - сравнительного правоведения, технике юридический и иные методы.

Нормативной основой работы является действующее законодательство, регулирующее функционирование средств массовой информации.

Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как: П. Бурдье П., В.В. Ворошилов, В.П. Воробьев, С.В. Коновченко, В.С. Комаровский, М.Г. Прошина и других.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.


Глава 1. Понятие и роль средств массовой информации в обществе

1.1 Понятие «средства массовой информации»

Термин "средства массовой информации" появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.

Первый термин информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие - как мера организации (Н. Винер), как снятая неопределенность (К. Шеннон) или как отраженное разнообразие (Д. Урсул), - оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.

Массовость фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер - "сжатость", "свернутость", "упакованность", предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем - неэлитарность и общедоступность. Вместе с тем "массовость" характеризует корпоративный характер производства информации.

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный (ситуация общения двух людей) и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются "коммуникативными" средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле Маклюэна "the medium is the message" - посредник суть сообщение). Едва ли случайно термин "информация" в данном словосочетании нередко заменяется термином "коммуникация". Это связано с увеличением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

В современном обществе, по определению В. Воробьева и Е. Дмитриева, "журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: 1) социальный институт; 2) система специальных, теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества". В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением".

Исходя из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

Итак, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

- информативная насыщенность;

- публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

- непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

- непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:

1) пресса (печать) - средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3) телевидение - передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.

4) Фактически под определение "СМИ" подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит. СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами.


1.2 Место и роль средств массовой информации в обществе

СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации. В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ.

Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет: а) пропаганду официальной идеологии; б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине; в) критику идеологических противников.

В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией СМИ как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем, чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции: а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией; б) адекватно отражать общественное мнение.

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества.

В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения. средство массовая информация государство

Однако независимые от государства СМИ не должны быть сосредоточены в руках одной политической силы. Политический плюрализм должен сочетаться с информационным плюрализмом.

Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, существовали и будут существовать частные СМИ. Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг.

Одна из серьезных проблем, связанных со СМИ, состоит в том, чтобы оградить неполитизированную часть общества (а это преобладающая в количественном отношении часть населения, а следовательно - основной электорат на любых выборах), во-первых, от монополизированной государственной идеологии; во-вторых, от различного рода партийной пропаганды (при отсутствии политического плюрализма в обществе); в-третьих, от информационного влияния средств массовой информации, выражающих интересы крупных финансовых и промышленных монополистов. Это могут сделать только СМИ, которые политически нейтральны (не имеют политических «хозяев»), не находятся в экономической зависимости от государственного бюджета или финансово-промышленных структур и на этой основе способны удовлетворять информационные потребности общества в целом. Такие СМИ в теории и политической практике называются «общественными», «некоммерческими», «публичными». В ФРГ используется термин «публично-правовые средства массовой информации». Организации (компании) таких СМИ наделены широкими правами самоуправления, финансируются они из налога на радио и телевидение, собираемого телерадиокомпаниями самостоятельно с каждого потребителя. Государство имеет право конституировать публично-правовые радиотелекомпании и закрыть их, но, пока они существуют, они не подлежат его непосредственному влиянию. Наличие и функционирование общественных (публично-правовых) средств массовой информации — атрибут любого демократического общества. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать СМИ и выражать свои интересы законным путем могут любые социальные группы, из которых в конечном счете и состоит гражданское общество.

Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относительно места и роли СМИ в политической системе общества:

1. СМИ не являются ветвью государственной власти («четвертой властью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только «стреляют» они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию «четвертой» (или «пятой», «шестой» и т. д.) ветвью государственной власти.

2. Природа СМИ как орудия власти не позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но и как самостоятельный компонент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической системы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следовательно, об их институализации), но в смысле особого общественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего, организационного оформления.

3. Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологических противников. В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения. Общественные (публично-правовые) СМИ должны быть «зеркалом», адекватно отражающим процессы общественного бытия. Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой — адекватно отражать общественное мнение. Таким образом, содержание функций СМИ в демократическом обществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.

Подводя итог первой главы, отметим, что СМИ и государство, исходя из места и роли СМИ в политической системе общества, взаимодействуют по следующим направлениям: природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства; государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей; государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ; государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ; государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.


Глава 2. Правовая политика государства в сфере деятельности СМИ

2.1 Государство и СМИ: проблемы взаимодействия в сфере формирования информационной политики

Задача информационной политики государства заключается в координации посредством права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой информированности.

За последнее время в России сделано немало в сфере информационной политики: приняты Концепция государственной информационной политики, Доктрина информационной безопасности, Часть четвертая Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О рекламе», внесены поправки в Закон о СМИ.

Вместе с тем динамичность информационной среды обусловливает существенные изменения в информационных технологиях, что создает предпосылки для возникновения новых форм организационных и экономических отношений, отношений собственности, которые нуждаются в правовом регулировании.

Информационная правовая политика направлена на упорядочение общественных отношений в информационной сфере, на создание механизма информационно-правового регулирования путем установления с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений.

Наиболее важным направлением информационной политики государства становится выстраивание сферы массовой коммуникации, центральным звеном которой выступают отношения со СМИ. Так, Концепция государственной информационной политики предусматривает следующие направления информационной политики в сфере СМИ: недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации; регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации; защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ.

Немаловажным является решение проблемы развития общероссийских СМИ с учетом региональных интересов. К числу указанных в Концепции направлений, необходимо по нашему мнению, отнести совершенствование системы подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере деятельности СМИ. Успех проводимой информационной политики государства во многом зависит от кадров.

Кроме того, необходимо дополнить право СМИ антимонопольной составляющей. Ведь без нее, невозможно осуществить эффективную поддержку плюралистических процессов в стране и создать условия для продвижения рыночных реформ во все сферы общественной жизни. В связи, с этим считаем целесообразным принятие Федерального закона «Об основах экономических отношений в сфере массовой информации», который бы регулировал прозрачность отношений собственности и контроля над массово-информационными предприятиями, ограничивал концентрацию СМИ, стимулировал добросовестную конкуренцию и защищал профессиональную самостоятельность редакций и журналистов.

Для формирования экономической независимости СМИ, их ответственности перед обществом, способности к самоорганизации, государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами, субсидиями, проявить лояльность к издательствам, полиграфическим комбинатам и средствам связи, а также упорядочить систему доставки печатных изданий.

Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.

Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.

Взаимоотношения государства и СМИ всегда были довольно тонкой деликатной проблемой. В условиях современной России она из плоских взаимоотношений государства и СМИ, преодолевая идеологические догмы, в конечном итоге переходит в правовое поле, естественно, требуя четкого юридического обоснования. Возрастающая роль информационной сферы, являясь системообразующим фактором общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности, которая существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности России в сфере внешней политики являются:

а) разработка государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса страны;

б) разработка и реализация комплекса мер по усилению безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику государства;

в) придание российским представительствам и организациям за рубежом функций усиления по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике России.

Взаимоотношения государства и СМИ в различных странах строятся по-разному и зависят от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство в данный момент находится у власти, какова политическая расстановка сил в отдельной стране и в мире и т.п. Огромное значение имеет то, какие ценности, идеалы, идейнополитические ориентации разделяют администрация редакций и их сотрудники.

Многие СМИ ассоциируются с конкретными политическими партиями, а иногда даже выступают как их официальные организации – к примеру, газета «Форвертс» и журнал «Нойе гезельшафт» признаны в Германии как официальные органы СДПГ. Большинство СМИ в демократических странах демонстрируют свою независимость от государства и его социально-политических институтов.

В индустриально развитых странах уже давно речь идет не о партийной принадлежности СМИ, а об их ориентации. Во Франции, к примеру, за исключением «Юманите» и «Матэн», трудно говорить о какой-либо партийности печати. Ее скорее всего можно делить на «левую» или «правую».

Аналогична ситуация в Великобритании. Хотя, например, «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает интересы реформаторских сил, «Дейли мирор» – лейбористов, а «Файнэншнл тайме» отражает позиции финансовых кругов Лондона. Иначе говоря, неоднозначная позиция СМИ по отношению к власти (вернее, к тем, кто у власти) может породить либо конфликтную, либо консенсусную модель. Возможна и консенсусно-конфликтная модель. Скандал между российским руководством и ОРТ, а также с «Медиа-Мост» тому подтверждение.

В подходах к свободе слова даже в США и Великобритании, стран одного блока, имеется глубокая разница. Первая поправка к американской конституции гласит, что Конгресс никогда не примет закона, ограничивающего свободу слова или прессы. В Федеральном законе о связи 1934г. говорится, что Федеральная комиссия по связи не должна иметь прав цензора в отношении любых сообщений, которые передаются радиостанциями. И никто не может посягать на право свободы выступлений.

Отличается от этого правила первый британский закон о телевидении 1954г., когда государство включилось в процесс создания системы коммерческого вещания в Соединенном Королевстве. До этого Би-Би-Си финансировалась владельцами телевизоров и радиоприемников и была монополистом в сфере телерадиовещания.

Такой подход популярен и в России, но он подменяется понятием собственности на телекоммуникационные средства. Некоторые из медиамагнатов полагают, что частоты – это их личная собственность. Предложение правительства принять участие в конкурсном обновлении лицензий ими было воспринято как покушение на права человека и частную собственность. Действительно, в Poccии наметилась тенденция к становлению нового информационного рынка, что по существу могло способствовать становлению еще одной отрасли российской экономики, открывающей совершенно иные возможности для реализации внешнеполитического курса.

Подход к этой новой реальности со стороны руководства страны должен быть не только исключительно правильным и научным, но и нетрадиционным, а некотором смысле даже и опережающим. Запретительный метод давно является анахронизмом и вызывает раздражение мировой общественности, парализуя наметившийся диалог между Россией и остальным миром. Раньше в государстве говорили друг о друге, сегодня Россия вынуждена говорить со всем миром.

Активизация информационной деятельности государств на международной арене объясняется объективными процессами: всеобщая глобализация рынка, небывалый прогресс в информационных технологиях и как следствие – борьба за влияние на мировое общественное мнение, как действенный фактор внешней политики страны. Но процесс приватизации СМИ в России носил исключительно политический характер и появившиеся медиамагнаты подчинили возможности СМИ служению собственным интересам, а не обществу. Вот почему общественное мнение в споре между государством и СМИ предпочтение отдает государству.

Именно отсутствие диалога между внешнеполитическим ведомством и СМИ России не обеспечило им и международную поддержку. Процесс восприятия информации аудиторией определяется психологическими особенностями, а в бесконтрольной подаче непроверенной информации СМИ утратили чувство меры.

Одновременно наблюдается отход от общепризнанных поведенческих норм, прежде всего, деформировались представления о человеческом достоинстве и уважении одного человека другим. Это имело большие последствия, ибо чувство приличия формирует осознание моральной устроенности, вырабатывает правила, по которым большинство населения пытается жить в обществе.

Нет ничего предосудительного в том, что правительство или различные ведомства будут иметь свои СМИ, если они в состоянии достойно их содержать. Наличие, наряду с коммерческими СМИ, государственных дает населению право выбора. Сотрудники государственных изданий не могут себе позволить того, что позволяют частные издания. Государственные СМИ не могут заниматься предпринимательством в классическом смысле, они должны стать носителями культуры, морали, нравственности, и сегодня для них главное говорить правду, а не заниматься государственной пропагандой.

Итак, сегодня правомерно утверждать: чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно может добиться геополитических стратегических преимуществ. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно профессионально должны будут владеть методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к комплексному сочетанию средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.

В цивилизованных странах государство – крупнейший производитель информации.

2.2 Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государства

В современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как "медиа-политика" и "медиа-политическая система". При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

С начала нового тысячелетия в силу ряда объективных причин произошло усиление влияния государства на деятельность СМИ, и при этом у органов власти увеличились возможности в информационном обеспечении своей деятельности.

Примечательно, что Швеция еще в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций средств массовой коммуникации:

- стимулировать широкое участие граждан в общественных делах;

- укреплять сознание национальной идентичности;

- давать гражданам необходимую информацию и одновременно предоставлять им возможность донести свои взгляды и мнения до правящих кругов;

- служить форумом для обмена мнениями и информацией;

- подвергать критическому анализу группировки, стоящие у власти в стране.

Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане Швеции получали инструмент влияния на процессы общественного управления и по достоинству оценили его.

В Российской Федерации электронные СМИ могут быть использованы в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти по следующим направлениям.

1. Активизация выступлений электронных СМИ по проблемам стратегического и тактического развития России:

- информирование о принимаемых законодательных актах:

представителям законодательной ветви власти целесообразнее не постфактум говорить о принятых решениях, но постоянно разъяснять, какие социально значимые проекты законов находятся в стадии подготовки, каково их основное содержание, приглашать общественность к обсуждению наиболее значимых законодательных актов (как в США); электронные СМИ - наиболее удобное средство обсуждения законодательных норм, их популяризации (особенно Интернет, позволяющий осуществлять активную обратную связь);

- информирование о стратегических и тактических планах исполнительной власти с отчетами представителей министерств и ведомств;

- информирование о деятельности судебных органов, где помимо рассмотрения дел межличностного характера в ТВ-программах (таких, как "Суд идет"), рассказывать о делах, связанных с отстаиванием гражданами своих гражданских прав, показывающих, что законодательная система работает на условиях равенства закона для всех представителей общества, для государства и бизнеса; это будет стимулом для граждан в отстаивании своих прав;

- упреждающее информирование о деятельности трех ветвей власти.

2. Борьба с бедностью, где надо больше использовать зарубежный опыт.

В решении этого вопроса Россия значительно запаздывает: в Англии формы работы по борьбе с бедностью ведут свое начало от Закона о бедных 1601 г. В течение XX в. в Европе развивается принцип субсидиарности (от лат. "subsidium ferre" - оказывать помощь), когда государство предлагает своим гражданам различного рода помощь, чтобы они могли самостоятельно решать свои проблемы на основе самоорганизации и самоконтроля. Такой способ помощи способствует формированию самодостаточности даже в критических ситуациях, значительно щадит чувство собственного достоинства каждого гражданина страны. Борьба с бедностью в том числе должна способствовать решению такой острой проблемы, как высокая дифференциация населения по уровню доходов (до 30 раз и более по децильному коэффициенту без учета объемов теневой экономики), диспропорция в уровнях заработной платы между отраслями экономики (в шесть-семь раз), между регионами страны (в пять-десять раз и более), внутри предприятий (от 20 до 100 раз и более).

При этом формы субсидиарной информационной помощи предполагают:

- теле-, радио- и интернет-школы малого бизнеса, рассказывающие о том, как делать бизнес поэтапно и какие могут появиться проблемы;

- сайты и программы обмена позитивным опытом в сфере бизнеса и помогающие осуществлению поиска партнеров в стране и за рубежом;

- программы, стимулирующие изобретателей и авторов инновационных идей (конкурсы, интернет-фестивали и т.д.);

- неназидательное просвещение, когда СМИ, "развлекая, просвещают". Прежде всего необходимо обратить внимание на молодежь, на проблемы ее образования и на формирование шкалы ценностей молодых людей, поэтому целесообразно чаще посвящать программы тому, что в условиях развитой демократии ценится человек, который "сам себя создал", чтобы героями СМИ стали люди, "сделавшие себя сами".

3. Влияние на динамику шкалы ценностей россиян.

Анализ динамики ценностей и устремлений россиян показывает, что с начала 1990-х годов граждане освобождаются от патерналистских устремлений, становятся более самостоятельными в своих решениях. Средний класс подрастает в год примерно на 1% (выделяемый по совокупности трех критериев: образование, доход, самоидентификация) и составляет около 15 - 19%. Примечательно и увеличение числа сограждан, мыслящих в рамках действия рыночных механизмов, демократических отношений. Ведущие ценности половины населения страны - одновременно демократия и безопасность; к числу наиболее важных и наиболее нарушаемых ценностей попали равенство перед законом, право на безопасность и защиту личности, право на личную собственность, право на труд и право на образование. Именно этим вопросам должно уделяться наибольшее внимание электронными СМИ с акцентом на том, что делает государство для решения данных проблем, чтобы способствовать утверждению либеральной и высокоморальной шкалы ценностей россиян.

4. Взаимодействие власти с обществом и бизнесом.

Государство сегодня не способно решить все социальные и экономические проблемы, но шансы его увеличатся, если активизируется его взаимодействие с бизнесом и гражданским сообществом. Роль СМИ здесь может быть следующая:

- активизация информационной платформы для осуществления консолидирующей функции трех ведущих сил социума: власти, бизнеса и гражданского общества; при этом СМИ принимают на себя постановку социально значимой проблемы и роль информационного спонсора процесса осуществления разумного поиска компромиссов при решении данной проблемы властью, бизнесом и гражданским обществом. Примечательно, что именно поиск социальных компромиссов породил шведский социализм;

- механизм сбора идей, подаваемых общественностью, позитивного опыта, накопленного в различных сферах жизнедеятельности россиян;

- аккумулятор негативных мнений и средство их оглашения (СМИ должны оглашать независимые и альтернативные мнения представителей разных слоев общества, что, как показывает мировая практика, дает очень хорошие результаты в системе государственного строительства. Например, в 1971 г. риксдаг Швеции одобрил систему государственных субсидий прессе. Эти субсидии должны были выплачиваться в соответствии с общими правилами газетам, имевшим менее выгодное положение на рынке, независимо от их содержания, в том числе политического. Шведский феномен состоит в том, что большая часть СМИ находится в оппозиции к социал-демократам, которые более 60 лет возглавляют власть в стране. Многие считают, что в том числе наличие оппозиции и ее свобода выражения позволяют правительству вовремя отследить недостатки своего руководства, исправить их и тем самым из года в год быть переизбранным народом.

Другой пример, в финском городе Эспоо сетевые СМИ позволяют молодежи в возрасте от 13 до 20 лет выносить на обсуждение специалистов самые разные идеи социального прогрессирования. Другие молодые люди при помощи электронных СМИ и Интернета имеют возможность подвергнуть эти идеи критике или развивать их далее. При активной поддержке высказанных идей специалистами и участниками обсуждения они определенным образом оформляются советом молодежи города и передаются на рассмотрение властным структурам.

5. Деятельность омбудсменов отличается от деятельности органов государственного и муниципального управления, поскольку последние, с одной стороны, нередко не способны самостоятельно достаточно критично улавливать настроения общества; с другой стороны, постоянная связь с социумом через омбудсменов сближает систему государственного и муниципального управления и общества, способствует росту доверия и сотрудничества между ними.

6. Стимулирование формирования системы экологии СМИ, поскольку нам еще только предстоит реализовать программу становления толерантности, в то время как в западных странах толерантность стала частью жизни. Гуманизация информации проявляется не только в религиозной, идейно-политической, расовой или иной терпимости, но и в том, что, например, в Германии на общественном телевидении допустима реклама в течение 20 минут в сутки (в то время как согласно Закону РФ "О средствах массовой информации" аудиовизуальные СМИ могут давать рекламу в течение 15 минут на каждый час эфирного времени) и при этом она запрещена после 20 часов. Большинство европейских государств в обязательном порядке маркируют программы с тем, чтобы дети не просто не могли посмотреть передачи для взрослых, но родители знали, в каких программах присутствуют насилие, ужасы, секс и для какого возраста каждая из них предназначена. Также западноевропейские государства стимулируют формирование всякого рода общественных советов, которые борются за экологию средств массовой информации, в первую очередь электронных.

Таким образом, духовное оздоровление общества может произойти в том числе путем формирования стратегии демократической информационной политики, когда СМИ будут продуктивно работать как реальный механизм взаимодействия социума и власти, когда произойдет восстановление эффективности критической и заступнической функций средств массовой информации, когда СМИ станут на защиту интересов личности и общества через создание общественного телевидения, когда увеличится количество изданий самых разных направлений при финансовой поддержке государства.

Подведем итог второй главы.

Задача информационной политики государства заключается в координации посредством права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой информированности.

Государство обладает большими возможностями в информационной сфере. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно профессионально должны будут владеть методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к комплексному сочетанию средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.


Глава 3. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России

Специфические российские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от одной советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная со сменой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилось пониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния, в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.

Особые причины кризиса (помимо объективных, связанных с общей неблагоприятной ситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы) Союз журналистов видел в отсутствии у государства какой-либо внятной политики в области СМИ, пробелы в законодательстве, в особенности «выпадения» СМИ из отношений собственности в результате чего закон о СМИ плохо регулирует отношения и проблемы СМИ. Раскрывая и детализируя свои выводы о кризисе российской прессы, авторы отмечают:

– что пресса, будучи брошена в рынок, перестала быть объектом культуры и информации, а стала одним из товаров, наравне с водкой и джинсами;

– что конкуренция изданий и каналов не способствует улучшению качества прессы, что огромные различия в степени насыщенности периодическими изданиями отдельных регионов России (перепад более чем 30-ти кратный) это уже не отклонения в рамках одной модели прессы – это принципиально разные типы информационного взаимодействия между властью, обществом и человеком, принципиально разная роль прессы в этом взаимодействии;

– что главной тенденцией в отношениях власти и СМИ стало вырождение политики государственного протекционизма и замена ее политикой патернализма со стороны власти, создание «ручной», «карманной» прессы;

– что усиливается расслоение журналистского корпуса на редакторов, тяготеющих к властной и бизнес элите, и журналистов, тяготеющих к гражданскому обществу;

– что руководители ведомств игнорируют соответствующий Указ Президента и не реагируют на критику в свой адрес, требуют платы от журналистов за предоставление информации.

И, пожалуй, самый значимый уточняющий вывод – российская пресса реально независима лишь от читателя, зрителя, слушателя.

Выработка механизмов, которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает, слушает и смотрит должна была бы составлять основной приоритет законодательной и законоприменительной деятельности. Но ничего похожего не наблюдается и потому реальная конкуренция между журналистами и их изданиями (компаниями) все больше подменяется состязанием сенсаций, скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовой независимости превращает СМИ из информационных источников в политическое оружие групп, кланов, элит и т. д., где отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируется его владельцу, будь то банкир или администратор области, его послушностью, управляемостью, готовностью послужить или прислуживать.

Оценка состояния российской прессы, данная специалистами в начале нынешнего XXI века, мало чем отличается от тех, которые давались ей в середине 90-х гг. прошедшего столетия. Отмечается, что пресса потеряла свою лидирующую роль в обществе и взяла на себя в первую очередь, функцию его информационно-сенсационного и развлекательного массажа. Тяжелое экономическое положение большинства редакций и населения направили развитие прессы по такому пути, когда стало свершившимся фактом:

– выход за пределы общероссийского информационного поля значительной части населения страны;

– сокращение объема информации в структуре отдельного издания;

– ухудшение качества общероссийской информации, снижение уровня ее достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизация публикаций и др.).

Абсолютное большинство специалистов в числе наиболее существенных характеристик информационного поля России называют также доминирование телевидения, которое стало не только основным но для многих россиян и единственно доступным каналом массовой информации. Это во многом определяет тип и содержание той картины мира, которую формируют СМИ в сознании граждан России: оно носит в основном событийно-жанровый характер, где тесно переплетается информация и развлечение, тематические материалы все больше вытесняются различного рода шоу, а их обсуждение концентрируется не на проблеме, а персонаже.

Как отмечают многие исследователи за популярностью телесмотрения стоит не просто иллюзия бесплатного доступа к коммуникации (по сравнению со все дорожающей печатной продукцией). Относительная гарантированность этого доступа, причем максимально синхронного с транслируемыми событиями (газеты намного запаздывают, журналы выходят нерегулярно, доставляют и те и другие из рук вон плохо), или впечатляющая подробность, наглядность, суггестивность телесообщения по сравнению с радиопередачей. Телевидение создает мир, который в данном случае дублирует зачаточные, слабо развитые формы организации социальной жизни либо компенсирует отсутствующие институты гражданского общества. Доверие к масс-медиа (все еще сравнительно высокое) – оборотная сторона отчужденности реципиентов от происходящего, выражение их зрительского участия в социальной действительности.

Телесмотрение не только замещает активную, массовую политическую жизнь пассивным просмотром теленовостей. Телевидение «протезирует» и многие другие несостоявшиеся формы гражданского участия, социальной солидарности (клубы по интересам, ассоциации и союзы разного рода, формы самоорганизации потребительского или досугового поведения, наконец, реальные политические партии), создавая целые сферы чисто визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью, иллюзией присутствия. Разыгрывая различные ситуации, инсценируя сюжетные коллизии, ТВ воспроизводит весь круг представлений и ценностей, значимых сегодня для сообщества россиян в целом, выступает своего рода «живым календарем» ритуалов социального единства и сопричастности. Тем самым ТВ в нынешних условиях самим характером апелляции к массе создает целостность, вне данного систематически повторяющегося акта коммуникации не существующую.

Ведущим агентом информационного поля остается российское государство. Оно не только определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность через уполномоченный на то орган, но и является (как минимум де-факто) собственником многих средств массовой информации (особенно региональных).

Представление о возможностях воздействия государства на СМИ дает перечень тех прерогатив, которые отнесены к компетенции государства:

– разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;

– регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;

– лицензирование телевещания и радиовещания;

– контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений, предоставление и аннулирование регистраций и лицензий в установленном порядке;

– разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;

– подготовка законодательных и иных нормативных актов в области СМИ.


Заключение

Подведем итог работы.

СМИ есть многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

СМИ и государство, исходя из места и роли СМИ в политической системе общества, взаимодействуют по следующим направлениям: природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства; государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей; государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ; государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ; государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы.

Система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

- информативная насыщенность;

- публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

- непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

- непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Задача информационной политики государства заключается в координации посредством права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой информированности.

Государство обладает большими возможностями в информационной сфере. Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах политики, что приведет в XXI веке к кардинальному изменению способа ведения политики и облика политической элиты. Наряду с традиционными методами посольской работы дипломаты исключительно профессионально должны будут владеть методами информационного противоборства. Очевидна тенденция современного мирового политического руководства к комплексному сочетанию средств традиционной дипломатии с информационными возможностями воздействия на поведение политической элиты, населения страны и мирового сообщества.

В цивилизованных странах государство – крупнейший производитель информации.

В целях совершенствования взаимодействия СМИ и государства предлагается следующее. Для формирования экономической независимости СМИ, их ответственности перед обществом, способности к самоорганизации, государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами, субсидиями, проявить лояльность к издательствам, полиграфическим комбинатам и средствам связи, а также упорядочить систему доставки печатных изданий.

Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.

Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо, чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.


Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

  1.  Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.) // Российская газета. - 22.12.2006. - № 289.
  2.  Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 29.07.2006. - № 165.
  3.  Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 01.12.2007 г.) // Российская газета. - 15.03.2006. - № 51.
  4.  Федеральный закон от 13.01.1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (в ред. от 16.10.2006 г.) // Российская газета. - 14.01.1995. - № 9-10.
  5.  Федеральный закон от 27.12.1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 24.07.2007 г.) // Российская газета. - 08.02.1992. - № 32.

Литература

  1.  Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2003. – 215 с.
  2.  Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М:, 1986. – 232 с.
  3.  Воробьев В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле: Социально-политический анализ. – М., 2003. – 235 с.
  4.  Ворошилов В. В. Журналистика. – С. -Петербург, 2000. – 386 с.
  5.  Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // Юрист. – 2005. - № 6. – С. 33 -38.
  6.  Комаровский В.С. Государственная Служба и средства массовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. – 114 с.
  7.  Коновченко С.В. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти России // Информационное право. – 2007. - N 4. – С. 23 - 28.
  8.  Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 165 с.
  9.  Никифорова Е.А. Политика, право и средства массовой информации // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей-юристов. Вып. 1. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2001. -С. 77 - 85.
  10.  Прошина М.Г. Средства массовой информации как институт гражданского общества в России: Теоретико-правовой анализ: Автореф. диссер. к.ю.н. - Саратов, 2006. – 23 с.
  11.  Решетников С.В. Теория процесса принятия управленческих решений: Монография. – М., 2003. – 277 с.
  12.  Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М.: Аспект-пресс, 2003. – 259 с.
  13.  Средства массовой информации России. - М.,2001. – 401 с.
  14.  Урсул А.Д. Отражение и информация. - М.: Мысль, 1973. – 413 с.
  15.  Хадениус С. Шведская политика в XX веке - конфликт и согласие. Стокгольм, 1997. – 56 с.
  16.  Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике / Под ред. Р.Л. Добрушина, О.Б. Лупанова. - М.: Иностранная литература, 1963. – 343 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11207. Акцентная структура слова 118 KB
  ЛЕКЦИЯ 10 Акцентная структура слова. Словесное ударение. Акустикофизиологическая природа словесного ударения в английском языке в сравнении с русским. Виды словесного ударения. Функции словесного ударения. Место словесного ударения. Градация сло...
11208. ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ 96.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 11. ИНТОНАЦИЯ И ПРОСОДИЯ. Понятия интонации и просодии и их соотношение как лингвистического и акустикофизиологического явления. Компоненты интонации: мелодика громкость темп качество голоса пауза. Методы записи интонации. Функции просодии. ...
11209. Региональная и социальная вариантология. Американский, австралийский и канадский варианты английского языка. 102 KB
  ЛЕКЦИЯ 13 Региональная и социальная вариантология. Американский австралийский и канадский варианты английского языка. Американский вариант английского языка. Американский вариант английского языка детально описывался многими учёными из разных стран. С точ
11210. Региональная и социальная вариантология. Британский вариант английского языка 151.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 12 Региональная и социальная вариантология. Британский вариант английского языка. Понятие национальный язык региональный стандарт национальная модификация языка. Билингвизм и диглоссия. Современные британские произносительные нормы. Географичес
11211. Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения 48 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Фонетика и фонология изучаемого языка. Специфика структуры английского произношения Литературное произношение. Понятие орфоэпии. Языковая фонетическая интерференция. Понятие фонетической базы Артикуляционная и просодическая база. Артикуля...
11212. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль 186.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 15. Стилистическое использование интонации. Информационный стиль 1. Информативно описательные обучающие тексты. Письменная речь. Информативноописательный обучающий монолог. Информативноописательный обучающий монолог. Информативные диало...
11213. Стилистическое использование интонации. Академический стиль 135.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 16. Стилистическое использование интонации. Академический стиль. Фоностилисты описывают этот стиль одновременно как информативный и волеизъявительный. Он определяется целью коммуникации поскольку в задачи говорящего входит и привлечение внимания слуша...
11214. Структура слога 95.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 8 Структура слога. Проблема слога. Фонетические характеристики английского слога в английском языке. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования. Структура слога. Слогообразующие звуки в анг...
11215. Учение о фонеме. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами 120.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 5. Учение о фонеме. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Генеративная фонология. Английская фонетическая школа. Московская фонологическая школа. Копенгагенский структурализм. Ленинградская фонетическая фонологическ