71401

Системы координат, применяемые в наземной фотограмметрии. Элементы ориентирования снимка

Доклад

География, геология и геодезия

В качестве системы координат снимка в наземной фотограмметрии так же как и в аэрофотограмметрии применяется система координат задаваемая координатными метками oxyz рис.1 Ось х этой системы для фотокамер проходит через координатные метки 12. Началом системы координат является точка...

Русский

2014-11-06

108.5 KB

11 чел.

Системы координат, применяемые в наземной фотограмметрии. Элементы ориентирования снимка.

В качестве системы координат снимка в наземной фотограмметрии, так же как и в аэрофотограмметрии, применяется система координат, задаваемая координатными метками oxyz (рис.  .1а) для снимков полученных фотокамерой и  задаваемая столбцами и строками матрицы изображения oxyz (рис.  .1б), полученного цифровой камерой.

 

Рис. .1

Ось х этой системы (для фотокамер) проходит  через координатные метки 1-2. Началом системы координат является точка о’, получаемая в результате пересечения оси х с линией проведенной через координатные метки 3 и 4. Ось y лежит в плоскости снимка  Р и перпендикулярна оси х. Ось z дополняет систему до правой.

Для снимков полученных с помощью цифровой камеры система координат снимка задается следующим образом. Начало системы координат о’ совпадает с пикселем, расположенным в левом нижнем углу матрицы изображения, ось x совпадает с соответствующей строкой, а ось y – с соответствующим столбцом этой матрицы (рис. 1б). Ось z дополняет систему до правой.

Любая точка снимка, например m, имеет в этой системе координат координаты m(х,у,z=0). Центр проекции  S имеет в этой системе координаты  S ( x=x0, y=y0, z=f ).

  f-фокусное расстояние снимка, а х0 и у0 – координаты главной точки снимка-o.

Для восстановления связки проектирующих лучей, сформировавших  снимок в системе координат снимка  oxyz, необходимо для каждой точки снимка определить координаты вектора  в этой системе координат по измеренным на снимке координатам точки m.

                         ( .1).

Из выражения  ( .1) следует, что для восстановления связки проектирующих лучей, необходимо измерить координаты точки и знать значения координат центра проекции S в системе координат снимка  f , х0 , y0, которые являются постоянными для данного снимка и называются элементами внутреннего ориентирования снимка.

Более широко в фотограмметрии используют систему координат снимка  Sxyz, началом которой является центр проекции  S, а оси координат параллельны соответствующим осям системы координат oxyz.    

Так как система координат Sxyz параллельна системе координат oxyz, то, как известно из аналитической геометрии, координаты векторов в обеих системах координат равны, то есть координаты вектора   в системе координат  Sxyz определяется выражением ( .1).

Используя данную систему координат снимка можно применить весь математический аппарат, разработанный для фотограмметрической обработки аэроснимков.

Системы координат объекта. Элементы внешнего ориентирования снимка.

Положение точек объекта (местности) по снимкам  определяют в прямоугольной пространственной системе координат OXYZ . В зависимости от решаемой задачи в качестве этой системы координат используют:

  •  государственную картографическую систему координат ( в России – Гаусса – Крюгера) для решения топографических задач;
  •  произвольную систему координат, связанную с характерными точками объекта;
  •  базисную систему координат.

Последняя система координат показана на рис.  .2

Начало системы координат находится в центре фотографирования левого снимка S1. Ось Z совпадает с вертикалью. Ось X совпадает с проекцией базиса фотографирования на горизонтальную плоскость XY. Ось Y дополняет систему до правой.

Положение и ориентацию системы координат снимка (или, что то  же самое – снимка) в системе координат объекта OXYZ  определяют элементы внешнего ориентирования снимка .

Положение центра проекции S в системе координат объекта определяют его координаты Xs,Ys,Zs.

Угловая ориентация системы координат снимка относительно системы координат объекта определяется ортогональной матрицей:

  ( .2)

Элементами этой матрицы являются, как известно, направляющие косинусы, которые зависят от трех углов , ,  и вычисляются по тем же формулам, что и для аэроснимков.

Геометрическая интерпретация угловых элементов внешнего ориентирования , , показана на рис. .3

Рис.  3

Здесь

- поперечный угол наклона снимка. Угол между осью Z и проекцией оси z на плоскость ZY.

 - продольный угол наклона снимка. Угол между осью z и ее проекцией на плоскость ZY.

 - угол разворота снимка. Угол лежащий в плоскости снимка между осью x и следом сечения плоскости снимка плоскостью Xz.

Если сравнить эти углы с угловыми элементами внешнего ориентирования аэроснимка, то видно, что они те же самые и имеют туже геометрическую интерпретацию. Единственное отличие заключается в значении угла , которое для наземных снимков равно примерно 90о.

Следует отметить также, что в наземной фотограмметрии в отличии от аэрофотограмметрии углы наклона снимков могут принимать значения от 0о до 360о, в зависимости от решаемой задачи.

  1.  Основные случаи съемки

В зависимости от значений угловых элементов внешнего ориентирования снимков , , различают различные случаи наземной съемки:

  1.  Общий случай съемки.

Углы наклона снимков могут принимать произвольные значения (от 0o до 360o). На рис. 5.7 показан пример возможной съемки для получения модели пространственного объекта.

Рис. 5.7

  1.  Нормальный случай съемки.

В этом случае оптические оси камер параллельны между собой и перпендикулярны базису фотографирования (рис.5.8 или рис.5.9). При этом угловые элементы внешнего ориентирования снимков имеют следующие значения:

1    2    0o

1   2   90o

1   1    0o

Рис. 5.8

Рис. 5.9

3. Равноотклоненный случай съемки.

Оптические оси камер параллельны между собой и отклонены от перпендикуляра к базису на некоторый угол (рис.5.10). Угловые элементы внешнего ориентирования снимков имеют следующие значения:

1    2    

1   2   90o

1   1    0o

Рис. 5.10

Этот случай съемки используется для увеличения площади съемки с одного базиса фотографирования. Как правило с одного базиса получают три стереопары.

4. Равнонаклонный случай съемки.

Оптические оси камер параллельны между собой и наклонены относительно горизонтальной плоскости на некоторый угол (рис.5.11). Угловые элементы внешнего ориентирования снимков имеют следующие значения:

1    2    0o

1   2   

1   1    0o

Этот случай съемки применяется когда надо снять высокий объект (например, многоэтажное здание).

Рис. 5.11

5. Конвергентный случай съемки.

Оптические оси камер не параллельны между собой, а повернуты одна относительно другой на некоторый угол , который называется углом конвергентности (рис.5.12). Это позволяет повысить точность определения координат точек объекта за счет увеличения базиса фотографирования и угла засечки. Если угол конвергенции  превышает 16o, то теряется стереоскопическое восприятие снимков. В этом случае возможны только монокулярные измерения. Поэтому данный случай съемки, как правило, применяется для получения координат маркированных на объекте точек.

Рис. 5.12


x

y

z

r

S

f

o

o’

m

M

1

2

4

x

y

а)

б)

r

f

x

x

m

y

y

z

z

S

o

o'

M

xo

yo

S2

S1

B

x

x

y

y

X

Y

Z

Рис. .2

x

y

z

S

o

X

Y

Z

X

Y

Z

O

S1

S2

Z

X

Y

B

x

y

z

x

y

z

X

S1

S2

Y

B

X

S1

S2

Y

B

Y

Z

X

S1

S2

Y

B


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15727. АТП на 150 автомобилей ВАЗ-2104 и 200 грузовых автомобилей ГАЗель 364.5 KB
  Расчетнопояснительная записка к курсовому проекту на тему: АТП на 150 автомобилей ВАЗ2104 и 200 грузовых автомобилей ГАЗель Введение Курсовое проектирование по кафедре Автомобильный транспорт имеет своей целью закрепление знаний по дисциплине Производственноте...
15728. Дизельные генераторы KDE12EA3 157.97 KB
  Дизельные генераторы KDE12EA3 Дизельные генераторы KIPOR KDE12EA3 имеют новый автоматический регулятор напряжения обеспечивающий высокую точность значения выходного напряжения и мощный дизельный двигатель KD2V86F. Генератор обладает номинальным напряжением 380 / 220В номинальной с
15729. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 116.9 KB
  Реферат на тему ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя Неисправности системы питания заключаются в...
15730. Маркировка автомобильных шин 140.17 KB
  Маркировка автомобильных шин Автомобильные шины маркируются алфавитноцифровым кодом который обозначается на борту шины. Этот код определяет размеры шины и некоторые из ее ключевых характеристик типа индикаторов нагрузки и скорости. Иногда внутренний борт шины со
15731. Проект организации ТО и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 33000 часов 151.16 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Проект организации ТО и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства с годовым объемом работ 33000 часов РЕФЕРАТ Пояснительная записка курсового проекта содержит 39 листов машиннопечатного текста формата А4 13 таблиц и два приложения список использованно
15732. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА 369.5 KB
  Реферат по моделированию: МОДЕЛИРОВАНИЕ СОСТАВА МАШИННОТРАКТОРНОГО ПАРКА ВВЕДЕНИЕ За последние годы произошло значительное сокращение количества сельскохозяйственной техники в стране. Тяжелое финансовое положение предприятий нарушенный паритет цен на маши...
15733. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ М-14П 422 KB
  КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ М14П ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ М14П ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Авиационный двигатель М14П поршневой четырехтактный бензиновый с воздушным охлаждением девятицилиндровый однорядный со звездообразным расположением цилиндров и с карб...
15734. Технология восстановления типовых деталей 92 KB
  Реферат по дисциплине Надежность и ремонт машин на тему: Технология восстановления типовых деталей Содержание 1 Номенклатура классов и групп деталей машин. 2 Характерные дефекты и способы их устранения у типовых деталей 2.1 Корпусные детали 2.2 ...
15735. Способы устранения дефектов деталей автомобиля 89.5 KB
  Способы устранения дефектов деталей автомобиля Виды и характеристика дефектов Наиболее распространенными дефектами деталей автомобилей и агрегатов поступающих на КР являются: изменение размеров рабочих поверхностей; механические повреждения; нарушение...